Научная статья на тему 'Реализация компетентностной модели выпускника вуза через сетевую проектную деятельность студентов в условиях информационной образовательной среды'

Реализация компетентностной модели выпускника вуза через сетевую проектную деятельность студентов в условиях информационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна

В статье рассмотрены возможности формирования общекультурных компетенций студентов в условиях информационной образовательной среды на базе сетевых сервисов. Приведены примеры использования различных сервисов в организации совместной проектной деятельности студентов Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностной модели выпускника вуза через сетевую проектную деятельность студентов в условиях информационной образовательной среды»

Теория инновационной деятельности

УДК 378.14

Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова

Реализация компетентностнои модели выпускника вуза через сетевую проектную деятельность студентов в условиях

информационной образовательной среды

Аннотация

В статье рассмотрены возможности формирования общекультурных компетенций студентов в условиях информационной образовательной среды на базе сетевых сервисов. Приведены примеры использования различных сервисов в организации совместной проектной деятельности студентов Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

I

Ключевые слова: компетенции, информационно-образовательная среда, проектная деятельность, сетевые сервисы, сотрудничество

Abstract

The article discusses possibilities of forming common cultural competence of students in the conditions of the information educational environment on the basis of network services. Examples of the use of various services in the organization of collaborative project activities of students of Nizhny Novgorod State Pedagogical University after Kozma Minin.

| Keywords: competence, information and educational environment, project activity, network services, collaboration.

Современное информационное общество ставит перед высшим профессиональным образованием задачу подготовки специалистов, способных к саморазвитию и непрерывному образованию, критически мыслящих, творческих, умеющих работать в команде, адаптироваться в быстро меняющихся политических, социальных и производственных условиях, готовых к принятию решений в ситуациях выбора, мобильных и толерантных. В связи с этим содержание и технологии вузовского образования должны быть ориентированы на формирование совокупности специальных знаний, умений и опыта деятельности, что, согласно образовательному стандарту третьего поколения, составляет набор общекультурных и профессиональных компетенций.

Синякова М.Г. отмечает, что общекультурная компетенция в составе базовых компетенций выступает некой первообразной и фундаментальной составляющей для таких образований, как профессиональная готовность и компетентность, профессионализм, мастерство, индивидуальное творчество и др. Общекультурные компе-

тенции в отличие от других компетенций носят более устойчивый и неугасаемый характер. Так, если профессиональные компетенции могут быть недолговечными (в силу нарастающей смены технологий деятельности, устаревания прикладных знаний и пр.), то базовые компетенции человек проносит через всю жизнь, имея возможность каждый раз выстраивать на их основе свой новый профессиональный облик. Тем самым общекультурная компетенция может рассматриваться как основа для формирования профессиональной мобильности специалиста [5, с. 24].

В ФГОС указано, что при разработке основной образовательной программы должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности [6, с. 11].

Реализация компетентностной модели выпускника вуза через сетевую проектную деятельность студентов в условиях информационной образовательной среды

Вместе с тем образовательный процесс вуза, где должна быть сформирована соответствующая среда для формирования необходимых общекультурных компетенций студентов, все еще остается традиционным. Инновационные педагогические технологии, позволяю -щие формировать общекультурные компетенции студентов, не используются в должной мере.

Проблемам построения информационной образовательной среды посвящены различные исследования [1, 2, 3]. Информационно-образовательная среда — это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования [3, с.31]. Одной из основных характеристик информационно-образовательной среды является ее открытость. И важность этой характеристики сегодня значительно возрастает вследствие развития глобальной сети Интернет, которое сопровождается утверждением новых культурных ценностей, способов деятельности и самореализации, что в наибольшей степени проявляется в среде молодежи. Студенты активно используют Интернет для поиска информации, для досуга и творчества, для дистанционного обучения, как среду общения и самореализации. Но образовательные возможности Интернета используются далеко не в полной мере.

Таким образом, актуальной является проблема формирования общекультурных компетенций студентов через сетевую проектную деятельность, организованную в рамках информационной образовательной среды вуза.

Под сетевой проектной деятельностью будем понимать организацию учебно-познавательной деятельности студентов на основе совместного решения ими какой-либо значимой проблемы, требующей интеграции знаний из различных предметных областей, сетевого взаимодействия участников и направленной на достижение общего результата в условиях сформированной информационной образовательной среды вуза, основанной на использовании образовательных возможностей сети Интернет. В последние годы мы наблюдаем значительное расширение возможностей сети Интернет, связанное с активным использованием пользователями сервисов Веб 2.0. Веб 2.0 сервисы — это Интернет-сервисы, построенные на принципах сотрудничества и доступности, дающие возможность пользователям самостоя-

тельно производить контент. При этом от пользователей требуются такие качества, как критическое мышление, толерантность, социальная ответственность, умения командной работы. Это говорит о том, что сервисы Веб 2.0 могут успешно использоваться для формирования общекультурных компетенций студентов, особенно с помощью специально организованной сетевой проектной деятельности в условиях информационной образовательной среды вуза.

