о сОДЕИСГв^
I ^
УДК 373.31
ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОО
Соловьева Т.В.
Аннотация. В статье раскрываются особенности современного этапа развития школьного образования в условиях введения Федерального государственного стандарта образования, анализируется состояние языкового образования в Челябинской области, даются рекомендации по совершенствованию обучения школьников русскому языку.
In the article features of the present stage of development of school education in the conditions of introduction of Federal state standard of educational reveal the condition of language formation in the Chelyabinsk area is analyzed, recommendations about perfection of training of schoolchildren to Russian are made.
Ключевые слова: образование, компе-
тентность, компетенция, стандарт образования, развитие.
Education, competence, the competence, the educational standard, development.
Образование должно обеспечить профессиональную деятельность человека на протяжении всей его жизни. Поэтому в настоящее время активизировалась работа по созданию принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
Навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни формируются в школе. Школьное образование сегодня является самым длительным этапом формального обучения человека и является решающим фактором для индивидуального успеха и для долгосрочного развития страны.
Каким же должно быть школьное образование? Отметим главные его черты, важные для решения долгосрочных задач общества.
1. Соответствие образования целям опережающего развития.
2. Изучение школьниками передовых технологий и способов обучения.
3. Усиление воспитательного потенциала обучения и др.
Традиционной для отечественной школы является идея построения курса русского языка с опорой на речевое, языковое, духовное развитие учащихся: «Постоянное развитие дара слова и законов оного должно быть вместе и раскрытие всех нравственных сил учащегося: ибо родной язык есть неистощимая сокровищница всего бытия человеческого» (Ф.И. Буслаев). Эта идея с определенными модификациями воспроизводилась и развивалась всеми, кто занимался проблемами преподавания русского языка. Сегодня эта установка не потеряла своей актуальности.
Современное общество предъявляет новые требования к школьному образованию, его результатам.
Ключевым направлением изменений в системе образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов, реализация требований к результатам обучения. В их число должны войти компетентности, сформированные в результате овладения специальными предметными компетенциями. «Новый тип образовательного результата, -пишет исследователь Л.Г. Махмутова, -нацелен на формирование компетенций - целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся» [2, с. 129].
На подготовку учителей к работе в условиях введения Федерального государственного стандарта, на достижение результатов обучения, соответствующих современным требованиям, направлена система повышения квалификации, функционирующая в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования [1,3-11].
—Аналитическая работа Челябинского института переподготовки и повышения квалификации позволила выявить позитивные тенден-
пГ _ о г, (Выпус1^3(8) • 2011
Яаучно-теоретическии журнал о/. „ _ ' л
J Новой Школе - Новые Стандарты
ции в практике преподавания русского языка в образовательных учреждениях Челябинской области.
—В практике преподавания русского языка конкретизируется содержание обучения русскому языку, отрабатывается обязательный перечень содержательных элементов государственного образовательного стандарта; реализуется компетентностный подход в обучении.
—В школе осуществляется переход от зна-ниецентричной парадигмы обучения к культуросообразной. Такой переход строится на понимании того, что будущее зависит не столько от суммы знаний учащихся, сколько от сфор-мированности универсальных способов мышления, практической деятельности.
—Усиливается коммуникативная направленность преподавания школьного курса. В связи с этим на уроках русского языка больше внимания уделяется анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивается монологическая речь учащихся; формируется умение рассуждать на предложенную тему с формулированием тезисов, аргументов и выводов. Учителя последовательно отрабатывают навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируют на этой основе общеучебные умения работы с книгой. Идет целенаправленный процесс обучения комментированию текстов, созданию собственных высказываний.
—Актуальным становится сознательнокоммуникативный принцип обучения русскому языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений. Изучение языка происходит во взаимосвязи и взаимозависимости единиц различных языковых уровней.
—Выработаны и используются единые подходы к проверке ученических работ в школе и вузе. Используется такая система оценивания,
которая позволяет оценить подготовку школьников в целом, а не конкретные навыки и умения.
