Научная статья на тему 'Философско-педагогические аспекты генезиса понятия «творчество»'

Философско-педагогические аспекты генезиса понятия «творчество» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / креативность / искусство / деятельность / деятельностный подход / творческая деятельность / учащиеся / creativity / creativity / art / activity / activity approach / creative activity / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллина Лилия Бакировна, Головнева Елена Вениаминовна, Головнева Наталья Александровна, Синдикова Гульнара Маратовна, Шмелева Наталия Георгиевна

Статья посвящена актуальной проблеме развития и реализации творческого потенциала подрастающего поколения. В работе рассматривается содержание понятия «творчество» с точки зрения философской, психологической и педагогической научной мысли. Показаны приоритеты современного образования, связанные с развитием творческого начала человека. Обосновывается реализация деятельностного подхода, в условиях которого осуществляется процесс творческого развития ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллина Лилия Бакировна, Головнева Елена Вениаминовна, Головнева Наталья Александровна, Синдикова Гульнара Маратовна, Шмелева Наталия Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE CONCEPT OF "CREATIVITY"

This article is devoted to the actual problem of the development and implementation of the creative potential of the younger generation. The article examines the content of the concept of "creativity" from the point of view of philosophical, psychological and pedagogical scientific thought. Shown are the priorities of modern education associated with the development of a person's creativity. The article substantiates the implementation of the activity approach, in the conditions of which the process of the child's creative development is carried out.

Текст научной работы на тему «Философско-педагогические аспекты генезиса понятия «творчество»»

I

УДК 37.01

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2021-3-4-18-21

Философско-педагогические аспекты генезиса понятия «творчество»

Л.Б. Абдуллина, Е.В. Головнева, Н.А. Головнева, Г.М. Синдикова, Н.Г. Шмелева

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 453103, г. Стерлитамак, Россия

ORCID ORCID ORCID ORCID

https://orcid.org/0000-0002-5898-9814, E-mail: https://orcid.org/0000-0002-5752-4863, E-mail: https://orcid.org/0000-0002-4682-5417, E-mail: https://orcid.org/0000-0001-7348-3953, E-mail:

: abdullina_lb321@mail.ru : golovneva_ev@mail.ru : golovneva_nat@mail.ru : gsindikova@yandex.ru E-mail: shmelyova-2010@yandex.ru

Резюме: Статья посвящена актуальной проблеме развития и реализации творческого потенциала подрастающего поколения. В работе рассматривается содержание понятия «творчество» с точки зрения философской, психологической и педагогической научной мысли. Показаны приоритеты современного образования, связанные с развитием творческого начала человека. Обосновывается реализация деятельностного подхода, в условиях которого осуществляется процесс творческого развития ребенка.

Ключевые слова: творчество, креативность, искусство, деятельность, деятельностный подход, творческая деятельность, учащиеся. Для цитирования: Абдуллина Л.Б., Головнева Е.В., Головнева Н.А., Синдикова Г.М., Шмелева Н.Г. Философско-педагогические аспекты генезиса понятия «творчество» // История и педагогика естествознания. 2021. № 3-4. С. 18-21. □□1:10.24412/2226-2296-2021-3-4-18-21

PHILOSOPHICAL PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE CONCEPT OF "CREATIVITY" Liliya B. Abdullina, Elena V. Golovneva, Natalya A. Golovneva, Gulnara M. Sindikova, Natalya G. Shmeleva

Sterlitamak branch of the Bashkir State University, 453103, Sterlitamak, Russia ORCID ORCID ORCID ORCID

https://orcid.org/0000-0002-5898-9814, E-mail: https://orcid.org/0000-0002-5752-4863, E-mail: https://orcid.org/0000-0002-4682-5417, E-mail: https://orcid.org/0000-0001-7348-3953, E-mail:

: abdullina_lb321@mail.ru : golovneva_ev@mail.ru : golovneva_nat@mail.ru : gsindikova@yandex.ru E-mail: shmelyova-2010@yandex.ru

Abstract: This article is devoted to the actual problem of the development and implementation of the creative potential of the younger generation. The article examines the content of the concept of "creativity" from the point of view of philosophical, psychological and pedagogical scientific thought. Shown are the priorities of modern education associated with the development of a person's creativity. The article substantiates the implementation of the activity approach, in the conditions of which the process of the child's creative development is carried out.

