Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЛОЛОГИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЛОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наследие В.А. Сухомлинского / педагогические идеи / подготовка будущего учителя филологии / профессионально значимые ценности / legacy of V.A. Sukhomlinsky / pedagogical ideas / training of a future teacher of philology / professionally significant values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрейко Ирина Александровна

Реформирование системы образования и смена образовательной парадигмы, обусловленные изменением системы ценностных ориентаций общества в условиях индустриализации, информатизации, обозначили основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса, среди которых всестороннее и гармоничное развитие подрастающего поколения выступает одним из приоритетных, поскольку является базисом для формирования морально-этических норм, принятых в обществе. Дидактические идеи выдающегося отечественного педагога Василия Александровича Сухомлинского, реализация которых в середине прошлого века позволила воспитать поколение сознательных граждан, не утратили свою актуальность и в современном обществе. Особенно это должно относиться к подготовке будущих учителей, в том числе и учителей филологии, которые в своей педагогической деятельности должны активно использовать идеи народного учителя В. А. Сухомлинского. Актуализация идей выдающегося педагога позволяет формировать у будущих учителей филологии устойчивую систему профессионально значимых ценностей, фундаментом которой являются такие личностные качества, как любовь и уважение к своим подопечным, чувство долга и справедливости, толерантность, терпение, отзывчивость, трудолюбие, творческое мышление и т. п. В статье описывается опыт внедрения идей выдающегося учителя в практику подготовки будущих учителей филологии Донецкого государственного университета. Особое внимание уделяется формированию у студентовфилологов следующих видов педагогической деятельности: реализации словесного метода при обучении школьников, позволяющему с помощью правильно подобранных слов, интонации находить подход к каждому обучаемому; привлечению обучающихся к творческому труду, характерной особенностью которого является разнообразие в поиске решений для достижения поставленных целей; применению индивидуального подхода к каждому отдельному члену ученического коллектива, обеспечивающему развитие его личностных качеств, способностей и задатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрейко Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF V.A. SUKHOMLINSKY IN THE PRACTICE OF TRAINING FUTURE TEACHERS OF PHILOLOGY

Reforming the education system and changing the educational paradigm, due to a change in the system of value orientations of society in the conditions of industrialization, informatization, have identified the main directions for improving the educational process, among which the comprehensive and harmonious development of the younger generation is one of the priorities, since it is the basis for the formation of moral and ethical norms accepted in society. The didactic ideas of Vasily Alexandrovich Sukhomlinsky, an outstanding Russian teacher, whose implementation in the middle of the last century made it possible to educate a generation of conscious citizens, have not lost their relevance in modern society. This should especially apply to the training of future teachers, including teachers of philology, who should actively use the ideas of the national teacher V. A. Sukhomlinsky in their pedagogical activities. The actualization of the ideas of an outstanding teacher allows future teachers of philology to form a stable system of professionally significant values, the foundation of which is such personal qualities as love and respect for their wards, a sense of duty and justice, tolerance, patience, responsiveness, diligence, creative thinking, etc. The article describes the experience of introducing the ideas of an outstanding teacher into the practice of training future teachers of philology at Donetsk State University. Particular attention is paid to the formation of the following types of pedagogical activity among philologists: the implementation of the verbal method in teaching schoolchildren, which allows using the right words and intonation to find an approach to each student; attracting students to creative work, a characteristic feature of which is diversity in the search for solutions to achieve the goals; the application of an individual approach to each individual member of the student team, ensuring the development of his personal qualities, abilities and inclinations.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЛОЛОГИИ»

УДК 37.091.4Сухомлинский:378.091.2-057.875:8

Кудрейко И.А.

