новые исследования Молодых ученых
Григолия Я.А.
активное обучение как одно из направлений конструктивизма
Универсальный характер, разноплановость личностно ориентированного образования отражены в научных трудах современных ученых: М.Н. Берулава, И.С. Якиманская; Э.Ф. Зеер, Г.А. Берулава, Д.А. Белухин, С.В. Кульневич, Е.В. Бондаревская, О.А. Зимовина, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др. Главная цель личностно ориентированного образования - обеспечение максимально комфортных условий для личностного роста учащихся, их индивидуального развития, полноценного раскрытия потенциальных возможностей.
для реализации современного качественного образования требуется поиск новых эффективных методик обучения в различных областях знаний. Этот вопрос остается актуальным в условиях любой системы образования. Работа будущего специалиста зависит от того, насколько успешно он осуществляет свою профессиональную деятельность, используя все свои знания, навыки, умения, творческий опыт, находит пути решения вопросов, связанных с профессиональными интересами.
в данной статье мы обращаем внимание на вопрос применения активного обучения или обучения, ориентированного на ученика.
Основной целью современной общеобразовательной системы является ориентация на каждого ученика и на достигнутые им результаты. Соответственно, в центре ориентированного на личность образовательного процесса находятся ученик, его развитие и достигнутый им результат. Ориентация на результат подразумевает не только запоминание учеником передаваемой ему информации, но и преобразование этой информации в устойчивое, динамичное и функциональное знание, т.е. выработку соответствующих навыков. Все это достигается интерактивными методами. Ученик является субъектом интерактивного обучения, его активным участником. в основе обучения лежат собственный опыт учащегося, его личные качества и знания.
Активное обучение или, другими словами, обучение, ориентированное на ученика, основывается на важном образовательном направлении - конструктивизме. Основная идея конструктивизма заключается в том, чтобы с помощью сравнения старых и новых знаний научить ученика собирать новую информацию, самостоятельно делать заключения, самостоятельно мыслить, конструировать (выстраивать) знания.
Сдвиг парадигмы от «преподавания» к «обучению» призывает перемещение усилий от учителя к ученику [ 1].
Ориентированный на ученика подход к обучению сложился и развивался на основе произведений и теорий, которые выдвинули:
- Джон Дьюи (1859-1952), американский психолог, один из самых известных сторонников практического обучения;
- Жан Пиаже(1896-1980), швейцарский психолог, продемонстрировал на опыте, что детские умы не пусты и активно обрабатывают материал, который им представлен.
- Фридрих Вильгельм Август Фребель, немецкий педагог, заложил основу современного образования, опираясь на утверждение о том, что дети обладают уникальными потребностями и возможностями, и на идею, что учитель не должен «мешать процессу познания, но действовать в качестве руководителя».
- Лев Семенович Выготский (1896-1934), советский психолог, основатель культурно-исторической психологии, считал, что сообщество играет центральную роль в процессе «создания смысла».
Теория «конструктивизма», которая основана на работах Д.Дьюи, Ж.Пиаже и Л.С.Выготского, утверждает важность коллаборативной деятельности, открытий и независимого обучения. Понятие коллаборативное, или совместное обучение (от англ. collaborative learning) это обучение, предполагающее тесное взаимодействие между учащимися или между учащимися и преподавателем. Основными формами работы являются групповые проекты, совместные работы и др., позволяющие учащимся получать знания посредством совмесной деятельности: поиск информации, обсуждение и принятие решений.
В конструктивистском подходе ученик является активным участником процесса обучения. Конструктивистская методология обучения максимально учитывает интересы учеников в процессе обучения, их стимулирование для того, чтобы они могли анализировать и интерпретировать факты, явления и понятия.
Обучение, ориентированное на ученика - это такой подход, в котором ученики могут влиять на содержание, деятельность, материалы и темп обучения. Эта модель обучения ставит учащегося в центр учебного процесса. Такой процесс обучения дает возможность учителю получить дополнительное время, чтобы помочь каждому ученику развивать глубокое понимание предмета, и обеспечивает индивидуальный подход к ученикам, которые учатся по- разному для достижения целей [ 2].
При преподавании, ориентированном на ученика, учитель дает ученикам возможность учиться самостоятельно. Педагог развивает в них навыки, которыми они должны эффективно пользоваться. Такой подход включает в себя такие методы, как активное использование опыта в обучении вместо лекций, участие в ролевых играх учеников, решение открытых проблем и тех проблем, которые требуют творческого мышления, которые не могут быть решены лишь следуя примерам из текста.
Активный урок должен быть спланирован так, чтобы учитель мог помочь ученикам самим выстраивать (конструировать) знания, находить значения и соотношения предметов, самим анализировать. это повышает активность и ин-
терес учеников. Обучение, ориентированное на ученика заставляет учеников ментально, и часто физически, быть активным в обучении путем деятельности, которая заключается в сборе информации, размышлении, и решении проблемы. Правильно реализованное обучение, ориентированное на ученика, может привести к повышению мотивации к обучению, более длительному сохранению в памяти знаний, более глубокому пониманию и более позитивному отношению к изучаемому предмету.
для активного обучения также требуется ориентированная на ученика «среда» обучения, в которой внимание сфокусировано на деятельность и поведение обучающихся, что является основным показателем того, что учениками было усвоено. Естественно признается то, что учитель считается приоритетом, в конечном итоге именно учитель разрабатывает и реализует обучающую среду, но внимание здесь четко ориентировано на учеников.
Стратегия обучения, ориентированного на ученика базируется на следующих основных принципах:
- учитель работает с учениками для определения стратегии обучения; ученики принимают активное участие в процессе обучения.
