Научная статья на тему 'Формирование культуроведческой компетенции будущего учителя начальной школы в период профессиональной переподготовки специалиста (на примере изучения языковых дисциплин)'

Формирование культуроведческой компетенции будущего учителя начальной школы в период профессиональной переподготовки специалиста (на примере изучения языковых дисциплин) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мартынова А.В.

В статье рассматривается проблема формирования культуроведческой компетенции будущего учителя начальной школы в период профессиональной переподготовки специалиста (на примере изучения языковых дисциплин). Данная задача обозначена в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Автор подчеркивает, что организация работы по формированию культуроведческой компетенции представляет собой актуальную педагогическую задачу. Компетентностный подход первостепенная задача, реализация которой является обязательной в условиях функционирования новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, определяющих цели обучения в виде компетенций, необходимых современному педагогу в профессиональной деятельности. Для решения обозначенной проблемы в качестве дополнительного методического инструментария автор предлагает использовать исторические документы и архивные акты в ходе изучения обязательных дисциплин («Теоретические основы и технологии начального языкового образования», «Теоретические основы начального литературного образования») учебного плана 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». По мнению автора, изучение лингвистических дисциплин курса будет успешным при условии иллюстрации их наглядными примерами функционирования языковой единицы и ее эволюции, демонстрируемыми региональными текстами, что в итоге приведет к формированию культуроведческой компетенции будущего учителя начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мартынова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование культуроведческой компетенции будущего учителя начальной школы в период профессиональной переподготовки специалиста (на примере изучения языковых дисциплин)»

Linker G.R., Yusupova Yu.M. The formation and development of teachers' professional competence regarding inclusive education // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019. No. 1. P. 79-89.

УДК 378 А.В. Мартынова

Нижневартовск, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН)

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования культуроведческой компетенции будущего учителя начальной школы в период профессиональной переподготовки специалиста (на примере изучения языковых дисциплин). Данная задача обозначена в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Автор подчеркивает, что организация работы по формированию культуроведческой компетенции представляет собой актуальную педагогическую задачу. Ком-петентностный подход - первостепенная задача, реализация которой является обязательной в условиях функционирования новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, определяющих цели обучения в виде компетенций, необходимых современному педагогу в профессиональной деятельности. Для решения обозначенной проблемы в качестве дополнительного методического инструментария автор предлагает использовать исторические документы и архивные акты в ходе изучения обязательных дисциплин («Теоретические основы и технологии начального языкового образования», «Теоретические основы начального литературного образования») учебного плана 44.03.01 -«Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». По мнению автора, изучение лингвистических дисциплин курса будет успешным при условии иллюстрации их наглядными примерами функционирования языковой единицы и ее эволюции, демонстрируемыми региональными текстами, что в итоге приведет к формированию культуроведческой компетенции будущего учителя начальной школы.

Ключевые слова: компетенция; компетентностный подход; культуроведческая компетенция; языковое образование; национальная культура; национальная ментальность; региональный текст; исторический документ.

Сведения об авторе: Алена Владимировна Мартынова, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогического и социального образования.

Место работы: Нижневартовский государственный университет.

Контактная информация: 628600, Россия, г. Нижневартовск, ул. Интернациональная, д. 7, кв. 49; e-mail: arina-pirogova@yandex.ru.

Общепринято, что образование является системой, которая способна сохранять, передавать и отражать историко-педагогический опыт и трактовать его в соответствии с новыми конкретно-историческими условиями, инновационными тенденциями (Мехдиева 2016: 85-88). Формирование культуроведческой компетенции у будущего учителя начальной школы -важнейший вопрос, которому должно уделяться значительное внимание в период прохождения профессиональной переподготовки специалистов высшего образования. Эта необходимость диктуется временем, поскольку основной задачей начального этапа образования в современной школе является подготовка личности, гражданина, принадлежащего, с одной стороны, к определенному этносоциуму, культуре, исторической эпохе, с другой - гражданина региона, России и мира. Понимание компетенции

как способности применять знания, умения и личностные качества для эффективной деятельности в определенной области легло в основу компетентностного подхода в образовании (ФГОС НО от 06.10.2009 г. № 373). Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, под компетентностным подходом в образовании понимаем совокупность знаний, умений и личностных качеств, способность их применения для достижения эффективности в деятельности определенной области. Исходя из сказанного, считаем, что в решении данной задачи педагогический подход заключается в том, чтобы отобрать из содержания народных традиций оптимальный объем знаний, скоординировать отобранные знания с общими стандартами образования, создав тем самым педа-

гогическую модель совершенной личности (Ибрагимова 1995).

