Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода в преподавании русского языка через использование методов проблемно-исследовательской деятельности'

Реализация компетентностного подхода в преподавании русского языка через использование методов проблемно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
678
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОБЛЕМНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эргардт Ольга Робертовна

Автор раскрывает сущность компетентностного подхода и показывает, как можно формировать ключевые компетентности на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода в преподавании русского языка через использование методов проблемно-исследовательской деятельности»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Автор раскрывает сущность компетентностного подхода и показывает, как можно формировать ключевые компетентности на уроках русского языка.

Эргардт Ольга Робертовна

кандидат педагогических наук, заместитель директора, учитель русского языка и литературы, МОУ «Солнечная СОШ № 1», с. п. Солнечный, Сургутский район, ХМАО-Югра

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как реализовать компетентностный подход на уроках русского языка?

Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, проблемно-исследовательская деятельность.

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас, в связи с модернизацией Российского образования. Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей.

Круг компетентностей, к формированию которых у современных школьников следует стремиться, не определен окончательно, как и само понятие «компетентность». Но за основу понятия «компетентный человек» взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности.

По мнению А. В. Хуторского, понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Компетентностный подход ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на осно-

ве компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуровед-ческой компетенций. Коммуникативно-деятельностный подход предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому языку должно обеспечить общекультурный уровень человека.

Большие возможности для языкового и умственного развития учащихся содержит обучение грамматике родного языка, которое обогащает их знанием основных законов и правил системы языка, морфологических и синтаксических средств выражения мысли, способствует развитию логического мышления школьников, является основой формирования практических речевых и правописных навыков.

Чтение с коммуникативной целью (сделать понятным для слушателей незнакомый им текст) - очень важный

50

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

фактор, который приближает обучение к внешкольным жизненным ситуациям, и делает работу на уроке более живой и естественной. Поэтому важно учить школьников пересказывать самостоятельно прочитанный текст. Для этого рекомендуется использовать такие виды деятельности на уроке, когда от внятного, понятного для других пересказа текста зависит успех выполнения того или иного задания. Это возможно, например, в ходе групповой работы над деформированным текстом: каждый участник группы прочитал только один фрагмент текста и должен так пересказать его остальным, чтобы они поняли его, чтобы в результате таких пересказов все знали содержание всех фрагментов и могли выстроить их в нужной последовательности. Практика показывает, что эта работа оказывается очень трудной для учащихся 5-6 классов и старше, даже если отдельные части текста невелики по объему и несложны по языковой форме.

Существенным признаком компетентностно ориентированного обучения являются свободные обсуждения учащимися прочитанного или прослушанного текста, ситуаций из жизни класса, школы, страны. Имеются в виду неподготовленные высказывания учащихся, в ходе которых они учатся формулировать свою точку зрения, обосновывать ее, высказывать без особой робости или чрезмерной самоуверенности и -что не менее важно - внимательно и доброжелательно слушать других, сравнивать свою точку зрения с иными взглядами на проблему, в случае убедительных аргументов признавать их правоту. Так же важно приучать школьников пользоваться письмом в коммуникативных целях, предоставляя им возможность высказывать свои мысли, чувства на письме и делиться ими с одноклассниками. Именно такое применение письменной речи соответствует реальным жизненным потребностям.

Как же научить учащихся пользоваться единицами языка, применять полученные знания и умения в собственной речи, в том числе в профессионально ориентированной сфере? Развивая лингвистическую, правописную, коммуникативную компетенции, можно разработать задания, помогающие определить уровень их на каждой ступени развития. На каждом уровне задания могут быть разными: учащиеся вырабатывают навык создания текста от простого к более сложному. Например, 1 уровень (5-6 кл.) - творческая устная или письменная работа (сочинение лингвистической сказки, веселого рассказа). При оценке учитывается умение делать текст связным, тематически единым, композиционно оформленным. 2 уровень (7-9 кл.) - изложение, рецензия, устный ответ, умение оформлять официальные документы (объяснительная, заявление, справка, объявление и т. п.). Оценивается логика, авторство, стиль, уместность. 3 уровень (9-11 кл.) - защита реферата, создание проектов, сочинение на литературную тему.

Одним из методов обучения (его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как новую дидактическую систему), направленным в первую очередь на развитие продуктивного мышления является проблемно-исследовательский метод обучения.

Проблемная ситуация в основе своей есть противоречие: между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью его, между традиционными, сложившимися способами использования

знаний и необходимостью применять эти способы в новых условиях, между многообразием системы сложившихся знаний и необходимостью выбрать лишь одно из них, использование которого обеспечит самое оптимальное с точки зрения выбранных критериев решение и т. д. Ставить проблему совершенно обязательно, чтобы обеспечить интерес к материалу и развитие учащихся. Дело в том, что среди многих потребностей, присущих человеку, имеется очень важная «потребность в эмоциональном насыщении». Человек нуждается в переживании эмоций, если такого насыщения эмоциями не происходит, то наступает эмоциональный голод. Он переживается в форме скуки и тоски. Одним из существующих средств и путей эмоционального насыщения человека является интерес, сильное стремление к определенной деятельности. Интерес - потребность в определенных эмоциональных переживаниях является важным мотивом деятельности.