Рассмотрим дидактический потенциал сервисов Веб 2.0 для формирования определенных общекультурных компетенций студентов на примере организации сетевой проектной деятельности бакалавров некоторых направлений в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (НГПУ).

Согласно ФГОС [6] по направлению подготовки «Профессиональное обучение» у бакалавров должны быть сформированы такие общекультурные компетенции, как: ОК-1— осознание культурных ценностей, понимание роли культуры в жизнедеятельности человека; ОК-6 — готовность к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений; ОК-7 — готовность к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию; ОК-8 — готовность к позитивному, доброжелательному стилю общения; ОК-15- способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности; ОК-19 — владение технологией научного исследования; ОК-20 — способность осуществлять письменную и устную коммуникацию; ОК-23 -способность самостоятельно работать на компьютере; ОК-27 — готовность анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности.

Проанализируем основные этапы проектной деятельности и возможность формирования общекультурных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Профессиональное обучение» с помощью использования сервисов Веб 2.0 в условиях информационной образовательной среды вуза.

Основные этапы проектной деятельности Общекультурные компетенции Использование сервисов Веб 2.0

Организационно-подготовительный этап (выбор темы, поиск проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, выбор способов решения проблемы, обсуждение методов исследования, обсуждение способов оформления результатов проекта, планирование деятельности) ОК-15 ОК-19 ОК-20 Обсуждение в вики, Google-группах, блогах. Сбор идей в совместных Google-документах и таблицах, проведение «мозговых штурмов» с помощью различных средств on-line визуализации, таких как ментальные карты, SWOT-анализ схема «рыбий скелет», денотатные графы, виртуальные доски и др.

Поисково-исследовательский этап (сбор, систематизация и анализ полученных данных) ОК-15 ОК-20 ОК-23 ОК-27 Совместные таблицы для данных. On-line анкетирование, интервьюирование. Видеозапись наблюдений, экспериментов. Фотографирование объектов, процессов. Собственные поисковые системы. Совместное хранение закладок. Вебмикс для ссылок.

24 Инновационнные проекты и программы в образовании № 5, 2015

Основные этапы проектной деятельности Общекультурные компетенции Использование сервисов Веб 2.0

Проектировочный (творческий) этап (непосредственное исследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента, анализа и синтеза, создание проектных продуктов) ОК-1 ОК-6 ОК-8 ОК-19 Фиксация хода исследования в вики, совместных документах и таблицах, Google-сайтах. Создание фото и видеоархивов, работа с on-line графическими и видеоредакторами. Совместная работа с картами, схемами.

Презентационный этап (представление проектов, самооценка и взаимооценка) ОК-7 ОК-8 ОК-20 ОК-23 Создание совместных гипертекстовых материалов. On-line ленты времени. Ментальные карты. SWOT-анализ. Схема «рыбий скелет», другие средства on-line визуализации. On-line презентации.

Рефлексивный этап (подведение итогов, формулирование выводов и выдвижение новых проблем, рефлексия студентов и педагога). ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-20 ОК-27 Рефлексия в блоге. Страницы обсуждения в вики. Анализ с помощью различных средств визуализации. Итоговое on-line анкетирование. Обсуждения в сетевых сообществах.

Рассмотрим более подробно некоторые on-line инструменты для организации сотрудничества студентов и преподавателей внутри информационной образовательной среды.

Google-группы — инструмент управления и групповой работы на основе модерируемых форумов и списков рассылок. Внутри группы студенты распределяют роли для проведения исследований, составляют план работы, обмениваются найденной информацией, обсуждают ход исследования, формы представления результатов.

Документы Google представляют собой онлайновый офис, позволяющий совместно готовить текстовые документы, электронные таблицы, рисунки, схемы, формы и презентации.

Ментальные on-line карты — отличный инструмент визуализации. Наиболее часто студенты используют для построения ментальных карт такие сервисы, как https://bubbl.us, http://www.mindomo.com, http:// popplet.com, http://www.mindmeister.com, http:// www.spiderscribe.net,https://cacoo.com, http://www. gliffy.com. Эти сервисы позволяют студентам вести обсуждение проблем в удобной визуальной форме, осуществлять критическое чтение текста, многофакторный анализ и поиск идей, выполнять различные классификации, систематизацию информации, представлять результаты работы.

