Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода при подготовке бакалавров в ходе освоения дисциплины «Деловые коммуникации»'

Реализация компетентностного подхода при подготовке бакалавров в ходе освоения дисциплины «Деловые коммуникации» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьева Ю.В.

Цель статьи распространение положительного опыта реализации компетентностного подхода при подготовке бакалавров по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». Автором показана практическая реализация линейного подхода к оценке качества сформированности компетенций по учебной дисциплине «Деловые коммуникации». Результаты работы могут быть использованы вузами при разработке фонда оценочных средств по дисциплине «Деловые коммуникации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дементьева Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода при подготовке бакалавров в ходе освоения дисциплины «Деловые коммуникации»»

4. Международный семинар по вопросам инноваций и реформированию инженерного образования «Всемирная инициатива CDЮ»: Материалы для участников семинара / Под ред. Н.М. Золотаревой и А.Ю. Умарова. - М.: Изд. Дом МИСиС, 2011. - 60 с.

5. Бутакова С.М., Братухина Н.А., Арасланова М.Н. и др. Проектирование образовательного процесса по математике в контексте стандартов CDЮ // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-7. - С. 1497-1503.

6. Зыкова Т.В., Сидорова Т.В., Шершнева В.А. и др. Опыт использования веб-ориентированной среды MOODLE в обучении математике студентов инженерного вуза на основе полипарадигмального подхода // Информатика и образование. - 2013. - № 5 (244). - С. 37-40.

7. Вайнштейн Ю.В., Сафонов К.В., Шершнева В.А. Идеология CDЮ в обучении математике // Высшее образование в России. - 2016. - № 2. -С. 75-82.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»

© Дементьева Ю.В.*

Гжельский государственный университет, Московская область, п. Электроизолятор

Цель статьи - распространение положительного опыта реализации компетентностного подхода при подготовке бакалавров по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». Автором показана практическая реализация линейного подхода к оценке качества сформированном^ компетенций по учебной дисциплине «Деловые коммуникации». Результаты работы могут быть использованы вузами при разработке фонда оценочных средств по дисциплине «Деловые коммуникации».

Ключевые слова федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, фонд оценочных средств, компетенции.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) определили требования к результатам освоения

* Доцент кафедры Психологии и педагогики, заведующий отделом дистанционного обучения, кандидат педагогических наук.

программ бакалавриата, магистратуры в виде сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, что явилось значимым шагом в подготовке современного выпускника вуза как квалифицированного специалиста, способного и готового качественно, своевременно и в полном объеме решать профессиональные задачи.

Соответственно, вузы в условиях реализации ФГОС ВО разрабатывают и внедряют новые подходы к организации и проведению учебного процесса, в основе которых компетентностный подход. Вузы в том числе занимаются вопросами актуализации:

- учебных планов соответствующих направлений подготовки;

- рабочих программ дисциплин;

- учебно-методическое обеспечение;

- фонда оценочных средств (ФОС) для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям).

Эти процессы и определили актуальность данной темы.

В набор необходимых требований к результатам освоения программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», изложенных в пятой части соответствующего ФГОС ВО, входит перечень общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций с учетом направленности программы на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности. Бакалавр по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- организационно-управленческая;

- информационно-методическая;

- коммуникативная;

- проектная;

- вспомогательно-технологическая (исполнительская);

- организационно-регулирующая [1].

Бакалавр по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» в числе других видов деятельности готовится и к коммуникативному виду деятельности, и среди выдвигаемых рассматриваемым ФГОС компетенций есть - способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК - 4) [1].

Предлагаемый нами подход к оценке качества сформированности компетенций - линейный - т.е. оценка сформированности компетенций проходит в рамках одной дисциплины («Деловые коммуникации»).

Для оценки качества готовности и способности публично выступать публично (ОПК - 4) мы выделяем следующие уровни сформированности данной компетенции:

- первый уровень - низкий (репродуктивный) - знание фактического материала, воспроизведение теоретических фактов, определений, правил и требований публичного выступления) - оценка «удовлетворительно»;

- второй уровень - средний (реконструктивный) - составление плана речи по образцу, умение сформулировать цель выступления, составить план речи по образцу - оценка «хорошо»;

- третий уровень - высокий (творческий) - подготовка информационного выступления на заданную тему, уверенное выступление на учебном (семинарском) занятии (возможно, на студенческой конференции) перед аудиторией - группой однокурсников - демонстрация приемов удержания внимания аудитории на протяжении всего выступления - оценка «отлично».

Для проверки сформированности ОПК - 4 первого уровня возможно использование контрольного теста, реализующего в полном объеме цель -проверку знаний на теоретическом уровне.

Примеры тестовых заданий по теме «Умение публично выступать»:

1. Цель публичного выступления -____

а) достичь намеченной цели и усилить собственное влияние;

б) поразить аудиторию своим красноречием, достичь намеченной цели и усилить собственное влияние;

в) поразить аудиторию своим красноречием.

