фактическими результатами в обеих группах. Таким образом, проверялась эффективность разработанных уравнений множественной регрессии. Более высокая взаимосвязь между фактическими и расчетными результатами технической подготовленности старшеклассников наблюдалась в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой. Коэффициенты корреляции между расчетными и фактическими
результатами ТП свидетельствуют о том, что рассчитанные результаты, вычисленные с помощью уравнения множественной регрессии, близки к истинным.
Заключение. Уравнения множественной регрессии позволяют прогнозировать будущий уровень результатов юношей в технической подготовленности при известных уровнях физической и интеллектуально-психологической подготовленности.
Библиографический список
1. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. - М., 2006.
2. Лубышева, Л.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры личности в общеобразовательной школе // Теория и
практика физ. культуры. - 2011. - № 5.
3. Спирин, В.К. Конверсионное проникновение элементов спортивной культуры в урок физической культуры общеобразовательной шко-
лы путем выстраивания системы педагогических воздействий, основанных на волейболе / В.К. Спирин, М.В. Вязанко, Л.И. Котельников, Е.Н. Котова, М.А. Шпартко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 2.
4. Шлемин, А.М. Опыт применения метода предписания алгоритмического типа при обучении детей и подростков гимнастическим уп-
ражнениям.- М., 1969.
5. Генов, Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. - М., 1971.
Bibliography
1. Baljsevich, V.K. Sportivnihyj vektor fizicheskogo vospitaniya v rossiyjskoyj shkole. - M., 2006.
2. Lubihsheva, L.I. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya sportivnoyj kuljturih lichnosti v obtheobrazovateljnoyj shkole // Teoriya i praktika fiz. kuljturih. - 2011. - № 5.
3. Spirin, V.K. Konversionnoe proniknovenie ehlementov sportivnoyj kuljturih v urok fizicheskoyj kuljturih obtheobrazovateljnoyj shkolih putem vihstraivaniya sistemih pedagogicheskikh vozdeyjstviyj, osnovannihkh na voleyjbole / V.K. Spirin, M.V. Vyazanko, L.I. Koteljnikov, E.N. Kotova, M.A. Shpartko // Fizicheskaya kuljtura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2011. - № 2.
4. Shlemin, A.M. Opiht primeneniya metoda predpisaniya algoritmicheskogo tipa pri obuchenii deteyj i podrostkov gimnasticheskim uprazhneniyam.-M., 1969.
5. Genov, F. Psikhologicheskie osobennosti mobilizacionnoyj gotovnosti sportsmena. - M., 1971.
Статья поступила в редакцию 11.11.11
УДК 378
Mezentseva O.I. INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM AS A CONDITION OF COMPETENCE DEVELOPMENT OF A TEACHER IN THE SYSTEM OF POSTACADEMY TRAINING. The article describes the ways of developing of the individual educational program, which helps to advance professional competence of a teacher in the modern system of postacademy training.
Key words: postacademy training, individual educational program of a teacher, long life education, professional competence, module technology.
О.И. Мезенцева, соискатель федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК УСЛОВИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье рассматриваются принципы составления индивидуальной образовательной программы педагога, способствующей развитию его профессиональной компетентности в условиях реализации современных подходов к повышению квалификации педагогов.
Ключевые слова: последипломное образование, индивидуальная образовательная программа учителя, непрерывное образование, профессиональная компетентность, модульная технология.
Современный этап развития образования в России характеризуется активизацией процессов модернизации. Общий смысл, общее направление модернизации образования остается единым - системные и органичные изменения в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, создание культуры и механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства. Подобные изменения имеют высокую значимость для педагогов как системы общего, так и профессионального образования.
Как отмечает Е.В. Андриенко, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» включает следующие стратегические направления развития: новые образовательные стандарты, развитие учительского потенциала, развитие школьной инфраструктуры, школьной среды, обновление материально-технического состояния школы, поддержка
талантливых и одаренных детей, сохранение здоровья обучающихся. При этом отмечается необходимость обновления подготовки педагогических кадров, что влечет за собой совершенствование системы повышения квалификации [1].