Донецкий государственный университет, г Донецк, Россия E-mail: i.kudreiko@donnu

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЛОЛОГИИ

Реформирование системы образования и смена образовательной парадигмы, обусловленные изменением системы ценностных ориентаций общества в условиях индустриализации, информатизации, обозначили основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса, среди которых всестороннее и гармоничное развитие подрастающего поколения выступает одним из приоритетных, поскольку является базисом для формирования морально-этических норм, принятых в обществе. Дидактические идеи выдающегося отечественного педагога Василия Александровича Сухомлинского, реализация которых в середине прошлого века позволила воспитать поколение сознательных граждан, не утратили свою актуальность и в современном обществе. Особенно это должно относиться к подготовке будущих учителей, в том числе и учителей филологии, которые в своей педагогической деятельности должны активно использовать идеи народного учителя В. А. Сухомлинского. Актуализация идей выдающегося педагога позволяет формировать у будущих учителей филологии устойчивую систему профессионально значимых ценностей, фундаментом которой являются такие личностные качества, как любовь и уважение к своим подопечным, чувство долга и справедливости, толерантность, терпение, отзывчивость, трудолюбие, творческое мышление и т. п. В статье описывается опыт внедрения идей выдающегося учителя в практику подготовки будущих учителей филологии Донецкого государственного университета. Особое внимание уделяется формированию у студентов-филологов следующих видов педагогической деятельности: реализации словесного метода при обучении школьников, позволяющему с помощью правильно подобранных слов, интонации находить подход к каждому обучаемому; привлечению обучающихся к творческому труду, характерной особенностью которого является разнообразие в поиске решений для достижения поставленных целей; применению индивидуального подхода к каждому отдельному члену ученического коллектива, обеспечивающему развитие его личностных качеств, способностей и задатков.

Ключевые слова: наследие В.А. Сухомлинского, педагогические идеи, подготовка будущего учителя филологии, профессионально значимые ценности.

Kudreyko I. A.

Donetsk State University, Donetsk, Russia E-mail: i.kudreiko@donnu

IMPLEMENTATION OF V.A. SUKHOMLINSKY IN THE PRACTICE OF TRAINING FUTURE TEACHERS OF PHILOLOGY

Reforming the education system and changing the educational paradigm, due to a change in the system of value orientations of society in the conditions of industrialization, informatization, have identified the main directions for improving the educational process, among which the comprehensive and harmonious development of the younger generation is one of the priorities, since it is the basis for the formation of moral and ethical norms accepted in society. The didactic ideas of Vasily Alexandrovich Sukhomlinsky, an outstanding Russian teacher, whose implementation in the middle of the last century made it possible to educate a generation of conscious citizens, have not lost their relevance in modern society. This should especially apply to the training of future teachers, including teachers of philology, who should actively use the ideas of the national teacher V. A. Sukhomlinsky in their pedagogical activities. The actualization of the ideas of an outstanding teacher allows future teachers of philology to form a stable system of professionally significant values, the foundation of which is such personal qualities as love and respect for their wards, a sense of duty and justice, tolerance, patience, responsiveness, diligence, creative thinking, etc. The article describes the experience of introducing the ideas of an outstanding teacher into the practice of training future teachers of philology at Donetsk State University. Particular attention is paid to the formation of the following types of pedagogical activity among philologists: the implementation of the verbal method in teaching schoolchildren, which allows using the right words and intonation to find an approach to each student; attracting students to creative work, a characteristic feature of which is diversity in the search for solutions to achieve the goals; the application of an individual approach to each individual member of the student team, ensuring the development of his personal qualities, abilities and inclinations.

Key words: legacy of V.A. Sukhomlinsky, pedagogical ideas, training of a future teacher of philology, professionally significant values.

Имя Василия Александровича Сухомлинского - выдающегося, незаурядного педагога, имеющего самобытный, оригинальный облик, воплотивший лучшие черты безгранично преданного своим подопечным учителя, снискало среди миллионов людей заслуженное уважение и признание. О. В. Сухомлинская в своих воспоминаниях пишет, что Василий Александрович был первым, кто «в регламентированном советском образовании высказал идею гуманизма - «Полюби, помоги, не навреди, поддержи, скажи, сохрани, убереги, восхитись, покажи на своем примере», меняя коренным образом акценты и наполняя новой сущностью каноны нравственности трудового коллектива, эстетического, идейно-политического воспитания, где нравственные идеалы, нравственные начала, духовность и культура личности составляли ядро» [13, с. 101]. Эта идея гуманизма в формировании гражданских качеств личности нашла отклик в сознании многих работников системы образования, всех тех, кто посвятил свою жизнь благородному делу - воспитанию подрастающего поколения. Так как главным правилом, которым руководствовался В.А. Сухомлинский, было - «Уважай ученика!». В.А. Сухомлинский признавал личность ребенка как высшую ценность, и вся его педагогическая деятельность была посвящена преданному служению подрастающему поколению, а сердце - отдано детям!