Большое внимание поставленному вопросу необходимо уделять в период профессиональной переподготовки специалистов высшего образования, в особенности если речь идет об учителях начальной школы. Методически грамотно сформированная культуроведче-ская компетенция у студента-слушателя - это верный путь к правильной работе будущего учителя с подрастающим молодым поколением и достижению поставленных задач и целей современного начального образования. В этой связи неоспорим факт актуальности проблемы и детального изучения заявленного вопроса. Вопрос формирования ценностей этнической культуры как важного качества личности обучающихся непосредственно связан с формированием этнического сознания, являющегося предметом исследования ряда психологов и философов. В их работах выявлены закономерности и ценности национальной культуры, ее влияние на социально-культурные, экономические, политические процессы в обществе (Са-лаватова 2014: 3).

Определение языка как формы выражения национальной культуры, проведение параллели между национальным языком и историей народа, установление особенностей специфики русского языка, представления о нормах русского речевого этикета и формирование культуры межнационального общения - все эти позиции лежат в основе компетентностного подхода, реализуемого на сегодняшний день в образовательной системе в целом, в том числе и в системе профессиональной переподготовки специалистов по дополнительной профессиональной программе «Начальное образование». В этой связи неоспорим факт актуальности проблемы и детального изучения вопроса. Теме формирования культуроведческой компетенции посвящено большое количество работ ученых-исследователей, которые включают данный феномен в ряд структурированных и взаимосвязанных компонентов, а именно: осознание того, что язык - не только средство познания, но и средство общения, форма социальной памяти, другими словами, «культурный код нации». По этой причине сегодня важно развивать умение сопоставлять факты языка и факты действительности, умение видеть культурный фон, стоящий за каждой языковой единицей, умение обнаруживать в текстах разных стилей национально и регионально значимые лексемы и понимать их роль в тексте (Быстрова 2003: 13).

Сегодня мы можем наблюдать стремление человечества к сохранению своей культуры и осознание ее значимости и идентичности, а это означает, что назрела необходимость детального и глубокого изучения, погружения в культуру края, округа и региона. Безусловно, национальный язык считаем зеркалом той или иной культуры, и на сегодняшний день определенно точно декламированы функции языка, где язык - важнейший фактор в формировании этнокультурных представлений. Поскольку первостепенной направленностью изучения русского языка является формирование высоконравственной личности, большинство дисциплин, имеющих филологическую основу и изучаемых в вузе при профессиональной переподготовке специалистов, с учетом грамотного методического сопровождения в полной мере способствуют формированию культуроведче-ской компетенции. В.М. Шаклеин пишет: «Обучаемые должны осознавать, что язык -составная часть культуры, основной инструмент усвоения, носитель специфических черт национальной ментальности. Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит» (Шаклеин 2004: 15). С этим утверждением нельзя не согласиться, определенно, язык является хранилищем духовной культуры народа и исторической культуры народности.

Один из путей, способствующий формированию указанной компетенции, - осознанный анализ истории языка и истории народа. Аудиторные занятия по дисциплинам учебного плана профессиональной переподготовки специалистов гуманитарного направления могут быть дополнены анализом древнейших текстов, хранящих в себе сведения о языковом историческом наследии, традициях народа и родного края. Подобным нововведением в содержание дисциплин филологической направленности могут стать деловые документы прошлых веков, например, фрагменты дозорных книг или документы писцового делопроизводства, хранящиеся в региональных архивах древних актов. В последние десятилетия дозорные книги активно вводятся в научный оборот учеными-лингвистами, это особый жанр русского документа - жанр книги, ведущийся регулярно, по распоряжению администратора сводный документ, регистрирующий факты по определенным хозяйственным, финансовым, кадровым и другим вопросам (Качалкин 2003: 32).

