Научная статья на тему 'Инфраструктура, обеспечивающая развитие кластера малых форм хозяйствования'

Инфраструктура, обеспечивающая развитие кластера малых форм хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клименко А. В.

Статья посвящена проблеме развития институтов инфраструктуры, обеспечивающих реализацию региональной кластерной политики в секторе малых форм хозяйствования. Определены основные звенья инфраструктуры, функционирование которых позволяет решать проблемы сектора малых форм хозяйствования, а также указаны основные преимущества кластерного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The infrastructure providing cluster development of small farm enterprises

The article is devoted to the development of infrastructure institutions providing the realization of regional cluster policy in the small farms sector. The main infrastructure links are determined. It is the functioning of these links that allows to solve the problems of small farm enterprises. The main advantages of cluster development are pointed out.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура, обеспечивающая развитие кластера малых форм хозяйствования»

Инфраструктура, обеспечивающая развитие кластера малых форм хозяйствования

А.В. Клименко, аспирант, Институт экономики и финансов Омского ГАУ

В Омской области наряду с крупными сельскохозяйственными предприятиями сформировался сектор малых форм хозяйствования, являющийся полноправным и неотъемлемым элементом современного агропромышленного комплекса и сельской экономики. Крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами производится до 70% продукции растениеводства, 50% продукции животноводства. В их пользовании находится 24% посевных площадей и около 4% всех сельскохозяйственных угодий. Эта категория товаропроизводителей представлена практически во всех сегментах рынка.

Устойчивое развитие данного сектора невозможно без наличия соответствующей инфраструктуры, способствующей осуществлению рыночного процесса, продвижению, сохранению и рациональному использованию аграрной продукции. Кроме того, на современном этапе развития возникает необходимость в появлении некоторого координирующего института, который бы инициировал и организовывал процесс взаимодействия между участниками, был осведомлен

и анализировал все многообразие проектов, программ, проблем, поддерживал эффективную обратную связь с властными структурами и субъектами отношений. В основе этого направления находится кластерный подход.

Под кластером в данном случае понимается группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [1].

Кластер малых форм хозяйствования — это целостная система географически соседствующих рыночных субъектов, включающая в себя не только крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, но и связанные с ними организации производственной, финансовой, маркетинговой инфраструктуры, образования, консалтинга. Важно также участие при этом органов государственной власти местного и федерального значения.

В целом Омская область отличается достаточным научно-технологическим потенциалом, относительно развитой инфраструктурой. В табл. 1 сгруппированы основные институты инфраструктуры, обслуживающей малые формы хозяйствования в АПК региона.

1. Институты инфраструктуры, обслуживающие малые формы хозяйствования

в региональном АПК

Сфера деятельности Институты инфраструктуры

Производственное обслуживание Машиностроительные предприятия Предприятия по производству удобрений, пестицидов и других ресурсов Предприятия материально-технического обслуживания Машинно-технологические станции по оказанию услуг и лизингу техники Ремонтно-технические предприятия Предприятия по агрохимическому обслуживанию Элеваторы и хлебоприемные пункты Перерабатывающие предприятия Энергетические предприятия Поставщики ГСМ Предприятия связи Складское и холодильное хозяйство

Научное обеспечение, подготовка и повышение квалификации кадров СибНИИСХ Опытно-конструкторское бюро СО РАСХН Омский филиал ЦНИИМ Центр научно-технической информации Омский государственный аграрный университет Институт повышения квалификации и агробизнеса ОмГАУ Учебные заведения сельскохозяйственного профиля Научная библиотека ОмГАУ

Информационноправовое обслуживание Информационно-консультационная служба ОмГАУ Консалтинговые компании Областной статистический комитет Областная и районные информационно-аналитические службы АПК Губернская ярмарка Постоянно действующая выставка «АгроОмск» Информационно-аналитические системы в сети Intemet Сайты в сети Интернет: www.agroresearch.h10.ru,www.omsk.aris.ru Арбитражные и третейские суды Адвокатские конторы Нотариальные конторы Средства массовой информации Служба занятости Рекламные агентства

Торговля, посреднические и сбытовые организации Центры оптовой и розничной торговли ресурсами Дилерские службы Центры по продаже и обмену технических средств

Финансово-кредитные организации Коммерческие банки Страховые компании Лизинговые фирмы Кредитные кооперативы

Г осударственные структуры, программы по мониторингу и регулированию рынка Министерства и ведомства Управления сельского хозяйства районных администраций Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и с-х. кооперативов России (АККОР) Налоговые инспекции Областная станция защиты растений Агентство Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по Омской области Государственные структуры по земельным ресурсам и землеустройству

Наличие и эффективное функционирование данных институтов позволяет решать большое количество проблем, имеющихся у крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. Более того, объединение всех перечисленных субъектов в единую систему, координируемую одним органом, позволит не только создать условия для комфортной деятельности на рынке, но и обеспечит снижение всех видов издержек, что, безуслов-

но, повлияет на конкурентоспособность как сектора малых форм хозяйствования, так и всей региональной агропродовольственной сферы.

