Научная статья на тему 'Реализация кластерной политики в АПК региона'

Реализация кластерной политики в АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация кластерной политики в АПК региона»

граммы сотрудничества, проводят мероприятия для школьников, студентов, ученых, представителей бизнеса и властей.

Таким образом, международные отношения в области агропромышленного производства и агропро-довольственных рынков носят разносторонний характер и нацелены не только на реализацию продукции, произведенной в регионе, но и на привлечение в АПК территории инновационных технологий и оборудования, позволяющих повысить конкурентоспособность этой продукции на мировых товарных рынках.

Источники

1. Этим гордится Алтай: Агропромышленный комплекс Алтая

/ Е.М. Ельникова, Н.Н. Чистяков, А.И. Овсиенко и др. Под общ. ред. д.т.н. проф. М.П. Щетинина, Барнаул. - 2008. 191 с.

2. http://altairegion22.ru/region_news/139246.html

3. support@www.agro.altai.ru

4. http://news.mail.ru/economics/3800128/

5. http://www.altaiinter.info/news/?id=24018

6. http://win.mail.ru/cgi-bin/msglist?folder=0#readmsg?id =13007911420000000888&folder =08^=3

7. http://win.mail.ru/cgi-bin/msglist?folder=0&583056461#/cgi-bin/readmsg О id= 12895337910000000998&folder=0

РЕАЛИЗАЦИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В АПК РЕГИОНА

Е.А. Асташова, к.э.н., доц., А.В. Зинич, к.э.н., доц.

Известно, что все сбои в хозяйственном механизме связаны с такими причинами, как неэквивалентный обмен товарами и услугами, расхождение экономических интересов у партнеров, несоответствие прав и обязанностей и др. В повседневной практике эти несоответствия, прежде всего, наиболее остро отражаются на работе сельскохозяйственных товаропроизводителей. Проявляются они в трудностях, с которыми хозяйства встречаются, когда реализуют продукцию, пользуются производственными услугами, вступают во взаимоотношения с органами управления и различными организациями.

С помощью проблемно-ориентированного подхода были изучены проблемы и противоречия в деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Реализация исследования включала три этапа: анализ среды, в которой взаимодействуют субъекты АПК; определение круга проблем, препятствующих их эффективному функционированию, что позволило выявить конкретные источники сверхнормативных издержек, как правило, имеющих в основном трансакционную составляющую [1] (около 30% от общей суммы затрат хозяйствую-

Омского государственного аграрного университета

щего субъекта); определение путей устранения противоречий во взаимодействии.

Первый и второй этапы исследования осуществлялись нами в рамках мониторинга функционирования субъектов хозяйствования АПК с 2003 г. При этом было выявлено, что в обеспечении продовольствием Омской области все большее значение приобретают крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. В то время как доля сельскохозяйственных организаций в валовом производстве за последние годы стабильно снижается и к 2010 г. составляет лишь 36,7%.

На протяжении ряда лет нами проводились анкетные опросы руководителей и специалистов организаций АПК, глав крестьянских хозяйств и представителей органов местного самоуправления. В процессе анализа противоречий и проблем не предлагался их заранее составленный «набор». Задача заключалась в том, чтобы каждый респондент, исходя из условий деятельности своего хозяйства, назвал наиболее острые вопросы, которые, по его мнению, возникают в работе. Выстроенный в итоге перечень проблем сгруппирован по направлениям деятельности (табл. 1)

Таблица 1 - Противоречия, возникающие у субъектов хозяйствования в процессе _взаимодействия с рыночными контрагентами_

Сфера взаимодействия Вид проблем и противоречий

Реализация продукции Недоступность информации о каналах реализации

Недоступность рынка сбыта, большое количество необоснованных посредников. Бессистемный характер реализации

Недостаточны мощности для хранения и перевозки продукции

Заготовительные организации не несли ответственности за сроки приемки продукции

Предприятия переработки и хранения (комбинаты, элеваторы и т.д.) не заинтересованы в предотвращении потерь при приеме продукции. Допускались значительные нарушения в оформлении документов, определении качества продукции (занижение показателей), сроках приема. Часто отходы, полученные при очистке и доработке продукции не возвращались

Монополизм заготовителя. Цены на сырье не стимулируют улучшать качество продукции и работу по ее заготовке.

