УДК 338.46:339.138
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В.В. Еремин, Е.С. Киселева
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]
Обозначена концепция маркетинга взаимоотношений как одна из значимых и актуальных в современных условиях кризиса. Предложены определения и обозначены цели маркетинга взаимоотношений. Показана важность проведения маркетинговых исследований, направленных на определение жизненных ценностей потребителей. Приведены результаты опроса, на основании которого предложена рекламная кампания с целью расширения контингента потребителей и установления длительных привилегированных отношений с ними. Разработаны принципы работы для компании «Мир суши» в ключе современной концепции маркетинга.
Ключевые слова:
Концепция маркетинга взаимоотношений, маркетинговые исследования, опрос, потребитель, рекламная кампания. Key words:
The concept of relationship marketing, market research, polling, consumeradvertising campaign.
В настоящее время, когда мировой финансовый кризис считается главным атрибутом экономики многих стран мира, актуальность и значимость современного маркетинга не подвергается сомнениям. Он должен быть направлен на вывод предприятия из кризиса, стабилизацию его деятельности и дальнейшее успешное развитие. Авторы ставят перед собой следующие цели: предложить современную концепцию маркетинга; доказать значимость проведения маркетинговых исследований; на основании опроса разработать рекомендации для компании «Мир суши» для создания эффективной рекламной кампании.
В настоящее время маркетинг взаимоотношений (relationship marketing, RM), является предметом актуальных дискуссий среди теоретиков и практиков маркетинга. J. Egan пишет о том, что маркетинг взаимоотношений стал одной из популярных тем в рамках академических и практических исследований ведущих специалистов по маркетингу, таких как R. McKenna, M. Christopher, A. Payne, F B. Buttle, LH. Gordon, E. Gummesson и других ученых в области маркетинга [1. C. 2-3]. Возник практический и теоретический интерес к концепции маркетинга взаимоотношений, которая сильно отличается от концепции трансакционного маркетинга (transactional marketing). Авторы считают, что теория RM находится в стадии становления и его теоретическая и практическая база требует разработок.
Целесообразно будет сформулировать три основных определения для четкого понимания сущности данной концепции.
Глобальный маркетинг взаимоотношений (RM - Global) - это создание надежных, долгосрочных, взаимовыгодных и ценных для всех сторон взаимоотношений с ключевыми рыночными партнерами компании (потребителями, поставщиками, дистрибьютерами, дилерами, работниками, акционерами, инвесторами, аналитиками, рекламными агенствами, банками, конкурентами).
Маркетинг взаимоотношений с клиентами (RM - Consumer) - это создание надежных, долгосрочных, взаимовыгодных и ценных взаимоотношений с клиентами компании. Авторы выделяют следующие цели RM - C: достижение максимальной потребительской удовлетворенности на основе искреннего желания угодить клиенту с целью дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества; достижение максимальной чистоты общения посредством создания истинной ценности для клиента и предложение ее в комфортных для него условиях; сохранность постоянных лояльных клиентов.
Маркетинг взаимоотношений с работниками (RM - Employee) - это создание надежных, долгосрочных, взаимовыгодных и ценных взаимоотношений со всеми работниками фирмы. Авторы выделяют следующие цели RM - E: обеспечение компании ценными кадрами и установление с ними ценных для обеих сторон взаимоотношений; удовлетворение социальных, психологических, моральных, этических и других потребностей работников; укрепление имиджа предприятия в глазах всех сотрудников и представителей внешнего окружения (конкурентов, деловых партнеров, потребителей).
Развивая взгляды С. Зимена [2], авторы обозначают основные черты маркетинга взаимоотношений:
• ориентация деятельности компании направлена в первую очередь не на производство товара высокого качества, а на построение привилегированных отношений с потребителями, проведение маркетинговых исследований и на основании этого разработку эффективной рекламной кампании;
• основным активом предприятия является эффективное взаимодействие с потребителями и каждый работник компании должен стремиться внести свой вклад в это общение, нацеленное на длительность и взаимную выгоду;
• компания должна стремиться к созданию потребительской стоимости, для чего необходимо постоянно изучать привычки, предпочтения, ценности и особенности поведения клиентов. Как отмечают многие теоретики и практики современного маркетинга, такие как И.К. Беляев-ский, Ш.Ш. Магомедов, С.Г. Божук, если компания желает добиться успеха на рынке, то ей не обойтись без проведения маркетинговых исследований, направленных на изучение потребностей, поведения и ценностей потребителей [3-5]. Авторы согласны с этим мнением и желают познакомить читателей с результатами опроса, который проводился в мае 2010 г. в г. Томске среди потенциальных потребителей компании «Мир суши». Стоит отметить, что руководство ресторана доставки является приверженцем концепции маркетинга взаимоотношений и большое внимание уделяет построению отношений со своими клиентами.
