Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОСОЗНАННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ ЕДИНИЦА / COMMUNICATIVE COMPETENCE / CONSCIOUS COMMUNICATION / SPEECH ACTIVITY / COMPETENCE-BASED APPROACH / COMMUNICATIVE UNIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дахова И. С., Подосинникова Р. В.

Современный уровень развития общества, педагогической науки и образования ставит перед общеобразовательной школой задачу формирования всесторонне развитой личности учащегося. Подготовка учащихся к будущей самостоятельной жизни осуществляется на основе компетентностного подхода, который предполагает формирование в общеобразовательной школе комплекса компетенций, определенных Федеральным государственным стандартом основного общего образования. Сформировать у обучающихся навыки осознанной коммуникации и осознание своей речевой деятельности помогают уроки с выраженным компетентностным подходом. Такие уроки помогают систематизировать знания на разных этапах обучения, осуществлять контроль за усвоением различных понятий, терминов, способствуют овладению учащимися знаниями по русскому языку, всеми видами речевой деятельности, основами культуры речи и стилистики; развивают умения и навыки построения и использования коммуникативных единиц в различных сферах общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR FORMING COMMUNICATIVE COMPETENCE IN STUDENTS AT RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

The modern level of development of society, pedagogical science and education sets the general education school the task of forming a comprehensively developed student's personality. The preparation of students for their future independent life is carried out on the basis of a competence-based approach, which implies the formation in a general education school of a number of competencies determined by the Federal State Standard of Basic General Education. Lessons with a pronounced competence-based approach help to form students' skills of conscious communication and awareness of their speech activity. Such lessons help to systematize knowledge at different stages of learning, monitor the assimilation of various concepts and terms, contribute to the mastery of students' knowledge of the Russian language, all types of speech activity, the basics of speech culture and stylistics; develop the skills and abilities of building and using communicative units in various spheres of communication.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

2020, №2 ISSN 2411-2550

Педагогика и психология

УДК 372.881.161.1

Дахова И. С.

Курский Государственный Университет, г. Курск, Россия

Технологии формирования коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках русского языка

Современный уровень развития общества, педагогической науки и образования ставит перед общеобразовательной школой задачу формирования всесторонне развитой личности учащегося. Подготовка учащихся к будущей самостоятельной жизни осуществляется на основе компетентностного подхода, который предполагает формирование в общеобразовательной школе комплекса компетенций, определенных Федеральным государственным стандартом основного общего образования. Сформировать у обучающихся навыки осознанной коммуникации и осознание своей речевой деятельности помогают уроки с выраженным компетентностным подходом. Такие уроки помогают систематизировать знания на разных этапах обучения, осуществлять контроль за усвоением различных понятий, терминов, способствуют овладению учащимися знаниями по русскому языку, всеми видами речевой деятельности, основами культуры речи и стилистики; развивают умения и навыки построения и использования коммуникативных единиц в различных сферах общения. Ключевые слова: коммуникативная компетенция, осознанная коммуникация, речевая деятельность, компетентностный подход, коммуникативная единица. Образец цитирования: Дахова И.С. Технологии формирования коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках русского языка// Гуманитарный научный журнал. 2020. №2. с.64-71

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

Dakhova I. S.

Technologies for forming communicative competence in students

at Russian language lessons

The modern level of development of society, pedagogical science and education sets the general education school the task of forming a comprehensively developed student's personality. The preparation of students for their future independent life is carried out on the basis of a competence-based approach, which implies the formation in a general education school of a number of competencies determined by the Federal State Standard of Basic General Education. Lessons with a pronounced competence-based approach help to form students' skills of conscious communication and awareness of their speech activity. Such lessons help to systematize knowledge at different stages of learning, monitor the assimilation of various concepts and terms, contribute to the mastery of students' knowledge of the Russian language, all types of speech activity, the basics of speech culture and stylistics; develop the skills and abilities of building and using communicative units in various spheres of communication.

Key words: communicative competence, conscious communication, speech activity, competence-based approach, communicative unit.

Русский язык красив и многофункционален, но, несмотря на это, он считается одним из сложнейших языков мира. Обучение русскому языку в современном образовательном учреждении осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества.

