Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-03/ Дата публикации: 30.06.2019 УДК 37.026
Т. Б. Огднян, А. Ю. Гвалдин
Интеграция педагогических условий диалогичности воспитания на основе наследия Я. Корчака и В. А. Сухомлинского
Проблема формирования коммуникативной компетенции в условиях ухода молодежи в виртуальное пространство общения, для решения которой необходимо привлекать имеющийся в педагогическом наследии опыт, является актуальной. Поэтому необходимо интегрировать в единый комплекс актуальные для современной воспитательной практики педагогические условия диалогичности воспитания, содержащиеся в наследии Я.Корчака и В.А.Сухомлинского.
Проведён теоретический анализ работ авторов, занимавшихся исследованием педагогического наследия Я.Корчака и В.А.Сухомлинского, первоисточников выдающихся педагогов и нормативно-правовых актов в сфере образования и воспитания.
Установлена преемственная связь педагогических условий диалогичности воспитания в наследии Я.Корчака и В.А.Сухомлинского. Представлен интегрированный комплекс педагогических условий диалогичности воспитания, включающий группы условий: герменевтические, личностно-педагогические, коммуникативные, организационно-педагогические.
В дальнейшем, интегрированный комплекс педагогических условий должен реализовываться в алгоритме организации воспитательных диалогов. Также необходим творческий подход к практическому применению интегрированного комплекса педагогических условий диалогичности воспитания в образовательных организациях.
Ключевые слова: Я.Корчак, В.А.Сухомлинский, диалог, диалогичность воспитания, педагогические условия, интеграция, алгоритм
Ссылка для цитирования:
Оганян Т. Б., Гвалдин А. Ю. Интеграция педагогических условий диалогичности воспитания на основе наследия Я. Корчака и В. А. Сухомлинского // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 20-30. сМ: 10.32744^.2019.3.2
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-03/ Accepted: 18 April 2019 Published: 30 June 2019
T. B. Oganyan, A. Yu. Gvaldin
Integration of the pedagogical conditions of dialogical education based on the heritage of J. Korczak and V. A. Sukhomlinsky
The relevance of the study is due to the problem of the formation of communicative competence in the conditions of young people leaving in the virtual space of communication, for the solution of which it is necessary to draw on the experience available in the pedagogical heritage. The purpose of research - to integrate into a single complex relevant to the modern educational practice pedagogical conditions of dialogic education contained in the heritage of J.Korczak and V.A.Sukhomlinsky.
The study was conducted based on the study, analysis and comparison of pedagogical conditions of dialogic education in heritage of J.Korczak and V.A.Sukhomlinsky.
The successive connection of the pedagogical conditions of dialogical education in the heritage of J.Korczak and V.A.Sukhomlinsky is established. The study presented an integrated complex of pedagogical conditions of dialogic education, including the conditions of the group: hermeneutical, personal-pedagogical, communication, organizational-pedagogical. The integrated complex of pedagogical conditions is implemented in the algorithm of the organization of educational dialogues.
Conclusions about the necessity of creative approach to the practical application of the integrated complex of pedagogical conditions of dialogic education in educational institutions.
Key words: J.Korczak, V.A.Sukhomlinsky, dialogue, dialogic education, pedagogical conditions, integration, algorithm
For Reference:
Oganyan, T. B., & Gvaldin, A. Yu. (2019). Integration of the pedagogical conditions of dialogical education based on the heritage of J. Korczak and V. A. Sukhomlinsky. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 39 (3), 20-30. doi: 10.32744/pse.2019.3.2
_Введение
Современные теории личностно-ориентированного воспитания исследуют особенности формирования у детей и молодежи коммуникативной компетенции, которая представлена в стандартах всех образовательных уровней, начиная с дошкольного образования. Необходимость её формирования актуализируется в свете поглощения современного молодого поколения виртуальным пространством, которое подменяет реализацию его потребности в общении путем непосредственного ведения диалога "глаза в глаза". В результате цифровизации общения молодые люди оказываются недостаточно адаптированными к непосредственному взаимодействию, у них отмечается скудный словарный запас для выражения мысли, до минимума сведён опыт открытого выражения отношений, чувств, эмоций, что сказывается на освоении ими целого ряда нравственных норм и ценностей и как следствие - на их готовности к полноценной субъектной самореализации. А ведь последняя, по мнению Е.И.Тихомировой [12] определяется способностью воспитанника активно проявлять свое «субъектное Я» в процессе общения, познания, деятельности, быть инициатором контактов, позитивного сотрудничества с людьми. Из этого возникает необходимость в поиске и обновлении механизмов развития субъектных личностных структур детей и молодёжи в целостном процессе воспитания. Учёные указывают на то, что таким механизмом является его диалогич-ность. Так, В.В.Сериков [8], обосновывая значимость применения диалога в организации ситуаций взаимодействия воспитанника со значимым Другим в развитии его субъектных структур, фактически подвёл к вопросу о необходимости наличия диалогичности в воспитании.
