Научная статья на тему 'Эмоционально-ценностное сопровождение процесса нравственного воспитания учащейся молодежи (на примере творчества В. А. Сухомлинского)'

Эмоционально-ценностное сопровождение процесса нравственного воспитания учащейся молодежи (на примере творчества В. А. Сухомлинского) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахаров В. А., Cахарова Л. Г.

Данная статья посвящена анализу проблемы эмоционально-ценностного сопровождения нравственного воспитания учащейся молодежи как малоисследованному аспекту педагогического наследия В.А.Сухомлинского педагога периода «оттепели» (кон.1950-х нач.1960-х гг.), который предвосхитил ведущие направления развития современной педагогики, с ее ориентацией на обращенность к мотивационно-потребностной сфере личности в воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сахаров В. А., Cахарова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-ценностное сопровождение процесса нравственного воспитания учащейся молодежи (на примере творчества В. А. Сухомлинского)»

В.А. Сахаров \ Л.Г.Сахарова 2

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА В.А.СУХОМЛИНСКОГО)

V.A. Sakharov \ L.G. Sakharova2 EMOTIONAL EVALUATIVE ACCOMPANIMENT OF THE PROCESS OF STUDENTS’ MORAL EDUCATION (BY THE EXAMPLE OF V.A. SUKHOMLINSKY’S WORKS)

Вятский государственный университет1 ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава» 2

Данная статья посвящена анализу проблемы эмоционально-ценностного сопровождения нравственного воспитания учащейся молодежи как малоисследованному аспекту педагогического наследия В.А.Сухомлинского - педагога периода «оттепели» (кон. 1950-х нач. 1960-х гг.), который предвосхитил ведущие направления развития современной педагогики, с ее ориентацией на обращенность к мотивационно-потребностной сфере личности в воспитательном процессе.

The article is dedicated to the problem of emotional and evaluative accompaniment of students’ moral as a little investigated aspect of the pedagogical legacy of V.A. Sukhomlinsky - a famous soviet teacher of the Thaw period (2nd half of 1950s - 1st half of 1960s), who anticipated the main trends of modern pedagogics with its orientation to the motivational sphere of a person in the educational process.

Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи- задача

современного общества

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовно-нравственное интеллектуальное, эстетическое и физическое совершенство; содействие раскрытию творческих индивидуальных возможностей личности; формирование системы гуманистических отношений в обществе — именно это является сегодня идеальной целью современной системы образования в России.

Ряд постановлений, принятых в последние годы Министерством образования РФ, свидетельствует о том, что воспитательной работе в образовательных учреждениях должно уделяться сегодня первостепенное внимание.

В июне 2000 г. Министерством образования РФ был принят приказ № 1965 от 29.06.2000 «Об утверждении Перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значений, используемых при установлении вида высшего учебного заведения». В 2002 г. в приложении к данному приказу (от 27.12.2002) в число важнейших критериев был внесен новый показатель «Воспитательная деятельность образовательного учреждения». В частности, в разделе «Организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности» указано, что одним из важнейших

критериев оценки воспитательной работы вуза является «... наличие элементов .... духовно-нравственного воспитания» [3].

25 сентября 2007 года состоялось совещание ректоров вузов Приволжского и Южного федеральных округов, организованное Министерством образования и науки Российской Федерации в городе Волгограде на базе Волгоградского государственного технического университета. На совещание собрались руководители более 160 высших учебных заведений двух федеральных округов. Темой совещания стали "Актуальные задачи воспитательной деятельности в вузах".

Лейтмотивом выступлений стало глубокое убеждение собравшихся, что человек не может состояться профессионально без воспитательного базиса.

