8. Тюленьков С.Ю. Управление тренировочным процессом подготовки футболистов в залах // Научные труды 1995 года. М., 1996. Т. 1. С. 187-195.
Шашков Константин Александрович, аспирант, [email protected], Россия, Малаховка, Московская государственная академия физической культуры.
INTEGRATION PROGRAM OF PHYSICAL AND TECHNICAL TRAINING OF YOUNG
MINI-FOOTBALL PLAYERS
K.A. Shashkov
The author presents the technology of working out of the integrative programs for Youth Sports School groups of initial sports specialization in mini-football for a stepwise organization of technical and physical training, as well as the organization and implementation of pedagogical control during the training.
Key words: young mini-football players, curricula and programs, integration of training tools.
Shashkov Konstantin Aleksandrovich, post-graduate student, [email protected], Russia, Malakhovka, Moscow State Academy of Physical Culture.
УДК 378.146
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Т. С. Патрикова
Раскрываются возможности повышения качества профессионального образования через систему повышения квалификации управленческих и педагогических работников. Обоснованы актуальность и практическая значимость пересмотра подходов к дополнительному профессиональному образованию преподавателей и руководителей образовательных организаций среднего профессионального образования.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, современные образовательные стандарты, профессиональный стандарт, саморазвитие, профессиональный рост.
В проекте профессионального стандарта преподавателя (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании) предъявляются высокие требования к педагогическим работникам среднего профессионального образования. Это обуславливает необходимость построения на региональном уровне такой системы эффективного управления развитием профессиональной компетентности преподавателей, которая будет способствовать достижению стратегических ориентиров российской си-160
стемы образования - повышение качества образования, международной интеграции и признание квалификаций.
Для того чтобы сконструировать оптимальную систему управления каким-либо объектом, необходимо и достаточно произвести четыре основных управленческих действия: планирование, организацию, руководство и контроль. Но прежде, чем приступить к составлению плана, целесообразно проанализировать те условия, в которых будет осуществляться его реализация. Как было отмечено ранее, целью эффективного управления развитием профессиональной компетентности педагогических кадров бесспорно является повышение качества образования. В случае со средним профессиональным образованием основным критерием оценки качества выступает востребованность выпускников образовательных организаций не только на региональном и всероссийском, но и на международном рынке труда [1].
Можно сколько угодно рассуждать об изменении статуса учителя, называть его в угоду современным тенденциям и тьютором, и фасилитато-ром, и модератором, но принципиально суть педагогической деятельности от этого не изменяется. В российском образовании существует устойчивый стереотип, проводящий четкую границу между руководящими и педагогическими работниками образовательных организаций. Но, по сути своей, каждый рядовой преподаватель тоже своего рода управленец. Он призван управлять ни много, ни мало профессиональным ростом своих учеников. Такой взгляд на педагогическую деятельность диктует необходимость пересмотра подходов, которые существуют в дополнительном профессиональном образовании, особенно это касается повышения квалификации преподавателей профессиональной школы. Вся методическая работа в профессиональной образовательной организации должна быть направлена на то, чтобы сформировать у преподавателя или мастера производственного обучения понимание, что главным объектом его самоуправления должно быть собственное саморазвитие.
Вернемся к построению системы эффективного управления развитием профессиональной компетентности преподавателей. На этапе планирования выделяют тот минимум условий, который позволит сделать процесс управления эффективным: научно-методические, кадровые, материально-технические, финансовые, нормативно-правовые, мотивационные, временные и т. д. Остановимся на кадровых условиях, так как именно их формированием и развитием занимается дополнительное профессиональное образование.