Потребность в проведении маркетинговых исследований была обусловлена тем, что компания «Мир суши» поставила перед собой главную цель -активно следовать принципам маркетинга взаимоотношений, для чего требуется непрерывное изучение различных предпочтений потребителей. Основная цель данного исследования - получение информации о жизненных ценностях потенциальных потребителей. Проведение исследований было нацелено на сбор данных о потенциальных потребителях компании для построения крепких отношений между компанией «Мир суши» и ее клиентами. Определение проблемы исследования - отсутствие необходимой информации о реальных и потенциальных потребителях компании для разработки эффективной рекламной кампании. Авторами были выдвинуты следующие цели исследований: получить информацию об увлечениях/хобби потребителей; выявить их музыкальные и кинематографические вкусы; определить жизненные ценности и приоритеты интересующей аудитории; разработать рекламную кампанию на основе полученной информации.
Для проведения данного исследования был выбран один из самых эффективных методов сбора первичной информации - устный опрос. Интервьюеры проводили опрос в «Лагерном саду», в районе «Набережной», рядом с «Гостиным двором» и вблизи кинотеатра «Киномир». Для сбора данных авторами была разработана анкета, состоящая из 10 вопросов. Объем выборки составил 315 человек. Интерес для интервьюеров представляли мужчины и женщины в возрасте от 18 до 45 лет с достатком не ниже среднего. В ранее проведенном опросе (телефонном) был установлен возраст клиентов, которые наиболее часто делают заказ. На основании этого, было выделено три значимых
для компании сегмента (по возрастному признаку): 1 сегмент - 18-25 лет; 2 сегмент - 25-30 лет; 3 сегмент - 30-45 лет. Ниже представлены результаты исследования, табл. 1-10.
В процессе проведения анализа авторы считают целесообразным сформулировать следующее значимое определение. Ретро-анализ - это анализ информации, полученной в ходе проведения маркетингового исследования, основанный на различном или одинаковом отношении представителей различных сегментов, выделенных по определенным признакам. В данном случае возраст респондентов является тем отличительным признаком, на основании которого и были обозначены сегменты.
Интерпретация результатов - 1
Цель данного вопроса была следующая - узнать, где потенциальные потребители проводят свободное время. На основании этого можно предложить эффективный комплекс маркетинговых интегрированных коммуникаций, все составляющие которого будут иметь четкую форму и направленность. В таблице 1 представлены результаты опроса, на основании которых авторы делают следующие выводы. Эффективные средства маркетинговых коммуникаций следующие:
1. Реклама: ТВ, радио, печатная, наружная (щиты). Печатная реклама должна быть размещена в крупных и средних спорткомплексах г. Томска, таких как «Remix», «Энергетик», «Юпитер», «Фитнес-холл», «Спорткомплекс ТГУ» и пр. Акцент нужно сделать на то, что суши -это здоровая и полезная пища. Печатная реклама будет также уместна в кафе, ночных клубах и ресторанах. Компании стоит воспользоваться наружной рекламой. Например, разместить щиты в любимых местах отдыха людей на природе. Подойдут такие места, как стадион «Буревестник», в лентнее время - людные местах купания и пр. Также будет уместно разместить щиты компании «Мир суши» на улицах города.
2. Пиар-акции. Проведение различных мероприятий на природе для клиентов компании будет иметь положительные последствия для организаторов и участников. Ведь именно неформальная обстановка способствует становлению и развитию крепких отношений. Эти мероприятия должны проходить в дружеской атмосфере, иметь соревновательный характер, носить позитивный тон с юмором. Следует учесть, что в данном случае участниками проекта будут не только отдельно взятые люди, но и семейные пары (может быть с детьми). Из этого следует, что характер мероприятия должен быть соответствующий.
