Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СИНТЕЗА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ КРЫМЧАН'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СИНТЕЗА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ КРЫМЧАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / КРЫМСКИЙ РЕГИОН / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СИНТЕЗ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ГУМАНИЗМ / ЭКОЛОГИЧНОСТЬ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шефель Сергей Викторович, Захарова Вера Александровна

В статье впервые в отечественной научной литературе предпринята попытка предложить вариант обоснования модели реализации концепции социокультурного синтеза как условия социальной адаптации молодых крымчан. Подчеркивается значение концепции социокультурного синтеза в применении к социальной адаптации представителей молодого поколения региона в целях достижения эффективности процессов солидаризации российского общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шефель Сергей Викторович, Захарова Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF SOCIO-CULTURAL SYNTHESIS IN THE REPUBLIC OF CRIMEA AS A CONDITION FOR THE SOCIAL ADAPTATION OF YOUNG CRIMEANS

The article attempts to propose a variant of substantiating the model for implementing the concept of sociocultural synthesis as a condition for the social adaptation of young Crimeans. The importance of the concept of socio-cultural synthesis as applied to the social adaptation of representatives of the younger generation of the region in order to achieve the effectiveness of the processes of solidarity of Russian society as a whole is emphasized.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СИНТЕЗА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ КРЫМЧАН»

УДК 316.4+316.6+101.1:316 DOI 10.23672^6749-1232-0360^

Шефель Сергей Викторович

доктор философских наук, профессор,

заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия sergey_shefel@mail.ru

Захарова Вера Александровна

кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия zakharova7vera@mail.ru

Sergey V. Shefel

Doctor of Philosophy, Professor,

Head of the Department of Humanitarian Affairs and Socio-economic Disciplines, Crimean branch Russian State University of Justice sergey_shefel@mail.ru

Vera A. Zakharova

Candidate of Philosophical Sciences, Senior Lecturer

Departments of Humanitarian Affairs and Socio-economic Disciplines, Crimean branch Russian State University of Justice zakharova7vera@mail.ru

Реализация концепции социокультурного синтеза в республике крым как условие социальной адаптации молодых крымчан

Implementation of the concept

of socio-cultural synthesis in the republic of crimea as a condition for the social adaptation of young crimeans

Аннотация. В статье впервые в отечественной научной литературе предпринята попытка предложить вариант обоснования модели реализации концепции социокультурного синтеза как условия социальной адаптации молодых крымчан. Подчеркивается значение концепции социокультурного синтеза в применении к социальной адаптации представителей молодого поколения региона в целях достижения эффективности процессов солидаризации российского общества в целом.

Ключевые слова: социальная адаптация; молодежь; Крымский регион; социокультурный синтез; толерантность; гуманизм; экологичность; традиции.

Annotation. The article attempts to propose a variant of substantiating the model for implementing the concept of sociocultural synthesis as a condition for the social adaptation of young Crimeans. The importance of the concept of socio-cultural synthesis as applied to the social adaptation of representatives of the younger generation of the region in order to achieve the effectiveness of the processes of solidarity of Russian society as a whole is emphasized.

Keywords: social adaptation; youth; Crimean region; sociocultural synthesis; tolerance; humanism; environmental friendliness; traditions.

В свете вызовов, вставших перед Республикой Крым с момента ее «возвращения в родную гавань» весной 2014 г., особо значимы усилия самого крымского социума по углублению гармонизации межэтнических отношений на полуострове. Более того, активизация внешних происков, нацеленных на разжигание межнациональной розни в Российской Федерации в целом и в ее отдельных регионах для дискредитации конституционного курса на укрепление отечественной государственности как правовой и социально ориентированной, возводит значение осуществления комплексного подхода к укреплению дружбы народов России, в том числе и на

территории Крыма, на самый высокий уровень ответственности всех социальных институтов страны.

О значении социокультурного синтеза как подхода в укреплении взаимодействия народов, как подчеркивал Ю.А. Жданов в работе «Государство-континент», ясно высказался В.И. Вернадский на заре ХХ в. [4, с. 159]. Конечно, для каждого региона плодотворность применения этой концепции обусловливается учетом специфики исторического сосуществования этносов, веками творивших уникальный уклад своей жизни. В научной литературе накоплен эмпирический и

аналитический материал, представляющий интерес в целях его креативного использования в разных субъектах России [2; 3; 5; 6].