Отметим, что педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разноаспектное и многоплановое. Анализу педагогических идей В.А. Сухомлинского, способам применения их в современной педагогической практике посвящены работы таких ученых: В.И. Беляев, А.Ю. Гвалдин, Л.А. Грицай, О.Г. Грохоль -ская, Е.А. Князев, В.В. Ковров, Э.Э. Масимова, ГА. Русских, К.И. Султанбаева, О.В. Сухомлинская и многие другие. В работах ученых раскрываются вопросы, связанные с социально-педагогической системой В. А. Сухомлинского, целью которой является всестороннее и гармоничное развитие личности каждого учащегося в социокультурном центре - сельской школе [1]; с концепцией родительского воспитания, разработанной педагогом [3]; с анализом педагогического наследия В.А. Сухомлинского, содержащего признаки диалогичности, на основе которых можно обосновать и представить акту-

альные педагогические условия ее реализации в современной воспитательной практике [2]; с актуализацией идей В. А. Сухомлинского для построения современных программ воспитания личности [6], [7], [10]; с системой воспитательной работы в школе на основе реализации идей гуманистической педагогики [11] и др. Руководствуясь вышеперечисленными разработками, будем строить наше исследование, так как развитие профессионально значимых ценностей будущих учителей филологии в условиях новой образовательной парадигмы высшего образования на основе педагогического наследия В.А. Сухомлинского является не совсем изученным и требует глубокого анализа. В нашем исследовании на основе рассмотрения работ ученого-педагога опишем реализацию его авторских идей в образовательный процесс студентов-филологов.

Основная идея В.А. Сухомлинского, определенная в середине ХХ века, заключалась в воспитании всесторонне развитой личности, что, в свою очередь, предполагало нравственное, умственное, эстетическое, физическое, трудовое, семейное воспитание. На современном этапе образования деятельность педагогов направлена на достижение тех же целей, что и более полувека назад.

Всестороннее развитие обучающихся требует, прежде всего, развития у них системы духовно-нравственных ценностей, которые определяют нормы поведения, применяемые в повседневной жизни. Т.Ю. Турова, активно используя в своей педагогической практике опыт В.А. Сухомлинского, отмечает, что при решении воспитательных задач необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, определять ценностные основы собственной жизнедеятельности, обретать чувство ответственности за сохранение моральных основ общества [14]. Мы придерживаемся такого же мнения, рассматривая духовно-нравственное воспитание как непрерывный, системный, целенаправленный процесс воздействия на человека / социум для формирования у него системы знаний о моральных нормах, становления нравственного сознания и основ морально-этического поведения; является основополагающим компонентом воспитания личности [8]. Полагаясь на вышеизложенное, перечислим основные идей В.А. Су-

хомлинского, которые должны быть реализованы в подготовке будущих учителей-филологов: активное использование словесного метода. В.А. Сухомлинский писал: «Семена истины, которые мы сеем своим словом в надежде на то, что они дадут ростки и станут могучей порослью убеждений, - очень нежная и требовательная вещь. Им нужны животворные соки, свет и тепло, они не переносят мрак и холод. Они превращаются в мертвые крупинки, если на глазах у наших питомцев творится зло, если обстановка, в которой они находятся, учит быть равнодушным» [14, с. 117]. Писатель и педагог акцентировал внимание на том, что слово должно быть правдивым, так как «учащиеся очень тонко чувствуют как правдивое, так и неправдивое слово учителя» [4, с. 27], а также эмоциональным - обучающиеся лучше воспринимают и запоминают то, что они переживают. В.А. Сухомлинский указывал, «чтобы обычное человеческое слово имело власть над ребенком, нужно развить тонкость детских чувств» [14, с. 667]. При этом народный педагог справедливо замечал, что в образовательном процессе не должно быть «словесной перегрузки» и учителям необходимо добиваться развития у подопечных «гармонии разума и сердца» - согласованности знаний, опыта и чувств;

воплощение идеи творческого труда в образовательный процесс. В.А. Сухомлинский отмечал, что труд в полную меру не замыкает воспитанников в рамках однообразной деятельности; каждый воспитанник должен заниматься разными видами труда и достигать максимальных результатов, так как успех, являясь источником радости в трудовой деятельности, помогает ребенку достичь в том или ином труде мастерства, а это укрепляет его веру в собственные силы [14];