Таблица 1. Результаты анкетирования на вопрос «Где и как Вы предпочитаете проводить свободное время?»
Результат, % 16 13 13 10 10 8 8 7 15
Варианты ответов Дом Друзья Спортзал Прогулка Природа Кино/театр Кафе/ресторан Чтение Иное
3. В перспективе компания должна воспользоваться прямым маркетингом. Проведение мероприятий прямого маркетинга требует создания базы данных клиентов - структурированной, постоянно пополняемой и обновляемой информации о клиентах и об их потребительских предпочтениях и потребностях. Компании следует продолжать сбор общей информации о клиентах с целью развития отношений. Например, поздравление с Днем рождения посредством СМС-сообщения или телефонного звонка будет весьма уместно.
4. Стимулирование сбыта (акции, скидки и пр.). Для россиян это весьма актуально и имеет значение. Но не стоит присваивать подобным мероприятиям место № 1. Авторы придерживаются мнения, что создание положительных эмоций намного важнее, чем получение экономических выгод. Но в тоже время цена не должна быть выше той, которую ожидает клиент.
Ретро анализ - 1
К посещению спортзалов более предрасположен «младший» сегмент. Проводить свободное время дома желают чаще представители сегментов № 2 и 3. Гулять по городу любят все в одинаковых пропорциях. Посещать кино, театр и музей стремятся все с одинаковой частотой. К чтению тяготеет больше «старшая» группа.
Интерпретация результатов - 2
Так как человек выбирает то, что ему ближе, то понять человека и его характер можно через музыку. Человек не просто так выбирает, что он слушает. Это зависит во многом от его мышления, восприятия мира и даже элементарного общего развития. Одной из важных целей ресторана доставки «Мир суши» является нахождение подхода к различным группам потребителей. Иными словами можно сказать так: компания должна научиться говорить на одном языке с разными группами потребителей.
Рок-музыка. Рок отражает многогранные переживания и чувства людей в сложных ситуациях городской жизни. Их выражению присущи глубина, искренность, нередко драматизм или даже трагизм. Настоящие рок-музыканты не боятся петь о жизненных потерях, когда человеку не сопутствуют успех и удача, когда он одинок или погибает. Рок любят слушать свободные и глубокие натуры, склонные к размышлениям о жизни, любители нарушать
правила. Сторонники рока не боятся быть «белыми воронами», могут способствовать переменам в обществе.
Поп-музыка - это вторичная по содержательным и художественным характеристикам музыка. Она рассчитана в основном на примитивное восприятие. В этой музыке страсти разгораются вокруг повседневных переживаний человека, особенно вокруг любви. Любовь обязательно романтическая, приукрашенная и часто с хорошим финалом, из чего следует, что жизнь удалась. К поп-музыке «тяготеют» обычные люди, не склонные к особым переменам в жизни. Это относительно легкие и веселые натуры, им свойственна простота мышления и комфортное пребывание в общей массе.
Шансон - это песни о неволе, неразделенной любви, людской неверности и сложных жизненных ситуациях. Основные темы - предательство друга, измена любимой, смерть любви и жизнь на свободе. Это песни про реальную жизнь, отражающие сегодняшний день без сказочных завершений. Их принято считать душевными песнями, которые нравятся разным людям. Любители шансона - это люди, склонные к душевным переживаниям.
В процессе создания рекламных сообщений, где используется слуховое воздействие на аудиторию, таких как ТВ- и радиореклама, следует использовать музыкальное сопровождение в следующих музыкальных стилях - рок, попса (русских и зарубежных исполнителей), шансон и реп. Такие же стили музыки, как классическая (за исключением «старшего» сегмента), электронная, ретро, барды не пользуются популярностью среди потенциальных потребителей компании «Мир суши».
Ретро анализ - 2
Рок предпочитают слушать представители всех сегментов приблизительно в равных пропорциях. К зарубежной поп-музыке тяготеет больше молодежь, а к русской - старший сегмент. Рэп интересен для сегментов № 1 и 2, а «старший» остается равнодушным к этому направлению. Люди, олицетворяющие сегмент № 3 любят слушать шансон, что свойственно в меньшей степени представителям других сегментов.