Keywords: creativity, creativity, art, activity, activity approach, creative activity, students.

For citation: Abdullina L.B., Golovneva E.V., Golovneva N.A., Sindikova G.M., Shmeleva N.G. PHILOSOPHICAL PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE CONCEPT OF "CREATIVITY" History and Pedagogy of Natural Science. 2021, no. 3-4, pp. 18-21. DOI:10.24412/2226-229B-2021-3-4-1B-21

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что в эпоху научно-технического прогресса все более востребованным становится человек, мыслящий и решающий задачи нестандартно, оригинально, применяющий не столько репродуктивные способы деятельности, сколько конструктивные, связанные с реализацией его творческого потенциала. Данная проблема нашла свое отражение в разных государственных документах, в частности в ФГОС НОО, где подчеркивается приоритетная роль деятельности, направленной на формирование метапредметной компетенции, сформулированной как «освоение способов решения проблем творческого и поискового характера...» [1].

Поскольку основу педагогики составляет философская парадигма, рассмотрим дефиницию понятия «творчество» с позиции философской мысли. Проблема природы творчества во многом обусловлена онтологическими изысканиями, связанными с разными аспектами бытия и бытия человека в частности, что было предметом размышлений

многих гениальных представителей данной науки. Понятие «творчество» рассматривается как «деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее» [2].

По мнению И.М. Орешникова и Т.И. Шкериной, «В конце ХХ и в первое десятилетие XXI века крайне актуализировались философские проблемы науки, ее мировоззренческие, онтологические, гносеологические, методологические, аксиологические и пракселогические аспекты. А самое главное - черезвычайно актуализировались и проблематизиро-вались ценностно-смысловые, гуманистические, этические и правовые основания современной науки» [3]. На основе системного и ценностного анализа исследователи приходят к выводу о том, что «наука - это особый социальный институт, сообщество ученых, главное назначение которого -познание мира, природы, общества и человека, адекватное воспроизведение действительности и ее причинно-след-

18)

История и педагогика естествознания

3-4 • 2021

ственных связей, закономерностей, а также производство, распространение и применение нового научного знания» [3].

Научные измышления, касающиеся рассматриваемой проблемы, уходят своими корнями в глубокую древность, что находит свое подтверждение в разных трудах греческих мыслителей (Парменида, Гераклида, Эмпедокла, Гиппократа). Именно в их работах творчество представлено как богоподобная созидательная деятельность, характерная только для человека [4]. Первым философом, в чьих изысканиях была фундаментально представлена проблема творчества с точки зрении теории понятия, был Платон. Главным источником творческого потока, как утверждал мыслитель, является одержимость, состояние, лишенное разумности, безумие даже, или божественное наитие. Также он считал, что творчество выступает лишь неким спонтанным проявлением врожденных способностей.

О глубинной сути творчества говорил и другой известный ученый - Аристотель, мыслящий под данной категорией процесс, связанный с рождением искусства. Согласно его мысли, творчество есть инстинктивно-интуитивная практическая деятельность человека, направленная либо на порождение внешнего произведения путем подражания, не зависящее от самого творца, либо на деятельность по организации психологического опыта человека [5]. Как подчеркивают Е.В. Головнева, Н.А. Головнева, Г.М. Синдикова «Педагогическое наследие античной эпохи оказало решающее влияние на формирование педагогической культуры европейских народов периода Средневековья и Нового времени. На его классических образцах формировались представления многих поколений педагогов о значении образования и воспитания юношества, его содержании и методах, роли учителя в общественной жизни» [6].

Сравнивая мнения разных философов, можно отметить, что многие из них говорят о трех компонентах творчества: человеческий опыт; «божественное наитие», или откровение; непосредственно его практическое воплощение произведения в той или иной соответствующей виду искусства художественной деятельности. Они также не отождествляют такие категории, как «сознание» и «творчество», поскольку последнее является продуктом бессознательной сферы.