применение индивидуального подхода к каждому члену сплоченного, целостного коллектива. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учителя, педагоги, воспитатели должны видеть перед собой не абстрактного, а живого, конкретного воспитанника с его мыслями, опытом, чувствами. Именно соблюдение данного условия позволит воспитать настоящего гражданина, человека, имеющего и умом, и сердцем сформированные взгляды на реальную действительность и на свою роль в жизни [4, с 31]. Также

педагог-исследователь писал: «Коллектив - это очень чувствительный инструмент, создающий музыку воспитания, необходимую для влияния на душу каждого воспитанника... В коллективе человек проявляет себя по отношению к другим людям и самому себе» [14, с. 619].

Опишем опыт реализации указанных идей народного учителя В.А. Сухомлинского, внедренный в практику подготовки будущих учителей филологии Донецкого государственного университета. Основная цель обучения студентов - формирование системы профессионально значимых ценностей, осуществляется в процессе овладения знаниями, умениями и навыками по учебным дисциплинам и в период прохождения практик, определенных учебным планом в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 45.03.01 Филология.

Рассмотрим более детально применение педагогического наследия В.А. Сухомлинского в образовательном процессе будущих филологов.

Акцентируя внимание на использовании словесного метода, народный учитель В.А. Сухомлинский активно применял в своей практике наряду с литературными произведениями, научными трудами и произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, былины и т. п.), отмечая, что именно в них собрана многовековая мудрость народа. На филологическом факультете Донецкого государственного университета словесный метод активно применяется в учебно-воспитательном процессе при овладении всеми учебными дисциплинами, так как слово - устное или письменное - источник знаний. Однако важным является не только овладение знаниями, но и формирование навыков ведения эффективной коммуникации, построения диалога между всеми участниками образовательного процесса: студент - преподаватель, студент - студент, студент - студенческий коллектив. Данные навыки, входящие в систему профессионально значимых ценностей учителя филологии, формируются в процессе изучения таких учебных дисциплин:

«Методика преподавания лингвистических дисциплин в средней школе», в содержание ко -торой входит тематический блок, включающий следующие темы: Основные направления и

принципы работы над развитием речи школьников. Формирование устной и письменной речи учащихся (рецептивные и продуктивные её виды). Методика творческих работ и критерии их оценивания. Основы речевой деятельности;

«Русский язык и культура речи», при изучении данной учебной дисциплины студенты овладевают знаниями о функциях современного русского языка в мировой языковой ситуации и современной коммуникативной практике, об особенностях фонетической, фонологической, лексической и лексико-фразеологической, словообразовательной и др. систем современного русского языка, овладевают навыками речевого общения в зависимости от коммуникативной ситуации и т. п.;

«Риторика», овладение которой направлено на повышение уровня общей и коммуникативной культуры будущего специалиста данного направления; на детальное ознакомление обучающихся с общей теорией риторики, основными положения по истории риторики, типологией риторических аргументов, спецификой композиции публичной речи, системой риторических техник и приемов, со стилями русского языка; на развитие умений и навыков быстро и качественно осуществлять оценку и выбор наиболее уместных выразительных средств, в соответствии с ситуацией общения и т. д.

Также коммуникативные умения и навыки у будущих учителей филологии формируются во время практик: «Учебной (фольклорной) практики», «Учебной (диалектологической) практики», по прохождению которых студенты-филологи овладевают умениями и навыками самостоятельного анализа явлений диалектной речи; умением четкого разграничения в употреблении диалектной лексики и лексики литературного языка; знаниями о современном состоянии народного творчества и художественной самодеятельности в городах и селах, о жанровом своеобразии фольклорных произведений, взаимодействии литературы, искусства и фольклора. При этом каждая из названных учебных дисциплин и учебные (фольклорная и диалектологическая) практики развивают у будущих учителей такие компоненты системы профессионально значимых ценностей, входящие в круг профессиональных (профильных) компетенций, как владение:

- основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке;

- системой лингвистических знаний по фонетике, лексике, грамматике, словообразования изучаемого языка и о его функциональных разновидностях;

- основными способами достижения ком -муникативных целей высказывания в соответствии с особенностями коммуникативной ситуации;

- особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения.

