Научная статья на тему 'Роль экоправового воспитания как условия гармонизации межэтнических отношений крымчан в контексте становления их общероссийской идентичности'

Роль экоправового воспитания как условия гармонизации межэтнических отношений крымчан в контексте становления их общероссийской идентичности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОФИЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ ЭТНОСОВ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ECOPHILIC TRADITIONS / SOCIO-CULTURAL DIALOGUE OF ETHNIC GROUPS / ETHNIC INTEGRATION / ECOLEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шефель Сергей Викторович, Захарова Вера Александровна

В статье обоснована роль экоправового воспитания как целенаправленного процесса экстраполяции важнейших императивов экофильных традиций этносов, проживающих на территории Республики Крым, в сферу правосознания их носителей в контексте гармонизации их отношений на почве обретения ими общероссийской идентичности. Особую важность в этом плане приобретают конструирование и внедрение модели такого типа воспитания крымчан в связи с интеграцией Республики Крым в правовое поле Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шефель Сергей Викторович, Захарова Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of ecolegal education as a condition for the harmonization of Crimean interethnic relations in the context of Russian national identity formation

The article substantiates the role of ecolegal education as a purposeful process of extrapolation of the most important imperatives of ecophilic traditions of ethnic groups living in the territory of the Republic of Crimea, in the sphere of justice in the context of harmonization of their relations on the basis of finding of Russian national identity. In this context constructing and implementation of the model of ecolegal education in Crimea has special importance in due to the integration of the Republic of Crimea in the legal framework of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Роль экоправового воспитания как условия гармонизации межэтнических отношений крымчан в контексте становления их общероссийской идентичности»

УДК 32.1.8+124.5; 340.12

РОЛЬ ЭКОПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ КАК УСЛОВИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ КРЫМЧАН В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИХ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Шефель Сергей Викторович

Доктор философских наук, профессор, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Симферополь, Республика Крым, Россия, e-mail: [email protected]

Захарова Вера Александровна

Кандидат философских наук, преподаватель, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Симферополь, Республика Крым, Россия, e-mail: [email protected]

В статье обоснована роль экоправового воспитания как целенаправленного процесса экстраполяции важнейших императивов экофильных традиций этносов, проживающих на территории Республики Крым, в сферу правосознания их носителей в контексте гармонизации их отношений на почве обретения ими общероссийской иден-

THE ROLE OF ECOLEGAL EDUCATION AS A CONDITION FOR THE HARMONIZATION OF CRIMEAN INTERETHNIC RELATIONS IN THE CONTEXT OF RUSSIAN NATIONAL IDENTITY FORMATION

Sergey V. Shefel

Doctor of Philosophical Sciences, Professor,

Crimean branch of Russian State University of Justice, Simferopol, Republic of Crimea, Russia, e-mail: [email protected]

Vera A. Zakharova

Candidate of Philosophical Sciences, Lecturer, Crimean branch of Russian State University of Justice, Simferopol, Republic of Crimea, Russia, e-mail: [email protected]

The article substantiates the role of ecolegal education as a purposeful process of extrapolation of the most important imperatives of ecophilic traditions of ethnic groups living in the territory of the Republic of Crimea, in the sphere of justice in the context of harmonization of their relations on the basis of finding of Russian national identity. In this context constructing and

точности. Особую важность в этом плане приобретают конструирование и внедрение модели такого типа воспитания крымчан в связи с интеграцией Республики Крым в правовое поле Российской Федерации.

implementation of the model of ecolegal education in Crimea has special importance in due to the integration of the Republic of Crimea in the legal framework of the Russian Federation.

Ключевые слова: экофильные традиции, Keywords: ecophilic traditions, socio-cultural социокультурный диалог этносов, межэтни- dialogue of ethnic groups, ethnic intégration, ческая интеграция, экоправовое воспитание. ecolegal education.

