Научная статья на тему 'Реализация краеведческого принципа при организации экскурсионной деятельности младших школьников'

Реализация краеведческого принципа при организации экскурсионной деятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / воспитание / младшие школьники / краеведческий принцип / окружающий мир / экскурсия / educational process / education / junior schoolchildren / local history principle / the world around / excursion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллина Лилия Бакировна, Головнева Елена Вениаминовна, Головнева Наталья Александровна, Синдикова Гульнара Маратовна

Рассмотрена проблема организации экскурсионной деятельности младших школьников с учетом реализации краеведческого принципа при изучении курса «Окружающий мир» в Республике Башкортостан. Авторами раскрывается понятие «краеведческий принцип» и особенности его применения на уроках. Обоснована актуальность использования инновационных технологий, в частности виртуальной экскурсии, в образовательном процессе. Представлены примеры проведения экскурсий при знакомстве учащихся с природными и культурными памятниками Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллина Лилия Бакировна, Головнева Елена Вениаминовна, Головнева Наталья Александровна, Синдикова Гульнара Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE LOCAL HISTORY PRINCIPLE IN THE ORGANIZATION OF EXCURSION ACTIVITIES FOR YOUNGER STUDENTS

The problem of organizing excursion activities of younger schoolchildren is considered, taking into account the implementation of the local history principle when studying the course "The World around us" in the Republic of Bashkortostan. The authors reveal the concept of "local history principle" and the features of its application in the classroom. The relevance of the use of innovative technologies, in particular, virtual excursions in the educational process is substantiated. Examples of excursions are presented when students get acquainted with the natural and cultural monuments of the Republic of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «Реализация краеведческого принципа при организации экскурсионной деятельности младших школьников»

УДК 373.31

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-2-3-9-11

I

Реализация краеведческого принципа при организации экскурсионной деятельности младших школьников

Абдуллина Л.Б., Головнева Е.В., Головнева Н.А., Синдикова Г.М.

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета 453103, г. Стерлитамак, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5898-9814, E-mail: abdullina_lb321@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5752-4863, E-mail: golovneva_ev@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4682-5417, E-mail: golovneva_nat@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7348-3953, E-mail: gsindikova@yandex.ru

Резюме: Рассмотрена проблема организации экскурсионной деятельности младших школьников с учетом реализации краеведческого принципа при изучении курса «Окружающий мир» в Республике Башкортостан. Авторами раскрывается понятие «краеведческий принцип» и особенности его применения на уроках. Обоснована актуальность использования инновационных технологий, в частности виртуальной экскурсии, в образовательном процессе. Представлены примеры проведения экскурсий при знакомстве учащихся с природными и культурными памятниками Республики Башкортостан.

Ключевые слова: образовательный процесс, воспитание, младшие школьники, краеведческий принцип, окружающий мир, экскурсия. Для цитирования: Абдуллина Л.Б., Головнева Е.В., Головнева Н.А., Синдикова Г.М. Реализация краеведческого принципа при организации экскурсионной деятельности младших школьников // История и педагогика естествознания. 2022. № 2-3. С. 9-11.

DOI:10.24412/2226-2296-2022-2-3-9-11

IMPLEMENTATION OF THE LOCAL HISTORY PRINCIPLE IN THE ORGANIZATION OF EXCURSION ACTIVITIES FOR YOUNGER STUDENTS

Liliya B. Abdullina, Elena V. Golovneva, Natalya A. Golovneva, Gulnara M. Sindikova

Sterlitamak branch of the Bashkir State University, 453103, Sterlitamak, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5898-9814, E-mail: abdullina_lb321@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5752-4863, E-mail: golovneva_ev@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4682-5417, E-mail: golovneva_nat@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7348-3953, E-mail: gsindikova@yandex.ru

Abstract: The problem of organizing excursion activities of younger schoolchildren is considered, taking into account the implementation of the local history principle when studying the course "The World around us" in the Republic of Bashkortostan. The authors reveal the concept of "local history principle" and the features of its application in the classroom. The relevance of the use of innovative technologies, in particular, virtual excursions in the educational process is substantiated. Examples of excursions are presented when students get acquainted with the natural and cultural monuments of the Republic of Bashkortostan.