По мнению Л.Н. Макаровой, существующая система повышения квалификации требует значительной трансформации. Интеграция науки, образования и производства оказывает существенное влияние на последипломное образование, к основным функциям которого относятся: компенсаторная, адаптационная, корректирующая, развивающая, инновационная, интегративная. Действующая система повышения квалификации в большей степени ориентирована на первые три функции и в меньшей - на развивающую, инновационную и интегративную, которые наиболее полно отвечают цели непрерывного профессионального и общекультурного роста [2].
Примечательно, что сами педагоги оценивают подготовку в системе организованного повышения квалификации (шко-
лы педагогического мастерства, факультеты и институты повышения квалификации, теоретические и методические семинары и т.д.) ниже, чем самостоятельную работу. Объяснить это можно тем, что большинство распространенных форм повышения квалификации ориентированы на рост научного уровня, а не педагогического мастерства. Поэтому чаще всего педагоги повышают уровень своей профессиональной компетентности в процессе практической деятельности и путем самообразования.
На современном этапе развития профессиональной школы актуален переход от периодического повышения квалификации педагогов к их непрерывному образованию через создание единой системы подготовки. Подобной точки зрения придерживаются и сами педагоги. Результаты анкетирования слушателей краткосрочных курсов повышения квалификации (2011г.) показывают следующее:
• 70% респондентов высказывают предложения об организации курсов повышения квалификации не реже, чем один раз в год;
• 80% предлагают придать обучению более практикоориентированный характер.
Какие же изменения должна претерпеть система повышения квалификации?
По мнению О.Г. Красношлыковой, совершенствовать систему повышения квалификации необходимо в соответствии со следующими принципами:
• принцип диверсификации - многообразие, вариативность услуг, форм, уровней повышения профессиональной компетенции;
• принцип личностно ориентированного подхода - учет запросов, потребностей, а также индивидуального уровня развития профессиональной компетентности каждого педагога;
• принцип оптимальности форм, методов и содержания непрерывного развития профессиональной компетентности;
• принцип открытости и доступности - свобода выбора индивидуального пути совершенствования профессионализма, форм и содержания, места обучения, возможности перехода из одной образовательной системы в другую (создания открытого образовательного пространства) [3].
На основе этих принципов можно предложить следующие подходы к развитию профессиональной компетентности педагога.
Первый подход - непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога через оказание поддержки методическим объединениям, отдельным педагогам в организации и содержании деятельности на уровне учебного заведения; удовлетворение образовательных потребностей педагогов с учетом педагогического стажа, уровня сформированности профессиональной компетентности индивидуальных запросов личности педагога.
Второй подход - развитие профессиональной компетентности через курсы повышения квалификации без отрыва от производства. Данный вариант может реализовываться через различную организацию курсов.
Третий подход - удовлетворение специфических образовательных потребностей, заявок на работу с ведущими учеными через курсы (краткосрочные) с приглашением таких ученых.
Четвертый подход - реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога и основанной на блочно-модульном подходе.
Рассматривая последний подход, необходимо отметить, что внедрение подобных форм в систему повышения квалификации позволяет говорить о высокой технологичности и динамизме, которые обеспечиваются за счет содержания (наполнения) вариативных модулей, использования интерактивных методов работы со слушателями и возможности построения образовательного маршрута путем комбинации модульных курсов. Педагог сам становится конструктором дополнительной профессиональной образовательной программы, ко-
торая рассматривается в данном случае как совокупность предметных учебных программ и программ спецкурсов, выбранных педагогом в логике обозначенного направления или проблемы повышения квалификации, с указанием конкретных сроков их освоения. Не вызывает сомнения и тот факт, что подобная организация повышения квалификации обеспечивает требуемый уровень компетентности специалистов, гибкость, непрерывность, открытость и индивидуализацию процесса повышения квалификации. Подобное совершенствование содержания и технологий непрерывного образования, направленных на подготовку инновационно-ориентированной личности является первостепенной задачей в процессе развития системы последипломного образования. Так как модульность программ позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории, нацеленные на компетентностное развитие слушателей, а накопительная система дает возможность конструировать программы повышения квалификации из различных вариативных блоков и постепенно переходить на более высокий уровень освоения программ.