Реализация данных направлений деятельности возможна в рамках региональной кластерной политики. На рисунке приведена схема организационной структуры кластера «Развитие малых форм хозяйствования в АПК региона», где показано взаимодействие всех рыночных субъек-

148

2. Направления повышения эффективности деятельности сектора малых форм хозяйствования в рамках кластера «Развитие малых форм хозяйствования в АПК региона»

Сфера деятельности Основные проблемы Направления деятельности Эффект от развития институтов инфраструктуры, обеспечивающих реализацию кластерной политики

1 2 3 4

Производственное обслуживание

Материально- техническое обеспечение Нехватка техники в период сезонных работ. Поставка, бракованной техники и комплектующих, несоблюдение сроков поставки Участие в кластере ведущих предприятий сферы МТО - ОАО Семиреченская база снабжения, Карбышевская база снабжения и др. Своевременная поставка качественной техники, оперативное осуществление ремонтных работ - основная составляющая успеха в период сезонных работ. Так, в случае несоблюдения агротехнических сроков потери урожая составят около 20%. При средней урожайности по области 14 ц/га и стоимости 1 ц зерна 4 класса в среднем 290 руб./ц потери с 1 гектара составят 812 руб.

Хранение продукции Отсутствие собственного складского хозяйства Создание собственной транспортно-складской сети При реализации продукции (в большей степени это касается растениеводческой продукции) не в сезон (осенью, в период уборочной, или весной, в период подготовки к весеннее-полевым работам) возможно увеличение стоимости продукции до 40% (в ценах 2006-2007 гг. это составляет порядка 2500 руб. с 1 т зерна)

Качество продукции Частые конфликты с определением качества продукции при ее реализации (зачастую претензии имеют неправомерный характер) Создание независимой организации по определению качества продукции сельхозтоваропроизводителей Хозяйствующие субъекты несут большие потери в виде недополученной выручки из-за неправильного определения качества продукции в процессе ее реализации. По данным исследований, указанные потери сельскохозяйственных предприятий составляют от 10 до 20% выручки от реализации. Создание независимой организации по определению качества продукции позволит разрешить многие проблемы и разногласия между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями, а также сократить трансакционные издержки сельскохозяйственных предприятий. Только от предотвращения занижения классности зерна производители смогут избежать от 15 до 20% потерь выручки

Научное обеспечение, подготовка и повышение квалификации кадров, информационно-правовое обслуживание

Подготовка квалифицированных кадров, внедрение инноваций в производство. Консалтинг, информацион-но-правовое регулирование Недостаток кадров на селе, информации о НИОКР. Дефицит информации о ценах на различных рынках по каналам продаж. Недостаточное развитие системы правового регулирования. Отсутствие канала «обратной связи» Участие в грантах и реализация федеральных и региональных программ по подготовке и переподготовке специалистов АПК; развитие сети информационно-консультационных услуг на базе ИКС ОмГАУ; использование Шете!;-ресурсов министерства сельского хозяйства и продовольствия и кафедры экономики и управления с.-х. производством ОмГАУ; создание организации саморегулирования Создание единой системы информации позволит получать оперативные и достоверные сведения о ценах, возможных местах и сроках продаж. Путем экономии на издержках поиска информации и предупреждения оппортунистического поведения возможно значительно снизить трансакционные издержки (уровень данных издержек зачастую доходит до 30%) от общих расходов хозяйствующих субъектов). Создание организаций саморегулирования - это обеспечение низкозатратного механизма коллективного принятия решений, возможность внесудебного разрешения споров хозяйствующих субъектов, что приведет к снижению трансакционных издержек, поможет в преодолении административных барьеров. Участие государственных органов наладит механизм обратной связи, позволит уменьшить асимметричность информации между государством и предприятиями и в целом улучшит процесс координации агропродовольственного рынка

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

149

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4

Торговля, посреднические и сбытовые организации

Сбыт продукции Проблема сбыта продукции по выгодным ценам и в оптимальные сроки. Наличие на рынке большого количества посредников Формирование рациональных продуктовых цепочек; выход на рынки города и районов области, осуществление экспортных операций; участие в Губернской ярмарке; развитие договорных отношений с установлением долговременных связей; использование системы электронной торговли Регулирование агропродовольственного рынка должно осуществляться с целью повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, поддержания доходности отечественных товаропроизводителей. ■ С одной стороны, это позволит решить стратегическую задачу, поставленную Правительством РФ в обеспечении доли отечественной продовольственной продукции на рынке до 70%, поскольку доступ производителей к местам реализации продукции будет обеспечен ■ С другой стороны, очевидна выгода для хозяйствующих субъектов. При реализации продукции или использовании рациональной цепочки товародвижения происходит увеличение доли производителя в конечной цене продукта с 35 до 60-70%)

