УДК 101.1:316
Захарова Вера Александровна
преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Крымского филиала Российского государственного университета правосудия Zakharova7vera@mail.ru
Концепт экофильности
КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ МОДЕЛИ ЭКОПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Vera A. Zakharova
lecturer at the Department of humanitarian and socio-economic disciplines, Crimean branch of the Russian State University of Justice Zakharova7vera@mail.ru
The ecophilic concept as a
SYSTEM-CREATION ELEMENT OF THE MODEL OF ECO-LEGAL EDUCATION
Аннотация. Экологический кризис, приобретая статус глобальной проблемы человечества, актуализирует поиски наиболее эффективной стратегии гармонизации отношений человека с природой посредством построения новой системы воспитания, дающей возможность переосмысления статуса человека как субъекта права в природе, а также статуса собственных прав природы на существование в состоянии, приближенном к первозданному. В данной статье на основе конструирования модели экоправового воспитания и обоснования его сути, принципов, функций, форм и средств реализации потенциала раскрыта роль концепта экофильности в формировании сознания личности как субъекта гармонизации правоотношений в экосоциосфере.
Ключевые слова: гармонизация отношений в экосоциосфере, правовое воспитание, экологизация правосознания, экоправовое воспитание, экофильность.
Annotation. The ecological crisis, acquiring the status of the global problem of humanity, actualizes the search for the most effective strategy for harmonization of relations between man and nature by building a new system of education, which gives possibility to rethink the status of human as a legal subject in nature, as well as the status of own rights of nature for the existence in a state close to pristine. In the article, on the base of construction of eco-legal education’s model and the study of its essence, principles, functions, forms and means of realizing the potential, the role of concept of ecophilicity in the formation of the consciousness of the individual as a subject of harmonization of legal relations in eco-social sphere is disclosed.
Keywords: harmonization of legal relations in eco-social sphere, eco-legal education, ecologi-zation of sense of justice, legal education, ecophilicity.
Перед современным человеком в условиях глобальных экологических рисков стоит сложная задача: избежать эсхатологических последствий многовекового антропоцентрического вектора развития цивилизации, изменить характер взаимодействия с природой посредством переосмысления своего правового статуса как субъекта гармонизации экосферы и вызвать к жизни экофильные императивы собственного бытия, закодированные в пластах ментальности. И, что наиболее важно, - выстроить в соответствии с этим новую систему воспитания, транслирующую экофильные ценности от поколения к поколению.
Экофильность характеризует отношение людей к экосоциальным связям в их жизненном пространстве. Это означает, с одной стороны, осознание личностью самой себя как части общего для нее с природными объектами мира и своего статуса как такой особи природной среды, которая наделена уникальным умением выходить за
пределы собственной биологической природы, влиять на изменение алгоритмов природных процессов и вместе с тем принимать на себя ответственность за состояние иных живых существ, природных объектов и экосистем. С другой стороны, экофильность предполагает понимание человеком значения конструирования как индивидуальных, так и коллективных, в масштабах общества, отношений с природной средой в духе экологической императивности. В воспитательной сфере это, прежде всего, означает обращение не только к моральным, но и к правовым категориям, таким как право, обязанность, ответственность. Экофильность присутствует как на уровне идеи права в качестве целеполагающего принципа, так и в содержании норм законодательства в качестве ценностной ориентации правотворчества.
Сущность феномена экофильности в правовом воспитании, исследование которого при опоре на концептуальные положения экософии [5] прохо-
23
дит начальный этап, можно определить как состояние сознания, ориентированное на уважительное отношение к правам природной среды и жизненную позицию, связанную с отказом от нанесения ей ущерба и осуществлением действий, направленных на гармонизацию субъект-объектных правоотношений в экосфере.
Чтобы понять специфику экоправового воспитания, следует воспользоваться методом диатропической аналогии с процессом правового воспитания как общей категории по отношению к этому его аспекту. Обуславливается это свойствами диатропики как способа мировосприятия, акцентирующего внимание на категории разнообразия, те. тех общих свойствах схожести и различия, которые проявляются у совокупности объектов в сложных системах, обнаруживая их целостность во взаимодополнительности качеств составляющих их элементов. Такой подход позволяет видеть реальность через призму разнообразия форм жизни, включая и ее правовое измерение, что согласуется с позицией Е.В. Са-зонниковой [3] об использовании диатропики в правовых исследованиях. В свою очередь, это открывает возможность «впустить» в сознание личности концепт правового статуса природы, закладывая парадигмальную основу ее экоправового воспитания. При этом правовое начало в феномене экоправового воспитания проявляется посредством волевого и нормативного характера права, в его формальной определенности и т.п., а экологическое - через имманентность экологической составляющей в содержательном наполнении права, в рамках правовой системы сконцентрированной в совокупности норм экологического права. Отсюда, право является и исходной базой, и основным материалом экоправового воспитания.
