Научная статья на тему 'Инструменты механизма стимулирования корпоративной социальной ответственности в системе управления деятельностью предприятия'

Инструменты механизма стимулирования корпоративной социальной ответственности в системе управления деятельностью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1738
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦіАЛЬНЕ іНВЕСТУВАННЯ / ДЕРЖАВНО-ПРИВАТНЕ ПАРТНЕРСТВО / СИСТЕМА СТРАТЕГіЧНОГО УПРАВЛіННЯ КОМПАНієЮ / НЕФіНАНСОВА ЗВіТНіСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТЕЙКХОЛДЕР / СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКО-ГО УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT A COMPANY / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIAL INVESTING / STAKE-HOLDER / UNFINANCIAL ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огородникова Н. Л.

В статье на основе анализа моделей корпоративной социальной ответственности, используемых в мировой практике, рассмотрены инструменты механизма стимулирования корпоративной социальной ответственности. Исследованы особенности использования социальных инвестиций, межсекторного социального партнерства, корпоративных коммуникаций и социальной отчетности как инструментов корпоративной социальной ответственности. Разработаны рекомендации по совершенствованию механизма стимулирования социальной ответственности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Instruments of mechanism of stimula-tion of corporate social responsibility are in control the system by activity of enterprise

In article on the basis of the analysis of models of the corporate social responsibility used in world practice, tools of the mechanism of stimulation of corporate social respon-sibility are considered. Features of use of social investments, intersector social partnership, corporate communications and the social reporting as tools of corporate social responsi-bility are investigated. Recommendations about perfection of the mechanism of stimulation of social responsibility of the enterprises are developed.

Текст научной работы на тему «Инструменты механизма стимулирования корпоративной социальной ответственности в системе управления деятельностью предприятия»

Н. Л. Огородникова

г. Мариуполь

ИНСТРУМЕНТЫ МЕХАНИЗМА СТИМУЛИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Возрастающий уровень конкуренции на внутреннем и международном рынках вынуждает украинские предприятия искать способы оптимизации внутренней и внешней среды с целью максимально эффективного использования своих возможностей и минимизации угроз. Во многом успех этого процесса зависит от эффективности транзакций компании с ее внутренними и внешними стейкхолдерами — широким кругом заинтересованных лиц, которые влияют на деятельность компании или испытывают ее влияние на себе. В связи с этим одним из важнейших институтов рыночной экономики становится корпоративная социальная ответственность (КСО). В настоящее время украинские компании, реагируя на новые вызовы, вынуждены учитывать в своей деятельности, помимо традиционного экономического аспекта, требования социального характера со стороны стейкхолдеров.

Во всем мире корпоративная социальная ответственность является одним из значимых инструментов повышения капитализации компании, инструментом

предотвращения некоммерческих рисков, открывает доступ к широкому кругу инвестиционных ресурсов и помогает добиться устойчивого экономического и социального развития. Между тем, далеко не все украинские компании понимают ценность и важность взаимодействия со стейкхолдерами, повышения прозрачности своего бизнеса и использования современных подходов к управлению, позволяющих не только достигать краткосрочных целей по прибыли, но и закладывать основу для долгосрочного развития организации. Все это приводит, во-первых, к отказу бизнеса использовать передовые управленческие практики и, во-вторых, к снижению уровня социальной ответственности предприятий.

В связи с этим, выделение института корпоративной социальной ответственности в системе управления предприятием, анализ участников процесса и их ролей, определение закономерностей развития этой сложной системы призвано повысить эффективность управления предприятием и способствовать принятию обоснованных управленческих решений.

Решению проблемы обеспечения социальной ответственности бизнеса посвящены работы ученых Ф. Котлера [1], М. Фридмана [2], С. Серто [3], У. Ро-стоу [4], А. Кеннета [5], Б. Александера [6], Е. Скляра, И. Зверковича [7]. Среди украинских ученых данный вопрос освещали Т. Артемова [8], Н. Волосковец [9], Н. Сапрыкина [10] и другие авторы.

Однако исследование механизма стимулирования социальной ответственности предприятий перед внутренними и внешними стейкхолдерами остается недостаточно изученным. Заметим, что данное направление социальной ответственности предприятий является весьма важным и предоставляет методологическую основу, необходимую для повышения качества анализа социальной сферы и разработки социальной и экономической политики как предприятия, так и государства.

