Научная статья на тему 'Реализация культуроведческого подхода в обучении школьников русскому языку'

Реализация культуроведческого подхода в обучении школьников русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ващенко М. Н.

В статье исследуются пути реализации культуроведческого подхода в обучении школьников русскому языку, анализируется роль формирования культуроведческой компетенции как одной из важнейших составляющих развития языковой личности. Автор статьи рассматривает данное направление в качестве основополагающего в работе учителя-словесника, опираясь в своих выводах на достижения современных отечественных учёных-методистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ващенко М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация культуроведческого подхода в обучении школьников русскому языку»

он способен своевременно находить и получать, воспринимать и использовать новую информацию в учебном процессе. Важно отметить возможность непрерывного образования в течение всей жизни, в рамках которого преподаватель может при желании самостоятельно повышать профессиональные и общекультурные знания.

Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества подготовки специалистов.

Список литературы:

1. Солодовник Л.П. Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педтехно-логий в обучении информатике (информационная подборка) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mich-schola30.narod.ru/doklad.pdf.

2. Степина С.Н. Компетентностный подход в обучении информатике // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: «Издательство Молодой ученый», 2011. -С. 192-197.

РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

© Ващенко М.Н.*

Московский государственный областной университет, г. Москва

В статье исследуются пути реализации культуроведческого подхода в обучении школьников русскому языку, анализируется роль формирования культуроведческой компетенции как одной из важнейших составляющих развития языковой личности. Автор статьи рассматривает данное направление в качестве основополагающего в работе учителя-словесника, опираясь в своих выводах на достижения современных отечественных учёных-методистов

Современная методическая наука характеризуется прежде всего системным подходом к обучению русскому языку как родному. Усвоение языка как системы функционирующих единиц рассматривается в рамках системно-функционального подхода, что благотворно сказалось на развитии тео-

* Соискатель кафедры Методики преподавания русского языка и литературы факультета Русской филологии Историко-филологического института.

рии и практики методической науки. Благодаря значительным достижениям в области психолингвистики, лингвистики текста, теории коммуникации стало возможным построение целостной системы обучения во взаимодействии всех её компонентов - целей, содержания, принципов и методов обучения, средств и форм речевого развития школьника. Системно-семантический подход, в рамках которого возникли и развиваются целые методические школы, также обогатил лингвометодику. Но и он сегодня уже не исчерпывает всего многообразия научных концепций, которые являются базой для создания новых методических систем обучения русскому языку.

В последние десятилетия в методике преподавания утверждается коммуникативный подход в обучении русскому языку как родному. Благодаря такому подходу была преодолена грамматико-центрическая направленность обучения. Появились новые, коммуникативно ориентированные программы, возродился курс риторики в школах различных типов, заметно усилился интерес к курсу «Культура речи», что выразилось во введении его на разных уровнях языкового образования. Значительные изменения в программах средней школы, установление в них речеведческих понятий «текст», «типы текста» и т.п. обусловили усиление коммуникативной направленности в преподавании русского языка.

В самом конце XX века в рамках антропоцентрического подхода в изучении русского языка наметилось еще несколько принципов, в частности, социокультурный и культурологический. Оба берут свое начало еще в трудах И.И. Срезневского, который писал в середине XIX века, что народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Эта мысль созвучна идеям В. фон Гумбольдта о том, что язык есть дух народа. С утверждением социокультурного, этнокультурного, культуроведческого принципов изучения языка возникли и развиваются такие дисциплины, как этнолингвистика, социолингвистика, лингвокультурология.

Социолингвистика, исследуя взаимоотношения между языком и обществом, акцентирует внимание на изучении языковых особенностей различных социальных групп, а этнолингвистика решает вопросы соотношения языка и этноса, языка и истории народа. Лингвокультурология исследует языковые факты через призму духовной культуры. Эти науки объединены общим, социокультурным подходом, что не могло не отразиться и на развитии лингвометодики.

В трудах известных отечественных методистов Е.А. Быстровой, А. Д. Дей-киной, Т.К. Донской, С.И. Львовой, Л.М. Рыбченковой, Н.М. Шанского, Т.М. Воителевой, Е.С. Антоновой, Л.И. Новиковой также был поставлен вопрос о формировании не только лингвистической, коммуникативной и языковой, но и литературоведческой, эстетической, нравственной компетенций, формировании русского национального самосознания и духовного здоровья. Все они органично вошли в структуру культуроведческой компетенции.

