Научная статья на тему 'Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной организации'

Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / MODERN EDUCATIONAL STANDARDS / PROFESSIONAL STANDARDS / SELF-DEVELOPMENT / PROFESSIONAL GROWTH / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / METHODS OF PEDAGOGICAL CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патрикова Татьяна Сергеевна

Раскрываются подходы и технологии к реализации инклюзивного образования общеобразовательной организации в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовой школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Патрикова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF THE INCLUSIVE EDUCATION IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION

The methods and technologies of the implementation of the inclusive education of the educational institution for the children with disabilities in the mass school

Текст научной работы на тему «Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной организации»

Тавров Евгений Александрович , аспирант, Tavrov.ev@yandex.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SOCIAL ADAPTATION OF PEOPLE WITH

DISABILITIES

E. A Tavrov

This article deals with the socio - psychological aspects of socialadaptation of people with disabilities , such as satisfaction with marital status, satisfaction with relations with others (their quantitative and qualitative values), satisfaction with a type of employment, satisfaction with their level of self-realization.

Key words: socio-psychological adaptation, satisfaction with various aspects of their life, and socio-demographic characteristic.

Tavrov Yevgeny Alexandrovich, postgraduate student, Tavrov.ev@yandex.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration

УДК 378.046.4

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Т. С. Патрикова

Раскрываются подходы и технологии к реализации инклюзивного образования общеобразовательной организации в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовой школе.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, современные образовательные стандарты, профессиональный стандарт, саморазвитие, профессиональный рост, педагогические технологии, методы педагогической коррекции.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной 4 февраля 2010 г., было задекларировано: «Наша новая школа -это школа для всех». Впоследствии в 2012 г. Россия ратифицировала конвенцию о правах инвалидов, принятую на генеральной Ассамблее ООН в 2006 г. (Федеральный закон № 46-ФЗ от 3 мая 2012 г. «О ратификации конвенции о правах инвалидов»). Между этими двумя событиями была принята государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы» (с изменениями и дополнениями утверждена постановлением правительства РФ № 297 от 15.04.2014 г.). Во всех трех нормативно-правовых актах прямо или косвенно идет речь о подготовке и переподготовке педагогов в области реализации инклюзивного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В целях удовлетворения потребностей слушателей в повышении квалификации по данному направлению нами был проведен экспресс-опрос руководящих и

педагогических работников общеобразовательных учреждений, в котором участникам предлагалось ответить на пять коротких вопросов.

Таблица 1

Фрагмент тематического плана

Наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и Объем

разделов и тем практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) часов/ зачетных

единиц

Модуль 1. Нормативно - Содержание учебного материала: 12

правовые основы инклюзивного образования 1 Ратификация конвенции о правах инвалидов. Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» 2

2 Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ 4

3 Локальные акты образовательной организации в части включения ребенка с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс 6

Лекции с применением мультимедийных технологий 8

Практические и семинарские занятия 4

Самостоятельная работа 0

Модуль 2. Управление Содержание учебного материала: 36

созданием доступной и безопасной 1 Разработка коррекционной части основной образовательной программы образовательной организации 6

образовательной 2 Требования к доступности образовательной организации 2

среды в образовательной 3 Создание специальных условий получения образования для детей с ОВЗ, в том числе дидактического насыщения 6

организации образовательного пространства школы, материально -техническое и кадровое обеспечение

4 Создание безопасной образовательной среды. Современные образовательные технологии в инклюзивном образовании 10

5 Организация мониторинга инклюзивного процесса в образовательной организации 8

6 Современные подходы к организации профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 4

Лекции с применением мультимедийных 10

технологий

Практические и семинарские занятия 20

Самостоятельная работа 6

В результате выяснилось, что наиболее востребованными являются темы занятий, посвященные анализу современной нормативно-правовой базы инклюзивного образования (22 %), нормативно-правовым основам

проектирования безбарьерной образовательной среды на институциональном уровне (47 %), современным педагогическим технологиям обучения и воспитания в инклюзивном классе (71 %). На основании данных опроса ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» в рамках реализации подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Тульской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Тульской области» (от 02.12.2013 № 691) была разработана программа курсов повышения квалификации «Создание условий для организации инклюзивного образования в общеобразовательной организации» для руководителей и педагогических работников школ. Фрагмент тематического плана по данной дополнительной профессиональной программе представлен в табл. 1.

При этом по результатам экспресс-опроса выяснилось, что наиболее востребованной формой проведения занятий являются воркшопы (workshop), представляющие собой по сути практические и семинарские занятия с элементами мастер-класса. В целях реализации потребностей участников образовательного процесса в рамках этой же дополнительной профессиональной программы был разработан каскадный воркшоп «Современные образовательные технологии в инклюзивном образовании», рассчитанный на 8 академических часов. Программа воркшопа представлена в табл. 2.