Keywords: educational process, education, junior schoolchildren, local history principle, the world around, excursion.

For citation: Abdullina L.B., Golovneva E.V., Golovneva N.A., Sindikova G.M. IMPLEMENTATION OF THE LOCAL HISTORY PRINCIPLE IN THE

ORGANIZATION OF EXCURSION ACTIVITIES FOR YOUNGER STUDENTS. History and Pedagogy of Natural Science. 2022, no. 2-3, pp. 9-11.

DOI:10.24412/2226-2296-2022-2-3-9-11

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что в последнее время вопросы, связанные с решением воспитательных задач, приобретают особую остроту в контексте переосмысления социального, ценностно-смыслового и праксиологического статуса науки в современном обществе и культуре, его гуманистического назначения и мировоззренческой направленности (И.М. Орешников, Т.И. Шкерина) [1].

Поэтому, по мнению Е.В. Головневой, Н.А. Головневой, Г.М. Синдиковой, в условиях развития современного общества на первый план выходит развивающая, «челове-кообразующая» функция образования, формирующая прежде всего культуру духовно-нравственных гуманистических ценностей, культуру, формирующую индивидуальность личности [2].

Как отмечается в исследовании Г.М. Синдиковой, ценностная дезориентация, преобладание прагматического отношения к жизни, различные формы асоциального поведения - явления, характеризующие духовное состояние современного социума [3].

Период младшего школьного возраста - это особый этап в развитии личности ребенка, формирования его многогранных отношений с окружающей действительностью - социумом, природой. Обращение к истокам своей малой родины, природе, традициям, культуре в целом посредством реализации в образовательном процессе краеведческого принципа способствует духовно-нравственному становлению учащихся, формированию у них национального мировоззрения как части целостной картины мира. Картина мира - целостный, многогранный, субъективный образ мира, конгломерат знаний людей о действительности, результат духовной деятельности, сформировавшийся в общественном и индивидуальном сознании [4].

Задача приобщения учащихся к историческому и культурному опыту своего народа нашла отражение в требованиях к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования, представленных в ФГОС НОО. В частности, в документе отмечается, что личностные результаты освоения программы должны быть выражены в осознании своей этнокультурной и российской гражданской

2-3 • 2022

История и педагогика естествознания

идентичности; сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к своему и другим народам; традициям и творчеству своего и других народов [5].

Целесообразность изучения темы исследования обусловлена гуманизацией образования, осознанием эффективности реализации краеведческого принципа в решении воспитательных задач, а также необходимостью применения инновационных подходов к процессу обучения в условиях цифровизации. Цель данного исследования заключается в обосновании возможности организации экскурсий с учетом краеведческого принципа при изучении предмета «Окружающий мир» в Республике Башкортостан. Теоретическая и практическая значимость состоит в описании научно-методических основ организации экскурсионной деятельности с учетом краеведческого принципа, примеров организации экскурсии в современных условиях Республики Башкортостан.

Различные аспекты проблемы исследования разрабатывались в трудах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.Х. Вес-селя, А.Е. Ставровского, В.Ф. Зуева, А.Я. Герда, П.В. Иванова, М.А. Емельянова, Е.В. Григорьевой, И.Н. Разливинских, Л.А. Миловановой, А.Ю. Тихоновой и других ученых.