—При подобном подходе в центре процесса обучения оказываются интересы ученика, создаются условия для раскрытия его творческого потенциала, учитывается его личный и читательский опыт, что, несомненно, нацелено на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку.
В процессе языкового образования формируются следующие виды компетенций:
—лингвистическая компетенция, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
—языковая компетенция, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
—коммуникативная компетенция, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
В связи с введением единого государственного экзамена в Российской Федерации как единого инструмента оценки уровня подготовки выпускников средних образовательных учреждений появилась возможность проверить и оценить разные стороны подготовки экзаменуемых: сформированность лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций -благодаря комплексному характеру экзаменационной работы, охватывающему материал всех содержательных блоков.
При анализе уровня подготовки выпускников на основе компетентностного подхода можно использовать следующую технологию, предложенную Федеральной предметной комиссией ФИЛИ и дополненную нами (таблица 1)
Таблица 1
Уровень подготовки выпускников
Характеристика выпускников Описание уровня подготовки выпускников Причины недостатков в подготовке учащихся
Допороговый уровень Первичный балл - 0-15 Экзаменуемые этой группы в целом не продемонстрировали владения умения- Несформированность ведущих компетенций языкового образова-
тестовый балл - 0-36 ми, составляющими предметные компетенции. ния и метапредметных умений
Первичный балл -16-35 тестовый балл 40-57 Экзаменуемые этой группы продемонстрировали: — частичную сформированность умений, относящихся к языковой компетенции. Это умения: — оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка; — проводить орфографический анализ по отдельным темам (правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени и правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-); — проводить пунктуационный анализ предложения с обособленными членами; — сформированность лингвистической компетенции в том объёме, который позволяет решать перечисленные выше задачи; — частичную сформированность умений, относящихся к коммуникативной компетенции. Это умения: — адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения; — определять последовательность предложений в тексте и средства связи между предложениями текста; — использовать основные приемы информационной обработки текста. Отсутствие планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка. Недостаточное владение методами морфемного анализа слова, неумение подбирать однокоренные слова Недостаточная систематизация знаний в области морфологии и синтаксиса. Несистематическая работа с текстом Несформированность метапредметных умений
Первичный балл -36-49 тестовый балл - 58-71 Экзаменуемые этой группы продемонстрировали следующие результаты: 1. Сформированность умений, относящихся к языковой компетенции. Это умения: — оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка; — оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка; — оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка; Несформированность ряда метапредметных умений Несформированность понятийного аппарата. Недостаточное развитие навыков аналитической работы со словом и текстом. Недостаточная систематизация знаний в области синтаксиса. Проблема адекватности и глубины восприятия текста. Недостаточное владение способами введения примеров-аргументов в текст.
ЧИППКРО
— оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка.
Не сформировано умение расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
2. Сформированное^ умений, относящихся к лингвистической компетенции. Это умения:
— проводить фонетический анализ слова;
— определять принадлежность предложения к определённой синтаксической модели по его смыслу и грамматическим признакам;
— проводить лексический анализ, проводить орфографический анализ, проводить пунктуационный анализ предложения;
— определять основные способы образования слов;
— проводить синтаксический анализ словосочетания;
— объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова. Не сформированы следующие умения:
— выполнять морфологический анализ;
— выполнять синтаксический анализ простого и сложного предложений. Хорошо сформирована коммуникативная компетенция, проявившаяся в умениях:
— адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения;
— определять последовательность предложений в тексте и средства связи между предложениями текста;
— использовать основные приемы информационной обработки текста;
— свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
— адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, ус-
Незнание способов цитирования. Неумение применять вставные конструкции (указания в скобках на номера соответствующих предложений).
Отсутствие начитанности Отсутствие регулярной практики в анализе языковых явлений речевого произведения
лышанному, увиденному; — оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; находить в тексте основные средства выразительности; — определять стили речи; — оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка. — Плохо сформировано умение оформлять речь в соответствии с речевыми нормами современного русского литературного языка при создании собственного высказывания.
