Научная статья на тему 'Реализация грантовой программы Jean Monnet Modules в Удмуртском госуниверситете в 2016-2019 годах'

Реализация грантовой программы Jean Monnet Modules в Удмуртском госуниверситете в 2016-2019 годах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ДИССЕМИНАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / ГРАНТЫ / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЕ РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / PHILOSOPHY OF EDUCATION / SOCIAL PHILOSOPHY / DISSEMINATION / EDUCATIONAL MODULE / GRANTS / INNOVATIVE CULTURE / INTELLECTUAL PROPERTY / EUROPEAN EDUCATIONAL SPHERE / REGIONAL RUSSIAN UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыпов И.А.

В статье анализируется внедрение образовательного модуля, названного в честь Жана Монне, в рамках Erasmus+ по программе Евросоюза. В исследовании проводится ситуационный анализ реализации Jean Monnet Module в Удмуртском госуниверситете (УдГУ) в 2016-2019 годах. Прямая грантовая поддержка от «Эразмус+» была нацелена на образовательную деятельность по внедрению трех новых курсов в учебный процесс Института социальных коммуникаций (ИСК) УдГУ. Написание же научных статей было связано с данным грантовым проектом European experience of Innovative Culture and IPR: Communicative aspects (EICIPRC) лишь отчасти (как диссеминация результатов образовательного модуля). Автор признателен за поддержку вышеупомянутым организациям и учреждениям, не несущим ответственность за идеи, представленные в данной работе[50]. К методологическим основаниям исследования относятся метод ситуационного анализа «case study» и соответствующие элементы методологической концепции нарративистской интерпретации (Поль Рикёр). Выводы по данной работе характеризуют дальнейшие перспективы исследовательской и преподавательской деятельности по развитию научно-теоретического обоснования трех новых курсов: «Европейский опыт формирования инновационной культуры: коммуникативные аспекты», «Европейский и отечественный опыт исследования интеллектуальной собственности в коммуникативной деятельности» и «Инновационные СМИ в Евросоюзе: роль и функции». Данная статья, несомненно, будет интересна для грантозаявителей по Jean Monnet Module, практиков, исследователей и преподавателей в сфере философии и социологии образования, социальной философии, педагогики и коммуникологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латыпов И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the grant programme "Jean Monnet Modules" in the Udmurt State University during 2016-2019 years

The aim of the paper is to research inculcation of the educational module, named after Jean Monnet, implemented within the Erasmus+ programme. The paper includes case study of the grant activity for fulfillment of Jean Monnet Module in the Udmurt State University (UdSU) during 2016-2019 years. Direct grant support from Erasmus+ was aimed at educational activity for implementation of 3 new courses within educational process of the Institute of Social Communications (ISC) of UdSU. Publication of scientific papers was connected with this grant project “European experience of Innovative Culture and IPR: Communicative aspects” (EICIPRC) only partly, (as dissemination of the results of the educational module). The author of the paper appreciates the support of all aforementioned organizations and institutions, which are not responsible for the information contained in the paper. Methodological base for this research includes the “case study” method and some appropriate elements of Paul Ricoeur’s methodological concept of narrative interpretation. The conclusions of the paper prove successful implementation of the aforementioned project and characterize further prospects of research and educational activity for scientific-theoretical grounding for all 3 new courses: “European experience of innovative culture: communicative aspects”, “European and Russian experience of intellectual property research in communication activity” and “Innovative media in the EU: role and functions”. The paper will be of great interest for Jean Monnet Module grant applicants, practitioners, researchers and lecturers in the fields of philosophy and sociology of education, social philosophy, pedagogical sciences and communicology.

Текст научной работы на тему «Реализация грантовой программы Jean Monnet Modules в Удмуртском госуниверситете в 2016-2019 годах»

Некоторые итоги

реализации проектов Жан Монне в российских университетах

Some Results of the Implementation of Jean Monnet Projects in Russian Universities

УДК 378(045)

DOI: 10.30914/2227-6874-2019-12-131 -146

Реализация грантовой программы Jean Monnet Modules в Удмуртском госуниверситете в 2016-2019 годах

И. А. Латыпов

В статье анализируется внедрение образовательного модуля, названного в честь Жана Монне, в рамках Erasmus+ по программе Евросоюза. В исследовании проводится ситуационный анализ реализации Jean Monnet Module в Удмуртском госуниверситете (УдГУ) в 2016-2019 годах. Прямая грантовая поддержка от «Эразмус+» была нацелена на образовательную деятельность по внедрению трех новых курсов в учебный процесс Института социальных коммуникаций (ИСК) УдГУ. Написание же научных статей было связано с данным грантовым проектом European experience of Innovative Culture and IPR: Communicative aspects (EICIPRC) лишь отчасти (как диссеминация результатов образовательного модуля). Автор признателен за поддержку вышеупомянутым организациям и учреждениям, не несущим ответственность за идеи, представленные в данной работе1. К методологическим основаниям исследования относятся метод ситуационного анализа «case study» и соответствующие элементы методологической концепции нарративистской интерпретации (Поль Рикёр). Выводы по данной работе характеризуют дальнейшие перспективы исследовательской и преподавательской деятельности по развитию научно-теоретического обоснования трех новых курсов: «Европейский опыт формирования инновационной культуры: коммуникативные аспекты», «Европейский и отечественный опыт исследования интеллектуальной собственности в коммуникативной деятельности» и «Инновационные СМИ

1 The European Commission support for the production of this publication does not constitute an endorsement of the contents which reflects the views only of the authors, and the Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein. URL: https://eacea.ec.europa.eu/about-eacea/visual-identity-and-logos-eacea/erasmus-visual-identity-and-logos_en (дата обращения: 07.10.2019).

