Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка у студентов, обучающихся на ступени среднего профессионального образования'

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка у студентов, обучающихся на ступени среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / METHODS AND TECHNIQUES OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMPETENCE BUILDING APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саид Сейлан Тимур Шаховна

Компетентностный подход предполагает формирование у студентов ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция определяется как овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саид Сейлан Тимур Шаховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of communicative competence at the lessons of the Russian language of students are studying at secondary professional education

Competence building approach involves the formation of the students core competencies, one of them is communicative competence. Communicative competence is defined of all kinds of speech activity and the foundation of the spoken language and the written, skills and knowledge use of language in different sphere and communication situations, relevant experience, interests, psychological characteristics of students.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка у студентов, обучающихся на ступени среднего профессионального образования»

С.Т.Ш. САИД преподаватель русского языка и литературы ЧПОУ «Пятигорский колледж управления и новых технологий»*

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка у студентов, обучающихся на ступени среднего профессионального образования

Введение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования повлечет за собой внесение серьезных изменений как в содержание среднего профессионального образования, так и в организацию образовательного процесса. Методологическим основанием современного образования стал компе-тентностный подход, согласно которому критерием качества является профессиональная компетентность выпускника. По окончании обучения студенты должны овладеть определенной совокупностью профессиональных и общекультурных компетенций.1

На уроках русского языка у студентов должны быть сформированы коммуникативная, лингвистическая и куль-туроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция - совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для общения с людьми2. Коммуникативные способности студентов первых курсов, в основном, находятся на уровне ниже среднего. Тому подтверждение проведенная методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности В. Синявского и Б. Федоришина в двух группах первого курса (в количестве 30 человек) ЧПОУ

* Саид Сейлан Тимур Шаховна, e-mail: mamalana1992@yandex.ru

1 Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Современные технологии профессионального обучения в условиях перехода на компетентностно-ориен-тированное образование [Текст] // Среднее профессиональное образование. 2014, № 8, с. 6-14.

2 Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] // Высшее образование сегодня. 2003, № 5, с. 34-42.

«Пятигорский колледж управления и новых технологий». Данная диагностика представляет собой опросник, состоящий из 20 вопросов. Студенту предлагается ответить на все вопросы: если ответ на вопрос положителен, то необходимо поставить знак «+», если же отрицательный, то знак «-». «+» и «-» необходимо выставлять в бланке (таблица 1) напротив соответствующего номера вопроса:

Таблица 1

Бланк ответов

1. 11. 21. 31.

2. 12. 22. 32.

3. 13. 23. 33.

4. 14. 24. 34.

5. 15. 25. 35.

6. 16. 26. 36.

7. 17. 27. 37.

8. 18. 28. 38.

9. 19. 29. 39.

10. 20. 30. 40.

Нас интересовали только коммуникативные склонности, поэтому мы рассматривали обработку результатов только по данному критерию, исключив организаторские способности. При помощи ключа был подсчитан оценочный коэффициент коммуникативных склонностей, который выражался отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадений (20).

Шкала оценки коммуникативных способностей такова (см. таблица 2):

Таблица 2

К Уровень проявления коммуникативных склонностей

0,10 - 0,45 низкий

0,46 - 0,55 ниже среднего

0,56 - 0,65 средний

0,66 - 0,75 высокий

0,76 - 1,0 очень высокий

Подсчитав ответы студентов, мы получили, что у 8 респондентов уровень развития коммуникативных способ-

ностей находится на низком уровне (26%), у 13 опрошенных - на уровне ниже среднего (45%), у 8 человек - средний уровень (26%) и лишь у 1 - на высоком (3%). Результаты диагностики показали, что коммуникативные способности студентов-первокурсников необходимо развивать.