Одной из основных задач перед общеобразовательной школой, которое ставит современное развивающееся общество, а также педагогическая наука и образование в целом, является формирование всесторонне развитой личности учащегося. Выполнение данной задачи предусматривает возможность и способность школьника продолжать обучение в среднем и высшем профессиональном образовательном учреждении, и в дальнейшем включится в активную профессиональную деятельность.

Достигнуть вышеуказанных задач помогает компетентностный подход. Он предполагает формирование в общеобразовательной школе ряда компетенций, навыков, определенных Федеральным государственным стандартом основного общего образования. Компетентностный подход не только способствует обретению знаний, умений и навыков, но и развивает способность и готовность учащихся использовать их в дальнейшей самостоятельной взрослой жизни. Языковая, коммуникативная, лингвистическая и культуроведческая компетенции формируются используя именно данный подход на уроках русского языка.

В школьном обучении русскому языку формируется целая система компетенций, а коммуникативная является одной из основных. Согласно ФГОС ООО, этот вид компетенции включает в себя получение знаний учащимися по русскому языку, овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры речи и стилистики; умения и навыки построения и использования коммуникативных единиц в различных сферах общения. Но стоит заметить, что сущностные характеристики и компоненты структуры коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательных школ не были до конца определены, ученые не пришли к общему знаменателю, что затрудняет работу учителя над ее формированием. Исходя из этого, перед педагогической наукой современной школой ставится непростая задача в разработке научно-методического обеспечения процесса формирования коммуникативной компетентности учащихся. Такое обеспечение должно:

- выявить сущность, содержание и структуру коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы;

- обозначить критерии и показатели, по которым можно было бы понять уровень ее сформированности;

- создать и внести методику, основанную на компетентностном, коммуникативном и текстовом подходах;

- выяснит, какие нужны педагогические условия для эффективного формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы.

Одна из проблем, с которой современные люди регулярно сталкиваются в реальной жизни состоит в невозможности устанавливать и поддерживать друг с другом нормальные личные и деловые взаимоотношения. Главная причина этого состоит в неумении людей общаться друг с другом. Это неумение определяется недостаточной коммуникативной компетентностью людей.

Коммуникативная компетенция формируется у учащихся на уроках русского языка с помощью речи, речевого общения, речевой деятельности и всех его видов.

Коммуникативная компетенция учащихся как интегративное качество их личности проявляется в знаниях, умениях и навыках при построении и использовании в целях речевого общения коммуникативных единиц, основной из которых выступает текст. Из этого можно сделать выводы, что рассматриваемая компетенция создается на основе текстового подхода. Последний предполагает подачу учащимся теоретических сведений о тексте, стилях и типах речи, систематическую грамматико-стилистическую работу на основе текста как оптимальной дидактической единицы. В современной теории и методике преподавания русского языка текстовый подход широко используется как при обучении языку, так и в работе по развитию речи.

В программе по русскому языку в рамках ФГОС ООО цели обучения обозначены следующим образом: 1) воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; 2) овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; 3) овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; развитие способности опознавать, анализировать, со-поставлять, классифицировать и оценивать факты языковой действительности; обогащение активного и пассивного словарного запаса; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию. Данные цели напрямую связаны с использованием текста как основного материала для работы на уроках русского языка. Главное в работе с текстом - это сосредоточить внимание

учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы. Все вышесказанное обуславливает появление изменений в ФГОС ООО.

Причинами для изменения положений в Федеральном государственном образовательном стандарте по русскому языку стали концептуальные позиции филологического образования:

- русский язык и литература - основные школьные дисциплины, которые способствуют социализации нового поколения;

- формирование компетентной личности, способной быть активным членом общества;

- потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией;

- практическая реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся;

- формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культурологической компетенций.

Данные изменения в содержании образования повлекли за собой и изменения в организации учебного процесса. Понятие «коммуникативная компетенция» заключило в себя не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование определенного набора умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. С этим связана и реализация воспитательных целей и задач по формированию социально активной личности, способной осознанно ориентироваться в современном мире.

