Научная статья на тему 'Реализация концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса в сфере туризма'

Реализация концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2035
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС / ОТВЕТСТВЕННЫЙ ТУРИЗМ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / TOURISM / RESPONSIBLE TOURISM / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TOURISM / TOURISM INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокорев Павел Андреевич

Статья посвящена концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса. Рассматриваются понятие корпоративной социальной ответственности, значение и содержание корпоративной социальной ответственности для сферы туризма, основные направления деятельности турбизнеса и государства в целях развития ответственного, устойчивого туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of corporate social responsibility concept in tourism industry

The article is dedicated to the concept of corporate social responsibility (CSR). The author examines definition of CSR, the meaning and the content of CSR for tourism industry, also key activities of tourism business and government for responsible, sustainable tourism development

Текст научной работы на тему «Реализация концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса в сфере туризма»

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова Г.Н. Реформа технического регулирования — стимул внедрения современных методов управления качеством // Инновационные методы управления промышленными предприятиями и организациями на основе международных стандартов. Ч. 1 / под общ. ред. В.В. Окрепилова. СПб.: Легаси, 2009. 104 с.

2. Карташева А.Ю. Исследование возможности развития сферы консалтинговых услуг в современном российском туристском бизнесе // Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 1(13).

3. Innovation Management and New Product Development / P. Trott. 4th ed. Essex: Pearson Education, 2008. 616 p.

П.А. КОКОРЕВ

Павел Андреевич Кокорев — аспирант СПбГУЭФ. В 2007 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — экономика туризма. ^ ^ ^

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТУРИЗМА*

Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) в мировой научной литературе, начиная с 1950-х гг., занимает центральное место в дискуссии об отношениях бизнеса и общества. За это время появилось значительное количество различных интерпретаций и вариаций этой концепции. Среди них наибольшую известность получили: «социальная ответственность бизнеса», «корпоративная ответственность», «корпоративная социальная восприимчивость», «этика бизнеса», «корпоративная филантропия», «корпоративная устойчивость», «менеджмент заинтересованных сторон», «социально ответственное инвестирование» и др.

Как справедливо подчеркивал французский исследователь А. де Беттиньи, эти концепции динамичны, их значение изменяется во времени и пространстве, причем они «не столько сменяют, сколько дополняют и развивают друг друга» [цит. по: 1].

Можно сказать, что на сегодняшний день не существует общего определения корпоративной социальной ответственности. Однако основные существующие подходы едины в том, что корпоративная социальная ответственность — это ответственность компании перед всеми людьми и организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, и перед обществом в целом.

Некоторые исследователи полагают, что понятие КСО несколько устарело, поскольку зачастую в него включаются не только социальные аспекты деятельности компании, но и экологические и экономические аспекты, и что пора переходить от КСО к более широкой концепции корпоративной ответственности. В принципе, мы согласны с такой точкой зрения, однако в международной практике уже сложилась концепция КСО, в которую включаются три составляющих устойчивого развития общества — экономическая, экологическая и социальная.

Таким образом, в мировой практике корпоративная социальная ответственность — это добровольный вклад компании в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума [4]. Причем, на наш взгляд, отличительной чертой концепции КСО являются меры, которые бизнес может предпринимать сверх

ГРНТИ 06.71.57 I © П.А. Кокорев, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.

законодательного минимума и по своей воле, одновременно следуя своим конкурентным интересам и действуя на благо общества.

На начальной стадии развития КСО в России существует недопонимание целостности концепции, апробированных практик и ее эффективности в целом. В своем развитии эффективный бизнес создает рабочие места, обеспечивает своим работникам достойный уровень заработной платы и социального обеспечения, участвует в формировании бюджета государства за счет налоговых отчислений. В рамках стратегии корпоративной ответственности он реализует корпоративные программы, которые направлены на развитие кадрового потенциала, поддержку местного сообщества, сохранение природных ресурсов и пр. От эффективности бизнеса зависит достижение целей, в которых, в конечном итоге, заинтересовано государство и общество: социально-экономическая стабильность, благосостояние общества и качество жизни граждан.

