Научная статья на тему 'Некоторые аспекты исследования проблемы формирования у студентов деловой культуры международного общения средствами Интернет-коммуникации'

Некоторые аспекты исследования проблемы формирования у студентов деловой культуры международного общения средствами Интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / HIGHER EDUCATION / BUSINESS CULTURE / INTERNATIONAL COMMUNICATION / INTERNET-COMMUNICATION TOOLS / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокрецова Л. А., Бойко Е. Н.

Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических основ формирования у студентов деловой культуры международного общения средствами Интернет-коммуникации. В статье рассматривается технология, позволяющая перевести неформальное общение студентов в квазипрофессиональное общение средствами Интернет-коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокрецова Л. А., Бойко Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES IN STUDENTS'' FORMATION OF BUSINESS CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION THROUGH INTERNET-COMMUNICATION TOOLS

The article is dedicated to the study of theoretical and practical basis of students’ formation of business culture of international communication through Internet-communication tools. The article considers the technology which allows students’ communication to be transformed from informal into quasiproffesional.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты исследования проблемы формирования у студентов деловой культуры международного общения средствами Интернет-коммуникации»

Bibliography

1. Ovchinnikova, N.P. Ideya patriotizma i Otechestva v istorii russkoyj pedagogiki // Pedagogika. - 2007. - № 1.

2. Koncepciya patrioticheskogo vospitaniya molodezhi v Obtherossiyjskoyj obthestvenno-gosudarstvennoyj organizacii «Dobrovoljnoe obthestvo sodeyjstviya armii, aviacii i flotu Rossii na period do 2020 goda ot 18 iyunya 2010. - № 23.

3. Rihzhkin, Yu.E. Voenno-patrioticheskoe vospitanie: metodich. posobie. - Spb., 1999.

4. Kholoimov, A.Yu. Zdorovje cheloveka v gorodskikh usloviyakh: problemih i metodih ikh preodoleniya // Zdorovje naseleniya - osnova procvetaniya

Rossii: materialih IV Vserossiyjskoyj nauchno-praktich. konf. s mezhdunarodnihm uchastiem. - Anapa, 2010.

5. Vasiljkov, A.A. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya: uchebnik. - Rostov-na-Donu, 2008.

6. Cakoev, A.A. Formirovanie sportivnoyj kuljturih lichnosti studentov // Mir nauki, kuljturih obrazovaniya. - 2013. - № 4(41).

Статья поступила в редакцию 05.09.13

УДК 378

Mokretsova L.A, Boyko E.N. ISSUES IN STUDENTS' FORMATION OF BUSINESS CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION THROUGH INTERNET-COMMUNICATION TOOLS. The article is dedicated to the study of theoretical and practical basis of students' formation of business culture of international communication through Internet-communication tools. The article considers the technology which allows students' communication to be transformed from informal into quasiproffesional.

Key words: higher education, business culture, international communication, Internet-communication tools, technology.

Л.А. Мокрецова, проф. каф. педагогики Алтайской гос. академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]; Е.Н. Бойко, ст. преп. Сибирского института управления -филиала Российской академии народного хозяйства и гос. службы при Президенте Российской Федерации, г. Новосибирск, соискатель Алтайской гос. академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ ДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических основ формирования у студентов деловой культуры международного общения средствами Интернет-коммуникации. В статье рассматривается технология, позволяющая перевести неформальное общение студентов в квазипрофессиональное общение средствами Интернет-коммуникации.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, деловая культура, международное общение, Интернет-коммуникация, технология.

Модернизация системы высшего профессионального образования является главным стратегическим ориентиром образовательной политики современной России, в рамках которой осуществляется переход на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), где наряду с формированием профессиональной компетентности у студентов большая роль отводится освоению множества различных культур: информационной, художественной, религиозной, речевой, в том числе деловой культуры международного общения. Это обусловлено современными социокультурными условиями развития общества: процессами глобализации, культурной интеграции и информатизации, способствующей реализации потребности передачи больших объемов разнообразной информации и сверхбыстрой коммуникации представителей разных стран. Таким образом, актуальность исследования формирования у студентов деловой культуры международного общения средствами Интернет-коммуникации определяется социальным заказом общества на подготовку будущего специалиста, который должен владеть такими общекультурными компетенциями, как: способность к эффективному деловому общению, способность к иноязычной речевой деятельности, электронным коммуникациям; способность применять для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; владение культурой делового общения в сфере коммуникации, знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и культурном развитии; способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества.

