Научная статья на тему 'Государственное и региональное управление корпоративной социальной ответственностью: опыт развитых стран'

Государственное и региональное управление корпоративной социальной ответственностью: опыт развитых стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Т. П.

С каждым годом увеличивается число компаний, которые хотят стать социально-ответственными и вести свой бизнес на этических основах. Именно поэтому государственное и региональное управление корпоративной социальной ответственностью является, несомненно, важной и недостаточно развитой общественной сферой. В статье освещены примеры реализации государственного регулирования корпоративной социальной ответственности в развитых странах, а также даны рекомендации по формированию инструментов и механизмов стимулирования бизнес-сообщества к этичному и социально-ответственному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное и региональное управление корпоративной социальной ответственностью: опыт развитых стран»

4. Горелов Н.А., Литун О.Н. Мельников О.Н. Человеческие ресурсы в креативной экономике // Креативная экономика.- 2007.- №1.

5. Журавлев В.А. Креативность и инновационное развитие общества // Гуманитарно-экономический вестник, №2007.

6. Кандауров Н.Н., и др. Инновационный менеджмент. Мн.: Современные знания, 2006.

7. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М., 2005.

8. Галло Кармин Правила Джобса: Универсальные принципы успеха от лидера Арр1е/Пер.с англ.-М.:Манн, Иванов и Фербер, 2011.-224с.

9. Селиванов С.Л., Мельников О.Н. Детерминированные модели оценки творческого потенциала организации // Интеллектуальный капитал как основной фактор развития информационной экономики России: Тезисов. докл. всероссийской научно-практ. конф. 11-19 янв. 2007 - Изд-во УРАО, 2007

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ:

ОПЫТ РАЗВИТЫХ СТРАН

State and regional management of corporate social responsibility: the experience of developed countries

Шевченко Т.П., аспирант кафедры маркетинга и менеджмента внешнеэкономической деятельности, Харьковский национальный университет

имени В.Н.Каразина Shevchenko T.P. postgraduate V.N.Karazin Kharkiv national university

С каждым годом увеличивается число компаний, которые хотят стать социально-ответственными и вести свой бизнес на этических основах. Именно поэтому государственное и региональное управление корпоративной социальной ответственностью является, несомненно, важной и недостаточно развитой общественной сферой. В статье освещены примеры реализации государственного регулирования корпоративной социальной ответственности в развитых странах, а также даны рекомендации по формированию инструментов и механизмов стимулирования бизнес-сообщества к этичному и социально-ответственному поведению.

Annotation: every year а number of companies, which want to become socially responsible and to conduct its business in an ethical basis increases. That is why state and regional management of corporate social responsibility is no doubt important and insufficiently developed social sphere. The article deals with the examples of realization of the state regulation of corporate social responsibility in the developed countries, as well as recommendations for the formation of instruments and mechanisms to stimulate the business community in ethical and socially responsible behavior.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, стейк-холдеры, бизнес, механизм, правительство.

Key words: corporate social responsibility, stakeholders, business, mechanism, government.

Мировой финансовый кризис негативным образом повлиял на недостаточно развитую украинскую систему корпоративной социальной ответственности (КСО). Сказалось это, прежде всего, на характере реализации КСО украинскими предприятиями. В условиях кризиса первоочередным заданием для любой компании стало сохранение рабочих мест.

Однако главное, что показал кризис - это существующие проблемы в системе отношений власть - общество - бизнес. А именно - каждый из звеньев этой цепи решает проблемы самостоятельно, что не способствует преодолению кризиса и созданию оптимальных условий для устойчивого развития.

В этих условиях неоспоримым остаётся тот факт, что именно КСО становится тем фундаментом, на котором строится взаимный интерес этих трех элементов, а именно поэтому требует развития и поддержки.

В странах Европейского Союза (ЕС) КСО является одной из наиболее разработанных и развитых сфер.

Европейская среда создает оптимальные условия для развития КСО: политическая культура, свобода мнений, система ценностей и т.д.