Можно выделить четыре стадии педагогической деятельности любого преподавателя:
I стадия - «Овладение профессией как ремеслом»;
II стадия - «Обретение мастерства»;
III стадия - «Доведение мастерства до уровня искусства»;
VI стадия - «Профессиональное выгорание» [2]
Разумеется, длительность прохождения каждого этапа у всех педагогов своя, но исследователи склоняются к тому, что первый этап продолжается обычно от 3 до 5 лет после окончания вуза. Таким образом, в большинстве случаев в среднем профессиональном образовании, да и в школах тоже, преподают «учителя-ремесленники». В случае с СПО это касается и молодых педагогов, которые только вышли из вуза, и тех, кто пришел в среднее профессиональное образовательное учреждение из реального сектора экономики и вообще не имеет базового педагогического образования. И те и другие крайне редко задерживаются в образовательной организации больше трех лет.
На курсах повышения квалификации мы провели опрос слушателей, предложив расставить в порядке убывания причины, по которым на их взгляд, начинающие педагоги прекращают педагогическую деятельность, не отработав и трех лет. Опрошенные в основной своей массе сошлись в том, что еще три года назад большинство из них, не задумываясь, на первое место поставили бы «неудовлетворенность заработной платой». Но в марте-апреле 2014 года, когда проводился опрос, данную позицию поставили на первое место лишь 14 % опрошенных. Это объясняется тем, что по результатам мониторинга деятельности организаций Тульской области, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, который проводился в целях реализации раздела V плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Тульской области на 2013 - 2018 годы», заработная плата педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования в среднем выросла от 8 до 25 % только за отчетный период.
«Негативное отношение к обучающимся» поставили на первое место 36 % респондентов, в то время как «неудовлетворенность самореализацией» - только 8 %.
Еще одним из серьезных препятствий для начинающих педагогов, по мнению слушателей курсов повышения квалификации, является неумение работать в коллективе (22 %). Действительно, далеко не каждый способен вжиться в педагогический коллектив, и одной из причин этого нам видится некомпетентность руководящих работников образовательной организации в вопросах построения эффективной команды. Таким образом, весьма актуальным представляется проведение тренингов по тимбилдингу в рамках курсов повышения квалификации руководящих работников образовательных организаций.
Отсутствие мотивации к саморазвитию 20 % опрошенных определили как главное препятствие для начинающих педагогов, и это подтвердило наблюдение, сделанные в ходе проведения курсов повышения квалификации. В каждой аудитории слушателей есть такие преподаватели, ко-
торые лишь высиживают положенное время, не участвуют в коллективной работе, весьма неохотно отвечают на вопросы анкет и тестов, формально подходят к подготовке проектной работы. Единственным мотивом, с помощью которого их еще как-то можно расшевелить, является страх показаться «глупее» других. Поэтому наиболее эффективным стимулом к проявлению ими деятельной активности становится работа в малых группах, организованная таким образом, чтобы ни один из членов команды не мог «отсидеться».
Здесь мы приходим к тому, каким образом должно измениться дополнительное профессиональное образование, чтобы после прохождения курсов повышения квалификации руководящие работники сумели выстроить в своей образовательной организации эффективную систему управления профессиональным ростом педагогов, а сами педагоги научились видеть в своем саморазвитии объект самоуправления.
В первую очередь стоит задуматься о том, что сама идея курсов, длящихся едва ли не весь учебный год, в современных условиях откровенно неактуальна. В классической системе дополнительного образования взрослых раз в пять лет преподаватель направляется на курсы повышения квалификации, в связи с чем в его расписании специально освобождается один день в неделю, когда он должен посещать институт повышения квалификации, что неизбежно увеличивает его учебную нагрузку в другие дни недели. А если преподавателей, обучающихся на курсах повышения квалификации, в образовательной организации несколько? Это вынуждает полностью перестраивать под них образовательный процесс.
По новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» преподаватель имеет право на повышение квалификации не реже одного раза в три года. То есть подразумевается, что система образования настолько динамично меняется, что повышение квалификации может происходить и чаще, главное условие, чтобы оно не было формальным, а, напротив, позволяло выстроить индивидуальную траекторию профессионального роста педагога. Поэтому, на наш взгляд, в новых условиях оптимальными являются краткосрочные курсы повышения квалификации (до 36 часов) или даже спецкурсы (до 18 часов), посвященные какой-то конкретной проблеме, наиболее актуальной в данный момент времени. Кроме этого сама идея спецкурсов подразумевает их практикооринетиро-ванность - до 80 % учебного плана отводится на практические занятия.
