Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ "EMPLOYEE EMPOWERMENT": ОПЫТ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ "EMPLOYEE EMPOWERMENT": ОПЫТ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / КОНЦЕПЦИЯ / ВОВЛЕЧЕНИЕ / АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Божко А.В., Селиверстова М.В.

Рассматриваются существующие проблемы в области управления персоналом в рамках концепции «Employee empowerment». Уточняется специфика эффективных решений направленных на вовлечение и активность персонала. На высоком уровне выполнен анализ действий персонала и даны рекомендации по работе с сотрудниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF "EMPLOYEE EMPOWERMENT": THE EXPERIENCE OF EFFECTIVE SOLUTIONS

Examines existing problems in the field of personnel management within the concept of“ Employee empowerment”. Clarifies the specifics of effective solutions aimed at the involvement and activity of staff. At a high level the analysis of personnel actions and recommendations for working with employees.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ "EMPLOYEE EMPOWERMENT": ОПЫТ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ»

УДК 331.108.26

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ «EMPLOYEE EMPOWERMENT»: ОПЫТ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ

Ьо/кко A.B.. преподаватель кафедры Теории и практики управления. ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный

педагогический университет», e-mail: aqua_55 и mail.ru Селиверстова М.В.. к.п.н. доцент кафедры Теории и практики управления. ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный

педагогический университет». e-mail: aksioma37(« gmail.com

Рассматриваются существующие проблемы в области управтения персонами в рачках концепции «Employee empowerment». Уточ ■ няется специфика эффективных решений направленных на вовлечение и активность персонала. На высоком уровне выполнен анаш: действий nepcoHaia и даны рекомендации по работе с сотрудниками.

Ключевые слова: персонал, концепция, сотрудники, вовлечение, активность.

IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF «EMPLOYEE EMPOWERMENT»: THE EXPERIENCE OF EFFECTIVE SOLUTIONS

Bojko A., the teacher of chair of the Theory and practice of management chair. SEI HPE KhMAD-Yugra «Surgut Slate Pedagogical University'

e-mail: aqua_55@mail.ro

Seliverstova \l.. Ph.D.. professor of the Theory and practice of management chair. SEI HPE KhMAD-Yugra «Surgut State Pedagogical

University», e-mail: aksioma37'« gmail.com

Examines existing problems in the field of personnel management within the concept of "Employee empowerment". Clarifies the specifics »/ effective solutions aimed at the involvement and activity of.staff. At a high level the analysis of personnel actions and recommendations for working with employees.

Keywords: personnel, concept, staff, involvement, activity.

Вопросы удовлетворенности, лояльности персонала все чаще обсуждаются современными управленцами. Причём, их главным запросом является проявление активности персоналом, выходящим за рамки их должностных обязанностей, и готовности прикладывать дополнительные усилия для достижения сверхрезультатов.

Упоминания о существовании сотрудников, занимающихся личными делами в рабочее время, встречаются достаточно редко. Гораздо чаще можно услышать о жестокой конкуренции в условиях современной экономики, которая превращает людей в невольников своей работы [2]. И компании, чтобы выжить, выжимают из своих сотрудников все силы, думая только о прибыли. Сотрудники же молча терпят, боясь, что. выйдя из этой системы, они окажутся без средств к существованию в мире, где всё непрерывно дорожает. Безусловно, указанные выше факты не опровергают существование подобных тружеников. Но миллионы людей живут совершенно иначе. Они могут занимать разные должности в самых разных странах, но их объединяет одно - в рабочее время они не делают абсолютно ничего. Анализ зарубежных научных исследований свидетельствует о том, что 14,6% сотрудников американских компаний в рабочее время постоянно сидят в Интернете; каждый третий сотрудник крупной компании принимает на работе наркотики; каждый 5 имел половую связь с коллегой в рабочее время; 70% любителей порносайтов посещают их в рабочие дни с 9 утра до 5 вечера, используя для этого компьютер на своем рабочем месте; каждый третий из тех, кто в рабочие дни посещают тематические парки Великобритании, берет для этого ложный "больничный лист" на работе [ I ].

