Научная статья на тему 'БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К АДАПТАЦИИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО ПЕРСОНАЛА'

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К АДАПТАЦИИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ / ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Селиверстова М.В., Сарымкулова А.Ж.

В данной статье рассматриваются сущность понятия «адаптация» и трактовки данного понятия отечественных и зарубежных учёных. Выделены особенности адаптации вновь принятого персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIBLIOGRAPHIC ANALYSIS OF APPROACHES TO THE ADAPTATION OF NEWLY HIRED PERSONNEL

This article discusses the essence of the concept «adaptation» and interpretations of the concept of domestic and foreign scientists. The features of adaptation of newly hired personnel.

Текст научной работы на тему «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К АДАПТАЦИИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО ПЕРСОНАЛА»

ФОРУМ

4. Солтанова Ф.М. Обзор современных западных концепций деловой карьеры // Уровень жизни населения регионов России. [Текст] 2011. - N 6. - С. 101-109.

5. Сычева А. Особенности национальной карьеры [Текст] // 201 I г. [электронный ресурс]. - режим доступа: (Шр://«,\улу. samsonov.org/analytics'тапа£еп1ет/578-05оЬеппо$и-пас2юпа1по^ кагегу.

6. Шмелева Е. Женская доля - 9% [Текст] // Российская бизнес-газета, 2010. [электронный ресурс], режим доступа: Ипр:/Лягл,\у. rg.ru/2010/09/28/biznes-lcdi.html.

7. Эфендиев А.Г. Карьера сотрудников российских бизнес-организаций как социальное явления: опыт эмпирического исследования / А.Г.Эфендиев, Е.С.Балабанова. П.С.Сорокин // Мир России.-20И.-N4.-С. 140-169.

УДК 658

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К АДАПТАЦИИ ВНОВЬ

ПРИНЯТОГО ПЕРСОНАЛА

Селиверстова М.В.. к.п.н. доцент кафедры Теории и практики управления, ГОУ ВПОХМАО-Югры «Сургутский государственный

педагогический университет», e-mail: aksioma37(¡í gmail.com Сарммку.юва А.Ж., ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

В данной статье рассматриваются сущность понятия «адаптация» и трактовки данного понятия отечественных и зарубежных учёных. Выдоены особенности адаптации вновь принятого персонала.

Ключевые слова: адаптация, процесс адаптации, программа адаптации.

BIBLIOGRAPHIC ANALYSIS OF APPROACHES TO THE ADAPTATION OF NEWLY

HIRED PERSONNEL

Seliverstova M.. Ph.D.. professor of the Theory and practice of management chair, SEIHPE KhMAD- Yugra «Surgut Slale Pedagogical

University», e-mail: aksioma37(« gmail.com Shcrimkulov A.. SEI HPE KhMAD- Yugra «Surgut Slate Pedagogical University»

This article discusses the essence of the concept «adaptation» and interpretations of the concept ofdomestic and foreign scientists. The feature < of adaptation of newly hired personnel.

Keywords: adaptation, adaptation processes, adaptation program.

В настоящее время адаптация персонала является одной из самых популярных тем исследования, не смотря на глубокую степень изученности данной проблемы многими учеными. Это связанно, прежде всего, с меняющимися условиями экономики, которая заставляет организации приспосабливаться к новым формам, с целью выживания на рынке. Основой и конкурентным преимуществом предприятий являются сотрудники, они превращаются в богатство организации, его капитал, которым необходимо рационально управлять, эффективно адаптировать к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации.

Работа с человеком как ресурсом компании начинается на этапе адаптации. От того, насколько эффективно организован этот процесс, зависит результативность дальнейшей работы и возможность реализации способностей сотрудника и достижения целей организации. Безграмотное управление процессом адаптации, в частности, его не завершение, влечет за собой низкую трудоспособность сотрудников, их недовольство, в крайнем случае - уход из компании.

Адаптация взаимное приспособление работника н организации. основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новые профессиональные, социальные и организационно-экономические условия труда [4, с. 206]. В рамках адаптации происходит детальное ознакомление с коллективом и новыми обязанностями, усвоение стереотипов поведения, а также процессы ассимиляции (полное приспособление к среде) и идентификации (отожествление личных интересов и целей с общими) [3. с. 66|.

Изучению проблем адаптации персонала посвящено значительное количество работ в зарубежной практике (Э. Шейн, Г.Ю. Айзенк. Г. Гартман. А. Маслоу. В. Арнольд. Р. Мейлн. .11. Колберг. Р. Линтон, Ж. Пиаже и др.). Не менее изучен данный феномен и в отечественной теории и практике (Н.И. Архипов. Т.IO. Базаров. В. Р. Веснин. A ll. Егоршин. Б.Л. Ерёмин, А.Я. Кибанов. И. В. Грошев. А. А. Реан. Ю.Г. Олегов. А. Р. Кудашев и др.).

