Инфраструктура, обеспечивающая развитие кластера малых форм хозяйствования
А.В. Клименко, аспирант, Институт экономики и финансов Омского ГАУ
В Омской области наряду с крупными сельскохозяйственными предприятиями сформировался сектор малых форм хозяйствования, являющийся полноправным и неотъемлемым элементом современного агропромышленного комплекса и сельской экономики. Крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами производится до 70% продукции растениеводства, 50% продукции животноводства. В их пользовании находится 24% посевных площадей и около 4% всех сельскохозяйственных угодий. Эта категория товаропроизводителей представлена практически во всех сегментах рынка.
Устойчивое развитие данного сектора невозможно без наличия соответствующей инфраструктуры, способствующей осуществлению рыночного процесса, продвижению, сохранению и рациональному использованию аграрной продукции. Кроме того, на современном этапе развития возникает необходимость в появлении некоторого координирующего института, который бы инициировал и организовывал процесс взаимодействия между участниками, был осведомлен
и анализировал все многообразие проектов, программ, проблем, поддерживал эффективную обратную связь с властными структурами и субъектами отношений. В основе этого направления находится кластерный подход.
Под кластером в данном случае понимается группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [1].
Кластер малых форм хозяйствования — это целостная система географически соседствующих рыночных субъектов, включающая в себя не только крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, но и связанные с ними организации производственной, финансовой, маркетинговой инфраструктуры, образования, консалтинга. Важно также участие при этом органов государственной власти местного и федерального значения.
В целом Омская область отличается достаточным научно-технологическим потенциалом, относительно развитой инфраструктурой. В табл. 1 сгруппированы основные институты инфраструктуры, обслуживающей малые формы хозяйствования в АПК региона.
1. Институты инфраструктуры, обслуживающие малые формы хозяйствования
в региональном АПК
Сфера деятельности Институты инфраструктуры
Производственное обслуживание Машиностроительные предприятия Предприятия по производству удобрений, пестицидов и других ресурсов Предприятия материально-технического обслуживания Машинно-технологические станции по оказанию услуг и лизингу техники Ремонтно-технические предприятия Предприятия по агрохимическому обслуживанию Элеваторы и хлебоприемные пункты Перерабатывающие предприятия Энергетические предприятия Поставщики ГСМ Предприятия связи Складское и холодильное хозяйство
Научное обеспечение, подготовка и повышение квалификации кадров СибНИИСХ Опытно-конструкторское бюро СО РАСХН Омский филиал ЦНИИМ Центр научно-технической информации Омский государственный аграрный университет Институт повышения квалификации и агробизнеса ОмГАУ Учебные заведения сельскохозяйственного профиля Научная библиотека ОмГАУ
Информационноправовое обслуживание Информационно-консультационная служба ОмГАУ Консалтинговые компании Областной статистический комитет Областная и районные информационно-аналитические службы АПК Губернская ярмарка Постоянно действующая выставка «АгроОмск» Информационно-аналитические системы в сети Intemet Сайты в сети Интернет: www.agroresearch.h10.ru,www.omsk.aris.ru Арбитражные и третейские суды Адвокатские конторы Нотариальные конторы Средства массовой информации Служба занятости Рекламные агентства
Торговля, посреднические и сбытовые организации Центры оптовой и розничной торговли ресурсами Дилерские службы Центры по продаже и обмену технических средств
Финансово-кредитные организации Коммерческие банки Страховые компании Лизинговые фирмы Кредитные кооперативы
Г осударственные структуры, программы по мониторингу и регулированию рынка Министерства и ведомства Управления сельского хозяйства районных администраций Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и с-х. кооперативов России (АККОР) Налоговые инспекции Областная станция защиты растений Агентство Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по Омской области Государственные структуры по земельным ресурсам и землеустройству
Наличие и эффективное функционирование данных институтов позволяет решать большое количество проблем, имеющихся у крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. Более того, объединение всех перечисленных субъектов в единую систему, координируемую одним органом, позволит не только создать условия для комфортной деятельности на рынке, но и обеспечит снижение всех видов издержек, что, безуслов-
но, повлияет на конкурентоспособность как сектора малых форм хозяйствования, так и всей региональной агропродовольственной сферы.
