Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИУМ / ОРГАНИЧНЫЙ СИНТЕЗ ЭКОКУЛЬТУР ЭТНОСОВ / ТВОРЧЕСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ / CIVIL SOCIETY / SOCIETY / ORGANIC SYNTHESIS OF ECO-CULTURES OF ETHNIC GROUPS / CREATIVITY / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL PERSONALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шефель Сергей Викторович, Захарова Вера Александровна

В статье раскрывается роль экологической культуры как фактора межэтнического взаимодействия. В частности, обосновывается, как скоординированные системные усилия участников данного процесса: представителей ветвей власти, социальных институтов и гражданского сообщества, способны обеспечить творческое взаимоприращение жизнеутверждающих качеств носителей разных типов экокультур и добиться превращения обогащенной, таким образом, экологической культуры каждого этноса в средство гармонизации этноконфессиональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шефель Сергей Викторович, Захарова Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL CULTURE AS A FACTOR OF INTERCULTURAL INTERACTION IN THE MODERN WORLD

The article reveals the role of eco-culture as a factor of intercultural interaction. In particular, it is substantiated as coordinated systemic efforts of the participants in this process: representatives of the branches of government, social institutions and civil society are able to ensure the creative mutual enhancement of the life-affirming qualities of carriers of different types of eco-cultures and to achieve the transformation of the enriched ecological culture of each ethnic group into a means of harmonizing ethno-confessional relations.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

УДК 316.7

РО! 10.23672/е9883-1427-6417-1

Шефель Сергей Викторович

доктор философских наук, профессор,

заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия sergey_shefel@mail.ru

Захарова Вера Александровна

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия zakharova7vera@mail.ru

Sergey V. Shefel

Doctor of Philosophical Science, Professor,

Head of the Department of Humanities and Socio-economic Disciplines, Crimean branch

Russian State University of Justice sergey_shefel@mail.ru

Vera A. Zakharova

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Humanitarian Affairs and Socio-economic Disciplines, Crimean branch

Russian State University of Justice zakharova7vera@mail.ru

Экологическая культура

как фактор межэтнического взаимодействия

Ecological culture as a factor

of intercultural interaction in the modern world

Аннотация. В статье раскрывается роль экологической культуры как фактора межэтнического взаимодействия. В частности, обосновывается, как скоординированные системные усилия участников данного процесса: представителей ветвей власти, социальных институтов и гражданского сообщества, способны обеспечить творческое взаимоприращение жизнеутверждающих качеств носителей разных типов экокультур и добиться превращения обогащенной, таким образом, экологической культуры каждого этноса в средство гармонизации этноконфесси-ональных отношений.

Ключевые слова: гражданское общество, социум, органичный синтез экокультур этносов, творчество, экологическая культура, экологичная личность.

Annotation. The article reveals the role of eco-culture as a factor of intercultural interaction. In particular, it is substantiated as coordinated systemic efforts of the participants in this process: representatives of the branches of government, social institutions and civil society are able to ensure the creative mutual enhancement of the life-affirming qualities of carriers of different types of eco-cultures and to achieve the transformation of the enriched ecological culture of each ethnic group into a means of harmonizing ethno-confessional relations.

Keywords: civil society, society, organic synthesis of eco-cultures of ethnic groups, creativity, ecological culture, ecological personality.

Экологическая проблематика не просто - очередной тренд мирового развития. Она вызывает интерес не только у ученых и политиков, но и у широкой общественности. Как оказалось, (судя по результатам проведенных нами социологических исследований), и для молодежи эти проблемы не кажутся такими уж далекими от ее повседневных интересов, а вызывают у нее желание найти свое место в их решении. Именно с ее активным, креативным участием связываем возможность реализации всех тех значимых положений, которые закреплены в основах отечественной экологической политики [5], но которые пока, к сожалению, остаются скорее декларацией о намерениях.

Воплощению в реальные дела государственных директив по вопросам экологической безопасности может способствовать неустанная, системная, скоординированная работа представителей властных структур и гражданского сообщества по формированию экологической культуры личности. На каких мировоззренческих и методологических основаниях ее важно осуществлять? Выяснение этого аспекта и представляется целью нашей статьи.

Многие ученые убеждены в необходимости смены парадигм исследований и практических подходов к решению ключевой проблемы современности - сохранению баланса жизненных сил биосферы, добиться которого нельзя без

формирования экологической культуры личности. «Речь идет в буквальном смысле, - как справедливо пишут Э.М. Андреев и А.В. Миронов, - о физическом выживании человечества, о предотвращении необратимой нравственной деградации человека и человеческих сообществ» [1, с. 60]. Однако мировое сообщество неадекватно отвечает на вызовы экокатастрофичной реальности, но нельзя не согласиться с В.Н. Ивановым в том, что выбирать придется: либо жизнь в ожидании катастроф, «...либо поиск путей сбалансированного устойчивого развития, а в будущем, возможно, и гармоничного мира» [6, с. 13].

