ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова Г.Н. Реформа технического регулирования — стимул внедрения современных методов управления качеством // Инновационные методы управления промышленными предприятиями и организациями на основе международных стандартов. Ч. 1 / под общ. ред. В.В. Окрепилова. СПб.: Легаси, 2009. 104 с.
2. Карташева А.Ю. Исследование возможности развития сферы консалтинговых услуг в современном российском туристском бизнесе // Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 1(13).
3. Innovation Management and New Product Development / P. Trott. 4th ed. Essex: Pearson Education, 2008. 616 p.
П.А. КОКОРЕВ
Павел Андреевич Кокорев — аспирант СПбГУЭФ. В 2007 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — экономика туризма. ^ ^ ^
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТУРИЗМА*
Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) в мировой научной литературе, начиная с 1950-х гг., занимает центральное место в дискуссии об отношениях бизнеса и общества. За это время появилось значительное количество различных интерпретаций и вариаций этой концепции. Среди них наибольшую известность получили: «социальная ответственность бизнеса», «корпоративная ответственность», «корпоративная социальная восприимчивость», «этика бизнеса», «корпоративная филантропия», «корпоративная устойчивость», «менеджмент заинтересованных сторон», «социально ответственное инвестирование» и др.
Как справедливо подчеркивал французский исследователь А. де Беттиньи, эти концепции динамичны, их значение изменяется во времени и пространстве, причем они «не столько сменяют, сколько дополняют и развивают друг друга» [цит. по: 1].
Можно сказать, что на сегодняшний день не существует общего определения корпоративной социальной ответственности. Однако основные существующие подходы едины в том, что корпоративная социальная ответственность — это ответственность компании перед всеми людьми и организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, и перед обществом в целом.
Некоторые исследователи полагают, что понятие КСО несколько устарело, поскольку зачастую в него включаются не только социальные аспекты деятельности компании, но и экологические и экономические аспекты, и что пора переходить от КСО к более широкой концепции корпоративной ответственности. В принципе, мы согласны с такой точкой зрения, однако в международной практике уже сложилась концепция КСО, в которую включаются три составляющих устойчивого развития общества — экономическая, экологическая и социальная.
Таким образом, в мировой практике корпоративная социальная ответственность — это добровольный вклад компании в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума [4]. Причем, на наш взгляд, отличительной чертой концепции КСО являются меры, которые бизнес может предпринимать сверх
ГРНТИ 06.71.57 I © П.А. Кокорев, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.
законодательного минимума и по своей воле, одновременно следуя своим конкурентным интересам и действуя на благо общества.
На начальной стадии развития КСО в России существует недопонимание целостности концепции, апробированных практик и ее эффективности в целом. В своем развитии эффективный бизнес создает рабочие места, обеспечивает своим работникам достойный уровень заработной платы и социального обеспечения, участвует в формировании бюджета государства за счет налоговых отчислений. В рамках стратегии корпоративной ответственности он реализует корпоративные программы, которые направлены на развитие кадрового потенциала, поддержку местного сообщества, сохранение природных ресурсов и пр. От эффективности бизнеса зависит достижение целей, в которых, в конечном итоге, заинтересовано государство и общество: социально-экономическая стабильность, благосостояние общества и качество жизни граждан.
Важным представляется разделение социальной политики корпорации в соответствии с ее адресатом на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя корпоративная социальная политика — социальная политика, проводимая для работников своей компании, а потому ограниченная рамками данной компании. Внешняя корпоративная социальная политика — социальная политика, проводимая для местного сообщества на территории деятельности компании или ее отдельных предприятий.
Степень вовлеченности российских предприятий и компаний в социальную деятельность в настоящее время крайне неравномерна. Если определять отраслевую принадлежность социально ответственного бизнеса, то первые места в рейтинге социальной ответственности займут предприятия и компании нефтяной, газовой, металлургической и химической отраслей. Предприятия индустрии туризма находятся в начальной стадии разработки и внедрения стратегий КСО. Однако ввиду того, что туризм неизбежно оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на дестинации и жизнь принимающего сообщества, внедрение концепции КСО в системы управления предприятиями сферы туризма представляется необходимым.
