Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ СТУДЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ СТУДЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МЕТОД / ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ АКТИВНОСТЬ / EDUCATIONAL PROCESS / STUDENT-CENTERED APPROACH / METHOD / TRAINING / MOTIVATION / PERSONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисель Олеся Владимировна, Дубских Ангелина Ивановна, Бутова Анна Владимировна

В статье дан обзор преимуществ студент-центрированного подхода для высшего образования. Система преподавания и обучения в настоящее время переживает огромный сдвиг от обучения, в центре которого стоит преподаватель к студент-центрированному обучению, которое обеспечивает учащимся более автономный и самоуправляемый опыт обучения, который необходим в современной цифровой рабочей среде. Актуальность исследования заключается в том, что оно касается одной из тем, представляющих интерес для учителей, педагогов, а также для процесса преподавания и обучения в целом. Авторы статьи описывают преимущества данного подхода для всех участников процесса обучения в высшей школе. В статье затрагиваются вопросы применения новаторских методов, характерных для студент-центрированной образовательной парадигмы. Для студент-центрированного обучения характерно, что студентов учат планировать свое обучение, взаимодействовать с преподавателями, участвовать в исследованиях и оценках. Руководство и контроль преподавателей базируются на подборе материалов и ресурсов для обучения в соответствии с интересами и возможностями студентов. Данный подход создает платформу и возможность для того, чтобы студенты были более независимыми, главным образом в процессе принятия решений, которые побуждают их быть более ответственным. Кроме того, такой подход также способствует высокому уровню вовлеченности студентов в учебный процесс, что способствует сильной командной работе студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисель Олеся Владимировна, Дубских Ангелина Ивановна, Бутова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES OF USING A STUDENT-CENTERED APPROACH IN HIGHER EDUCATION

The article reviews the advantages of the student-centered approach for higher education. The teaching and learning system is currently undergoing a huge shift from teacher-centered learning to student-centered learning that provides students with the more Autonomous and self-directed learning experience that is needed in today's digital work environment. The relevance of the research is that it concerns one of the topics of interest to teachers, educators, as well as to the process of teaching and learning in General. The authors describe the advantages of this approach for all participants in the higher school education process. The article deals with the application of innovative methods that are characteristic of the student-centered educational paradigm. It is characteristic of student-centered learning that students are taught to plan their studies, interact with teachers, and participate in research and evaluations. Guidance and control of teachers is based on the selection of materials and resources for training in accordance with the interests and capabilities of students. This approach creates a platform and opportunity for students to be more independent, mainly in the decision-making process that encourages them to be more responsible. In addition, this approach also contributes to a high level of student involvement in the learning process, which contributes to a strong team work of students.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ СТУДЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

педагогические науки

Кисель Олеся Владимировна, Дубских Ангелина Ивановна, Бутова Анна Владимировна ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ СТУДЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННОГО ...

УДК 378.14

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0026

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ СТУДЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