Обратимся к русскому философу Н.А. Бердяеву. По его мнению, истинное творчество может иметь место только в духовной свободе человека. Рассуждая о ней, мыслитель говорит о свободе духа, то есть исключительно внутренней, сокровенной, непознанной энергии духа. Творчество для русского философа - это интуитивное, спонтанное проявление внутренних сил. Одна из задач педагога заключается в том, чтобы направить эту созидательную силу в нужное русло. Соответственно, возникает настоятельная необходимость в разработке алгоритма подобных руководящих действий и выработке мотивационных предпосылок к творческой деятельности учащихся.

При выработке философского обоснования важности формирования и развития творческого потенциала человека невозможно игнорировать знаниевое начало. Отечественный мыслитель также высказывает свое мнение по этому поводу, рассматривая категории «творчество» и «познание» в их взаимообусловленности: «Познание есть творчество, таковы его истоки и вершины. Но познание есть также труд... Познание носит творческий и организующий характер, в нем человек овладевает хаосом и тьмой. Познание подчиняет мир человеку и теоретически, и практически, подчиняет человеческому творчеству и труду. Активный и творческий характер познания выражается в том, что оно есть гуманизация, очеловечивание бытия в разной степени» [7]. С точки зрения ученого, знания предстают как

квинтэссенция гуманизма, человечности, организующего начала. Данная философская парадигма является важным обоснованием необходимости формирования гносеологического опыта учащихся: накопления необходимых знаний, выработки ключевых и частных навыков и т.д. Природа творчества, как писал Н.А. Бердяев, обусловлена врожденными качествами, свойственными активной преобразующей деятельности человека.

Остановимся кратко на синониме категории «творчество» - «креативность». Интересной является точка зрения на данное понятие у А.Н. Уайтхеда, поддерживающего направление неорационализма в философии. Творчество в рамках данного философского течения трактуется как форма единства универсума. Исследователи, поддерживающие данные взгляды, определяли креативность как актуализацию потенциальности, а любая актуализация, согласно этой точке зрения, является событием опыта [8].

Согласно мнению И.П. Никитиной, например, в философии искусства термин «креативность» напрямую не употребляется, но существует утверждение о том, что «человек - существо трансцендирующее, то есть постоянно пытающееся переступить собственные границы: границы своих возможностей, своей жизни, своего мира» [9]. В тран-сцендировании заложена возможность внутреннего преображения человека. В.Г. Рындак считает, что «новое есть впервые мыслимое или делаемое данным субъектом, ранее неизвестное ему (фиксируемое таковым с разрешающей способностью индивидуального восприятия и на основании накопленного содержимого индивидуальной памяти со всеми ее текущими несовершенствами)» [10]. Креативный акт квалифицируется как таковой по критериям новизны самого субъекта. Таким образом, ребенок максимально креативен, поскольку он все делает впервые [11].

Как отмечается в современной философской науке, творчество представляет собой практическую деятельность человека, имеющую в определенной степени интуитивный характер и связанную с созданием нового сочинения посредством подражания, которое независимо от самого творца.

Рассмотрим дефиницию исследуемого нами понятия ведущими педагогами. Педагогическая наука объединяет в себе концептуальные взгляды на проблему исследования и философии, и психологии, и культурологии. Проблема творчества и творческих способностей представлена в исследованиях многих ученых (Г.С. Альтшуллер, Д.Б. Богоявленская, М. Вертгеймер, Л.К. Веретенникова, И.М. Верткин, Н.А. Воитлева, Л.С. Выготский, Г.С. Гаспарян, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, Н. Роджерс, В.А. Сластенин, О.И. Сысун, Б.М. Теплов, Е.П. Торренс и др.), где раскрываются различные его аспекты. С.И. Ожегов, характеризуя данную категорию, считает, что творчество проявляется в создании новых по замыслу культурных или материальных ценностей [12].

В начале 80-х годов выдающиеся советские исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин поставили перед собой следующий вопрос: какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленое воспитание. Проанализировав несколько тысяч биографий творческих личностей, ученые установили, что творческие люди обладают умением: поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению; планировать, самоконтролировать свою деятельность; находить и решать проблему. Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала младших школьников [13].