Реализация данных направлений деятельности возможна в рамках региональной кластерной политики. На рисунке приведена схема организационной структуры кластера «Развитие малых форм хозяйствования в АПК региона», где показано взаимодействие всех рыночных субъек-
148
2. Направления повышения эффективности деятельности сектора малых форм хозяйствования в рамках кластера «Развитие малых форм хозяйствования в АПК региона»
Сфера деятельности Основные проблемы Направления деятельности Эффект от развития институтов инфраструктуры, обеспечивающих реализацию кластерной политики
1 2 3 4
Производственное обслуживание
Материально- техническое обеспечение Нехватка техники в период сезонных работ. Поставка, бракованной техники и комплектующих, несоблюдение сроков поставки Участие в кластере ведущих предприятий сферы МТО - ОАО Семиреченская база снабжения, Карбышевская база снабжения и др. Своевременная поставка качественной техники, оперативное осуществление ремонтных работ - основная составляющая успеха в период сезонных работ. Так, в случае несоблюдения агротехнических сроков потери урожая составят около 20%. При средней урожайности по области 14 ц/га и стоимости 1 ц зерна 4 класса в среднем 290 руб./ц потери с 1 гектара составят 812 руб.
Хранение продукции Отсутствие собственного складского хозяйства Создание собственной транспортно-складской сети При реализации продукции (в большей степени это касается растениеводческой продукции) не в сезон (осенью, в период уборочной, или весной, в период подготовки к весеннее-полевым работам) возможно увеличение стоимости продукции до 40% (в ценах 2006-2007 гг. это составляет порядка 2500 руб. с 1 т зерна)
Качество продукции Частые конфликты с определением качества продукции при ее реализации (зачастую претензии имеют неправомерный характер) Создание независимой организации по определению качества продукции сельхозтоваропроизводителей Хозяйствующие субъекты несут большие потери в виде недополученной выручки из-за неправильного определения качества продукции в процессе ее реализации. По данным исследований, указанные потери сельскохозяйственных предприятий составляют от 10 до 20% выручки от реализации. Создание независимой организации по определению качества продукции позволит разрешить многие проблемы и разногласия между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями, а также сократить трансакционные издержки сельскохозяйственных предприятий. Только от предотвращения занижения классности зерна производители смогут избежать от 15 до 20% потерь выручки
Научное обеспечение, подготовка и повышение квалификации кадров, информационно-правовое обслуживание
Подготовка квалифицированных кадров, внедрение инноваций в производство. Консалтинг, информацион-но-правовое регулирование Недостаток кадров на селе, информации о НИОКР. Дефицит информации о ценах на различных рынках по каналам продаж. Недостаточное развитие системы правового регулирования. Отсутствие канала «обратной связи» Участие в грантах и реализация федеральных и региональных программ по подготовке и переподготовке специалистов АПК; развитие сети информационно-консультационных услуг на базе ИКС ОмГАУ; использование Шете!;-ресурсов министерства сельского хозяйства и продовольствия и кафедры экономики и управления с.-х. производством ОмГАУ; создание организации саморегулирования Создание единой системы информации позволит получать оперативные и достоверные сведения о ценах, возможных местах и сроках продаж. Путем экономии на издержках поиска информации и предупреждения оппортунистического поведения возможно значительно снизить трансакционные издержки (уровень данных издержек зачастую доходит до 30%) от общих расходов хозяйствующих субъектов). Создание организаций саморегулирования - это обеспечение низкозатратного механизма коллективного принятия решений, возможность внесудебного разрешения споров хозяйствующих субъектов, что приведет к снижению трансакционных издержек, поможет в преодолении административных барьеров. Участие государственных органов наладит механизм обратной связи, позволит уменьшить асимметричность информации между государством и предприятиями и в целом улучшит процесс координации агропродовольственного рынка
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
149
Продолжение таблицы 2
1 2 3 4
Торговля, посреднические и сбытовые организации
Сбыт продукции Проблема сбыта продукции по выгодным ценам и в оптимальные сроки. Наличие на рынке большого количества посредников Формирование рациональных продуктовых цепочек; выход на рынки города и районов области, осуществление экспортных операций; участие в Губернской ярмарке; развитие договорных отношений с установлением долговременных связей; использование системы электронной торговли Регулирование агропродовольственного рынка должно осуществляться с целью повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, поддержания доходности отечественных товаропроизводителей. ■ С одной стороны, это позволит решить стратегическую задачу, поставленную Правительством РФ в обеспечении доли отечественной продовольственной продукции на рынке до 70%, поскольку доступ производителей к местам реализации продукции будет обеспечен ■ С другой стороны, очевидна выгода для хозяйствующих субъектов. При реализации продукции или использовании рациональной цепочки товародвижения происходит увеличение доли производителя в конечной цене продукта с 35 до 60-70%)