Интерпретация результатов - 3
Данный вопрос был построен именно таким образом, а не иначе, чтобы получить правдивые ответы от респондентов. В процессе анализа все назва-
Таблица 2. Результаты анкетирования на вопрос «На концерт какого исполнителя Вы бы хотели сходить?»
Результат, % 30 17 13 11 7 6 3 7 6
Варианты ответов Рок Поп-музыка русская Шансон Поп-музыка зарубежная Реп Классика Ретро Не слушают Иная
Таблица 3. Результаты анкетирования на вопрос «Назовите три Ваших любимых фильма»
Результат, % 23 16 12 10 9 8 7 2 13
Варианты ответов Мелодрамы Советская классика Комедии Боевики Мультфильмы Военные фильмы Фантастика Не смотрю Иные
ные картины были отнесены к соответствующему жанру. Стоит отметить, что в процессе сбора информации была совершена погрешность, так как опрос проводился в праздничные дни, посвященные 65-летию великой Победы. Именно по этой причине жанр «фильмы о войне» заняли позицию чуть выше, чем если бы сбор информации осуществлялся в будний день. Особое место в сердцах мужчин и женщин в возрасте от 18 до 45 лет занимают фильмы о любви с оптимистичным завершением. По этой причине при создании различных видов рекламных сообщений стоит строить сюжет в ключе романтики, любви и добра.
Ретро анализ - 3
Советскую классику и фильмы о войне больше любят смотреть люди старшего возраста. Мелодрамы и комедии нравятся всем, но особенно представителям сегментов № 1 и 2. Боевики и мультфильмы нравятся всем.
Интерпретация результатов - 4
Сибирская природа как место отдыха пользуется наибольшей популярностью среди представителей целевого сегмента ресторана доставки «Мир суши». Море на территории России и отдых за границей занимают второе и третье место по популярности. При создании рекламы, где используется визуальное воздействие, такой как ТВ-реклама, печатная реклама, наружная реклама и пр. следует использовать фон сибирской природы или моря. Это будет способствовать максимально возможной концентрации внимания на рекламе и вызовет положительные эмоции и приятные воспоминания у людей.
Ретро анализ - 4
Сибирскую природу больше ценят люди, образно входящие в сегменты № 2 и 3. К отдыху за границей стремится в большей степени молодежь. Море волнует всех, но чуть меньше сегмент № 2. Отдых дома устраивает всех, с возрастом динамика увеличивается.
Интерпретация результатов - 5
Люди мечтают о материальных благах, отдыхе, самосовершенствовании и иных вещах. В рекламных сообщениях стоит делать упор на экономические выгоды (скидки, бонусы и пр.). Весьма идейно будет использовать образ счастливых людей на отдыхе в процессе создания разных видов рекламы. Позиция компании «Мир суши», как «интеллектуальной» и ценящей развитие, так же приветствуется. Это может выражаться в разработке новых игр, направленных на работу «серого вещества» у потребителей. Можно заключить договор с сетью книжных магазинов и провести акцию. Акция - при покупке книг на 2000 р. и выше Вы получаете подарок от «Мира суши». Приятный сюрприз! Плюс позиция: компания, которая ценит ум и развитие личности (данный подход весьма уместен, т. к. стремление к личному росту и самосовершенствование занимают высокие позиции в умах респондентов).
Ретро анализ - 5
О богатстве мечтают все, но старшее поколение мечтает не в ключе абстракции, а конкретно, например - хочу квартиру. Молодые люди более тяготеют к развитию своей личности. Счастье детей больше заботит старший сегмент.
Интерпретация результатов - 6
Семейные ценности занимают лидирующие позиции. На прямой вопрос были получены конкретный ответы. Авторы предлагают использовать в рекламе героев - семейную пару и рассказывать об интересных моментах ее жизни вместе с «Миром суши» в различных ситуациях - на отдыхе, дома, в кругу друзей. Упор делается на ценность семьи, а не на «отдых с сомнительными последствиями».
Ретро анализ - 6
С течением времени люди придают все большее значение семейным ценностям. Стремление к строительству карьеры с годами теряет свою актуальность. Человек с годами становится более «уму-
Таблица 4. Результаты анкетирования на вопрос «Идеальное место отдыха для Вас - это...»