3-4■2021

История и педагогика естествознания

Многие исследователи анализируют понятие «творчество» через призму деятельности: производственной, политической, предметно-практической, повседневно-бытовой и др., в процессе которой на основе приобретенного человеком жизненного опыта (художественного, музыкального и т.п.) человек способен применять имеющиеся знания и практические умения на качественно ином, более высоком уровне.

Сторонниками деятельностного подхода были многие ученые, например С.Л. Рубинштейн, чьи изыскания подтвердили, что творчество выступает определенным итогом сознательной деятельности субъекта. В.А. Сластенин и Л.К. Веретенникова также утверждают, что творчество -деятельность, направленная на создание нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью: «Творчество -высшая форма активности человека и в то же время его характеристика, свидетельствующая о высоком уровне развития такого интегрального качества, как творческий потенциал личности» [14].

Творчество как самоактуализацию личности рассматривали такие ученые, как А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Н. Роджерс. Н. Роджерс считает, что творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта [15]. Эта же мысль отечественных психологов подчеркивается в исследовании Н.А. Воитлевой: «Творчество - это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием какой-нибудь вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом человеке» [16].

Возникающая новизна творческой деятельности может иметь как объективный, так и субъективный характер. Говоря о сущности творчества, многие ученые подчеркивают такие аспекты, как новизна конечного продукта творческой деятельности, а также преобразование имеющегося опыта и способность по-новому создавать комбинации знаний и умений, где последнее рассматривается, как наиболее важное. О.И. Сысун пишет, что творчество являет собой человеческую деятельность по созданию качественно новых материалов духовных ценностей. Для этого человеку нужна совокупность свойств и качеств, позволяющих успешно осуществлять деятельность творческого характера, искать оригинальные, нестандартные решения в разных ее видах [17].

Одним из видов деятельности, способствующих развитию творческих способностей учащихся, выступает музыкальная деятельность. Известно, что музыкальное искусство является одним из эффективных средств реализации творческого потенциала учащихся, развития их музыкально-творческого мышления. Как отмечается в статье Г.М. Синдиковой, «к группе методов, определяемых спец-

ификой музыкального искусства и способствующих творческому развитию школьников, относятся: метод размышления о музыке, метод музыкального обобщения, метод эмоциональной драматургии; метод моделирования художественно-творческого процесса и др.» [18]. Так, к примеру, в ходе реализации последнего метода учащиеся ставятся в позицию композитора и на основе имеющегося интонационно-слухового опыта, воображения, музыкального мышления могут преобразовывать, импровизировать, сочинять небольшие музыкальные произведения. Творчество предполагает создание продукта, для которого характерна новизна, оригинальность, уникальность. Эти отличия говорят о том, что у школьника, создавшего данное изделие, имеются не только интерес к выполняемому делу, необходимые знания и умения, но и способности, к примеру музыкальные.

Л.С. Выготский подчеркивал, что творческая деятельность не может возникнуть сразу, ей требуется необходимое время. Для каждого возраста типичны свои формы проявления, которые обусловливают дальнейшее развитие данного вида деятельности. Творчество и соответствующая деятельность детерминированы психологическими особенностями развития способностей в конкретном возрасте. Исходя из этой идеи, ученый выделяет основные компоненты творчества: перцептивный, заключающийся в наблюдательности, особой концентрации внимания; интеллектуальный, включающий интуицию, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстроту мышления и т.д.; характерологический, связанный со стремлением к открытиям, обладанию фактами, способностью удивляться, непосредственностью [19].

Творческая личность отличается созидательно-инновационным характером, самосовершенствованием и рядом других характеристик: творческая направленность, связанная с мотивационно-потребностной ориентацией на творческое самовыражение, целевыми установками на личностные и общественно значимые результаты; творческий потенциал, выраженный в совокупности знаний, умений и навыков, способности применять их при постановке проблем и поиске путей решения на основе интуиции и логического мышления, одаренности в той или иной сфере; индивидуальное и психологическое своеобразие, обусловленное наличием волевых черт характера, эмоциональной устойчивостью при преодолении трудностей, самоорганизации, критической самооценки, восторженного переживания достигнутого успеха, осознания себя как создателя материальных и духовных ценностей.