Введение

В комплексе разноплановых мер по интеграции Республики Крым в правовое поле Российской Федерации важное место занимает экоправовое воспитание ее жителей, результативность которого прямо связана с формированием их общероссийской идентичности. На этом пути сделаны лишь первые шаги, включающие, в частности, и усилия по преодолению последствий деградации рекреационной структуры полуострова и его экосистемы, но предстоит решить еще много задач, связанных с обеспечением такого уровня правосознания крымчан, который позволит им воспринимать себя полноправными гражданами Российского государства. Эффективность предпринимаемых в этом отношении усилий государственных и общественных институтов во многом зависит от их научного обоснования, которое еще только предстоит осуществить.

Вместе с тем имеющаяся общетеоретическая база исследования данной проблематики, аккумулировавшая как международный, так и отечественный опыт решения ее эколого-правовых [1, 3-5, 13] и социокультурных аспектов [2, 8, 9, 11, 12, 16-18], уже позволяет экстраполировать ее основные положения в контекст разработки практических рекомендаций. В контексте достижения данной цели важную роль имеет реализация разрабатываемой авторами модели экоправового воспитания крымчан. Ее опорным теоретико-концептуальным конструктом выступает положение о равенстве права на жизнь и достойное существование всех элементов экосферы, предполагающее использование в решении общих для страны и региона экофильных традиций проживающих в Крыму этносов. И если на уровне правосознания законодателя этот конструкт уже воплощен в целом ряде взаимосвязанных нормативно-правовых актов, то препятствием для его всеобъемлющего правоприменения выступают, к сожалению, с одной стороны, технократические издержки правосознания определенного круга государственных управленцев, а с другой - инерция правового ниги-

лизма, доставшегося в наследство социуму от предшествующих эпох в его развитии.

Ныне прослеживается тенденция, характеризующая факт того, насколько трудно повернуть правосознание управленцев в лице представителей как органов государственной власти на местах, так и экономического менеджмента в контекст его экологизации. Многие из них остаются носителями того типа мировосприятия, который трактует экосферу лишь как источник удовлетворения потребностей человека, какими бы обширными они ни были. На коренной поворот в преодолении правового нигилизма в экосфере страны всю ее общественность нацеливают установки президента Российской Федерации В.В. Путина, в частности, сформулированные им на заседании Государственного совета РФ 27 декабря 2016 г. как напутствие на 2017 г., объявленный Годом экологии [10].

В этой связи в решении задачи обретения всеми жителями региона нового для их личности качества - общероссийской идентичности непременно потребуется этапность осуществления экоправовоспита-тельных процедур, базирующихся, прежде всего, на императивных установках федеральной стратегии экологического развития [7, 14]. Эти установки, в свою очередь, исходят из объективных потребностей обеспечения экологической безопасности во всех регионах страны, учитывая возможности использования для решения этой проблемы и вековых экофильных традиций сосуществования разных российских этносов с объектами природной среды, в том числе представленных в Крыму.

Специфика модели экоправового воспитания крымчан

Модель экоправового воспитания крымчан обосновывается в данном контексте как содержательная система, воплощающая процесс целенаправленного экофильного воздействия на их правосознание всех институтов власти и гражданского общества как его субъектов. Специфика этого воздействия представляется как наполнение совокупности правовых знаний, базирующихся на федеральных законодательных основаниях, императивом приоритетности прав объектов природной среды по отношению к правам субъектов природопользования. Правовое начало в нем проявляется посредством волевого и нормативного характера права, а экологическое - через имманентность экологической составляющей в содержательном наполнении права. В таком акценте усматривается условие наполнения экоправовым воспитанием правотворческой и правоприменительной почвы в крымском социуме, позволяющей ему выполнить функцию действенного сред-

ства формирования экологического правосознания, и утверждение экофильного способа правового поведения крымчан как консолидирующего фактора обретения ими личностного качества российской идентичности в процессе гармонизации межэтнических отношений, связываемых разными, но взаимодополняющими друг друга экофиль-ными традициями субъектов поликультурной среды в Крыму.