I [одобные данные не обязательно являются прямым следствием лени сотрудников, на появление столь непривлекательных итогов влияют и работодатели в том числе. Согласно результатам зарубежных исследований, около 30% всех работников активно "выключены" из трудового процесса [4]. В процесс опроса, проведенного зарубежными учёными в 2007 г., 90% работников заявили, что если бы руководство замечало их усилия, благодарило и поощряло их, то они стати бы относиться к своим организациям с гораздо большей лояльностью. Около 88% опрошенных работников говорят, что они весьма недовольны своей организацией именно потому, что "их труд недооценивают". - говорит Адель. Б. Лини [ 11. Анализ статистических данных установил, что 9 сотрудников из 10 чувствуют себя недооцененными. Около 80% сотрудников считают, что их на работе не уважают. На другую рабогу из-за недостатка признания и поощрения уходят 79% людей [4].

В противовес сказанному выше, следует указать на популярное в современном деловом мире заявление, что "сотрудники - самый ценный актив компании". Безусловно, это подтверждается и статистическими данными зарубежных исследований, согласно которым

почти все (90% руководителей) так и говорят, а 98% заявляют, чт, увеличение производительности способствует увеличению чистой прибыли, однако на этом всё и кончается. Когда же руководителей просят назвать стратегии, которые наверняка приведут к успеху, они обычно ставят вопросы, связанные с сотрудниками почти н. последнее место [3, с. 92].

И в результате 65% американцев и европейцев сообщили, чт< в прошлом году их успехи не поощрялись. Мало того, 75% руководителей вообще не видят необходимости в системном подходе • управлению эффективностью сотрудников в масштабе всей организации. Вот тут и результат, в организациях с чёткой стратегией премирования показатель текучести кадров на 13% ниже, чем. в организациях, не имевших чёткого плана. Замена сотрудника, который зарабатывает 50000 долларов в год. нередко обходится компании ь 75000 (150% от годового жалования I, то есть убытки [5].

Несмо гря на все трудности, решение есть для любой проблемы Для указанных выше - тоже. Для этого целесообразно применить следующие рекомендации работы с сотрудниками.

I. Определение круга ответственности, ожиданий от сотрудника, цели его работы согласно целям всей организации. Например. "Мы разработапи особую стратегию взаимодействия с клиентами, чтобы повысить эффективность своего труда", превращается в интерпретации для конкретного сотрудника в "Наши уборщики аккуратны до сотой доли миллиметра".

2.11роявление внимательности к сотрудникам. 11апример. Квшп Стыодер. руководитель больницы во Флориде припарковывал свои машину не в специально отведенном месте для администратора, а в самом дальнем углу и по пути к входу лично беседовал с каждым работником, узнавая о его проблемах. Скоро стали поступать очень простые идеи, благодаря их воплощению, уровень удовлетворенности сотрудников, поднялся до 99%. Текучесть снизилась на 18" , а финансовая ситуация больницы упрочилась [7].

Конкретной рекомендацией в данном случае может служить применение блокнота, который находится всегда рядом с руководителем и в который всегда можно записать необходимую информации о каждом сотруднике (узнать об увлечениях, потребностях).

3. Вместо наличности награждать ценными вещами, а не кружками. кепками и футболками. Важно учитывать индивидуальный подход.

Хотя, конечно, если выдать премию, сотрудники тоже не обидятся, но деньги не стимулируют надолго, поскольку по результата'.' исследований установлено, что 29% сотрудников премии потратили на оплату счетов. 18% не помнят, куда они ушли. 11 % купили хозяйственные приспособления (6). Хотя. >то снова траты и не все организации могут давать премии. В действительности, эффективные

Таблица I. Формы поощрения студентов в СурГПУ

Действуют Не действуют

Добавление баллов в реи iiihi Вручение грамот

Денежное поощрение Принуждение со стороны преподавателей

I [оложктслыюс отношение преподанагеля 11охвала

Похвала

Таблица 2. Пример предлагаемых поощрений и цен на них

Бонус Цена

Возможность меньшего посещения определенного курса или даже автоматического зачета по нему Статья, включённая в сборник

Получение дополнительных денежных средств Призовое место на научно практической конференции

Фото на доску почёта Призовое место в соревнованиях, конференциях

Возможность раньше уходить с занятий Разработка или участие в социальном проекте

Поездка на средства университета в другие города на научно практические конференции и т.д. Отсутствие пропусков занятий без уважительной причины в течение определённого периода

Собственное место парковки у университета Высокий рейтинг (выше 90%) и т.д.