Придавая огромное значение творческому труду, В. А. Сухомлинский указывал, что «настоящий учитель не может жить без творчества; педагогический труд по самой своей природе, по внутренней логике немыслим без элемента научного исследования, он всегда должен быть озарен светом теории и выступать как источник новой мысли, новых теоретических обобщений» [4, с. 20]. Полагаясь на данное высказывание, отметим, что будущие учителя филологии, являясь субъектами учебно-воспитательного процесса в высшей школе и активно готовясь к будущей трудовой педагогической практике, участвуют в преобразовательной, познавательной, творческой, материально-практической и других видах деятельности. Это позволяет сформировать у студентов систему знаний по всем учебным дисциплинам образовательной программы бакалавриата в соответствии с требованиями общей профессиональной образовательной программы и профессиональными стандартами по направлению подготовки 45.03.01 Филология; расширить кругозор, повысить самооценку, значимость общественно-полезного труда, способность к долгосрочному планированию, сформировать созидательную творческую направленность, принципы нравственного и общественного поведения, развивать системное, творческое мышление [8], что способствует укреплению системы профессионально значимых ценностей учителей-филологов.

Умение реализовывать принцип обучения «коллективный характер обучения и учет индивидуальных особенностей учащихся» является важным компонентом профессионально значимых качеств учителей филологии. Студенты-

филологи в процессе овладения такими учебными дисциплинами, как «Методика преподавания (изучаемого) языка», «Методика преподавания литературы страны изучаемого языка», а также в период прохождения «Производственной (педагогической) практики» овладевают навыками внедрения в педагогический процесс методологических подходов, педагогических принципов, интерактивных методов, инновационных технологий. Более детально остановимся на формировании у студентов-филологов навыков реализации принципа, позволяющего организовывать коллективно-индивидуальное обучение, - «коллективный характер обучения и учет индивидуальных особенностей учащихся». Отметим, что при получении университетского образования будущие учителя филологии четко осознают, что индивидуализация является основополагающей при обучении языкам, так как задания подбираются с учетом индивидуальных и личностных качеств обучаемого, соответствуют уровню подготовки ученика, а также отражают его личный опыт. Использование принципа индивидуализации при обучении языку позволяет учителю выбирать наиболее приемлемые для подопечных формы и методы обучения, что способствует повышению уровня знаний более слабых учеников, а у сильных появляется возможность продвигаться в освоении учебного предмета более быстрыми темпами [9]. При этом групповая работа в классе с применением интерактивных методов обучения позволяет более сильным ученикам помогать тем, кто слабее, что также направлено на повышение результативности обучения. При организации воспитательной работы в период прохождения производственной (педагогической) практики студенты-филологи с опорой на знания, умения

и навыки, полученные при овладении учебной дисциплиной « Методика внеклассной работы». В требованиях к содержанию данной учебной дисциплины определены знания об особенностях организации индивидуальной, групповой, коллективной работы во внеурочное время, реализовывая принцип индивидуализации, позволяющий с учетом способностей каждого обучающегося развивать их склонности, задатки, творческие способности, определяют командные роли, обеспечивающие эффективное выполнение подопечными задания, и, как следствие, - успех, приносящий обучаемым моральное удовлетворение и чувство уверенности в собственных силах.

Таким образом, идеи В. А. Сухомлинско-го, выдвинутые в середине прошлого века, не утратили свою актуальность и в современном образовании. В своей педагогической практике выдающийся ученый, учитель активно руководствовался достижениями Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинско-го и многих других педагогов, акцентируя, что идеи великих педагогов, направивших школу, учителя, ученика на изучение окружающего мира, учивших исследовать, объяснять то, что человек видит, - преломляются на современном этапе в соответствии с современными задачами обучения и воспитания. Ведь переосмысливание старого - утверждает новое [14]. Дидактическое наследие В. А. Сухомлинского, в котором объединены и актуализированы передовые педагогические разработки, является весомым вкладом в развитие педагогической науки и позволяет на современном этапе формировать систему профессионально значимых ценностей при подготовке квалифицированных педагогов, в частности учителей филологии.

13.07.2023

Список литературы:

1. Беляев, В. И. Гуманизм социально-педагогической системы В. А. Сухомлинского / В. И. Беляев // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. -2018. -№4. - С. 20-39 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ gumanizm-sotsialno-pedagogicheskoy-sistemy-v-a-suhomlinskogo (дата обращения: 18.06.2023).

