Научная статья на тему 'Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства студентов'

Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТ / ВЕБ 2.0

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна

В статье исследуются возможности организации единого информационно-творческого образовательного пространства студентов через формирование общекультурных и профессиональных компетенций с помощью проектной деятельности с использованием сервисов Веб 2.0 (на примере направления подготовки 051000 «Профессиональное обучение»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NETWORK PROJeCt ACTIVITY IN ORGANIZATION OF STUDENT COMMON informATION-CREATIVE space

In this article the possibility of organizing student’s common information-creative educational space through the creation of general cultural and professional competences by the project activity with the use of Web 2.0 services are investigated (for example, specialty 051000 «Professional education»).

Текст научной работы на тему «Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства студентов»

УДК 37

К.Р. КРУПОДЕРОВА, аспирант кафедры математики и информатики, НГПУ им.К.Минина, e-mail: [email protected]

РОЛЬ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СТУДЕНТОВ

K.R. Krupoderova THE ROLE OF NETWORK PROJECT ACTIVITY IN ORGANIZATION OF STUDENT COMMON INFORMATION-CREATIVE SPACE

В статье исследуются возможности организации единого информационно-творческого образовательного пространства студентов через формирование общекультурных и профессиональных компетенций с помощью проектной деятельности с использованием сервисов Веб 2.0 (на примере направления подготовки 051000 «Профессиональное обучение»).

Ключевые слова: образовательное пространство, компетентность, проект, Веб 2.0

In this article the possibility of organizing student’s common information-creative educational space through the creation of general cultural and professional competences by the project activity with the use of Web 2.0 services are investigated (for example, specialty 051000 «Professional education»).

Key words: educational space, competence, project, web 2.0

Современное информационное общество ставит перед высшим профессиональным образованием задачу подготовки специалистов, способных к саморазвитию и непрерывному образованию, свободному определению себя в профессии, умеющих работать в команде, строить эффективные коммуникации.

Большое значение для формирования у студентов ключевых компетенций, основанных на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в ХХ веке, имеет использование различных инновационных педагогических технологий, их интеграция с информационными технологиями.

Одной из личностно-ориентированных образовательных технологий является проектный метод. Метод проектов - не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике.

Теоретические основы проектного обучения, их возможности в реализации познавательной и творческой активности студентов и школьников исследовались в работах В.П. Беспалько, И.В. Богданова, В.В. Гузеева, В.В. Давыдова, Я. Дитриха, Д. Дьюи, В. Килпатрика, В.М. Монахова, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и др. «Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным результатом, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [3, с.66].

Сегодня интерес к методу проектов значительно увеличивается в связи с переходом к компетентностному обучению, с введением новых образовательных стандартов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Среди различных средств, позволяющих эффективно использовать в образовательном процессе проектный метод, важная роль отводится сетевым технологиям на базе социальных сервисов Веб 2.0. Эти сервисы позволяют пользователям быть не просто пассивными потребителями информации, а дают возможность совместно организовывать коллективную деятельность по поиску, созданию, редактированию и использованию различной текстовой и медиа-информации. Благодаря таким качествам, как доступность, открытость, интерактивность и коллективизм, социальные сервисы Веб 2.0 становятся естественной образовательной средой, которую целесообразно использовать в учебном процессе.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью научно обоснованного подхода к разрешению противоречий:

- между признанием значимости применения развивающих технологий в формировании ключевых компетенций студентов и непроработанностью в педагогической науке проблемы создания необходимых для их использования организационно-педагогических условий;

- между необходимостью формирования у студентов общекультурных компетенций и недостаточным вниманием к возможностям, которые дает для этой цели потенциал метода проектов;

- между возможностью широкого доступа студентов к Интернет-ресурсам и недостаточным вниманием к педагогически целесообразному использованию в обучении сетевых технологий.

Интенсивное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) способствует их широкому проникновению во все сферы жизнедеятельности человека и, в первую очередь, в образование. ИКТ обладают потенциалом для изменения характера образования - меняются как модели учебного процесса, так и роли учащихся и преподавателей в нем. Говоря об информатизации образования, прежде всего, надо говорить о создании в образовательном учреждении соответствующей информационной образовательной среды. Непрерывность образования и интеграционный характер взаимосвязей всех его элементов являются обязательными условиями информатизации образовательного пространства в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования [4].

В конце ХХ - начале XXI столетия мы являемся свидетелями стремительного развития глобальной сети Интернет, неуклонного расширения ее использования во всех сферах жизни общества. По данным Фонда «Общественное Мнение» зимой 2012-2013 гг. доля Интернет-пользователей среди взрослого населения России составляла 55%. При этом к активной части аудитории, выходящей в сеть хотя бы раз за сутки, можно отнести 43% человек. Годовой прирост Интернет-пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз за месяц, составил 11%, а для суточной аудитории данный показатель равен 13%.