Для многих ученых господствующая ныне парадигма осознается как катастрофичная и требует преодоления. В этом плане очевидна необходимость смены парадигмы социального развития, что предполагает не просто синтез социокультурных парадигм, но и их трансформацию в тотальную культуру творчества жизни. При этом мы исходим из того, что культура развивается на основе развития творческих способностей человека и регулируется логикой творчества жизни. Потенциально этим обеспечивается ее выход на новый уровень - на уровень социума, культивирующего творчество жизни. Его способны создать личности, экологически преобразующие свое сознание и поведение, которым по плечу принятие нестандартных решений и осуществление креативных действий. Поэтому ключевой задачей формирования экологической культуры личности является выявление и воплощение в ее образ жизни способов усиления и реализации ее творческих потенций. Значимость решения такой задачи удачно выразила О.В. Афанасьева: «.Любое государство может добиться больших успехов только тогда, когда оно будет заботиться о раскрытии творческих способностей человека.., соответствующим образом направляя деятельность семьи, системы образования, всех социальных институтов общества» [2, с. 6].

Динамика развития биосферы породила новые задачи, проблемы, противоречия и обусловила новый характер взаимоотношений людей. В этой связи стала востребованной личность, выступающая уже в качестве субъекта созидания экогармо-ничного социума и поддержания жизни биосферы. Авторы убеждены в принципиальной значимости такой тенденции в развитии человечества, вскрывающей глубинную сущность его жизненной миссии. Мы убеждены в том, что не военная сила и экономическая мощь будут решать судьбы землян. Эти факторы вторичны по отношению к творческому потенциалу и творчеству жизни. Эти феномены коррелируют с понятием «человеческий капитал», но не столько в его узкопрагматической трактовке как совокупности знаний, навыков и других способностей человека, а в более широком смысле, который, в частности, по мнению Ю.Г. Быченко, выражается в том, что «.рост общественного благосостояния все более зависит от индивидуальных способностей и возможностей, составляющих человеческий капитал» [3, с. 4]. И если социологический подход в интерпретации П. Бурдье «связывает формирование человеческого капитала с расширенным

воспроизводством культуры, которая реализуется через совокупные способности и социальную принадлежность индивида в образовательный культурный капитал, позволяющий человеку достичь привилегированного профессионального положения по отношению к другим людям с целью получения экономических или социальных дивидендов...» [3, с. 6], то экософский подход, обосновываемый нами, исходит из возможности формирования этого капитала на основе приращения личностью качеств, необходимых для ее гармоничного развития в естественных условиях полиэтнического социокультурного синтеза. В этой связи, речь идет о созидании такой личности как глобальной практической задаче. Такая постановка вопроса обусловлена необходимостью гармонизации системы социальных отношений на почве экологизации сознания личности. Об этом свидетельствуют выводы многих отечественных ученых, в том числе Е.В. Байбаковой, У.А. Винокуровой, О.В. Григорьевой, И.Д. Коро-тец, З.Г. Лапиной, О.И. Марар, М.А. Никулиной, Ю.Н. Пахомова, Т.В. Ряжской, В.А. Сахрокова, К.И. Шилина, Е.Л. Яковлевой, О.Н. Яницкого.

Для решения этой нетривиальной задачи не обойтись без налаживания межэтнического культурного взаимодействия. При этом следует учитывать особенности потенциала культурных традиций взаимодействующих этносов. В этой связи, важно понимать на каких достоинствах той или иной социокультуры можно и нужно выстраивать конструирование общих для всех экоотношений. Так, у этносов циркум-полярной зоны, а также, адептов даосизма и индуизма фундаментальность экологической культуры закреплена в жестком следовании биоритмам природы в организации жизни социума, что является необходимым условием их участия в экогармонизирующем синтезе этнокультур. В свою очередь, последователи буддийских традиций отличаются проявлениями материнской сердечности во взаимоотношениях, способствующих обеспечению стабильности и устойчивости социокультурной жизни. Представители синоцентрического (конфуцианцы), исламского и западноевропейского этно-сообществ отличаются прагматичным подходом в организации социальной жизни, опирающемся на такие качества, как социальная активность, динамизм, целеустремленность, способностью рационально и искусно снимать противоречия в эко-социальной сфере. Наконец, представители евразийских социокультур и российской, в частности, выделяются в качестве хранителей диалоговой традиции, что позволяет им воплощать в общении с иными этносами экологические ценности, так необходимые для создания атмосферы доверия между ними и, тем самым, выступать ведущей силой интеграционного процесса экогар-монизации межэтнических отношений.

