УДК 631.115.11 И.В. Попова
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
В статье рассмотрены основные факторы, проблемы и предпосылки развития малых форм хозяйствования, в состав которых входят личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства. Рассмотрены административные, организационно-экономические и социальные задачи развития малых форм хозяйствования, основные принципы их развития.
Ключевые слова: малые формы хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства населения, проблемы функционирования, решение административных, организационно-экономических, социальных задач.
I.V. Popova
THE DEVELOPMENT DIRECTIONS OF THE SMALL ENTERPRISE ACTIVITY IN THE REGION
The article describes the main factors, issues and preconditions of the small enterprise development, that include private farms and peasant (farmer) enterprises. The administrative, organizational, economic and social tasks of the small enterprise development, their development basic principles are considered.
Key words: small enterprises, peasant (farmer) enterprises, private farms of population, functioning problems, solution of administrative, organizational, economic and social tasks.
Введение. Сельскохозяйственное производство России представлено такими формами хозяйствования, как сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения. Крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения относятся к малым формам хозяйствования, которые вносят значительный вклад в продовольственное обеспечение России. Они существенно заполняют продовольственную нишу, образовавшуюся в начале реформ из-за сокращения объемов производства в сельскохозяйственных предприятиях.
Цель исследования. Выявление направлений развития малых форм хозяйствования в регионе при наличии существенных предпосылок и факторов, обуславливающих необходимость преобразований в сфере малых форм хозяйствования.
Объект исследования. Малые формы хозяйствования (МФХ) как совокупность крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х) и личных подсобных хозяйств населения (ЛПХ).
Целью развития агропромышленного комплекса Иркутской области является стабильное продовольственное обеспечение, рост потенциала АПК на основе его развития. Стабильность и надежность функционирования АПК в регионе во многом зависит от гармоничного функционирования хозяйств различных форм собственности. Одной из самых гибких и динамичных форм организации производства в агропромышленном комплексе являются малые формы хозяйствования (МФХ), основными субъектами которых являются личные подсобные хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства. МФХ являются одним из главных источников поступления продуктов питания для сельских жителей и активным субъектом продовольственного рынка России, в том числе и в Иркутской области.
Результаты исследования. Анализ структуры производства сельскохозяйственной продукции в Иркутской области показывает, что на долю МФХ приходятся значительные объемы производства. В общей стоимости валового производства продукции сельского хозяйства их доля составляет 62,2 % валовой сельскохозяйственной продукции, или 23,3 млрд рублей, занимая при этом 30,6 % посевных площадей сельскохозяйственных культур. За последние годы МФХ в Иркутской области по объемам сельскохозяйственного производства стабильно превосходят сельскохозяйственные организации.
Малые формы хозяйствования Иркутской области производят практически весь объем плодоовощной продукции. Так, по сравнению с 1990 годом доля МФХ в производстве картофеля увеличилась в 2011 году с 72,7 до 91,4 %, овощей - с 35,7 до 82,5 %, плодов и ягод - с 87,1 до 99,6 %. Кроме того, за анализируемый период производство картофеля в МФХ выросло на 40 %, овощей в 3,5 раза, плодов и ягод - в 12,5 раза (табл.).
Производство сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования Иркутской
области за 1990-2011 гг., тыс. тонн [4]
Показатель Год 2011 к 1990 В % от всех категорий хозяйств
1990 1995 2000 2005 2010 2011 1990 2011
Зерно - 15,7 31,36 116,5 176,4 202,2 - - 35,3
Картофель 419,5 962 747,5 568,6 579,5 589,1 140,4% 72,7 91,4
Овощи 36,3 108,2 109,7 101,3 128,2 127 в 3,5 раза 35,7 82,5
Плоды и ягоды 0,6 0,6 3 4,6 7 7,5 в 12,5 раза 87,1 99,6
Эти показатели являются свидетельством повышения активности малых форм хозяйствования в производстве сельскохозяйственной продукции Иркутской области.
Деятельность МФХ в значительной степени способствует решению социальных проблем в сельской местности, и прежде всего обеспечению занятости сельского населения, получению дополнительного дохода от реализации сельскохозяйственной продукции. Таким образом, МФХ как экономический институт должны составить фундаментальную основу социальной устойчивости сельского сообщества. Большинство ЛПХ населения и К(Ф)Х являются семейными хозяйствами, осуществляющими производство сельскохозяйственной продукции с использованием кормов, полученных с приусадебных участков, а также с использованием сельскохозяйственной продукции, полученной в качестве платы за сданные в аренду земельные паи.
Проблемы развития К(Ф)Х состоят в следующем: слабая доступность кредитных ресурсов, сложности с сертификацией и реализацией продукции, недостаток специалистов, дороговизна современной техники, оборудования, ГСМ, электроэнергии.