© 2020

SPIN: 2502-7050 AuthorlD: 785927 ORCID: 0000-0001-8503-9948

Кисель Олеся Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям

SPIN: 4712-6011 AuthorlD: 692782 ORCID: 0000-0001-7367-6093

Дубских Ангелина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям

SPIN: 3836-3633 AuthorID: 688004 ORCID: 0000-0002-8357-6069

Бутова Анна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры

иностранные языки по техническим направлениям Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455000, Россия, Магнитогорск, пр. Ленина 38, e-mail: olesja-kisel@rambler.ru) Аннотация. В статье дан обзор преимуществ студент-центрированного подхода для высшего образования. Система преподавания и обучения в настоящее время переживает огромный сдвиг от обучения, в центре которого стоит преподаватель к студент-центрированному обучению, которое обеспечивает учащимся более автономный и самоуправляемый опыт обучения, который необходим в современной цифровой рабочей среде. Актуальность исследования заключается в том, что оно касается одной из тем, представляющих интерес для учителей, педагогов, а также для процесса преподавания и обучения в целом. Авторы статьи описывают преимущества данного подхода для всех участников процесса обучения в высшей школе. В статье затрагиваются вопросы применения новаторских методов, характерных для студент-центрированной образовательной парадигмы. Для студент-центрированного обучения характерно, что студентов учат планировать свое обучение, взаимодействовать с преподавателями, участвовать в исследованиях и оценках. Руководство и контроль преподавателей базируются на подборе материалов и ресурсов для обучения в соответствии с интересами и возможностями студентов. Данный подход создает платформу и возможность для того, чтобы студенты были более независимыми, главным образом в процессе принятия решений, которые побуждают их быть более ответственным. Кроме того, такой подход также способствует высокому уровню вовлеченности студентов в учебный процесс, что способствует сильной командной работе студентов.

Ключевые слова: образовательный процесс, студент-центрированный подход, метод, обучение, мотивация, личностная активность.

ADVANTAGES OF USING A STUDENT-CENTERED APPROACH IN HIGHER EDUCATION

© 2020

Kisel Olesya Vladimirovna, candidate of philological sciences, associate professor of the «Foreign Languages for Engineering Chair» Dubskikh Angelina Ivanovna, candidate of philological sciences, associate professor

of the «Foreign Languages for Engineering Chair» Butova Anna Vladimirovna, candidate of philological sciences, associate professor of the «Foreign Languages for Engineering Chair» Nosov Magnitogorsk State Technical University (455000, Russia, Magnitogorsk, 38, Lenin St,, e-mail: olesja-kisel@rambler.ru) Abstract. The article reviews the advantages of the student-centered approach for higher education. The teaching and learning system is currently undergoing a huge shift from teacher-centered learning to student-centered learning that provides students with the more Autonomous and self-directed learning experience that is needed in today's digital work environment. The relevance of the research is that it concerns one of the topics of interest to teachers, educators, as well as to the process of teaching and learning in General. The authors describe the advantages of this approach for all participants in the higher school education process. The article deals with the application of innovative methods that are characteristic of the student-centered educational paradigm. It is characteristic of student-centered learning that students are taught to plan their studies, interact with teachers, and participate in research and evaluations. Guidance and control of teachers is based on the selection of materials and resources for training in accordance with the interests and capabilities of students. This approach creates a platform and opportunity for students to be more independent, mainly in the decision-making process that encourages them to be more responsible. In addition, this approach also contributes to a high level of student involvement in the learning process, which contributes to a strong team work of students.

Keywords: educational process, student-centered approach, method, training, motivation, personal activity.

ВВЕДЕНИЕ

Студент-центрированное обучение, термин, который основан на философии, согласно которой студент находится в центре процесса обучения. Студент-центрированное обучение основано на теории конструктивизма, которая сформулирована на основе идеи о том, что учащиеся должны конструировать и реконструировать знания для эффективного обучения.

Данная концепция обучения признает, что у студентов есть широкий спектр мнений, способностей и силь-Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33)

ных сторон, и в этом смысле она дает студентам возможность сделать свой собственный выбор в отношении их образования и будущей карьеры [1]. Больший акцент уделяется на развитие навыков и, в частности, общие передаваемые жизненные навыки. Преимущества данной формы обучения для студента многочисленны и разнообразны, в том числе делают учащихся неотъемлемой частью академического сообщества, повышают мотивацию к учебе, независимость и ответственность в учебе, а также обеспечивают должное внимание к потребностям

Kisel Olesya Vladimirovna, Dubskikh Angelina Ivanovna, Butova Anna Vladimirovna ADVANTAGES OF USING A STUDENT-CENTERED APPROACH ...

pedagogical sciences

студентов [2]. Преимущества студент-центрированного обучения не ограничиваются только потребностями студентов. Это приносит пользу преподавателю и обществу в целом, так как оно способствует культуре обучения в течение всей жизни.