Недостаточная разработанность проблемы использования инструментов КСО в управлении деятельностью предприятия, её значимость для общества определяют ее актуальность.

Целью данной статьи является исследование обоснование инструментов механизма стимулирования КСО в системе управления деятельностью предприятия.

По определению Европейской Комиссии, корпоративная социальная ответственность — это «концепция, согласно которой компании интегрируют социальные и экологические вопросы в свою коммерческую деятельность и взаимодействие с заинтересованными сторонами на добровольной основе» [11]. Чрезвычайно важное значение в сфере социальной ответственности бизнеса имеет концепция «тройного критерия», которая содержит в себе расширение границ отчетности организаций и придание социальных аспектов финансовым показателям деятельности [12].

В проекте Концепции национальной стратегии социальной ответственности бизнеса социальную ответственность предлагается рассматривать как ответственность организации, компании за влияние решений и действий на общество, окружающую среду путем прозрачного и этического поведения, которое содействует постоянному развитию, учитывает ожидания заинтересованных сторон; отвечает действующему законодательству и международным нормам поведения; интегрирована в деятельность организации и практикуется в ее отношениях [13].

Корпоративная социальная ответственность (КСО) предполагает осуществление деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности с акцентом на следующие ориентиры [14]:

производство качественной продукции и услуг для потребителей;

создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиции в развитие человеческого потенциала;

неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического;

построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами;

эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;

учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;

вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.

Анализ существующих в мировой практике моделей КСО показал, что участие бизнеса в жизни общества может либо жестко регулироваться действующим коммерческим, налоговым, трудовым и экологическим законодательством, либо осуществляться самостоятельно под воздействием специально созданных стимулов и льгот. В первом случае государство устанавливает «коридор взаимодействия» бизнеса и общества, в котором государственные механизмы наравне с гражданскими структурами создают необходимые условия для участия бизнеса в жизни общества. Во втором случае государство под давлением гражданских инициатив создает эффективные механизмы стимулирования бизнеса для осуществления вклада в общественное развитие. Данный механизм предполагает четкое определение роли отдельных сторон, меры их участия и взаимодействия.

Для американской модели КСО характерно минимальное вторжение государства в частный сектор. США выработали многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества, об этом свидетельствует большое количество корпоративных фондов, нацеленных на решение разнообразных социальных проблем посредством бизнеса. Ответственное перед обществом поведение корпораций поощряется соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне [5].

Таким образом, американская модель КСО инициируется самими компаниями и предусматривает максимальную самостоятельность корпораций в определении своего общественного вклада, но законодательно поощряет социальные инвестиции в выгодные для общества сферы через соответствующие налоговые льготы и зачеты, при этом государственное регулирование КСО минимально.

Модель КСО Континентальной Европы можно охарактеризовать наличием государственного регулирования данной сферы, поэтому эту модель зачастую относят к скрытым формам КСО. Так, во многих странах Континента законодательно закреплены обязательное медицинское страхование и охрана здоровья работников, пенсионное регулирование и ряд других социально значимых вопросов. Кроме того, государственное регулирование многих аспектов КСО значительно превосходит североамериканскую систему [6].

В последнее время появился новый термин для обозначения европейского варианта КСО — корпоративная способность к социальному реагированию. Несмотря на существенные различия стран Континента в применении концепции КСО, схожего между ними больше. Это проявляется, прежде всего, в том, что европейские политики придают большое значение поддержке разнообразных инициатив в области КСО. Европейская Комиссия определила КСО как «концепцию, в рамках которой компании на добровольных началах объединяют свои усилия со стейкхол-дерами для решения социальных вопросов и реализации природоохранных мероприятий». Таким образом, европейская модель КСО в большей степени представляет собой систему мер государственного регулирования [6].

КСО в Великобритании сочетает элементы американской и континентальной моделей. В целом для британской модели характерны следующие признаки:

пристальное внимание финансового сектора к проектам в области КСО (тенденция роста количества социально ответственных инвестиционных фондов);

публикация индексов социальной ответственности в СМИ);

широкое развитие сектора независимого консалтинга в области КСО;

система бизнес-образования Великобритании однозначно превосходит Континентальную Европу по количеству и разнообразию учебных курсов в области КСО;

участие правительства в развитии КСО проявляется в создании партнерств с частными предприятиями в образовательном секторе, поддержке инициатив в области КСО через софинансирование проектов, налоговые льготы и др.