Обзор научной литературы [8; 12] показал значительный пласт современных исследований, посвящённых изучению различных аспектов диалогичности воспитания. Их анализ позволил констатировать наличие проблемы игнорирования ценного наследия педагогов ХХ века, в котором прорабатывались условия обеспечения диалогичности воспитания. В этой связи совершенно справедливым будет согласиться с мнением М.В.Богуславского [1] о том, что стала очевидной потребность современной воспитательной практики в гармоничном сочетании современных педагогических инноваций с позитивными ретрофеноменами историко-педагоги-ческого наследия. Эта же идея отражена в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где подчеркивается необходимость обращения к наиболее ценным педагогическим отечественным традициям и разработкам предыдущих эпох в целях обновления содержания воспитания, внедрения их форм и методов [9]. Вышеизложенное является обоснованием необходимости обращения к педагогическому наследию известных гуманистов Я.Корчака и В.А.Сухомлинского, где диалогичность воспитания имеет теоретико-методологическое и процессуальное отражение. Анализ их трудов позволил обнаружить в них педагогические условия диалогичности воспитания. Это определило цель исследования: на основе сравнения признаков и условий диалогичности воспитания в трудах Я.Корчака и В.А.Сухомлинского разработать их интегративный комплекс, актуальный для современной воспитательной практики.
_Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели исследования был проведен теоретический анализ следующих источников: трудов Я.Корчака и В.А.Сухомлинского [2; 10; 11]; научных работ российских и зарубежных авторов, занимавшихся исследованием педагогического наследия Я.Корчака и В.А.Сухомлинского [4; 5; 14]; нормативно-правовых актов РФ в сфере образования и воспитания [9; 13].
Основными методами исследования выступили: изучение, анализ, сравнение, систематизация и обобщение положений, имеющих отношение к диалогичности во-питания в педагогическом наследии Я.Корчака и В.А.Сухомлинского; анализ научно-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме.
_Результаты исследования
Проведенный теоретический анализ педагогического наследия Я.Корчака [2; 3] позволил увидеть в нём признаки диалогичности воспитания и на их основе обосновать следующие педагогические условия:
• изучение педагогами личности воспитанника;
• стремление педагога к исследовательской позиции;
• проявление доверия педагога воспитаннику;
• усиление эмоционально-эмпатийной стороны общения;
• сокращение дистанции в отношениях педагог-воспитанники;
• установка педагога на сотрудничество, договорные отношения с воспитанниками;
• организация жизнедеятельности воспитанников, направленной на формирование у них самостоятельной активности.
В процессе изучения наследия В.А.Сухомлинского [10; 11] были сопоставлены преемственные признаки диалогичности воспитания и обоснованы следующие её педагогические условия:
• организация со-бытийных ситуаций, обеспечивающих общность между педагогом и воспитанниками;
• стимулирование стремления воспитанника к нравственному идеалу;
• индивидуализация воспитательного процесса
• создание диалогической воспитательной среды;
• создание для воспитанников внешних и внутренних речевых ситуаций;
• организация педагогом духовного общения с воспитанниками
• взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса, осуществление между ними обратной связи;
• организация научного диалога в педагогическом коллективе.