Первичный балл -50-60 тестовый балл - 72-100 Экзаменуемые данной группы продемонстрировали высокий уровень сфор-мированности лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций
Экзамен показал, что у учащихся недостаточно сформирована способность проводить разнообразные виды языкового анализа на функционально-семантической основе, то есть с учетом семантической характеристики языкового явления и его функциональных особенностей. Подобный анализ, являющийся основой формирования лингвистической компетентности выпускников, развивает способность не только опознавать и анализировать языковые явления, но и правильно, стилистически уместно, выразительно употреблять их в собственной речи. Реализация данного аспекта в обучении требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению внутренней сути языкового явления, знакомства с разными типами языковых значений и формирования способности опираться на него при решении разнообразных языковых задач.
Вероятно, многие просчёты в формировании языковой компетентности связаны с отсутствием у экзаменуемых представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена. В связи с этим на уроках русского языка необходимо формировать умения опознавать, анализировать, квалифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации
и сфере общения, применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты требует от учителя совершенствования методического мастерства. На курсах повышения квалификации необходимо дать рекомендации учителям русского языка по совершенствованию методики преподавания предмета с учетом системно-
деятельностного компетентностного подхода к обучению.
Общие рекомендации по совершенствованию методики обучения русскому языку:
Многие недостатки в формировании коммуникативной компетентности экзаменуемых связаны с недостаточным вниманием при формировании коммуникативных умений и навыков учащихся к теоретическим (лингвистическим) знаниям. Именно сведения по теории речевого общения являются основой формирования системы коммуникативных умений и навыков. Для такого практически ориентированного курса, каким является курс русского языка, это необходимое условие, так как особенность обучения языку состоит не только в развитии и совершенствовании уже сложившейся речевой практики, но и в осмыслении учащимися своего речевого опыта при помощи соответствующих понятий. Весьма актуальной про-
блемой для современной методики преподавания русского языка остаётся проблема развития всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
С целью формирования у учащихся коммуникативной компетентности необходимо целенаправленно:
1) формировать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, общеучебные умения работы с книгой;
2) обучать анализу текста, интерпретации и созданию текстов различных стилей и типов речи;
3) развивать речь учащихся, умение рассуждать на предложенную тему, используя различные способы аргументации с соблюдением норм речевой этики;
4) формировать грамматико-правописные навыки.
Для повышения уровня языкового образования в целом необходимо:
1) сокращать разрыв между изучением теории и практикой в обучении русскому языку;
2) формировать системные представления учащихся о языковых явлениях и их много-функциональ ности;
3) добиваться овладения учащимися основными функциональными стилями, типами и формами речи, необходимыми для коммуникации в современном мире;
4) обучать свёртыванию и развёртыванию информации небольшого объёма (конспектированию, реферированию, составлению планов и отзывов, подготовке докладов и пр.);
5) решать проблему повышения уровня орфографической грамотности на основе таких разделов русского языка, как морфемика, словообразование и лексика;
6) формировать умение распознавать разнообразные синтаксические структуры в живой речи, прежде всего в тексте, и применять полученные знания в продуктивной речевой деятельности;
7) создать действенную систему подготовки к итоговой аттестации;
8) использовать эффективные технологии обучения, обеспечивающие разноуровневый и индивидуальный подход, овладеть методикой обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.
Литература
1. Кеспиков, В.Н. Реализация основных
направлений модернизации системы повышения квалификации: итоги и перспективы
[Текст] / В.Н. Кеспиков // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики: Материалы Всерос. науч.-практ. конф.: В 2 ч. Ч. 1. - М. - Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. - С. 3-11.
2. Махмутова, Л.Г. Формирование предметных образовательных компетенций младшего школьника на основе освоения учебника по математике [Текст] / Л.Г. Махмутова // Научное обеспечение системы повышения квалификации: научно-теоретический журнал. - Челябинск: «Образование», 2009. - № 2. - С. 129.