Знание основных теоретико-методологических подходов в обосновании теории и методики развития творчества позволит более эффективно решать вопросы реализации творческого потенциала обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный ре государственный ре образовательный ре стандарт ре начального ре общего ре образования: ре текст ре с ре изм. ре и ре доп. ре на ре 2011 ре г. ре / ре Министерство ре образования ре и ре науки ре РФ; Стандарты ре второго ре поколения. ре ре М.: ре Просвещение, ре 2011. ре ре 31 ре с. ре ре

2. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. М.: Проспект, 2007. 491 с.

3. Орешников И.М., Шкерина Т.И. Современная философия науки: предмет, круг проблем, концепции, гуманистический смысл и назначение // История и педагогика естествознания. 2019. № 2. С. 5-17.

4. История философии: энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. 1376 с.

5. Аристотель. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1981. 613 с.

6. Головнева Е.В., Головнева Н.А., Синдикова Г.М. История развития образования, воспитания и педагогической мысли в античную эпоху // История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 24-29.

7. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с.

8. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии: пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. 718 с.

9. Никитин О.Д. Креативное отношение личности к себе и миру в художественно-творческой деятельности. URL: http://www.art-education.ru/ AEmagazine/archive/nomer-1-2007/novikova_7-04-2007.htm (дата обращения 25.09.2021)

10.Рындак В.Г. Эволюция понятия «креативность»: философский и психолого-педагогический аспекты. Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монограф. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2016. С. 110-120.

11.Соснин Э.А. Из небытия в бытие: творчество как целенаправленная деятельность. Томск: STT, 2011. 520 с

12.Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; РАН, Ин-т рус. яз. М.: Азъ, 1994. 907 с.

История и педагогика естествознания

3-4 • 2021

13.Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ). Минск: Бела русь, 1994. 479 с.

14.Сластенин В.А., Веретенникова Л.К. Формирование творческого потенциала школьников: учеб. пособие. М.: Магистр, 1999. 95 с.

15.Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 164-168.

16.Воитлева Н.А. Ученые о сущности педагогического творчества // Перспективы науки и образования. 2014. № 3 (9). С. 48-52.

17.Сысун ре О.И. ре Формирование ре и ре развитие ре способностей ре детей ре к ре творчеству // ре Пачатковая ре школа. ре ре 2016. ре ре № ре 11. ре ре С. 12-15.

18.Синдикова Г.М. Этномузыкальный компонент поликультурного воспитания младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 249.

19.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 91 с.

REFERENCES

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya: tekst s izm. i dop. na 2011 g. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF; Standarty vtorogo pokoleniya [Federal state educational standard of primary general education: text as amended. and add. for 2011. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation; Second generation standards]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2011. 31 p.

2. Kratkiy filosofskiyslovar' [A short philosophical dictionary]. Moscow, Prospekt Publ., 2007. 491 p.

3. Oreshnikov I.M., Shkerina T.I. Modern philosophy of science: subject, range of problems, concepts, humanistic meaning and purpose. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2019, no. 2, pp. 5-17 (In Russian).

4. Istoriya filosofii: Entsiklopediya [History of Philosophy: Encyclopedia]. Minsk, Interpresservis; Knizhnyy Dom Publ., 2002. 1376 p.

5. Aristotel'. Sobraniye sochineniy v4-kh t. T.3 [Aristotle. Collected works in 4 volumes. V.3]. Moscow, Mysl' Publ., 1981. 613 p.

6. Golovneva YE.V., Golovneva N.A., Sindikova G.M. The history of the development of education, upbringing and pedagogical thought in the ancient era. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2020, no. 2, pp. 24-29 (In Russian).

