Научная статья на тему 'Формы практической работы по экологическому воспитанию детей'

Формы практической работы по экологическому воспитанию детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ПРИРОДА / NATURE / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / ДОШКОЛЬНИК / ECOLOGICAL EDUCATION / AND PRESCHOOLER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токарев Алексей Алексеевич

Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Экологическое образование сегодня официально признано одним из приоритетных направлений совершенствования образовательной деятельности. Исходя из актуальности обозначенной проблемы, со всей остротой встаёт вопрос совершенствования работы по экологическому воспитанию подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает первые эмоциональные впечатления, начинает складываться его жизненный опыт, формируются знания о природе и социуме, о разных формах жизни. Поэтому очень важно именно в этот период заложить мировоззренческую установку «человек часть огромного живого, часть природы». Осознание этой установки и станет началом формирования экологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of practical work on ecological education of children

Ecology is currently the basis for the formation of a new lifestyle. Environmental education is now officially recognized as one of the priority directions of improvement of educational activities. Based on the relevance of the problems the issue of improving the work on ecological education of the younger generation is becoming urgent. In preschool age, the child gets the first emotional experiences, begins to emerge from his life experience, emerging knowledge about nature and society, about the different forms of life. Therefore, it seems very important in this period to establish a worldview as «the man part of a huge living part of nature.» The realization of this conception and will be the beginning of formation of ecological culture.

Текст научной работы на тему «Формы практической работы по экологическому воспитанию детей»

литература

1. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве // Психолог. наука и образование. 2012. № 1. С 5-18.

2. Зимовина О.А. Теоретические основы индивидуализации обучения. -Сочи, 2007.

3. Извеков И.Н., Зимовина О.А. К вопросу оптимизации государственной воспитательной политики в субъектах РФ.// Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск, 2015. - № 1 (16). - С. 211-225.

4. Барр . Р.Б., «От преподавания к обучению - новая парадигма высшего образования». 1995

5. Брандс Д. и Гиннес П. «Руководство по обучению, ориентированному на ученика». 1986

6. Дьяченко В. К. «Сотрудничество в обучении.О коллективном способе учебной работы». — М.: Наука, 1991 - 138 с. (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).

Токарев A.A.

формы практической работы по экологическому воспитанию детей

Указом Президента Российской Федерации 2017 год объявлен Годом экологии. 27.12.2016 г. состоялось заседание Государственного совета «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», по итогам которого Правительству Российской Федерации поставлена задача включить в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды. Курс на экологическое просвещение населения страны должен начинаться с первых лет жизни человека, и большая роль в этом отводится образовательным организациям.

Успешному формированию начал экологической культуры ребёнка способствуют практико-ориентированные формы работы, такие как университет экологических знаний, круглый стол и тематические мастер-классы, которые дают возможность всестороннего охвата дошкольников экологическим образованием. Важно, что подобные формы подразумевают совместную деятельность детей и

взрослых, приучая участников процесса к пониманию того, что экологическое знание - это не просто часть научной теории, но повседневная деятельность по сохранению природы, важная для всех членов семьи [2]. Одновременно дети, участвуя в этих формах образовательной деятельности, приобретают первый познавательно-исследовательской опыт.

Университет экологических знаний представляет собой комплекс самостоятельных образовательных детско-взрослых мероприятий и проектов [2]. Целью университета является способствование развитию экологической компетентности воспитанников и педагогов посредством включения их в творческую, познавательно-исследовательскую и практическую экологическую деятельность. Деятельность университетов направлена на индивидуальное развитие личности, выработку навыка самостоятельной навигации в информационном пространстве, формирование у детей умения ставить и решать исследовательские задачи, развитие способности самостоятельно мыслить.

детские университеты экологических знаний, как правило, формируются при учреждениях дополнительного образования, домах детского и юношеского творчества, муниципальных культурных комплексах. Основные направления, реализуемые в образовательных программах и проектах университета:

1)теоретическая экология;

2) полевая или натуралистическая экология;

3) познавательно-исследовательская деятельность;

4) экологическое просвещение;

5) практическая природоохранная деятельность.