Результат, % 31 19 13 10 4 4 3 3 13
Варианты ответов Сибирская природа Море Заграница Дома Необитаемый остров Главное -с компанией Главное -с семьей Другие города России Иное
Таблица 5. Результаты анкетирования на вопрос «Какая уВас заветная мечта?»
Результат, % 12 12 11 11 11 8 6 10 19
Варианты ответов Быть богатым Отдохнуть Саморазвитие и реализация Купить квартиру, дом Семья, дети Счастье Переехать за границу на ПМЖ Нет мечты Иная
Таблица 6. Результаты анкетирования на вопрос «Что для Вас важнее вданный момент - семья или карьера?»
Результат, % 60 28 9 3
Варианты ответов Семья Карьера 50/50 Ничего
дренным жизненным опытом» и понимает, что взаимоотношения намного важнее бумажных купюр и грамоты за успехи на месте службы. Это утверждение нашло свое подтверждение в ответах на другие вопросы.
Интерпретация результатов - 7
Смысл данного вопроса заключался в следующем - что является важным для потребителей в процессе построения отношений с компанией «Мир суши»?
Авторами были предложены следующие принципы работы для компании «Мир суши».
• Быть честной и ответственной по отношению к своим клиентам. Если компания обещает сделать подарок, а курьер опоздал, то она должна сдержать обещание. Если обещает товар высокого качества, то и производит именно такой.
• Создать образ добропорядочной компании. Самый лучший способ - достойная деятельность (выполнять обещания, не терять высокого качества, совершенствовать общение с потребителями, спрашивать у потребителей о их потребностях, вести достойную борьбу с конкурентами...).
• Ценить лояльных потребителей и доказывать свою любовь конкретными действиями. Пусть клиенты знают, что являются для ресторана доставки значимыми. Доказательства потребуют затрат, но они того стоят.
• Проявлять понимание и отзывчивость в конфликтных ситуациях. Всегда быть на стороне клиента и решить его проблему.
Ретро анализ - 7
Честность и доброта занимают первое и второе место среди представителей всех 3-х сегментов. Верность или преданность занимает третье место для первых 2-х сегментов, тогда как третий отдает предпочтение порядочности, а преданность стоит лишь на пятом месте. Чувство юмора занимает четвертое место для первых 2-х сегментов, а представители 3-го отдают это место ответственности и не придают большое значения юмору вообще.
Интерпретация результатов - 8
Стремления респондентов следующие (в порядке убывания) - стремление к личному росту, к богатству, к созданию семейного счастья, к покою. О первых трех позициях речь уже велась. Стремление же к покою говорит о том, что не стоит применять агрессивную рекламную компанию. Стоит использовать образ не только активно живущих и отдыхающих людей, но и просто образ умиротворенного, спокойно человека, вид которого говорит о полной гармонии с собой и внешним миром.
Ретро анализ - 8
Стремление к личному росту значительно больше проявляется у сегментов № 1 и 2. Семейные ценности и стремление к покою доминируют у «старшего» сегмента.
Интерпретация результатов - 9
Главную цель жизни респонденты видят в обретении семейного счастья, самореализации, достойно прожитой жизни, обретении материальных ценностей и простом человеческом счастье. Сравнивая с ответом на предыдущий вопрос, можно сделать вывод о том, что для текущего момента жизни стремление к обретению богатства доминирует. Но итоговую ценность имеет построение счастливой семейной жизнь.
Ретро анализ - 9
Семейные ценности доминируют у «старшего» сегмента. С течением времени личное развитие заботит людей меньше. Чем старше человек становится, тем желание «прожить достойно» возрастает. Абстрактное понятие «счастье» является целью жизни в большей степени молодежи.
Интерпретация результатов - 10
Это философский вопрос, зная ответы на который можно сделать вывод о том, что действительно важно для человека.
Приоритеты: семья, гармония, любовь, здоровье, дети. Ответы на данный вопрос помогут специалистам в области рекламы найти акцент, на ко-
Таблица 7. Результаты анкетирования на вопрос «Какие черты характера Вы цените в людях?»
Результат, % 24 14 9 9 7 7 6 6 18
Варианты ответов Честность Доброта Верность, Ответст вен- Чувство Отзывчивость, Целеустре- Надёжность Иные
преданость ность юмора понимание мленность
Таблица 8. Результаты анкетирования на вопрос «К чему Вы стремитесь в данный момент жизни?»