Процесс экоправового воспитания жителей Крыма, являясь производным от естественного источника своего возникновения - экологического права, вместе с тем функционально обусловлен всей системой их воспитания. Этим объясняется органическая связь экологического и правового его аспектов, а реальное предназначение увязывается со специфическими функциями экологизации правосознания, правотворчества, правоприменения. Такая функциональная специфика экоправового воспитания позволяет с необходимостью обеспечить интеграционную связь межэтнических отношений крымчан в данной общей для них сфере жизнедеятельности не только в ареале своей республики, но и с носителями евразийских экофильных традиций из других субъектов Российской Федерации, что, собственно, способно благотворно повлиять на ускорение темпов обретения ими российской идентичности.

В то же время формы экоправового воспитания крымчан позволяют выявить в этой консолидированной поликультурной идентичности этническую специфику каждого из состаляющих его элементов. Среди них основными определяются его просветительское и образовательное направления, ибо правовые и экологические знания призваны формировать основу экологизированного правосознания на системной основе их освоения в учебно-просветительных учреждениях. Изучение перспектив развития экоправовой пропаганды и агитации, дополняющих комплекс форм экоправового воспитания крымчан, выводит на понимание необходимости обновления их содержания как залога эффективности выполнения ими функции гармонизации межэтнических отношений на почве решения общей для всех крымчан задачи обеспечения режима экологической безопасности как раз с учетом возможностей использования экофильных традиций каждой населяющей полуостров этнической группы населения.

Наряду с формами экоправового воспитания важно понять и роль его средств, которые определяются как способ трансляции экоправо-вых ценностей и опыта взаимодействия разных этнических групп крымчан с природной средой, в процессе обретения их представителями общероссийской идентичности. В этом аспекте, в частности, требу-

ет переосмысления вопрос о роли социальных санкций как средства экоправового воспитания в контексте содержательного их наполнения согласно мировым тенденциям и достижениям теории и практики защиты прав человека, в том числе экологических, что позволяет накопить креативный правокультурный опыт для реализации мер по воспитанию экоправовой личности крымчанина как носителя непротиворечивого комплекса элементов статуса общероссийской идентичности и этнического самосознания.

Особое место в исследуемом аспекте проблемы занимает работа средств массовой коммуникации (СМК). За небольшой срок воссоединения с Российской Федерацией в этом аспекте работы региональных СМК Республики Крым наметились позитивные сдвиги. Они уже превращаются в эффективных помощников органов власти и общественности по воспитанию у населения полуострова уважения к правам природной среды и его мотивации к участию в мероприятиях по обеспечению экологической безопасности в регионе и восстановлению его значимого рекреационного статуса. Пример районным СМК подает АНО «Телерадиокомпания «Крым», с участием и при поддержке которой проведены десятки теле- и радиопередач в данном аспекте, организовано публичное обсуждение первых шагов Минэкологии республики и иных компетентных органов на пути превращения Крыма в экологически чистый и рекреационно привлекательный регион Российской Федерации. На эту тему в СМК Республики Крым размещены тысячи электронных и печатных публикаций, вызвавших заинтересованный отклик ее жителей [15, с. 9], что позволяет по достоинству оценить их вклад в обоснование своего статуса как эффективных элементов системы средств экоправового воспитания крымчан, способствующих гармонизации их межэтнических отношений и утверждению их общероссийской идентификации.

Впрочем, воспитательный потенциал этих средств еще не в полной мере используется в практике организации экоправовоспитатель-ной работы в Республике Крым, поскольку усилий по экоправовому просвещению самих педагогов и культпросветработников как помощников сотрудников природоохранных органов в экоправовом воспитании крымчан, прежде всего молодежи, еще явно недостаточно [15, с. 9]. Работа с использованием в данных воспитательных целях такого мощного кадрового ресурса разворачивается в регионе достаточно медленно, в первую очередь в ее компетентностном содержательном выражении.