В докладе зам. министра образования и науки России Ю. П. Сентюрина отмечалось, что «...воспитание молодежи, содействие ее творческому развитию - одна из главных задач государства. "Вузовское образование становится массовым. Студенчество сейчас - наиболее представительная группа общества, их более 7 миллионов. И они будущее России, им предстоит участвовать в формировании экономики и политики страны", - сказал он. По мнению Сентюрина, важная роль в содержании воспитания должна быть отведена образованию, тесно связанному, прежде всего, с историей, традициями и культурой народа. Нравственное воспитание студенчества было названо им одним из важнейших направлений организации и совершенствования воспитательной работы в вузах.

Поликультурный подход к воспитанию учащейся молодежи и реализация биоэтических принципов

Очевидно, что для учащихся медицинских вузов нашей страны это имеет первостепенное значение. «Деятельность медицинского работника органически включает в себя этическую составляющую - ведь он имеет дело не с веществом или информацией, а - с человеком. Более того - с человеком больным, нуждающимся в квалифицированной помощи. Поэтому нравственная культура будущего врача составляет не какое-то дополнительное или избыточное, а ведущее условие осуществления медицинской практики» [2]. Гуманность, уважение, любовь к человеку во многом определяет меру врачебного искусства, непосредственно влияют на успех учебной деятельности. Без нравственного компонента медицина рискует выродиться в простой набор технических мероприятий и процедур, лишенный какого-либо объединяющего их смысла. В силу этого подлинный профессионализм медицинского работника означает не только наличие высокого уровня теоретических, научных знаний, практических навыков и умений, но и его развитые нравственные качества.

Нравственность определяется в этике как сфера нравственной свободы личности, когда требования, предписываемые общечеловеческими нормами морали совпадают с внутренними побуждениями личности. Поэтому феномен нравственности органически включает в себя эмоциональный компонент, ибо он немыслим без оценки того или иного явления с точки зрения норм морали и

переживаний, соответствующих этой оценке. Нормы морали становятся основой поведения индивида лишь тогда, когда они не только познаются, но и становятся объектом эмоционально-ценностного отношения. Важнейшим фактором интериоризации норм морали является развитие нравственных чувств личности - устойчивых переживаний субъекта, выражающих его отношение к объектам и явлениям окружающей действительности с точки зрения данных норм.

Общеизвестно, что нравственное воспитание есть процесс целенаправленного развития ценностных отношений воспитанника к обществу, к окружающим людям, к самому себе. Данный процесс - глубоко индивидуальный, основывающийся на единстве знаний, чувств и поведения, причем чувства, соответствующие нравственной идее, являются здесь центральным звеном. Нравственные чувства - мотивы нравственного положительного поведения - так можно сформулировать основную цель их развития и воспитания.

Современные процессы обновления педагогических концепций, усиление роли нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе делают проблему развития нравственных чувств личности особенно актуальной. В то же время они не могут осуществляться без преемственной опоры на то положительное, что накоплено на всех этапах развития отечественного образования и педагогической мысли.

Основные направления системы духовно-нравственного воспитания

молодежи В.А. Сухомлинского

В этой связи возрастает ценность тех педагогических систем, которые раскрывают данные аспекты воспитательной работы и которые выдержали испытание временем, но не нашли достаточно полного использования в педагогической практике. Одной из них является система, создателем которой был В.А. Сухомлинский (1918 - 1970 гг.).

Гуманистическая направленность его работ, во многом опередившая своё время, обусловила непрекращающийся интерес к изучению его теоретического наследия и практического опыта педагогами и учеными как в нашей стране, так и во многих других странах мира.

Актуальность его творческого наследия состоит в том, что впервые в истории педагогики советского периода В.А. Сухомлинский целенаправленно обратился к идее развития эмоциональной сферы личности, в частности, -такого ее ключевого компонента, как нравственные чувства, - и сделал это лейтмотивом своей гуманистической системы воспитания. Тем самым, работая в 1950-1960-е гг., он предвосхитил ведущие направления развития современной педагогики, с ее ориентацией на общечеловеческие нравственные ценности, гуманизацию воспитания, обращенность к

мотивационно-потребностной сфере ребенка в воспитательном процессе, эмоционально- ценностное сопровождение данного процесса.