Приобретение техники и запчастей Новая техника поступала некомплектной

Не выполнялись договорные обязательства по принятой к поставке технике, не соблюдались графики поставки

Вновь поступившая техника и запасные части были непригодны к работе

Значительная часть поступивших запасных частей непригодна к использованию

Оказание услуг Услуги обходятся необоснованно дорого хозяйству, дороже, чем ремонт собственными силами

Низкое качество гарантийного обслуживания

Отремонтированная техника, узлы и агрегаты не выдерживали гарантийных сроков

Низкое качество работ по рекламациям

Кроме представленных организационно-экономических проблем часто упоминались социально-демографические, включающие высокий уровень оттока населения из сельской местности; отсутствие у молодежи моти-

вации для работы в сельском хозяйстве. Отдельно сформировался административный блок: отсутствие централизованной базы мониторинга; высокие административные барьеры; отсутствие законодательно под-

твержденных форм функционирования, обеспечивающих системное взаимодействие субъектов АПК со всеми институтами агропродовольственного рынка.

Исследуя проблемы субъектов хозяйствования, мы пришли к выводу о целесообразности формирования экономических кластеров в АПК. В целом известны кластеры трех типов: высокотехнологичные кластеры, кластеры, ориентированные на производственную деятельность и ориентированные на сквозные технологии. Применительно к цели данной работы агропродовольствен-ный кластер мы относим ко второму типу - производственная деятельность. В нашей интерпретации - это региональная инновационная инфраструктура, составляющая общей инфраструктуры регионального АПК.

Для Омской области региональный агропромышленный кластер может иметь структуру, представленную на рис. 1. На практике состав участников формируется в соответствии с потребностями рынка в реализации обменных, производственных и обслуживающих функций.

Координирует деятельность кластера совет. Роль региональных органов власти состоит в разработке необходимого методико-аналитического инструментария, ведении соответствующей базы данных. Ключевое зна-

чение в функционировании кластера должны играть непосредственно хозяйствующие субъекты. Особо следует отметить роль отдела стратегического развития, поскольку исторически у Омской области складывались тесные партнерские отношения с бизнес-структурами Республики Казахстан. Используя имеющийся опыт, можно расширить сферу проникновения участников кластера на федеральные и международные рынки.

Инновационная составляющая в системе кластера включает организации и учреждения сферы услуг. В частности: информационное обеспечение сделок, инновационные разработки, консультирование. В совокупности они образуют инфраструктуру инновационного процесса.

Поиск резервов повышения эффективности функционирования участников кластера проходил в рамках третьего этапа проблемно-ориентированного подхода. Были определены пути устранения противоречий во взаимодействии товаропроизводителей с рыночными субъектами. Проследим основные моменты решения проблем.

Ь

Совет по координации кластера

•С

Исполнительная дирекция

Учебные заведения

ОмГАУ

ИПК и агробизнеса ОмГАУ

Омский аграрный техникум

НИИ

СибНИИСХ

ОКБ СО РАСХН

Омский филиал ЦНИИМ

Промышленные и обществе нные объединения

Клуб 100

Аграрная партия России

Органы государственной _власти_

МСХиП Омской области

Региональное Министерство экономического развития _и торговли_

Региональное Министерство финансов

Администрация Омской области

Федеральные органы управления «Сибирское соглашение»

Органы местного самоуправления

Ресурсы +

ВладельЦЫ Производители земли сельхоз.техники Рабочая сила Производители и поставщики семян и удобрений Инфраструкту ра Консалтинг Строительство Складские услуги

Рынок

Губернская ярмарка.

Посреднические, торговые и сбытовые

организации

Отдел стратегических разработок:

Международное сотрудничество Межрегиональное сотрудничество

Рисунок 1 - Принципиальная

В сфере реализации продукции. Предусматривается наличие долгосрочных договоренностей о поставках, своевременное обеспечение информацией субъектов рынка. Кроме того, освоение новых для отраслевых региональных масштабов видов торговой деятельности (в частности развитие системы электронных торгов) позволит увеличить не только возможности товаропроизводителей реализовать продукцию с меньшими издержками и в кратчайшие сроки, но и расширит контактную аудиторию, упростит внешнее взаимодействие. Выход на рынок, минуя звено посредников, обеспечит увеличение доли сельскохозяйственных производителей в конечной цене продукта с 35 до 60%. С другой стороны, обеспечит решение стратегической задачи, поставленной Прави-

а агропромышленного кластера

тельством РФ, достижения доли отечественной продовольственной продукции на рынке до 70%.

Для обеспечения доступности финансовых средств в рамках кластера создаются общества взаимного страхования и кредитования, что будет способствовать выполнению Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Планируется повысить удельный вес застрахованных площадей посевов в общей площади до 40%. Особенно это важно в условиях так называемого рискованного земледелия, где на 10-12 лет приходится всего 2-3 урожайных года.