Ценностные ориентации экоправового воспитания крымчан в общероссийской идентификации

К важным мировоззренческим вопросам, связанным с содержательным наполнением процесса обретения крымчанами общероссийской идентификации средствами экоправового воспитания, относим и вопрос о его ценностной ориентации. В этой связи экоправовое воспитание жителей региона, интегрируя в свой эвристический базис экологическое и правовое знание, получает аксиологическое обоснование в меру экоправовой рефлексии ценностных ориентаций, составляющих основу коэволюционной парадигмы. Такой подход позволяет определить масштаб концептуальных изменений индивидуального и общественного правосознания крымчан, в том числе и для пересмотра акцентов в понимании сущности права человека на жизнь и безопасную для него природную среду. Поэтому в иерархии экоправовых ценностей ключевое место обоснованно отводится праву на жизнь в его расширенной трактовке - как равноценному праву на жизнь всех элементов экосферы. Акцент на эксплуатации данного императива как пронизывающего все содержание стратегии экологического развития страны в комплексе мероприятий, предусмотренных государственной программой РК «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Республики Крым на 2015-2017 годы» [6], должен носить системообразующий характер в деятельности органов власти Республики Крым с тем, чтобы она достигла своей главной цели - обретения ее жителями общероссийской идентификации.

Исследуя законодательные основания реализации модели эко-правового воспитания в Республике Крым, задаемся вопросом, выявляющем один из важных критериев общероссийской идентичности: возможно ли надеяться на возведение уважительного отношения к объектам природной среды в ранг нормы поведения крымчан, охраняющейся законом? Анализируя содержание законодательных новелл в России, экстраполируемых в правовое поле Республики Крым, приходим к выводу о существовании тенденции к постепенному смягчению антропоцентрической смысловой нагрузки экологической политики на фоне совершенствования механизмов учета общественного мнения по экологически значимым вопросам и доступа к экологической информации. Подчеркивая важность встраивания нормативной составляющей в систему экоправового воспитательного воздействия, полагаем, что даже совершенное по форме законодательство еще не гарантирует соблюдения гражданами этических норм в отношениях с природной средой, а требует логического корреспондирования с за-

креплением экофильного смысла в принципиальном и функциональном обеспечении механизма правовоспитания на всех уровнях государственно-правового целеполагания. В правосознании установка беречь природную среду должна воспроизводиться не из-за страха перед неизбежным наказанием за нанесение ей ущерба, а исходя из внутреннего убеждения субъекта правоотношений в экосфере. В этом деле не обойтись и без совершенствования организационной структуры эко-правового воспитания крымчан, чтобы тем самым они из пока еще немногочисленных пассивных сочувствующих участников природоохранных акций превратились в субъектов гармонизации межэтнических отношений, базирующихся на сопряжении присущих всем этническим группам населения полуострова экофильных традиций. Поэтому институционному уровню его организации следует уделять особое внимание всем его субъектам, совершенствуя координацию своей деятельности. В этом смысле очевидно, что государственные институты региона, владея функциями управления и контроля, способны обеспечить массовость и обязательность воспитательных мероприятий, а его общественные организации - содействовать разностороннему обсуждению проблем правовой охраны природной среды Крымского полуострова. В этом усматриваются условия усиления действенности преобразования экоправовых знаний в экоправовую мотивацию, а затем и экофильное поведение в правовом поле; к тому же последние, критически оценивая деятельность местных органов власти, выявляют недостатки в их работе, что является одним из условий развития гражданского общества в Крыму как одного из решающих ресурсов обретения крымчанами общероссийской идентификации.

Выводы

Учет опыта природосообразного способа жизни народов Евразии, нашедшего выражение в ряде черт ментальности этносов России, связанных с так называемой пограничностью их правосознания, а также применение обновляющегося экологического и природоресурсного законодательства РФ - все это факторы, способные помочь институтам государственной власти и гражданского общества реализовать эффективную систему экоправового воспитания с целью ее использования для преодоления заблуждений технократов и обеспечения экологической безопасности в Крыму как условия гармонизации межэтнических отношений на почве консолидации усилий представителей разных населяющих его этносов в деле обретения ими общероссийской идентификации. Парадигмально отлаженный в рамках совершенствующе-

гося правового поля РФ механизм экологизации правосознания крымчан, несомненно, поможет освобождению их психики от преступных импульсов в сфере природопользования и станет фактором формирования устойчивого чувства уважения к нормам российского законодательства, выражающимся и в утверждении их солидарной ответственности в деле гармонизации правоотношений не только в экосфере, но и в межэтнических отношениях.