Одним из ключевых моментов, определяющих перспективу реализации потенциала концепции социокультурного синтеза в Республике Крым в аспекте социальной адаптации ее молодого поколения к процессу интеграции крымского сообщества в социальное пространство России, является необходимость преодоления попыток «поиска» в качестве обоснования специфики межнационального взаимодействия на полуострове «постулата о коренных народах Крыма» и «искупления вины россиянами» перед потомками жертв «сталинского переселения некоторых этносов из Крыма в 1944 году».

Что касается «проблемы коренных народов Крыма», то, несомненно, ее «разогрев» политическими кругами Украины вкупе с конспиролога-ми из дальнего зарубежья ныне усилился под влиянием законодательного оформления в этой стране «положения о коренных народах Украины», определяющих таковыми, в частности, крымских татар, крымчаков, караимов. Такие попытки нового определения статуса указанных этносов используются для подрыва усилий органов власти и активистов гражданского общества в Крыму по гармонизации межнациональных отношений, провоцирования недоверия между этническими общинами. Одновременно не прекращаются попытки реанимировать антироссийскую идеологему «искупления вины россиянами» перед потомками жертв «сталинского переселения некоторых этносов из Крыма весной 1944 года» посредством фальсификации смысла мер, предусмотренных государственными документами РФ о реабилитации жертв переселения некоторых этносов из Крыма весной 1944 г.

Кроме того, спецслужбы Украины с подачи своих зарубежных кураторов в целях подрыва усилий крымчан по обеспечению курса на гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений осуществляют системные провокаций на территории самой Республики. Из числа последних событий такого рода назовем лишь одно, произошедшее в начале декабря 2021 г., когда группой диверсантов был подожжен дом муфтия. Раскрывая цели этого террористического акта, плененные диверсанты, кстати, этнические украинцы, указали, что ими в среде мусульман упре-ждающе распространялась дезинформирующая крымско-татарскую общину версия о якобы причастности к этой «акции» представителей русской этнической общины.

Учитывая эти обстоятельства, оказывающие воздействие и на умы, и на социальное настроение всего крымского сообщества и его молодежи, представляется целесообразным выстраивать воспитательную работу с молодым поколением крымчан на основе ключевых аспектов концепции социокультурного синтеза. Ее смысл состоит в том, чтобы развивать крымское сообщество на платформе экоправового переосмысления сущности его трансформации в современных условиях концентрации усилий местных ор-

ганов власти и институтов гражданского общества на достижении законодательно определенных целей межнациональной консолидации. Это позволит креативно, концептуально-методологически обновить систему воспитания и образования в Крыму, преобразовав ее в ведущую подсистему макросистемы «человек-биосфера-ноосфера». В этом кроются условия трансформации мировоззрения ее ключевых участников -педагогов и их воспитанников - в ключе желательного результата - объединения усилий вокруг общезначимой для крымчан цели: укрепления творческого взаимодействия на почве освоения и воплощения в социальной практике значимых императивов поведения. В этом плане данная цель выступает фактором желаемого качества межнациональной интеграции.

Достоинство этого подхода - в использовании как генерирующего креативность молодежи антропологического фактора, обусловленного ее предрасположенностью к самовыражению, прежде всего, среди сверстников.

В данной связи подтвердим, что, опираясь на постулаты сорокинской теории «органического синтеза» социокультур, определяемого логико-смысловой их интеграцией [8, с. 40-41], реализация концепции социокультурного синтеза представляется целесообразной для преодоления парадигмальных ограничений отечественной образовательной стратегии, тяготеющей к традициям западного цивилизационного формата. Это предполагает переработку образовательных стандартов как в контексте сорокинской методологии «логико-смыслового единства», принятой для обоснования концепции социокультурного синтеза, так и в русле требований федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» [9].

С учетом такого подхода, реально выстраивать процесс воспитания молодых крымчан по предложенным П.А. Сорокиным и не утратившим актуальности требованиям соблюдения принципа «позитивной поляризации» элементов социокультурного синтеза [7, с. 200-230]. Это означает четкое различение социокультурных аспектов в целостности крымского сообщества, интенцио-нально по-разному воздействующих на сознание и поведение репрезентантов разных категорий крымской молодежи, в разной мере обладающих не только багажем социокультурных традиций своих этносов, но и в процессе социокультурной коммуникации овладевших значимыми элементами ее потенциала. В данной связи, на фоне и в результате интенсификации интеграционного перехода Республики Крым в правовое и в целом культурное пространство Российской Федерации сложились, на наш взгляд, достаточные условия и для смены концептуально-методологических основ социокультурной интеграции молодежного сообщества Крыма. При этом ключевым ее аспектом должны стать креативные социокультурные практики, реализуемые посредством использования потенциала внеучеб-ного воспитательного взаимодействия молодых людей разных национальностей.