Весьма интересным и важным для студента-слушателя при осмыслении этимологии языковых явлений могут оказаться подтвер-

жденные исторические сведения. ХУ1-ХУИ вв. - время становления и развития языка русского народа и время образования русского национального языка. Именно в этот период начинают складываться нормы литературного языка нового времени. В эволюционном отношении в этот период значительную роль играли стилистические традиции и принципы употребления языковых средств, складывавшиеся внутри одной из важнейших функциональных разновидностей языка в деловой речи. Это было следствием отражения в деловой письменности всех сторон социально-экономической жизни народа, ее демократичности, следствием бурного развития центрального и местного делопроизводства в Московском государстве XVI-XVII вв. Этот «период истории русского языка эпохи великорусской народности следует понимать как период одновременного интенсивного развития общего и локального, при взаимном обогащении, взаимопроникновении диалектов и складывающегося общего в науке». «Местные варианты русской деловой речи в XVI-XVИ вв. не подавляются и не заменяются московскими, но обогащаются его языковыми средствами. И сами они развиваются в общерусском масштабе, внося свой вклад в развитие русской деловой речи» (Дерягин1971: 10-18). Привлечение исторических текстов при изучении дисциплины гуманитарного цикла «Теоретические основы и технологии начального языкового образования» учебного плана профессиональной переподготовки специалиста направления «Начальное образование» облегчит восприятие раздела курса «Технологии грамма-

тики, словообразования и орфографии». Анализируя методические условия формирования грамматических и словообразовательных понятий, изучения основ фонетики, графики и орфографии, морфемного состава слова, опираясь на архивные источники, можно проследить эволюцию становления языка, его временные изменения с опорой на исторические факты. Древние акты - незаменимый источник для изучения языковой теории, анализа этапов формирования русского правописания, становления языка и раздела языкознания - лексикологии. И, как известно, этимологический анализ является эффективным приемом в формировании орфографических навыков.

Апробация данного утверждения осуществляется в форме работы с историческим источником в рамках изучения указанного курса раздела «Лексикология как раздел науки о языке». Лексике и методике работы с ней на уроках русского языка в начальной школе отведено небольшое количество учебных часов, но несмотря на это раздел представляется интересным и при его изучении у студентов-слушателей возникает большое количество вопросов. Исторические данные о становлении стилистики русского национального языка украшают и поясняют этот раздел, поскольку содержат в себе пояснения образования слов со ссылкой на тот или иной исторический фактор. Например, анализируя данные Дозорной книги г. Тобольска, можно проследить эволюцию в образовании мужских имен (РГАДА. Ф. 214. Д. 3. Л. 34-46 об.) и прийти к выводам, представленным ниже.

Таблица 1

Формулы образования личных имен существительных

I

Однокомпонентные календарные имена: попы, дьяки, архимандриты, протопопы, протодьяконы, ключари, звонари, например: «лавка Борисоглhбсково дiакона Степана по челобитью Троецкой Сергiева архимандрита Дюнисья»

\

Двукомпонентные календарные и некалендарные имена + продуктивные форманты: -ов, -ий, -ев, -ого: служилые люди, стрельцы, пушкари, городовые воротники, козаки, прозвища, например: «...двор стрельца куземки Коверзина...», «...двор стрельца Филки Трушникова...», «...двор стрельца Семейка Кобылки...».