2. Гвалдин, А. Ю. Диалогичность - актуальная характеристика и требование современной воспитательной практики. К столетию со дня рождения В. А. Сухомлинского / А. Ю. Гвалдин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - №2 (135). - С. 24-29 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7dialogichnost-aktualnaya-harakteristika-i-trebovanie-sovremennoy-vospitatelnoy-praktiki-k-stoletiyu-so-dnya-rozhdeniya-v-a (дата обращения: 01.07.2023).

3. Грицай, Л. А. Гуманистические представления о процессе родительского воспитания детей в наследии В. А. Сухомлинского / Л. А. Грицай // Педагогика и просвещение. - 2019. - №1. - С. 31-36.

4. Грохольская, О. Г. Педагогические идеи и новаторский опыт В. А. Сухомлинского / О. Г. Грохольская // История и педагогика естествознания. -2018. - №3. - С. 48-51.

5. Дзеверин, А. Выдающийся советский педагог (вступительная статья) / А. Дзеверин // Избранные произведения: в 5 томах / В. А. Сухомлинский. - Киев: Рад. шк., 1979. - Т. 1. - С. 7-56.

6. Князев, Е. А. Педагогическая система Василия Александровича Сухомлинского. К 100-летию со дня рождения / Е. А. Князев // Гаудеамус. -2018. - №3 (37). - С. 63-68 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-sistema-vasiliya-aleksandrovicha-suhomlinskogo-k-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya (дата обращения: 18.05.2023).

7. Ковров, В. В. Актуальность идей и педагогического опыта B. А. Сухомлинского в профилактике девиантного поведения подростков / В. В. Ковров // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2018. -№4. - [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-idey-i-pedagogicheskogo-opyta-b-a-suhomlinskogo-v-profilaktike-deviantnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 12.06.2023).

8. Кудрейко, И. А. Воспитательный аспект формирования профессионально значимых качеств будущих учителей словесности: сущность и ключевые положения / И. А. Кудрейко // Управление образованием: теория и практика. - 2022. - №6(52). - С. 7383. DOI: 10.25726/i0913-5060-0277-e

9. Кудрейко, И. А. Принципы обучения студентов славянским языкам на основе коммуникативно-ориентированного подхода / И. А. Кудрейко // Вестник Донецкого национального университета. Серия Д: Филология и психология. - 2020. - №3-4. - С.28-34.

10. Масимова, Э. Э. Анализ опыта работы В.А. Сухомлинского на примере ГБОУ «Кадетской школы полиции «КАЛКАН» в городе Набережные Челны / Э. Э. Масимова, Р. Ф. Ахтариева // Вестник науки. - 2019. - №6 (15). - С.190-192.

11. Русских, Г. А. Особенности педагогической системы воспитания В. А. Сухомлинского / Г. А. Русских // Педагогическое искусство. - 2019. - № 2. - С.127-131.

12. Султанбаева, К. И. Идеи гражданско-патриотического воспитания в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского / К. И. Султанбаева, Е. А. Ачитаева // Вестник Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова. - 2020. - №2. - С. 155-160.

13. Сухомлинская, О. В. Слово о В. А. Сухомлинском / О. В. Сухомлинская // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2010. - №3 (13). - С. 99-109 [Электронный ресурс]. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/slovo-o-v-a-suhomlinskom (дата обращения: 22.05.2023).

14. Сухомлинский, В. А. Избранные произведения: в 5 томах / В. А. Сухомлинский ; редкол.: А. Г. Дзеверин (пред.) и др. ; [вступ. ст. А. Дзеверина, с. 7-56]. - Киев: Рад. шк., 1979-1980. - Т. 1: Проблемы воспитания всесторонне развитой личности ; Духовный мир школьника ; Методика воспитания коллектива. - 1979. - 686 с.

15. Турова, Т. Ю. Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время / Т. Ю. Туро-ва // Научный журнал. - 2022. - №2 (64). - С.53-57 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-vospitanie-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-i-vo-vneurochnoe-vremya (дата обращения: 11.07.2023).

References:

1. Belyaev, V.I. (2018) Humanism ofthe socio-pedagogical system of V. A. Sukhomlinsky. Bulletin of the Academy of Children and Youth Tourism and Local History, No. 4, pp. 20-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanizm-sotsialno-pedagogicheskoy-sistemy-v-a-suhomlinskogo (date of access: 06/18/2023).