Общей тенденцией как для британской, так и для европейской моделей является их скрытая форма с постепенным движением в сторону открытой модели. Таким образом, британская модель КСО сочетает элементы моделей США и Европы, но с существенным вовлечением государства и общественных институтов в процесс согласования общественных интересов, а также продвижения и поощрения лучших практик.

Ряд авторов, которые занимаются проблемами обеспечения социальной ответственности, рассматривают КСО как социально-экономический институт, в рамках которого происходит процесс взаимодействия компании и ее стейкхолдеров [8]. К основным группам стейкхолде-ров относят следующие: акционеры и инвесторы; кредиторы: банки и другие кредитные организации; партнеры и поставщики; покупатели и клиенты; менеджеры и высшее руководство компании; персонал компании; конкуренты; органы государственной власти и управления; профессиональные союзы; профессиональные ассоциации; средства массовой информации; неправительственные организации; общественные организации.

Различают внутренних и внешних стейкхолдеров. К первым относятся работники, акционеры, менеджеры компании, ко вторым — органы государственной власти и управления, профсоюзы, общественные организации, поставщики, кредиторы и др. Известный специалист в области управления Эдвард Фримэн формулирует ключевую и единственную цель любой организации как достижение баланса интересов стейкхолдеров [2].

Следование концепции КСО существенно расширяет возможности по привлечению инвестиционных ресурсов, а также снижения их стоимости. В конечно счёте это выливается в повышение устойчивости развития бизнеса, а следовательно, улучшение показателей деятельности компании в долгосрочной перспективе.

Институт КСО функционирует в рамках компонентов внутренней и внешней среды. При этом норма права, регулирование, конкуренция, стандарты, а также дополнительные учреждения, связанные с КСО составляют внешнюю среду, а внутренняя корпоративная структура и политика являются элементами внутренней среды. Кроме того, функционирование системы КСО в целом зависит от глобализации, кризисов и изменений в политической и макроэкономической среде, а также от государства.

КСО способствует налаживанию взаимодействия между деловыми кругами и сообществом, что является гарантом благополучия и стабильности как первого, так и второго, а также способствует гармонизации отноше-

ний в обществе в целом. Во-вторых, ответственность бизнеса перед обществом является сегодня необходимым фактором выживания бизнеса и залогом его конкурентоспособности как на локальных, так и на международном рынках. Следование принципам КСО также позволяет улучшить социальную атмосферу внутри компании, укрепить её авторитет среди работников, повысить их уровень лояльности организации и выстроить наиболее эффективную систему мотивации персонала.

КСО позволяет эффективно управлять конфликтами интересов во внешней и внутренней среде организации с помощью таких инструментов, как социальные инвестиции, межсекторное социальное партнерство, корпоративные коммуникации и социальная отчетность. При этом КСО не только стабилизирует текущую ситуацию, но и способствует устойчивому росту показателей эффективности компании в долгосрочной перспективе.

Анализ показывает, что существует множество принципов и правил, регламентирующих социальную отчетность компании. Для различных групп стейкхолдеров будут более значимы разные регламенты. Наиболее универсальными являются социальные отчеты компаний, проводимые с учетом международных стандартов. Наряду с корпоративными коммуникациями социальная отчетность — это форма поддержания гибридных соглашений компании и ее стейкхолдеров, позволяющая снижать их трансакционные издержки. При этом она является эффективным инструментом формирования и корректировки стратегии компании в соответствии с ожиданиями стейкхолдеров с целью достижения устойчивости бизнеса в долгосрочной перспективе. Интеграция международных стандартов по КСО в систему стратегического управления компанией дает положительный экономический эффект за счет регулярного мониторинга деятельности компании по системе ключевых показателей результативности в рамках концепции трехзвенной цепочки ценности. Социальная отчетность (отчетность по устойчивому развитию) становится эффективным инструментом управления, когда экономические, экологические и социальные показатели результативности включаются в рассмотрение на стадии стратегического и оперативного планирования. При этом важно, чтобы они были количественно измеримы. Когда цели в области КСО и устойчивого развития приняты и утверждены в качестве корпоративных целей, они определенным образом выстраивают всю систему менеджмента организации и действий по их достижению.