Увеличенный доступ к ресурсам Интернет в библиотеке и т.д.

Возможность позже приходить на нары (гибкий 1 рафик посещения)

Место для сменной обуви в гардеробе

решения совсем не так дороги. Каждый сотрудник хочет, чтобы его замечали, ценили, поощряли, и тогда, он будет стремиться работать именно в данной организации.

Как, например. Southwest Airlines, где конкурс на место грузчика (с заработком 10 долл. в час) выше, чем в Гарвардскую школу бизнеса. За год только 4% из 90000 соискателей получают работу. Люди готовы выстраиваться в очередь, чтобы работать в такой организации [5].

В такой организации отдача сотрудников будет максимальной, а соответственно, и прибыль организации. Соответственно, нужно изменить способ взаимодействия высших руководящих кадров с подчиненными. Сделать организацию такой, чтобы никому не хотелось ее покидать. А те. кто ушли, выстраивались в очередь, чтобы вернуться обратно.

Рассмотрим, что происходит у нас в университете? Заглянув в миссию СурГПУ в области качества, например, то обнаружим, что университет большое внимание уделяет инновациям. Что »то значит? Значит, студенты должны писать научные статьи, участвовать в конференциях, проектах. А как это поощряется? Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка студентов Cypl 11У за успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской и общественной жизни университета для студента устанавливаются следующие формы морального и материального поощрения:

• объявление благодарности:

• награждение ценным подарком:

■ награждение 11очетной грамотой университета:

• награждение денежной премией;

• назначение именной стипендии:

• иные меры поощрения.

Результаты опроса студентов по поводу поощрений в стенах университета отражены в таблице I. Существующие формы поощрения согласно полученным результатам опроса студентов, дифференцированы на те. которые действуют и не действуют на них, соответственно.

Важно отметить, что такую форму поощрения как похвала студенты отмечали как действующую и как не действующую, что говорит о том. что каждая форма все-таки имеет индивидуальное шаченне для каждого студента и общие формы поощрения действуют далеко не па всех.

Для решения угон проблемы мы предлагаем университету программу поощрения активности студентов в виде каталога с возможными поощрениями, где студент сможет выбрать удобное и нужное ему поощрение, а главное будет знать, что ему для этого требуется. Пример поощрений представлен в таблице 2.

Каждому поощрению необходимо назначить свою цену и таким образом студент сам будет выбирать приемлемый для него бонус и будет работать на получение его. Таким образом, что будет выгодно и ему и университету: студент получает желаемый бонус, университет - желаемое поведение студента.

Разъяснения требует первый бонус, предлагаемый нами в данном каталоге: так как студенты СурГПУ самостоятельно выбирают определенные предметы для изучения (курсы по выбору) и им необходимо набрать определенное количество часов по ним. то случаются ситуации, когда студенту приходится ходить на ненужный. по его мнению, курс только ради выполнения данной нормы часов. О получении автоматического зачета по курсам по выбору и идет речь в данном поощрении.

Данный каталог будет находиться в широком доступе, и любой студент может "заказывать" желаемый им бонус. Осуществлять согласование получения желаемого бонуса и контроль за выполнением необходимых требований предлагается старосте группы и работнику деканата.

Таким образом, для получения максимальной отдачи от студента (работника) необходимо создание максимально более комфортных условий для его работы и раскрытия потенциала, на что и направленно создание, и внедрение предлагаемого каталога поощрений в СурГПУ.

Литература:

1. Ьолховер, Д. Живые мер! вены Пер. с англ. - М.: Издательство "Добрая книга". 2006. - С. 11-17.

2. Как защитить от работы свое личное время. /К.С. Лифанов [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.hr-portal.ai/.

3.11огодина. Г. Вовлечение работников //Справочник по управлению персоналом. - 2008 г. - № I. - С. 92-94.

4. Страх и голод - основные современные мотиваторы к труду? [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://hvylya.oilg/index.php?option com content&view.

5. Grazier P. Employee Involvement... What I Wish I Knew 20 Years Ago. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://huiHanresources.about.com/ gi/dynamic/offsite.

6. Ileathfield S. Employee Empowerment: How to Empower Employees. (Эл. ресурс]. Режим доступа: http://humanresources. about.com/.

7. Ileathfield S. Top 10 Principles of Employee Empowerment. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://humanresources.about.com/od/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.