Выявление общего и особенного в творческом потенциале этнокультурного интеграционного процесса на почве освоения этносами лучшего опыта применения их экологических традиций нам представляется чрезвычайно значимым, особенно в условиях интенсифицирующейся контрвекторно-сти современной глобализации, выражающейся в

элементах глокализации, означающей, по мнению Ю.Г. Волкова и А.В. Лубского, тот факт, что «современный мир становится не только однородным и единым, но и иерархичным и фрагментарным» [4, с. 4]. Ибо только с учетом такой специфики взаимодействия этносов в контексте перехода к тотальной экологизации общественной жизни представляется возможным выстраивать усилия всех ветвей власти, социальных институтов российского социума и его гражданского сообщества в деле преодоления кризисных проявлений его модернизации посредством комплексного использования ресурсов полиэтнической по своей природе экологической культуры. Это обусловлено наличием факторов, обеспечивающих этот процесс: духовно-творческими традициями и социальной практикой россиян, их опытом интернационального воспитания и укрепления дружбы народов. Позитивные результаты таких усилий будут зависеть от преобладающего влияния в нем сил, осознающих необходимость избавления от присущих носителям этнокультур ограничений. Ведь органический синтез экологических традиций этнокультур предусматривает органичное взаимодополнение всех типов социокультурного творчества, но без их унификации, а, наоборот, с учетом его осуществления на основе каждого из них. Это предполагает их различение, но без противопоставления и игнорирования хотя бы какого-либо одного из них.

Существенным при этом является различение понятий «социокультура» и «цивилизация», которое становится очевидным при выяснении основных принципов построения экологичного общества:

1) экологичности, ориентированности социума и каждой отдельной личности на гармоничную здоровую сожизнь с природой средой;

2) гармоничного общения этнокультур на почве творческого освоения экологических ценностей всех субъектов этого общения;

3) созидательности, ориентации всех участников эковзаимодействия на творчество жизни, - начиная с пересотворения себя в субъектов

Литература:

1. Андреев Э.М. Социально-гуманитарное знание и образование: новые реалии, иные измерения, информационная безопасность : монография / Э.М. Андреев, А.В. Миронов. М. : Соц.-гума-нит. знания, 2001. 142 с.

2. Афанасьева О.В. Творчество как саморазвитие личности. М. : Луч, 1998. 288 с.

3. Быченко Ю.Г. Социологическая концепция человеческого капитала. Саратов, 2000.

4. Волков Ю.Г. Российская реальность в пространстве социологического дискурса : монография : в 2-х кн. Кн. 2 / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский; ЮФУ; Отв. ред. Ж.Т. Тощенко. Ростов-н/Д.; Таганрог : Изд-во ЮФУ, 2019. 384 с.

экологического конструирования экосоциального пространства;

4) прогностичности, ориентации на будущее, на преодоление катастрофичного настоящего при опоре на ценностный потенциал экологической культуры народов мира;

5) «личностности», ориентации развития этно-культуры на основе воплощения в социальную практику лучших экологических качеств, демонстрируемых лидерами общественного мнения, аккумулировавших опыт применения экологических ценностей разных этносов.

Все эти принципы - результат этнокультурного синтеза на почве органичной интеграции ценностных установок разных по своей этноконфессио-нальной природе типов экологической культуры. В перспективе, в этом контексте каждую этнокуль-туру важно творить как бы заново, органично обновляя в сочетании с лучшими традициями всех этносов и конфессий. При этом основания для синтеза экологических ценностей этнокультур подлежат развитию, но с учетом разных условий:

а) экоорганичных - на собственной гармоничной основе, но посредством более развитого варианта логики творчества жизни;

6) техногенно ориентированных - на основе первых: логики творчества жизни и ценностей экологической культуры, а значит - путем экогармони-зации техногенной парадигмы в форму экологической культуры как концептуального базиса стратегии экологического развития социума.

Все это послужит и экологизации самой политической деятельности, ориентируя ее на такой результат творчества жизни, который будет выражаться в снятии конфликтов межгосударственного, межконфессионального и межэтнического характера. Социологический анализ социокультурных реалий Крыма в условиях интеграции в пространство РФ свидетельствует в пользу необходимости выстраивания региональной стратегии развития в данном ключе.

Literature:

1. Andreev E.M. Social and humanitarian knowledge and education: new realities, other dimensions, information security : monograph / E.M. Andreev, A.V. Mironov. M. : Social and Humanitarian. knowledge, 2001. 142 p.

2. Afanasyeva O.V. Creativity as self-development of personality. M. : Ray, 1998. 288 p.

3. Bychenko Yu.G. Sociological concept of human capital. Saratov, 2000.

4. Volkov Yu.G. Russian reality in the space of sociological discourse : monograph : in 2 kn. Prince. 2/Yu.G. Volkov, A.V. Lubsky; SFU; Responsible editor J.T. Toshchenko. Rostov-on/D.; Taganrog : Publishing House of SFU, 2019. 384 p.

5. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утв. Президентом РФ 30.04.2012 г. // Консультант Плюс: справочная правовая система. Версия Проф. Электрон. дан.: Консультант Плюс, 2013.

6. Основы современного социального управления: теория и методология / Под ред. В.Н. Иванова. М. : ОАО «НПО «Экономика», 2000. 271 с.

5. Fundamentals of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period until 2030: utv. President of the Russian Federation 30.04.2012 // Consultant Plus: reference legal system. Version of Prof. Electron. dan: Consultant Plus, 2013.

6. Fundamentals of modern social management: theory and methodology / Ed. V.N. Ivanova. M. : OJSC NPO Economics, 2000. 271 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.