Известно, что первым русским методистом, внесшим огромный вклад в методику преподавания естествознания на краеведческой основе, был В.Ф. Зуев, написавший учебник по данному предмету в 1786 году. Идея о том, что обучение в школе необходимо строить на основе использования конкретного местного материала, то есть на основе краеведческого принципа, нашла свое отражение в статье Н.Х. Весселя «Местный элемент в обучении», опубликованной в 1862 году. В изучении учащимися своего края он справедливо видел одно из важных средств патриотического воспитания молодого поколения. Русский педагог предлагал ввести специальный предмет «Отчизноведение», содержание которого должно включать в первую очередь элементы местной географии, а также естествознания и местной истории. За широкое использование местного материала выступал и К.Д. Ушинский, в 1863 году предложив ввести в начальную школу предмет «Отечествоведение».

Как отмечается в статье Е.В. Савиновой, выдающимся методистом естествознания второй половины XIX века является А.Я. Герд, который впервые внедряет в школьную практику экскурсии, демонстрационные опыты на уроках и практических занятиях. А.Я. Герд стал проводником в школьную практику краеведческого принципа [6]. Е.В. Григорьева определяет краеведческий принцип обучения как нормативное положение, отражающее необходимость решения общеобразовательных задач во взаимосвязи с организацией познания школьниками своего края, с применением знаний в общественно полезной деятельности [7].

Рассмотрим особенности организации экскурсий с учетом краеведческого принципа. Экскурсия - наиболее эффективная форма усвоения знаний младшими школьниками, в ходе которой осуществляется получение информации через активную деятельность учеников и помощь учителя-экскурсовода. Иными словами, экскурсия - это прогулка с целью получения знаний о некотором объекте окружающего мира. Экскурсия - это форма учебно-воспитательного процесса по получению знаний учениками младших классов путем наблюдения за изменением предметов в их естественной среде. В результате развивается познавательная активность школьников, они изучают природу в природе [8]. В процессе наблюдения за объектом у младших школьников также развиваются познавательные процессы, расширяется кругозор, обогащается эмоциональная сфера, мировосприятие в целом.

Исследователи выделяют несколько видов экскурсий: природоведческие, исторические и производственные и др. [9]. Для нас особый интерес представляет краеведческая экскурсия, предполагающая посещение различных объектов культурного наследия, например архитектурных памятников, музеев, художественных выставок и пр. Данный вид экскурсии способствует формированию таких предметных результатов по учебному предмету «Окружающий мир», как сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, родному краю, России, ее истории и культуре, природе; чувства гордости за национальные свершения, первоначальных представлений о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края; осознание своей этнической и национальной принадлежности в контексте ценностей многонационального российского общества [10].

В рамках изучения предмета «Окружающий мир» учащиеся начальных классов приобщаются к культуре своего народа. Как отмечается Г.М. Синдиковой, на уроках дети узнают о традициях, культуре и обычаях народов, знакомятся с географией, историей, народными промыслами, жизнью людей в различных местностях, особенностями поведения и характера народов [11]. Для того чтобы расширить знания о культуре и искусстве башкирского народа, в рамках внеурочной деятельности можно совершить экскурсию в Национальный музей, основанный в 1864 году в г. Уфе. В нем представлена очень богатая этнографическая выставка, отражающая культуру, быт, историю башкирского народа (национальные костюмы, музыкальные инструменты, украшения, оружие, конская упряжь, юрта, прялки, посуда, бытовые предметы, подушки, ковры, одеяла и многое другое). Подобные образцы выставлены и в Историко-краевед-ческом музее в г. Стерлитамаке, который неоднократно посещается учащимися начальных классов.

Современное образование смело шагнуло в век цифровых технологий. Система виртуальной реальности дает человеку высокоинформативные средства, предоставляя человеку трехмерную визуальную информацию о синтезируемом виртуальном мире. Более того, как пишет А.А. Андреев, в рамках реализации задачи по цифровизации образовательных программ по всей стране периодически проводятся онлайн-уроки, тесты для контроля усвоения материала, онлайн-курсы для поднятия профессиональных навыков [12]. В данных условиях среди различных видов экскурсии наиболее востребованными стали виртуальные. Как отмечается Е.В. Головневой, Г.М. Синдиковой, Г.Х. Си-нагуловой, использование видеофильмов помогает развитию различных сторон психической деятельности обучающихся. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Психологические особенности воздействия видеофильмов на учащихся способствуют созданию благоприятных условий для их эстетического воспитания [13].