Литература

1. Алексеева Н.Н., Климанова О.А. Перспективы научно-технологического развития направления «Рациональное природопользование» в России в контексте глобального перехода к зеленой экономике // Сб. материалов XIV междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. М. : ВШЭ, 2014. С. 349-358.

2. Бандурин А.П. О терминальных и инструментальных эколого-ценностных регу-лятивах современного сознания // Вестник Адыгейского государственного университета. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. Вып. 2 (93). С. 19-23.

3. Велиева Д.С. Экологическая безопасность в России: конституционно-правовое исследование / под ред. В.Т. Кабышева. Саратов : Поволж. акад. гос. службы им. П.А. Столыпина, 2011. 204 с.

4. Вершило Н.Д. Эколого-правовые основы устойчивого развития / под ред. М.М. Бринчука. М. : Формула права, 2008. 320 с.

5. Герасимов А.В. Экологическая безопасность современной России: политика обеспечения. М. : РУДН, 2008. 201 с.

6. Государственная программа Республики Крым «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Республики Крым на 2015-2017 годы» : Утв. Постановлением Совета Министров Республики Крым от 30.12.2014 № 648 [Электронный ресурс]. URL: http://meco.rk. gov. ru/ file/pub_ 311261.pdf (дата обращения: 20.02.2017).

7. Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей

References

1. N.N. Alekseeva, O.A. Klimanova. Per-spektivy nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya napravleniya «Ratsional'noe pri-rodopol'zovanie» v Rossii v kontekste glob-al'nogo perekhoda k zelenoy ekonomike // Sb. materialov XIV mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchest-va. M. : VSHE, 2014. P. 349-358.

2. A.P. Bandurin. O terminal'nykh i in-strumental'nykh ekologo-tsennostnykh reg-ulyativakh sovremennogo soznaniya // Vest-nik Adygeyskogo gosudarstvennogo universi-teta. Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya. 2012. Vyp. 2 (93). P. 19-23.

3. D.S. Velieva. Ekologicheskaya be-zopasnost' v Rossii: konstitutsionno-pravovoe issledovanie / pod red. V.T. Kabysheva. Saratov : Povolzh. akad. gos. sluzhby im. P.A. Stolypina, 2011. 204 p.

4. N.D. Vershilo. Ekologo-pravovye os-novy ustoychivogo razvitiya / pod red. M.M. Brinchuka. M. : Formula prava, 2008. 320 p.

5. A.V. Gerasimov. Ekologicheskaya be-zopasnost' sovremennoy Rossii: politika o-bespecheniya. M. : RUDN, 2008. 201 p.

6. Gosudarstvennaya programma Respu-bliki Krym «Okhrana okruzhayushchey sredy i ratsional'noe ispol'zovanie prirodnykh resur-sov Respubliki Krym na 2015-2017 gody» : Utv. Postanovleniem Soveta Ministrov Respubliki Krym ot 30.12.2014 № 648 [El-ektronnyy resurs]. URL: http:// meco. rk.gov.ru/file/pub_311261.pdf (data obrashcheniya: 20.02.2017).

7. Gosudarstvennaya programma Ros-siyskoy Federacii «Okhrana okruzhayushchey

среды» на 2012-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnr.gov.ru/ regu-latory/detail.php?ID=134258 (дата обращения: 14.02.2017)

8. Гусейнов О.М., ГусейноваЖ.О. Методологические ориентиры исследования взаимодействия общества и природы в условиях глобализации // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 2. С. 159-172.

9. Гусейнова Ж.О. Отношение ислама к природе как к объекту интересов и потребностей человека // Исламоведение. 2010. № 2. С. 9-20.

10. Заседание Государственного совета Российской Федерации от 27.12.2016 по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» [Электронный ресурс]. URL: http://www. kremlin.ru/ events/president/ news/53602 (дата обращения: 15.02.2017).

11. Лапина З.Г., Хун Чжоу, Ши-лин К.И. Экологическое воспитание -творческая индивидуальность будущего. М. : Нефть и газ, РГУ нефти и газа им. И М. Губкина, 2002. 256 с.