Представляется возможным экстраполировать в экоправовую плоскость ряд общих принципов, характерных для различных систем воспитания. В качестве ключевых можно отметить принципы целостности, системности, иерархичности структуры, целенаправленности, что предопределяет подчинённость экоправового воспитания его основной цели - формированию компетентной и активной в экоправовом отношении личности. Принципиальную основу экоправового воспитания также дополняют принципы диалектического единства и соотнесения всех его элементов; связи с обеспечением баланса сил в экосоциосфере; опоры на позитивные качества воспитуе-мых; последовательности и непрерывности этого процесса, учета особенностей воспитуемых и согласованности действий его субъектов. Каждый из этих принципов является условием осуществления иных, порождая цепь в переходе от одних уровней воспитания к другим, что ведет к кругообороту на таких уровнях взаимопроникновения их причин и последствий, как экологическое правосознание и экоправовая культура.
Сопряженность правового и экоправового воспитания проявляется и в общих для них функциях: ко-
гнитивно-просвещенческой, мировоззренчески-
идеологической, императивно-ценностной, чувственно-эмоциональной, регулятивно-деятельностной. Соглашаясь с ВБ. Стреляевой [4], автор полагает возможным взять за основу построения системы функций воспитания такой критерий, как взаимодополняемость, когда отдельные функции в рамках преобразовательного процесса дополняют друг друга. Таким образом, выделяются просвещенческая, формирующе-развивающая, мобилизационная и (пере-) воспитательная функции. Отсюда, в зависимости от меры общности целей и задач, преобразовательная функция предполагает существование общих и особых функций, как бы второго порядка. Они тесно взаимосвязаны, но при этом разные воспитательные системы имеют в качестве базовой функции одну из функций второго порядка в зависимости от специфики целей разных воспитательных учреждений или исследуемых воспитательных аспектов. Так, школьная система, как базовую, имеет просвещенческую функцию. Для пенитенциарных учреждений таковой является функция перевоспитания, которая совокупно охватывает ряд специфических для нее соподчиненных функций: реабилитационную, компенсирующую, корректирующую, стимулирующую и т.д.
Такой подход в исследовании функциональной сферы экоправового воспитания представляется возможным с целью выделения из числа его специфических функций общей для правовоспитательной системы функции такого воздействия на сознание личности, которое носит преобразовательный характер. В силу этого субъект, реализующий функцию экоправового воспитания, получает в распоряжение потенциал специфических функций, концептуальной основой которых является экософия:
1) правовоспитательную функцию в качестве базовой преобразовательной;
2) функцию экоправового воспитания;
3) отдельные функции экоправового воспитания, а именно: экологизации правосознания, правотворчества и правоприменения.
В частности, в случае эффективной реализации функции экологизации правосознания субъект права начинает действовать согласно экофиль-ным императивам, когда высшим критерием его поступков становится признание самоценности и сохранение идентичности всей совокупности элементов природной среды. Если обладателями такого уровня правосознания являются работники природоохранной сферы, то от их привлечения к законотворчеству следует ожидать наивысшего эффекта в реализации функции его экологизации. Результирующим этапом формирования парадигмально обновленной системы правоотношений в экосфере, которая мыслится их участниками как целостная экосоциосфера, является фаза реализации правовых норм, пронизанных экологической императивностью. Эффективность реализации этой функции лучше всего выявляет способность социума в регули-
24
ровании потребительских стандартов для своего самосохранения и правового обеспечения благоприятных для всех биологических видов условий воспроизводства, как об этом убедительно заявляет О. Хёффе [6] в контексте предложенного им принципа солидарной ответственности наших современников перед будущими биосферными генерациями за сохранение экосферы в полноценном состоянии.
Для построения системы концептуальных оснований экоправового воспитания большое значение имеет вопрос о его формах и средствах, поскольку от них в значительной мере зависит эффективность восприятия информации, содержащей экофильную императивность, экстраполируемую в сферу правосознания личности в процессе ее экоправового образования, пропаганды, агитации и т.п. Формы экоправового воспитания отражают модификации содержания связи природной и социальной реальности, образующих целостно-многоплановое явление экосоциосферы. Рельефно их активная роль проявляется в развитии сложных системных объектов. В этом смысле экоправовое воспитание рассматривается как система, развитие которой требует организационного обеспечения, являющегося залогом ее эффективности, те. способности качественно влиять на поведение субъектов экосферы. Формы такого воспитания - это способы внешнего выражения его экофильного содержания, объединенные целью формирования экоправовой культуры посредством приобретения стойкого убеждения в целесообразности ответственного отношения к природе, на практике воплощающиеся в активном экофильном поведении.
