Научная статья на тему 'Компетентностный подход к формированию языковой личности младшего школьника'

Компетентностный подход к формированию языковой личности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / COMPETENCE-BASED APPROACH TO LEARNING / COMPETENCE / COMMUNICATION / LINGUISTIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Квасных Галина Сергеевна

В статье раскрываются особенности содержания компетентностного подхода для формирования и развития языковой личности младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH TO THE FORMATION OF LANGUAGE PERSON JUNIOR HIGH SCHOOLN STUDENTS

The article describes the features of the content of the competence approach for the formation and development of the linguistic identity of the younger schoolboy.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к формированию языковой личности младшего школьника»

О.М. Гущина, О.А. Крайнова ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОМ ПОДДЕРЖКИ ...

7. Бермус А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования : Монография. Изд-во РГПУ: Ростов-н/Д. 2002. - 288 с.

8. Полуянов В.Б. Теория и практика маркетинга в управлении профессиональным образованием : Дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 2001. - 471 с.

9. Гущина О.М. Информационная система управления знаниями для повышения качества высшего образования // Вестник ТулГУ. Серия Современные образовательные технологии в преподавании естественнонауч-

ных дисциплин. Вып. 12. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 203-208

10. Гущина О.М., Лаптева С.В. Структурный анализ в построении функциональной модели образовательной деятельности высшего учебного заведения // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 18-19 июня 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: SIMJET, 2013. С. 453-457

PROJECTING OF INFOTAINMENT SYSTEM OF KNOWLEDGE MANAGEMENT

© 2013

О.М. Gyshchina, Candidate of Pedagogical sciences, senior lecturer, senior lecturer of department

«Informatics and computers» O.A. Kraynova, Candidate of Pedagogical sciences, senior lecturer of department

«Informatics and computers»

Togliatti State University, Tolyatti (Russia)

Annotation: This article gives the technology the projecting of infotainment system of knowledge management, aimed for seeking and implementation of new works and methods of interaction between the educational environment and the principal participants to academic work.

Keywords: system of knowledge management, infotainment system of knowledge management, information support.

УДК 372.41

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

© 2013

Г.С. Квасных, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального

и дошкольного образования

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан)

Аннотация: В статье раскрываются особенности содержания компетентностного подхода для формирования и развития языковой личности младшего школьника.

Ключевые слова: компетентностный подход в обучении, компетентность, коммуникация, языковая личность.

Современное общество ставит множество целей перед образованием, среди которых огромное значение уделяется развитию личности ребенка, его способностям. Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, учитывая новые запросы рынка труда, сегодня претерпевает изменения. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях, т.е. обладал рядом компетенций.

Изменения в образовании, его модернизация - это процесс развития и постоянного движения вперед, это изменения, которые должны поэтапно происходить в образовании, подвергаться анализу, корректировке в соответствии с полученными результатами, что предполагает существенное обновление целей, структуры, содержания, методов и средств обучения, форм организации учебного процесса.

Одним из центральных критериев обучения русскому языку, наряду с формированием нравственных, эстетических, социально значимых качеств личности школьника, является развитие ученика как языковой личности, полноценно владеющей речью во всех ее видах и формах. В условиях коммуникативно-деятельностного подхода к обучению содержанием образования становится органическое единство процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, что обеспечивает формирование языковой личности ребенка, свободное владение им языком в разных сферах и ситуациях общения.

Важной частью формирования языковой личности в процессе управления языковым образованием является составление реестра компетенций, которыми она должна обладать [1].

Понятие «языковая личность» базируется на понятии личности как субъекта отношений и сознательной деятельности, определяющейся данной системой общественных отношений, культурой и обусловленной также биологическими ее особенностями. Личность одновременно и продукт, и субъект истории, культуры, ее творец и творение.

Творцом культуры человек становится благодаря способности быть субъектом деятельности, создающим и постоянно совершенствующим новую среду [2].

В настоящее время существенно меняются цели образования, при этом происходящие в мире изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. Обобщающим определением такого интегрального социально-личностного, индивидуально-поведенческого феномена как результата образования, в содержание которого входит мотивационно-ценностный, когнитивный компоненты и выступило понятие «компетенция».

Индивидуальный опыт учащегося становится основой субъектной позиции учащегося и, как следствие, основой для формирования его ключевой компетенции, не сам по себе, а лишь в процессе его осмысления, поэтому педагогически важными становятся не столько сами активные формы и методы работы на уроках, сколько их последующее обсуждение.

Опыт учащихся может проявляться через его собственное мнение, например в ходе дискуссии или обсуждения вводимых новых понятий. Это значит, что на-

ряду с традиционными формами и методами обучения, в арсенале учителя должны быть «компетентностные» формы и методы, т.е. в процесс преподавания должны быть включены не только деятельностные (ролевые и деловые игры, исследовательская деятельность учащихся, метод проектов, практические работы и т.д.), но и вербальные, которые, тем не менее, могут быть отнесены к активным методам обучения: обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся; открытое обсуждение новых понятий, в ходе которого неизбежно оказывается задействованной субъектная позиция учащихся и, опосредованно — их прежний опыт; открытое обсуждение проблемных ситуаций; дискуссия учащихся, столкновение их субъектных позиций.