В сфере хранения продукции. При реализации продукции в сезон (в большей степени это касается растениеводческой продукции) упущенная выгода хозяйств достигает до 40% от стоимости продукции в зимне-весенний период (в ценах 2009 г. это составляет порядка 2500 руб. с 1 т зерна). Функционирующие внутри кластера предприятия имеют возможность объединить усилия и создать общую транспортно-складскую сеть, удовлетворив тем самым потребность в данном виде услуг.

В сфере материально-технического обеспечения устранение недостатков возможно при установлении в рамках кластера долгосрочного делового сотрудничества с крупными предприятиями сферы МТО (в Омской области это такие, как ОАО «Се-миреченская база снабжения», ОАО «Карбышев-ская база снабжения» и др.).

Информационное обеспечение. С целью создания условий для формирования конкурентной среды в торговле сельскохозяйственной продукцией в рамках кластерной политики предполагается:

- использование Internet ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия и кафедры экономики и управления с.-х. производством ОмГАУ;

- создание организации саморегулирования как низкозатратного механизма коллективного принятия решений, возможность внесудебного разрешения споров хозяйствующих субъектов, что приве-

дет к снижению трансакционных издержек, поможет в преодолении административных барьеров.

Качество продукции и сырья. Создание в рамках кластера независимой организации по определению качества продукции будет способствовать устранению разногласий и сокращению трансакци-онных издержек. По данным проведенных исследований только от предотвращения занижения классности зерна производители смогут избежать от 15 до 20% потерь выручки.

Таким образом создание в Омской области агропромышленного кластера обеспечит синергети-ческий эффект, обусловленный взаимодополнением и согласованностью мероприятий по совершенствованию институциональной структуры регионального агропродовольственного рынка. Повысится доходность не только субъектов производственного сектора, но и смежных с ним секторов экономики. Реализация кластерной политики позволит повысить конкурентоспособность хозяйствующих субъектов как на внутреннем, так и на внешних рынках, будет способствовать развитию регионального и международного сотрудничества. В свою очередь увеличатся поступления в бюджетную систему Омской области и доходы населения.

Источники

1. Стукач В.Ф. Управление трансакционными издержками //АПК: экономика, управление. - 2006. - № 3. - С. 18-20.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР В СВЕКЛОСАХАРНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ РЕГИОНА

Н.В. Карамнова, к.э.н., доц., докторант Мичуринского государственного аграрного университета

Формирование интегрированных структур в свеклосахарном производстве представляет собой комплекс взаимосвязанных задач по созданию хозяйствующего субъекта, который должен функционировать на основе соответствующей производственной структуры финансово-кредитных отношений его участников и системы управления. Разработка механизма развития таких структур состоит в обосновании совокупности методических положений, обеспечивающих реализацию конкретных этапов и решения поставленных задач.

При создании интегрированных структур целесообразно учитывать следующую этапность:

I этап. Организационно-экономическая оценка деятельности предприятий свеклосахарного производства. Данный этап обуславливает проведение углубленного анализа деятельности предприятий свеклосахарного производства и определение тенденций его развития с учетом особенностей функционирования товаропроизводителей в рыночных условиях хозяйствования.

II этап. Определение мотивов формирования интеграционных процессов.

Основным мотивом развития интеграционных процессов является интегрирование в единое целое производства, переработки и реализации продукции свеклосахарного производства с целью создания условий продвижения на рынок конкурентоспособной продукции, преодоления монополизма и вытеснения из оборота излишних посредников, обеспечения материальной заинтересованности в производстве высококачественной продукции.

III этап. Выявление основных целей и задач функционирования интегрированного формирования.

Основной целью создания интегрированных формирований является: достижение высокой стабильности и ритмичности в снабжении перерабатывающей промышленности сырьем высокого качества.

Цель обуславливают решение следующих задач: восстановление утраченных перерабатывающими предприятиями сырьевых зон; разработка комплекса мер по восстановлению и совершенствованию межотраслевых связей; создание механизм взаимной заинтересованности в выпуске конечной продукции; защита внутреннего рынка сбыта продукции собственного производства; обеспечение кредитования предприятий под низкие проценты сезонных затрат; изыскание денежных средств на обновление техники, оборудования, реконструкцию и модернизацию предприятий свеклосахарного производства.

IV этап. Выбор эффективной модели интегрированного формирования.

Основным критерием выбора той или иной формы агропромышленной интеграции является способность поддерживать и развивать производственно-экономические связи, которые в свою очередь свидетельствуют об уровне сближения интересов партнеров и результате функционирования интегрированного формирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V этап. Формирование организационно-экономического механизма хозяйствования интегрированного объединения.

Организационно-экономический механизм агропромышленной интеграции представляет собой конкретное выражение межотраслевого взаимодействия предприятий в рамках определенных организационных форм посредством использования совокупности экономических средств, методов и инструментов, направленных на обеспечение сти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.