Необходимо отметить, что в настоящее время Интернет-коммуникации развиваются достаточно стремительно и являются вполне доступными для поколения молодых людей, кото-

рые уже имеют определенный запас знаний и умений в данной области, являясь постоянными пользователями таких социальных сетей как Facebook, Twitter, LiveJournal. При этом педагогический потенциал Интернет-коммуникации для личностного и профессионального становления студентов, а также для расширения круга их профессиональных контактов используется не в полной мере.

К настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки для научного обоснования и разработки технологии формирования у студентов деловой культуры международного общения средствами Интернет-коммуникации. Так, вопросы деловой культуры обсуждались и продолжают обсуждаться в исследованиях Ф.А. Кузина [1], Л.В. Торопова [2] и др. Некоторые аспекты международного общения как межнационального общения нашли отражение в работах В.И. Матиса [3] и др. В рамках международного общения выделяются социально-психологические механизмы (адаптации, идентификации, рефлексии), отражение которых нашло в работах А.М. Новикова [4] и др. Вопросы информатизации образования высшей школы рассмотрены в исследованиях С.Г. Григорьева, В.В. Гринш-куна [5], И.В. Роберт [6] и др. Различные аспекты Интернет-коммуникации в образовательном процессе высшей школы нашли отражение в работах Е.И. Горошко [7] и др.

В результате анализа основных категорий «культура», «деловая культура», «общение», «международное общения» и изучения ФГОС ВПО деловая культура международного общения студентов раскрывается нами как владение системой знаний и осознание совокупности культурных норм, правил и ценностей деловой культуры в процессе международного обмена информацией с целью извлечения специфических знаний в квазипро-фессиональном международном общении студентов.

05814071

Деловая культура международного общения у студентов средствами Интернет-комуникации имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить: 1) устремленность к познанию, развитию, образованности, активной деятельной жизни как ценностям, значимым для международного общения; 2) соблюдение единых норм и правил этики и делового этикета всеми участниками международного делового общения; 3) контроль за соблюдением деловой культуры со стороны преподавателя (отсутствие трансформации письменной коммуникации: сокращения, акронимы, графические символы и др.); 4) частичное использование профессиональной терминологии в процессе ква-зипрофессионального международного общения; 5) установление идентичности в сети Интернет для лучшего восприятия участников процесса общения и преодоления языкового барьера.

Опытно-экспериментальная работа по изучению формирования у студентов деловой культуры международного общения средствами Интернет-коммуникации проводилась в период с 2011 по 2013 годы на базе Сибирского института управления -филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г.Но-восибирск). Всего в исследовании приняли участие 1б0 студентов первого курса факультета государственного и муниципального управления, преподаватели дисциплин «Иностранный язык», «Культура речи», «Информатика» и партнеры зарубежных вузов: Висконсинский университет (США), Школа коммуникации Вашингтонского университета (США).

Изучение исходного уровня сформированности у студентов деловой культуры международного общения (констатирующий этап эксперимента) показало, что экспериментальная и контрольная группы имеют схожие начальные параметры по таким критериям, как аксиологический, когнитивный, нормативно-поведенческий и коммуникативный. На формирующем этапе эксперимента осуществлялось внедрение технологии формирования у студентов деловой культуры международного общения средствами Интернет-коммуникации, которая состояла из нескольких этапов.

Подготовительный этап. На данном этапе использовались интерактивные методы (сюжетно-ролевые и деловые игры, работа в малых группах сотрудничества, кейс-стади, «мозговой штурм», «круглый стол», проектные методы), необходимые для включения студентов в Интернет-коммуникацию. На подготовительном этапе основным социально-психологическим механизмом выступала адаптация, которая играла важную роль в успешном погружении студентов в квазипрофессиональную деятельность.

Организационно-исполнительский этап - это квазипрофес-сиональное международное общение студентов, осуществляемое средствами Интернет-коммуникации (чат, форум, блог, скайп, электронная почта, интернет-конференция). На данном этапе использовался механизм идентификации, включающий принятие международных правил, норм, принципов общения, общечеловеческих ценностей.

Рефлексивно-обобщающий этап включал работу с электронным языковым портфолио студентов как результатом международного общения средствами Интернет-коммуникации, где

Библиографический список

особое значение придавалось внутренней самооценке студентов, которая осуществлялась с помощью механизма рефлексии.

Для проверки эффективности технологии формирования у студентов деловой культуры международного общения средствами Интернет-коммуникации был проведен контрольный эксперимент. Эффективность представленной технологии определялась с помощью выделенных критериев: аксиологического (показатель: ценности личности), когнитивного (показатель: знания о профессиональных этических принципах и нормах общения в стране партнера), нормативно-поведенческого (показатель: применение норм и правил поведения в ситуациях делового общения), коммуникативного (показатель: умения и навыки квази-профессионального международного общения студентов средствами Интернет-коммуникации).

