В сфере хранения продукции. При реализации продукции в сезон (в большей степени это касается растениеводческой продукции) упущенная выгода хозяйств достигает до 40% от стоимости продукции в зимне-весенний период (в ценах 2009 г. это составляет порядка 2500 руб. с 1 т зерна). Функционирующие внутри кластера предприятия имеют возможность объединить усилия и создать общую транспортно-складскую сеть, удовлетворив тем самым потребность в данном виде услуг.
В сфере материально-технического обеспечения устранение недостатков возможно при установлении в рамках кластера долгосрочного делового сотрудничества с крупными предприятиями сферы МТО (в Омской области это такие, как ОАО «Се-миреченская база снабжения», ОАО «Карбышев-ская база снабжения» и др.).
Информационное обеспечение. С целью создания условий для формирования конкурентной среды в торговле сельскохозяйственной продукцией в рамках кластерной политики предполагается:
- использование Intemet ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия и кафедры экономики и управления с.-х. производством ОмГАУ;
- создание организации саморегулирования как низкозатратного механизма коллективного принятия решений, возможность внесудебного разрешения споров хозяйствующих субъектов, что приве-
дет к снижению трансакционных издержек, поможет в преодолении административных барьеров.
Качество продукции и сырья. Создание в рамках кластера независимой организации по определению качества продукции будет способствовать устранению разногласий и сокращению трансакционных издержек. По данным проведенных исследований только от предотвращения занижения классности зерна производители смогут избежать от 15 до 20% потерь выручки.
Таким образом создание в Омской области агропромышленного кластера обеспечит синергетический эффект, обусловленный взаимодополнением и согласованностью мероприятий по совершенствованию институциональной структуры регионального агропродовольственного рынка. Повысится доходность не только субъектов производственного сектора, но и смежных с ним секторов экономики. Реализация кластерной политики позволит повысить конкурентоспособность хозяйствующих субъектов как на внутреннем, так и на внешних рынках, будет способствовать развитию регионального и международного сотрудничества. В свою очередь увеличатся поступления в бюджетную систему Омской области и доходы населения.
Источники
1. Стукач В.Ф. Управление трансакционными издержками //АПК: экономика, управление. - 2006. - № 3. - С. 18-20.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР В СВЕКЛОСАХАРНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ РЕГИОНА
Н.В. Карамнова, к.э.н., доц., докторант Мичуринского государственного аграрного университета
Формирование интегрированных структур в свеклосахарном производстве представляет собой комплекс взаимосвязанных задач по созданию хозяйствующего субъекта, который должен функционировать на основе соответствующей производственной структуры финансово-кредитных отношений его участников и системы управления. Разработка механизма развития таких структур состоит в обосновании совокупности методических положений, обеспечивающих реализацию конкретных этапов и решения поставленных задач.
При создании интегрированных структур целесообразно учитывать следующую этапность:
I этап. Организационно-экономическая оценка деятельности предприятий свеклосахарного производства. Данный этап обуславливает проведение углубленного анализа деятельности предприятий свеклосахарного производства и определение тенденций его развития с учетом особенностей функционирования товаропроизводителей в рыночных условиях хозяйствования.
II этап. Определение мотивов формирования интеграционных процессов.
Основным мотивом развития интеграционных процессов является интегрирование в единое целое производства, переработки и реализации продукции свеклосахарного производства с целью создания условий продвижения на рынок конкурентоспособной продукции, преодоления монополизма и вытеснения из оборота излишних посредников, обеспечения материальной заинтересованности в производстве высококачественной продукции.
III этап. Выявление основных целей и задач функционирования интегрированного формирования.
Основной целью создания интегрированных формирований является: достижение высокой стабильности и ритмичности в снабжении перерабатывающей промышленности сырьем высокого качества.
Цель обуславливают решение следующих задач: восстановление утраченных перерабаты-
вающими предприятиями сырьевых зон; разработка комплекса мер по восстановлению и совершенствованию межотраслевых связей; создание механизм взаимной заинтересованности в выпуске конечной продукции; защита внутреннего рынка сбыта продукции собственного производства; обеспечение кредитования предприятий под низкие проценты сезонных затрат; изыскание денежных средств на обновление техники, оборудования, реконструкцию и модернизацию предприятий свеклосахарного производства.