Под эмоционально-ценностным сопровождением нравственного воспитания понимается комплекс личностно-ориентированных

педагогических технологий, направленных на актуализацию эмоциональной сферы личности воспитанников в процессе целенаправленного формирование у них системы значимых для личности и общества ценностных ориентации и развитие их эмоционально-волевой сферы, реализуемых в процессе нравственного воспитания.

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, где данная проблема получила свое отражение, поистине огромно. Им написано 50 книг и более 700 журнальных и газетных статей. Гуманистическая направленность его работ обусловила непрекращающийся интерес к изучению теоретического и практического наследия павлышского новатора педагогами и учеными не только нашей страны, но и многих других стран мира. Сочинения В.А. Сухомлинского, тиражом более 13 млн. экземпляров, изданы на 60 языках народов бывшего СССР и ряда зарубежных стран (Болгария, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Германия, Испания, Канада, Куба, Монголия, Польша, Румыния, США, Франция, Чехословакия, Югославия, Япония, некоторые арабские страны). Одна из его наиболее известных книг - «Сердце отдаю детям» - выдержала 55 изданий на 29 языках.

Реализуя на практике идеи гуманистического воспитания, В. А. Сухомлинский разработал творческие подходы к методике этого процесса, которые в значительной мере предвосхитили тенденции современной гуманистической педагогики.

Психологический подход к проблеме духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи

В психологии общепризнанным является тот факт, что развитие нравственных чувств может происходить двояко: путем опосредованного влияния на эмоциональную сферу (через воздействие на личность в целом) и путем непосредственного воздействия на эмоциональную сферу (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон). Последнее осуществляется с помощью использования специальных аксиологических,

эмоционально-ценностных для воспитанника средств - эмоциональных стимулов.

Эмоциональные стимулы - «это педагогические средства, актуализирующие эмоциональную сферу личности; это внешние эмоционально-ценностные побудители, воздействующие, прежде всего, на чувства и вызывающие у воспитуемых адекватный эмоциональный отклик, нравственное сопереживание» [6].

Основная педагогическая функция внешних стимулов - актуализация эмоциональной сферы воспитанника в процессе развития нравственных чувств, оптимизация и повышение организационно-методического инструментария процесса воспитания.

Большинство исследователей к эмоциональным стимулам относит игру, романтику, соревнования (Н.П. Аникеева, О.С. Газман, Б.Т. Леухин, Б.Т. Лихачев, З.И. Равкин, К.Д. Юрьева, С.А. Шмаков, Г.А. Шпона, М.Г. Яновская). Ряд авторов предлагает включить в группу эмоциональных стимулов средства

искусства (З.И. Равкин, Г.И. Щукина, М.В. Юрьева). М.Г. Яновская относит к эмоциональным стимулам, помимо вышеперечисленных феноменов, также проблемно-поисковые ситуации и эмоционально-образные средства (средства искусства, художественную литературу, творчество детей и др.).

Таким образом, к эмоциональным стимулам относится все то, что в наибольшей степени способствует привнесению в жизнь и деятельность школьников творческого начала и эмоциональному обогащению воспитательного процесса.

Актуализация эмоциональной сферы как условие успешного духовно-нравственного воспитания молодежи

Анализ многогранного педагогического творчества В.А. Сухомлинского свидетельствует о том, что процесс развития нравственных чувств осуществлялся им преимущественно путем непосредственного влияния на эмоциональную сферу ребенка, через ее актуализацию.

Под актуализацией эмоциональной сферы следует понимать процесс, в результате которого моральные нормы становятся актуальными, личностно-значимыми для индивида не только на рациональном, но и на эмоционально-ценностном уровне. Актуализировать эмоциональную сферу -значит создать обстоятельства, при которых обостряется восприятие нравственной идеи или поступка. Реализация эмоционального стимулирования в развитии нравственных чувств нашла свое отражение во всех компонентах педагогической системы В.А. Сухомлинского.