Сопоставление признаков и педагогических условий диалогичности воспитания
в наследии Я.Корчака и В.А.Сухомлинского позволило обосновать их преемственную связь, что явилось основанием для их последующей интеграции в единый комплекс. Так, например, педагогическое условие - изучение личности воспитанника - в наследии Я.Корчака, нашло продолжение в индивидуализации воспитательного процесса у В.А.Сухомлинского. Мотивом к изучению воспитанника у Я.Корчака являлся гу-
манистический умысел - получение знаний о воспитаннике, позволяющих педагогу оказать ему психолого-педагогическую поддержку. Анализ педагогического наследия Я.Корчака позволил увидеть требования, предъявляемые им к глубинному изучению воспитанников: целенаправленность; фиксирование наблюдаемых явлений, событий в письменном виде (дневник воспитателя); осуществление наблюдения за воспитанником в естественных условиях его жизнедеятельности; изучение воспитанника в общении с различными субъектами (педагогами, сверстниками, окружающими людьми). Для В.А.Сухомлинского внимание к каждой индивидуальности, вдумчивое отношение к достоинствам и недостаткам каждого ребенка - это основа основ процесса воспитания [11, с. 18]. Как совершенно справедливо отмечают М.И.Мухин, И.А.Добрянский - у В.А.Сухомлинского стоит знак равенства между воспитанием и пониманием при обосновании зависимости успеха воспитательного процесса от знаний о воспитаннике [5]. Индивидуализация воспитательного процесса в системе В.А.Сухомлинского заключалась в выборе содержания, методов, форм, средств воспитания с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, потребностей, направленных на развитие самобытности, личностного «Я» воспитанника.
Такое педагогическое условие как сокращение дистанции в отношениях педагог-воспитанники, выделенное в наследии Я.Корчака, преемственно представлено в необходимости организации со-бытийных ситуаций у В.А.Сухомлинского. Я.Корчак связывал условие сокращения дистанции в отношениях педагог-воспитанник с необходимостью признания абсолютной ценности личности воспитанника, понимания воспитания как подлинной многогранной жизни, в которой он является её творцом. Также он считал необходимым проявление педагогом «своего Я» в общении и понимании воспитанника не только на рациональном, но и на эмоционально-ценностном уровне. В.А.Сухомлинский преемственно развил данное условие организацией событийных ситуаций, обеспечивающих общность между педагогом и воспитанниками. Он подчеркивал значимость установления многообразия связей в бытии педагога и воспитанников, в которых происходит открытие глубинных смыслов, ценностей воспитания и жизни посредством пересечения их личностных переживаний. «Школьный коллектив - отмечал В.А.Сухомлинский, - сложная духовная, трудовая, организационная общность личностей, стоящих на разных ступенях идейного, интеллектуального, нравственного, эстетического, гражданского развития, при этом каждая личность всегда находится во внутреннем движении» [10, с.175].
Педагогическое условие доверия педагога воспитаннику, обозначенное в наследии Я.Корчака, является основой для глобального развития его до организации педагогом духовного общения с воспитанниками в опыте В.А.Сухомлинского, в концепции которого духовная составляющая является ключевой. На ней же базируется и доверие педагога воспитаннику в наследии Я.Корчака. Однако в наследии В.А.Сухомлинского духовное общение уже понимается не просто как форма или метод воспитания. Интересно, что А.В.Москвина, П.Г.Лабзина заметили, что через духовное общение в системе В.А.Сухомлинского выражена иная формула жизни педагога, не мыслящего себя без ребенка, выводящая за пределы обыденного разговора, и даже за пределы пространства и времени [4].
Следующее педагогическое условие усиление эмоционально-эмпатийной стороны общения в педагогическом наследии Я.Корчака также имеет преемственную связь с такими конкретными педагогическими условиями в наследии В.А.Сухомлинского как создание диалогической воспитательной среды и создание для воспитанников
внешних и внутренних речевых ситуаций. Выделенные в наследии В.А.Сухомлинского педагогические условия актуализируются тем, что в современных социокультурных, политических реалиях усиливается духовно-мировоззренческий кризис детей и молодежи, проявляющийся в возрастании апатии, гедонизма, конфликтности, безразличия к собственному будущему. Проблема создания среды позитиного влияния на воспитанников, которая будет насыщена духовными, гуманистическими ценностями, становится все более острой для руководителей учебных заведений.