Таким образом, социокультурный принцип в обучении формирует способность видеть за каждой единицей языка и речи тот культурный фон, который позволяет ученику приобщиться к великой истории и культуре русского народа, определяет язык как важнейшее средство социализации личности [3].

Разнообразие подходов, их интеграция позволяют учёным XXI века разрабатывать новые, современные концепции и реализовывать их в школе. Это создание системы дистанционного обучения русскому языку, разработка новых информационных технологий при обучении русскому языку как родному, использование компьютерных и интернет-технологий для достижения целей речевого и всестороннего развития личности школьника. Все эти проблемные вопросы необходимо решать с позиций психологической концепции деятельности, методических закономерностей усвоения родной речи, с позиций уже утвердившихся в методике системно-функционального, семантического и коммуникативного подходов к обучению русскому языку, а также с опорой на новые подходы к обучению языку и речи - социокультурный, культуроведческий, антропоцентрический.

Современный период развития методики характеризуется, как уже было сказано, обостренным интересом к языку как средству приобщения к национальной культуре. Такое изучение русского языка формирует знания о реалиях быта, обычаях и традициях народа, нравственно-этических ценностях, искусстве, то есть развивает культуроведческую компетенцию.

Таким образом, культуроведческая компетенция - это осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения [1].

Вопрос о приобщении молодого поколения к родной национальной культуре сегодня очень актуален. Поэтому немаловажно, что в процессе изучения родного языка и литературы необходимо одновременно приобщать обучающихся к национальной культуре своего народа, формируя культуроведческую компетенцию, включающую в себя сведения о языке как о национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа и закрепляющем основные нравственные ценности: представления о связях языка с национальными культурными традициями народа, а также осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи.

Культуроведческий подход в методике обучения предполагает, с одной стороны, усвоение обучающимися в процессе изучения родного языка жизненного опыта русского народа, его культуры, национальных традиций, религии, с другой стороны - формирование нравственно-этических ценностей и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых. Такой подход предусматривает соединение языка и культуры в процессе формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций обучающихся, обогащение их словарного запаса определённой лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими термина-

ми, развитие связной речи, создание предпосылок общения в социально-культурной сфере.

Реализация культуроведческого подхода предполагает использование базовых компонентов культурологической направленности, которые в последние годы всё чаще встречаются в методике преподавания русского языка. Это, например, такие термины и понятия, как культуроведческий фон урока, культуроведческий комментарий, культуроведческий текст, искусствоведческий текст и другие.

Культурный компонент - сугубо национальный специфический образ культуры народа, воплощенный в слове. Он отражает особенности сознания русского человека, вызывает определенные чувства, ассоциации. Такие слова-концепты, как Русь, Россия, Вечность, Вера, Любовь, Надежда, Закон, Справедливость, Честность, Порядочность и другие имеют мощный воспитательный аспект: нравственно - безнравственно, добро - зло, своё - чужое, правда - ложь, покаяние - гордыня. При работе с этими лексическими понятиями важно подвести ученика к осознанию своей мировоззренческой позиции, национальной истины: надо любить свою Родину, Отечество, семью, народ; знать «чужое» (другой народ, иную культуру) и заимствовать из другой культуры целесообразное, рациональное, а не худшее. Это особенно актуально сегодня, когда происходит неоправданное засорение русской речи иностранными словами.

Все виды компетенций тесно взаимосвязаны. В их основе лежит неразрывная триада «язык - культура - общество», новый взгляд на роль социума в становлении языковой личности.

Включение культуры в учебный процесс является сегодня ведущей тенденцией развития образования. Психологи, культурологи, литературоведы и методисты предлагают различные технологии обучения, создающие условия для духовного самоопределения школьника в «социуме культуры» (выражение В.В. Библера) [7]. Современная культура, как известно, полифо-нична. В соответствии с этим перед системой образования стоит комплексная задача: с одной стороны, создать условия для формирования культурной идентичности ребенка, с другой - развить у ученика качества и умения, необходимые для взаимодействия в поликультурном пространстве современного мира. Таким образом, объективно наметившаяся социокультурная тенденция процесса образования коррелирует с актуальной проблемой - формированием личности, признающей ценности и позитивное значение русской культуры и принимающей культурное многообразие остального мира.