Важным представляется разделение социальной политики корпорации в соответствии с ее адресатом на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя корпоративная социальная политика — социальная политика, проводимая для работников своей компании, а потому ограниченная рамками данной компании. Внешняя корпоративная социальная политика — социальная политика, проводимая для местного сообщества на территории деятельности компании или ее отдельных предприятий.

Степень вовлеченности российских предприятий и компаний в социальную деятельность в настоящее время крайне неравномерна. Если определять отраслевую принадлежность социально ответственного бизнеса, то первые места в рейтинге социальной ответственности займут предприятия и компании нефтяной, газовой, металлургической и химической отраслей. Предприятия индустрии туризма находятся в начальной стадии разработки и внедрения стратегий КСО. Однако ввиду того, что туризм неизбежно оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на дестинации и жизнь принимающего сообщества, внедрение концепции КСО в системы управления предприятиями сферы туризма представляется необходимым.

Между тем развитие КСО в сфере туризма становится одной из наиболее актуальных тенденций в мировой индустрии туризма. Для предприятий и организаций туриндустрии система социальной ответственности имеет особое значение. Это связано с динамичным развитием данной отрасли в рамках национальной экономики, ее социальной ориентацией, а также необходимостью быть безопасной. Туризм — одна из важнейших сфер деятельности современной экономики со значительной социальной направленностью, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения.

Туристский бизнес должен осознавать экономические, социальные и экологические последствия собственной деятельности, в какой бы точке мира он ни работал. Туристские компании должны нести значительные расходы в социальном и экологическом направлениях своей деятельности, разрабатывать социально ориентированные стратегии и концепции. Все это осуществляется и под влиянием государства, и по собственной инициативе компаний и в итоге формирует их рыночную и общественную репутацию.

За последние двадцать лет социальная ответственность бизнеса стремительно превратилась из абстрактно-морализаторского понятия в жизненно важный и общепризнанный фактор конкуренции. Связана эта тенденция с ростом благосостояния и изменениями в психологии поведения потребителей, а также с расширением для них возможности выбора. При прочих примерно равных соотношениях цены и качества продукции потребители начинают ориентироваться на дополнительный критерий психологической комфортности бренда. А он складывается в основном из двух составляющих — уровня элитарности торговой марки и ассоциаций, связанных с социальной ответственностью поведения компании [2].

Мировая туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами. В связи с этим эффективная социальная политика позволяет туристским предприятиям реали-зовывать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости. В свою очередь это увеличивает доверие общества, инвесторов и тем самым повышается конкурентоспособность турбизнеса.

Элементы корпоративной социальной ответственности туристских организаций содержатся в реальных мероприятиях в отношении работников, потребителей туристских услуг и местного населения, прямо и косвенно вовлеченного в туристскую деятельность (см. рис.). Корпоративная социальная ответственность в туризме, на наш взгляд, должна включать в себя широкий спектр деятельности, в том числе:

• развитие и улучшение социальных условий персонала (обучение и профессиональное развитие, предоставление работникам туристских организаций социальных пакетов, применение мотивационных схем оплаты труда, создание условий для труда и отдыха и т. д.);

• охрану здоровья и безопасность труда работников, безопасность туристов (совершенствование техники безопасности на рабочих местах, медицинское обслуживание персонала, профилактика профессиональных заболеваний, поддержание санитарно-гигиенических условий труда, охрана потребителей туристских услуг в местах отдыха, выплата компенсаций за неиспользованные туры в связи с чрезвычайными ситуациями);

• развитие местного сообщества (финансовая поддержка социально незащищенных слоев населения, ЖКХ, объектов культурно-исторического назначения, образовательных и спортивных объектов, благотворительность и т. д.);

• природоохранную деятельность и ресурсосбережение (экономное и бережное потребление природных ресурсов, предотвращение загрязнения окружающей среды, особенно в рамках экологического туризма, эффективный экологический менеджмент в туристской деятельности).

Таким образом, социально ответственной можно считать туристскую организацию, которая управляет бизнесом, принимая во внимание все возможные негативные и позитивные последствия своей деятельности в области экологии, экономики и социальной сферы. Концепция КСО согласуется с концепцией устойчивого развития туризма, более того, является необходимым ее элементом, признается одним из инструментов реализации концепции устойчивого развития на практике (см. рис.).