Обучение, ориентированное на студента, основано на когнитивной парадигме и конструктивизме. Когнитивизм делает акцент на психических процессах и рассматривает развитие человека в терминах прогрессивных стадий когнитивного развития. Для конструктивистского обучения характерно активное участие студентов в занятиях, где они самостоятельно конструируют знания. Таким образом, фокус смещается с обучения, ориентированного на преподавателя, на обучение, ориентированное на студента. В рамках конструктивистского обучения студенты сталкиваются с релевантными для них проблемами; концепции структурируются от целого к части, точки зрения студентов оцениваются, а обучение студентов в контексте оценивается с помощью аутентичных задач [3].

А.Ф. Бейлина утверждает, что конструктивистское учение оказалось более успешным, чем учение, ориентированное на учителя. Результаты показали, что студенты приобрели и сохранили больше знаний. Конструктивистское учение давало студентам больше времени для построения знаний путем командной работы. Конструктивистское знание также позволяло творчески строить знания, активизировало предшествующие знания и было более привлекательным, чем обучение, ориентированное на преподавателя [4].

Цель исследования - рассмотреть преимущества сту-дент-центрированного подхода в обучении в ВУЗе, а также сравнить основы студент-центрированного и традиционного обучения. Описать приоритетные методики обучения, в центре которого находится студент.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Поставленные цели достигаются за счет совокупности теоретических и эмпирических методов исследования: теоретического анализа литературы по теме, наблюдение за результатами работы студентов и преподавателей.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Основными характеристиками студент-центриро-ванного подхода являются индивидуальный опыт, перспективы, опыт, интересы, способности и потребности учащихся. В рамках этого подхода преподаватели в основном фокусируются на том, что студенты должны изучать, и подчеркивают, почему они учитывают существующие знания студентов, предоставляют различные возможности для обучения студентов, часто меняют методы обучения, помогают студентам, у которых есть проблемы, и учитывают их прошлое. Учителя обсуждают со студентами, какие учебные действия приводят к хорошим результатам, заставляют студентов искать альтернативы и пытаться найти свои собственные решения.

Студент-центрированная концепция противопоставлена традиционной форме обучения под руководством преподавателя и предпочитает более гибкие методы обучения, которые должны быть доступны для студентов [5]. Традиционное обучение склонно рассматривать студентов как пассивные рецепторы информации, которые не принимают активного участия в процессе обучения. С другой стороны, студент-центрированное обучение диаметрально противоположено философии, лежащей в основе традиционного обучения, поскольку оно позволяет студентам формировать свои собственные пути обучения. Основа обучения, в центре которого находится студент, не является пассивным, так как именно активное обучение помогает студентам учиться самостоятельно.

Студент-центрированный подход имеет ряд преимуществ, и его превосходство как педагогического подхода становится более актуальным, при его применении в вузах. Проблема обучения, в центре которого находится студент, была связана с переходом и сменой парадигмы,

необходимой для перехода от традиционного подхода, ориентированного на учителей, к студент-центрирован-ной, и эта проблема была более выражена в образовательных системах большинства развивающихся стран [6].

Роль преподавателя, студента и учебных материалов

Студент-центрированный подход должен поощряться по нескольким причинам. Некоторые ученые утверждают, что это способствует глубокому обучению и академической вовлеченности, а некоторые говорят, что обучение, ориентированное на учащихся, поддерживает трансформацию студентов и преподавателей.

Обучение, в центре которого находится студент, способствует глубокому обучения и учебного взаимодействия. Некоторые авторы утверждают, что данный подход стимулирует студентов к принятию глубокого подхода к обучению, который находится под влиянием конструктивизма. Глубокий подход к обучению связан с поиском смысла в задаче и интеграцией аспектов задачи в единое целое [7].

Этот подход требует, чтобы преподаватели действительно понимали и обращали внимание на студентов и их обучение, на потенциал любого человека. Все это приведет к психологическому здоровью и социальной зрелости обучаемого. Преподаватель должен иметь конгруэнтность, безусловное позитивное отношение и эм-патию и таким образом помогать развивать глубоко человеческие отношения между сторонами образовательного процесса. Процесс высшего образования должен быть больше, чем повышение квалификации и знаний. В личности студента должен быть фундаментальный рост. Студент-это ценная человеческая личность, поэтому преподаватели должны относиться к студентам с уважением, способствовать тому, чтобы помочь студентам найти свой собственный путь получения высшего образования.

