4. Крюкова, Т.Л. Методология исследования и адаптация опросника диагностики совпадающего поведения // Журнал практического психолога. - 2007. - № 3.
5. Гончарова, С.С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» - метод диагностики психологического преодоления в раннем юношеском возрасте» // Журнал практического психолога. - 2006. - № 6.
6. Волкова, Е.Н. Субъектность: философско-психологический анализ. - Н. Новгород, 1997.
7. Хазова, С.А. Роль когнитивных факторов в совладании с жизненными трудностями. - М. - 2008.
Bibliography
1. Dunaeva, N.I. K opredeleniyu ponyatiya soprotivlyaemosti cheloveka negativnihm vozdeyjstviyam sredih //Vestnik Tambovskogo universiteta.
- 2010. - Vihp. 2 (82).
2. Dunaeva, N.I. Soprotivlyaemostj kak lichnostnaya sposobnostj sovremennogo cheloveka // Izvestiya Rossiyjskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. - 2011. - № 139.
3. Kartashova, L.V. Organizacionnoe povedenie. - M., 2006.
4. Kryukova, T.L. Metodologiya issledovaniya i adaptaciya oprosnika diagnostiki sovladayuthego povedeniya // Zhurnal prakticheskogo psikhologa.
- 2007. - № 3.
5. Goncharova, S.S. Oprosnik «Sposobih preodoleniya negativnihkh situaciyj» - metod diagnostiki psikhologicheskogo preodoleniya v rannem yunosheskom vozraste» // Zhurnal prakticheskogo psikhologa. - 2006. - № 6.
6. Volkova, E.N. Subjhektnostj: filosofsko-psikhologicheskiyj analiz. - N. Novgorod, 1997.
7. Khazova, S.A. Rolj kognitivnihkh faktorov v sovladanii s zhiznennihmi trudnostyami. - M. - 2008.
Статья поступила в редакцию 11.11.11
УДК 378.147
Ikonnikov F.V, Yu.S. Pautov, Kovalenko A.S. THE CONTENT AND ORGANIZATION TEACHING CONDITIONS APPLIED TO FORM PHYSICAL ABILITY OF SENIOR PUPILS DURING AN EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS AT A PHYSICAL AND MATHEMATICAL SCHOOL. The article presents a methodological approach aimed at organizing physical training process at a specific school which expands an interrelation of motive and intellectual ability of senior pupils, correlates with profile teaching, assists in forming physical and psychological ability by means of physical activities. For the first time the relationship of combined and particular impacts of physical and intellectual ability on general physical ability of senior pupils has been identifical.
Key words: general physical ability of senior pupils of a physical and mathematical school, algorithmic instruction method, regressive analysis.
А.В. Иконников, ст. преп. каф. физической культуры и спорта Рубцовского индустриального института (филиал) ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им И.И. Ползунова», г. Рубцовск, E-mail: [email protected]; Ю.С. Паутов, канд. пед. наук, д-р биол. наук, проф., заслуженный работник ВШ РФ АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул; А.С. Коваленко, ст. преп. каф. физической культуры и спорта Рубцовского индустриального института (филиал)
ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им И.И. Ползунова», г. Рубцовск, E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ
В работе представлен методический подход к организации учебного процесса физвоспитания в физико-математическом лицее, который расширяет взаимосвязи двигательных и интеллектуальных способностей школьников, соотносится с профильной направленностью обучения, способствует формированию физической, технической и психологической подготовленности посредством физкультурно-спортивной деятельности. Впервые определены зависимости совокупных и частных влияний физической и интеллектуальной подготовленности на техническую подготовленность старшеклассников.
Ключевые слова: техническая и общая подготовленность старшеклассников лицея, метод предписаний алгоритмического типа, регрессионный анализ.
С целью решения накопившихся проблем в физическом воспитании учащихся В.К. Бальсевич [1], Л.И. Лубышевой [2], методологически обосновано преимущество спортивных технологий в формировании культуры личности. Сущность преобразования содержания физической культуры в спортивную заключается в перестановке акцента с обучения физическим упражнениям на сбалансированное воздействие как на двигательную, так и на психические функции, на интеллектуальный и двигательный компоненты спортивной культуры личности школьников.
