Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
компетентность / образования / современные технологии обучения / личностно-ориентированный подход / коммуникативная технология / сотрудничество

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Негматова Мунира Мухаммедовна

В стат ье отмечается, что в настоящее время в практике преподавания русского языка наметились тенденции компетентностноориентированного обучения, которые требуют созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения русскому языку. Автор подчёркивает, что одно из таких технологии является коммуникативное обучение, способствующий сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Негматова Мунира Мухаммедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК-37.013.21

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА

НЕГМАТОВА МУНИРА МУХАММЕДОВНА

доцент кафедры общей педагогики ГОУ "ХГУ имени академика Б. Гафурова" (Таджикистан, Худжанд)

Аннотация. В стат ье отмечается, что в настоящее время в практике преподавания русского языка наметились тенденции компетентностно- ориентированного обучения, которые требуют созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения русскому языку. Автор подчёркивает, что одно из таких технологии является коммуникативное обучение, способствующий сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности.

Ключевые слова: компетентность, образования, современные технологии обучения, личностно-ориентированный подход, коммуникативная технология, сотрудничество

Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания. Конкурентоспособность человека на современном рынке труда, по мнению специалистов, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки и компетенции, которые могут использоваться применительно к целому ряду ситуаций. «Компетентность - непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности. Компетенция в образовании - совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине.»[3]

Требования к содержанию знаний, умений и навыков, необходимые для компетентного выполнения профессиональной деятельности по уровням (общепрофессиональные, профессиональные, специальные); определение структуры и состава компетенций и качеств; конструирование учебных планов, программ; определение технологий формирования компетенций; разработка мониторинга образовательного процесса и сформированности компетенций обучаемых. Отбор и структурирование учебного материала производится, исходя из анализа видов профессиональной деятельности, каждая из которых конкретизируется посредством действий и операций специалиста. Совокупность теоретических знаний выстраивается после детального описания всех составляющих деятельности и выделения базовых компонентов знаний, умений и навыков по специальности, по предметам профессионального цикла, по содержанию и организации практической деятельности студентов. Затем происходит уточнение и корректировка учебных и рабочих планов, программ.

В настоящее время в практике преподавания русского языка наметились тенденции к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения русскому языку «Большие возможности для языкового и умственного развития учащихся содержит обучение грамматике родного языка, которое обогащает их знанием основных законов и правил системы языка, морфологических и синтаксических средств выражения мысли, способствует развитию логического мышления школьников, является основой формирования практических речевых и правописных навыков.»[3] Задача учащихся - создать собственный текст, прокомментировав то или иное явление, приведя собственные примеры. Таким образом, в процессе работы учащиеся не только работают над неморфемными способами образования, комплексным анализом текста, но и создают собственный продукт. Причем форма работы может быть определена самими учащимися: отзыв, эссе, эпистолярный жанр, статья в лингвистический справочник, серия

Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

вопросов, заданий, тестов по данной теме с обязательной защитой своей работы. Чтение с коммуникативной целью (сделать понятным для слушателей незнакомый им текст) - очень важный фактор, который приближает обучение к внешкольным жизненным ситуациям, и делает работу на уроке интересной. Поэтому важно учить школьников пересказывать самостоятельно прочитанный текст. Для этого рекомендуется использовать такие виды деятельности на уроке, когда от внятного, понятного для других пересказа текста зависит успех выполнения того или иного задания. Это возможно, например, в ходе групповой работы над деформированным текстом: каждый участник группы прочитал только один фрагмент текста и должен так пересказать его остальным, чтобы они поняли его, чтобы в результате таких пересказов все знали содержание всех фрагментов и могли выстроить их в нужной последовательности. Практика показывает, что эта работа оказывается очень трудной для учащихся 5-6 классов и старше, даже если отдельные части текста невелики по объему и несложны по языковой форме.

Существенным признаком компетентностно- ориентированного обучения являются свободные обсуждения учащимися прочитанного или прослушанного текста, ситуаций из жизни класса, школы, страны. Имеются в виду неподготовленные высказывания учащихся, в ходе которых они учатся формулировать свою точку зрения, обосновывать ее, высказывать без особой робости или чрезмерной самоуверенности и - что не менее важно - внимательно и доброжелательно слушать других, сравнивать свою точку зрения с иными взглядами на проблему. Так же важно приучать школьников пользоваться письмом в коммуникативных целях, предоставляя им возможность высказывать свои мысли, чувства на письме и делиться ими с одноклассниками. Именно такое применение письменной речи соответствует реальным жизненным потребностям.

Следует всегда помнить, что коммуникативное обучение — это такой способ организации образовательного процесса, при котором отношения между учителем и учениками основаны на сотрудничестве, равноправном речевом партнерстве. Таким образом, коммуникативная технология обучения русскому языку помогает сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности. «Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе.» [4] Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа.

1.Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: комммуникативнодеятельностный подход / Е.С. Антонова. - М.:КНОРУС, 2007. - С. 285-294.

2.Аванесов Р.И. Русское литературное произношение / Р.И. Аванесов. - М.: Просвещение, 1984. - 384 с.

3.Журавлев В.К. Фонология и методика преподавания русского языка в национальной школе // Лингвистические основы преподавания языка. - М.: Наука,1983.

4. Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов вузов / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. - М.: Акад. проект, 2006.

5.Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5 - 9 классы / В.В. Львов. - М.: Просвещение,1989.

ЛИТЕРАТУРА:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.