Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации работников образования'

Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY-ORIENTED APPROACH / ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / PROCESS OF POSTACADEMY TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезенцева О. И.

Современные тенденции развития в системе образования влекут за собой существенные изменения профессиональной деятельности педагогов, касающиеся нормативно-правовой составляющей образовательного процесса, содержания и методики обучения, средств оценивания учебных достижений обучающихся и др. Автором охарактеризована сущность компетентностно-ориентированного подхода, обеспечивающего в процессе повышения квалификации педагогов требуемый уровень профессиональной компетентности посредством формирования у слушателя устойчивой мотивации для осмысленной работы над учебной информацией в удобных для него условиях. Данный подход к организации процесса повышения квалификации педагогов будет способствовать подготовке и адаптации педагога к новым условиям профессионально-педагогической деятельности, запросам со стороны общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCY-ORIENTED APPROACH IN THE SYSTEM OF POSTACADEMY TRAINING OF TEACHERS

Modern trends in the development of the education system entail significant changes in the professional activity of teachers, relating to the regulatory and legal component of the educational process, the contents and methods of teaching, the means of assessing the achievements of students, etc. The author describes the basics of a competence-oriented approach that provides the required level of professional competence in the process of postacademy training of teachers through the formation of a steady motivation for meaningful work with the information in convenient conditions for them. This approach to the organization of the process of professional development of teachers will contribute to training and adaptation of the teacher to the new conditions of his professional activity according to the modern demands of the society and the state.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации работников образования»

УДК 377

Mezentseva O.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Pedagogy, Kuibyshev Branch of Novosibirsk State

Pedagogical University (Kuibyshev, Russia), E-mail: [email protected]

IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCY-ORIENTED APPROACH IN THE SYSTEM OF POSTACADEMY TRAINING OF TEACHERS. Modern trends in the development of the education system entail significant changes in the professional activity of teachers, relating to the regulatory and legal component of the educational process, the contents and methods of teaching, the means of assessing the achievements of students, etc. The author describes the basics of a competence-oriented approach that provides the required level of professional competence in the process of postacademy training of teachers through the formation of a steady motivation for meaningful work with the information in convenient conditions for them. This approach to the organization of the process of professional development of teachers will contribute to training and adaptation of the teacher to the new conditions of his professional activity according to the modern demands of the society and the state.

Key words: competency-oriented approach, process of postacademy training, teacher's professional competence.

О.И. Мезенцева, канд. пед. наук, зав. каф. педагогики, Куйбышевский филиал Новосибирского государственного

педагогического университета, г. Куйбышев Новосибирской области, E-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Современные тенденции развития в системе образования влекут за собой существенные изменения профессиональной деятельности педагогов, касающиеся нормативно-правовой составляющей образовательного процесса, содержания и методики обучения, средств оценивания учебных достижений обучающихся и др. Автором охарактеризована сущность компетентност-но-ориентированного подхода, обеспечивающего в процессе повышения квалификации педагогов требуемый уровень профессиональной компетентности посредством формирования у слушателя устойчивой мотивации для осмысленной работы над учебной информацией в удобных для него условиях. Данный подход к организации процесса повышения квалификации педагогов будет способствовать подготовке и адаптации педагога к новым условиям профессионально-педагогической деятельности, запросам со стороны общества и государства.

Ключевые слова: компетентностно-ориентированный подход, процесс повышения квалификации, профессиональная компетентность педагога.

Стремительное обновление научного знания и устаревание прежнего, в том числе профессионального, обуславливают необходимость постоянного повышения квалификации, «включения» педагога в процесс непрерывного образования.

Среди проблем перехода на образовательные стандарты нового поколения Т.А. Каплунович выделяет «...перевод набора ключевых компетентностей в перечень образовательных результатов; определение специфики компетентностно-ориентирован-ных учебных и внеучебных программ; фиксацию требований к образовательным технологиям и способам взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленного на развитие ключевых компетентностей. Вполне очевидно, что решение обозначенных проблем потребует серьезного научного осмысления, экспериментального моделирования профессиональной и общественной экспертизы моделей» [1, с. 88].

Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации позволит под новым углом зрения рассмотреть и решить проблему качества подготовки специалистов. Попытки решить обозначенную проблему предпринимают не только отраслевые министерства и ведомства, сами учреждения, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы, но и Министерство образования и науки РФ. В настоящее время утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (приказ Минобрнауки России от 01 июля 2013 г. № 499). Согласно приказу, программа повышения квалификации должна быть направлена на «совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для выполнения профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации» [2].

Следовательно, содержание дополнительных профессиональных программ необходимо выстраивать с учетом профессиональных стандартов, квалификационных требований соответствующих должностей, профессий и специальностей, квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимых для исполнения должностных обязанностей. В структуре программы должно быть описание перечня профессиональных компетентностей в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Кроме того, данным приказом предусматривается возможность организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе представления содержания образова-

тельной программы и построения учебных планов, а также использования различных образовательных технологий.

Следовательно, особую актуальность приобретают максимально эффективные, мобильные, быстро реагирующие на потребности образования, ориентированные не на процесс, объем, а на результат формы повышения квалификации. Подобные ком-петентностно-ориентированные формы повышения квалификации педагога предусматривают переход от практико-воспроизво-дящей деятельности к практико-преобразующей, актуализацию педагогом собственных возможностей.

Особого внимания в данном случае заслуживает, по нашему мнению, модульно-накопительный подход к организации процесса повышения квалификации, наиболее отвечающий задаче подготовки педагога к реализации индивидуального учебного плана ученика. Поэтому в качестве основных принципов компетентностно-ориентированного подхода нами выделены:

■ принцип модульности, позволяющий конструировать программы повышения квалификации из различных блоков (модулей), при этом освоение нескольких образовательных модулей в рамках различных программ краткосрочного повышения квалификации считается равноценным освоению длительной программы повышения квалификации;

■ принцип нелинейности, предполагающий возможность самостоятельного конструирования каждым педагогом индивидуального образовательного маршрута с учетом своих профессиональных затруднений, дефицитов, наиболее приемлемых для себя сроков обучения;

■ принцип вариативности, предусматривающий различную направленность программ образовательных модулей, внедрение разнообразных методов и технологий обучения, гибких организационных форм;

■ принцип соответствия содержания обучения тем изменениям, которые происходят в науке, профессионально-педагогической деятельности.

Реализация данных принципов в процессе повышения квалификации позволит удовлетворить индивидуальные образовательные запросы, преодолеть актуальные профессиональные затруднения педагогов с учетом их уровня сформирован-ности профессиональной компетентности. Так как модульность программ позволяет выстраивать индивидуальные образовательные маршруты, нацеленные на компетентностное развитие педагогов, а накопительная система дает возможность конструировать программы повышения квалификации из различных ва-

риативных блоков и постепенно переходить на более высокий уровень освоения программ [3].

Обеспечить подобный результат позволит четкая организация процесса повышения квалификации педагога с момента подачи заявки на обучение до получения удостоверения о повышении квалификации. Такая организация, по нашему мнению, заключается в особенностях базового процесса и условий его обеспечения. В контексте проводимого нами исследования, базовый процесс отражает сущностное содержание и в некотором роде алгоритм обучения педагогов, предусматривающий реализацию модульно-накопительного подхода. В качестве условий рассматриваются требования, необходимые для обеспечения эффективной реализации базового процесса [4].

Проектирование процесса повышения квалификации на основе данной модели будет способствовать достижению основной цели - обеспечению требуемого уровня профессиональной компетентности посредством формирования у слушателя устойчивой мотивации для осмысленной работы над учебной информацией в удобных для него условиях.

Для достижения данной цели обучения необходимо решить задачи по обеспечению: возможности определения им самим своих затруднений, профессиональных дефицитов; комфортного темпа учебно-познавательной деятельности слушателя; максимально возможной самостоятельности слушателя в процессе курсовой подготовки; гибкого (вариативного) содержания обучения; интеграции различных методов и форм обучения.