Характерным для сегодняшнего этапа развития сети Интернет является не только постоянное стремительное увеличение числа пользователей, но значительное расширение возможностей, связанное с активным использованием пользователями сервисов Веб 2.0. Характерной особенностью развития сервисов Веб 2.0 является постоянное снижение требований к уровню специальных знаний, необходимых для участия в совместном наполнении сети Интернет контентом.

Сетевые сервисы превращаются в средства, при помощи которых хорошо думать, точно так же, как это произошло с компьютерами. Современные сетевые организации основываются на участии и сотрудничестве людей, они предоставляют людям средства и возможности вкладываться в развитие общего содержания через создание веб-сайтов, блоггинг, оценивание книг, размещение в сети фотографий и видео, продажу вещей, участие в коллективном редактировании энциклопедий [2, с.45].

Проанализируем возможности использования современных сетевых технологий в учебной проектной деятельности для формирования некоторых общекультурных компетенций бакалавров по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение». Рассмотрим следующие компетенции:

• Осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1). Построение облака ценностей с помощью соответствующих сервисов, ранжирование ценностей. Подбор ссылок на различные ресурсы по культуре. Создание собственных поисковых систем по теме исследования. Совместная работа над подготовкой статей, докладов и других творческих работ с помощью технологии вики, использования документов совместного редактирования, блогов.

• Готов к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6). С помощью таких сервисов совместной деятельности, как карты знаний, ленты времени, схемы и другие средства on-line визуализации, студенты могут выполнять анализ проблем, планирование деятельности. Блоги студенты могут использовать для рефлексии в ходе работы над проектом. Для представления результатов исследования, для освоения культурного богатства используются on-line презентации. Создание совместных гипертекстовых материалов (вики, Google-сайты) позволяет выполнить обсуждение, аннотирование, рецензирование статей, а также планирование организации деятельности для поиска ответов на проблемные вопросы. Совместная работа над документами (Google-документы, Google-таблицы, Google-календарь, формы Google) позволяет организовать написание коллективных рецензий, аннотаций, научных статей, эссе, выполнить анкетирование и интервьюирование с последующей обработкой результатов. Фото и видеосервисы могут использоваться для размещения фото и видео отчетов о посещении различных выставок, музеев, мероприятий.

• Готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7). Рефлексия с помощью блогов, концептуальных таблиц, денотатных графов и др. Анализ успешности работы группы, анализ собственного вклада студента в работу группы с помощью on-line опросов. Ведение сетевых порфтолио проекта, их анализ.

• Владеет системой психологических средств (методов, форм, техник, и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения (ОК-11). Эта компетенция может формироваться через создание совместных гипертекстовых конспектов, энциклопедических статей, научных докладов, отчетов о проделанной работе; через совместное редактирование таблиц с результатами наблюдений, проводимых в разных точках планеты, построение и анализ диаграмм; через совместное проектирование, моделирование с использованием электронных таблиц; коллективную разработку критериев оценки различных творческих работ. On-line средства визуализации позволяют организовать коллективные «мозговые штурмы». Блоги служат для обсуждения организации совместной деятельности. Совместный подбор ресурсов по теме исследования позволяют организовать многочисленные сервисы хранения закладок. On-line анкетирование позволяет организовать различные опросы студентов для оценки психологического состояния другого человека или группы.

• Способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15). On-line анкетирование позволяет организовать различные опросы студентов, преподавателей, родителей о социальных, экономических и других проблемах. Видео и фотосервисы используются для подготовки репортажей об экономических, социальных и др. событиях страны, области, города. Геосервисы позволяют составить карты, иллюстрирующие

экологическую, демографическую ситуацию в регионе. On-line средства визуализации дают возможность выполнить SWOT-анализ событий, действий, приведших или могущих привести к экологическим, социальным и экономическим проблемам, построить причинноследственные карты этих проблем, выполнить их ранжирование.

• Владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18). С помощью таких сервисов совместной деятельности, как карты знаний, ленты времени, схемы и другие средства on-line визуализации студенты могут выполнять анализ проблем, планирование деятельности, представлять результаты исследования, строить схему выступления на защите своих исследовательских работ. Блоги студенты могут использовать для рефлексии в ходе работы над проектом. Для представления результатов исследования используются on-line презентации. Создание совместных гипертекстовых материалов (вики, Google-сайты) позволяет выполнить обсуждение, аннотирование, рецензирование статей, а также планирование организации деятельности для поиска ответов на проблемные вопросы. Совместная работа над документами (Google-документы, Google-таблицы, Google-календарь, формы Google) позволяет организовать написание коллективных рецензий, аннотаций, научных статей, эссе, выполнить анкетирование и интервьюирование с последующей обработкой результатов.