Установка педагога на сотрудничество, договорные отношения с воспитанниками, определенные в качестве педагогического условия диалогичности воспитания в наследии Я.Корчака, вышли в воспитательной практике В.А.Сухомлинского на новый уровень взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса (педагогов, воспитанников, родителей), осуществления между ними обратной связи. Как отмечают Б.Вучич [17], Л.Энгел [14], Я.Корчак исследовал проблему дисбаланса взаимоотношений и отсутствия диалога между миром взрослых и миром детей. Для Я.Корчака диалог с воспитанниками возможен при демонстрации доверия и видения в нем человека: «ребёнок равный нам - ценный - человек» [3, с. 369]. В.А.Сухомлинский же впервые в отечественной педагогике реализовал на практике принцип взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей. Он пришёл к выводу, что родители воспитанников, являясь полноправными субъектами воспитательного процесса, нуждаются не только в учёте их взглядов на воспитание своих детей, но и в пополнении психолого-педагогических знаний. Опыт В.А.Сухомлинского отвечает заявленной в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [9] потребности в сотрудничестве всех субъектов воспитания (семьи, образовательных учреждений) в целях совершенствования содержания и условий воспитания.
Организация жизнедеятельности воспитанников, направленной на формирование у них самостоятельной активности, представленная в наследии Я.Корчака, получила новое качество как педагогическое условие диалогичности вспитания у В.А.Сухомлинского. Это условие вытекает из основного положения педагогической системы Я.Корчака, которое исследователи его наследия Р.А.Валеева, И.Д.Демакова Э.Янушевска, определили как принцип сочетания «разумного воспитания» с активностью детей в самовоспитании [15; 16]. В наследии Я.Корчака содержится целая система стимулов к самовоспитанию, к проявлению активности воспитанников в коллективной жизнедеятельности, нашедших отражение, прежде всего, в различных формах самоуправления (парламент, Товарищеский суд, дежурства и др.). В.А.Сухомлинский придавал организации самостоятельной активности воспитанников ценностно-смысловое содержание. Он считал необходимым наличие воспитательного нравственного идеала в развитии личности каждого воспита-ниика. Нравственный идеал, выраженный в литературном персонаже, выдающемся деятеле, окружающих людях (педагогах, родителях, сверстниках), становится предметом внутреннего диалога воспитанника. В этом диалоге воспитанник проектирует образец перспективы своего развития, вырабатывает собственную систему ценностей, критерии морально-нравственного отношения к себе и окружающим людям. В.А.Сухомлинский, продолжив идею Я.Корчака о формировании самостоятельной активности воспитанников, усилил её ценностно-смысловую направленность в стимулировании стремления воспитанника к нравственному идеалу.
Такое педагогическое условие диалогичности воспитания как стремление педагога к исследовательской позиции в наследии Я.Корчака получило широкое развитие у
В.А.Сухомлинского и отразилось в организации научного диалога в педагогическом коллективе. Стремление педагога к исследовательской позиции обосновано Я.Корчаком с позиции необходимости исследования мира детства как глубокого педагогического феномена. В.А.Сухомлинский также, отмечая значение исследовательских начал педагогической деятельности, придал этому условию масштабность, совершив переход от внутреннего диалога педагога к научному диалогу в педагогическом коллективе и даже в педагогическом сообществе в целом. При этом среда научного диалога в зависимости от масштабов последнего приобретала в наследии В.А.Сухомлинского два уровня: микро-диалог, макро-диалог. Микро- диалог у В.А.Сухомлинского включал в себя организацию психолого-педагогических семинаров, выступлений с докаладами, круглых столов внутри педагогического коллектива Павлышской школы. Научный макро-диалог нашёл отражение в наследии В.А.Сухомлинского от участия в районных педагогических конференциях до их всесоюзного и международного уровня: участие В.А.Сухомлинского в заседаниях Академии педагогических наук; посещение им зарубежных государств (Болгария, ГДР, Куба, Румыния и др.) с научно-образовательной миссией; публикация статей в отечественной и зарубежной периодике не только научного, но и общественно-политического характера (газета «Правда»), на страницах которых В.А.Сухомлинский вступал в дискуссию с представителями самых различных взглядов по самым острым проблемам воспитания.
Полученные результаты сопоставления педагогических условий диалогичности воспитания в наследии Я.Корчака и В.А.Сухомлинского были представлены в таблице 1.
Таблица 1
Интеграция педагогических условий диалогичности воспитания на основе наследия Я. Корчака и В.А.Сухомлинского
Преемственность педагогических условий диалогичности воспитания Результат интеграции педагогических условий диалогичности воспитания
Я. Корчак В. А. Сухомлинский
Стремление педагога к исследовательской позиции Организация научного диалога в педагогическом коллективе Герменевтические: Изучение педагогами личности воспитанника; Стремление педагога к исследовательской позиции; Исследование детства как педагогического феномена.
