УДК 331.108.26
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ «EMPLOYEE EMPOWERMENT»: ОПЫТ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ
Ьо/кко A.B.. преподаватель кафедры Теории и практики управления. ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный
педагогический университет», e-mail: aqua_55 и mail.ru Селиверстова М.В.. к.п.н. доцент кафедры Теории и практики управления. ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный
педагогический университет». e-mail: aksioma37(« gmail.com
Рассматриваются существующие проблемы в области управтения персонами в рачках концепции «Employee empowerment». Уточ ■ няется специфика эффективных решений направленных на вовлечение и активность персонала. На высоком уровне выполнен анаш: действий nepcoHaia и даны рекомендации по работе с сотрудниками.
Ключевые слова: персонал, концепция, сотрудники, вовлечение, активность.
IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF «EMPLOYEE EMPOWERMENT»: THE EXPERIENCE OF EFFECTIVE SOLUTIONS
Bojko A., the teacher of chair of the Theory and practice of management chair. SEI HPE KhMAD-Yugra «Surgut Slate Pedagogical University'
e-mail: aqua_55@mail.ro
Seliverstova \l.. Ph.D.. professor of the Theory and practice of management chair. SEI HPE KhMAD-Yugra «Surgut State Pedagogical
University», e-mail: aksioma37'« gmail.com
Examines existing problems in the field of personnel management within the concept of "Employee empowerment". Clarifies the specifics »/ effective solutions aimed at the involvement and activity of.staff. At a high level the analysis of personnel actions and recommendations for working with employees.
Keywords: personnel, concept, staff, involvement, activity.
Вопросы удовлетворенности, лояльности персонала все чаще обсуждаются современными управленцами. Причём, их главным запросом является проявление активности персоналом, выходящим за рамки их должностных обязанностей, и готовности прикладывать дополнительные усилия для достижения сверхрезультатов.
Упоминания о существовании сотрудников, занимающихся личными делами в рабочее время, встречаются достаточно редко. Гораздо чаще можно услышать о жестокой конкуренции в условиях современной экономики, которая превращает людей в невольников своей работы [2]. И компании, чтобы выжить, выжимают из своих сотрудников все силы, думая только о прибыли. Сотрудники же молча терпят, боясь, что. выйдя из этой системы, они окажутся без средств к существованию в мире, где всё непрерывно дорожает. Безусловно, указанные выше факты не опровергают существование подобных тружеников. Но миллионы людей живут совершенно иначе. Они могут занимать разные должности в самых разных странах, но их объединяет одно - в рабочее время они не делают абсолютно ничего. Анализ зарубежных научных исследований свидетельствует о том, что 14,6% сотрудников американских компаний в рабочее время постоянно сидят в Интернете; каждый третий сотрудник крупной компании принимает на работе наркотики; каждый 5 имел половую связь с коллегой в рабочее время; 70% любителей порносайтов посещают их в рабочие дни с 9 утра до 5 вечера, используя для этого компьютер на своем рабочем месте; каждый третий из тех, кто в рабочие дни посещают тематические парки Великобритании, берет для этого ложный "больничный лист" на работе [ I ].
I [одобные данные не обязательно являются прямым следствием лени сотрудников, на появление столь непривлекательных итогов влияют и работодатели в том числе. Согласно результатам зарубежных исследований, около 30% всех работников активно "выключены" из трудового процесса [4]. В процесс опроса, проведенного зарубежными учёными в 2007 г., 90% работников заявили, что если бы руководство замечало их усилия, благодарило и поощряло их, то они стати бы относиться к своим организациям с гораздо большей лояльностью. Около 88% опрошенных работников говорят, что они весьма недовольны своей организацией именно потому, что "их труд недооценивают". - говорит Адель. Б. Лини [ 11. Анализ статистических данных установил, что 9 сотрудников из 10 чувствуют себя недооцененными. Около 80% сотрудников считают, что их на работе не уважают. На другую рабогу из-за недостатка признания и поощрения уходят 79% людей [4].
