Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТ / ВЕБ 2.0 / СОТРУДНИЧЕСТВО / WEB 2.0 / GENERAL CULTURAL COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCES / PROJECT / COLLABORATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова К. Р.

В статье рассмотрены возможности использования проектной деятельности в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов. Рассмотрено применение в учебной проектной деятельности сервисов Веб 2.0. Показана их роль в формировании конкретных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова К. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of competence-based model of the graduate by means of network design activity

The article discusses the possibilities of using project activity in the formation of general cultural and professional competences of students. The author present the application of the Web 2.0 services in educational project activities. They show their role in the formation of concrete competences.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К. Р. КРУПОДЕРОВА,

аспирант кафедры математики и информатики НГПУ им. К. Минина kklimentina @gmail. com

В статье рассмотрены возможности использования проектной деятельности в формировании общекультурных и профессиональный компетенций студентов. Рассмотрено применение в учебной проектной деятельности сервисов Веб 2.0. Показана их роль в формировании конкретных компетенций.

The article discusses the possibilities of using project activity in the formation of general cultural and professional competences of students. The author present the application of the Web 2.0 services in educational project activities. They show their role in the formation of concrete competences.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, проект, Веб 2.0, сотрудничество

Key words: general cultural competences, professional competences, project, Web 2.0, collaboration

В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. В первую очередь речь идет о вхождении России в Болонский процесс, повышении гибкости образовательных программ, преодолении ранней узкой специализации, внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Эти стандарты предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций, возможность индивидуализации [1].

С вводом новых федеральных государственных образовательных стандартов компетентностный подход к образованию

прочно входит в сферу высшего профессионального образования. Сегодня перед вузами стоит задача подготовки конкурентоспособных, мобильных, инициативных профессионалов, максимально учитывая спрос и интересы работодателей.

Образование, нацеленное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие качества выпускника, как целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность. Кроме того, выпускнику сегодня крайне необходимы мобильность, умение работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, толерантность, направленность на саморазвитие. Воспитание такой социально и профессионально активной личности тре-

бует от педагогов современной высшей школы применения новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника, необходимо применять активные методы обучения, инновационные образовательные технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних студентов. Одной из таких технологий является метод проектов.

На сайте Intel «Разработка эффективных проектов» [3] метод проектов определяется как ориентированная на интересы обучающегося модель обучения, в центре внимания которой стоят интересы ученика. Освоение знаний и навыков осуществляется через выполнение задач, поощряющих исследовательскую деятельность, а обучение выражается в конкретных результатах. Метод проектов определяется направляющими обучение вопросами, которые связывают образовательные стандарты, навыки высокого мышления с реальным содержанием окружающего мира.

Проектная деятельность меняет позиции преподавателя и студента в учебном процессе.

Студенты:

3 самостоятельно приобретают дополнительные знания из разных источников;

3 учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3 приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

3 развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение);

3 развивают критическое и системное мышление.

Преподаватель получает возможность: 3 развивать собственные способности

Среди различных средств, позволяющих эффективно использовать в образовательном процессе проектный метод, важная роль отводится сервисам сети Интернет.

к моделированию, прогнозированию, проектированию и планированию образовательных объектов и систем, применять на практике современные педагогические и технологические разработки;

3 организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей обучающихся;

3 широко использовать современные информационные и педагогические технологии.

Среди различных средств, позволяющих эффективно использовать в образовательном процессе проектный метод, важная роль отводится сервисам сети Интернет. Развитие Интернета за последние годы в значительной степени осуществляется путем активного внедрения ряда принципов и технологий, которые получили общее название «Веб 2.0». Обычно под Веб 2.0 понимают массовые сервисы, дающие возможность пользователям самостоятельно производить контент.

С помощью Веб 2.0 можно организовать совместный поиск и хранение информации; создание и совместное использование медиаматериалов, гипертекстов; совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, таблиц, презентаций и других документов; совместное использование карт и схем.

Ниже приведен анализ применения современных сетевых технологий в учебной проектной деятельности для формирования следующих общекультурных компетенций бакалавров по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение» [4].

3 ОК-1 —осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека.

Построение облака ценностей с помощью сервисов построения облаков ключевых слов, ранжирование ценностей (создание списков приоритетов по различным критериям). Подбор ссылок на различные ресурсы по культуре. Создание

собственных поисковых систем по теме исследования. Совместная работа над подготовкой статей, докладов и других творческих работ с помощью вики-технологии, использование документов совместного редактирования, блогов.

3 ОК-6 — готов к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений.