Изучение педагогами личности воспитанника Индивидуализация воспитательного процесса
Организация жизнедеятельности воспитанников, направленной на формирование у них самостоятельной активности Стимулирование стремления воспитанника к нравственному идеалу Личностно-педагогические: Установление педагогами обоюдно доверительных отношений с воспитанниками; Индивидуализация воспитательного процесса; Стимулирование стремления воспитанника к нравственному идеалу; Установка педагога на сотрудничество, договорные отношения с воспитанниками.
Проявление доверия педагога воспитаннику Создание диалогической воспитательной среды; Создание для воспитанников внешних и внутренних речевых ситуаций.
Сокращение дистанции в отношениях педагог-воспитанники Организация со-бытийных ситуаций Коммуникативные: Сокращение дистанции в отношениях педагог-воспитанники; Усиление эмоционально-эмпатийной стороны общения; Обеспечение взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса (педагогов, воспитанников, родителей), осуществление между ними обратной связи.
Установка педагога на сотрудничество, договорные отношения с воспитанниками Взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса (педагогов, воспитанников, родителей), осуществление между ними обратной связи
Усиление эмоцио- Организация педагогом Организационно-педагогические:
нально-эмпатийной духовного общения с вос- Создание диалогической воспитательной среды;
стороны общения питанниками Организация педагогом духовного общения с воспитанниками. Организация жизнедеятельности воспитанников, направленной на формирование у них самостоятельной активности; Организация со-бытийных ситуаций; Организация научного диалога в педагогическом коллективе.
_Обсуждение результатов
Установление преемственной связи педагогических условий диалогичности воспитания в наследии Я.Корчака и В.А.Сухомлинского позволило сгруппировать их и интегрировать в единый комплекс, представленный герменевтическими, личностно-педа-гогическими, коммуникативными, организационно-педагогическими условиями.
Герменевтические условия направлены на более глубокое изучение, осознание педагогами факторов, обеспечивающих диалогичность воспитания, и включают: изучение педагогами личности воспитанника; стремление педагога к исследовательской позиции; исследование детства как педагогического феномена.
Личностно-педагогические условия предполагают опору на личностную сферу субъектов воспитательного процесса. К ним относятся: установление педагогами обоюдно доверительных отношений с воспитанниками; индивидуализация воспитательного процесса; стимулирование стремления воспитанника к нравственному идеалу; установка педагога на сотрудничество, договорные отношения с воспитанниками.
Коммуникативные условия направлены на достижение эффективного воспитательного взаимодействия. Они включают: сокращение дистанции в отношениях педагог-воспитанники; усиление эмоционально-эмпатийной стороны общения; обеспечение взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса (педагогов, воспитанников, родителей), осуществление между ними обратной связи; создание для воспитанников внешних и внутренних речевых ситуаций.
Организационно-педагогические условия представлены системой факторов, связанных с планированием и подготовкой базы для воспитательного взаимодействия: создание диалогической воспитательной среды; организация педагогом духовного общения с воспитанниками; организация жизнедеятельности воспитанников, направленной на формирование у них самостоятельной активности; организация событийных ситуаций; организация научного диалога в педагогическом коллективе.
Представленные группы педагогических условий взаимно дополняют друг друга и в комплексе позволяют обеспечить актуальную для современной практики диалогичность воспитания. Возможности практического использования интегрированного на основе наследия Я.Корчака и В.А.Сухомлинского комплекса педагогических условий диалогичности воспитания раскрываются в разработанном нами алгоритме организации воспитательных диалогов [6; 7]. Он предполагает выполнение педагогом следующих поэтапных действий: введение (моделирование) воспитанников в благоприятную социальную ситуацию; чтение произведения; актуализация опыта воспитанника на основе предлагаемой ситуации; создание ситуаций «открытия»; интеграция «открытий» в повседневную жизнь воспитанника; осмысление содержания произведения в новой ситуации [6]. При этом на каждом этапе алгоритма организации воспитательных диа-
логов реализуются педагогические условия из представленного комплекса. Данный алгоритм имеет специфические особенности для каждого уровня образования с учётом приращения социального опыта воспитанников.