Такой анализ способствует пониманию образования слов в русском языке, в данном случае имен собственных. Как показывает пример, выбор имени у наших предков, проживающих на территории Тюменской области, был процессом неслучайным, именовали детей в соответствии с календарем: Иван, Петр, Богдан, порядком рождения в семье: Вторышко, Пятюнчик, характеру новорожденного: Гне-

ваш, Негодуйко, времени рождения: Знойко, социального положения и т. д. В связи с этим исследование языковых процессов периода становления национального языка возможно в нескольких аспектах: установление роли языка деловой письменности в становлении норм литературного языка, соотношение языка деловой письменности с общеупотребительными нормами национального языка (главным образом - с

его обиходно-разговорной речью) и территориально и социально локализованными языковыми средствами (Пирогова 2013: 26). Таким образом, можно говорить об историческом источнике как о своеобразной копилке лингвистического материала, содержащей в себе региональную ономастическую лексику, устаревшие слова и диалекты и, что важно, огромнейшее количество исторических фактов регионального характера.

Учебный план программы профессиональной переподготовки направления «Начальное образование» включает в себя дисциплину «Теоретические основы и технологии начального литературного образования». Обращение к данным исторического источника формирует расширенное представление о народном языке как феномене национальной культуры и дос-

тоянии духовного богатства народа. Иначе говоря, как справедливо заметил Н.Ю. Штрекер: «Язык в реке времени». Анализ исторических текстов в рамках курса способствует лексической работе, поскольку основы словообразования лежат в истории языка, более того, устаревшая лексика, вышедшая из обихода и не употребляемая в современном мире, широко представлена в русских народных сказках, которые входят в программу литературного чтения для начальной школы. Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования, совместно с русским языком он формирует функциональную грамотность подрастающего поколения. Пример работы с историческими текстами при проведении практических занятий курса представлен в таблице 2.

Таблица 2

Учебно-исследовательские задания практического занятия раздела курса «Организация литературного чтения в начальной школе». Тема: «Восприятие литературно-художественных произведений младшими школьниками»

Задача Ожидаемые результаты работы

1. Составить план урока литературного чтения, 4 класс (2 часа по программе). Тема: А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде». 1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Подготовка к восприятию произведения. 4. Проверка первичного восприятия прочитанного: а) словарная работа; б) беседа. 5. Повторное чтение. 6. Анализ произведения 7. Итоги урока. 8. Домашнее задание. 9. Рефлексия.

2. Опираясь на текст сказки, проанализируйте устаревшие слова с точки зрения их этимологии и лексического значения. Чупрун - кафтан - пальто - верхняя одежда. Светелка - ветхий домик - небольшая комната -помещение. Тятя - родственная принадлежность, близкая к отцу - нежное обращение. Имя собственное Балда - глупый, несмышленый и Г. д.

3. Составьте подробный конспект фрагмента урока «Проверка первичного восприятия прочитанного». Подробный фрагмент урока, анализ не знакомых учащимся слов в тексте сказки, подборка иллюстраций к устаревшим словам.

Анализ происхождения устаревших и вышедших из употребления форм слова на лекционных занятиях курса «Теоретические основы и технологии начального языкового образования» значительно облегчает работу на практических занятиях курса «Теоретические основы и технологии начального литературного образования». В этой связи очень важна преемственность дисциплин лингвистического направления.

Таким образом, вопрос формирования культуроведческих компетенций в процессе

преподавания той или иной дисциплины плана профессиональной переподготовки специалистов актуален для преподавателя. Пути его решения лежат во введении в систему изучения дисциплин лингвистического характера исторических текстов, содержащих в себе информацию этимологического характера, что очень важно при установлении происхождения слова и его лексического значения. Обращаясь на учебных занятиях языковой направленности в вузе к историческим региональным текстам, анализируя с их помощью языковые факты и

явления современного русского языка, педагог высшей школы помогает студенту-слушателю понять и прочувствовать все богатство, которое заложено в его исторической основе, а также развить интеллектуальную и речевую деятельность. Знание истории родного языка, его культуры и этапов формирования позволяют расширить границы владения родным языком и его нормами, способствуют возникновению мотивации к изучению языка, что в свою очередь способствует формированию познавательного интереса к учебному предмету.

