Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, БИНАРНЫЙ УРОК'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, БИНАРНЫЙ УРОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барышникова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, БИНАРНЫЙ УРОК»

Технологии, которые используются в эколого-ак-меологической школе направлены на продуктивное формирование и развитие экологической культуры по следующим личностным новообразованиям:

- изменение отношения к себе (изменение самооценки, повышение интереса к себе как к субъекту саморазвития, формирование экологического самосознания);

- изменение отношения к другим людям и к природе (ценностное отношение, уважительное отношение к окружающим и природным объектам, проявление сопереживания, соучастия, сотворчества, природоохранная деятельность);

- повышение чувствительности и ответственности учащихся [3].

Основная задача акмеологических технологий -сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализировать личностное Я. К числу акмеологических можно отнести следующие технологии: игровые (дидактическая игра, технологии игромо-делирования), тренинговые технологии, технологии развивающего обучения, технологии личностно-ориентиро-ванного обучения, метод проектов.

Наиболее приемлемыми методами для экологического воспитания младших школьников в эколого-акмео-логической школе могут быть такие методы, как:

- созерцание природных объектов;

- экологические имитационно-ролевые игры;

- беседы посредством организации дидактического диалога;

- методы развития рефлексивного мышления;

- методы формирования и развития экологического сознания [3].

Выводы:

1. Акмеологический подход исходит из принципа целостного развития растущего человека. Инновационной формой экологического воспитания может быть эколого-акмеологическая школа, способству-

ющая развитию экологической культуры, формированию экологического сознания и самосознания учащихся.

2. Применение акмеологических технологий и оригинальных методов в эколого-акмеологической школе направлено на развитие экологической культуры по следующим параметрам: изменение отношения к себе, изменение отношения к другим людям и к природе, повышение чувствительности и ответственности учащихся.

Список литературы

1. Бирюкова Л.А., Тощакова С.В. Экологическое воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС НОО// Начальная школа: плюс до и после. 2013. №7. С 46-50.

2. Гагарин А.В. Тренды современной науки: экологическая акмеология. http://mggu-sh.ru/sites/default /files/predislovie_4.pdf.

3. Гагарин А.В. Экологическая акмеология как исследовательское и учебное направление в системе профессионального образования // Акмеология профессионального образования: материалы 10-й Всероссийской научно-практической конференции. 2013. С 16-19.

4. Галимарданова З.Д. Формирование экологических отношений у младших школьников. http:// pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,vie wlink/link_id,3497/Itemid,118/

5. Деркач А.А. Акмеология. Учебник под общ. ред. Деркача А.А. - Москва: РАГС, 2002.

6. Зарипова М.Д. Формы и методы экологического воспитания учащихся // Молодой ученый. 2014. №1. С. 524-525

7. Зазыкин В.Г. Краткий акмеологический словарь. http://akmeolog0.narod.ru/termin.html.

8. Петрухин В.В. Акмеология как условие повышения качества образования. http://festival.1september.ru /articles/532318/.

9. Салеева - Симонова Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. -М., 1998.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, БИНАРНЫЙ УРОК

Барышникова Татьяна Владимировна

Преподаватель физической культуры, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 98, с углубленным изучением английского языка, Калининского района

Санкт-Пет ербурга

IMPLEMENTATION OF THE INTEGRATED APPROACH AT THE APPOINTED AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES, BINARY LESSON Barushnikova Tatyana, Sport teacher, School № 98 of St. Petersburg

Сегодня важно побудить учителей-предметников к размышлениям.

Сейчас остро встают вопросы сохранения физического здоровья и нравственной культуры детей. Менее 22% детей, приходящих в первый класс школы, полностью здоровы. Здоровых выпускников школ в России лишь

2,5%. Такие цифры прозвучали на Европейском Конгрессе по вопросам школьной медицины, состоявшейся в Москве в июне 2011 года.

Осознавая важность проблемы готовности педагогов к обновлению содержания школьного образования в соответствии с ФГОС второго поколения (в основной

школе вводятся с 2015 года) необходимо опережающее освоение методики преподавания, направленной в частности на реализацию таких планируемых результатов, как метапредметные результаты.