2. Gvaldin, A.Yu. (2019) Dialogicality is an actual characteristic and requirement of modern educational practice. On the centenary of the birth of V. A. Sukhomlinsky. News of the Volgograd State Pedagogical University, No. 2 (135), pp. 24-29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ dialogichnost-aktualnaya-harakteristika-i-trebovanie-sovremennoy-vospitatelnoy-praktiki-k-stoletiyu-so-dnya-rozhdeniya-v-a (date of access: 07/01/2023) .

3. Gritsai, L.A. (2019) Humanistic ideas about the process of parental education of children in the heritage of V. A. Sukhomlinsky. Pedagogy and education, No. 1, pp. 31-36.

4. Grokholskaya, O.G. (2018) Pedagogical ideas and innovative experience of V. A. Sukhomlinsky. History and pedagogy of natural sciences, No. 3, pp. 48-51.

5. Dzeverin, A. (1979) An outstanding Soviet teacher (introductory article). In V.A. Sukhomlinsky Selected works: in 5 volumes. Kyiv: Glad. school, vol. 1, pp. 7-56.

6. Knyazev, E.A. (2018) The pedagogical system of Vasily Aleksandrovich Sukhomlinsky. To the 100th anniversary of his birth. Gaudeamus, No. 3 (37), pp. 63-68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-sistema-vasiliya-aleksandrovicha-suhomlinskogo-k-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya (date of access: 05/18/2023).

7. Kovrov, V.V. (2018) Relevance of the ideas and pedagogical experience of V. A. Sukhomlinsky in the prevention of deviant behavior in adolescents. Psychology and Pedagogy of Service Activities, №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-idey-i-pedagogicheskogo-opyta-b-a-suhomlinskogo-v-profilaktike-deviantnogo-povedeniya-podrostkov (date of access: 06/12/2023).

8. Kudreyko, I.A. (2022) Educational aspect of the formation of professionally significant qualities of future teachers of literature: the essence and key provisions. Education management: theory and practice, No. 6 (52), pp. 73-83. DOI: 10.25726/i0913-5060-0277-e

9. Kudreyko, I.A. (2020) Principles of teaching students Slavic languages based on a communicative-oriented approach. Bulletin ofthe Donetsk National University. Series D: Philology and psychology, No. 3-4, pp. 28-34.

10. Masimova, E.E. and Akhtarieva, R.F. (2019) Analysis of the work experience of V.A. Sukhomlinsky on the example of the Cadet Police School «KALKAN» in the city of Naberezhnye Chelny. Science Bulletin, No. 6 (15), pp. 190-192.

11. Russkikh, G.A. (2019) Features of the pedagogical system of education of V. A. Sukhomlinsky. Pedagogical art, No. 2, pp. 127-131.

12. Sultanbayeva, K.I. and Achitaeva, E.A. (2020) Ideas of civic-patriotic education in the pedagogical heritage of V. A. Sukhomlinsky. Bulletin ofthe Khakass State University named after N. F. Katanov, No. 2, pp. 155-160.

13. Sukhomlinsky, O.V. (2010) A word about V. A. Sukhomlinsky. Bulletin ofthe Moscow State Pedagogical University. Series: Pedagogy and psychology, No. 3 (13), pp. 99-109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slovo-o-v-a-suhomlinskom (date of access: 05/22/2023).

14. Sukhomlinsky, V.A. (1979) Selected works: in 5 volumes. Editorial board: A. G. Dzeverin (prev.) and others; [intro. Art. A. Dzeverina, p. 7-56]. Kyiv: Glad. school, 1979-1980. Vol. 1: Problems of education of a comprehensively developed personality; Spiritual world of a student; Team education methodology, 686 p.

15. Turova, T.Yu. (2022) Moral education of students in the lessons of the Russian language and literature and after school hours. Scientific journal, No. 2 (64), pp. 53-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-vospitanie-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-i-vo-vneurochnoe-vremya (date of access: 07/11/2023).

Сведения об авторе:

Кудрейко Ирина Александровна, директор института педагогики Донецкого государственного университета,

кандидат филологических наук, доцент E-mail: i.kudreiko@donnu.ru Orcid-id: https://orcid.org/0000-0002-5865-3659

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.