Одна из актуальных проблем современного общества связана с воспитанием культурного человека. Решение этой проблемы также лежит в основе проводимой работы. Анализируемая проблема напрямую связана с неразрывностью в представлении образования и

культуры человека, эти понятия смежны и должны быть рассмотрены одновременно. Важную роль в формировании культуроведче-ской компетенции будущего учителя начальной школы в период профессиональной переподготовки специалиста играет понимание слушателями задач, стоящих перед современным педагогом начальной школы. В этой связи особое внимание необходимо уделить формированию компетентностной и культуросообразной платформы в образовании, а значит, обращение к историческому наследию языка необходимо. Формирование культуроведческой компетенции у слушателей курсов переподготовки должно стать основным средством становления специалиста в области профессиональной деятельности начального образования.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ РГАДА - Российский государственный архив древних актов

ЛИТЕРАТУРА

Быстрова Е.А. 2003. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // А.П. Фурсов (отв. ред.). Русская словесность 1. М.: Школьная пресса, 35-40.

Дерягин В.Я. 1971. К вопросу об индивидуальном и традиционном в деловой письменности (на материале важских обрядных XVII в.) // С.И. Котков (отв. ред.). Русский язык: Источники для его изучения. М.: Наука, 10-18.

Дозорная книга г. Тобольска. 1624 // РГАДА. Сибирский приказ. Ф. 214. Д. 3. Л. 1-74.

Ибрагимова Л.А. 1995. Формирование духовного мира младших школьников на традициях народной педагогики ханты и манси: Дис. ...канд. пед. наук. М.

Качалкин А.Н. 2003. Разные названия и значения одного документа // В.Т. Костомаров (отв. ред.). Русская речь. М.: Наука, 34-42.

Мехдиева И.Д. 2016. К проблеме формирования духовно-нравственных ценностей педагогического коллектива в контексте программы «Социокультурные истоки» // А.С. Кругликов (отв. ред.). Православие. Наука. Образование 2. Нижневартовск: НВГУ, 85-88.

Пирогова А.В. 2013. Дозорные книги городов Московского государства первой трети XVII в. в аспектах исторической стилистики и лингвистического источниковедения: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Архангельск.

Салаватова А.М. 2014. Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).

Шаклеин В.М. 2010. Лингвокультурологический аспект изучения русского языка в школе в условиях современной лингвокультурной ситуации // В.М. Шаклеин (отв. ред.). Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников. Воронеж: Научная книга, 18-24.

Штрекер Н.Ю. Формирование этнокультуроведческой компетенции в процессе изучения лингвистических дисциплин // Народное образование. Педагогика. URL: http://www.cr-joumal.ru (2018. 25 дек.).

REFERENCES

Bystrova Е.А. 2003. Tseli obucheniya russkomu yazyku, ili kakuyu kompetentsiyu my formiruem na urokakh [Learning objectives of the Russian language, or what kind of competence we form]. In: Russkaya slovesnost' [Russian Language Arts]. No. 1. P. 35-40. (In Russian).

Deryagin V.Ya. 1971. K voprosu ob individual'nom i traditsionnom v delovoj pis'mennosti (na materiale vazhskikh obryadnykh XVII v.) [On the issue of the individual and the traditional in business writing (on the material of the vazhskie rites of XVII c.)]. // Pod red. S.I. Kotkov Russkij yazyk: Istochniki dlya ego izucheniya [Ed. by S.I. Kotkov The Russian Language: Sources for studying]. Moscow: Nauka. P. 10-18. (In Russian).

Dozornaya kniga g. Tobol'ska. 1624. [Tobolsk Recording book]. Russian State Archives of Ancient Documents. Sibirskij prikaz. Fund 6. Case 3. P. 1-74. (In Russian).

Ibragimova L.A. 1995. Formirovanie dukhovnogo mira mladshikh shkol'nikov na traditsiyakh narodnoj peda-gogiki khanty i mansi: Dis. ... kand. ped. nauk [Developing inner world of primary school children using traditions of khanty and mansi folk pedagogy: PhD diss.]. Moscow. (In Russian).