На наш взгляд, ключевое место среди этих форм занимает образование, а потому концепт «правовое просвещение экоправовое образование» может стать качественным продолжением реформирования сферы правового всеобуча в направлении интеграции функций правового просвещения и экологического образования, что и является условием экологизации правосознания и, вместе с тем, относительной самостоятельности экоправового воспитания, ибо делает возможным системное освоение экоправовых знаний.
Позитивным потенциалом влияния на сознание и поведение личности обладают экоправовая пропаганда и агитация. Велика в этом роль произведений искусства, пронизанных мотивами любви к природе как чувства, заслуживающего уважения. Однако недостаточно используемым реЛитература:
1. Легуша СМ. Сутность, функции и механизм правового воспитания курсатнов высшиих учебных заведений МВС Украины : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Киев, 2002. 26 с.
2. Орлова 0.0. Правовое воспитание и роль милиции в его осуществлении на современном этапе развития общества : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. КиТв, 2008. 216 с.
сурсом в системе форм экоправового воспитания остается самовоспитание.
Представляется, что в формах экоправового воспитания организационно оформляется четкое императивное воздействие на личность. Поскольку они являются частью инструментария правового воспитания, постольку их реализация возможна лишь с помощью совокупности его средств. К ним, апеллируя к мнению ЕЛ. Орловой [2], относим те, которые способствуют целенаправленному влиянию на правосознание, волю и поведение граждан, формированию адекватных правовых убеждений и активной правовой позиции. Вместе с тем, поддерживая выводы С.М. Легуши [1] о роли в правовом воспитании СМИ, культурно-просветительных учреждений, научной и учебной литературы, публицистики и т.п., полагаем, что их ресурс недостаточно используется в экоправовом аспекте воспитания. В частности, одним из наиболее эффективных средств воспитательного воздействия в современных условиях развития нашей страны являются средства массовой коммуникации в силу масштабности своего влияния на сознание населения, но при этом возникает проблема заинтересованности самих СМК в увеличении объема транслируемой ими информации по вопросам охраны окружающей среды.
Подводя итог изложенному выше, можно заключить, что сущностно-гадержательная специфика экоправового воспитания проявляется в переходе от антропоцентрического к коэволюционному подходу к формированию личности, к характеру ее правового бытия, к содержанию экологического законодательства. Воспитание человека в духе уважения к правам природы как залога справедливого отношения к правам любого «другого» проявления жизни способствует упрочению убеждения в том, что развитие правовой государственности содержит в качестве условия своей эффективности признаки построения государства экологического, характеризующегося, прежде всего, соответствующей трактовкой и законодательным обеспечением равного права на жизнь всех его форм и механизмами их защиты.
Экофильная трактовка содержания принципов, функций, форм, средств экоправового воспитания подчинена цели формирования генерации творцов здоровой экосферы как залога жизнеспособности биосферной среды и позволяет понять суть и специфику этого типа воспитания как процесса целенаправленно-системного закрепления экологических императивов в правосознании личности.
Literature:
1. Legusha S.M. Essence, functions and the mechanism of legal training of cadets in the highest the MVS educational institutions of Ukrani : автореф. yew. ... edging. law. sciences: 12.00.01. Kiev.,
2002. 26 p.
2. Orlova O.O. Pravov training and a role of militia on suchasny eTani a rozvitka of a susp_lstvo : dis. ... cand. jurid. Sciences: 12.00.01. Kiev, 2008.
216 p.
25
3. Сазонникова ЕВ. Диатропическая познавательная модель: понятие, применение в праве и соотношение с системной познавательной моделью // Российский юридический журнал. 2011. № 1. С. 47-54.
4. Стреляева ВВ. Правовое воспитание в условиях становления правового государства : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 2007. 183 с.
5. Шеф ель СВ. Сотворение чел овека будущего: экософские основания. М., 2003. 328 с.
6. Huffe Otfried. Demokratie in der Zeiten der Globalisierung. Munchen : C.H. Beck, 1999.
3. Sazonnikova E.V. Diatropical cognitive model: a concept, use in law and relation with the system cognitive model // Russian Law Journal. 2011. № 1. P. 47-54.
4. Strelyaeva V.V. Legal education in the formation of a legal state condition s: dis. ... cand. jurid. sciences: 12.00.01. M., 2007. 183 p.
5. Shefel' S.V. Creation of a future human: eco-sophic grounds. M., 2003. 328 p.
6. Huffe Otfried. Demokratie in der Zeiten der Globalisierung. Munchen : C.H. Beck, 1999.
26