С помощью таких сервисов совместной деятельности, как карты знаний, ленты времени, схемы, и других средств он-лайн-визуализации студенты могут выполнять анализ проблем, планирование деятельности. Студенты могут использовать блоги для рефлексии в ходе работы над проектом. Для представления результатов исследования, освоения культурного богатства применяются онлайн-презента-ции.

Создание совместных гипертекстовых материалов (Вики, Google-сайты) позволяет обсуждать, аннотировать, рецензировать статьи, а также планировать организацию деятельности для поиска ответов на проблемные вопросы. Совместная работа над документами (Google-докумен-ты, Google-таблицы, Google-календарь, формы Google) позволяет организовать написание коллективных рецензий, аннотаций, научных статей, эссе, выполнить анкетирование и интервьюирование с последующей обработкой результатов. Фото- и видеосервисы могут использоваться для размещения фото- и видеоотчетов о посещении различных выставок, музеев, мероприятий.

3 ОК-7 — готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию.

Рефлексия с помощью блогов, концептуальных таблиц, денотатных графов и др. Анализ успешности работы группы и собственного вклада студента в работу группы с помощью онлайн-опросов. Ведение сетевых порфтолио проекта, их анализ.

3 ОК-11 — владеет системой психоло-

гических средств (методов, форм, техник, и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения.

Эта компетенция может формироваться через создание совместных гипертекстовых конспектов, энциклопедических статей, научных докладов, отчетов о проделанной работе; совместное редактирование таблиц с результатами наблюдений, проводимых в разных точках планеты, построение и анализ диаграмм; совместное проектирование и моделирование с использованием электронных таблиц; коллективную разработку критериев оценки различных творческих работ.

Средства онлайн-визуализации позволяют организовать коллективные «мозговые штурмы». Блоги служат для обсуждения организации совместной деятельности. Совместный подбор ресурсов по теме исследования позволяет создавать многочисленные сервисы хранения закладок. С помощью онлайн-анкетирова-ния проводятся различные опросы студентов для оценки психологического состояния другого человека или группы.

3 ОК-15 — способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности.

Онлайн-анкетирование позволяет организовать различные опросы студентов, преподавателей, родителей о социальных, экономических и других проблемах. Видео- и фотосервисы используются для подготовки репортажей об экономических,

С помощью таких сервисов совместной деятельности, как карты знаний, ленты времени, схемы, и других средств онлайн-визуализа-ции студенты могут выполнять анализ проблем, планирование деятельности.

социальных и других событиях страны, области, города. Геосервисы позволяют составить карты, иллюстрирующие экологическую, демографическую ситуацию в регионе. Средства онлайн-визуализации дают возможность выполнить SWOT-ана-лиз событий, действий, приведших или могущих привести к экологическим, социальным и экономическим проблемам, построить причинно-следственные карты, выполнить их ранжирование.

Использование сервисов Веб 2.0 является эффективным и для формирования других общекультурных компетенций студентов.

Рассмотрим возможности формирования профессиональных компетенций студентов в дисциплине «Информационные технологии в образовании». Целью освоения дисциплины «Информационные технологии в образовании» является теоретическая и практическая подготовка студентов к использованию современных возможностей информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, прежде всего в организации проектной деятельности. Предусмотрено формирование следующих профессиональных компетенций:

3 ПК-17 — способен проектировать и применять индивидуализированные, дея-тельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов);

3 ПК-27 — готов к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов);

3 ПК-29 — готов к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности.

Продемонстрируем формирование данных компетенций в учебном проекте «Учим и учимся с Веб 2.0» [2]. Участие в проекте в качестве учеников позволит студен-

В начале проектной деятельности проводится оценка первоначального опыта и интересов студентов.

там — будущим педагогам в дальнейшем эффективнее разобраться в технологии программы Intel «Обучение для будущего», где они выступят уже в роли учителей. В ходе проекта студенты ищут ответ на основополагающий вопрос: «Чему и как учиться и учить в XXI веке?»

После завершения проекта студенты приобретут умения совместной сетевой деятельности над решением проблем; анализа возможностей использования сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе; создания контента на вики-сайте университета; разработки сетевых проектов; работы в группе, принятия различных ролей; использования разнообразных средств визуализации на этапе планирования и разработки проекта; самооценки и взаимооценки выполненных исследований, навыки рефлексии; применения различных сетевых сервисов для представления результатов исследований.