Введение этих понятий - закономерное следствие более глубокого осмысления сущности целей преподавания русского языка, основанного на современных достижениях психологии и лингвистики. Оно делает возможным более полное и последовательное построение содержания обучения русскому языку во всем многообразии его функций. Известно, как сложны и многоаспектны цели и задачи обучения. Понятия компетенции помогает определить их более точно. Обеспечить формирование элементарной лингвистической компетенции, включающей в себя знания о русском языке как общественном явлении и развивающейся системе, а также необходимые сведения о лингвистической компетенции, языковой компетенции, включающей знание самого языка, владение всеми языковыми нормами, включая орфографические и пунктуационные; коммуникативной компетенции, предполагающей овладение различными видами речевой деятельности на основе речеведческих знаний.

До сравнительно недавнего времени толкование понятия «владение языком» не было достаточно полным и ограничивалось иногда, к сожалению, ограничивается и сегодня, уровнем знания основных языковых категорий, явлений, правил и правописной грамотностью учащихся. Понятия компетенции дает более четкие ориентиры при описании владения русским языком и для разработки измерителей уровня подготовки школьников, значительно изменяет всю систему контроля, учета и оценивания. Не случайно выполнение требований стандарта оценивается и по тестам языковой и лингвистической компетенций, а коммуникативная компетенция измеряется уровнями владения речевой деятельностью (чтением, письмом, устной монологической и диалогической речью).

Поставленные цели предполагают формирование у человека некого набора ключевых (сквозных) компетенций, которые позволяют ему успешно продолжать образование каждый раз, когда в этом возникает необходимость, при столкновении с проблемами, появляющимися в личной и профессиональной жизни.

В настоящее время в контексте глобализации компе-тентностный подход к образованию особенно востребован рамках Болонского процесса, позволяя преодолеть устоявшиеся когнитивные ориентации высшего образования, по-новому взглянуть на существующее содержание образования, методы и средства обучения [3].

Понятия компетенции и компетентности системные, многокомпонентные. Они характеризуют определенный круг предметов и процессов, реализуются на различных уровнях, то есть включают различные умственные операции (аналитические, критические, коммуникативные), а также практические умения, здравый смысл и имеют свою классификацию и иерархию. Общую компетентность человека можно представить, очевидно, как комплекс, включающий знаниевые (когнитивные), деятель-ностные (поведенческие) и отношенческие (аффективные) компоненты.

Необходимость формирования компетенций, начиная с начальной школы, подтверждает Н.В. Кирдяева в своей статье «Социально-ориентированная подготов-14

ка детей предшкольного возраста к начальному обучению». Так, она включает в указанную подготовку следующие компоненты, соотносимые нами с ключевыми компетенциями [4, с. 29].

1) информационный компонент:

- наличие обобщенных представлений об окружающем мире;

- умение анализировать информацию с любого вида с разных позиций;

- стремление расширить свой кругозор.

2) рефлексивный компонент:

- наличие представлений о себе;

- желание понимать свои собственные чувства и действия;

- способность к самонаблюдению;

- умение выражать свои желания и регулировать их в соответствии с правилами группы и семьи.

3) коммуникативный компонент:

- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

- способность к диалогу;

- наличие навыков этикета;

- умение работать и осуществлять совместную деятельность.

Основная теоретическая предпосылка введения понятия «компетенция» - это разграничение языка и речи. В школьной методике это связано с поисками путей более точного, строгого определения того, как ученик владеет языком. Под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают овладение им.

Исследователи, методисты в области языка определяют различные сочетания предметных компетенций, которые необходимо формировать на начальном этапе языкового обучения. Среди них выделяют: лингвистическую (языковедческую), языковую, речевую, коммуникативную, лингвокультурную, читательскую, правописную (орфографическую, каллиграфическую), нравственную и т.д. компетенции. Рассмотрим некоторые из них.

Языковая (лингвистическая) компетенция требует соблюдения норм литературного языка, овладения лексическими средствами. Анализа фактов и явлений языка. Сабитова Ж.И. выделяет следующие критерии языковой компетенции: владеет элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; анализирует звуко-буквенный состав слова; выделяет части слова; определяет принадлежность слова к части речи; разграничивает типы предложений по цели высказывания; находит главные и второстепенные члены предложения [5, с. 6-7].

Е. Быстрова дает следующее определение коммуникативной компетенции - «это знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, обстановке общения. К основным понятиям лингвистики речи относятся стили, типы речи, строения описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, анализ текста. Но знания и умения, базирующиеся на, еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной ситуации. Очень важно в этом плане собственно коммуникативное качество - умение выбрать лингвистическую форму, способ выражения, сообразные коммуникативному акту [6, с. 70; 7, 8].