Ограниченность учебного времени, и новое качество образования диктуют учителю необходимость поиска путей к сотрудничеству, например, с коллегами по школе. Без интеграции в учебном процессе в настоящее время нельзя рассчитывать на качественные результаты в данном направлении педагогической деятельности. Интеграция в обучении предполагает не только пролонгацию одного предмета в область других знаний (предметов), но и реализует в максимальной степени функции воспитания в образовании и подчинении этого единого процесса глубокому усвоению учащимися содержания программы каждой учебной дисциплины, развитию и совершенствованию у них познавательной деятельности.

Значительную роль в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ играет одно из наиболее широко применяемых направлений интеграции - метапредметные связи.

Вместе с тем учителя еще испытывают затруднения в реализации метапредметных связей на практике. Причины этих затруднений в отсутствии опыта такой работы: ^ в недостаточном знании содержания программного материала предметов, с которыми необходимо установить связи; ^ в отсутствии рекомендаций по конкретным темам и урокам требующих метапредметных связей. Важно для практики работы создание модели бинарного урока физической культуры в сочетании с другими общеобразовательными предметами, обеспечивающего достижение метапредметных результатов через осуществление межпредметных связей. Для этого необходимо

^ Отработка методики проведения бинарного

урока двумя преподавателями. ^ Обеспечение доступности учебного материала и создание условий для формирования познавательного интереса учащихся к освоению метапредметных универсальных учебных действий. ^ Апробация модели бинарного урока в сочетании с иностранным языком, ОБЖ и биологией. Исследование заключается в определении стратегии совместной деятельности преподавателей двух и более предметов в организации урока, позволяющего при рациональном использовании времени достигать метапредметных результатов в рамках ФГОС основной школы второго поколения.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, интеграция, метапредметные связи и результаты, универсальные учебные действия, бинарный урок.

Бинарный урок позволяет продемонстрировать учащимся возможный метапредметный результат и пути его достижения.

Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования выражаются в результатах, объединенных в группы личностных, метапредметных и предметных.

Рассмотрим предметное содержание учебных программ ОБЖ и биологии для организации бинарных уроков

с физической культурой, где физическая культура является системаобразующим компонентом интеграции. В данном случае ОБЖ, и биология анализируются с точки зрения дополнения и расширения содержания учебного предмета «Физическая культура».

Целью бинарного урока является создание условий мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, что даст учащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

^ Соблюдение единого подхода к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в учебно-воспитательном процессе.

^ Под влиянием интереса, вызванного общением треугольника "учителя двух предметов - учащиеся", активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.

^ Воспитание у учащихся умения пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах: в нестандартных ситуациях.

Структура бинарного урока предполагает сочетание двух учебных предметов в одном уроке. Какие возможны варианты сочетания?

^ Включение в содержание урока физической культуры элементов из учебной программы ОБЖ, биологии, где урок проводит учитель физической культуры после согласования содержания с учителей ОБЖ, биологии.

^ Включение в содержание урока физической культуры элементов из учебной программы ОБЖ, биологии, где урок проводят два учителя, организуя работу по содержанию своего предмета.

^ Проведение урока двумя учителями, где учитель английского языка повторяет содержание и методику работы учителя физической культуры. Урок физической культуры имеет специфику, которую необходимо учитывать при подготовке бинарного урока.

Вводная часть - включает различные построения учащихся, уделяя строевой подготовке, осанке, подтянутости, четкости выполняемых команд. Целесообразно повышать в интенсивность вводной части урока, включая в нее упражнения для развития выносливости, силы мышц, скоростно-силовые упражнения, гибкости, а также придавая ей в отдельных случаях тренировочный характер. Вводная часть проходит не более 10 мин.

Основная часть - решается главные задачи урока, достаточно высокий уровень физической нагрузки и максимально использовать все имеющиеся условия, педагогические средства и учебные пособия для повышения результативности процесса обучения и воспитания. Поэтому следует заранее продумать организацию этой части урока, подготовить оборудование, инвентарь и технические средства обучения, избрать соответствующую организационно-методическую форму, давать дополнительно задания ученикам в зависимости от их физической подготовленности в освоении видов упражнений.