Учителю-словеснику в условиях перехода на открытый заказ содержания образования необходимо искать пути реализации поставленных перед учебным предметом целей:

- в контексте компетентностного подхода разрабатывать понятийный аппарат учебных компетенций, в первую очередь, культуроведче-ской компетенции как стратегической;

- структурировать основное содержание учебного предмета - изучение художественных текстов - в соответствии с требованиями по содержательному обеспечению формирования предметных и общепредметных компетенций;

- использовать проектно-ориентированную, исследовательскую, интерактивную, интегративную деятельность и другие новые формы организации учебной и внеурочной деятельности как условие формирования предметных компетенций, в том числе культуроведче-ской, в их социализирующей функции.

Знаниевый компонент в культуроведческом аспекте предполагает не столько увеличение суммы знаний, сколько углубленное осмысление заложенной в рассматриваемом материале культурной информации, постижение ее глубинных смыслов.

В результате аспектного культуроориентированного обучения школьники должны знать и понимать:

- смысл основных понятий, актуальных для гуманитарных наук: дух народа, национальный характер, язык, культура, менталитет, ценности, духовность, конфликт культур;

- смысл взаимоотношений языка и культуры: русский язык является сокровищницей и аккумулятором культуры, продуктом культуры и ее результатом, условием и средством трансляции культуры;

- основные культурно значимые единицы языка, их смысл, эмоциональное и образное наполнение, аккумулирующие свойства слов;

- основные отличия отечественной культуры от других культур.

Деятельностный компонент результата культуроориентированного обучения представляет собой совокупность следующих умений и навыков:

- способность видеть в явлениях и фактах (в том числе языковых) феноменальные историко-культурные особенности;

- умение извлекать или самостоятельно получать культурную информацию из слов русского языка;

- умение адекватно понимать и анализировать тексты, связанные с национальной культурой русского народа, с ее отдельными артефактами;

- умение создавать тексты различных стилей и жанров, содержание которых составляют важнейшие артефакты отечественной культуры;

- умение разворачивать редуцированные тексты в соответствии с поставленной учебной задачей, способность адекватно оценивать культурную информацию, зашифрованную в них.

Идеи гуманизации, провозглашённые как приоритетные в российском образовании, придают особую остроту процессу воспитания гармонических духовных отношений личности с окружающим её миром и обществом. Автор полагает, что деятельность учителя-словесника - это всегда деятель-

ность культуросообразная, управляющая сознанием и личностью ребёнка посредством родного языка и культурных ценностей, накопленных народом. Процесс подготовки к такой деятельности неразрывно связан с культурой как формой социальной жизнедеятельности, общественным способом бытия, мировоззрением и совокупностью норм поведения.

Список литературы:

1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуника-тивно-деятельностный подход: учеб. пособие для студ., аспир. и преподавателей пед. учеб. заведений / Е.С. Антонова. - М.: КноРус, 2007. - 464 с.

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: Издательский центр «Академия»,

2009. - 319 с.

3. Быстрова Е.А. Компетентный носитель языка / Е.А. Быстрова // Народное образование. - М., 1998. - № 2. - С. 70-71.

4. Зыбина Т.М. Закономерности усвоения родной речи в историческом контексте: автореф. дисс. ... докт. пед. наук / Т.М. Зыбина. - Смоленск, 1998. -38 с.

5. Кулаева Г.М. Языковой эстетический идеал и пути его формирования в процессе обучения и воспитания в средней / Г.М. Кулаева; Мин-во образования и науки РФ; Оренбург. гос. пед. ун-т. - Оренбург: Изд-во ОГПУ 2005. -220 с.

6. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / В.А. Маслова. - М.: Издательский центр «Академия»,

2010. - 203 с.

7. Библер В.С. О произведении [Электронный ресурс]. - М., 1997. - Режим доступа: www.bibler.ru.

О КОМПЕТЕНЦИИ «РАБОТА В ГРУППЕ», ФОРМИРУЕМОЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ В ПЕДВУЗЕ

© Журавлева Н.А.*

Красноярский государственный педагогический университет им В.П. Астафьева, г. Красноярск

В статье представлена структурная модель компетенции «работа в группе», выделены критерии и уровни её сформированном^.

* Старший преподаватель кафедры Математического анализа и методики обучения математике в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.