Финансово-кредитные организации
Кредитование Слабо развита практика кредитования малых форм хозяйствования Расширение доступа товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях, через: ■ создание обществ взаимного кредитования; ■ использование средств государственной поддержки Результатами осуществления мероприятий по обеспечению доступности кредитов являются: ■ повышение финансовой устойчивости субъектов малых форм хозяйствования ■ обеспечение возможности осуществления воспроизводственного процесса ■ увеличение прибыли (при условии предоставления субсидий на возмещение процентов по кредиту в размере 95%о ставки рефинансирования ЦБ РФ из федерального бюджета и 5%о из областного доход возрастает на 3,5%)
Страхование Недоступность системы страхования для представителей малых форм хозяйствования Создание обществ взаимного страхования В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. планируется повысить удельный вес застрахованных площадей посевов в общей площади до 40%). Особенно это важно в условиях так называемого рискованного земледелия, где, по оценкам самих производителей, на 10-12 лет приходится всего 2-3 урожайных года
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Г Совет по координации кластера
Исполнительная дирекция
Учебные заведения
ОмГАУ
ИПК и агробизнеса ОмГАУ
Омский аграрный техникум
НИИ
СибНИИСХ
ОКБ СО РАСХН
Омский филиал ЦНИИМ
Промышленные и общественные объединения
Клуб 100
Аграрная партия России
Органы государственной ______власти______
МСХиП Омской области
Региональное министерство экономического развития и торговли
Региональное министерство финансов
Администрация Омской области
Федеральные органы управления «Сибирское соглашение»
Органы местного самоуправления
П роиззодители земля сельхозтехники
Рабочаясила
Ресурсы
Произвсдигелии
посТаацикисемяни
удобрений
Инфрр-
структура
Консалтинг
Строительство
Складские
ус/уги
\ I
Программы Политика Совместная деятельность Координация
X 4
Нормы
Законы
С.-х. товаропроизводители
Хозяйства малых форм собственности
Личные подсоб ные хозяйства
Крестьянские (фермерские) хозяйства
С.-х. и перерабатывающие предприятия различных форм собственности
Информация
Лоббирование
и
Экспертиза
X
Информация
I
Страхование Обслуживание Ресурсы
Ресурсы
Произвсдигелитехнслюгий Страхова екм пни Материалы-о- техническое
Электроэнергия Призвсдигетиіи поставщики сыабкен/те
ГСМ Финанссвыюусгут
Рынок
Губернская ярмарка
Посреднические, торговые и сбытовые организации
Инф раструктура
Автомобильные и железные дороги
Элеваторы
Складские
помещения
ИКС АПК Омской области
МТО
Информация
База данных по инновациям в ИКС при ОмГАУ
Областной стат. комитет
ЦНТИ
Научная библиотека ОмГАУ
Выставка «АгроОмск:
Рис. - Схема организационной структуры кластера «Развитие малых форм хозяйствования в АПК региона»
тов. В рамках существующего законодательства организационной формой данной интегрированной структуры может стать некоммерческое партнерство.
При поиске резервов повышения эффективности функционирования участников кластера использован проблемно-ориентированный подход [2], реализуемый в три этапа. На первом этапе анализа происходит изучение среды, в которой взаимодействуют субъекты малых форм хозяйствования с партнерами в АПК. Второй этап заключается в определении круга проблем, препятствующих их эффективному функционированию. Это позволяет выявить конкретные источники сверхнормативных издержек. На третьем, заключительном этапе намечаются пути устранения противоречий во взаимодействии представителей малых форм хозяйствования с другими рыночными институтами. Основные моменты анализа представлены в таблице 2.
Таким образом, развитие институтов инфраструктуры, обеспечивающих реализацию кластерной политики, а также непосредственное со-
здание кластера «Развитие малых форм хозяйствования в АПК региона» позволит использовать новые, адекватные рыночной экономике методы и инструменты координации и регулирования агропродовольственного рынка, что будет способствовать росту стабильности в этой сфере экономики и, следовательно, создавать предпосылки для реализации стратегических национальных проектов. Малые формы хозяйствования получат возможность, обладая оперативной и качественной информацией, охватывать новые рынки сбыта, реализовывать продукцию в оптимальные сроки по наиболее выгодным ценам; достичь устойчивых контактов с внутренними или внешними финансовыми и кредитными учреждениями на основе сформированного имиджа кластера; повысить финансовую устойчивость; достичь должного уровня материально-технического обеспечения производства.
Литература
1. Портер, М.Э. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. 608 с.
2. Стукач, В.Ф. Управление трансакционными издержками // АПК: экономика, управление. 2006. № 3. С. 18—20.