Научная статья на тему 'Оценка уровня сформированности культуроведческой компетенции младших школьников'

Оценка уровня сформированности культуроведческой компетенции младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
786
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПРИЯТИЕ ЯЗЫКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / KNOWLEDGE OF CULTURAL COMPETENCE / NATIONAL CULTURE / PERCEPTION OF LANGUAGE / PRIMARY SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кусова Маргарита Львовна, Чиликова Ирина Александровна

В статье рассматривается проблема оценки культуроведческой компетенции младших школьников. Представлено содержание диагностического инструментария, включающего критерии, показатели и контрольно-измерительные материалы для мониторинга уровня сформированности культуроведческой компетенции школьников в процессе обучения русском языку в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кусова Маргарита Львовна, Чиликова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF LEVEL OF CULTURAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

This article considers the issue of an assessment of knowledge of culture formation of primary school students. The diagnostic tools, including criteria, indicators, controlling and measuring materials for monitoring the level of cultural competence of school students in the course of training Russian elementary school, are introduced in this work.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня сформированности культуроведческой компетенции младших школьников»

YAK 372.881.161.1 ББК 4426.13-260

М.Л. КУСОВА, OUEHKA УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ

И.А. ЧИЛИКОВА КУЛЬТУРОВЕАЧЕСКОЙ КОМПЕТЕННИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

M.L. KUSOVA, ASSESSMENT OF LEVEL OF CULTURAL COMPETENCE I.A. CHILIKOVA OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

В статье рассматривается проблема оценки культуроведческой компетенции младших школьников. Представлено содержание диагностического инструментария, включающего критерии, показатели и контрольно-измерительные материалы для мониторинга уровня сформированности культуроведческой компетенции школьников в процессе обучения русском языку в начальной школе.

This article considers the issue of an assessment of knowledge of culture formation of primary school students. The diagnostic tools, including criteria, indicators, controlling and measuring materials for monitoring the level of cultural competence of school students in the course of training Russian elementary school, are introduced in this work.

Ключевые слова: педагогическая диагностика, культуроведческая компетенция, национальная культура, восприятие языка, младший школьник.

Key words: pedagogical diagnostics, knowledge of cultural competence, national culture, perception of language, primary school student.

Современная система оценки образовательных достижений в начальной школе связана с новым пониманием образовательных результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом [4, с. 8]

Русский язык понимается сегодня не просто как один из школьных предметов, развивающий умение читать и писать. Это - идеология, мировоззрение, жизненная позиция. Каждый ребёнок должен определить для себя, что на уроке русского языка он не просто учится грамотно писать по-русски, но и познает действительность, приобщается к национальной культуре русского народа.

Обучение русскому языку в современной начальной школе неразрывно связано с овладением духовными ценностями и культурой народа, что обусловлено утверждением личностно ориентированного подхода в образовании, направленностью на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, становление их гражданской идентичности [9, c. 8].

Формирование первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания; понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры, является одним из предметных результатов освоения программы по русскому языку на начальной ступени образования [9, с. 10]. Таким образом, культуроведческий аспект в начальном языковом образовании заявлен на уровне целей освоения младшими школьниками содержания данного предмета.

В методической литературе, посвящённой начальному образованию, не используется термин «культуроведческая компетенция», но содержание образовательной программы для начальной школы предусматривает, что в результате изучения курса русского языка у обучающихся должно быть сформировано первоначальное представление о «единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания», а также понимание учащимися того, что «язык представляет собой явление национальной культуры» [6, c. 10]. Согласно позициям, установленным ФГОС НОО, формирование культуроведческой компетенции способствует достижению личностных результатов.

Однако остаётся нерешённым вопрос о возможности оценки сформи-рованности данной компетенции как личностного результата освоения программы по русскому языку в начальной школе. В методической литературе на сегодняшний день отсутствует описание критериев и показателей, по которым следует оценивать уровень сформированности данной компетенции младших школьников, и необходимого диагностического инструментария.

Определяя критерии и показатели для оценки сформированности куль-туроведческой компетенции, мы будем опираться на определение данной компетенции.