Заключительная часть урока - постепенно снижает уровень физического и эмоционально-психического возбуждения школьников. При этом важно подвести итоги урока и дать домашнее задания для самостоятельного выполнения занятий дома и для продленного дня.

Физическая культура Биология ОБЖ

1-4 классы.

Начальные сведения о режиме дня и личной гигиене. Значение физических упражнений для здоровья человека Здоровый образ жизни и его составляющие компоненты. Движение для здоровья

Гигиенические правила при выполнении физических упражнений. Правила приема водных процедур, воздушных и солнечных ванн Закаливание и здоровье Правила использования факторов окружающей среды для закаливания

Двигательный режим. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку. Дыхание при беге и ходьбе Движение для здоровья. Группа здоровья: здоровье и физическое развитие.

Значение закаливания. Основные виды и принципы закаливания. Закаливание и здоровье. Лекарство для здоровья Физиологические особенности влияния закаливания на организм

5-9 классы

Правила выполнения упражнений, д/з. Дыхание во время выполнения упражнения. Питание и двигательный режим школьников Основные элементы жизнедеятельности человека (физ. Нагрузка, питание и т.д.)

Значение физических упражнений для поддержания работоспособности Опорно-двигательный аппарат Значение двигательной активности для обеспечения высокого уровня работоспособности

Реакция организма на различные физические нагрузки. Основные приемы самоконтроля. Оказание первой медицинской помощи при травмах Оценка функций сердечно-сосудистой системы. Дневник самоконтроля. Общие понятия о ПМП. ПМП при ушибах, переломах, обморожениях и т.д. Оказание первой медицинской помощи

Вред курения и алкоголя; последствия употребления наркотиков Факторы, ухудшающие состояние здоровья. Вредные привычки и их профилактика Вредные привычки и их влияние на здоровье.

10-11 классы (девушки)

Значение физической культуры для совершенствования психофизической природы человека. Гигиена девушек во время занятий физкультурой. Влияние образа жизни на состояние здоровья будущей матери. Физическая культура в семье. ЗОЖ. Духовное, физическое и психологическое здоровье. Личная гигиена Раздел «Репродуктивное здоровье женщины»

Утомление, переутомление, их признаки и меры предупреждения. Контроль за физическими нагрузками по их пульсу (ССС) Оценка функций ССС. Дневник самоконтроля

10-11 классы (юноши)

ФК и спорт - одно из средств подготовки к трудовой деятельности и воинской службе Утомление и переутомление, их признаки, меры предупреждения Вредные привычки и их влияние на здоровье. ЗОЖ и его составляющие Добровольная подготовка граждан к военной службе. Значение двигательной активности для здоровья и работоспособности.

Эффективность урока достигается и правильным выбором методических приемов. Чтобы добиться успеха в этом, надо организацию учебной деятельности школьников на уроке начинать с постановки цели, которая должна быть предельно ясной, четкой, увлекательной. Понимание учащимися смысла и значения разучиваемых действий ускоряет процесс обучения, лучше закрепляет пройденный материал и ведет к формированию прочных, правильных, стойких, но в то же время динамических умений и навыков. Вот почему прохождение программного материала важно сопровождать пояснениями, раскрывающимися сущность физических упражнений, их влияния

на организм и значение для практической жизни. Понимание смысла и значения разучиваемых движений вызывает творческую активность школьников, что в свою очередь вызывает у них устойчивое стремление самостоятельно и систематическое занятие физическими упражнениями. Поэтому учителю надо чаще использовать задания, стимулирующие их самостоятельность и творческую инициативу.

Непременное условие - внимательное наблюдение учителя за правильным выполнением упражнений, заданий.

Особое внимание - дозирование физической нагрузки на уроке. Оно должно быть дифференцированным. Учителю надо учитывать состояние здоровья и функциональную возможность школьников, их физическую подготовленность, индивидуальные способности, а также степень предшествующих нагрузок. В ходе урока нагрузку можно регулировать: число повторений, темп движений, величина отягощений, выполнения заданий, и т.д.

Четыре компонента, относящиеся к изучению теоретических сведений, владению умениями и навыками самостоятельных заданий, развитию двигательных качеств, должны слиться воедино.