Конечно, В.А. Сухомлинский не употреблял термин «актуализация». Но изучение его теоретико-публицистических работ и творческого опыта свидетельствует о том, что вся его воспитательная работа была направлена на то, чтобы сделать для ребенка актуальными нравственные идеи, стимулируя эмоционально-ценностное отношение к ним. «Чем ярче личное эмоциональное отношение к моральной идее, тем глубже моральные чувства» [5], - отмечал он в книге «Рождение гражданина». Поэтому мы считаем правомерным использование данного понятия по отношению к творчеству павлышского педагога.

В теоретическом и практическом наследии В. А. Сухомлинского значительное место занимает эмоциональное стимулирование как принцип развития нравственных чувств и как система педагогических средств актуализации сферы в данном процессе. И хотя он не пользуется современным понятийно-терминологическим аппаратом, весь его многогранный педагогический опыт проникнут этой идеей. Изучение педагогических произведений В.А. Сухомлинского показало, что понятия «эмоциональное стимулирование», «эмоциональные стимулы» неоднократно им употребляются [!]•

Правомерно утверждение, что понятие «эмоциональные стимулы» трактовалось В. А. Сухомлинским преимущественно как внутренние побудители нравственной активности личности (чувства долга, чести, достоинства, самоуважения) [4].

Однако анализ его многогранного педагогического опыта свидетельствует о том, что в процессе развития нравственных чувств учащихся павлышский педагог широко применял эмоционально-ценностные средства актуализации эмоциональной сферы именно как внешние побудители нравственных переживаний.

Хотя В.А. Сухомлинский не пользовался современной терминологией, весь его творческий опыт убеждает нас в том, что он практически воплощал в воспитании многие идеи воздействия на эмоциональную сферу учащихся. (Они исследовались и внедрялись в практику в более поздний период).

Реализация эмоционального стимулирования в развитии нравственных чувств нашла свое отражение во всех компонентах педагогической системы

В.А. Сухомлинского.

В процессе эстетического воспитания это выразилось в использовании игры, эмоционально- образного стимула в различных его модификациях как репродуктивной (произведения искусства, художественной литературы, музыка), так и творческой (художественное, литературное, музыкальное творчество воспитанников); красоты природы как источника нравственного самосовершенствования.

Педагогические установки воспитания духовно-нравственных качеств

у учащейся молодежи

В процессе этического просвещения этот подход воплотился в применении проблемно- поискового (диспуты, дискуссии) и эмоционально-образного стимулов (проведение этических бесед в яркой, эмоционально- значимой для ребенка форме).

Актуализация эмоциональной сферы личности специальными эмоционально-ценностными средствами стимулировала развитие нравственных чувств учащихся, инициировала волевые усилия, направленные на осуществление нравственно- ценной деятельности и самовоспитания.

Можно утверждать, что, разработанные В.А. Сухомлинским принципы, содержание, формы и методы развития и воспитания нравственных чувств представляют собой в настоящее время большой научный и практический интерес и должны систематически изучаться, творчески развиваться и использоваться в системе воспитания как в общеобразовательных, так и в современных высших учебных заведениях.

Список литературы

1. В.А. Сухомлинский: о воспитании / сост. С.Л. Соловейчик. М.: Политиздат, 1975. 228 с.

2. Ермолаева Г.И., Мещерякова Т.В. Курс лекций по биоэтике. Учебное пособие для студентов заочного отделения фармацевтического факультета. Томск: СибГМУ, 2005. 113 с.

3. Решение коллегии Министерства образования России «Об итогах реализации программы развития воспитания в системе образования России на

1999 -2001 годы и об основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы». М., 2000.

4. Сухомлинский В.А. Воспитание долга // Коммунист Украины. 1969. № 9.

С. 75.

5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Педагогика, 1979. 246 с.

6. Яновская М.Г. Теория и методика эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Киров, 1991. 18 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.