Так, например, детский университет экологических знаний при Дворце творчества «Мемориал» (г. Киров) [2] включает ряд самостоятельных образовательных проектов: клуб «Азбука природы»; объединение на базе компьютерного класса «Экология и компьютер»; естественнонаучная школа; очно-заочная экологическая школа с элементами дистанционного обучения; проект экологического просвещения и воспитания «От творчества - к осознанию» (массовые экологические мероприятия: конкурсы, фестивали).

Но решение задач экологического воспитания детей невозможно без опоры на духовно-нравственные ценности жизни социума, традиционные черты российской ментальности: коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих поколений, душевную щедрость, эмоционально-чувственное отношение к жизни [4, С. 14].

Понимание духовности как процесса сознательного самосовершенствования позволяет представлять духовность как особый социокультурный способ аккумулировать достижения исторического развития и результаты многообразия человеческого опыта. В этом случае, духовность, как совокупность конкретных норм и ценностей, составляющих смысл жизни не только отдельного человека, но и человечества в целом, связывает поколения в культурном и историческом пространстве [5, С. 151].

С учетом духовно-нравственных ценностей российского общества разра-

батываются различные творческие формы работы с детьми, которые представлены в проекте экологического просвещения и воспитания «От творчества - к осознанию». Данные проект дает возможность детям погрузиться в удивительный мир природы, понять важность взаимосвязи и взаимозависимости его явлений и объектов, почувствовать личную ответственность за всё живое. Формы образовательного процесса:

- учебные занятия (изучение тем, включённых в программу, методик исследования, правил фиксирования данных наблюдений, правил оформления собранных материалов, знакомство с требованиями к защите работы, к созданию презентаций);

- индивидуальное консультирование;

- выполнение домашних заданий исследовательского характера (проведение наблюдений, постановка опыта, эксперимента, анкетирование, фиксирование результатов и т.д.);

- полевая практика (отработка методик полевых исследований, камеральная обработка собранных материалов);

- летние исследовательские экспедиции;

- учебные и итоговые конференции;

- научное общество учащихся (участие юных исследователей в конкурсах всероссийского и международного уровней).

Следует отметить, что детские университеты экологических знаний зачастую обладают обширной материальной базой. В частности, в МОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр» (г. Омск) [8] функционирует детский зоопарк, где представлены все классы животных. В его коллекции 32 вида млекопитающих, 37 - птиц, 17 - пресмыкающихся, 3 - земноводных, 46 - рыб и 2 - насекомых. Среди них есть как редкие животные, например, пеликан, так и типичные представители местной фауны - лисы, сороки. Ботанический сад представлен коллекцией тропических растений (более 1800 видов), из них около 700 видов кактусов и суккулентов. Несомненно, посещение зоопарков и ботанических садов является эффективным способом реализации экологического образования детей. В ходе подобных мероприятий ребёнок не только знакомится с многообразием животного и растительного мира, но и видит роль человека в природе, учится бережному отношению ко всему живому.

Итак, университет экологических знаний способствует развитию у детей возможностей в самообразовании и исследовательской работе по решению экологических проблем через непосредственное их подключение к изучению и улучшению местной экологической обстановки совместно со взрослыми - педагогами и родителями и возможностью представить результаты своей деятельности для обсуждения на круглом столе.

Круглый стол - это форма публичного обсуждения определенных вопросов, в ходе которого участники имеют равные права в дискуссии и высказываются по очереди или в определенном порядке. Одним из преимуществ «круглого стола» является неформальное общение родителей и педагогов в процессе об-

суждения актуальных проблем экологического образования детей. На заседание приглашаются родители, выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой проблемы экологической направленности со специалистами (воспитатель-эколог, педагоги дошкольной организации). В ходе «Круглого стола» педагоги имеют возможность взаимного обмена опытом, услышать разные точки зрения разрешения проблемного вопроса.

Успешному проведению «круглого стола» способствует постановка конкретной цели. Рассмотрим следующий пример проведения «круглого стола» под названием «Воспитание доброты к природе» [7], цели которого - усвоить принцип «не навреди» по отношению к природе, заинтересовать детей и взрослых в совместной деятельности по сохранению природы.