На уроках русского языка с целью формирования коммуникативной компетенции следует использовать разнообразные методы и приемы обучения. С целью развития коммуникативных способностей студентов можно использовать следующие виды упражнений:

1) развернутые ответы на вопросы (в том числе и в ходе беседы);

2) различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанных произведений, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм и лексики;

3) импровизация сказок, начатки литературно-художественного творчества - сочинение стихов, рассказов;

4) письменные изложения образцовых текстов;

5) письменное сочинение разнообразных типов, статьи в газеты, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях;

6) написание деловых бумаг: объявлений, заявлений и

т.п. 1

Среди данных видов следует выделить сочинения и изложения разных видов. Письменное изложение может быть подробным, выборочным, сжатым и творческим. На уроках русского языка следует писать сочинения-рассуждения, описания и повествования.

Формирование коммуникативной компетенции происходит при использовании современных средств обучения (информационно-коммуникационных технологий: интерактивной доски, мультимедийных презентаций, компьютерных классов), организации обучения в различных формах (групповой, коллективной и др.), применении определенных методов обучения (в особенности интерактивных). Остановимся на интерактивных методах обучения.

В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации, которая не отвечает прин-

1 Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / Под ред. М.Т. Баранова. М., 2000. - 368 с.

ципам компетентностного подхода. Принципиально другой является форма многосторонней коммуникациив образовательном процессе, которая действует по схемам: «преподаватель-студент», «студент-преподаватель», «студент-студент». Такой форме коммуникации соответствуют интерактивные методы обучения. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.1

На уроках русского языка с целью формирования коммуникативной компетенции студентов можно использовать следующие методы интерактивного обучения: круглый стол в форме дискуссий и дебатов. мозговой штурм, работу в малых группах, сократический диалог, проектная деятельность, деловые и ролевые игры, групповое обсуждение и т.п. Темами проектов могут быть следующие: «Из истории причастий и деепричастий», «Происхождение междометий», «Как учили грамоте на Руси», «Склонения в древнерусском языке», «В.И. Даль. Хождение за словом, «Толковый словарь живого великорусского языка». Темы для круглых столов: «Деепричастия и причастия - особые формы глагола или части речи», «Исконно русские слова и старославянизмы».

Развитию коммуникативных умений способствуют коммуникативные игры и риторические задачи. Коммуникативная игра тренирует навыки общения, развивает умение работать в паре (диалог) или группе (полилог), формирует навыки анализа речевых ситуаций. Примером риторической задачи может выступить следующая: «Вы пригласили гостей на свой день рождения. Праздник в самом разгаре. Неожиданно раздается звонок в дверь, на пороге - с подарком ваш одногруппник, которого вы не захотели пригласить... Как вы поступите? Что скажете?» Адресат -одногруппник; место общения - квартира; обстановка -неофициальная; сфера общения - бытовая. Важным этапом является анализ ответов студентов, выбор наиболее удачного по критериям: соответствие речевой ситуации, эффективность голоса, уместность жестов, мимики2.

1 Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Текст]. М., 2011. -143 с.

2 Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / Под ред. М.Т. Баранова. М., 2000. - 368 с.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции студентов - одна из важнейших задач, стоящая перед преподавателем русского языка. Педагогу необходимо систематически диагностировать коммуникативные способности студентов, формировать их, используя разнообразные методы и приемы работы.

Саид С.Т.Ш. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка у студентов, обучающихся на ступени среднего профессионального образования. Компе-тентностный подход предполагает формирование у студентов ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция определяется как овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям студентов.

Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникативная компетенция, методы и приемы формирования коммуникативной компетенции.

Said S.T.Sh. Formation of communicative competence at the lessons of the Russian language of students are studying at secondary professional education. Competence building approach involves the formation of the students core competencies, one of them is communicative competence. Communicative competence is defined of all kinds of speech activity and the foundation of the spoken language and the written, skills and knowledge use of language in different sphere and communication situations, relevant experience, interests, psychological characteristics of students.

Key words: Competence building approach, communicative competence, methods and techniques of formation of communicative competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.