Применение спортивных технологий в школьной физической культуре определяется сформированностью интереса учащихся к уроку физической культуры, повышением развивающего и тренирующего эффекта физкультурных занятий, адаптацией организма школьников к физическим и умственным нагрузкам, воспитанием позитивного отношения к спортивной деятельности в целом [3].
В лицеях с физико-математическим профилем физическая культура представлена как важнейший базовый компонент формирования общей культуры школьников. Спортивное воспитание юношей лицея направлено на развитие двигательных способностей, закрепление мотивационно-ценностных отношений к систематическому физическому совершенствованию в организованных и самостоятельных формах (тренировки спортивных команд, секции, физкультурномассовые мероприятия), на достижение оптимального уровня физической подготовленности, освоение навыков спортивного стиля жизни.
В соответствие с целью исследования необходимо было решить следующие задач:
• разработать, экспериментально обосновать методику развития двигательных способностей, возможности использования профильных знаний старшеклассников лицея как спо-
соба стимулирования интереса к спортивной деятельности и мотивации к занятиям физической культурой;
• по результатам регрессионного анализа выявить частное и совокупное влияние двигательной и интеллектуальнопсихологической подготовленности на техническую подготовленность.
Организация и методы исследования. Задачи технической подготовки решались с помощью общеподготовительных и специальных упражнений, которые служат незаменимым средством, способствующим более активному развитию всех функциональных систем и физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости), одновременно готовят опорно-двигательный и сухожильно-связочный аппарат к специфическим нагрузкам силовой направленности.
Основным методом обучения двигательным действиям в ЭГ являлся метод предписаний алгоритмического типа [4]. Предписания алгоритмического типа предусматривают разделение учебного материала на части и обучение занимающихся этим частям в строго определенной последовательности, при этом только овладение первой серией учебных заданий дает право переходить ко второй. Порядок изучения материала определяется наличием связи между ними. При выполнении всех серий учебных заданий решались задачи физической, технической и психологической подготовки, обучения умениям управлять своими движениями и формированию двигательных навыков. Для этого на уроках физической культуры в ЭГ применялись определенные средства, направленные на активизацию познавательной деятельности. К ним относятся: моделирование двигательных действий с математическими расчетами, составление рисунков и схем векторных величин при изучении циклических и ациклических движений, написание и защита рефератов.
Так, для освоения спортивной техники в скоростно-силовых видах спорта на уроках физической культуры и тренировочных занятиях важно активизировать направленность про-
фильных (физико-математических) знаний как средства стимулирования интереса к решению двигательных задач. Для того чтобы охарактеризовать пространственные движения человека, выяснить механические причины, их вызывающие, установить закономерности движения и экспериментально оценить степень совершенства решения двигательной задачи, необходимо исходить из некоторых понятий и законов механики. Зная общие законы механики, взаимосвязи между кинематическими и динамическими характеристиками движений, школьники видят, за счет каких двигательных качеств можно улучшить результат технической подготовленности. Например, известные из курса физики 1-й, 2-й, 3-й законы Ньютона, закон изменения количества движения, закон изменения кинетической энергии, движение тела, брошенного под углом к горизонту, понятие силы инерции, силы сопротивления среды, сведения из статики и кинематики использовались как дополнительные знания к овладению двигательными упражнениями.
В нашем исследовании для выявления потенциальных возможностей старшеклассников определялся не только исходный уровень общей подготовленности и ее составляющей (ФП, ТП, ИПП), но также и рост в каждом срезе учебного процесса. В педагогическом процессе тестирование поводилось с таким расчетом, чтобы определить не только то, что уже умеет делать поступающий в лицей школьник, а то, что он может сделать в дальнейшем, выявить его способности к творческому решению двигательных задач, умению управлять своими движениями.