В процессе опытно-экспериментальной работы были использованы следующие методы: опрос, анкетирование, тестирование (тест «Ценностные ориентации» М. Рокича), наблюдение в процессе квазипрофессионального международного общения, экспертная оценка, что обеспечило надежность полученных экспериментальных данных.

Значительное различие в результатах, полученных в экспериментальной и контрольной группах наблюдались по следующим показателям:

1) ценности личности по показателям терминальных («активная деятельная жизнь» - +8,45% в ЭГ, +3,75% в КГ; «познание» - +12,25% в ЭГ, +3,75% в КГ) и инструментальных («воспитанность» - 16,25% в ЭГ, +1% в КГ, «образованность» - +7,5% в ЭГ, +1,25% в КГ) ценностей;

2) знания о профессиональных этических принципах и нормах общения в стране партнера (переход студентов в ЭГ на высокий уровень +20% и студентов в КГ +10%);

3) применение норм и правил поведения в ситуациях делового общения (переход студентов в ЭГ на высокий уровень +45% и студентов в КГ +35%);

4) умения и навыки квазипрофессионального международного общения студентов средствами Интернет-коммуникации (переход студентов в ЭГ на высокий уровень +40% и студентов в КГ +10%).

Рефлексивный критерий деловой культуры международного общения студентов средствами Интернет-коммуникации оценивался с помощью анализа эссе, представленного в электронном языковом портфолио, который описывался на личной страничке в социальной сети Facebook и содержал всю информацию относительно установления взаимодействия с зарубежными партнерами, участия в международных видеоконференциях и др.

Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что использование в образовательном процессе высшей школы авторской технологии стимулирует студентов к активному ква-зипрофессиональному международному общению средствами Интернет-коммуникации, способствует формированию ценностей личности, знаний о профессиональных этических принципах и нормах общения в стране партнера, нормах и правилах поведения в ситуациях делового общения, умений и навыков квазипрофессионального международного общения средствами Интернет-коммуникации.

1. Кузин, Ф.А. Культура делового общения. - М., 1996.

2. Торопов, Л.В. Педагогические основы воспитания деловой культуры старшеклассников в учебном процессе общеобразовательной школы: автореф. дис. ... доктора пед. наук. - Челябинск, 2000.

3. Матис, В.И. Категоризация и интерпретации культуры межнационального общения // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск. - 2005. - № 3.

4. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М., 2013.

5. Григорьев, С.Г. Информатизация образования должна стать отдельным направлением подготовки педагогов / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - № 12. - Сер. Информатика и информатизация образования.

6. Роберт, И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования // Педагогика. - 2012. - № 9.

7. Горошко, Е.И. Современная интернет-коммуникация: структура и основные параметры // Интернет-коммуникация как новая формация: коллективная монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. - М., 2012.

Bibliography

1. Kuzin, F.A. Kuljtura delovogo obtheniya. - M., 1996.

2. Toropov, L.V. Pedagogicheskie osnovih vospitaniya delovoyj kuljturih starsheklassnikov v uchebnom processe obtheobrazovateljnoyj shkolih: avtoref. dis. ... doktora ped. nauk. - Chelyabinsk, 2000.

3. Matis, V.I. Kategorizaciya i interpretacii kuljturih mezhnacionaljnogo obtheniya // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - Novosibirsk. - 2005. - № 3.

4. Novikov, A.M. Pedagogika: slovarj sistemih osnovnihkh ponyatiyj. - M., 2013.

5. Grigorjev, S.G. Informatizaciya obrazovaniya dolzhna statj otdeljnihm napravleniem podgotovki pedagogov / S.G. Grigorjev, V.V. Grinshkun // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. - 2008. - № 12. - Ser. Informatika i informatizaciya obrazovaniya.

6. Robert, I.V. Razvitie didaktiki v usloviyakh informatizacii obrazovaniya // Pedagogika. - 2012. - № 9.

7. Goroshko, E.I. Sovremennaya internet-kommunikaciya: struktura i osnovnihe parametrih // Internet-kommunikaciya kak novaya formaciya: kollektivnaya monografiya / nauch. red. T.N. Kolokoljceva, O.V. Lutovinova. - M., 2012.

Статья поступила в редакцию 05.09.13

УДК378.126

Shvets N.A. AN ANALYSIS OF RESEARCH PUBLICATIONS IN MOST-CITED FOREIGN JOURNALS AS THE BEGINNING OF AN INTERNATIONAL AUTHOR'S CAREER OF HIGH SCHOOL LECTURES. The article dwells on the importance of the analysis of research publications in international journals as a necessary preliminary work for the making the international author's career of high school lecturers. The indicators for the analysis and some general requirements of foreign journals are presented. Their strict compliance can increase the chances of successful publication in top-rated foreign journals as well as represent the Russian science at the international level.