Использование сервисов Веб 2.0 является эффективным и для формирования других общекультурных компетенций студентов.

Рассмотрим возможности формирования профессиональных компетенций студентов в дисциплине «Информационные технологии в образовании». Целью освоения дисциплины «Информационные технологии в образовании» является теоретическая и практическая подготовка студентов к использованию современных возможностей информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, прежде всего в организации проектной деятельности. Предусмотрено формирование следующих профессиональных компетенций: ПК-17: способен проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов);

ПК-27: готов к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов);

ПК-29: готов к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессиональнопедагогической деятельности.

Формирование данных профессиональных компетенций студентов происходит, прежде всего, в ходе освоения программы Intel «Обучение для будущего». Автором разработан учебный проект «Учим и учимся с Веб 2.0» (http://goo.gl/OHwpB), в ходе которого студенты приобретают умения: совместной сетевой деятельности над решением проблем; анализа возможностей использования сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе; создания контента на вики-сайте университета; разработки сетевых проектов; работы в группе, принятия различных ролей в групповой работе; использования различных средств визуализации на этапе планирования и разработки проекта; самооценки и взаимооценки выполненных исследований, навыки рефлексии; применения различных сетевых сервисов для представления результатов исследований.

В начале проектной деятельности проводится оценка первоначального опыта и интересов студентов. Во время стартовой презентации педагога студенты совместно ищут ответы на вопросы о характерных чертах современного этапа в развитии Интернета, строят ментальную карту «Интернет и образование», смотрят и обсуждают видеофильм «Майк Уэш о будущем образования и Web 2.0», строят облако ключевых слов, характеризующих особенности образования Веб 2.0. Преподаватель подводит их к основополагающему вопросу проекта «Чему и как учиться и учить в XXI веке?», предлагает в ходе проекта выяснить, как сервисы Веб 2.0 меняют взгляд на образование. Для поиска ответов на

проблемные вопросы студенты делятся на группы: «Педагоги», «Исследователи»,

«Технологи» и «Воспитатели».

Группа «Педагоги» создает каталог аннотированных ссылок на ресурсы, посвященные использованию сервисов Веб 2.0 в образовании, подбирает примеры использования различных сервисов в учебной деятельности, разрабатывает примеры их использования в будущей профессиональной педагогической деятельности.

Группа «Исследователи» проводит опрос студентов и преподавателей по популярности вики-сайта университета, сравнивает его с аналогичными проектами, выполняет комплексный SWOT-анализ рассматриваемой проблемы, формулируеть предложения по активизации деятельности на вики-сайте.

Перед группой «Технологи» стоит цель проанализировать сущность различных педагогических технологий, выбрать технологии, где использование сервисов Веб 2.0 наиболее эффективно. Использование сервисов Веб 2.0 может быть полезным при использовании любых технологий, в том числе и при традиционном обучении. Но наиболее эффективно их применение при личностно-ориентированном обучении, при использовании таких педагогических технологий, где важным является сотрудничество, взаимодействие учащихся между собой. Именно поэтому построена ментальная карта «Веб 2.0 для организации проектной деятельности учащихся».

Группа «Воспитатели» анализирует эффективность использования социальных сервисов в воспитательной работе в школе и в вузе. С помощью схемы «рыбий скелет» спланировано проведение сетевой олимпиады по сервисам Веб 2.0, посвященной международному дню студентов.

Разработано большое количество документов по итоговому и формирующему оцениванию. Для сопровождения и поддержки проектной деятельности разработан Google-сайт, содержащий многочисленные инструкции по использованию сервисов Веб 2.0 и примеры их применения в образовании. На примере данного проекта видно, что у проектной деятельности с использованием сервисов Веб 2.0 большие возможности по формированию профессиональных компетенций студентов.

Интеграция метода проектов и современных сетевых технологий позволяет организовать единое информационно-творческое образовательное пространство студентов. Социальные сервисы Веб 2.0 априори ориентированы на коллективный подход к разработке интеллектуального контента при децентрализованном участии большого количества людей.

Метод проектов является эффективной технологией, которая значительно повышает уровень самостоятельности студентов, их познавательной активности, развивает коммуникативные навыки, мотивацию к обучению, дает опыт работы в команде, опыт постановки и решения проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2012-2013. //Фонд «Общественное мнение» (http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10853)/

2. Патаракин, Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 [Текст] / Е.Д. Патаракин.- М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. - 176 с.

3. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования [Текст]: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров,

М.Ю. Бухаркина - М.: Академия, 2002. - 272 с.

4. Самерханова, Э.К. Теоретические подходы к информатизации образовательного пространства в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования [Текст] / Э.К. Самерханова // Формирование образовательной среды вуза в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования:

Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. - Н.Новгород: НГПУ, 2011. - С. 289-292.

© Круподерова К.Р., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.