В противовес сказанному выше, следует указать на популярное в современном деловом мире заявление, что "сотрудники - самый ценный актив компании". Безусловно, это подтверждается и статистическими данными зарубежных исследований, согласно которым
почти все (90% руководителей) так и говорят, а 98% заявляют, чт, увеличение производительности способствует увеличению чистой прибыли, однако на этом всё и кончается. Когда же руководителей просят назвать стратегии, которые наверняка приведут к успеху, они обычно ставят вопросы, связанные с сотрудниками почти н. последнее место [3, с. 92].
И в результате 65% американцев и европейцев сообщили, чт< в прошлом году их успехи не поощрялись. Мало того, 75% руководителей вообще не видят необходимости в системном подходе • управлению эффективностью сотрудников в масштабе всей организации. Вот тут и результат, в организациях с чёткой стратегией премирования показатель текучести кадров на 13% ниже, чем. в организациях, не имевших чёткого плана. Замена сотрудника, который зарабатывает 50000 долларов в год. нередко обходится компании ь 75000 (150% от годового жалования I, то есть убытки [5].
Несмо гря на все трудности, решение есть для любой проблемы Для указанных выше - тоже. Для этого целесообразно применить следующие рекомендации работы с сотрудниками.
I. Определение круга ответственности, ожиданий от сотрудника, цели его работы согласно целям всей организации. Например. "Мы разработапи особую стратегию взаимодействия с клиентами, чтобы повысить эффективность своего труда", превращается в интерпретации для конкретного сотрудника в "Наши уборщики аккуратны до сотой доли миллиметра".
2.11роявление внимательности к сотрудникам. 11апример. Квшп Стыодер. руководитель больницы во Флориде припарковывал свои машину не в специально отведенном месте для администратора, а в самом дальнем углу и по пути к входу лично беседовал с каждым работником, узнавая о его проблемах. Скоро стали поступать очень простые идеи, благодаря их воплощению, уровень удовлетворенности сотрудников, поднялся до 99%. Текучесть снизилась на 18" , а финансовая ситуация больницы упрочилась [7].
Конкретной рекомендацией в данном случае может служить применение блокнота, который находится всегда рядом с руководителем и в который всегда можно записать необходимую информации о каждом сотруднике (узнать об увлечениях, потребностях).
3. Вместо наличности награждать ценными вещами, а не кружками. кепками и футболками. Важно учитывать индивидуальный подход.
Хотя, конечно, если выдать премию, сотрудники тоже не обидятся, но деньги не стимулируют надолго, поскольку по результата'.' исследований установлено, что 29% сотрудников премии потратили на оплату счетов. 18% не помнят, куда они ушли. 11 % купили хозяйственные приспособления (6). Хотя. >то снова траты и не все организации могут давать премии. В действительности, эффективные
Таблица I. Формы поощрения студентов в СурГПУ
Действуют Не действуют
Добавление баллов в реи iiihi Вручение грамот
Денежное поощрение Принуждение со стороны преподавателей
I [оложктслыюс отношение преподанагеля 11охвала
Похвала
Таблица 2. Пример предлагаемых поощрений и цен на них
Бонус Цена
Возможность меньшего посещения определенного курса или даже автоматического зачета по нему Статья, включённая в сборник
Получение дополнительных денежных средств Призовое место на научно практической конференции
Фото на доску почёта Призовое место в соревнованиях, конференциях
Возможность раньше уходить с занятий Разработка или участие в социальном проекте
Поездка на средства университета в другие города на научно практические конференции и т.д. Отсутствие пропусков занятий без уважительной причины в течение определённого периода
Собственное место парковки у университета Высокий рейтинг (выше 90%) и т.д.
Увеличенный доступ к ресурсам Интернет в библиотеке и т.д.
Возможность позже приходить на нары (гибкий 1 рафик посещения)
Место для сменной обуви в гардеробе
решения совсем не так дороги. Каждый сотрудник хочет, чтобы его замечали, ценили, поощряли, и тогда, он будет стремиться работать именно в данной организации.