Н.Б. Смирнова отмечает, что преимуществами этой формы организации образовательного процесса являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий [14]. Боле того, в современных условиях, когда с целью сохранения здоровья учащихся осуществление экскурсий в театральные объединения, музеи, выставки и т.п. стало затруднительным, применение ее виртуальной формы приобрело особую значимость. Такая экскурсия также позволяет посетить те места, в которые довольно сложно попасть по разным объективным причинам (местонахождение, безопасность жизни и здоровья учащихся, удаленность природного объекта и др.).

iioj

История и педагогика естествознания

2-3 ■ 2022

Посредством виртуальной экскурсии можно посетить Уфимский ботанический сад, учебно-опытное хозяйство «Уфимский лимонарий»; познакомиться с таким памятником древнекаменного века, как Шульган-Таш, посетить Аскинскую ледяную пещеру. Шульган-Таш (Капова) карстовая пещера известна удивительными наскальными рисунками, выполненными первобытным человеком эпохи палеолита. Оказавшись в Аскинской пещере на замерзшей глади древнего озера глубиной около 30 м, можно даже в условиях виртуальности ощутить невероятную красоту и мощь нашей планеты.

Познавательными для изучения на уроках окружающего мира могут быть такие природные объекты, как Айгирские скалы, горы-шиханы Юрактау, Шахтау, Куштау; Мурады-

мовское ущелье, водопад Кук-Караук, находящийся на одноименной реке в Башкортостане на территории заказника «Ишимбайский», объявленного памятником природы с 1965 года, природные парки «Аслы-Куль» и «Кандры-Куль» - самые крупные озера в республике и др.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что организация экскурсионной деятельности в опоре на краеведческий принцип способствует решению многих образовательных задач в области естествознания, а также вопросов, связанных с нравственным, гражданским, патриотическим, экологическим, эстетическим, этнокультурным и поликультурным воспитанием учащихся, реализует воспитывающую функцию обучения и его мировоззренческую направленность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Орешников И.М., Шкерина Т.И. Современная философия науки: предмет, круг проблем, концепции, гуманистический смысл и назначение // История и педагогика естествознания. 2019. № 2. С. 5-17. DOI:10.24411/2226-2296-2019-10201

2. Головнева Е.В., Головнева Н.А., Синдикова Г.М. История развития образования, воспитания и педагогической мысли в античную эпоху // История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 24-29. DOI:10.24411/2226-2296-2020-10205

3. Синдикова Г.М. Влияние музыки А.Н. Скрябина на развитие целостного мировосприятия студентов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 559.

4. Каналаш О.П. Национальная картина мира как компонент лингвистического исследования // Linguamobilis. 2012. № 6 (39). С. 70-73.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования РФ от 31.05.2021 № 286.

6. Савинова Е.В., Семчук Н.М. История становления принципа краеведения в методике школьного естествознания // Успехи современного естествознания. 2008. № 6. С. 121-122.

7. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2015. 283 с.

8. Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсии. М.: Турист, 2011. 215 с.

9. Разливинских И.Н. Организация краеведческой работы в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО // Вестник Шадринского гос. пед. ун-та. 2021. № 1(49). С. 75-78.

10. Алексеева О.В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе. М.: Акад. Естествознания. 2017. 143 с.

11. Синдикова Г.М. Этномузыкальный компонент поликультурного воспитания младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 249.

12. Андреева О.С. Содержание понятия «краеведение», его основные направления и принципы // Проблемы региональной экологии. 2013. № 2. С. 69-71.

13. Головнева Е.В., Синдикова Г.М., Синагулова Г.Х. Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-27. С. 6078-6082.

14. Смирнова Н.Б. Виртуальная экскурсия как один из методов интерактивного изучения иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 211-214.