Культуроведческая компетенция проявляется в наличии у младших школьников совокупности знаний о русском языке как части русской культуры и сокровищнице культурных ценностей, в умении видеть в явлениях и фактах языка и культуры отражение феноменальных историко-культурных особенностей языка и культуры в целом и отражать это в создаваемых речевых произведениях; в способности и готовности применять полученные знания и умения в речевой деятельности; в убеждённости в ценности языка и культуры, чувстве любви и уважения к русскому языку и русской культуре и понимании необходимости бережного сохранения и использования родного языка и культуры [3, с. 31].

Ориентируясь на обучение младших школьников, обратимся к документам ФГОС. В «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа» указывается, что компетенция -актуализированная в освоенных областях система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникших проблем [5, с. 191, 192].

Содержание понятия «компетенция» раскрывается в работах многих современных учёных, таких, как А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, В.И. Байден-ко, Дж. Равен и др. Авторы не противоречат друг другу, указывая следующие важные составляющие компоненты компетенции: мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный и поведенческий.

Таким образом, в структуре культуроведческой компетенции выделяются следующие компоненты:

1) мотивационный компонент, включающий мотивационно-ценностное отношение к культуре и традициям русского народа, к русскому языку как явлению национальной культуры, к познанию национально-культурного компонента языковых средств;

2) когнитивный компонент, включающий знания о языковых единицах с национально-культурным компонентом значения, о словарях как источниках знаний об особенностях русского языка, знание текстов с национально-культурным компонентом, концептов русской языковой картины мира, доступных для понимания и анализа младшими школьниками (семья, дом, хлеб, язык, добро и т. д.) [1, 2]; правил русского речевого этикета;

3) операционно-технологический компонент: умения и навыки приобретения и обработки культуроведческой информации, содержащихся в языковых единицах, текстах с национально-культурным компонентом; умения и навыки соблюдения правил русского речевого этикета;

4)поведенческий компонент, который предполагает опыт восприятия культурной информации, выраженной в языковой форме; осмысленного воспроизведения и адекватного использования в речи национально-маркированных единиц; самостоятельного поиска, получения и интерпретации информации о культурном компоненте языковых единиц при решении учебных задач, а также в других видах деятельности; опыт общения в различных этикетных ситуациях.

В целом культуроведческую компетенцию надо оценивать по следующим критериям:

- мотивационно-ценностное отношение к культуре и традициям русского народа, к познанию социокультурного компонента языковых средств;

- наличие знаний о словах и фразеологизмах как источниках культу-роведческой информации, о словарях как источниках знаний об особенностях русского языка;

- умение выделять из речи устаревшие слова и фразеологизмы; находить информацию о значении данных единиц; объяснять значение фразеологизмов; употреблять фразеологизмы в своей речи;

- умение применять приобретённые знания об устаревших словах и фразеологизмах как источниках культуроведческой информации, о словарях как источниках знаний об особенностях русского языка при чтении художественных произведений, при создании собственных текстов, в исследовательской и творческой деятельности.

Разработанная нами педагогическая диагностика позволит осуществить мониторинг сформированности каждой составляющей компетенции. Компоненты компетенции формируются в тесной взаимосвязи, но последовательность включения в содержание работы каждого компонента позволяет, обеспечивая накопление базовых знаний и умений, переходить к решению более сложных задач. Поэтому в процессе формирования культуроведческой компетенции мы условно выделили четыре этапа, взяв за основу составляющие компоненты компетенции:

- формирование мотивационного компонента культуроведческой компетенции;

- формирование когнитивного компонента культуроведческой компетенции;

- формирование операционно-технологического компонента культу-роведческой компетенции;

- формирование поведенческого компонента культуроведческой компетенции.

Логика такова, что эффективность усвоения знаний напрямую зависит от мотивации к их постижению. Операционно-технологический компонент формируется на основе знаний, но первые шаги по его формированию делаются с самого начала обучения. Говорить о сформированности поведенческого компонента мы вообще вряд ли можем в начальной школе. Тем не менее, именно такая последовательность включения в содержание работы каждого компонента культуроведческой компетенции позволяет, обеспечивая накопление базовых знаний и умений, переходить к решению более сложных задач. Кроме того, такая последовательность позволяет учитывать возрастные особенности учащихся начальной школы. Контроль результатов обучения по сформированности каждого компонента проводился соответственно в конце первого, второго, третьего и четвёртого класса.