Студенты регулярно сталкиваются с трудностями, дискомфортом и сопротивлением во время первоначального перехода от традиционного подхода (например, лекции) к новому, ориентированному на студентов подходу [8]. В новой, ориентированной на учащихся учебной среде учащиеся могут испытывать чувство неуверенности в своих ролях и обязанностях. Кроме того, им может не хватать навыков самостоятельного обучения, чтобы добиться успеха в этой ситуации.

Наиболее частыми проблемами преподавателей, использующих студент-центрированный подход, по-видимому, являются студенты, ожидающие типовых ответов, пассивные студенты, отсутствие мотивации к обучению, нежелание участвовать в дискуссиях и мероприятиях.

Возможно, удастся снизить процент студентов, для которых обучение, ориентированное на студентов, неэффективно, за счет профессиональной подготовки преподавателей. О.В. Кисель говорит, что многие преподаватели университетов считают, что они являются экспертами, которые должны обеспечивать контент-ориентированное обучение, поэтому они не любят менять свои лекции в активном вовлечении студентов. Поэтому необходимо повышать качество преподавания и обучения, поощряя учителей к использованию лич-ностно-ориентированных форм обучения. Он описывает инициативу по содействию преподаванию и обучению, ориентированному на учащихся. Кампания включала анализ передовой практики награжденных учителей, пропаганду более широкого использования передовой практики, курс подготовки учителей, поощряющий обучение, ориентированное на учащихся, проекты, поддерживающие обучение, ориентированное на учащихся, опрос учащихся, определяющий области для улучшения и развития модели преподавания и учебной среды [9].

Необходимо обеспечить студенту обратную связь, вовлечь его в активное обучение, провести индивидуализацию обучения к потребностям ученика и сделать

педагогические науки

Кисель Олеся Владимировна, Дубских Ангелина Ивановна, Бутова Анна Владимировна ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ СТУДЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННОГО ...

процесс обучения актуальным. Студенты имеют индивидуальные потребности в отношении личных способностей, мотивации и того, что движет их обучением, целей заработка и карьерных устремлений, овладения результатами обучения на курсе при поступлении на курс, стилей обучения, места и времени обучения.

Студенты должны быть включены на всех уровнях разработки, внедрения и оценки учебных программ. Университеты должны поддерживать разнообразие учащихся и индивидуальные потребности в обучении, психологические и социальные аспекты разнообразия студентов, развивать навыки самообучения, выделять время для самостоятельного обучения и поиска областей интересов, регулярно пересматривать основное содержание учебной программы, признавать, что их образование продолжается в течении всей жизни.

Конструктивистские теории обучения привели к появлению ряда новых методов обучения в образовании. Лекции были сведены к минимуму, и были введены активные методы обучения, такие как проблемные задания, учебные контракты, кейсовые задания и совместные бумажные задания. Так, существуют три характеристики, необходимые для личностно-ориентированного подхода:

1) обучение путем открытия в группах или индивидуально;

2) аутентичные задания;

3) поддержка преподавателя-тренера.

Учитывая новые роли как учителя, так и ученика, ключевым фактором реализации нового подхода к обучению является мотивация как преподавателей, так и студентов. В этом смысле более активное взаимодействие преподавателей со студентами является центральным элементом мотивации учеников, что также требует непрерывного профессионального развития профессорско-преподавательского состава [10].

Другой важной областью студент-центрированного подхода к высшему образованию является роль информационных технологий, библиотек и информационных систем [11].

При традиционном подходе к преподаванию в университете большая часть времени уделяется аудиторным занятиям, где преподаватель находится в центре учебного процесса, а студенты являются лишь пассивными участниками. Самостоятельная работа студентов не стимулирует их к сотрудничеству, что в итоге может сказаться на навыках общения.