12. Лескова И.В. Социокультурная идентичность и правовое воспитание личности // Государство и право. 2007. № 4. С. 91-98.

13. Лозо В.И. Правовые основы экологической стратегии Европейского союза (Концепция, программное обеспечение, систематизация и комментарий действующего законодательства ЕС). Харьков : Право, 2008. 368 с.

14. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года : утв. Президентом РФ 30.04.2012 // Консультант Плюс : справочная правовая система. Версия Проф. 2013.

15. Отчет об итогах работы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым за 2015 год [Электронный ресурс]. URL: http://meco.rk.gov.ru/ file/Otchet_ob_itogah_raboty_meco_2015. pdf (дата обращения: 15.02.2017).

16. Яковлева И.Ю. Экологические проблемы в контексте особенностей российского менталитета // Мир науки,

sredy» na 2012-2020 gody [Elektronnyy resurs]. URL: http:// www.mnr.gov.ru/ regu-latory/detail.php?ID=134258 (data obrash-cheniya: 14.02.2017)

8. O.M. Guseynov, Zh.O. Guseynova. Metodologicheskie orientiry issledovaniya vzaimodeystviya obshchestva i prirody v usloviyakh globalizatsii // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2015. № 2. P. 159-172.

9. Zh.O. Guseynova. Otnoshenie islama k prirode kak k ob'ektu interesov i potrebnostey cheloveka// Islamovedenie. 2010. № 2. P. 920.

10. Zasedanie Gosudarstvennogo soveta Rossiyskoy Federatsii ot 27.12.2016 po vo-prosu «Ob ekologicheskom razvitii Rossiyskoy Federatsii v interesakh budushchikh pokoleniy» [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 53602 (data obrashcheniya: 15.02.2017).

11. Z.G. Lapina, Chzhou Khun, K.I. Shil-in. Ekologicheskoe vospitanie - tvorcheskaya individual'nost' budushchego. M. : Neft' i gaz, RGU nefti i gaza im.I.M. Gubkina, 2002. 256 p.

12. I.V. Leskova. Sotsiokul'turnaya identichnost' i pravovoe vospitanie lichnos-ti // Gosudarstvo i pravo. 2007. № 4. P. 9198.

13. V.I. Lozo. Pravovye osnovyy ekologicheskoy strategii Evropeyckogo So-yuza (Konceptsiya, programmnoe obespeche-nie, sistematizatsiya i kommentariy deystvuyushchego zakonodatel'stva ES). Khar'kov : Pravo, 2008. 368 p.

14. Osnovy gosudarstvennoy politiki v ob-lasti ekologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda : utv. Pre-zidentom RF 30.04.2012 // Konsul'tant Plyus: spravochnaya pravovaya sistema. Versiya Prof. 2013.

15. Otchet ob itogakh raboty Ministerstva ekologii i prirodnykh resursov Respubliki Krym za 2015 god [Elektronnyy resurs]. URL: http://meco. rk.gov.ru/file/Otchet_ob_ itogah_ raboty_meco_2015.pdf (data obrashcheniya: 15.02.2017).

16. I.Yu. Yakovleva. Ekologicheskie problemy v kontekste osobennostey ros-siyskogo mentaliteta // Mir nauki, kul'tury,

культуры, образования. 2011. № 5 (30). С. 412-415.

17. Яницкий О.Н. Динамика ценностей российского экологического движения // Полития. 2004. № 3. С. 24-42.

18. Яницкий О.Н. Экологическая парадигма как элемент культуры // Социологические исследования. 2006. № 7. С. 83-93.

obrazovaniya. 2011. № 5 (30). P. 412415.

17. O.N. Yanickiy. Dinamika tsennostey rossiyskogo ekologicheskogo dvizheniya // Politiya. 2004. № 3. P. 24-42.

18. O.N. Yanickiy. Ekologicheskaya paradigma kak element kul'tury // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2006. № 7. P. 83-93.

Поступила в редакцию

21 февраля 2017г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.