Мотивационный компонент является базовым для младшего школьника. В руках любого у опытного учителя есть определённый набор средств для формирования мотивации. Но всегда возникает определённая трудность в способах оценки данного аспекта деятельности.

О сформированности мотивационного компонента культуроведческой компетенции мы предлагаем судить по следующим критериям:

- отношение к культуре и традициям русского народа;

- отношение к познанию культуры, воплощённой в языковых средствах;

- отношение к познанию языка как средства отражения культуры народы.

Показателями при оценке мотивационного компонента культуроведче-ской компетенции первоклассников, с нашей точки зрения, являются:

- проявление ситуативного интереса к изображению или рассказу, связанному с традициями русского народа;

- активность включения в деятельность, желание обсуждать увиденное, рассказывать о своих знаниях, впечатлениях, стремление получить дополнительную информацию об истории и культуре русского народа.

В качестве инструментария для проведения диагностики сформиро-ванности мотивационно-ценностного компонента культуроведческой компетенции младших школьников может быть использован комплекс культу-роориентированных вопросов и заданий, содержащих слова и выражения, дидактический иллюстративный материал, отражающий особенности быта русского народа: аудиозапись сказки (русская народная, бытовая), иллюстрированные книги с изображением русского быта, национального костюма.

1. Какие картинки тебе бы хотелось внимательнее изучить? Ответы на какие вопросы ты бы хотел получить? (изображение горницы в русской избе и интерьера современной квартиры)

2. Ответы на какие вопросы ты хотел бы услышать, изучая русский язык?

3. Выбери из данных книг те, которые тебе наиболее интересны (сказки, энциклопедии, словари). Почему? Если возникли вопросы, задай их.

4. Есть история у городов, стран, цивилизаций. Как ты думаешь, есть ли история у русского языка? Объясни свой ответ. Хотелось бы тебе эту историю изучать?

5. Могут ли быть тайны у слов? Объясни свой ответ. Хочешь приоткрыть эти тайны?

Критериями для оценки когнитивного компонента культуроведческой компетенции являются:

- знания о культуре и традициях русского народа;

- знания о языке как источнике культуроведческой информации. Показателями при оценке когнитивного компонента культуроведче-

ской компетенции является знание значений устаревших слов и фразеологизмов, происхождения данных лексических единиц, элементарные знания об исторических фактах, которые нашли отражение в языке.

Детям предлагается выполнить комплекс заданий, для которых были подобраны слова, устойчивые сочетания, отражающие традиции, обычаи, особенности быта русского народа и активно использующиеся носителями языка. В заданиях содержатся также слова и выражения, вышедшие из активного употребления, но встречающиеся в художественных произведениях.

1. О каком человеке в народе так говорят?

- Тише воды, ниже травы.

- Косая сажень в плечах.

- Семи пядей во лбу.

- За словом в карман не лезет.

2. Как ты понимаешь данные фразеологизмы:

- Взялся за гуж не говори, что не дюж.

- Гол как сокол.

- Точить лясы.

- Каждое лыко в строку.

3. Найди в данных фразеологизмах устаревшие слова, объясни их значение.

4. С какими историческими фактами связано происхождение данных фразеологизмов?

Критериями для оценки операционно-технологического компонента культуроведческой компетенции являются:

- уровень сформированности умений и навыков приобретения и обработки культуроведческой информации, содержащейся в языковых средствах.

Показателями при оценке операционно-технологического компонента являются:

- умение выделять из речи единицы языка с национально-культурным компонентом значения (устаревшие слова и фразеологизмы);

- умение находить информацию о значении данных единиц;

- умение объяснять значение фразеологизмов;

- умение употреблять фразеологизмы в своей речи;

1. Объясните значение фразеологизма, составив с ними предложения:

Вешать хомут на шею, танцевать от печки, несолоно хлебавши.