Обучение, ориентированное на преподавателя, может стать скучным для студентов, что приведет к снижению интереса к предмету и низкой мотивации. В традиционной системе образования студентам не разрешается выражать себя, задавать вопросы и направлять собственное обучение. В студент-центрированном обучении, студенты и преподаватели имеют общую направленность, то есть студенты и преподаватели взаимодействуют одинаково. Поощряется групповая работа, студенты учатся сотрудничать и общаться друг с другом. Этот подход включает в себя активное обучение, в котором студенты решают проблемы, отвечают на вопросы, формулируют свои собственные вопросы, обсуждают, объясняют, обсуждают или мозговую бурю во время занятий; Кооперативное обучение и индуктивное обучение [12, 13]. Некоторые недостатки такого подхода - так как студенты разговаривают и взаимодействуют, классные комнаты часто заняты, шумны и хаотичны. Со стороны преподавателей может быть сложно управлять всей деятельностью студентов сразу, когда студенты работают на разных этапах одного проекта [14,15]. Поскольку преподаватель работает не со всеми студентами сразу, некоторые студенты могут пропустить важную информацию. Некоторые студенты предпочитают работать в одиночку, поэтому групповая работа может стать проблематичной.

В последние годы все больше преподавателей ис-

пользуют на студент-центрированный подход. Однако некоторые студенты противятся данной форме получения знаний, так как оно не привычно для них, утверждая, традиционная аудиторная работа является более эффективной и привычной [16,17].

В большинстве случаев преподавателям лучше всего использовать сочетание подходов для обеспечения удовлетворения всех потребностей учащихся. Когда оба подхода используются вместе, студенты могут получить положительный результат обоих видов образовательной деятельности.

По мере того как методы преподавания и обучения развиваются с течением времени, развиваются способы передачи знаний и инструменты, которые учащиеся используют для обучения [18, 19]. Интернет предоставляет учителям и ученикам возможности и различные пути для понимания и общения. Информационно-коммуникационные технологии оказывают положительное и существенное влияние в трех измерениях: педагогическое, технологическое и культурное обучение.

Классические методы, направленные на запоминание, заучивание и повторение, оказались недостаточными для развития компетенций, необходимых для современной системе высшего образования [20]. На первый план выходит подготовка студента к современным социальным реалиям, требующая от преподавателя развития у обучающегося коммуникативных навыков и умений, которые помогут адаптироваться постоянно меняющимися условиям. Смысл знания сместился от способности запоминать и повторять информацию к способности находить и использовать ее.

Это означает, что обучающиеся должны овладеть навыками непрерывного обучения, необходимыми им для успешной жизни в постоянно расширяющейся глобальной экономике. Это обусловило смещение акцента в сторону студента, его интересов, что легло в основу студент-центрированного подхода в обучении. Тем не менее, несмотря на широкое распространение данного подхода в области обучения, достаточное количество учебных заведений по-прежнему находятся под доминированием традиционных методов обучения, отводящих преподавателю главенствующих позиции [21].

Это означает, что обучающиеся должны овладеть навыками непрерывного обучения, необходимыми им для успешной жизни в постоянно расширяющейся глобальной экономике. Это обусловило смещение акцента в сторону студента, его интересов, что легло в основу студент-центрированного подхода в обучении. Тем не менее, несмотря на широкое распространение данного подхода в области обучения, достаточное количество учебных заведений по-прежнему находятся под доминированием традиционных методов обучения, отводящих преподавателю главенствующих позиции.

ВЫВОДЫ

Студент-центрированный подход может быть достигнут многими способами: учебная программа может быть организована таким образом, чтобы студенты могли посещать лекцию по предмету, участвовать в совместном проблемном обучении со своими сверстниками или работать самостоятельно. Кроме того, учебная программа может быть разработана таким образом, чтобы она помогала индивидуальным требованиям студентов. Преимущества студент-центрированного подхода включают в себя предоставление навыков для жизни учащихся, создание условий для самостоятельного обучения, а также реагирование на меняющиеся и различные потребности современного общества. Обучение, направленное на студента, помогает в повышении качества высшего образования. В целом этот подход дает пользу учреждениям, преподавателям, обществу и студентам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Игнатьева Е.Ю. Дидактические основы модернизации образовательного процесса в вузе. СПб.: Свое издательство, 2018. 60 с.