Интерактивные on-line доски очень хороши для проведения совместных «мозговых штурмов», представления своего видения проблемы. Сервис http:// wikiwall.ru — это сервис (стенгазета), который позволяет группе располагать на общей странице информацию и редактировать блоки с текстами, картинками и видео. Другие сервисы для создания интерактивных on-line досок: http://en.linoit.com, http://scrumblr.ca, https://realtimeboard.com.

В качестве примера приведем учебный проект «Учим и учимся с Веб 2.0» по дисциплине «Информационные технологии в образовании» для бакалавров второго курса направления подготовки «Профессиональное обу-

чение», который авторы ежегодно проводят со студентами НГПУ.

После завершения проекта студенты приобретут следующие умения: совместной сетевой деятельности над решением проблем; анализа возможностей использования сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе; создания контента на вики-сайте университета; разработки сетевых проектов; работы в группе, принятия различных ролей в групповой работе; использования различных средств визуализации на этапе планирования и разработки проекта; самооценки и взаимооценки выполненных исследований, навыки рефлексии; применения различных сетевых сервисов для представления результатов исследований.

Участие в проекте в качестве учеников позволит студентам — будущим педагогам в дальнейшем эффективнее разобраться в технологии программы Intel «Обучение для будущего», где они выступят уже в роли учителей. Проект «Учим и учимся с Веб 2.0» размещен на вики-сайте НГПУ по адресу: http://goo.gl/FRsWRu.

В начале проектной деятельности проводится оценка первоначального опыта и интересов студентов. Во время представления проекта преподавателем студенты совместно ищут ответы на вопросы о характерных чертах современного этапа в развитии Интернета, строят ментальную карту «Интернет и образование», знакомятся со статьей Е.Д. Патара-кина «Второе поколение Всемирной Паутины — Веб 2.0» [4, с. 21], строят облако ключевых слов, характеризующих особенности образования Веб 2.0. Преподаватель подводит их к основополагающему вопросу проекта «Чему и как учиться и учить в XXI веке?», предлагает в ходе проекта выяснить, как сервисы Веб 2.0 меняют взгляд на образование. Студенты визуально ранжируют качества человека XXI века, используя в качестве основания для ранжирования возможности сервисов Веб 2.0. Формулируются проблемные вопросы, студенты делятся на группы для проведения исследований. Обсуждается план работы над проектом, формы представления результатов, критерии

Реализация компетентностной модели выпускника вуза через сетевую проектную деятельность студентов в условиях информационной образовательной среды

оценивания работы групп. Студенты заполняют входную анкету об использовании Интернета.

Исследования студентов посвящены поиску ответов на проблемные вопросы: «Какие сервисы Веб 2.0 наиболее эффективны в обучении?», «Как повысить популярность университетского вики-сайта?», «При использовании каких образовательных технологий применение сервисов Веб 2.0 наиболее эффективно?», «Как использовать социальные сервисы в воспитательной работе?». Для поиска ответов на эти проблемные вопросы студенты делятся на группы: «Педагоги», «Исследователи», «Технологи» и «Воспитатели».

Группа «Педагоги» создает каталог аннотированных ссылок на ресурсы, посвященные использованию сервисов Веб 2.0 в образовании, подбирает примеры использования различных сервисов Веб 2.0 в учебной деятельности, предлагает свои варианты применения сервисов Веб 2.0, разрабатывает для этого примеры использования сервисов в будущей профессиональной педагогической деятельности.

Из всех сервисов Веб 2.0 для создания собственных примеров их использования были выбраны сетевые средства визуализации. Приемы визуализации помогают поддержать познавательную деятельность, увидеть ранее скрытый смысл, изменить перспективу видения и найти новую точку зрения, запомнить информацию, увидеть и установить новые связи между событиями и объектами. В учебной деятельности средства визуализации могут использоваться при объяснении нового материала, при планировании деятельности, для проведения «мозговых штурмов», для презентаций. Их использование помогает развивать мышление высокого уровня, решать задачи классификации, сравнения, анализа, синтеза, оценки, рефлексии.