Казалось бы, в либеральной Европе стимулирование и даже регулирование властями такой сугубо добровольной деятельности как КСО является противоестественным. Однако в этом нет ничего удивительного. В ЕС практика КСО больше, чем где бы то ни было, позиционируется и является не чем иным, как содействием бизнеса движению региона по пути устойчивого развития, а организация условий для этого — важнейший мотив деятельности и представителей гражданского общества, и институтов власти ЕС [1].

Власти ЕС подчеркивают, что КСО не может заменить направления публичной политики, но способна внести вклад в достижение их целей, таких как снижение уровня бедности, трудоустройство людей с ограниченными возможностями, профессиональное обучение, улучшение системы здравоохранения, уменьшение загрязнения окружающей среды, более рациональное использование ресурсов, выработка инноваций в ответ на социальные и экологические вызовы и так далее [3].

Таблица 1. Реализация государственного регулирования КСО _в развитых странах_

№ п/п Страна Направление государственного управления КСО

1 ЕС Усилия институтов власти на уровне ЕС выражаются в создании условий для вклада бизнеса, работающего на его территории, в устойчивое развитие, и сочетают два направления: совершенствование правового поля (постепенную кодификацию бизнесэтики) и создание и продвижение различных дополнительных не законодательных инициатив, призванных убедить бизнес внедрять и рас-

ширять практику КСО. Среди институтов власти ключевую роль играют комитеты Еврокомиссии [2].

2 Россия Среди факторов, характеризующих взаимодействие власти и бизнеса в области социальной деятельности компаний, можно назвать: чрезмерное налоговое бремя, административный произвол (административный рэкет), отсутствие политики в области КСО на федеральном и региональном уровнях; недостаточную развитость механизма согласования интересов всех сторон межсекторного взаимодействия; недостаток применения властью инструментов мягкого регулирования с целью вовлечения бизнеса в корпоративную социальную деятельность, а также навыков межсекторного взаимодействия в области КСО у госслужащих [1].

3 Америка Для США характерным является минимальное вторжение государства в деятельность бизнес-сообщества. В то же время именно Соединенные штаты общеизвестны с точки зрения систематического участия бизнеса и его отдельных, наиболее социально развитых представителей в финансировании самых разнообразных некоммерческих проектов.

4 Китай Реализация принципов КСО в Китае находит свое отражение в отраслевом законодательстве: в законах «О трудовом праве народа Китайской Республики», «О защите окружающей среды», «О развитии чистого производства», «Об аудите производственного процесса», «О защите и контроле за загрязнением воды », «О защите и контроле за загрязнением земли», «О воде», «Об управлении земельными ресурсами» и других. Результатом сотрудничества Министерств и ведомств, государственных исследовательских центров и финансовых институтов стали многочисленные исследования и публикации на тему КСО, а также разработка руководств по КСО и оценке ее эффективности.

Государственное регулирование в странах с развивающейся экономикой справляется только со сравнительно простыми задачами. Ещё одним фактором успешного регулирование является достаточное количество информации для принятия правильного решения. В случае недостатка информации или её недостоверности, регулирование может применяться к тем областям, которые в этом не нуждаются, тем самым подавляя рыночные инструменты и стимулы, и при этом, не замечая реальные проблемы.

Также, одним из главных аспектов государственного регулирования является правильная координация своих регулирующих способностей и пол-

номочий. Для этого необходимо наличие опыта и квалификации, справедливая система разрешения споров, подотчетность принятия решений регулирующими органами и т.д. Не менее важно распределение полномочий между сферами государственной власти. Так как большинство проблем, которые требуют решения, являются локальными. Таким образом, наделив соответствующими полномочиями региональные уровни власти можно обеспечить эффективность и гибкость решаемых проблем.

Будучи вовлеченным в процесс реализации КСО, государство может выступать в разных ролях и выполнять разные функции.

Рисунок 1. Выполняемые роли государства, при реализации КСО

Все меры государственного регулирования сферы КСО можно поделить на две группы: мягкие и жесткие.

