Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание молодежи через сетевую проектную деятельность'

Патриотическое воспитание молодежи через сетевую проектную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ / СЕРВИСЫ ВЕБ 2.0

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна

В статье рассматриваются возможности сетевой проектной деятельности для патриотического воспитания студентов и школьников (на примере обучающих олимпиад по сервисам Веб 2.0 и сетевых проектов на сайте http://letopisi.ru/).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH THROUGH A NETWORK PROJECT ACTIVITY

In this article the possibility of network project activity for patriotic education of students and pupils are considered (for example, educational Olympiads in Web 2.0 services and network projects on the site http://letopisi.ru/)

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание молодежи через сетевую проектную деятельность»

УДК 378

К.Р. КРУПОДЕРОВА, аспирант, НГПУ им.К.Минина, e-mail: kklimentina@gmail.com

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ СЕТЕВУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

K.R. Krupoderova

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH THROUGH A NETWORK PROJECT ACTIVITY

В статье рассматриваются возможности сетевой проектной деятельности для патриотического воспитания студентов и школьников (на примере обучающих олимпиад по сервисам Веб 2.0 и сетевых проектов на сайте http://letopisi.ru/).

Ключевые слова: патриотическое воспитание, сетевой проект, сервисы Веб 2.0

In this article the possibility of network project activity for patriotic education of students and pupils are considered (for example, educational Olympiads in Web 2.0 services and network projects on the site http://letopisi.ru/)

Keywords: patriotic education, network project, Web 2.0

Отличительной особенностью новых образовательных стандартов всех ступеней школьного образования является признание воспитательной компоненты как основополагающей в формировании личности школьника и его успешной социализации. Эта задача сегодня признана государством в качестве приоритетной, что отражено в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности [2]. В Концепции отмечается, что в период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В Концепции подчеркивается, что основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Одна из базовых ценностей - патриотизм. Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [1] ставится задача совершенствования системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Несомненно, задача патриотического и духовно-нравственного воспитания является важной и для вуза. Речь идет о воспитании гражданской активности молодого поколения, о формировании убежденности в актуальности веками сложившихся духовных традиций, норм и ценностей. К инновационным формам патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи следует отнести сетевую проектную деятельность.

Организованная с использованием современных информационно-коммуникационных технологий работа над учебными и внеучебными исследовательскими проектами направлена на формирование целого спектра личностных и метапредметных результатов школьников, сформулированных в ФГОС общего образования. Это же касается и формирования общекультурных компетенций студентов. Например, следующих общекультурных

компетенций бакалавров по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение»: осознание культурных ценностей, понимание роли культуры в

жизнедеятельности человека (ОК-1); готовность к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6); готовность к самооценке, ценностному социокультурному

самоопределению и саморазвитию (ОК-7); способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15).

Одним из наиболее ярких примеров сетевой проектной деятельности является проект Летописи.ру. С 2006 года ученики, учителя, студенты из разных городов России принимают участие в наполнении гипертекстовой энциклопедии Летописи.ру (http://letopisi.ru/). Гипертекстовая энциклопедия Летописи.ру создается по инициативе корпорации Ш;е1. Проект Летописи направлен на создание учебной энциклопедии и на продвижение в Российское образование новых технологий сетевых социальных сервисов.

Автор статьи являлась координатором нескольких проектов патриотической направленности: «Мы помним» (http://goo.gl/ScbYUW), «Мы - студенты»

(http://goo.gl/CW4wXw), «В Ванкувер с пылающими сердцами» (http://goo.gl/I4RN6e), «Дню народного единства посвящается» (http://goo.gl/JCJBim). Описание этих проектов можно найти в [3].

Человек приходит к пониманию патриотизма по-разному: один - через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий - через религиозную веру, четвертый - через образование. Несомненно, важным для патриотического воспитания является сохранение памяти своих предков.

В октябре-декабре 2013 года автором статьи совместно с Е.П.Круподеровой, профессором кафедры прикладной математики и информатики НГПУ, О.А.Плотниковой, преподавателем Городецкого Губернского колледжа, и Е.Б.Смирновым, учителем истории Ильинской школы г. Ильинское-Хованское Ивановской области, был проведен общероссийский сетевой проект «Святой витязь земли русской» (http://goo.gl/UJ89F5). На примере организации исследовательской деятельности обучающихся в данном проекте продемонстрируем возможности сетевой проектной деятельности для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем.

«Солнце земли Русской...» - так назвал Александра Невского его современник митрополит Кирилл. Таковым остался он в памяти народной от лет древних до наших дней, незримо являясь в годины тяжелых испытаний. Основополагающий вопрос проекта - «Что значит быть патриотом земли русской?». Сетевой проект «Святой витязь земли русской» был посвящен 750- летию со дня смерти святого благоверного князя Александра Невского.

В Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности записано: «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Цели воспитания такого гражданина и служил сетевой проект «Святой витязь земли русской». Проект направлен на развитие у обучающихся навыков познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, умений общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, повышение уровня владения информационнокоммуникационными технологиями.