Отдельно стоит выделить такой инструмент КСО, как государственно-частное партнерство, благодаря которому могут быть решены важные и ресурсоемкие социальные задачи. Данный вид партнерства является важным стратегическим направлением для Украины при реализации крупных инфраструктурных проектов, находящихся в кризисном состоянии (таких, как реконструкция предприятий энергетической отрасли, ЖКХ, строительство жилья, дорог и т. д.) и требуют существенных финансовых вложений и адекватных управленческих компетенций.

Социальные инвестиции как инструмент КСО в отличие от спонтанных проявлений спонсорства и благотворительности за счет своей планомерности, системности и тесной связи с основной деятельностью компании позволяют увеличить выгоду как для корпорации,

так и для общества. При этом экономический эффект социальных инвестиций может быть измерен. На сегодняшний день выработаны определенные методики по измерению качественных и количественных индексов социальных инвестиций. И хотя каждый из индексов имеет определенные погрешности, взятые в сопоставлении они позволяют достаточно объективно оценить экономический эффект социальных инвестиций.

Необходимо отметить, что экономический эффект от социальных инвестиций возрастает при высоком уровне коммуникационной активности организации, направленной на освещение данного аспекта деятельности. Однако в Украине лишь немногие компании демонстрируют высокий уровень прозрачности по этому вопросу. Основные причины лежат как в отсутствии институциональных предпосылок для этого, так и в наличии конфликтов интересов различных групп стейкхолдеров, которые потенциально могут обостриться. Для решения этой проблемы необходимо как активное продвижение идей о преимуществах КСО и социальных инвестиций, так и внедрение эффективных стратегий по управлению взаимоотношениями со стейкхолдерами.

Корпоративная социальная ответственность позволяет эффективно управлять конфликтами интересов во внешней и внутренней среде организации с помощью таких инструментов, как социальные инвестиции, межсекторное социальное партнерство, корпоративные коммуникации и социальная отчетность. При этом КСО не только стабилизирует текущую ситуацию, но и способствует устойчивому росту показателей эффективности компании в долгосрочной перспективе.

Международные стандарты корпоративной социальной ответственности могут быть органично внедрены в систему стратегического управления украинской компании. При этом они помогают выстроить эффективную систему управления организационными изменениями даже в условиях высокой степени риска и неопределенности, например, в условиях реформирования отрасли. Все это способствует существенному повышению капитализации компании как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

Международные стандарты нефинансовой отчетности могут стать хорошей основой для выстраивания эффективной системы контроля в организации по всем направлениям концепции устойчивого развития. Это оптимизирует процесс создания добавленной стоимости и стимулирует рациональное использование организации внешних и внутренних ресурсов.

Такие инструменты КСО, как корпоративные коммуникации, социальные инвестиции, социальная отчетность и межсекторное социальное партнерство, позволяют организации эффективно управлять взаимоотношениями со стейкхолдерами, что оказывает положительное влияние на устойчивость развития компании.

Выгода КСО для общества и государства очевидна: первое получает большее количество различного рода товаров и услуг более высокого качества по меньшей цене; второе - стабильность социальной и бизнес-среды и возможность устойчивого экономического развития. КСО способствует устойчивому экономическому росту национальной экономики также за счет снижения издержек на поддержание стабильности политических и

экономических институтов во многом за счет того, что во многих случаях она может стать альтернативой законодательному регулированию и способствовать сохранению устойчивого положения общества и экономики, наиболее благоприятного для роста.

Совершенно очевидно, что КСО в Украине находится пока в начальной стадии своего развития. Потребность украинского бизнеса в закреплении на внутреннем и внешнем рынках является стимулом для изменений в подходе компаний к взаимодействию с обществом. В ряде корпораций происходит реструктуризация деятельности и органов управления в области корпоративной социальной политики. Появляются первые корпоративные программы, использующие новые социальные технологии.

Оценивая текущую ситуацию в области КСО в Украине, можно отметить, что государством не созданы условия, позволяющие предприятиям формировать механизм осуществления взаимной правообязанности, гражданской ответственности и социального корпоративизма;

Таким образом, КСО в современных условиях значительно влияет на процесс принятия управленческих решений с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

КСО способствует устойчивому экономическому росту национальной экономики за счет снижения издержек на поддержание стабильности политических и экономических институтов. В этой ситуации КСО во многих случаях может стать альтернативой законодательному регулированию и способствовать сохранению устойчивого положения общества и экономики, наиболее благоприятного для роста. Это факт, в свою очередь, создает предпосылки для повышения эффективности и более высоких темпов роста компаний.