В начале проектной деятельности проводится оценка первоначального опыта и интересов студентов. Во время стартовой презентации педагога студенты совместно ищут ответы на вопросы о характерных чертах современного этапа в развитии Интернета, строят ментальную карту «Интернет и образование», смотрят и обсуждают видеофильм «Майк Уэш о будущем образования и Web 2.0», строят облако ключевых слов, характеризующих особенности образования Веб 2.0. Преподаватель подводит их к основополагающему вопросу проекта: «Чему и как учиться и учить в XXI веке?» и предлагает в ходе проекта выяснить, как сервисы Веб 2.0 меняют взгляд на образование.

Для поиска ответов на проблемные вопросы студенты делятся на группы: «Педагоги», «Исследователи», «Технологи» и «Воспитатели».

Группа «Педагоги» создает каталог аннотированных ссылок на ресурсы, посвященные использованию сервисов Веб 2.0 в образовании, подбирает примеры использования различных сервисов в учебной деятельности, разрабатывает приме-

ры их использования в будущей профессиональной педагогической деятельности. Из всех сервисов Веб 2.0 для создания собственных примеров их использования были выбраны сетевые средства визуализации. Построена ментальная карта «Визуализация в учебной деятельности».

Группа «Исследователи» должна провести опрос студентов и преподавателей по популярности вики-сайта университета, сравнить его с аналогичными проектами, выполнить комплексный SWOT-анализ рассматриваемой проблемы, сформулировать предложения по активизации деятельности на вики-сайте.

Перед группой «Технологи» стоит цель проанализировать сущность различных педагогических технологий, выбрать технологии, где использование сервисов Веб 2.0 наиболее эффективно. Сервисы Веб 2.0 могут быть полезны при использовании любых технологий, в том числе при традиционном обучении. Но наиболее эффективно их применение при личностно ориентированном обучении, при использовании таких педагогических технологий, где важным является сотрудничество, взаимодействие учащихся между собой. Именно поэтому построена ментальная карта «Веб 2.0 для организации проектной деятельности учащихся».

Группа «Воспитатели» анализирует эффективность использования социальных сервисов в воспитательной работе в школе и вузе. С помощью схемы «рыбий скелет» планируется проведение сетевой олимпиады по сервисам Веб 2.0, посвященной Международному дню студентов.

Разработано большое количество документов по итоговому и формирующему оцениванию. Для сопровождения и поддержки проектной деятельности разработан Google-сайт, содержащий многочисленные инструкции по использованию сервисов Веб 2.0 и примеры их применения в образовании.

В проекте формируются указанные выше профессиональные компетенции ПК-17, ПК-27 и ПК-29. Проект «Учим и учимся с Веб 2.0» стал победителем общероссийского конкурса студенческих проектов по программе Intel «Обучение для будущего» в 2011 году, помещен в базу образцов проектов программы. На примере данного проекта видно, что у проектной деятельности с использованием сервисов Веб 2.0 большие возможности по формированию профессиональных компетенций студентов.

Сервисы Веб 2.0 могут быть полезны при использовании любых технологий, в том числе при традиционном обучении.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы // URL: http://goo.gl/Lg45G.

2. Круподерова, К. Р. Учим и учимся с Веб 2.0 : учебный проект / К. Р. Круподерова // URL: http:// goo.gl/OHwpB.

3. Разработка эффективных проектов // URL: http://educate.intel.com/ru/ProjectDesign.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» : утв. приказом Министерства образования и науки от 22 декабря 2009 г. № 781.

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

И. А. СУЧКОВА, аспирант НИРО,

учитель начальных классов МБОУ «Лицей» (Арзамас) irina.RF2000@mail.ru

В статье рассматриваются аспекты подготовки студентов — будущих учителей к педагогическому сопровождению исследовательской деятельности учащихся начальной школы.

The aspects of students' (future teachers) preparation to the pedagogic support of the investigative action of the primary schoolchildren are regarded in the article.

Ключевые слова: исследовательский метод обучения, исследовательская деятельность студентов, социокультурная позиция будущего учителя, педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся

Key-words: research method of training, research activity of students, socialization, socio- cultural position of the future teacher, pedagogical maintenance to research activity of pupils

Часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.

Ж. Пиаже

Исследовательское поведение в современном мире рассматривается как неотъемлемая характеристика одаренной личности, входящая в структуру представлений о профессиональной компетентности в любой сфере деятельности.

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Оно помогает человеку не просто выжить в современном мире, а в большей степени реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения формирование у детей исследовательской установки по отношению к жиз-

ни является важнейшей задачей современной школы.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска — одни из главных составляющих современного образования, так как «в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения» [2, с. 5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.