Как известно, в целом введение модульных технологий в процесс обучения значительно повышает степень самостоятельности обучающихся, а именно происходит интенсивное формирование содержательной самостоятельности педагога, которая выражается в умении человека организовывать свою самостоятельную работу по реализации принятого решения. В свою очередь, создание открытого образовательного пространства также призвано способствовать формированию условий для реализации педагогом возможностей непрерывного самообразования, под которым подразумевается самостоятельное конструирование образовательного маршрута с учетом своих профессиональных потребностей, дефицитов. Существенным подспорьем для педагога в сложившейся ситуации может стать разработка индивидуальной образовательной программы (ИОП), которая явится своего рода средством организации образования педагога, стержнем и вектором его собственной образовательной траектории, позволяющей педагогу выбирать оптимальные сроки для реализации образовательных подпрограмм, содержание и формы обучения.
Рассмотрим более подробно принципы составления индивидуальной образовательной программы педагога. Абсурдно считать, что педагог может научить составлять образовательную программу обучающегося, если сам этого делать не умеет. Как педагог может выполнить социальный заказ, когда не может выполнить свой? К тому же, заказ на индивидуализацию образовательной позиции должен исходить не столько от государства, сколько от самого человека, его индивидуальных представлений о самореализации. Таким образом, индивидуальная образовательная программа - это совокупность подпрограмм, которые реализуются в рамках образовательной программы. Сроки ее реализации могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от желаемого результата: аттестация или реализации подпрограмм.
Необходимо отметить, что индивидуальная образовательная программа является своего рода инструментом мониторинга профессиональных достижений, поэтому цели ее написания будут следующие:
• оценочная (реальное оценивание своих возможностей);
• развивающая по отношению к образовательной ситуации (структура программы представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога).
Таким образом, в программе педагог должен обозначить:
• цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с профессиональными стандартами, успеваемостью обучающихся, стратегическим планом развития образовательного учреждения;
• профессиональные умения, которые необходимо приобрести;
• средства для решения поставленных задач.
Практическая значимость индивидуальной образовательной программы заключается в систематизации деятельности
педагога, динамике показателей профессионального роста, стимулирующих факторах, удовлетворенности образовательными услугами и - как результат - успешной аттестации.
Этапы работы педагога, реализующего индивидуальную образовательную программу будут следующими:
• диагностика профессионального мастерства педагога;
• составление индивидуальной образовательной программы, коррекция;
• реализация индивидуальной образовательной программы;
• рефлексивный анализ реализации ИОП.
На этапе диагностики, оценки и самооценки своего профессионализма, мастерства происходит самоопределение педагога. Ему необходимо определить цели, задачи педагогической деятельности в контексте перечисленных выше нововведений в образовании и требований к современному педагогу, выделить дефициты и профициты в своей деятельности. Как правило, составление программы педагогической деятельности, умение организовать учебную деятельность способствуют формированию методической, исследовательской культуры педагога, педагогической рефлексии, мотивации к критической оценке собственной деятельности.
При проектировании индивидуальной образовательной программы педагог учитывает программу развития, единую методическую тему и годовые задачи образовательного учреждения. ИОП педагога включает в себя несколько подпрограмм, содержит инвариантную и вариативную части. В инвариантной части педагог прописывает нормативно-правовую базу, методологическую основу своей педагогической деятельности, а также предусматривает тематику курсовой подготовки, сроки и формы ее реализации. Таким образом, в качестве результата в инвариантной части индивидуальной образовательной программы определяются компетенции, которые будут развиваться. Вариативная часть ИОП должна содержать частные подпрограммы, которые направлены на решение проблем профессиональной деятельности. Вариативная часть -это своего рода региональный (муниципальный) компонент, направленный на удовлетворение образовательных потребностей и устранение выявленных затруднений в результате диагностики, а также школьный компонент, который востребован для школ, работающих в режиме развития.