Финансово-кредитные организации

Кредитование Слабо развита практика кредитования малых форм хозяйствования Расширение доступа товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях, через: ■ создание обществ взаимного кредитования; ■ использование средств государственной поддержки Результатами осуществления мероприятий по обеспечению доступности кредитов являются: ■ повышение финансовой устойчивости субъектов малых форм хозяйствования ■ обеспечение возможности осуществления воспроизводственного процесса ■ увеличение прибыли (при условии предоставления субсидий на возмещение процентов по кредиту в размере 95%о ставки рефинансирования ЦБ РФ из федерального бюджета и 5%о из областного доход возрастает на 3,5%)

Страхование Недоступность системы страхования для представителей малых форм хозяйствования Создание обществ взаимного страхования В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. планируется повысить удельный вес застрахованных площадей посевов в общей площади до 40%). Особенно это важно в условиях так называемого рискованного земледелия, где, по оценкам самих производителей, на 10-12 лет приходится всего 2-3 урожайных года

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Г Совет по координации кластера

Исполнительная дирекция

Учебные заведения

ОмГАУ

ИПК и агробизнеса ОмГАУ

Омский аграрный техникум

НИИ

СибНИИСХ

ОКБ СО РАСХН

Омский филиал ЦНИИМ

Промышленные и общественные объединения

Клуб 100

Аграрная партия России

Органы государственной ______власти______

МСХиП Омской области

Региональное министерство экономического развития и торговли

Региональное министерство финансов

Администрация Омской области

Федеральные органы управления «Сибирское соглашение»

Органы местного самоуправления

П роиззодители земля сельхозтехники

Рабочаясила

Ресурсы

Произвсдигелии

посТаацикисемяни

удобрений

Инфрр-

структура

Консалтинг

Строительство

Складские

ус/уги

\ I

Программы Политика Совместная деятельность Координация

X 4

Нормы

Законы

С.-х. товаропроизводители

Хозяйства малых форм собственности

Личные подсоб ные хозяйства

Крестьянские (фермерские) хозяйства

С.-х. и перерабатывающие предприятия различных форм собственности

Информация

Лоббирование

и

Экспертиза

X

Информация

I

Страхование Обслуживание Ресурсы

Ресурсы

Произвсдигелитехнслюгий Страхова екм пни Материалы-о- техническое

Электроэнергия Призвсдигетиіи поставщики сыабкен/те

ГСМ Финанссвыюусгут

Рынок

Губернская ярмарка

Посреднические, торговые и сбытовые организации

Инф раструктура

Автомобильные и железные дороги

Элеваторы

Складские

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

помещения

ИКС АПК Омской области

МТО

Информация

База данных по инновациям в ИКС при ОмГАУ

Областной стат. комитет

ЦНТИ

Научная библиотека ОмГАУ

Выставка «АгроОмск:

Рис. - Схема организационной структуры кластера «Развитие малых форм хозяйствования в АПК региона»

тов. В рамках существующего законодательства организационной формой данной интегрированной структуры может стать некоммерческое партнерство.

При поиске резервов повышения эффективности функционирования участников кластера использован проблемно-ориентированный подход [2], реализуемый в три этапа. На первом этапе анализа происходит изучение среды, в которой взаимодействуют субъекты малых форм хозяйствования с партнерами в АПК. Второй этап заключается в определении круга проблем, препятствующих их эффективному функционированию. Это позволяет выявить конкретные источники сверхнормативных издержек. На третьем, заключительном этапе намечаются пути устранения противоречий во взаимодействии представителей малых форм хозяйствования с другими рыночными институтами. Основные моменты анализа представлены в таблице 2.

Таким образом, развитие институтов инфраструктуры, обеспечивающих реализацию кластерной политики, а также непосредственное со-

здание кластера «Развитие малых форм хозяйствования в АПК региона» позволит использовать новые, адекватные рыночной экономике методы и инструменты координации и регулирования агропродовольственного рынка, что будет способствовать росту стабильности в этой сфере экономики и, следовательно, создавать предпосылки для реализации стратегических национальных проектов. Малые формы хозяйствования получат возможность, обладая оперативной и качественной информацией, охватывать новые рынки сбыта, реализовывать продукцию в оптимальные сроки по наиболее выгодным ценам; достичь устойчивых контактов с внутренними или внешними финансовыми и кредитными учреждениями на основе сформированного имиджа кластера; повысить финансовую устойчивость; достичь должного уровня материально-технического обеспечения производства.

Литература

1. Портер, М.Э. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. 608 с.

2. Стукач, В.Ф. Управление трансакционными издержками // АПК: экономика, управление. 2006. № 3. С. 18—20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.