2. Найдите в текстах устаревшие слова. Дайте их толкование, пользуясь словарём устаревших слов. Содержат ли в словарные статьи информацию, свидетельствующую о связи языка с жизнью народа?

Воротился старик ко старухе, Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуга огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

3. Перед вами ряд фразеологизмов, которые так же, как и слово, могут «рассказать» о жизни и быте русского народа.

Вить верёвки; семь пядей во лбу; азбучная истина; ни гроша за душой; доводить до белого каления; засучив рукава; косая сажень в плечах; взялся за гуж - не говори, что не дюж.

Распределите данные фразеологизмы в соответствии с предложенными тематическими группами:

- фразеологизмы, отражающие быт и обычаи русского народа;

- фразеологизмы, связанные с народным ремеслами;

- фразеологизмы, рассказывающие о многовековой истории отечественной книжности, традиционной русской грамотности;

- фразеологизмы, рассказывающие о русской денежной системе;

- фразеологизмы, отражающие русские традиционные меры;

Критерием для оценки поведенческого компонента культуроведческой компетенции является применять знания о языке как явлении национальной культуры в различных жизненных ситуациях.

Показателями при оценке поведенческого компонента являются:

- умение извлекать культуроведческую информацию из текстов художественной литературы;

- умение применять знания о единицах языка с национально-культурным компонентом значения в творческой деятельности (при создании собственных текстов, подготовка и участие в театрализованных постановках);

- умения, связанные с приобретением и обработкой культуроведче-ской информации, в исследовательской и проектной деятельности.

На последнем этапе диагностики, в конце четвёртого года обучения, можно судить об уровне сформированности поведенческого компонента культуроведческой компетентности младших школьников, предложив задания, включающие детей в исследовательскую и проектную деятельность:

1. Прочитай сказку (напр. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина) Какую информацию об особенностях русского быта ты узнал из сказки? Приготовь сообщение.

2. Напиши сочинение «Такие разные герои русских народных сказок». Для характеристики героев используй в тексте фразеологизмы.

3. Сочинение-эссе «Моё любимое слово в русском языке»

4. Составь «Семейный словарик личных имён», сохраняя словарную структуру «Словаря личных имён».

Комплекс вопросов и заданий для выявления уровня сформированно-сти культуроведческой компетенции имеет ряд особенностей:

- выполняет контрольную функцию, проверяя наличие знаний о русской культуре знаний и единицах языка, содержащих культуроведческую ин-

формацию, сформированность умений и навыков приобретения и обработки данной информации, наличие опыта адекватного использования знаний, умений в различных видах деятельности;

- выполняет обучающую функцию, так как вопросы и задания содержат культуроведческую информацию;

- способствует актуализации знаний учащихся о культуре своего народа: актуализации слов, устойчивых выражений, связанных с традициями и особенностями быта русского народа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, предлагаемая нами система оценивания может быть использована учителем не только для мониторинга образовательных достижений учащихся, но и в качестве материалов для определения эффективности обучения русскому языку.

Литература

1. Воркачёв, С.Г. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования : [Электронный ресурс] : монография / под общ. ред. проф. С.Г. Воркачёва. -Волгоград : ВолГУ, 2007. - 400 с. - Режим доступа: http://lincon.narod.ru/ books.htm (дата обращения: 28.04.2014).

2. Клюева, Г.Ю. Ключевые слова культуры на уроках русского языка [Электронный ресурс] / Г.Ю. Клюева // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 3 (60). - С. 24-28. - Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/ releases/2009_3g/9.pdf (дата обращения: 28.04.2014).

3. Обучение русскому языку в школе : учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст] / под ред. Е.А. Быстровой. - М. : Дрофа, 2004. - 240 с.

4. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий [Текст] : в 3 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2011. - 215 с. - (Стандарты второго поколения).

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. - М. : Просвещение, 2011. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа [Текст] : в 2 ч. Ч. 1 / ред. А.М. Кондаков. - М. : Просвещение, 2011. - 400 с.

7. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект [Текст] / ред. А А. Кузнецов. - М. : Просвещение, 2011. - 111 с.

8. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 14.03.2014).

9. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011. - 33 с. - (Стандарты второго поколения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.