Эффективность формирования двигательных навыков и умений достигается, как правило, комплексным применением различных средств: технические, наглядные методические приемы. Одно из важных условий правильного регулирования нагрузки - дифференцированный подход к учащимся.

Совместно с преподавателями ОБЖ и физической культуры, мы разрабатываем программу двухпредмет-ного интегрирования. Изучаемые на уроках ОБЖ темы "Основы здорового образа жизни", "Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи", решаем проблему получения учащимися аналогичных знаний, предусмотренных "Комплексной программой по физическому воспитанию".

Был проведен бинарный урок биологии и физкультуры в 8 классе «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы».

Цель урока показать влияние физической нагрузки на работу сердечнососудистой системы, развивать умения применять теоретические знания на практике, оценивать результаты выполненных действий. Воспитывать формирование интереса к своему здоровью.

Учащиеся должны знать принципы работы сердечнососудистой системы человека, как и для чего, измеряют пульс и артериальное давление. Уметь применять эти знания на практике. В процессе урока было применено оборудование: секундомеры, прибор для измерения артериального давления (тонометр), листы самоконтроля, учебные таблицы "Сердце", "Влияние физических упражнений на развитие сердечной мышцы", спортивный инвентарь.

Урок начинался с сообщения темы урока и задач, инструктажа по проведению практической работы:

^ определение зависимости работы сердца от физической нагрузки, ^ измерение артериального давления до и после физической нагрузки, ^ определение по пульсу степени тренированности

вашего организма, ^ выявление необходимости в занятиях физической культурой для сохранения и укрепления здоровья. В течение урока нагрузка менялась: вначале постепенно повышалась, а затем так же плавно снижалась. После каждой серии упражнений измерялся пульс. Измерения проводились трижды, средний результат заносился в лист самоконтроля. Учащимся представилась возможность применить знания, полученные на уроках биологии, для оценки своего физического состояния, степени тренированности организма и по желанию с помощью учителя

физкультуры выбрать вид и уровень нагрузки. Результаты определялись по формуле: m1-m/m * 100% =x M l - пульс, измеренный после максимальной нагрузки (круговой тренировки).

m - пульс в покое (используется первое значение, определённое до 1 нагрузки).

X - увеличение пульса во время максимальной нагрузки по сравнению с величиной пульса в покое.

Вывод о тренированности организма сделан на основании значения Х: выше 31% - сердце слабое, нагрузка велика и её надо снизить; меньше 31% - сердце достаточно тренировано, можно постепенно повышать нагрузку.

Учителя выступали в роли консультантов, комментировали полученные результаты, используя учебные таблицы. Практически у всех учащихся пульс и артериальное давление увеличились после физической нагрузки. Почему? (дети предлагали свои варианты ответов). Педагогами даны разъяснения зависимости физической нагрузки, обменных процессов, кровоснабжения в работающих мышцах, эффективности работы сердечной мышцы за счёт силы и частоты сокращений. Делается вывод: выполняя физические упражнения, мы способствуем укреплению сердечной мышцы. Тренированное сердце - основа человеческого здоровья.

Таким образом: метапредметные результаты представляются учащимся на бинарном уроке в сочетании двух учебных предметов и возможности перенести данное понимание на учебный процесс в целом, осознание учащимися взаимосвязи учебных предметов в формировании всего спектра ожидаемых от образовательного процесса результатов, интеграция на уровне содержания учебного материала различных школьных предметов и методики преподавания обеспечивает формирование метапредметных результатов.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

2. В.Н.Максимова «Межпредметные связи в процессе обучения! М., «Просвещение», 2000 г.

3. В.Белов «О некоторых вопросах интеграции в учебном процессе общеобразовательной школы», Журнал «Учитель» №6, 2000 г.

4. Л.П.Николаева, Д.В.Колесов «Уроки профилактики наркомании в школе», издательство НПО «МОДЭК», М., 2000 г.

5. «Комплексная программа по физической культуре, М., 2007г.

6. А.Смирнов, Б.Мишин, П.Ижевский «Учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности», М., 2007 г.

7. Учебные программы по валеологии, биологии, физике (действующие в данное время)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.