Оценку физической подготовленности старшеклассников определяли по результатам обязательных тестов программы дисциплины «Физическая культура»: бег на 30 м с хода и с низкого старта, с.; бег на 2000 м, с.; прыжок в длину с места, см; прыжок вверх с места, см; подтягивание из положения «вис»; наклоны туловища вперед, гибкость, см; челночный бег (5x10 м), с.
Таблица 1
Темпы роста общей и отдельных видов подготовленности школьников за два года обучения в лицее
Виды Темпы роста
подг. Группа А1 Т1 А2 Т2 Аэ Т3 Т Р
% % % %
ФП КГ 6,5 9,2 5,0 6,6 5,8 7,2 22,8 <0,01
ЭГ 10,2 13,6 7,5 8,9 10,8 11,6 33,9
ТП КГ 3,4 6,4 2,7 4,7 3,5 5,9 17,0 <0,01
ЭГ 8,4 14,7 4,1 6,5 7,8 11,3 32,2
ИПП КГ 1,7 9,1 0,4 2,1 1,4 6,9 18,1 <0,01
ЭГ 1,8 9,1 1,4 6,5 3,4 14,3 29,7
ОП КГ 11,5 8,1 8,1 5,3 11,2 6,9 20,3 <0,01
ЭГ 21,1 13,9 12,2 7,3 22,1 11,9 32,6
Примечание: “1, “2, “3 - приросты показателей в баллах через 8, 12 и 19 месяцев соответственно, Т1, Т2, Т3 - темпы роста показателей через 8, 12 и 19 месяцев соответственно, Т - темпы роста показателей за два года,
Р -различия в приростах.
Оценку технической подготовленности осуществляли по результатам контрольных упражнений и соревновательной деятельности: прыжки в высоту с разбега, см; прыжки в длину с разбега, см; бег 100 м с низкого старта, с.; метание гранаты, м; жим штанги лежа и приседание со штангой на плечах, кг. Интеллектуально-психологическая подготовленность определялась по результатам психологических тестов [5].
Результаты исследования и их обсуждение. В теории и методике физической культуры и спорта существенное значение имеют оценки интегральных показателей отдельных видов подготовленности. Темпы роста всех показателей за два года представлены в таблице 1.
Результаты физической подготовленности старшеклассников свидетельствуют о значительном ее приросте в опыт-
ных группах. Различие приростов физической подготовленности между ЭГ и КГ достоверно (р < 0,01). Темпы роста ФП за исследуемый период в ЭГ выше, чем в КГ (33,9% против 22,8% соответственно).
Изменение интегральных показателей технической подготовленности школьников показало существенное их улучшение в исследуемых группах. Различие приростов технической подготовленности по результатам исследования между ЭГ и КГ достоверно (р < 0,01). Темпы роста ТП за исследуемый период в ЭГ выше, чем в КГ (32,2% против 17,0% соответственно). Следовательно, за два года обучения наблюдалось улучшение технической подготовленности старшеклассников в обеих группах, однако, в ЭГ оно носило более выраженный характер.
Изменение интегральных показателей интеллектуальной подготовленности школьников свидетельствует о достоверном их приросте в обеих группах. Различие приростов интеллектуальной подготовленности между ЭГ и КГ существенно (р < 0,01). Показатели интеллектуально-психологической подготовленности за два года возросли на 29,7% в ЭГ и 18,1% в КГ.
Результаты исследования, представленные в табл.1, свидетельствуют о достоверном улучшении показателей, как отдельных видов подготовленности, так и общей подготовленности. Различие результатов между сравниваемыми группами показало более качественную подготовку по данным показателям в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (р < 0,01). Темпы роста общей подготовленности школьников ЭГ более чем в полтора раза превышают показатели КГ (32,6% против 20,3%).
Состояние развития технической подготовленности старшеклассников за два года обучения в лицее зависело от совокупного и частного влияния физической и интеллектуально-психологической подготовленности. Причем, доля влияния физической подготовленности в экспериментальной и контрольной группах значительней доли влияния интеллектуально-психологической подготовленности, что подтверждается результатами множественного регрессионного анализа (рис. 1).