Однако полученные результаты исследователей являются достаточно противоречивыми. Специфика адаптации персонала именно со стороны процессов, объединенных в единую систему адаптации, не получила должного обобщения в теории и практике управления. Поэтому актуальным становится изучение особенностей процесса адаптации, факторов и ее составляющих, с целью разработки программы адаптации и, самое главное, эффективного внедрения и

правильного управления ею.

Понятие «адаптация» возникло в XIX веке и использовалось главным образом, в биологин. Проблема адаптации впервые двинута и обоснована такими биологами, как Ж.Б. Ламарк С Сент-Плер, Ч. Дарвин.

Па современном этапе развития научного знания адапп может претендовать на статус междисциплинарного понятие признается одним из важнейших свойств любой системы и озн способность приспосабливаться к изменяющимся условиям ■ ней среды. Термин «адаптация» чрезвычайно широк и приме в различных науках: естественных, технических, общестг экономических.

Автор статьи «Когда необходима адаптация» А. Ан> считает, что процесс адаптации новых работников это жение процесса отбора персонала. При использовании разработанной системы адаптации, недавно пришедший в сотрудник чувствует себя достаточно комфортно, а рук в свою очередь, получает от него максимальную отдачу в Адаптация - процесс обоюдный: работник приспосаблн новой организации, организация - к новому работнику, насколько гладко проходит этот процесс, во многом зависк-нейшая продуктивность нового сотрудника и его коллег [2:

Р. Мартышкин в своей статье «Адаптация молодых стов в организации: факторы влияния, критерии и пока мечает. что адаптация сотрудников к трудовому процессу на всем протяжении их профессиональной леятельност)'. считает адаптацию непрерывным процессом. С другой адаптивность как конечный результат адаптации разделяет социально-профессиональной адаптации на этапы. Пг-каждом этапе у сотрудников формируются новые навык; i способствующие их дальнейшему развитию в качестве -налов, происходит интериоризация трудовой среды (\ .

Довольно часто в различных исследованиях происхс ниетрех понятий: факторов адаптации, критериев оценки и показателей адаптации.

Е.А. Луцко в своей работе «К вопросу об опреде.к риев и факторов эффективности адаптации» проводит анализ и разделение по этимологическому признаку нятий. Гак. автор в контексте адаптационного пронес..

ФОРУМ

адаптации считает условия, влияющие на протекание процесса адаптации и ее >ффекгивность. К таким факторам автор относит социально-демографические характеристики личности, особенности социальной организации коллектива н деятельности, содержание деятельности и другие. Под критерием адаптации подразумевается система оценок, позволяющая классифицировать адаптационные процессы но какому-либо признаку. Критерием может быть, например, то, с какой точки зрения дается оценка адаптации человека: с позиции самого человека (внутренний критерий) или стороннего наблюдателя (внешний критерий). Показателем адаптации является характеристика, свойство, то. в чем проявляется адаптация [7. с. 208].

В этой же статье, Е.А. Луцко. отмечает что адаптация - это процесс и результат постоянного, как пассивного, так и активного приспособления индивида к изменяющимся условиям среды, разворачивающийся и приводящий к изменениям на всех уровнях функциональной организации человека [7, с. 205].

Исследователь М. О. Патуха в статье «Оценка эффективности адаптации персонала» рассматривает взаимосвязь результатов адаптации персонала и показателей эффективности, а также их влияние на организационные процессы в организации. Автор выделяет 22 интегральных показателя эффективности адаптации персонала (успешное входное обучение, заинтересованность работой. удовлетворенность коллективом и др.), которые основаны на оценке адаптации через удовлетворенность сотрудника и степень его интеграции со средой организации[9, с. 36].

Т.О. Шведова в статье «Организация системы адаптации новых сотрудников» полагает, что основой эффективного функционирования любого предприятия является установление органичного взаимодействия человека и организации. Первым шагом в этом направлении является процесс адаптации, под которым автор понимает приспособление потребностей и ценностей сотрудника к требованиям, предъявляемым к нему организацией в соответствии с ее стратегическими целями [10. с. 3].

Авторы статьи «Адаптируем новичка» под адаптацией определяет поэтапное включение сотрудника в работу на новом месте в непривычных для него условиях. Адаптация - не однодневное мероприятие, а довольно длительный многоступенчатый процесс. Также ученые выделяют понятие «профессиональная адаптация» - активное освоение работников всех действий и операций в соответствии со своими должностными обязанностями, технологическим процессом, нормами труда. Существует ряд факторов, которые влияют на адаптацию человека в компании: содержание и характер должностных обязанностей; условия труда в компании; уровень организации труда на предприятии; корпоративная культура (формальные и неформальные нормы и правила, стиль общения в рабочее и нерабочее время и т.д.);оргаиизационная структура компании; система оплаты труда; правила внутреннего трудового распорядка, состояние дисциплины: система социально-экономической и психологической поддержки персонала: стиль руководства в компании и непосредственного начальника: психологический климат в коллективе [ I ].

