Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое образование / внеурочная деятельность / начальное общее образование / экологическое сознание / Донецкая Народная Республика / младший школьный возраст.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуменюк Татьяна Сергеевна

статья посвящена проблеме развития экологического сознания у младших школьников во внеурочной деятельности. В статье вынесены особенности реализации данной идеи в условиях дистанционного обучения. Предложены пути реализации идеи развития экологического сознания. В статье автор излагает взгляды на организацию деятельности учителей в современных условиях обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Гуменюк Т.С.

Гуменюк Татьяна Сергеевна - студент, кафедра дошкольное и начальное педагогическое образование, факультет: Институт педагогики

Донецкий национальный университет, г. Донецк

Аннотация: статья посвящена проблеме развития экологического сознания у младших школьников во внеурочной деятельности. В статье вынесены особенности реализации данной идеи в условиях дистанционного обучения. Предложены пути реализации идеи развития экологического сознания. В статье автор излагает взгляды на организацию деятельности учителей в современных условиях обучения.

Ключевые слова: экологическое образование, внеурочная деятельность, начальное общее образование, экологическое сознание, Донецкая Народная Республика, младший школьный возраст.

Современное образование определяет строгие компетенции при обучении младших школьников бережному отношению к окружающей среде. В образовательных учреждениях природоохранная направленность способствует ознакомлению с природой, формирует экологическое сознание у учащихся.

Социальная экология и экология человека - «молодые» отрасли экологии, которые активно развиваются на протяжении последних двух десятилетий. Мы можем наблюдать внедрение экологических знаний, в рамках этих отраслей, в программу начального образования. Учащиеся должны стать частью обучения, каждое знание и сведение, сообщаемое учителем, следует закрепить конкретным действием ребёнка к окружающей среде. Детям младшей возрастной группы демонстрируем в качестве прямых фактов нецелесообразного применения людьми природных ресурсов и результатов их действий экологию. Итак, мы наблюдаем, что у младших школьников формируют экологические знания, адаптированные согласно возрасту, дети изучают передовые отрасли экологии наряду с взрослыми.

Современный Государственный образовательный стандарт начального общего образования [3] (ГОС НОО) 2022 года устанавливает требования к личностным результатам освоения программы начального общего образования, они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

Ссылаясь на ГОС НОО, каждое общеобразовательное учреждение (ОУ) разрабатывает и утверждает основную образовательную программу (ООП), она является основным нормативно-управленческим документом ОУ. В ООП отражаются основные направления ОО и пути практической реализации. Одним из разделов ООП является программа экологического образования. Экологическое образование младших школьников реализуется, первоначально, посредством изучения предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты освоения обучающимися программы по предмету «Окружающий мир» начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на уровне начального общего образования. Изучение вышеописанного школьного курса - это только фундамент для экологического сознания младших школьников.

Изучая сущность экологического воспитания в начальной школе Р.А. Тритенко выделяет, что дети по отношению к природе выступают потребителями. Их поступки, чаще всего, носят практическую направленность. Автор акцентирует внимание на том, что целесообразно применение в учебно -воспитательном процессе всех описанных им видов деятельности:

• познавательных (изучение флоры и фауны);

• эстетических (созерцание прелестями живых объектов природы);

• этических (внимание и уход за природой и её обитателями, охрана природы);

• практических (выхаживание растений и животных, облагораживание рельефов) [4].

В связи с этим в современных образовательных учреждениях Донецкой Народной Республики уделяется внимание организации и реализации внеурочной деятельности как средству экологического образования младших школьников.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация [2].

Реализация внеурочной деятельности в условиях дистанционного обучения - вызов современному педагогу. Работая с современными детьми важно заинтересовать их учебным предметом, повысить мотивацию к обучению. Это возможно только при условии наличия продуманной системы внеурочной деятельности, именно поэтому внеклассная работа - важное звено учебно-воспитательного процесса [1].

В условиях перехода общеобразовательных учреждений на дистанционный формат обучения реализация идеи экологического образования младших школьников во внеурочной деятельности существенно изменила работу учителей по данному направлению.

Так, на сегодняшний день, педагогу необходимо:

- внести корректировки в план реализации экологического образования младших школьников;

- установить связь содержания уроков окружающего мира и внеклассной работы;

- проинформировать обучающихся и их родителей о новом формате проведения внеурочных занятий;

- провести мониторинг технического обеспечения в семьях;

- наладить обратную связь с детьми и родителями;

- организовать реализацию выполнения воспитательных мероприятий, предусмотренных планом работы классного руководителя.

От формирования экологического сознания зависит успех экологического образования. В дистанционном формате учитель может обеспечить проведение экологического кружка для младших школьников. В рамках реализации программы кружка школьника будут посещать виртуальные экскурсии, создавать проекты, в сотрудничестве с учителем и родителями, совершенствовать знания о реальных современных экологических проблемах, исследованиях. Ребята смогут оценить экологическую ситуацию своей Республики, города (села), района, улицы и сообщить о своих исследованиях одноклассникам. Творческие задания, предлагаемые учителем, помогут заинтересовать детей, сосредоточиться на проблеме, развить свои мысли, открыть новые знания.

Для проведения занятий кружка по программе внеурочной деятельности учитель может использовать облачные хранилища, онлайн-платформы, видеоконференции, электронную почту, электронные ресурсы, которые соответствую требованию законодательства ДНР.

Проведение внеурочных занятий с дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) возможно и позволяет экологическое образование сделать индивидуальным, творческим, доступным всем.

Таким образом, мы пришли к выводу, что дистанционные технологии - неотъемлемая часть современного обучения и стремительно входят в воспитательный процесс. Применение ДОТ во внеурочной деятельности способствует глубокому изучению проблемы экологического сознания младших школьников.

Список литературы

1. Конышева Н. М. Теория и методика преподавания окружающего мира в начальной школе: учебное

пособие. М.: Ассоциация, 2017. С. 200.

2. Микляева Ю. В. Работа учителя по исследовательской деятельности в начальных классах. М.: Айри-

пресс, 2016. С. 246.

3. Отдел начального общего образования: сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://dpgedudon.blogspot.com/ (Дата обращения: 19.09.2022).

4. Тритенко Р. А. Сущность экологического воспитания в начальной школе. - М.: Образование, 2014.

С. 228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.