Как, например. Southwest Airlines, где конкурс на место грузчика (с заработком 10 долл. в час) выше, чем в Гарвардскую школу бизнеса. За год только 4% из 90000 соискателей получают работу. Люди готовы выстраиваться в очередь, чтобы работать в такой организации [5].
В такой организации отдача сотрудников будет максимальной, а соответственно, и прибыль организации. Соответственно, нужно изменить способ взаимодействия высших руководящих кадров с подчиненными. Сделать организацию такой, чтобы никому не хотелось ее покидать. А те. кто ушли, выстраивались в очередь, чтобы вернуться обратно.
Рассмотрим, что происходит у нас в университете? Заглянув в миссию СурГПУ в области качества, например, то обнаружим, что университет большое внимание уделяет инновациям. Что »то значит? Значит, студенты должны писать научные статьи, участвовать в конференциях, проектах. А как это поощряется? Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка студентов Cypl 11У за успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской и общественной жизни университета для студента устанавливаются следующие формы морального и материального поощрения:
• объявление благодарности:
• награждение ценным подарком:
■ награждение 11очетной грамотой университета:
• награждение денежной премией;
• назначение именной стипендии:
• иные меры поощрения.
Результаты опроса студентов по поводу поощрений в стенах университета отражены в таблице I. Существующие формы поощрения согласно полученным результатам опроса студентов, дифференцированы на те. которые действуют и не действуют на них, соответственно.
Важно отметить, что такую форму поощрения как похвала студенты отмечали как действующую и как не действующую, что говорит о том. что каждая форма все-таки имеет индивидуальное шаченне для каждого студента и общие формы поощрения действуют далеко не па всех.
Для решения угон проблемы мы предлагаем университету программу поощрения активности студентов в виде каталога с возможными поощрениями, где студент сможет выбрать удобное и нужное ему поощрение, а главное будет знать, что ему для этого требуется. Пример поощрений представлен в таблице 2.
Каждому поощрению необходимо назначить свою цену и таким образом студент сам будет выбирать приемлемый для него бонус и будет работать на получение его. Таким образом, что будет выгодно и ему и университету: студент получает желаемый бонус, университет - желаемое поведение студента.
Разъяснения требует первый бонус, предлагаемый нами в данном каталоге: так как студенты СурГПУ самостоятельно выбирают определенные предметы для изучения (курсы по выбору) и им необходимо набрать определенное количество часов по ним. то случаются ситуации, когда студенту приходится ходить на ненужный. по его мнению, курс только ради выполнения данной нормы часов. О получении автоматического зачета по курсам по выбору и идет речь в данном поощрении.
Данный каталог будет находиться в широком доступе, и любой студент может "заказывать" желаемый им бонус. Осуществлять согласование получения желаемого бонуса и контроль за выполнением необходимых требований предлагается старосте группы и работнику деканата.
Таким образом, для получения максимальной отдачи от студента (работника) необходимо создание максимально более комфортных условий для его работы и раскрытия потенциала, на что и направленно создание, и внедрение предлагаемого каталога поощрений в СурГПУ.
Литература:
1. Ьолховер, Д. Живые мер! вены Пер. с англ. - М.: Издательство "Добрая книга". 2006. - С. 11-17.
2. Как защитить от работы свое личное время. /К.С. Лифанов [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.hr-portal.ai/.
3.11огодина. Г. Вовлечение работников //Справочник по управлению персоналом. - 2008 г. - № I. - С. 92-94.
4. Страх и голод - основные современные мотиваторы к труду? [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://hvylya.oilg/index.php?option com content&view.
5. Grazier P. Employee Involvement... What I Wish I Knew 20 Years Ago. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://huiHanresources.about.com/ gi/dynamic/offsite.
6. Ileathfield S. Employee Empowerment: How to Empower Employees. (Эл. ресурс]. Режим доступа: http://humanresources. about.com/.
7. Ileathfield S. Top 10 Principles of Employee Empowerment. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://humanresources.about.com/od/.