Недаром многие педагоги согласны со словами Л. С. Выготского о том, что «искусство обучения есть искусство возбуждения и удовлетворения интересов». Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества. Таким образом, на проблемном уроке ученики в процессе исследовательской, творческой деятельности сами «открывают знания». Правда, творчество за партой всегда отличается от настоящего научного. Ученый ставит перед собой еще не изученную проблему и в результате открывает объективно новое знание. Школьник ставит учебную проблему и открывает знание, новое лишь для него самого, а не для всего человечества. Но от этого радость от «новых открытий для себя» не становится меньше. Одним из основных признаков проблемного исследовательского обучения как раз и является субъективная новизна и оригинальность продукта деятельности. Существует еще один важный признак такого обучения: появление в результате обучения учащихся субъективно новых способов деятельности.

Основной проблемой, стоящей перед педагогами, внедряющими компетентностный подход в преподавании языка, является проблема создания открытого языкового пространства. Речь идет об изменении приоритетов в преподавании: переходе в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения. Требуется создать условия, приближенные к естественной коммуникации. В основе уроков русского языка в старшей школе лежит практико-ориентированный подход, опирающийся на опыт практической деятельности обучающихся, предполагающий создание образовательной ситуации (А. В. Хуторской), основными составляющими которой являются: образовательная напряженность; уточнение образовательного объекта; конкретизация задания; решение ситуации; демонстрация образовательной продукции; систематизация полученной продукции; работа с культурно-историческими аналогами; рефлексия.

Система заданий на таких занятиях предполагает создание готового образовательного продукта: написание аргументированного эссе, творческой работы, ориентированной на цели и задачи коммуникации. В качестве подготовительного этапа учащиеся занимаются комплексным анализом текста, лингвистическим анализом, сопоставительным анализом. Определение темы, идеи, стиля, типа речи становится не целью, а лишь средством достижения той или иной цели. За-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

51

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

дача учащихся - создать собственный текст, прокомментировав то или иное явление, приведя собственные примеры. Таким образом, в процессе работы учащиеся не только работают над неморфемными способами образования, комплексным анализом текста, но и создают собственный продукт. Причем форма работы может быть определена самими учащимися: отзыв, эссе, эпистолярный жанр, статья в лингвистический справочник, серия вопросов, заданий, тестов по данной теме с обязательной защитой совей работы. Таким образом, на данных уроках закладывается и опыт публичного выступления, навыков ведения дискуссии и полемики.

Есть некоторые основания полагать, что с проблемноисследовательским методом обучения связан завтрашний день школы, поскольку именно он предоставляет ученикам наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. Следует отметить, что в российской образовательной системе исследовательский метод используется давно. В малом масштабе, в рамках данного метода, так или иначе, работал практически каждый учитель. С середины 80-х годов все большую популярность стали приобретать разнообразные уроки в виде игр: урок - пресс-конференция, урок - аукцион и т. п. Все деловые, ролевые игры - это реализация на практике проблемно-исследовательского метода обучения. Действительно, деловая игра представляет собой, с одной стороны, процесс взаимодействия людей для достижения некоторых целей, которые невозможно определить заранее с высокой долей вероятности, с другой - процесс выработки решений, причем способы разрешения каждая группа учащихся самостоятельно моделирует в процессе взаимодействия.

Рассмотрим подробнее типичную организацию урока - пресс-конференции. Часть учеников в классе получают роли экспертов-специалистов по обсуждаемому вопросу. Они предварительно получают задание на более глубокое знакомство с изучаемой проблемой. Остальные ученики делятся на микрогруппы, они будут представлять различные журналистские, общественные, государственные и т. д. организации. В ходе урока ученики задают вопросы, которые, с их точки зрения, могли бы интересовать представляемые ими организации, а эксперты отвечают на них (каждый в зоне своей ответственности). Таким образом, происходит знакомство всего класса с новым материалом, при этом сам процесс изучения темы интересен и увлекателен.

Эффективным будет создание особой «языковой среды» путем включения в учебный план элективных курсов по русскому языку: «Стилистика русского языка», «Риторика», «Основы журналистики» и др.

Следующий шаг на пути к созданию открытого языкового пространства - введение социальной практики. Свои знания в области предмета учащиеся могут реализовать в конкретной практической деятельности: написании статьи в газету, проведении внеклассного мероприятия, связанного с темами курса «Русский язык», помощи в организации и проведении традиционной декады русского языка и литературы.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализа-

ции и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Существует также достаточно большое количество Интернет-ресурсов, позволяющих школьнику проявить свои способности в области языка: дистанционная олимпиада «Эйдос», всероссийский конкурс «Познание и творчество», официальный сайт «Грамота.ру» (интерактивные диктанты, словари, образовательные инициативы - всероссийская олимпиада по русскому языку).

Следует отметить, что не стоит идеализировать какой-либо один метод обучения, противопоставлять его хорошо зарекомендовавшим себя, традиционным методам. Каждый метод должен использоваться для конкретных задач урока, поэтому необходимо заботиться о комплексном сочетании различных методов.

Тем не менее, в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом современной школе, обучение в ней должно ориентироваться на развитие продуктивного, творческого мышления, обеспечивающего возможность учащимся самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности. Развить продуктивное, творческое мышление на уроках, заинтересовать новыми знаниями возможно при условии использования на уроках в большей мере методов, ориентированных на исследовательскую деятельность.

Следует всегда помнить, что коммуникативное обучение - это такой способ организации образовательного процесса, при котором отношения между учителем и учениками основаны на сотрудничестве, равноправном речевом партнерстве. Таким образом, коммуникативная технология обучения русскому языку помогает сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности.

Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.

Литература

1. Бермус А. Г Проблемы и перспективы реализации ком-петентностного подхода в образовании // На сайте: http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm.

2. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетент-ностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.

3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. -2003. - № 10.

4. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. - Иркутск, 2003.

5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5.

6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.

52

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.