Для достижения поставленных задач перед изучением русского языка необходимо использовать синтез классической методической традиции и современных новаций: в первую очередь рекомендации Т. М. Пахновой и методику поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [8, стр. 214].

Т.М. Пахнова считает, что постигая особенности текста, мы будем в большей степени рассматривать роль в тексте грамматических средств, рассматривать изобразительно-выразительные средства, обращать особое внимание и на средства синтаксические, на роль анафоры, инверсии, градации, синтаксического параллелизма и др. Особое внимание уделяется выразительному чтению как искусству звучащего слова. Когда читаются стихи, это благотворно влияет на технику речи и даже на состояние здоровья.

Доказано, что в процессе чтения поэтических текстов вырабатывается правильное дыхание. При этом Т.М. Пахнова говорит о направленности текстов и выделяет следующие виды: тексты, учитывающие философский, социальный, этико-нравственный аспект; тексты художественные, научно-публицистические, учебно-научные. Работа с текстом, по мнению Т.М. Пахновой, должна превратиться в диалог, в полилог, где участником станет

каждый. Постепенно данная работа приобретёт исследовательский характер [2, стр. 43].

Анализ результатов экзаменов (как за курс основной, так и средней школы) убеждает в том, что именно комплексная работа с текстом служит надежным средством подготовки к итоговой аттестации независимо от формы ее осуществления: к изложению, сочинению, к устным экзаменам. В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль.

Одним из самых эффективных методов для развития коммуникативных компетенций является работа в группе. Этот деятельности помогает проявить себя не только сильным ученикам, но и обучающимся, которые испытывают затруднения во время фронтальных опросов, выражают стеснение устно высказывать свои мысли. Так, например, при анализе образа главного героя произведения будет целесообразным использовать следующий кластер: имя героя, внешний вид, речь, поведение, поступки, род занятий, отношения с другими персонажами.

Затем для каждого пункта составляется система вопросов, на которые учащиеся в ходе обсуждения отвечают, делятся своим мнением, дискутируют и делают самостоятельные выводы. Работа с кластерами ощутимо помогает и на уроках русского языка, когда происходит этап обобщения полученных знаний. Здесь возможны разные упражнения: самостоятельное создание кластера (например, о членах предложения) или обдуманный рассказ по заранее предложенной схеме об основных понятиях и терминах, изученных в разделе.

Групповая форма занятия результативна и на этапе коррекции, особенно на уроках, где учащиеся должны идентифицировать и проанализировать ошибки, допущенные в контрольных работах, сочинениях и изложениях.

Весь класс делится на несколько групп (в зависимости от количества обучающихся), каждой группе даетсякарточка с заданием. Ребята коллективно работают над заданием, находят ошибки и вместе дают правильный, с их точки зрения, ответ, вариант исправления. Группа не знает, кого преподаватель вызовет отвечать по данной карточке, поэтому каждый ученик должен стремиться не только принять активное участие в нахождении, обсуждении и исправлении ошибок, но и подготовиться к ответу, который фактически будет считаться ответом всей группы.

Еще один вид групповой работы организуется таким образом:на первую парту каждого ряда передается лист бумаги с заданием: «Устранить стилистические ошибки в предложении». Ученик записывает предложение в исправленном виде, в скобках указывает свою фамилию, а затем передает лист соседу. Тот, если ему не нравится ответ первого, дает свой вариант исправления, если согласен с первым, пишет: «Как у...» или «Согласен с...»-и подписывается.

Как правило, данная форма работы вызывает большой интерес, побуждает ребят к творчеству. Ее итог показывает, что каждый стремится по-своему выразить мысль, даже тот, кто присоединяется к чьему-то мнению, так как проделывает большую работу по анализу, сопоставлению различных вариантов исправлений, а не механически ставит подпись под первым попавшимся удачным вариантом. При изучении «Стилистики» ученикам можно предложить представить себя ведущими радиопередач, экскурсоводами, писателями для того, чтобы они создали свои тексты и смогли почувствовать разницу в стилях, разыграть сценки с разными речевыми ситуациями (в библиотеке, в общественном транспорте, на уроке, на прогулке с другом, на интервью и т.д.).