Речевая компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности, базовыми умениями использования языка в различных сферах и ситуациях общения. И.А. Зимняя определила ее как систему основных видов речевой деятельности - слушания, говорения, чтения, письма [9, с. 105].

Лингвокультурная компетенция осознается в качестве самостоятельной, отдельной от собственно языковой и коммуникативной компетенцией.

Совершенно естественным является тот факт, что и методическая наука должна репрезентовать лингвокуль-турную компетенцию как самостоятельную, но производную от собственно языковой: взрослый носитель языка и коммуникант 6-10 лет только в том случае способны точно интерпретировать факты языка в категориях культуры, если достаточно осведомлены в грамматике или прагматике той или иной языковой системы [10].

Культуроведческая компетенция описана у Е. Быстровой как знание русского речевого этикета, наименований предметов и явлений традиционного быта, национальных игр, обрядов, обычаев, изобразительного искусства. В нее входит и знание невербальных средств общения: мимики, жестов. Существенное место в формировании культуроведческой компетенции занимает текст художественной литературы как материал для упражнений и разборов, как средство духовного и эстетического воспитания, и обучения школьников речевому общению. Для становления культуроведческой компетенции важно осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка, и истории народа, национально-культурной специфики русского языка и русского речевого и невербального поведения [6, с. 71].

Таким образом, могут быть сформулированы следующие рекомендации:

1) компетентностный подход в обучении русскому языку на начальной ступени обучения способствует достижению качества, т.к. вызывает устойчивый познавательный интерес учащихся; придает практический и прикладной характер обучению, развивает у обучающихся личностный опыт эффективного общения и др.

2) компетентностное обучение должно мотивировать развитие информационных, коммуникативных, кооперативных, проблемных способностей обучающихся, их готовность к эффективному обобщению на основе сформированных лингвистической, языковой, речевой, коммуникативной, культуроведческой компетенций;

3) представление языкового материала на уроках русского языка должно осуществляться в инструментальной функции языка;

4) задания и упражнения при компетентностном обучении должны быть интересными и одновременно доступными, чтобы вызвать у младших школьников готовности их выполнить и выполнить успешно; по своему содержанию задания и упражнения должны иметь личностный смысл для ученика, обогащать его личный опыт;

5) учебная деятельность младших школьников должна постепенно переходить в форму исследовательской, практически-преобразовательной, сама становится предметом усвоения;

6) в учебной деятельности важно не только постоянное упражнение своих языковых возможностей, языковое саморазвитие, но и сравнение своего продукта ре-четворческой деятельности с лучшими образцами;

7) при оценивании заданий и упражнений в аспекте компетентностного обучения следует учитывать: природа компетентности такова, что она хотя и является продуктом обучения, но прямо не вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза своего деятельностного и личностного опыта.

В современных условиях осуществляется комплекс мер, направленных на внедрение компетентностного образования, проводятся исследования по определению базовых и ключевых компетентностей как ожидаемых результатов обучения, разрабатываются стандарты образования, учебные программы, планы и пособия.

Таким образом, реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку возможна через определение ключевых и предметных компетенций и их формирование на начальном этапе обучения в школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Митусова О.А. Компетентностный подход к обучению и языковая личность // Высшее образование сегодня. - М.: ООО «Логос». - 2008. - №6. - С. 26 - 28.

2. Саяхова Л.Г. Компетентностный подход к формированию языковой личности в лингвокультурологи-ческой концепции обучения русскому языку // Вестник Башкирского университета. - 2011. - Т. 16. - № 3. - С. 282 - 292.

3. Будяк Л.В. Компетенностный подход в высшем образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - №1. - С. 31 - 35.

4. Кирдяева Н.В. Социально-ориентированная подготовка детей предшкольного возраста в начальному обучению // Начальная школа. - 2008. - №12. - С. 28 - 32.

5. Сабитова Ж.И. Обучение родному языку в контексте достижения ожидаемых результатов // Начальная школа Казахстана. - 2006.- №5.- С. 6 - 7.

6. Быстрова Е.А. Компетентный носитель языка // Народное образование. - 2002. - №5. - С. 70-71.

7. Коновалова Е.Ю. Современные аспекты языковой ситуации в условиях общественных изменений // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 23-25.

8. Коновалова Е.Ю. Особенности проявления языковой компетентности руководителей образовательных учреждений в аналитической деятельности // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 114-117.

9. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 148 с.

10. Свиридова А.В. К проблеме формирования лингвокультурной компетенции учащихся начальных классов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - №5 - С. 29 - 30.

COMPETENCE APPROACH TO THE FORMATION OF LANGUAGE PERSON JUNIOR

HIGH SCHOOLN STUDENTS

© 2013

G.S. Kvasnyh, candidate of pedagogical sciences, assistant professor

North Kazakhstan State University named after M.Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)

Annotation: The article describes the features of the content of the competence approach for the formation and development of the linguistic identity of the younger schoolboy.

Keywords: competence-based approach to learning, competence, communication, linguistic identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.