Key words: international author's career, foreign most-cited journals, research publications.

Н.А. Швец, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПУБЛИКАЦИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ ВЫСОКОРЕЙТИНГОВЫХ ЖУРНАЛАХ КАК НАЧАЛО МЕЖДУНАРОДНОЙ АВТОРСКОЙ КАРЬЕРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

В статье обозначена значимость проведения анализа научно-исследовательских публикаций в зарубежных журналах как необходимой предварительной работы для формирования международной авторской карьеры преподавателей вуза. Приведены показатели для анализа и некоторые общие требования зарубежных журналов, учет которых может повысить шансы успешного опубликования в высокорейтинговых зарубежных журналах и достойно представить российскую науку на международном уровне.

Ключевые слова: международная авторская карьера, зарубежные высокорейтинговые журналы, научно-исследовательские публикации.

В Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года обозначены общемировые тенденции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в высшем профессиональном образовании. Широкое тиражирование получила так называемая модель глобального научно-исследовательского университета, в рамках которой университеты становятся активными игроками не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании через инновационную деятельность [1]. Принципиальными особенностями этой модели кроме прочих являются:реальное включение большинства преподавателей в научно-исследовательскую и инновационную деятельность;превращение университетов в центры коммуникации бизнеса, общества, государства по вопросам научного и технологического прогнозирования, обмена передовыми знаниями, решения глобальных проблем;интернационализация научной деятельности и подключение к передовой науке в рамках междисциплинарного научно-технического сотрудничества, выражающиеся в формировании интернациональных исследовательских коллективов, проведении стажировок в зарубежных научных и международных центрах, публикации результатов научных исследований в ведущих зарубежных журналах.

На наш взгляд, международный опыт, как и опыт ведущих российских исследовательских университетов, позволяет обозначить возможные действия российских вузов по развитию научноисследовательской и инновационной деятельности в системе управления и кадровой политики, в частности усовершенствовать подготовку вузовских управленческих команд. Это предполагает освоение ими практики организации современной научно-исследовательской и инновационной деятельности, в том числе, техническое, организационное сопровождение и продвижение результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности на международном уровне, мониторинг международной авторской карьеры преподавателей и научных сотрудников.

Достаточно новым является понятие «персональной авторской карьеры». Однако некоторые фонды уже представляют программы повышения квалификации научных и научно-педагогических работников в сфере информационных технологий, включающих анализ персональной научной результативности; оценку показателей публикационной активности; формирование и мониторинг персональной авторской карьеры [2].

Мы рассматриваем понятие международной авторской карьеры как критерий и результат профессиональной и научноисследовательской компетентности преподавателя. В.П. Шес-так выделяет в структуре научно-исследовательской компетентности две группы компетенций - общие интеллектуальные и исследовательские. Согласно автору, исследовательские компетенции включают: умение работать с научной литературой, искать, оценивать и хранить научные данные, критически оценивать полученную информацию; способность формулировать проблемы и научные гипотезы, аргументировать свою позицию, участвовать в научной дискуссии; умение создавать научные тексты (составлять планы, писать аннотации, рефераты, тезисы, оглавления, конспекты, доклады, статьи и отчеты); навыки организации и проведения научного эксперимента. Таким образом, исследовательские компетенции связаны со всеми этапами научно-исследовательской деятельности, начать которую полагается с анализа существующей научной проблемы.

При подготовке статьи в зарубежный журнал по результатам исследовательской деятельности преподавателя или научного коллектива должна быть проведена большая подготовительная работа, очень похожая на отдельное исследование. Для того чтобы привести данные исследовательской деятельности в соответствие с требованиями конкретного журнала и тем самым повысить шансы успешного опубликования в высокорейтинговых зарубежных журналах, мы предлагаем начать данную работу с анализанаучных публикаций конкретного журнала.

Когда редактор определенного журнала получает рукопись, она должна выглядеть так же, как все уже напечатанные статьи в этом журнале. Поэтому первое, что нужно сделать автору, имеющему желание опубликоваться в зарубежном журнале -это проанализировать содержание статей конкретного журнала за последний год. Если журнал выходит ежемесячно, достаточным является анализ статей за последние четыре месяца.

На первом этапе при анализе содержания статей зарубежных журналов нужно задать и ответить на несколько вопросов:

1. Чему уделено основное внимание журнала? Какова доля теоретических статей в журнале по отношению к практическим? Тот же самый вопрос относится к среднему количеству графиков и таблиц в статьях.

2. Представляют ли статьи в журнале в основном качественный или количественный материал? Другими словами, в представленных статьях в основном обсуждаются теоретические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.