Результат, % 36 20 18 11 6 5 4
Варианты ответов Саморазвитие и реализация Богатство Семья Покой Духовное развитие Ни к чему Иное
Таблица 9. Результаты анкетирования на вопрос «Какова главная цель Вашей жизни?»
Результат, % 32 21 14 11 9 5 3 5
Варианты ответов Семья Саморазвитие и реализация Достойная жизнь Богатство Счастье Гармония с миром Нет цели Иная
Таблица 10. Результаты анкетирования на вопрос: «Счастье для вас - это...»
Результат, % 28 15 12 9 8 7 5 4 12
Варианты ответов Семья Гармония Любовь Здоровье Дети Саморазвитие и реализация Счастье других Просто жить Иное
торый стоит делать упор. И он успешно найден -это семейные ценности, которые являются доминирующими в определении счастья.
Обращение к сегменту № 1 - образ молодой пары, отношения которых находятся на стадии «кон-фетно-цветочного» периода. Уместен юмор. Целесообразно будет использовать язык романтики при создании рекламы.
Обращение к сегменту № 2 - образ только что поженившейся пары, которые начинают жить вместе. Можно с юмором обыграть ситуации в быту. В данном случае будет уместен бытовой язык.
Обращение к сегменту № 3 - в рекламных сообщениях стоит выбрать корпоративных героев -семейную пару плюс детей (мальчика и девочку). Только тогда создастся образ полноценной семьи. Сделать упор на здоровый вид всех членов семьи и гармонию в отношениях.
Ретро анализ - 10
Прослеживается четкая зависимость - чем больше лет человеку, тем семейные ценности становятся более значимыми; тем вопросы здоровья становятся более актуальными; тем счастье детей приобретает большую значимость. К личной гармонии тяготеют в большей степени молодые люди.
На основании информации, полученной в ходе проведения маркетингового исследования, авторы предлагают ресторану доставки слоган - «Мир суши - мыслим сердцем!». Девиз говорит о том, что компания действительно любит своих клиентов и работает для них. Также прослеживается позиция «интеллектуальной» и постоянно развивающейся компании.
Авторы придерживаются мнения, что концепция маркетинга взаимоотношений является современ-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иган Д. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений / Пер. с англ. 2-е изд. -М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 375 с.
2. Зимен С., Бротт А. Бархатная революция в рекламе. - М.: Изд-во «Эксмо», 2003. - 288 с.
3. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. - СПб: Вектор, 2005. - 288 с.
ной концепцией маркетинга, следуя которой компании способны не только выжить в сложных современных условиях, но и достичь больших результатов в бизнесе. Маркетинговые исследования занимают одну из главных ролей в процессе реализации данной концепции. В статье, на примере, читатели могли убедиться в том, что маркетинговые исследования просто созданы для того, чтобы получать ценную информацию о потребителях и применять ее для построения привилегированных отношений. Мужчины и женщины в возрасте от 18 до 45 лет предпочитают проводить свободное время дома, с друзьями, в спортзале или на прогулке.
Наиболее популярными музыкальными стилями являются рок, поп-музыка, шансон и реп. Любимыми жанрами кино выступают мелодрамы, советская классика, комедии и боевики. Идеальными местами отдыха для людей являются природа Сибири, море, заграница и родной дом. Большинство людей мечтают о богатстве, отдыхе, самореализации и детях. Наиболее ценными человеческими качествами респонденты считают честность, доброту, верность и ответственность. Для краткосрочных целей характерны саморазвитие, реализация себя как личности и обретение материальных благ, а для долгосрочных наибольшую значимость приобретают семейные ценности. Счастье для большинства людей выражается в обретении счастливой семьи, ощущении чувства гармонии с собой и с миром, возможности любить и быть любимыми, крепком здоровье родных и близких. Авторами определены жизненные ценности потенциальных потребителей компании «Мир суши» и на основании этого предложены рекомендации для построения эффективной рекламной кампании.
4. Магомедов Ш.Ш. Маркетинговые исследования товаров и услуг. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 296 с.
5. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М.: Финансы и кредит, 2005. - 320 с.: ил.
Поступила 24.05.2010 г.