Например, спецкурс «Методика проектирования современного учебного занятия в соответствии с идеями новых образовательных стандартов» был сконструирован с опорой на ФГОС СПО, который декларирует использование на учебных занятиях современных педагогических технологий (активных и интерактивных методов обучения), а также применение на уроках электронных образовательных ресурсов. Спецкурс рассчи-
тан на 15 часов, из которых 12 часов отводятся на аудиторную нагрузку и 3 часа на внеаудиторную (самостоятельную) работу слушателей.
Спецкурс начинается с входного контроля, где слушателям предлагается ответить н вопросы:
1. Используете ли Вы на своих уроках современные педагогические технологии?
2. Какие технологии Вы используете на своих уроках?
3. Вы используете современные педагогические технологии...
а) комплексно, только на открытых и показательных уроках;
б) фрагментарно, но практически на каждом уроке;
в) свой вариант_________________________________.
Далее слушателям предлагается учебное занятие, рассчитанное на 6 часов и состоящее из трех этапов (табл. 1), в ходе которой весь образовательный процесс построен на применении современных андрогогических технологий: педагогическая мастерская, деловая игра, проблемная лекция, здоровьесберигающие технологии и т.п.
Таблица 1
Расчет времени и этапы 1-го занятия__________________
Этап Содержание Время, мин
I Педагогическая мастерская «Как построить урок?» 90
Перерыв 15
II Деловая игра «Кто такой учитель?» 90
Перерыв 15
III Рефлексия «Что «да», а что «нет»? 60
На втором занятии, которое так же длиться 6 академических часов, слушателям предлагается продолжить командную работу и на практике познакомиться с кейс-технологиями и проектным методомв (табл. 2). В ходе подготовки совместного учебного проекта слушатели на основе выполненной внеаудиторной самостоятельной работы должны составить технологическую карту урока с использованием электронных образовательных ресурсов.
Таблица 2
Расчет времени и этапы 2-го занятия__________________
Этап Содержание Время, мин
I Работа по кейс-технологии или «Как научить учиться?» 90
Перерыв 15
II Работа по проектной технологии или «ЭОР, ты, -жизнь!» 90
Перерыв 15
III Рефлексия «Чемодан, корзина, мясорубка»? 60
На наш взгляд, именно такие практикооринентированные краткосрочные курсы позволят:
- интенсифицировать профессиональный рост преподавателей в системе дополнительного профессионального образования;
- совместно с руководящими работниками образовательных организаций выстроить систему эффективного управления развитием профессиональной компетентности педагогических работников;
- реализовать на региональном уровне новую парадигму образования «образование через всю жизнь».
Список литературы
1. Патрикова Т. С. Методика проектирования современного учебного занятия в соответствии с новыми образовательными стандартами // Современные научные исследования. Вып.2. Концепт. 2014. ART 54640. URL: http://e-koncept.ru/2014/54640.htm Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. ISSN 2304-120X.
2. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: Метод. пособие. М.: Педагогическое общество России. Центр педагогического образования, 2011. 448 с.
Патрикова Татьяна Сергеевна, канд.техн.наук, зав. кафедрой, [email protected], Россия, Тула, Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области.
TO THE QUESTION OF DEVELOPMENT MANAGEMENT PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS
T.S. Patrikova
Reveals opportunities to improve the quality of vocational education through the training of managerial and pedagogical workers . The topicality and practical importance of reviewing approaches to secondary vocational education teachers and heads of educational institutions of secondary vocational education.
Key words: continuing professional education , modern educational standards , professional standard , self-development , professional - sional growth.
Patrikova Tatjana , Associate Professor, head of department [email protected], Russian, Tula , Institute training and retraining of workers education Tula region.