2. «Золотое правило выступления» - это____

а) «Поставь цель; Собери основной и вспомогательный материал; Донеси до слушателей!»;

б) «Поприветствуй аудиторию; Дай информацию; Поблагодари аудиторию!»;

в) «Скажи, о чем ты хочешь сказать; Скажи об этом; Скажи, о чем ты говорил!»;

г) «Подготовка! Тренировка! Выступление!».

3. Выберите принципы речевого воздействия в деловой риторике:

а) ассоциативность;

б) интенсивность;

в) сенсорность;

г) экспрессивность;

д) доступность.

4. Выберите источники подбора материала для информационной речи.

а) библиотека;

б) личный опыт;

в) наблюдения;

г) размышления;

д) телевидение и радиовещание;

е) специализированные базы данных;

ж) архивы;

з) Интернет.

5. Публичное выступление должно быть (выберите несколько вариантов ответа):

а) ярким;

б) информативным;

в) запоминающимся.

6. Продолжительность публичного выступления по времени ... .

а) 5-10 мин.;

б) чем меньше, тем лучше;

в) чем больше, тем лучше;

г) 15-20 мин.

7. Речь следует начинать ... .

а) после того, как установится тишина;

б) после приветствия;

в) выждав 5-10 секунд.

Для проверки сформированности ОПК - 4 второго уровня будущим управленцам мы предлагаем:

1. Ознакомиться с текстом речи / сообщения, например: «Прошедшая 20 января 2016 года выставка, с одной стороны, была широкой рекламой малого бизнеса вообще. С другой стороны - демонстрацией достижений российских компаний, предприятий и организаций, принимавших участие в этой выставке. С третьей стороны - выставка дала возможность общения и обмена опытом коллегам по бизнесу. Но самая главная задача подобного мероприятия, на наш взгляд, -просветительская».

2. Выполнить следующие задания:

- определить вид речи;

- определить тему и цель выступления;

- составить по образцу свое сообщение на предложенные темы. Для проверки сформированности ОПК - 4 третьего уровня будущим

управленцам мы предлагаем самостоятельно подготовить информационную речь, выступить с ней перед аудиторией слушателей (группой однокурсников), соблюдая правила и требования к публичной речи.

Преподаватель оценивает выступление обучающегося по заранее оглашенным для студентов критериям оценки, каковыми могут являться. например:

1. Соответствие выступления заданной теме и цели.

2. Уверенность оратора.

3. Свободное владение материалом («без бумажки»).

4. Удержание внимания аудитории во время выступления.

5. Наглядность в речи.

6. Композиция речи.

7. Эмоциональность.

8. Наличие интереса к теме у аудитории.

9. Внешний вид оратора.

10. Умение отвечать на вопросы аудитории и т.д.

Формирование контрольных заданий, направленных на оценку сформи-рованности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, в определённой степени создает трудности для профессорско-преподавательского состава вуза, поскольку помимо профессиональных компетенций (например, умение грамотно излагать новинки в преподавании своей учебной дисциплины, умение не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах и т.д.) им также необходимо быть и методически компетентными, а именно:

- уметь определять уровни сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций;

- владеть алгоритмами отбора, конструирования заданий для каждого уровня сформированности той или иной компетенции;

- уметь определять критерии и показатели компетенций на различных этапах их формирования;

- владеть методиками шкалирования в образовании;

- владеть методами обработки и интерпретации результатов оценивания.

Таким образом, методическое мастерство преподавателя вуза напрямую влияет на корректную оценку сформированности компетенций обучающихся, и в целом на реализацию компетентностного подхода при освоении образовательных программ высшего образования, а также на повышение качества российского образования.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)», утвержденный и введенный в действие Приказом

Министерства образования и науки РФ от 10.12.2014 № 1567 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.

2. Дементьева Ю.В., Рабочая программа дисциплины «Деловые коммуникации» для направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)». - ГГУ 2015.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

© Дударенко С.Г.*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2», г. Мурманск

В статье рассматривается система работы учителя по подготовке обучающихся к написанию сочинения на лингвистическую тему ОГЭ по русскому языку, основанная на компетентностном подходе преподавания русского языка в основной школе.

Часть 3 (альтернативное задание 15) Основного государственного экзамена по русскому языку - задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Выбирая задание 15.1 - написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, выпускники должны продемонстрировать теоретические знания по какому-либо разделу лингвистики, показать умение создавать собственное высказывание с привлечением текста, раскрыть важность тех или иных знаний, речевых умений. Этими задачами обусловлена необходимость разработки системы уроков по обучению сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, которые направлены на развитие языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций обучающихся.

Для того, чтобы каждый ученик успешно справился с данным видом работы, подготовка к экзамену должна вестись систематически и целенаправленно с 5 по 9 классы и включать в себя развитие умения обучающихся выстраивать логическую цепочку: тезис - аргументы - вывод, знакомство с

* Учитель русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.