Внедрение КСО в Украине должно осуществляться путем перераспределения социальной ответственности между государством, общественным некоммерческим сектором и бизнесом:

дальнейшее разделение систем социального обеспечения и социального страхования, политика роста заработанных доходов населения;

переход к адресной помощи в индивидуальных трудных жизненных ситуациях;

формирование сектора социальной экономики путем разгосударствления социального обслуживания, развития малого бизнеса и благотворительных организаций, переход от нормативного регулирования в социальной сфере к опоре на социальные инициативы граждан;

введение механизма социального заказа, переход от непосредственного распределения бюджетных и внебюджетных средств на социальные нужды к социальному инвестированию с широким привлечением негосударственных ресурсов.

Современная ситуация в Украине, таким образом, характеризуется необходимостью продолжения и детализации исследований, анализа, разработки, моделирования, адаптации и распространения практических систем и методик развития корпоративной этики и социальной ответственности как на уровне компании, так и на уровне делового сообщества в целом. Сегодня важно продолжать поиски способов оптимизации взаимодействия власти, населения и бизнеса, адаптируя и применяя наи-

более эффективные из них, с успехом реализованные на Западе. Основными приоритетами при этом должны стать обеспечение взаимовыгодных интересов для бизнеса и общества, использование ведущих международных стандартов, что крайне важно в условиях глобализации и интеграции стран в мировой экономике.

Литература

1. Котлер Ф. Корпоративна сощальна вщповщаль-нють. Як зробити якомога бтьше добра для вашо! ком-пани та сусптьства [Текст] / Ф. Котлер, Н. Лi // Пер. з анг. С. Яринич. — К.: Стандарт, 2005. — 302 с.

2. Friedman M. The Social Responsibility of Business is to increase its Profit // New York Times Magazine. — September, 13, 1970.- p.122-126.

3. Certo S. C. Strategic management. Concepts and Applications / S. C. Certo, J. P. Peter. — N. Y.: Random House, Inc., 1988. — 1203 p.

4. Rostou. Y. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist / Y. Rostou. — 1981.

5. Amaeshi Kenneth M. Financial Exclusion, Financial Institutions and Corporate Social Responsibility: A developing country perspective / Amaeshi Kenneth M. // Working paper. 2006.

6. Bassen Prof. Dr. Alexander. The Influence of Corporate Responsibility on the Cost of Capital / Bassen Prof. Dr. Alexander, Meyer Katrin, Schlange Joachim // Working paper. 2006.

7. Скляр Е. Н. Управление развитием социального потенциала промышленных предприятий / Е. Н. Скляр, И. О. Зверкович // Вестник Брянского государственного университета. — 2008. — № 1. — С. 76-81.

8. Артемова Т. И. Институт социальной ответственности организации: мировой опыт и реалии Украины / Т. И. Артемова // Науковi пращ Донецького нащонального техшчного ушверситету. — 2009. — № 37—1. — С. 170—176.

9. Волосковець Н. Ю. Корпоративна сощальна вщповщальнють шдприемств як основа шновацшного розвитку сучасно! економши / Н. Ю. Волосковець // Науковi пращ КНТУ. Економiчнi науки. — 2010. — Вип. 17. — С. 42-48.

10. Саприкша Н. В. Сощально вщповщальний бiзнес як основа сталого розвитку / Н. В. Саприкша // Формування ринково! економши: наук. зб. / М-во освь ти i науки, молодi та спорту Укра!ни, ДВНЗ «Ки!в. нац. екон. ун-т iм. В. Гетьмана»; вщп. ред. О. О. Беляев. — 2011. — Вип. 25. — С. 13-23.

11. Офщшний сайт Свропейсько! комiсif [Електро-нний ресурс]. — Режим доступу : http ://europa. eu. int

12. Офщшний сайт Глобального договору ООН в Укра!ш [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http :// www. unglobalcompact. org

13. Проект концепщ! нащонально! стратеги' сощально! вщповщальносл бiзнесу [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http : //www. svb. org. ua

14. Corporate Social Responsibility the WBC SD's Journey, 2002. — Р. 5.

15. Офщшний сайт мiжнародно! оргашзащ! пращ [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http : //www. ilo. org

16. Investment and enterprise responsibility review. Analysis of investor and enterprise policies on corporate social responsibility. — United Nations, New York and Geneva, 2010. — 95 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.