Ярким примером в череде мероприятий подобной направленности является, развернутый с момента возвращения Крыма в состав России при сотрудничестве воспитательного отдела, кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин и студенческого самоуправления Крымского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» с Госкомитетом по делам межнациональных отношений Республики Крым, ГБУ Республики Крым «Дом дружбы народов», этническими общинами Крыма фестиваль «Дружбы народов Крыма». Его организация имеет системный, непрерывный формат, включая несколько фаз подготовки к финальным мероприятиям, проводимым в апреле месяце. Его тематические аспекты: подготовка к конкурсам чтецов, исполнителей музыкальных, танцевальных инсценировок, научных сообщений в рамках студенческой конференции, презентаций ремесленного мастерства и кулинарии и пр. Он обеспечивает и поддержание традиции связи поколений, когда его участники вовлекают в подготовку отдельных элементов фестиваля родных и близких.

Особый аспект данной работы - студенческие акции в защиту прав животных, по сохранению флоры Крыма, обеспечения экологического здоровья среды обитания. Они объединяют в едином эмоциональном порыве студентов разных национальностей, осознающих ответственность уже не на уровне обыденного правосознания, а на уровне формирующегося у них профессионального сознания. Это особо значимо, ибо, как справедливо отмечал Ю.Г. Волков, к сожалению, «экологизм до сих пор является модой и не представляется продуманной социальной стратегией» [1, с. 26].

Корректировка усилий, в данном ключе, институтов крымского сообщества, где особенно ощутимо присутствие разнообразных факторов взаимодействия, прежде всего, между двумя основными этнообщинами - русской и крымскотатарской, численно преобладающими над остальными этническими общинами, и на поликонфессиональном уровне - между христианами и мусульманами, - совершенно необходима и возможна. При этом, осуществляя ее, особенно с акцентом на молодежную среду, следует учитывать, что восхищение жизнью Природы, ее мудростью, олицетворяемой всевышним творцом, сочетается, в частности, с собственным уничижением мусульманина, его некоей самонедооценкой, даже иногда, самообоснованием своей творческой неполноценности, невозможности преодолеть свою тягу к запредельному потребительству, в том числе, в форме безудержной эксплуатации природных генетических возможностей женщины к плодотворению - воспроизводству рода человеческого, с допущением неравноценности себе подобных: вне ислама -«неверных», в пределах мусульманской общины - женщин и молодежи.

Учет специфики творческой личности мусульманского типа важен для обоснования модели социокультурной интеграции в полиэтническом и поликонфессиональном регионе, которым явля-

ется и Республика Крым. Без этого невозможно сформулировать и адекватную программу социальной адаптации молодых крымчан в региональном сообществе.

Понимая, что на территории современного Крыма, помимо крымских татар, динамично увеличиваются азербайджанская, чеченская, дагестанская общины, и, особенно, их молодежный сегмент, отмеченные характеристики творческой личности мусульманского типа требуют учета и для выстраивания гармоничных отношений между всеми этнообщинами Крыма.

Именно творческий потенциал каждого этноса, опирающийся на органичное использование таких изначально присущих человеку свойств как экологичность и гуманизм, открывают возможность для воплощения в реальность жизнеутверждающей силы межкультурной полиэтнической и поликонфессиональной интеграции, и на ее основе, в свою очередь, реализации программы социальной адаптации молодых крымчан в федеративном пространстве России.

При этом отношения старшего и молодого поколения крымчан обретут характер гармоничного экообщения на основе принципа «позитивной поляризации» (по П.А. Сорокину) и солидарного творчества, сохраняющего устойчивость благодаря позитивно-раскрываемым чертам как мусульманского, так и синтетического духовного строя этносов России:

- почитания красоты природы;

- старших поколений не в ущерб слабым и младшим половозрастным группам;

- восхищения красотой женского начала, путем утверждения его равноправия и бережного сохранения его плодотворного потенциала посредством добровольного снятия его запредельно эгоизированной мужской эксплуатации;

- развития в детях:

1) традиции творческой самореализации не в ущерб таким позитивно-реализуемым традициям ислама и христианства, как добровольное следование нравственно-высоким предписаниям Корана и Нового завета,

2) перенесение акцента с чувства уважения к Природе-матери и собственной матери на уважение к женщине, семье и Родине вообще.