Заключение
Таким образом, в результате исследования на основе анализа педагогического наследия Я.Корчака и В.А.Сухомлинского определен актуальный для современной воспитательной практики интегрированный комплекс педагогических условий диало-гичности воспитания. Для его практического использования в образовательных организациях рекомендуется:
• актуализировать в педагогическом и родительском коллективе труды Я.Корчака и В.А.Сухомлинского;
• создать в образовательной организации базу методических разработок по реализации интегрированного комплекса педагогических условий диалогичности воспитания;
• переосмыслить идеи Я.Корчака и В.А.Сухомлинского на основе внедрения комплекса педагогических условий диалогичности воспитания в воспитательную практику образовательной организации и рефлексии динамики его результатов;
• творчески реализовывать представленный алгоритм организации воспитательных диалогов;
• организовать взаимодействие образовательной организации с родителями по разработке мероприятий, способствующих обеспечению указанного комплекса педагогических условий диалогичности воспитания;
• участвовать в научном диалоге, способствующем внедрению в современную воспитательную практику интегрированного комплекса педагогических условий диалогичности воспитания, созданного на основе педагогического наследия Я.Корчака и В.А.Сухомлинского.
REFERENCES_
1. Богуславский М.В. Использование потенциала советской системы образования в современной российской образовательной политике: возможности и риски // Тенденции развития образования. Качество образовательных результатов и образовательные реформы. Материалы XV международной научно-практической конференции (Москва). 2019. С.41-50.
2. Корчак Я. Воспитательные моменты. Как любить ребенка. Оставьте меня детям (Педагогические записи) / Януш Корчак; пер. с пол. Л. Стоцкой. Москва: АСТ, 2017. С. 448.
3. Корчак Я. Избранные педагогические произведения / Пер. с пол. К.Э. Сенкевич. М.: Педагогика, 1979. 474 с.
4. Москвина А.В., Лабзина П.Г. Потаенный Сухомлинский Реализация идей В.А.Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения). 2018. Т.1. С.56-62.
5. Мухин М.И., Добрянский И.А. Он опередил свое время (К столетию со дня рождения В.А. Сухомлинского) // Реализация идей В.А.Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения). 2018. Т.1. С.29-34.
6. Оганян-Захараш Т.Б., Гвалдин А.Ю. Использование наследия В.А.Сухомлинского в организации воспитательных диалогов с дошкольниками. Диалоги на зимние темы // Дошкольное воспитание. 2017. № 1. С.11-25.
7. Оганян-Захараш Т.Б., Гвалдин А.Ю. Использование наследия В.А.Сухомлинского в организации воспитательных диалогов с дошкольниками. Диалоги на летние темы // Дошкольное воспитание. 2017. №. 7. С. 11-18.
8. Сериков В.В. Опыт научно-педагогической школы личностно-развивающего образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 2. С.11-18.
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru (дата обращения: 20.03.2019)
10. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5-ти т. / Ред.: Дзеверин А.Г. (пред.) и др. К.: Рад.школа, 1979. Т.1. 686 с.
11. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5-ти т. / Ред.: Дзеверин А.Г. (пред.) и др. К.: Рад.школа, 1979. Т.4. 670 с.
12. Тихомирова Е.И. Человекоразмерное образование в условиях информационного общества как условие субъектного взаимодействия личности [Электронный ресурс] // Взаимодействие субъектов образования в информационном обществе: опыт стран Европы и АТР. 2018. С. 39-43. URL: http://uss.dvfu.ru/e-publications/2018/vzaimod_subjektov_obrazov_ materialy _konf_2018.pdf (дата обращения: 20.03.2019)
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 20.03.19).
14. Engel L.H. The Democratic School and the Pedagogy of Janusz Korczak: A Model of Early Twentieth Century Reform in Modern Israel // International Journal of Progressive Education. 2013. V. 9. № 1. pp. 119-132.
15. Januszewska E., Valeeva R. Children's rights in Poland and Russia in the context of Janusz Korczak''s in heritage // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11. No. 3. pp. 327-338.
16. Valeeva R.A., Demakova I.D. Humanization of education in the context of Janusz Korczak pedagogical ideas // Review of European Studies. 2015. Vol. 7. No. 4. pp. 161-171.
17. Vucic B. The colonization of childhood. The critical pedagogy of Janusz Korczak // Symbolic violence in socio-educational contexts. 2017. pp. 161-180.