В результате множественного регрессионного анализа были рассчитаны уравнения регрессии для выявления взаимосвязи интегрального показателя каждого вида (физической и интеллектуально-психологической подготовленности) с показателем технической подготовленности старшеклассников опытных групп (таблица 2).
КГ 10 класс осень ЭГ 10 класс осень КГ 11 класс весна
ЭГ 11 класс весна
Рис. 1. Влияние физической и интеллектуально-психологической подготовленности старшеклассников физико-математического лицея на их техническую подготовленность
Примечание:
физическая подготовленность,
интеллектуальная подготовленность,
неучтенные факторы.
Доля влияния интеллектуально-психологической подготовленности на техническую подготовленность по двум срезам в начале и конце эксперимента:
в ЭГ - 9,1%, 27,9%; в КГ - 6,7%, 13,5%.
Данные свидетельствуют о существенном совокупном влиянии физической и интеллектуально-психологической подготовленности на результат технической подготовленности за два года обучения в лицее по двум срезам:
в ЭГ - 56,7%, 80%; в КГ - 51,1%, 59%.
Расчетная оценка уровня технической подготовленности школьников осуществлялась путем решения уравнения множественной регрессии. Были рассчитаны среднегрупповые результаты. Например, в конце 11 класса у старшеклассников ЭГ среднегрупповой показатель ФП - 98,42 балла, ИП - 25,52 балла. Подставляя эти показатели в уравнение регрессии для учащихся данной группы, получаем:
X, = - 14,32 + 0,52398,42 + 1,411 25,52 =73,16 балла.
Таблица 2
Результаты множественного регрессионного анализа показателей двигательных и интеллектуальных способностей
школьников в конце 11 класса
Уравнение регрессии Частные коэф- фициенты Коэффициенты корреляции и детерминации
В2 В3 R1,2,3 Р ^,2,3 d1,2,3 d1,3,2 г Р
КГ Х1=-16,24+0,81 Х2+0,42Х3±1,45 0,60 0,21 0,77 <0,01 0,59 0,45 0,13 0,58 <0,05
ЭГ Х1=-14,32+0,52Х2+1,41 Х3±1,64 0,61 0,36 0,89 <0,01 0,80 0,52 0,28 0,99 <0,01
Примечание: Х1 - техническая подготовленность, Х2 - физическая подготовленность, Х3 - интеллектуально-психологическая подготовленность; R123 - множественный коэффициент корреляции; г - коэффициент взаимосвязи фактических и расчетных данных (Р - его достоверность), D12 3 - множественный коэффициент детерминации; d12 3 и d13 2 - частные коэффициенты детерминации.
Фактический среднегрупповой результат в ТП - 73,15 близок к расчетному (в пределах стандартной ошибки уравнения регрессии ± 1,64). Величина частного коэффициента регрессии Ь2 = 0,523 показывает, что результат в ТП занимающихся увеличится в среднем на 0,52 балла, если уровень ФП увеличится на 1 балл, а ИП останется без изменения. Величина частного коэффициента регрессии Ь3 = 1,411 свидетельствует о том, что уровень ТП возрастает в среднем на 1,41 балла,
если уровень ИП возрастает на 1 балл, а уровень ФП остается без изменения.
Значения интегральных показателей отдельных сторон подготовленности (ФП и ИПП) подставлялись в уравнения множественной регрессии, рассчитанные для каждой группы старшеклассников, и вычислялся предполагаемый уровень технической подготовленности каждого школьника. Вычисленные значения ТП подвергались парной линейной корреляции с его
фактическими результатами в обеих группах. Таким образом, проверялась эффективность разработанных уравнений множественной регрессии. Более высокая взаимосвязь между фактическими и расчетными результатами технической подготовленности старшеклассников наблюдалась в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой. Коэффициенты корреляции между расчетными и фактическими
результатами ТП свидетельствуют о том, что рассчитанные результаты, вычисленные с помощью уравнения множественной регрессии, близки к истинным.
Заключение. Уравнения множественной регрессии позволяют прогнозировать будущий уровень результатов юношей в технической подготовленности при известных уровнях физической и интеллектуально-психологической подготовленности.