В процессе развития политики КСО задачей государства является создание для бизнеса таких условий, при которых он будет развиваться сам и способствовать развитию страны в целом; задача бизнеса — способствовать созданию для компании в долгосрочной перспективе благоприятного социального окружения и более стабильного развития.

Рис. Платформа КСО в туризме

Таким образом, для того чтобы российский турбизнес смог приблизиться к мировому уровню социальной и экологической ответственности, предстоит сделать очень многое. Но начинать надо с внедрения концепции устойчивого развития туризма. В свою очередь устойчивое развитие туризма можно определить как «такое развитие туризма, ориентированное на долгосрочный период, при котором достигается баланс в реализации экономических, экологических, социальных и культурных целей развития, учитываются интересы всех заинтересованных сторон (туристов, принимающих и направляющих дестинаций, местного населения), на основе рационального использования туристских ресурсов и всестороннего партнерства» [3].

Ключевую роль в стимулировании вклада бизнеса в устойчивое развитие, основу которого составляет сбалансированность экономического, социального и экологического факторов, играет государство. Базовые параметры ответственного поведения компаний должны соответствовать установленным нормам и правилам, и основное значение государства состоит в определении этих норм и стандартов по защите окружающей среды, здоровья и безопасности населения, прав трудящихся. Также государство проводит политику и создает институциональные условия для того, чтобы компании были заинтересованы работать лучше, поднимаясь выше установленной планки нормативов и стандартов. Подход государства к распространению концепции КСО в сфере

туризма заключается в поощрении и поддержке практического применения КСО на основе использования передового опыта, и, где это возможно, через регулирование и финансовые стимулы.

Правительства играют решающую роль и в создании базы для эффективного, действенного рынка, и в ответственном ведении бизнеса на уровне индивидуальных фирм. Роль эта варьируется от командно-контрольных регулирующих рамок до регулирования, основанного на менеджменте и улучшении показателей производства, финансовых стимулах, поддержке инновационных рыночных технологий, таких, как социальное или экологическое сертифицирование и системы торговых знаков, и ряда других мер.

Таким образом, государство должно создать поддерживающую среду, в которой туристские предприятия и организации будут исполнять рекомендации по корпоративной социальной ответственности и этике. Поскольку проблематика институционализации корпоративной социальной ответственности в России, в первую очередь, связана с неэффективностью государственных механизмов регулирования и отсутствием цивилизованных механизмов общественного давления на бизнес и власть, а также с отсутствием общественных механизмов формирования и артикуляции запросов общества, необходимо формировать механизмы публичного информирования и общественного признания социальной деятельности компаний в сфере туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. БлаговЮ.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. 272 с.

2. КСО в России. Проблемы внедрения // PR-диалог. 2005. № 2. URL: http://www.old.insiders.ru/?q=kso_in_russia

3. Максарова Е.М. Формирование концепции устойчивого развития туризма для дестинации (на примере Республики Бурятия): автореф. дис... канд. экон. наук. СПб., 2009. 20 с.

4. Социальная ответственность бизнеса. Сайт Агентства социальной информации. URL: http://www.soc-otvet.ru

ВВ. КУРНОСОВ

Василий Викторович Курносов — доцент кафедры финансов Новгородского филиала Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.

Окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт.

Автор 18 публикаций.

Область научной специализации — история экономики России и родного края.

^ ^ ^

КАК НАЧИНАЛОСЬ СОВЕТСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ*

Разразившийся экономический кризис вновь вызвал интерес к вопросам планирования народного хозяйства и особенно к регулирующей роли государства. При этом отметим, что на каждом конкретном историческом этапе развития народного хозяйства в хозяйственной деятельности находили выражение основные требования объективных экономических законов общества. Стремление достичь поставленных целей у хозяйствующих субъектов выливалось в планирование основных шагов и необходимых ресурсов по их достижению. Планирование является необходимой составной частью развития производительных сил и производственных отношений.

В любом обществе активной творческой жизнедеятельности людей присуще планирование. Многими исследователями установлено, «что с развитием производительных сил и производственных отношений в обществе

ГРНТИ 06.43.91 I © В.В. Курносов, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.В. Круглова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.