- эти стратегии предназначены для удовлетворения потребностей отдельных учащихся. [ 3].
- ученикам дается прямой доступ к нескольким источникам информации (например, книги, интернет ресурсы, члены сообщества) и помогают решить задачу, сделав их осознанными пользователями этих ресурсов.
Личностно-ориентированные методики включают в себя широкий спектр инструментов, которые позволяют ученикам принимать участие в процессе обучения. Стратегии обучения, ориентированного на ученика развивают грамотность и навыки критического мышления учеников в благоприятной обстановке в классе.
в то же время, методы обучения, ориентированные на ученика, не обозначают вседозволенность. Они имеют структуру и пределы. Основные правила должны быть установлены и ясны всем с самого начала. Следует отметить, что при взаимодействии учителя с учениками и между учениками диалог сам по себе недостаточен, если нет взаимодействия. Качество этого взаимодействия имеет решающее значение для качества обучения.
В обучении, ориентированного на ученика, учителя используют различные способы вовлечения учеников в предметный материал через практический опыт и групповую деятельность. В классах, в которых проводится такое обучение, ученики работают в команде, и даже если они не особо заинтересованы в данном предмете, назначенные им роли в пределах своих команд будут удерживать их и их мысли занятыми.
Преподаватель должен понимать, что обучающиеся имеют различные уровни мотивации, разные взгляды на преподавание и обучение, а также различное мнение на конкретную среду обучения в классе и учебные практики. Таким образом, учителя должны знать, как оформить и довести до учеников свои знания, чтобы они были интересны ученикам и вовлекали их в процесс обучения, потому что это приводит к повышению успеваемости. Чем лучше учителя понимают
эти различия, тем лучше они могут удовлетворить разнообразные потребности в обучении для всех своих учеников. Преподаватель играет влиятельную роль в создании хорошего и незабываемого опыта обучения для учеников. Хороший опыт обучения, в свою очередь , мотивирует обучающихся прилагать больше усилий, чтобы учиться более интенсивно, преодолевать трудности. Обязанности преподавателя заботиться об эффективном обучении учеников. Хорошо реализованное обучение, ориентированное на ученика, помогает ученикам учиться и достигать своих целей.
Основными принципами обучения, ориентированном на ученика, в отношении взаимосвязи учителя и ученика, являются :
- ученики берут на себя больше ответственности за свое обучение;
- участие и вовлечение учеников необходимы для обучения;
- более равные отношения между учениками содействуют их росту и развитию;
- в результате обучения ученик видит себя другим [ 4].
Использование учителями данных методик также стимулирует профессиональный и личностный рост. Каждый день учитель будет изучать жизнь класса. Это должно стимулировать и удовлетворять учителей, так как они предоставили благоприятную среду для своих учеников.
Поведение преподавателя влияет на характер учебного климата. Ученик является активным искателем знаний. Он строит знания, взаимодействуя как с преподавателем, так и используя данные, собранные из различных источников, с целью решения проблемы или задачи, которые перед ними поставлены.
Итак, еще раз обозначим, что обучение, ориентированное на учащихся размещает учеников в центр учебного процесса, рассматривает классы как сообщества учащихся; готовит их к тому, чтобы быть успешными и в классе и за пределами своего класса. Педагоги, применяющие метод обучения, ориентированного на учеников, разрабатывают структуры, которые направлены на общее стремление к обучению. Они рассматривают индивидуальное и коллективное обучение как наиболее важную цель любого опыта образования.
В данной статье кратко охарактеризованные подходы и приемы безусловно направлены на совершенствование методической подготовки учителя, которые способствуют развитию умения решать задачи разного уровня. Отметим, что представленный подход позволяет наиболее полно активизировать работу каждого обучающегося и вовлечь в принятие самостоятельных решений с использованием современных ресурсов. Процесс усвоения знаний становится более устойчивым, ученики приобретают навыки и умения по применению определенных способов самостоятельного решения. Безусловно, впоследствии приобретенные знания позволят составить определенную базу для успешной профессиональной деятельности. Подобная организация обучения дает возможность сделать занятия более интересными, а подготовка учеников становится более качественной, активной и оптимальной.
литература
1. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве // Психолог. наука и образование. 2012. № 1. С 5-18.
2. Зимовина О.А. Теоретические основы индивидуализации обучения. -Сочи, 2007.
3. Извеков И.Н., Зимовина О.А. К вопросу оптимизации государственной воспитательной политики в субъектах РФ.// Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск, 2015. - № 1 (16). - С. 211-225.
4. Барр . Р.Б., «От преподавания к обучению - новая парадигма высшего образования». 1995
5. Брандс д. и Гиннес П. «Руководство по обучению, ориентированному на ученика». 1986
6. Дьяченко В. К. «Сотрудничество в обучении.О коллективном способе учебной работы». — М.: Наука, 1991 - 138 с. (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).
Токарев А.А.
формы практической работы по экологическому воспитанию детей
Указом Президента Российской Федерации 2017 год объявлен Годом экологии. 27.12.2016 г. состоялось заседание Государственного совета «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», по итогам которого Правительству Российской Федерации поставлена задача включить в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды. Курс на экологическое просвещение населения страны должен начинаться с первых лет жизни человека, и большая роль в этом отводится образовательным организациям.
Успешному формированию начал экологической культуры ребёнка способствуют практико-ориентированные формы работы, такие как университет экологических знаний, круглый стол и тематические мастер-классы, которые дают возможность всестороннего охвата дошкольников экологическим образованием. Важно, что подобные формы подразумевают совместную деятельность детей и