В ходе проекта участники искали ответы на такие проблемные вопросы, как: «Почему Александр Невский - имя России?», «Какие основные черты личности Александра Невского?», «В чем сущность цивилизационного выбора Руси в ХШв. и какова роль Невского в нем?», «Какое значение имели военные победы Александра Невского?», «За что Александр Невский причислен к лику святых?», «Как увековечено имя Александра Невского в разных городах?», «Почему образ Александра Невского актуален в 21 веке?», «В чем проявляется патриотизм сегодня?». Ответы на эти вопросы проекта демонстрируют гражданскую зрелость участников, их устойчивую жизненную позицию, стремление к самосовершенствованию и самореализации.

В проекте приняли участие 27 команд студентов и школьников из Нижегородской области, Санкт-Петербурга, Владимира, Москвы, Ярославля, Иркутска, республики Татарстан и др. Проект состоял из подготовительного этапа, четырех основных этапов и заключительного этапа. На каждом этапе использовались современные сетевые технологии.

На подготовительном этапе участникам предлагалось: создать страницу команды в Letopisi.ru, заполнить входную анкету; ознакомиться со стартовой презентацией; добавить информацию в совместную on-line интерактивную газету «Патриоты земли русской»; заполнить совместный документ «Кавалеры ордена Александра Невского»; выполнить рефлексию в блоге проекта.

На первом этапе участникам было необходимо выполнить визуализацию эпохи Александра Невского. Им предлагалось построить ментальные карты, причинноследственные карты, провести SWOT-анализ, создать on-line презентации, газеты и др. Второй этап проекта был посвящен Александру Невскому-полководцу. Команды строили online ленты времени «Невская битва» и «Ледовое побоище», отвечали на соответствующие проблемные вопросы. На третьем этапе, посвященном Александру Невскому-святому состоялся виртуальный геокешинг. Участникам необходимо было расшифровать QR коды, где были названы места земной памяти благоверного князя Александра Невского, и отметить их на карте Google. Многие команды на третьем этапе представили презентации, плейкасты,

публикации, слайдшоу о почитании Александра Невского как святого. Четвертый этап назывался «Александр Невский - имя России». Участникам надо было создать видеоролик «Солнце земли русской», в котором ответить на вопрос «Почему образ Александра Невского актуален в 21 веке?», а также принять участие в фото-флешмобе (сфотографироваться командой со словами, характеризующими благоверного князя). Заключительный этап проекта «Я люблю тебя, Россия» был посвящен ответу на основополагающий вопрос проекта в совместной on-line газете.

На каждом этапе проекта участникам предлагались соответствующие инструкции, оценочные материалы. В блоге проекта проводилась рефлексия. Вот отзыв руководителя команды студентов Балашовского института СГУ: «Долгий путь завершен. Сколько нового мы узнали! Сколько сервисов освоили! С какими замечательными командами познакомились! Задания были интересные, разнообразные, творческие».

Сетевой проект «Святой витязь земли русской» был представлен на Общероссийский конкурс проектов по программе Intel «Обучение для будущего» и стал победителем в номинации «Внеурочный сетевой проект».

Ежегодно кафедрой прикладной математики и информатики Нижегородского педагогического университета проводятся обучающие олимпиады по сервисам Веб 2.0 для школьников. Участники олимпиады знакомятся с технологией вики, учатся совместно редактировать карты знаний и презентации, работают с Google-картами, фото- и видеосервисами. Олимпиады проводятся на вики-сайте университета http://wiki.mininuniver.ru.

Олимпиады проводятся с целью знакомства школьников, учащихся учреждений начального и среднего специального образования с сервисами Web 2.0 через активную проектную деятельность, с целью приобщения учащихся к историческому наследию, формирования их гражданской позиции с использованием интернет-технологий, развития сетевого взаимодействия педагогов и учащихся.

В 2011 году была проведена обучающая олимпиада «В Нижний Новгород - это значит домой» (http://goo.gl/4qm80). Кроме просветительской задачи, в олимпиаде была поставлена и решена и задача привлечения будущих абитуриентов. В олимпиаде приняло участие 14 команд из школ и колледжей Нижегородской области. 12 педагогов - руководителей команд, 60 школьников и студентов колледжей.

В 2012 году олимпиада для будущих абитуриентов «Славься, Отечество наше свободное!» (http://goo.gl/L4Oqu) была посвящена году российской истории, которым объявлен 2012 год.

Олимпиада 2013 года «Поклонимся великим тем годам» (http://goo.gl/EuPo9) была посвящена 70-летию прорыва блокады Ленинграда, Сталинградской и Курской битвы. В апреле 2014 года проходит новая олимпиада, которая посвящена IT-технологиям (http://goo.gl/jxcyCT).

Обучающие олимпиады для школьников Нижегородской области являются примером проектной деятельности будущих абитуриентов, в которых формируются такие качества, как готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу, работать в команде, выполнять самооценку своей работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. — URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml

2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - М.: Просвещение, 2009. -23 с.

3. Круподерова, К.Р. Организация единого информационно-творческого образовательного пространства студентов через сетевую проектную деятельность: учебное пособие / К.Р.Круподерова, А.В.Макеева. - Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. - 68 с.

©Круподерова К.Р., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.