7. Berdyayev N.A. Filosofiya svobodnogo dukha [Philosophy of a free spirit]. Moscow, Respublika Publ., 1994. 480 p.

8. Uaytkhed A.N. Izbrannyye rabotypo filosofii [Selected works on philosophy]. Moscow, Progress Publ., 1990. 718 p.

9. Nikitin □.□. Kreativnoye otnosheniye lichnosti k sebe i miru vkhudozhestvenno-tvorcheskoy deyatel'nosti (The creative attitude of the individual to himself and the world in artistic and creative activities) Available at: http://www.art-education.ru/AEmagazine/archive/nomer-1-2007/noviko-va_7-04-2007.htm (accessed 25 September 2021).

10. Ryndak V.G. Evolyutsiya ponyatiya «kreativnost'»: filosofskiy ipsikhologo-pedagogicheskiy aspekty. Ponyatiynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya [Evolution of the concept of "creativity": philosophical and psychological-pedagogical aspects. Conceptual apparatus of pedagogy and education]. Yekaterinburg, UGPU Publ., 2016. pp. 110-120.

11. Sosnin E.A. Iznebytiya vbytiye: tvorchestvo kak tselenapravlennaya deyatel'nost' [From nothingness to being: creativity as purposeful activity]. Tomsk, STT Publ., 2011. 520 p.

12. Ozhegov S.I., Shvedova N.YU. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 72500 slovi 7500 frazeologicheskikh vyrazheniy [Explanatory dictionary of the Russian language: 72500 words and 7500 phraseological expressions]. Moscow, Az" Publ., 1994. 907 p.

13. Al'tshuller G.S., Vertkin I.M. Kak stat' geniyem: zhiznennaya strategiya tvorcheskoy lichnosti iZHSTL] [How to become a genius: the life strategy of a creative personality]. Minsk, Belarus' Publ., 1994. 479 p.

14. Slastenin V.A., Veretennikova L.K. Formirovaniye tvorcheskogo potentsiala shkol'nikov [Formation of the creative potential of schoolchildren]. Moscow, Magistr Publ., 1999. 95 p.

15. Rodzhers N. Creativity as strengthening oneself. Voprosypsikhologii, 1990, no. 1, pp. 164-168 (In Russian).

16. Voitleva N.A. Scientists on the essence of pedagogical creativity. Perspektivy Nauki i Obrazovaniya, 2014, no. 3(9), pp. 48-52 (In Russian).

17. Sysun O.I. Formation and development of children's abilities for creativity. Pachatkovaya shkola, 2016, no. 11, pp. 12-15 (In Russian).

18. Sindikova G.M. Ethnomusical component of multicultural education of primary schoolchildren. Sovremennyye problemy naukii obrazovaniya, 2015, no. 4, pp. 249 (In Russian).

19. Vygotskiy L.S. Voobrazheniye i tvorchestvo vdetskom vozraste [Imagination and creativity in childhood]. St. Petersburg, Soyuz Publ., 1997. 91 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Абдуллина Лилия Бакировна, к.п.н, доцент, декан факультета педагогики и психологии, завкафедрой теории и методики начального образования, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета. Головнева Елена Вениаминовна, д.п.н., проф., завкафедрой педагогики начального образования, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета.

Головнева Наталья Александровна, ст. препод. кафедры педагогики начального образования, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета.

Синдикова Гульнара Маратовна, к.п.н, доцент кафедры педагогики начального образования, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета.

Шмелева Наталия Георгиевна, канд. ф.-м.н., доцент кафедры теории и методики начального образования, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета.

Liliya B. Abdullina, Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof., Dean of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Head of the Department of Theory and Methods of Primary Education, Sterlitamak branch of the Bashkir State University. Elena V. Golovneva, Dr. Sci. (Ped.), Prof., Head of the Department of pedagogy of primary education, Sterlitamak branch of the Bashkir State University. Natalya A. Golovneva, Senior Lecturer of the Department of Pedagogy of Primary Education,Sterlitamak branch of the Bashkir State University. Gulnara M. Sindikova, Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof. of the Department of Pedagogy of Primary Education, Sterlitamak branch of the Bashkir State University.

Natalia G. Shmeleva, Cand. Sci. (Ph.-m.), Assoc. Prof. of the Department of Theory and Methods of Primary Education, Sterlitamak branch of the Bashkir State University.

3-4 • 2021

История и педагогика естествознания

ьТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.