Л. Кузнецова в своей статье «Первичная адаптация» подразумевает. что адаптация - это процесс ознакомления работника с новой организацией и изменения его поведения в соответствии с правилами организационной культуры новой компании, освоение им стандартов работы в соответствии с должностной инструкцией

[5].

Таким образом, библиографический анализ позволяет выявить основное сходство всех понятии, которое состоит в том. что под «адаптацией персонала» понимается процесс, в ходе которого происходит приспособление нового сотрудника к различным аспектам деятельности в организации. Отличие в понимании этого процесса разными исследователями и специалистами, кроется в трактовке данного процесса как одностороннего (с позиции нового сотрудника) или взаимного (с позиции организации и нового сотрудника), а также в рассмотрении механизмов лежащих в основе. Немаловажно отметить, что основное внимание уделяется впервые принимаемым на работу сотрудникам. II вследствие этого, в определениях «адаптации персонала» акцент делается именно на адаптацию новых сотрудников.

Также в ходе исследования можем заметить, что понятие «адаптация» учеными чаше всего рассматривается как процесс и как результат, иногда лишь - как метод. Адаптация как процесс предполагает, что любая организация как система имеет некото-

рые намерения, инструменты и предпринимает ряд действий для создания определенных условий вхождения человека в должность, в социальный климат и организационную культуру. С точки зрения результата можно говорить, что после разработки программы адаптации, её внедрения и грамотного управления в организации, возможно получение значимых результатов, которые можно разделить на объективные субъективные.

В этой связи. МО. Латуха в своей статье, посвящённой оценке эффективности процесса адаптации на российской практике к объективным результатам адаптации относит: снижение издержек по поиску нового персонала; уменьшение числа увольнений сотрудников. проходящих испытательный срок; сокращение времени, необходимого на то. чтобы деятельность отдельного работника начала влиять на конкурентоспособность организации: уменьшение временных затрат других сотрудников на адаптацию новичков, что позволит им больше времени уделить непосредственным обязанностям^].

Субъективные результаты представлены как улучшение организационного климата в компании; формирование лояльности у сотрудника с первых дней его работы и тем самым стимулов и желания работать в организации длительное время; удовлетворенность работой и компанией в целом [6].

Таким образом, если в результате процесса адаптации организация в кротчайшие сроки получает мотивированных сотрудников, которые работают не только в соответствии со своими личными целями (денежный фактор), но и с задачами организации, то можно с уверенностью говорить, что механизм адаптации в данной организации разработай правильно, адаптационные мероприятия и система адаптации внедрена, управляема и эффективна. Таким образом, новый сотрудник становится ресурсом компании уже на начальном этапе работы, и его деятельность начинает позитивно влиять на конкурентные преимущества организации.

Литература:

1. Адаптируем новичка [Электронный ресурс] // Управление персоналом: просто, практично, полезно. - 2011. - № 0. Режим доступа: http://www.pro-personal.ru/joumal/710/307207/7sphrase_id -43266. Дата обращения: 23.12.2014.

2. Анучкнна, А. Когда необходима адаптация [Электронный ресурс] А. Анучкнна // Справочник по управлению персоналом. - 2013. - № 9. Режим доступа: http://wwvv.pro-personal. ru/journal/1000/587963/?sphrase_id 95197. Дата обращения: 10.03.2015.

3. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика [Текст] / В. Р. Веснин. - М. : Проспект. 2009. 688 с.

4. Кнбанов. А. Я. Управление персоналом [Текст]: учебник / А. Я. Кнбанов. - 4-е изд.. перераб. и доп. М. : 1 11 1ФРА-М, 2010. - 695 с.

5. Кузнецова, Л. Первичная адаптация [Электронный ресурс] / Л. Кузнецова // Все для кадровика. - 2011. - № 5. Режим доступа: http://vvww. pro-personal. ru'journal/500/224958/?sphrase_id-43266. Дата обращения: 23.12.2014.

6. Латуха. МО. Оценка эффективности процесса адаптации: российская практика [Электронный ресурс] М.О. Латуха // Справочник кадровика. - 2009. - № 5. Режим доступа: http://www.pro-personal.ru/journal/205/4670/'.'sphrase_id=95084. Дата обращения: 19.12.2014.

7. Луцко, Е.А. К вопросу об определении критериев и факторов эффективности адаптации [Текст] / Е.А. Луцко// Вести. С.-Петерб. ун- ra. - Сер. 12. - 2008. - Вып. 1 - С. 205 - 209.

8. Мартышкин. Р. Адаптация молодых специалистов в организации: факторы влияния, критерии и показатели [Текст] Р. Мартышкин // Кадровик. - 2013. - № 3. - С. 118-122.

9. Ilaryxa, М.О. Оценка эффективности адаптации персонала [Текст] / М.О. Патуха // Справочник кадровика. - 2009. - № I. - С. 33-38.

10. Шведова, Т.О. Организация системы адаптации новых сотрудников [Текст] /Т.О. IИведова // Управление персоналом: 100% практика. - 2011. - № 5. - с. 2-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.