IV этап. Выбор эффективной модели интегрированного формирования.
Основным критерием выбора той или иной формы агропромышленной интеграции является способность поддерживать и развивать производственно-экономические связи, которые в свою очередь свидетельствуют об уровне сближения интересов партнеров и результате функционирования интегрированного формирования.
V этап. Формирование организационноэкономического механизма хозяйствования интегрированного объединения.
Организационно-экономический механизм агропромышленной интеграции представляет собой конкретное выражение межотраслевого взаимо-
действия предприятий в рамках определенных организационных форм посредством использования совокупности экономических средств, методов и инструментов, направленных на обеспечение сти-
мулирования воспроизводственной деятельности технологически связанных субъектов агропромышленного производства. Предметом механизма взаимодействия являются ценовые и стоимостные межотраслевые воспроизводственные пропорции.
VI этап. Обоснование эффективности создания интегрированной структуры.
При определении показателей организационно-экономической оценки деятельности предприятий свеклосахарного производства важно, чтобы они отражали не только финансово-экономические результаты, но и учитывали и другие аспекты его деятельности, включая социальные и экологические, способствовали стимулированию условий повышения эффективности и отражали основные цели и задачи функционирования интегрированной структуры как целостной системы.
Рассмотренные этапы и методические подходы формирования и развития интегрированных структур позволяют не только определить цели их создания и функционирования, установить сложившиеся взаимосвязи, выявить основные составляющие экономического механизма, оценить возможности практического решения имеющихся проблем в аграрном секторе.
Тамбовская область является одним из наиболее благоприятных регионов свеклосеяния в Российской Федерации. Положительным фактором является
высокий процент накопления сахара в корнеплодах, что дает возможность сахарным заводам работать с хорошими производственными показателями. Географическое положение способствует развитию хозяйственной деятельности. Область пересекается важными железными и автомобильными дорогами, что благоприятствует доставке сырья, топлива, оборудования и вывозу производимой продукции.
Сложившаяся система развития свеклосахарного производства позволяет сформировать свеклосахарный кластер, структура которого должна состоять из следующих элементов (рис. 1):
- сахарной промышленности;
- свекловодства, как поставщика сырья;
- инфраструктурной отрасли по производственно-техническому обслуживанию, материальнотехническому и научно-техническому обеспечению, представленная учреждениями и предприятиями, специализирующихся на:
- селекции и семеноводстве сахарной свеклы;
- подготовке и переподготовке специалистов-селекционеров и семеноводов по сахарной свекле;
- оказании информационно-маркетинговых
услуг;
- сельхозмашиностроение как поставщик сельхозтехники для возделывания сахарной свеклы;
- химическая промышленность, как поставщик минеральных удобрений для свекловодства.
Социальная инфраструктура
Энергосис- тема
Дорожное хозяйство Газо-, водотепло-снабжение Строи- тельство Складские услуги
Производственная инфраструктура
Производители сахарной свеклы
Сельскохозяйственные организации
Малые
предприятия
Крестьянские
(фермерские)
хозяйства
Хозяйства
населения
Сахарные заводы
ОАО «Сахар- ОАО «Зна- ОАО «Кир- ОАО « ЗАО
ный завод менский сановский Сахарный «Уваров-
«Жердев- сахарный сахарный завод «Ни- ский
ский» завод» завод «Кри- кифоров- сахарный
сталл» ский» завод»
Торговая сеть
Оптовая торговля
Розничная торговля
Потребители
Насе-
ление
Пищевая промышленность (кондитерская, молочная, консервная и т.д.)