Подобные условия призваны минимизировать стрессовые состояния обучающихся или исключить их. Проектирование модульной программы повышения квалификации педагога предполагает обязательное включение в ее состав предметной учебной программы, объемом от 18 до 72 часов:

Библиографический список

1) инвариантный компонент дополнительной профессиональной образовательной программы, предусматривающей изучение модулей, посвященных вопросам нормативно-правового обеспечения образовательного процесса;

2) вариативный компонент дополнительной профессиональной образовательной программы, представленный набором модулей, посвященных «надпредметным» тематическим (проблемным) вопросам, программами спецкурсов, посвященных актуальным проблемам развития современного образования, психолого-педагогической теории.

По мнению О.Г. Красношлыковой, при разработке программ образовательных модулей могут быть достаточно эффективно использованы элементы технологии открытого дистанционного образования: андрагогический подход; развивающий подход, а также применение методов адаптации содержания к конкретным условиям [5].

Следовательно, при составлении индивидуального плана (индивидуального образовательного маршрута) повышения квалификации на период от 3 до 5 лет, педагог предусматривает прохождение модулей объемом от 18 до 44 часов в течение одного года.

В целом, критерием оценки эффективности рассматриваемого подхода является положительная динамика развития профессиональной компетентности педагога. Данный компетент-ностно-ориентированный подход, по нашему мнению, позволит совместить уровневую дифференциацию и коллективные способы обучения, обеспечит адаптивный характер обучения, существенную стандартизацию учебного процесса, актуализацию самоконтроля. Не вызывает сомнения и тот факт, что подобная организация повышения квалификации обеспечивает требуемый уровень развития компетентности специалистов.

1. Каплунович Т.А. Каплунович С.И. Компетентностно-ориентированная технология обучения в системе повышения квалификации педагогов. Педагогическое образование и наука. 2008; 5: 87 - 90.

2. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013г. № 499 г. Москва. Available at: http://www.rg.ru/2013/08/28/minobr-dok.html

3. Мезенцева О.И. Индивидуальная образовательная программа как условие компетентностного развития педагога в системе повышения квалификации. Мир науки, культуры, образования. 2011: 6 (31): 129 - 131.

4. Мезенцева О.И. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2014.

5. Красношлыкова О.Г. Проблемы развития профессионализма педагогов их решение в рамках муниципальной методической службы. Информатика и образование. 2007; 1: 100 - 103.

References

1. Kaplunovich T.A. Kaplunovich S.I. Kompetentnostno-orientirovannaya tehnologiya obucheniya v sisteme povysheniya kvalifikacii pedagogov. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2008; 5: 87 - 90.

2. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po dopolnitel'nym professional'nym programmam prikaz Ministerstva obrazovaniya inaukiRossijskojFederaciiot 01 iyulya 2013g. № 499 g. Moskva. Available at: http://www.rg.ru/2013/08/28/ minobr-dok.html

3. Mezenceva O.I. Individual'naya obrazovatel'naya programma kak uslovie kompetentnostnogo razvitiya pedagoga v sisteme povysheniya kvalifikacii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011: 6 (31): 129 - 131.

4. Mezenceva O.I. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya professional'noj kompetentnosti sovremennogo pedagoga. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2014.

5. Krasnoshlykova O.G. Problemy razvitiya professionalizma pedagogov ih reshenie v ramkah municipal'noj metodicheskoj sluzhby. Informatika i obrazovanie. 2007; 1: 100 - 103.

Статья поступила в редакцию 10.04.18

УДК 37.01

Munzuk T.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]

ARTISTIC AND AESTHETIC ROLE OF FOLKLORE IN THE TUVAN NATIONAL UPBRINGING. The article reveals a problem of Tuvan national upbringing, namely the role of folklore, one of the forms of spiritual culture, in the matter of education and personality formation. In the course of the research the scientific-cognitive, aesthetic and educational significance of folk are revealed. Examples of folklore genres like proverbs, sayings, riddles, fairy tales are given. The problem of preserving and developing folklore works of nationalities through the introduction and active involvement of folk in the process of improving the national education is also being solved in the research. The presented material allows concluding that in Tuvan folklore there are great opportunities for moral, labor, intellectual and aesthetic development of younger generation. The Tuvan folklore has always been a school for children and has not lost its educational value to this day.

Key words: national upbringing, ethno-pedagogy, spiritual culture, folklore, genres, traditions and customs of people.

Т.Т. Мунзук, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл,

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.