Проблемы ЛПХ населения созвучны проблемам К(Ф)Х, однако дополнительно имеются проблемы с отсутствием необходимой социальной инфраструктуры на селе, старением и миграцией сельского населения, с кормами для животных, низким уровнем племенной работы и ветеринарного обслуживания.
Предпосылки для разработки направлений развития МФХ:
1. Создание угрозы разрушения сельского уклада жизни. В сельскохозяйственное производство внедряется частный капитал в виде крупных компаний. При этом крупные компании применяют высокоэффективные технологии, что приводит (кроме снижения затрат) к эффективному использованию средств механизации, их высокой загрузке и высокой интенсивности труда работников, занятых в этом производстве. Следствием этого является уменьшение поголовья скота и птицы в домашних хозяйствах, что связано с сокращением свободного от работы времени и наличием заработной платы, достаточной для обеспечения питанием своей семьи. Но это коснулось только тех хозяйств, в которых работники оказались в новых производствах. Другая часть хозяйств, которую ведут пенсионеры или граждане, не сумевшие устроиться на новое производство, вынуждена сокращать поголовье скота, так как нет источника получения льготных кормов.
2. Сельская безработица. С сокращением сельскохозяйственных предприятий (за 10 лет число сельскохозяйственных предприятий в Иркутской области уменьшилась на 80 %, а численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, снизилась на 70 %) происходит рост уровня безработицы в сельской местности. На селе формируется значительный избыток трудовых ресурсов, забота о доходах которых, в случае их незанятости, ложится на плечи бюджетов - регионального и местного (жилищные субсидии, пособия и др.).
3. Демографическая ситуация. Современное российское село - это сфера монозанятости, что ограничивает возможности трудоустройства. Сегодня уровень безработицы на селе превышает 11 %, тогда как в городе он составляет 7 %, а доходы сельчан почти вдвое ниже, чем у горожан [5]. Складывающаяся демографическая ситуация в сельских районах региона характеризуется высоким дефицитом трудовых ресурсов. С учетом того, что резервы для дальнейшего развития МФХ и наращивания производства сельскохозяйственной продукции в них имеются, положение МФХ можно значительно улучшить при государственной поддержке этого сектора, комплексном подходе к решению вопросов развития сельскохозяйственного производства. Цель: разработка направлений и системы мер, обеспечивающих с учетом государственной поддержки устойчивого развития малых форм хозяйствования Иркутской области и повышения их эффективности.
Основные принципы развития малых форм хозяйствования:
1. Принцип целостности, при котором сектор малых форм хозяйствования рассматривается как неотъемлемая часть социально-экономического функционирования региона.
2. Принцип целевой направленности предполагает, что ресурсы, выделяемые на развитие субъектов малых форм хозяйствования, направляются на поддержку отраслевых групп, представляющих так называемые точки роста, эффективное развитие которых обеспечивает положительную динамику экономики региона и конкурентоспособности отрасли.
3. Принцип сотрудничества, реализация которого предполагает, что вся система взаимодействия институтов государственной власти, субъектов агропродовольственного рынка и представителей малых форм хозяйствования строится на основе всестороннего и активного взаимодействия.
4. Принцип кластеризации предполагает формирование и интенсивное развитие кластеров как системы взаимодействующих рыночных субъектов, связанных в рамках последовательных технологических цепочек, с целью осуществления эффективной деятельности, результаты которой востребованы как внутренним, так и внешним рынком в рамках межрегионального обмена и экспорта.
5. Принцип информатизации предполагает обеспечение эффективного прямого и обратного потока коммуникаций между органами государственной власти, рыночными институтами и субъектами малых форм хозяйствования.
6. Принцип привлечения и использования материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других видов ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством.
Поставленные цели могут быть достигнуты путем соблюдения принципов и решения задач, систематизированных по следующим группам: административные, организационно-экономические, социальные.
1. Административные задачи:
- Совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения развития МФХ в регионе. Реализация этой задачи является одним из приоритетных направлений для создания благоприятных условий их развития. Со стороны федеральных органов законодательной и исполнительной власти такими мерами могут стать принятие нормативно-правовых актов, позволяющих обеспечить социальную защищенность занятых в МФХ и способствующих созданию благоприятной экономической среды для развития МфХ. Со стороны органов местного самоуправления - принятие нормативно-правовых актов, конкретизирующих меры, принятые на федеральном уровне, а также порядок и организацию их реализации. Так, в регионе действует долгосрочная целевая программа Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2013-2020 годы». Данной Программой предусмотрено создание условий для развития малых форм хозяйствования. Эта задача подразумевает следующие мероприятия:
1) поддержка начинающих фермеров;
2) развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х;
3) оформление земельных участков в собственность К(Ф)Х;
4) государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования [3].