Между тем развитие КСО в сфере туризма становится одной из наиболее актуальных тенденций в мировой индустрии туризма. Для предприятий и организаций туриндустрии система социальной ответственности имеет особое значение. Это связано с динамичным развитием данной отрасли в рамках национальной экономики, ее социальной ориентацией, а также необходимостью быть безопасной. Туризм — одна из важнейших сфер деятельности современной экономики со значительной социальной направленностью, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения.
Туристский бизнес должен осознавать экономические, социальные и экологические последствия собственной деятельности, в какой бы точке мира он ни работал. Туристские компании должны нести значительные расходы в социальном и экологическом направлениях своей деятельности, разрабатывать социально ориентированные стратегии и концепции. Все это осуществляется и под влиянием государства, и по собственной инициативе компаний и в итоге формирует их рыночную и общественную репутацию.
За последние двадцать лет социальная ответственность бизнеса стремительно превратилась из абстрактно-морализаторского понятия в жизненно важный и общепризнанный фактор конкуренции. Связана эта тенденция с ростом благосостояния и изменениями в психологии поведения потребителей, а также с расширением для них возможности выбора. При прочих примерно равных соотношениях цены и качества продукции потребители начинают ориентироваться на дополнительный критерий психологической комфортности бренда. А он складывается в основном из двух составляющих — уровня элитарности торговой марки и ассоциаций, связанных с социальной ответственностью поведения компании [2].
Мировая туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами. В связи с этим эффективная социальная политика позволяет туристским предприятиям реали-зовывать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости. В свою очередь это увеличивает доверие общества, инвесторов и тем самым повышается конкурентоспособность турбизнеса.
Элементы корпоративной социальной ответственности туристских организаций содержатся в реальных мероприятиях в отношении работников, потребителей туристских услуг и местного населения, прямо и косвенно вовлеченного в туристскую деятельность (см. рис.). Корпоративная социальная ответственность в туризме, на наш взгляд, должна включать в себя широкий спектр деятельности, в том числе:
• развитие и улучшение социальных условий персонала (обучение и профессиональное развитие, предоставление работникам туристских организаций социальных пакетов, применение мотивационных схем оплаты труда, создание условий для труда и отдыха и т. д.);
• охрану здоровья и безопасность труда работников, безопасность туристов (совершенствование техники безопасности на рабочих местах, медицинское обслуживание персонала, профилактика профессиональных заболеваний, поддержание санитарно-гигиенических условий труда, охрана потребителей туристских услуг в местах отдыха, выплата компенсаций за неиспользованные туры в связи с чрезвычайными ситуациями);
• развитие местного сообщества (финансовая поддержка социально незащищенных слоев населения, ЖКХ, объектов культурно-исторического назначения, образовательных и спортивных объектов, благотворительность и т. д.);
• природоохранную деятельность и ресурсосбережение (экономное и бережное потребление природных ресурсов, предотвращение загрязнения окружающей среды, особенно в рамках экологического туризма, эффективный экологический менеджмент в туристской деятельности).
Таким образом, социально ответственной можно считать туристскую организацию, которая управляет бизнесом, принимая во внимание все возможные негативные и позитивные последствия своей деятельности в области экологии, экономики и социальной сферы. Концепция КСО согласуется с концепцией устойчивого развития туризма, более того, является необходимым ее элементом, признается одним из инструментов реализации концепции устойчивого развития на практике (см. рис.).
В процессе развития политики КСО задачей государства является создание для бизнеса таких условий, при которых он будет развиваться сам и способствовать развитию страны в целом; задача бизнеса — способствовать созданию для компании в долгосрочной перспективе благоприятного социального окружения и более стабильного развития.