Развитию коммуникативной компетенции также способствуют и такие формы работы на уроке как беседа или диспут, когда ученики высказывают свое мнение на поставленный проблемный вопрос. Таким образом происходит учебный диалог, в ходе которого учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока, приходят к правильным выводам, учатся говорить, слушать и слышать одноклассников.

В конце учебного занятия успешно применяется форма работы «Эссе», чтобы помочь учащимся дать адекватную оценку своей деятельности на уроке. Для учителя это является возможностью получить качественную обратную связь. Поэтому обучающимся можно предложить два варианта выполнения задания: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Помимо этого, данная работа позволяет научиться в свободной форме излагать свои мысли.

Данный приём основан как на лингвистической компетенции, так и на дискурсивной.

Использование на уроках приема «Ключевые слова» позволит и быстро повторить выполнение домашней работы, и проработать качество развития речи, и поставить цели к уроку, и успешно провести этап мотивации учеников к учебной деятельности, введя их в рабочую обстановку.

Прием «Мозговой штурм» - это групповое решение творческой проблемы. Его цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, а также их коммуникативные качества. Мозговой штурм используется для создания банка идей, откуда можно выбрать лучшую, наиболее подходящую. Данный прием целесообразно проводить в мини-группах из 4-5 человек. Мозговой штурм поможет учителю развивать не только творческое мышление, но и речевой аспект.

Использование мозгового штурма в паре способно помочь учащимся, которые испытывают затруднения в высказывании своего мнения перед большой аудиторией. Обмениваясь мнением с товарищем, такие ученики легче выходят на контакт со всей классом.

Прием «Взаимоопрос» - это один из «рабочих» способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления материала». Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Использование «толстых и тонких вопросов». «Тонкие» вопросы -вопросы репродуктивного плана, которые требуют простого, однословного ответа, «толстые» вопросы - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, кругозора, умения анализировать.

Использование приема «Ромашка Блума» будет полезным для того, чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов. Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов, способами их формулировки. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

«Синквейн» - это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного багажа и словарного запаса обучающихся.Изучив специальную литературу по технологии РКМ, мы пришли к выводу, что на предметах гуманитарного цикла, таких, как русский язык и литература применение этой технологии будет актуально и эффективно. Формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

В практике преподавания русского языка и литературы могут применяться различные методы и приемы для формирования коммуникативных компетенций. Нельзяупускать из внимания, что развитие коммуникативной компетенции направлено на выражение обучающимися своих мыслей, чувств, желаний. В ходе обучения по новым стандартам ученики должны уметь ориентироваться в любых речевых ситуациях, научиться грамотно строить монологические и диалогические высказывания, развивать творческое мышление, а все это способствует развитию нравственной личности ребенка. Развитие коммуникативной компетенции на уроках - одно из главных направлений работы учителей гуманитарного цикла. Воспитание культурной, грамотной молодежи, умеющей понимать и ценить по достоинству всё богатство русского языка, - задача учителей словесников.

Библиографический список

1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. -М.: Просвещение, 1980. -134 с.

2. Т.М. Пахнова. От анализа текста на уроках русского языка - к выразительному тексту. // Библиотечка «Первого сентября». Серия «Русский язык». - 2018. №22. -С. 7-26.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. -143 с.

2020, №2

ISSN 2411-2550

4. Байденко В.И., Джерри ван Зантворт Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М.: Просвещение, 2003.

5. Балакай А.А. Современный русский литературный язык: фонетика, фонология, орфоэпия, графика и орфография [Электронный ресурс]: учебное пособие /А.А. Балакай; Кемеровский гос. ун-т, Новокузнецкий ин-т (фил.). Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2017. - 88 с.

6. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 400 с.

7. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Пед. поиск, 2003. -256 с.

8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1999. -

9. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -с. 212-218.

10. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Академия, 2002. -258 с.

Научный руководитель: Подосинникова Руслана Викторовна, кандидат филологических наук, доцент. Курский государственный университет, г. Курск, Россия.

с. 57-62.

159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.