REFERENCES

1. Oreshnikov I.M., Shkerina T.I. Modern philosophy of science: subject, range of problems, concepts, humanistic meaning and purpose. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2019, no. 2, pp. 5-17 (In Russian).

2. Golovneva YE.V., Golovneva N.A., Sindikova G.M. History of the development of education, upbringing and pedagogical thought in the ancient era. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2020, no. 2, pp. 24-29 (In Russian).

3. Sindikova G.M. The influence of A.N. Scriabin's music on the development of a holistic worldview of students. Sovremennyye problemynaukii obrazovaniya, 2015, no. 6, p. 559 (In Russian).

4. Kanalash O.P. The national picture of the world as a component of linguistic research. Linguamobilis, 2012, no. 6 (39), pp. 70-73 (In Russian).

5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachalnogo obshchego obrazovaniya RFot 31.05.2021 №286 [Federal State Educational Standard of primary general education of the Russian Federation dated 05/31/2021 No. 286].

6. Savinova YE.V., Semchuk N.M. The history of the formation of the principle of local lore in the methodology of school natural science. Uspekhi sovremennogoyestestvoznaniya, 2008, no. 6, pp. 121-122 (In Russian).

7. Grigor ' yeva YE.V. Metodikaprepodavaniyayestestvoznaniya vnachatnoy shkole [Methods of teaching natural science in primary school]. Chelyabinsk, Chelyab. gos. ped. un-ta Publ., 2015. 283 p.

8. Yemel'yanov B.V. Metodikapodgotovkiiprovedeniya ekskursii [Methods of preparation and conduct of excursions]. Moscow, Turist Publ., 2011. 215 p.

9. Razlivinskikh I.N. Organization of local history work in primary classes in the conditions of implementation of the Federal State Educational Standard of General Primary Education. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2021, no. 1(49), pp. 75-78 (In Russian).

10. Alekseyeva O.V. Okruzhayushchiy mir. Osobennosti izucheniya predmeta v nachal'noy shkole [The surrounding world. Features of studying the subject in primary school]. Moscow, Akad. Yestestvoznaniya Publ., 2017. 143 p.

11. Sindikova G.M. Ethno musical component of multicultural education of younger schoolchildren. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 4, p. 249 (In Russian).

12. Andreyeva O.S. The content of the concept of "local history", its main directions and principles. Problemy regional noy ekologii, 2013, no. 2, pp. 69-71 (In Russian).

13. Golovneva YE.V., Sindikova G.M., Sinagulova G.KH. Fine art as a means of aesthetic education of younger schoolchildren. Fundamental'nyye issledovaniya, 2015, no. 2-27, pp. 6078-6082 (In Russian).

14. Smirnova N.B. Virtual excursion as one of the methods of interactive learning of a foreign language. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2020, no. 67-2, pp. 211-214 (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Абдуллина Лилия Бакировна, к.п.н, доцент, декан факультета педагогики и психологии, завкафедрой теории и методики начального образования, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета. Головнева Елена Вениаминовна, д.п.н., проф., завкафедрой педагогики начального образования, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета.

Головнева Наталья Александровна, ст. препод. кафедры педагогики начального образования, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета.

Синдикова Гульнара Маратовна, к.п.н, доцент кафедры педагогики начального образования, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета.

Liliya B. Abdullina, Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof., Dean of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Head of the Department of Theory and Methods of Primary Education, Sterlitamak branch of the Bashkir State University. Elena V. Golovneva, Dr. Sci. (Ped.), Prof., Head of the Department of pedagogy of primary education, Sterlitamak branch of the Bashkir State University. Natalya A. Golovneva, Senior Lecturer of the Department of Pedagogy of Primary Education,Sterlitamak branch of the Bashkir State University. Gulnara M. Sindikova, Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof. of the Department of Pedagogy of Primary Education, Sterlitamak branch of the Bashkir State University.

2-3 • 2022

История и педагогика естествознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.