- Создание и развитие единой информационной базы данных по малым формам хозяйствования Иркутской области и формирование системы мониторинга их деятельности. Параллельно необходима реализация маркетинговых мероприятий (популяризации системы мер). Целью мониторинга является оценка восприятия и отношения к программам развития МФХ, проводимая на всех стадиях разработки. Средствами реализации маркетинговых мероприятий могут быть информационные сообщения, реклама, семинары, конференции, конкурсы с участием хозяйствующих субъектов, представителей органов власти и институтов рыночной инфраструктуры. Существует острый недостаток информации по функционированию личных подсобных хозяйств населения, который могло бы устранить повсеместное введение книг похозяйственного учета.
- Повышение роли органов местного самоуправления в поддержке МФХ. Экономическая поддержка МФХ со стороны органов местного самоуправления может оказываться путем предоставления льгот по уплате земельного налога, расширения кормовой базы, предоставления условий для организации закупки продукции в ЛПХ населения, предоставления земельных участков для ведения МФХ, организации племенной работы, заботы о повышении продуктивности скота, предоставления технических услуг и другими путями.
2. К организационно-экономическим задачам относятся:
- Совершенствование взаимодействия МФХ с сельскохозяйственными, обслуживающими, перерабатывающими и торговыми предприятиями, развитие интеграционных межхозяйственных образований и производственно-экологических кластеров в целях более эффективного использования материальнотехнической базы сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий и трудовых ресурсов региона. В целях увеличения производства сельскохозяйственной продукции в МФХ необходимо создавать потребительские кооперативы для организации сбора, хранения, переработки и сбыта продукции, обеспечения хозяйств необходимыми товарами и средствами производства, совместного использования сельскохозяйственной техники и других услуг.
- Развитие рыночной инфраструктуры в регионе. Задачей развития рыночной инфраструктуры, которая предназначена для обслуживания малых форм хозяйствования, является обеспечение их связей с остальными предприятиями и организациями АПК. При нарушении данных связей или недостаточном их развитии образуется дисбаланс в системе функционирования субъектов агропродовольственного рынка, задерживающий процесс воспроизводства, ограничивающий конкурентоспособность отрасли в целом [5]. Недостаточное развитие транспортной, информационной, страховой, финансовой составляющих рыночной инфраструктуры отрицательно сказывается на показателях работы К(Ф)Х и их эффективности, а также приводит к снижению активности личных подсобных хозяйств населения. Компенсации недостатка развития инфраструктуры может способствовать усиление взаимодействия между К(Ф)Х, ЛПХ населения и потребительскими кооперативами. Так, на территории Иркутской области с 2007 по 2010 г. было создано 143 потребительских кооператива, предоставляющих К(Ф)Х и ЛПХ услуги снабжения, сбыта, переработки и другие. В 2010 году потребительские кооперативы Иркутской области увеличили объем закупа молока, мяса, овощей, картофеля от малых форм хозяйствования по сравнению с 2008 годом в среднем на 10-15 % [1].
3. К социальному блоку относятся задачи улучшения уровня (качества) жизни на селе, включающие жилищно-бытовое и социальное обеспечение, уровень образования и охраны здоровья, уровень индивидуальной и экологической безопасности, демографическую ситуацию в сельской местности, наличие и качество объектов торговли, ассортимент предлагаемых товаров и услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, культуру, занятость, состояние окружающей среды, наличие регулярных коммуникаций с городом, поддержку эффективной занятости и самозанятости в сфере малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и товарные личные подсобные хозяйства, закрепление молодежи и квалифицированных кадров на селе.
Уровень жизни сельского населения остается крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов. Так, если в 1997 году среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домашних хозяйств достигали 69 % городского уровня, то в 2009 году они составили 61 %. Около одной трети сельских поселений еще не имеют подъездов по дорогам с твердым покрытием [2].
Выводы. Развитие малых форм хозяйствования должно осуществляться системно, на основе определенной программы. Наличие существующих предпосылок указывает на необходимость применения принципов и разработки задач развития малых форм хозяйствования в регионе. Таким образом, реализация направлений развития малых форм хозяйствования позволит скоординировать действия органов государственной власти при разработке механизма регулирования МФХ, а также повысить прогнозные положительные значения и изменить тенденцию отрицательных показателей по производству продукции в малых формах хозяйствования Иркутской области.
Литература
1. Деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сельском хозяйстве Иркутской области / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. - Иркутск, 2010. - 11 с.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р «Об утверждении концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Постановление от 20 декабря 2012 г. № 721 -пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2013-2020 годы». - (Ж: http://agroline.ircobl.ru.
4. Продукция сельского хозяйства за 2011 г.: стат. сб. / Росстат. ТО ФСГС по Ирк. обл. - 34 с.
5. Ушачев И.Г. Социально-экономические проблемы развития малых форм хозяйствования на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2011. - № 1. - С. 5-7.