Заседание круглого стола началось с прослушивания записи рассказов детей о своих питомцах. В ходе мероприятия участники беседовали на тему экологического воспитания, была сформулирована рекомендация детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации, знакомится с природой родного края через средства массовой информации. Круглый стол показал, только опираясь на семью, совместными усилиями может решиться главная задача - воспитание человека экологически грамотного. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Следующей формой воспитательной работы, направленной на формирование экологической культуры, являются экологические мастер-классы. Они призваны обратить внимание детей и взрослых на проблемы экологии, а также показать реальные возможности реализации экологической грамотности [1; 9],

В процессе подготовки мастер-классов нами обоснована значимость реализации вариативного подхода к экологическому воспитанию детей. Выявлено, что вариативность есть не просто признак разнообразия тех или иных компонентов образования, но фундаментальная характеристика преобразования всей системы обучения и воспитания детей. Реализация вариативного подхода была рассмотрена на различных уровнях: на уровне образовательного процесса - разнообразие программ и курсов, учебно-методических комплектов, средств и методов экологического воспитания детей, образцов экологической деятельности; на уровне образовательного учреждения - различные виды и типы школ, формы организации их работы; на уровне организации территориальной, региональной системы образования - вариативность управленческих программ, систем образовательных учреждений, типов связей и соорганизации их деятельности [ 4, С.

14].

Возможность организации процесса экологического воспитания детей во многом будет зависеть от учета при проектировании данного процесса внешних и внутренних факторов [6, с. 215]. Среди внешних факторов можно выделить следующие: психолого-педагогические; социальные; экономические; демографические; социокультурные.

К внутренним факторам мы относим те, которые отражают специфические особенности изучаемого объекта. В данном случае - это возрастные особенности детского возраста, субкультура подростка, его социальный опыт и ценностные ориентации, потребности и мотивации, условия, средства и технологии погружения подростка в социальную жизнь общества. Особую значимость среди внутренних факторов экологического воспитания детей имеют социально-значимые виды деятельности [3].

Вышеперечисленные формы работы обеспечивают возможность как непосредственной передачи сведений об окружающей среде и её охране, например, в ходе деятельности детских университетов экологических знаний, так и подразумевают дискуссионный характер образовательной деятельности, когда дети и взрослые обсуждают важность экологических проблем и собственные возможности и обязанности в данной сфере в ходе круглых столов. Практические навыки закрепляются в ходе тематических мастер-классов.

литература

1. Байкарова А.А. Мастер-класс для дошкольников старшей и подготовительной групп «Воздушный шар». - М.: ГПБУ «Мосприрода», 2016.

2. Балахничёва Л.Л., Бармина А.В., Денисова Н.И. Детский университет экологических знаний [Электронный ресурс]. - https://dvorecmemorial.ru/ index.php/obyedinemya/estestvennonauchnaya-napravlennost/40-detskij-universitet-ekologicheskikh-znanij.

3. Голошумова Г. С., Свинина Н.Г. Этнокультурное образование младших школьников [Текст] // Начальная школа. - 2003. - № 3- С. 22.

4. Голошумова Г.С. , Ефимова П.С. Модели и технологии воспитания сельских школьников на этнокультурном материале [Текст] // Вестник Университета Российской академии образования. - 2015. - № 3. - С. 12-18.

5. Голошумова Г.С., В.В. Кузнецова, Е.Р. Сизова Духовность как ценностное основание бытия и становления личности человека [Текст] // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 2. - С. 150-153.

6. Голошумова Г. С., С.Г. Ежов Факторы формирования социальной компетентности подростков [Текст] // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 6. - С. 211-217

7. Павлова В.А. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ Открытый урок [Электронный ресурс]. - http://festival.1september.ru/articles/601740.

8. Ригерт В.В. Особенности реализации экологического образования в системе дополнительного образования города Омска [Электронный ресурс]. -http://www.debcomsk.ru.

9. Рыжая Н. Мастер-класс «Изготовление ловушки из пластмассовой бутылки» [Электронный ресурс]. - http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-izgotovlenie-lovushki-iz-plastmasovoi-butylki.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.