Таблица 2

Программа каскадного воркшопа

Время Тема Форма Продукт/Результат

2 ч Современные педагогические технологии в инклюзивном образовании Педагогическая мастерская Методические рекомендации по выстраиванию индивиду ального самообразовательного маршрута каждого участника воркшопа

2 ч Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута на уроке как элемент уровневой дифференциации образовательного процесса Мастер-класс Технологическая карта урока, спроектированного по технологии проектирования ИОМ

2 ч Сказкотерапия как ведущий элемент социоигровой модели обучения Мастер-класс Технологическая карта урока, спроектированного на основе социоигровой модели

2 ч Здоровьесберегающие технологии на уроке. Приемы релаксации Интерактивное шоу Диапозитарий приемов и методов релаксации на уроке

Форма реализации данной программы представляет собой обучающий квест. В среднем участниками воркшопа становятся от 25 до 30 человек. Проводить мастер-классы в аудитории с такой наполняемостью затруднительно. Поэтому учебное взаимодействие выстраивается таким образом, что первый и последний этапы слушатели проходят совместно, а на мастер-классы расходятся по разным аудиториям, после чего меняются. Один такой каскад занимает полный учебный день. Между переходами предусмотрены двадцатиминутные перерывы.

Востребованность такой модели построения практико-ориентированного повышения квалификации в области инклюзивного образования подтверждается анкетированием по итогам реализации программы. Слушатели отмечают, что в большинстве современных публикаций о технологиях реализации инклюзивного образования делается акцент не на педагогические технологии как таковые, а на средства психолого-педагогической коррекции. В связи с этим весьма затруднительно получить рекомендации по организации образовательного процесса на каждом конкретном уроке. Подобранный нами перечень технологий обучения позволяет организовать образовательный процесс на основе идей инклюзивного образования как в классе, в котором совместно со сверстниками обучается ребенок-инвалид, так и в обычном классе, в котором находятся дети с разным уровнем мотивации и усвоения учебного материала. В своих анкетах слушатели повсеместно отмечают универсальность предложенных технологий и моделей уроков.

В качестве направления дальнейшего проектирования каскадных воркшопов в области современных подходов к обучению и воспитанию нами рассматриваются такие технологии, как проектно-исследовательская технология, технология формирующего оценивания, технология контроля проектной деятельности через интерактивное шоу. Примечательно, что каскадный воркшоп можно реализовывать как в рамках конкретной программы повышения квалификации, так и отдельно с выдачей сертификата на 8 учебных часов, т.е. в рамках персонифицированной, накопительной модели повышения квалификации. Еще одним интересным направлением развития данной практикоорентированной формы повышения квалификации может стать реализация воркшопов через стажировку на базе региональных стажировочных площадок.

Мы надеемся, что подобный подход обеспечит подготовку учителя массовой школы, способного осуществлять дифференциацию учебного материала и индивидуализацию обучения, организовывать для обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья безбарьерную образовательную среду, которая обеспечит развитие жизненной компетенции, будет мотивировать к саморазвитию и самообразованию.

Список литературы

1. Патрикова Т. С. Методика проектирования современного учебного занятия в соответствии с новыми образовательными стандартами //

Современные научные исследования. Вып. 2. Концепт. 2014. ART 54640. -URL: http://e-koncept.ru/2014/54640.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965.

2. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. пособие. М.: Педагогическое общество России. Центр педагогического образования, 2011. 448 с.

References

1. Patrikova T. S. Metodika proektirovaniya sovremennogo uchebnogo zanyatiya v sootvetstvii s novymi obrazovatel'nymi standartami // Sovremennye nauchnye issledovaniya. Vyp. 2. Kontsept. 2014. ART 54640. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54640.htm. Gos. reg. EHl № FS 77- 49965.

2. Potashnik M.M. Upravlenie professional'nym rostom uchitelya v sovremennoj shkole: metod. posobie. M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii. TSentr pedagogicheskogo obrazovaniya, 2011. 448 s.

Патрикова Татьяна Сергеевна, канд. техн. наук, зав. кафедрой, valeropatrik86@rambler.ru, Россия, Тула, Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области.

THE IMPLEMENTATION OF THE INCLUSIVE EDUCATION IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION

T.S. Patrikova

The methods and technologies of the implementation of the inclusive education of the educational institution for the children with disabilities in the mass school.

Key words: additional professional education, modern educational standards, professional standards, self-development, professional growth, pedagogical technologies, methods of pedagogical correction.

Patrikova Tatjana Sergeevna, associate professor, head of department valeropatrik86@rambler.ru, Russia, Tula, Institute of Professional Development and Professional Retraining of Educators in the Tula region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.