REFERENCES
1. Boguslavsky M.V. Using the potential of the Soviet education system in modern Russian educational policy: opportunities and risks // Trends in the development of education. The quality of educational outcomes and educational reforms. Materials of the XV international scientific-practical conference (Moscow). 2019. pp. 41-50. (in Russian)
2. Korczak J. Educational moments. How to love a child. Leave me to the children (Pedagogical notes) / Janusz Korczak; per. with a floor L. Stotskoy. Moscow, AST Publ., 2017. p. 448. (in Russian)
3. Korczak J. Selected pedagogical works / Trans. with a floor K.E.Senkevich. Moscow, Pedagogy Publ., 1979. 474 p. (in Russian)
4. Moskvina A.V., Labzina P.G. Shaded by Sukhomlinsky // Realization of the ideas of V.A.Sukhomlinsky in the theory and practice of modern education (on the 100th anniversary of his birth). 2018. Vol. 1. pp. 56-62. (in Russian)
5. Mukhin M.I., Dobriansky A.I. He was ahead of his time (on the centenary of the birth of V.A.Sukhomlinsky) // Realization of the ideas of V.A.Sukhomlinsky in the theory and practice of modern education (on the 100th anniversary of his birth). 2018. Vol. 1. pp. 29-34. (in Russian)
6. Oganyan-Zakharash T.B., Gvaldin A.Yu. Using the heritage of V.A.Sukhomlinsky in the organization of educational dialogues with preschoolers. Dialogues on winter topics. Preschool education. 2017. no. 1. pp.11-25. (in Russian)
7. Oganyan-Zakharash T.B., Gvaldin A.Yu. Using the heritage of V.A.Sukhomlinsky in the organization of educational dialogues with preschoolers. Dialogues on winter topics. Preschool education. 2017. no. 7. pp.11-18. (in Russian)
8. Serikov V.V. The experience of the scientific-pedagogical school of personal-developmental education. Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education. 2018. no. 2. pp. 11-18. (in Russian)
9. Strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025 [Electronic resource]. Available at: http://government.ru (accessed 20 march 2019). (in Russian)
10. Sukhomlinsky V.A. Selected works: in 5 vol. / Dzeverin A.G. (prev.) et al. K., Rad. shkola Publ., 1979. Vol. 1. 686 p. (in Russian)
11. Sukhomlinsky V.A. Selected works: in 5 vol. / Dzeverin A.G. (prev.) et al. K., Rad. shkola Publ., 1979. Vol. 4. 670 p. (in Russian)
12. Tikhomirova E.I. Human education in the conditions of the information society as a condition of the subject interaction of the individual. Interaction of the subjects of education in the information society: the experience of Europe and the Asia-Pacific region. 2018. pp. 39-43. Available at: http://uss.dvfu.ru/e-publications/2018/vzaimod_ subjektov_obrazov_materialy_konf _2018.pdf (accessed 20 march 2019). (in Russian)
13. Federal Law "On Education in the Russian Federation" No. 273-FZ of 12/29/2012. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (accessed 20 march 2019). (in Russian)
14. Engel L.H. The Democratic School and the Pedagogy of Janusz Korczak: A Model of Early Twentieth Century Reform in Modern Israel. International Journal of Progressive Education. 2013. Vol. 9. no. 1. pp. 119-132.
15. Januszewska E., Valeeva R. Children's rights in Poland and Russia in the context of Janusz Korczak''s in heritage. International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11. no. 3. pp. 327-338.
16. Valeeva R.A., Demakova I.D. Humanization of education in the context of Janusz Korczak pedagogical ideas. Review of European Studies. 2015. Vol. 7. no. 4. pp. 161-171.
17. Vucic B. The colonization of childhood. The critical pedagogy of Janusz Korczak. Symbolic violence in socio-educational contexts. 2017. pp. 161-180.
Информация об авторах Оганян Татьяна Борисовна
(Россия, г.Ростов-на-Дону) Доцент, доктор педагогических наук Профессор кафедры экономической теории Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-3478-7847
Гвалдин Александр Юрьевич
(Россия, г.Ростов-на-Дону) Соискатель, культорганизатор МБУК РСП «Рассветовский СДК»
E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-1056-5465
Information about the authors Tatyana B. Oganyan
(Russia, Rostov-on-Don) Associate Professor, Doctor of Pedagogical Sciences Professor of Economic Theory Rostov State University of Economics E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-3478-7847
Alexander Y. Gvaldin
(Russia, Rostov-on-Don) Degree Applicant Cultorganizator MBUK RSP "Rassvetovsky KFOR"
E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-1056-5465