2. Shmeleva Zh.N. Student-centered Learning of the FOREIGN lan-

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33)

99

Kisel Olesya Vladimirovna, Dubskikh Angelina Ivanovna, Butova Anna Vladimirovna ADVANTAGES OF USING A STUDENT-CENTERED APPROACH ...

pedagogical sciences

guage at the Non-linguistic University //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 297-300.

3. Калина Н.Д. Концепция конструктивистского подхода в формировании конструктивно-графической компетентности бакалавра дизайна //Мир науки, культуры, образования. 2013. № 2 (39). С. 104108.

4. Бейлина А.Ф. Конструктивистские принципы организации учебной среды //Modern Science. 2019. № 4-3. С. 55-57.

5. Скриплева Е.В., Скобликова Т.В. Формирование конкурентоспособности студентов на основе профессионально-личностного развития // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. С. 14.

6. Поленова А.Ю. Реализация принципов конструктивистского подхода при обучении английскому языку для специальных целей в современном университете // Journal of Economic Regulation. 2017. Т. 8. № 3. С. 120-128.

7. Beausaert, S.A.J., Segers, M.S.R, Wiltink, D. P.A. The influence of teachers' teaching approaches on students' learning approaches: the student perspective. Educational Research. 2013. vol. 55. no. 1. P. 1-15.

8. Baeten, M., Dochy, F., Struyven, K. The effects of different learning environments on students' motivation for learning and their achievement. British Journal of Educational Psychology. 2012. vol. 83. P. 484—501.

9. Кисель О.В. Применение личностно-ориентированного подхода при обучении английскому языку для специальных целей // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции (г. Магнитогорск, 20-24 апреля 2020 г.). Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова. 2020. С. 455.

10. Авдеева Н.А. Некоторые педагогические технологии формирования позитивной мотивации молодежи к изучению иностранного языка с использованием личностно-ориентированного подхода // Россия и Запад: диалог культур. 2018. № 17. С. 1-10.

11. Петрякова С.В., Дусева Н.Ю. Мультимедийные образовательные технологии как элемент личностно-ориентированного подхода в обучении // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 87.

12. Николаев Е.И. Повышение качества обучения иностранному языку в личностно-ориентированном подходе обучения студентов неязыкового вуза посредством инновационных технологий // Вопросы педагогики. 2018. № 4-2. С. 44-46.

13. Linkov A.Y., Klinkov G.T. Person-oriented learning based on its sociological derivation // Scientific Vector of the Balkans. 2018. № 1. С. 5-7..

14. Shmeleva Zh.N. Student-centered learning of the foreign language at the non-linguistic university //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 297-300.

15. Ahmad A.M. Learner-centered Instruction in English Education: Reality and Expectations // Arab World English Journal. 2017. Vol. 8 (1). рр. 108-122.

16. Попова Н.В. О повышении качества математической подготовки экономистов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 272-274.

17. Мойсейчик Л.В. Личностно-ориентированный подход в преподавании иностранного языка// Филология, переводоведение, лингводи-дактика: актуальные проблемы и тенденции развития в эпоху глобализации: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. 2016. С. 36-39.

18. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) //Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 7077.

19. Самсоненко Л.С. Развитие способности к целеполага-нию у студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 72-74.

20. Doyle T. Helping Students Learn in a Learner-Centered Environment: A Guide to Facilitating Learning in Higher Education. Stylus Publishing, LLC. 2008. 194 p.

21. Иванова М.М. Трудности практической реализации личност-но-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе // Международный журнал экономики и образования. 2017. Т. 3. № 2. С. 88-107.

Статья поступила в редакцию 13.07.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.