К мягким направлениям государственного регулирования относятся:

- информирование общественности о внедрении лучших практик в отечественных и зарубежных компаниях;

- стимулирование и поддержка добровольных инициатив бизнеса в сфере КСО;

- обучение, исследовательская и методическая поддержка;

- организация взаимоотношений между стейкхолдерами;

- международное сотрудничество;

- объединение интересов и прозрачность деятельности социально-ответственных компаний;

- внедрение систем оценки и отчетности по КСО;

- использование налоговых и инвестиционных инструментов.

К жестким направлениям относится введение специального законодательного регулирования.

Рисунок 2. Виды социальной ответственности правительства

Проанализировав опыт развитых стран в области КСО, можно дать следующие рекомендации по формированию инструментов и механизмов стимулирования бизнес-сообщества к этичному и социально-ответственному поведению:

- проводить информирование общества о наиболее успешных примерах внедрения КСО в деятельность отечественных и зарубежных компаний;

- всесторонняя поддержка добровольных инициатив компаний в области КСО;

- проведение мероприятий, направленных на повышение осведомленности руководителей предприятий, бизнес-сообщества, государственных служащих и т.д.;

- организация диалога между бизнес-сообществом, государства и общественных объединений;

- развитие международного сотрудничества с помощью различных международных инициатив и организаций;

- содействию внедрения международных стандартов управления, отчетности и т.д.

- использование налоговых и инвестиционных инструментов для мотивации социально-ответственного и этичного поведения;

- внедрение специального КСО законодательства.

Библиографический список

1. Влияние институтов власти на развитие корпоративной социальной ответственности в России и Европейском Союзе [Электронный ресурс] / Центр гуманитарных технологий. - 2013. Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2010/2596

2. Направления формирования российской модели корпоративной ответственности / Б. С. Батаева // Методология и инструментарий управления. - С. 67-72.

1. http://elibrary.finec.ru/materials_files/345054370.pdf

2. Sustainable and responsible business [Электронный ресурс] / Официальный сайт Европейской Комиссии. - 2013. Режим доступа: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/ sus-tainable-business/corporate-social-responsibility/csr_platforms/index_en.htm

УДК 33.005.95

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Сидоренко В.В., преподаватель кафедры менеджмента, Харьковский национальный экономический университет

В статье рассмотрены проблемы и этапы построения модели компетенций для мастеров производственных участков машиностроительного предприятия.

Ключевые слова: модель компетенций, компетентностный подход, компетентность.

COMPETENCY MODEL AS A TOOL TO IMPROVE THE

EFFICIENCY OF PERSONNEL MANAGEMENT

Sidorenko V., teacher of management department, Kharkov National University of Economics

Summary: The problems and stages of building a competency model for master of production unit on engineering enterprise is studied in this article.

Key words: competency model, competency approach, competency.

На современном этапе функционирования к общим проблемам машиностроительных предприятий, обусловленных прежде всего причинами существующими во внутренней среде, следует отнести следующие. Во-первых, недостаточное количество квалифицированных рабочих, что приводит к простоям и браку, вызванных отсутствием понимания основ планирования деятельности на производственных участках и в целом по предприятию. Во-вторых, недостаточное количество всех видов ресурсов, которое усиливается безответственным к ним отношением и нерациональным использованием. В-третьих, отсутствие в обществе направленности на рабочие профессии и закрытие части профессионально-технических училищ, как следствие - снижение количества их выпускников. Во внутренней среде предприятия эту проблему усугубляет нежелание руководителей производственных участков уделять внимание обучению на производстве путем наставничества. В-четвертых, ненадлежащее выполнение правил техники безопасности, их игнорирование из-за большого количества инструкций и недостаточной организации их соблюдения.

Перечисленные трудности в работе машиностроительных предприятий целесообразно решать с помощью комплекса мер, влияющих на деятельность организации по различным направлениям. Одним из таких направ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.