Рис. Платформа КСО в туризме
Таким образом, для того чтобы российский турбизнес смог приблизиться к мировому уровню социальной и экологической ответственности, предстоит сделать очень многое. Но начинать надо с внедрения концепции устойчивого развития туризма. В свою очередь устойчивое развитие туризма можно определить как «такое развитие туризма, ориентированное на долгосрочный период, при котором достигается баланс в реализации экономических, экологических, социальных и культурных целей развития, учитываются интересы всех заинтересованных сторон (туристов, принимающих и направляющих дестинаций, местного населения), на основе рационального использования туристских ресурсов и всестороннего партнерства» [3].
Ключевую роль в стимулировании вклада бизнеса в устойчивое развитие, основу которого составляет сбалансированность экономического, социального и экологического факторов, играет государство. Базовые параметры ответственного поведения компаний должны соответствовать установленным нормам и правилам, и основное значение государства состоит в определении этих норм и стандартов по защите окружающей среды, здоровья и безопасности населения, прав трудящихся. Также государство проводит политику и создает институциональные условия для того, чтобы компании были заинтересованы работать лучше, поднимаясь выше установленной планки нормативов и стандартов. Подход государства к распространению концепции КСО в сфере
туризма заключается в поощрении и поддержке практического применения КСО на основе использования передового опыта, и, где это возможно, через регулирование и финансовые стимулы.
Правительства играют решающую роль и в создании базы для эффективного, действенного рынка, и в ответственном ведении бизнеса на уровне индивидуальных фирм. Роль эта варьируется от командно-контрольных регулирующих рамок до регулирования, основанного на менеджменте и улучшении показателей производства, финансовых стимулах, поддержке инновационных рыночных технологий, таких, как социальное или экологическое сертифицирование и системы торговых знаков, и ряда других мер.
Таким образом, государство должно создать поддерживающую среду, в которой туристские предприятия и организации будут исполнять рекомендации по корпоративной социальной ответственности и этике. Поскольку проблематика институционализации корпоративной социальной ответственности в России, в первую очередь, связана с неэффективностью государственных механизмов регулирования и отсутствием цивилизованных механизмов общественного давления на бизнес и власть, а также с отсутствием общественных механизмов формирования и артикуляции запросов общества, необходимо формировать механизмы публичного информирования и общественного признания социальной деятельности компаний в сфере туризма.
ЛИТЕРАТУРА
1. БлаговЮ.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. 272 с.
2. КСО в России. Проблемы внедрения // PR-диалог. 2005. № 2. URL: http://www.old.insiders.ru/?q=kso_in_russia
3. Максарова Е.М. Формирование концепции устойчивого развития туризма для дестинации (на примере Республики Бурятия): автореф. дис... канд. экон. наук. СПб., 2009. 20 с.
4. Социальная ответственность бизнеса. Сайт Агентства социальной информации. URL: http://www.soc-otvet.ru
ВВ. КУРНОСОВ
Василий Викторович Курносов — доцент кафедры финансов Новгородского филиала Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.
Окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт.
Автор 18 публикаций.
Область научной специализации — история экономики России и родного края.
^ ^ ^
КАК НАЧИНАЛОСЬ СОВЕТСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ*
Разразившийся экономический кризис вновь вызвал интерес к вопросам планирования народного хозяйства и особенно к регулирующей роли государства. При этом отметим, что на каждом конкретном историческом этапе развития народного хозяйства в хозяйственной деятельности находили выражение основные требования объективных экономических законов общества. Стремление достичь поставленных целей у хозяйствующих субъектов выливалось в планирование основных шагов и необходимых ресурсов по их достижению. Планирование является необходимой составной частью развития производительных сил и производственных отношений.
В любом обществе активной творческой жизнедеятельности людей присуще планирование. Многими исследователями установлено, «что с развитием производительных сил и производственных отношений в обществе
ГРНТИ 06.43.91 I © В.В. Курносов, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.В. Круглова.