Необходимым условием для реализации индивидуальной образовательной программы является открытое образовательное пространство, так как именно здесь происходит профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности, при необходимости «перепрограммирование». Рефлексивный анализ реализации индивидуаль-
Библиографический список
ной образовательной программы, представление результатов - это и продукты (разработанные материалы) и то, чему научился педагог в процессе курсовой подготовки. Рефлексивный анализ рекомендуется осуществлять раз в полугодие с целью своевременной коррекции действий. Предметом рефлексии становится деятельность педагога по реализации программы.
Сегодня в отдельных регионах уже существуют некоторые формы работы в системе повышения квалификации, позволяющие реализовывать образовательную программу педагогам. К таковым можно отнести:
• постоянно действующие семинары, а также вебинары по актуальным проблемам образования, организуемых в режиме посещения 1 - 2 раза в месяц;
• индивидуальное и тематическое консультирование педагогов;
• работа творческих групп по актуальным проблемам развития педагогической теории и практики, позволяющих учителям, ориентированным на самообразование, определить интересующую проблему и принять участие в ее разрешении;
• виртуальные методические кабинеты как формы сетевого взаимодействия пользователей ресурса, как в режиме реального, так и отложенного и т.д.
Необходимо отметить, что приведенный алгоритм составления индивидуальной образовательной программы отличается универсальностью, так как начать работу по составлению ИОП можно с любого этапа. Для обучения педагогического состава подобным новациям, а также для методического сопровождения дальнейшей работы образовательных учреждений или самих педагогов в этом направлении муниципальным информационно-методическим центрам потребуется определенное время и ресурсы. Результатом же подобной работы станет система, гибко и конструктивно реагирующая на потребности образования, а главное - педагог, который способен максимально использовать различные ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения своей образовательной программы. Педагог, который сам является заказчиком на свое образование, сам планирует содержание своего образования и сам несет ответственность за результативность своей деятельности, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности, так как в конечном итоге педагог является основным и главным субъектом, призванным решать задачи развития образования. Именно он является ресурсом повышения качества образования, поэтому формирование и развитие профессиональной компетентности педагога является непременным условием в процессе модернизации образования.
1. Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной Году учителя и 75-летию НГПУ (17-20 февр. 2010 г.) / под науч. ред. Е. В. Андриенко. - Новосибирск, 2010.
2. Макарова, Л.Н. Моделирование системы повышения квалификации преподавателей педвузов и колледжей // Педагогика. - 2004. - № 3.
3. Красношлыкова, О.Г. Профессионализм педагога в контексте развития муниципальной системы образования // Педагогика. -2006. - № 1.
Bibliography
1. Pedagogicheskiyj professionalizm v sovremennom obrazovanii: materialih VI Mezhdunarodnoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii, posvyathennoyj Godu uchitelya i 75-letiyu NGPU (17-20 fevr. 2010 g.) / pod nauch. red. E. V. Andrienko. - Novosibirsk, 2010.
2. Makarova, L.N. Modelirovanie sistemih povihsheniya kvalifikacii prepodavateleyj pedvuzov i kolledzheyj // Pedagogika. - 2004. - № 3.
3. Krasnoshlihkova, O.G. Professionalizm pedagoga v kontekste razvitiya municipaljnoyj sistemih obrazovaniya // Pedagogika. - 2006. - № 1.
Статья поступила в редакцию 11.11.11
УДК 37.026 + 372.853
Nikitina T.V. PROPAEDEUTICPHYSICS COURSE AS A MEANS OF IMPLEMENTATION OF STUDENTS' KNOWLEDGE AND SKILLS DEFERRED CORRECTION. The article justifies the necessity for knowledge and skills correction of future physics teachers during the propaedeutic course of physics. This course is offeredrecommended to students before studying general physics at university. Special attention is given to the correction of students' experimental skills.
Key words: a propaedeutic course of physics, propaedeutics, correction of knowledge and abilities, correction of experimental abilities.