Библиографический список
1. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. - М., 2006.
2. Лубышева, Л.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры личности в общеобразовательной школе // Теория и
практика физ. культуры. - 2011. - № 5.
3. Спирин, В.К. Конверсионное проникновение элементов спортивной культуры в урок физической культуры общеобразовательной шко-
лы путем выстраивания системы педагогических воздействий, основанных на волейболе / В.К. Спирин, М.В. Вязанко, Л.И. Котельников, Е.Н. Котова, М.А. Шпартко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 2.
4. Шлемин, А.М. Опыт применения метода предписания алгоритмического типа при обучении детей и подростков гимнастическим уп-
ражнениям.- М., 1969.
5. Генов, Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. - М., 1971.
Bibliography
1. Baljsevich, V.K. Sportivnihyj vektor fizicheskogo vospitaniya v rossiyjskoyj shkole. - M., 2006.
2. Lubihsheva, L.I. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya sportivnoyj kuljturih lichnosti v obtheobrazovateljnoyj shkole // Teoriya i praktika fiz. kuljturih. - 2011. - № 5.
3. Spirin, V.K. Konversionnoe proniknovenie ehlementov sportivnoyj kuljturih v urok fizicheskoyj kuljturih obtheobrazovateljnoyj shkolih putem vihstraivaniya sistemih pedagogicheskikh vozdeyjstviyj, osnovannihkh na voleyjbole / V.K. Spirin, M.V. Vyazanko, L.I. Koteljnikov, E.N. Kotova, M.A. Shpartko // Fizicheskaya kuljtura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2011. - № 2.
4. Shlemin, A.M. Opiht primeneniya metoda predpisaniya algoritmicheskogo tipa pri obuchenii deteyj i podrostkov gimnasticheskim uprazhneniyam.-M., 1969.
5. Genov, F. Psikhologicheskie osobennosti mobilizacionnoyj gotovnosti sportsmena. - M., 1971.
Статья поступила в редакцию 11.11.11
УДК 378
Mezentseva O.I. INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM AS A CONDITION OF COMPETENCE DEVELOPMENT OF A TEACHER IN THE SYSTEM OF POSTACADEMY TRAINING. The article describes the ways of developing of the individual educational program, which helps to advance professional competence of a teacher in the modern system of postacademy training.
Key words: postacademy training, individual educational program of a teacher, long life education, professional competence, module technology.
О.И. Мезенцева, соискатель федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК УСЛОВИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье рассматриваются принципы составления индивидуальной образовательной программы педагога, способствующей развитию его профессиональной компетентности в условиях реализации современных подходов к повышению квалификации педагогов.
Ключевые слова: последипломное образование, индивидуальная образовательная программа учителя, непрерывное образование, профессиональная компетентность, модульная технология.
Современный этап развития образования в России характеризуется активизацией процессов модернизации. Общий смысл, общее направление модернизации образования остается единым - системные и органичные изменения в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, создание культуры и механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства. Подобные изменения имеют высокую значимость для педагогов как системы общего, так и профессионального образования.
Как отмечает Е.В. Андриенко, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» включает следующие стратегические направления развития: новые образовательные стандарты, развитие учительского потенциала, развитие школьной инфраструктуры, школьной среды, обновление материально-технического состояния школы, поддержка
талантливых и одаренных детей, сохранение здоровья обучающихся. При этом отмечается необходимость обновления подготовки педагогических кадров, что влечет за собой совершенствование системы повышения квалификации [1].
По мнению Л.Н. Макаровой, существующая система повышения квалификации требует значительной трансформации. Интеграция науки, образования и производства оказывает существенное влияние на последипломное образование, к основным функциям которого относятся: компенсаторная, адаптационная, корректирующая, развивающая, инновационная, интегративная. Действующая система повышения квалификации в большей степени ориентирована на первые три функции и в меньшей - на развивающую, инновационную и интегративную, которые наиболее полно отвечают цели непрерывного профессионального и общекультурного роста [2].
Примечательно, что сами педагоги оценивают подготовку в системе организованного повышения квалификации (шко-