Kachalkin A.N. 2003. Raznye nazvaniya i znacheniya odnogo dokumenta Different names and meanings of the same document]. In: Russkaya rech' [Spoken Russian]. P. 34-42. (In Russian).

Mekhdieva I.D. 2016. K probleme formirovaniya dukhovno-nravstvennykh tsennostej pedagogicheskogo kollek-tiva v kontekste programmy «Sotsiokul'turnye istoki» [On the issue of the spiritual and moral values formation of the teaching staff in the context of 'Sociocultural Roots' program]. In: Pravoslavie. Nauka. Obrazovanie [Orthodoxy. Science. Education]. No. 2. P. 85-88. (In Russian).

Pirogova A.V. 2013. Dozornye knigi gorodov Moskovskogo gosudarstva pervoj tret'i XVII v. v aspektakh is-toricheskoj stilistiki i lingvisticheskogo istochnikovedeniya: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Muscovy towns' Recording Books of the first third of the XVII century in the aspects of historical stylistics and linguistic source study: Thesis of PhD diss.]. Arkhangelsk. (In Russian).

Salavatova A.M. 2014. Formirovanie gotovnosti bakalavrov pedagogiki k professional'noj deyatel'nosti v shko-lakh s etnokul'turnym soderzhaniem obrazovaniya: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Developing Bachelors of Pedagogy readiness to professional activities in schools witch ethnocultural educational content: Thesis of PhD diss.]. Moscow. (In Russian).

Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya (utv. prikazom Mi-nisterstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii ot 06.10.2009 №373) [The Federal State Educational Standard of Primary General Education (approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, 06.10.2009 . No. 373)]. (In Russian).

Shaklein V.M. 2010. Lingvokul'turologicheskij aspekt izucheniya russkogo yazyka v shkole v usloviyakh sovre-mennoj lingvokul'turnoj situatsii [Linguoculturological aspect of the Russian language study at school in the context of the modern linguocultural situation]. In: Sovremennaya yazykovaya situatsiya i sovershenstvovanie podgotovki uchitelej-slovesnikov [Modern linguistic situation and training improvement for philology teachers]. P. 18-24. (In Russian).

Shtreker N. Yu. Formirovanie etnokul'turovedcheskoj kompetentsii v protsesse izucheniya lingvisticheskikh dis-tsiplin [Ethnocultural competence formation in the process of studying linguistic disciplines]. In: Internet-zhurnal "Narodnoe obrasovanie. Pedagogika" [National education. Pedagogy]. URL: http://www.cr-journal.ru (24.02.2018). (In Russian).

A. V. Martynova

Nizhnevartovsk, Russia

DEVELOPING CULTURAL COMPETENCE OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN PROFESSIONAL RETRAINING (LANGUAGE TEACHING-LEARNING)

Abstract. The article considers the problem of developing cultural competence of future primary school teachers during professional retraining (language teaching-learning). This problem is stated in the Federal State Educational Standards of Higher Professional Education. The author emphasizes that organizing work to develop cultural competence is a relevant pedagogical concern. Competency-based approach is a high-priority task. Its implementation is mandatory within the framework of new Federal State Educational Standards of Higher Professional Education that determine the training objectives in the form of competencies which are necessary for modern teachers in their professional activities. To address the problem the author suggests using historical documents and archives as additional methodological tools during the compulsory courses study ("Theoretical Bases and Technologies of Primary Language Education", "Theoretical Bases of Primary Literary Education") of the 44.03.01. Pedagogical Education (Primary Education) curriculum. According to the author, mastering linguistic disciplines will be successful, if there are vivid examples from regional texts illustrating how a language unit functions and evolves. As a result, it will lead to the developing cultural competence of future primary school teachers.

Key words: competence; competency-based approach; cultural competence; language education; national culture; national mentality; regional text; historical document.

About the author: Alyona Vladimirovna Martynova, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical and Social Education.

Place of employment: Nizhnevartovsk State University.

Мартынова А.В. Формирование культуроведческой компетенции будущего учителя начальной школы в период профессиональной переподготовки специалиста (на примере изучения языковых дисциплин) // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 90-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.