Социологические исследования, проведенные нами в Крыму за последние годы в молодежной среде, прежде всего, среди студенчества, выявили в качестве доминантных качеств его представителей как раз экологичность (по крайней мере - на уровне признания ее значимости ) и гуманизм (особенно в форме укрепления чувства толерантности к сверстникам иных национальностей). И это во многом связано с включением молодых людей в реальные общие для них дела, представляющие аспекты достижения целей программ социального развития в Крыму. Отсюда приходит понимание того, что проявления

солидарности в молодежной среде региона связаны не столько с возрастными ее особенностями и обусловленными ими потребностями, хотя и с ними тоже, но и с общим общественным настроем, выраженным в солидарном желании подавляющего большинства жителей региона сделать его процветающей частью РФ.

Вместе с тем, практика показывает, что крымская молодежь, особенно студенты, в общественно-полезной работе превращаются как в

Литература:

1. Волков Ю.Г. Креативность: социальный диагноз современного общества. Ростов-н/Д. : Изд-во «Фонд науки и образования», 2017. 48 с.

2. Гранин Ю.Д. Этносы, национальное государство и формирование российской нации: Опыт философско-методологического исследования. М. : ИФ РАН, 2007. 167 с.

3. Дробижева Л.М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет. М. : Новый хроногаф, 2013. 336 с.

4. Жданов Ю.А. Государство-континент. Ю.А. Жданов о культуре / Ю.А. Жданов; Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов-н/Д. : ГЮР, 2014. 176 с.

5. Касьянов В.В. Формирование духовной идентичности современного российского общества в условиях этноконфессиональной разнородности : монография / В.В. Касьянов, М.Ю. Попов, В.В. Ратиев, С.В. Шефель, Т.П. Ширяева. М. : Соц.-гуманит. знания, 2015. 168 с.

6. Российская идентичность в условия трансформации: опыт социологического анализа / Отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. М. Наука, 2005. 396 с.

7. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. 351 с.

8. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М. : Астрель, 2006. 1176 с.

9. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». URL : http:// government.ru/media/files/41d47c4f0588b3037601. pdf

субъектов креативной деятельности, так и преодолевают фантомы, имевших место, проявлений межнациональной конфликтности. Это создает почву и для творческой самоорганизации молодых крымчан, и для утверждения в их сознании императивов межнациональной толерантности, что способствует их социальной адаптации к вызовам динамично меняющихся крымских реалий уже в качестве ответственно действующих правосубъектов.

Literature:

1. Volkov Yu.G. Creativity: social diagnosis of modern society. Rostov-on/D. : Publishing House «Fund for Science and Education», 2017. 48 p.

2. Granin Yu.D. Ethnicities, the National State and the Formation of the Russian Nation: An Experience of Philosophical and Methodological Research. M. : IP RAS, 2007. 167 p.

3. Drobizheva L.M. Ethnicity in the socio-political space of the Russian Federation. Experience 20 years. M. : Novy khronogaf, 2013. 336 p.

4. Zhdanov Yu.A. State-continent // Yu.A. Zhdanov about culture / Yu.A. Zhdanov; Ed. Yu.G. Volkov. Rostov-on/D. : GYUR, 2014. 176 p.

5. Kasyanov V.V. Formation of spiritual identity of modern Russian society in the conditions of ethno-confessional heterogeneity : monograph / V.V. Kasyanov, M.Yu. Popov, V.V. Ratiev, S.V. Shefel, T.P. Shiryaev. M. : Social and humanitarian knowledge, 2015. 168 p.

6. Russian identity in terms of transformation: the experience of sociological analysis / Ed. M.K. Gorsh-kov, N.E. Tikhonov. M. : Nauka, 2005. 396 p.

7. Sorokin P.A. The main trends of our time. M., 1997. 351 p.

8. Sorokin P.A. Social and cultural dynamics. M. : Astrel, 2006. 1176 p.

9. Federal target program «Strengthening the unity of the Russian nation and the ethno-cultural development of the peoples of Russia». URL : http://government.ru/media/files/41d47c4f0588b303 7601.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.