Средства визуализации хороши для планирования и организации исследовательской групповой работы. Помогают находить непонимание в концепциях и связи между идеями. Эта техника помогает обучающимся изобразить сложные отношения в кратких и точных терминах. Используя графические средства, обучающиеся связывают то, что они уже знали с тем, что они узнают в ходе обучения. Они позволяют лучше оценивать навыки мышления. Создана ментальная карта «Визуализация в учебной деятельности» (http://www.mindmeister.com/ ги/107204464/_).

Группа «Исследователи» проводит опрос студентов и преподавателей по популярности Вики НГПУ, сравнивает Вики НГПУ с аналогичными проектами, выполняет комплексный SWOT-анализ рассматриваемой проблемы, формулирует предложения по активизации деятельности на вики-сайте. Знакомство с вики-сайтами других вузов, комплексный SWOT-анализ Вики НГПУ позволил выявить его сильные и слабые стороны, определить возможности и риски, определить внутренние и внешние факторы, позволяющие повысить популярность вики-сайта.

Перед группой «Технологи» стоит цель проанализировать сущность различных педагогических технологий, выбрать технологии, где использование сервисов Веб 2.0 наиболее эффективно. Использование сервисов

Веб 2.0 может быть полезным при использовании любых технологий, в том числе и при традиционном обучении. Но наиболее эффективно их применение при личност-но-ориентированном обучении, при использовании таких педагогических технологий, где важным является сотрудничество, взаимодействие учащихся между собой. Именно поэтому построена ментальная карта «Веб 2.0 для организации проектной деятельности учащихся» (https://goo.gl/3OFHyK).

Группа «Воспитатели» анализирует эффективность использования социальных сервисов в воспитательной работе в школе и в вузе. Целью воспитательной деятельности в образовательном учреждении является создание условий для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов и школьников в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии. В воспитательной работе в вузе важным является развитие у студентов чувства гражданской ответственности за свой выбор профессии, за все происходящее в вузе, понимание социальной значимости своего настоящего и будущего труда. К инновационным формам воспитательной работы следует отнести проектную деятельность на базе социальных сервисов Веб 2.0.

С 2006 года ученики, учителя, студенты из разных городов России принимают участие в наполнении гипертекстовой энциклопедии Летописи.ру (http://letopisi. org/). Весной 2015 года количество статей в Летописи составляет 50 тыс. Студенты НГПУ — активные участники проекта Летописи.ру. Выполнен анализ различных сетевых проектов в рамках общенационального образовательного проекта Летописи.ру. С помощью схемы «рыбий скелет» спланировано проведение сетевой олимпиады по сервисам Веб 2.0, посвященной международному дню студентов.

Разработано большое количество документов по итоговому и формирующему оцениванию. Ведется журнал проекта, выполняется рефлексия в блоге проекта. Студенты проводят самооценку вклада в работу группы с помощью инструментов визуализации, заполняют анкету, позволяющую выявить навыки сотрудничества в группах.

Для сопровождения и поддержки проектной деятельности разработан Google-сайт (https://sites.google. com/site/mojkejsveb2/), содержащий многочисленные инструкции по использованию сервисов Веб 2.0 и примеры их применения в образовании. Рассмотрены сервисы хранения закладок, совместной работы над документами, средства визуализации, фотосервисы, видеосервисы, географические сервисы, on-line презентации. Всего рассмотрено 27 сервисов. Все примеры их использования авторские.

Создан Webmix для проекта с помощью сервиса http://www.symbaloo.com. Webmix представляет собой компиляцию из плиток на определенную тему или по определенному предмету. Для проекта «Учим и учимся с Веб 2.0» — это набор ссылок на сервисы, инструкции по работе с ними и на примеры их использования.

26

Мы рассмотрели лишь некоторые из сервисов Веб 2.0, которые используются в учебном процессе Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. С помощью представленных

Инновационнные проекты и программы в образовании № 6, 2015

примеров постарались показать, что одними из наиболее эффективных средств организации продуктивной проектной деятельности студентов в условиях информационной образовательной среды являются сервисы Веб 2.0.

Литература

1. Брыксина О.Ф. GOOGLE APPS. / О.Ф. Брыксина, Л.В. Рождественская, Б.Б. Ярмахов // Директор школы.— 2014.— № 1 (184).— С. 56-63.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова.— М.: Академия.— 2003.— 190 с.

3. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе. /Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская.— М.: Просвещение.— 2011.— 190 с.

4. ПатаракинЕ.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. / Е.Д. Патаракин.— М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.— 176 с.

5. Синякова М.Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента / М.Г. Синякова //Международный журнал экспериментального образования. — 2010.— № 9.— С.24-25.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям), утвержденный 22 декабря 2009 г., номер государственной регистрации 781.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.