Фармацевтическая и медицинская промышленность
Сельское
хозяйство
Предприятия по производству минеральных удобрений, средств защиты растений
Семеноводческие хозяйства по производству элитных семян сахарной свеклы
Сеть предприятий по материальнотехническому обслуживанию
Рисунок 1 - Концептуальная схема свеклосахарного кластера в Тамбовской области (проект)
Стержневым элементом свеклосахарного кластера должна быть интегрирующая продуктовотехнологическая цепочка, при прохождении которой формируется и распределяется добавленная стоимость конечного продукта
Формирование кластера будет способствовать экономическому стимулированию в свекловодстве, семеноводстве, сахарной промышленности, сельскохозяйственном и пищевом машиностроении и иметь стратегическое значение для стабилизации
отечественного свеклосахарного производства, что будет способствовать росту ее экономики, функционированию механизма обеспечения и поддержания сбалансированности и динамичного развития всех сфер свеклосахарного подкомплекса.
В стратегической перспективе интегрированные формирования должны стать основными игроками, определяющими развитие свеклосахарного производства. Обладая обширными возможностями по привлечению, консолидации и распределению
активов, полученных от хозяйств с кризисным финансовым состоянием, интегрированные компании смогут сконцентрировать значительное количество производственных ресурсов, в первую очередь сельскохозяйственных угодий. Возможность координации экономических интересов участников интегрирован-
ного формирования позволит обеспечить сбалансированное развитие звеньев продуктово-технологической цепочки, создать условия по поддержанию процессов расширенного воспроизводства.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК Ю.Ю. Частухина, к.э.н., доц. Пензенского государственного университета
В современных экономических условиях важное значение для сельского хозяйства приобретают меры государственной регулирования отрасли, устойчивого развития сельских территорий, повышения качества и конкурентоспособности продукции российского АПК на внутреннем и внешних рынках, что может быть обеспечено только посредством адекватного формирования и эффективного использования ресурсного потенциала аграрного сектора.
Реализация в 2006-2007 гг. приоритетного национального проекта "Развитие АПК" способствовала значительному росту инвестиций в отрасль, что увеличило совокупный ресурсный потенциал сельского хозяйства. Эта тенденция была продолжена с реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рын-
ков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.
Одной из главных составляющих Государственной программы является совокупность параметров, целевых индикаторов и система мер по формированию и рациональному использованию ресурсного потенциала сельского хозяйства (табл. 1).
Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства в соответствии с Государственной программой является техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники. Для достижения поставленной цели ставятся задачи по стимулированию приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства и кормопроизводства.
Таблица 1 - Основные параметры прогноза развития сельского хозяйства, финансовое обеспечение и целе-
Показатели Единица измерения 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
1 2 3 4 5 6 7
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в % к предыдущему году 103,8 103,9 104,1 104,1 104,1
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства 115 110,6 110,2 108,5 107,1
Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях:
тракторы -"- 5,2 6,6 8 9,2 10,3
комбайны зерноуборочные -"- 7,4 8,6 10,4 11,5 13
комбайны кормоуборочные -"- 11,8 12,8 12,4 12 11,6
Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин) л.с. 134 145 152 161 168
Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий в %кпредыдущему году 104,8 104,9 105,2 105,2 105,2
Поддержание почвенного плодородия - всего В том числе: капитальные вложения, предусмотренные на строительство, реконструкцию и восстановление мелиоративных систем прочие расходы - всего млн руб. млн руб. млн руб. 8 174,4 5 006,1 3 139,3 10 667,3 5 835 4 802,3 11 404,4 5 810,2 5 559,2 12 195,9 5 700,9 6 455 12 982,5 6 035,5 6 911
Создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства - всего В том числе: научно-исследовательские и опытноконструкторские работы капитальные вложения в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы мероприятия в области сельскохозяйственного производства млн руб. млн руб. млн руб. млн руб. млн руб. 572,2 212,9 224,8 134,5 1 002,2 178.3 496,5 327.4 1 021,2 108,9 549,3 363 1 050,1 90,1 565 395 874 110 345 419
Развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства млн руб. 816,5 947,3 1 055,4 1 113,5 1 168,6
Повышение доступности кредитов - всего В том числе: субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам (займам) млн руб. млн руб. 22826,7 6000 31 096,43 9 000 38 445,05 10 000 40 238,4 10 500 40 537,1 11 025