© Латыпов И. А., 2019

в Евросоюзе: роль и функции». Данная статья, несомненно, будет интересна для грантозаявителей по Jean Monnet Module, практиков, исследователей и преподавателей в сфере философии и социологии образования, социальной философии, педагогики и коммуникологии.

Ключевые слова: философия образования, социальная философия, диссе-минация, образовательный модуль, гранты, инновационная культура, интеллектуальная собственность, европейское образовательное пространство, региональные российские университеты.

Благодарности. Автор статьи выражает признательность коллегам по гранто-вому проекту Grant № 575008-EPP-1-2016-1-RU-EPPJMO-MODULE, выполненного при финансовой поддержке Erasmus+ по программе Евросоюза (доц. О. В. Меншатовой, доц. Н. В. Латыповой, доц. Е. А. Калач за помощь в реализации гранта, а также А. А. Верижниковой, помогавшей с переводом некоторых материалов по гранту) и руководству ИСК УдГУ за помощь во внедрении образовательного модуля. Автор также благодарит за внимание студентов и слушателей курсов данного образовательного модуля, всех участников круглых столов и итоговой конференции во время реализации проекта. Особую благодарность автор выражает подразделению Jean Monnet в рамках программы Erasmus+ за финансовую поддержку исследования. Кроме того, автор данной статьи выражает признательность предшествующей программе Erasmus Mundus за финансовую поддержку исследования в Университете г. Турку (Финляндия) в 2011 году по акции Erasmus Mundus External Cooperation Window Triple I Action 2.

Для цитирования: Латыпов И.А. Реализация грантовой программы Jean Monnet Modules в Удмуртском госуниверситете в 2016-2019 годах // Запад -Восток. 2019. № 12. С. 131-146. DOI: 10.30914/2227-6874-2019-12-131-146

Актуальность данной работы обосновывается необходимостью, своевременностью и востребованностью анализа грантовых проектов и грантоза-явительной деятельности российских преподавателей в целом и по программам Евросоюза в частности.

Объект, цель и методы исследований

Объектом исследования в данной статье является развитие и внедрение результатов образовательного модуля European experience of Innovative Culture and IPR: Communicative aspects (EICIPRC) в УдГУ в течение трех лет реализации с 1 сентября 2016 г. по 31 августа 2019 года.

В данной работе ставится целью исследование реализации образовательного модуля EICIPRC по программе Jean Monnet Modules в УдГУ в течение 3 лет действия соглашения сторон по гранту.

Методологической основой исследования является учение о выборе и развитии метода ситуационного исследования («case study»). Но в отличие от метода кейсов для обучения по MBA в Школе бизнеса Гарвардского бизнеса или исследовательского метода ситуационного исследования в других науках, используется социологическая интерпретация «case study» как исследовательского метода (развивавшаяся, например, Чикагской школой социологии) и философская интерпретация (развивавшаяся, например, Джеральдом Холтоном в Гарвардском университете).

В частности, уже в «Тематическом анализе науки» Дж. Холтон рассматривает «любой результат научной деятельности, опубликованный или неопубликованный, в качестве некоторого «события», расположенного на пересечении тех или иных исторических «траекторий» — таких, как по преимуществу индивидуальные и осуществляющиеся наедине с самим собой личные усилия ученого; «публичное» научное знание, разделяемое членами того сообщества, в которое входит этот ученый; совокупность социологических факторов, влияющих на развитие науки, и, несомненно, общий культурный контекст данного времени» [12, с. 8].

Кроме этого, в работе также используются элементы методологической концепции нарративистской интерпретации (Поль Рикёр).

«Нарратив (англ. и фр. narrative - рассказ, повествование) - понятие философии постмодерна, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия текста. Термин заимствован из историографии, где возникает в рамках концепции "нарративной истории"...» [9] в целом, и в том числе в социально-философском осмыслении различных событий.

Согласно нарративистской интерпретации Поля Рикёра, «время становится человеческим временем в той мере, в какой оно артикулируется нарративным способом, и, наоборот, повествование значимо в той мере, в какой оно очерчивает особенности временного опыта» [11].

Работа носит междисциплинарный характер в силу комплексности и многоаспектности реализации рассматриваемого грантового проекта, но тяготеет к философии повседневности в сфере образования и к социальной философии. Кроме того, в философии повседневности с точки зрения философии гуманитарного образования неизбежно своего рода «конструирование социальной реальности» (почти по П. Бергеру и Т. Лукману).

Понятийный аппарат

В перспективе формирование понятийного аппарата категориального анализа грантовых проектов и грантозаявительной деятельности российских преподавателей по программам Евросоюза может предполагать развитие соответствующего тезауруса.

В данном случае тезаурус анализа грантовых проектов трактуется в качестве такого выражения понятийного аппарата (вида толкового словаря), в котором к определяемым понятиям приводятся не только дефиниции и примеры словоупотребления, но и соответствующие синонимы и антонимы, а также термины, находящиеся в определенных родо-видовых соотношениях с исходными понятиями, и другое. Детальная же проработка тезауруса анализа грантовых проектов будет уводить в сторону от основной цели данной статьи.

В качестве диссеминации в данной работе рассматривается процесс информирования общественности, распространения и обсуждения результатов внедрения образовательного модуля [14]. Тем самым сама статья также является частью диссеминации.

Образовательный модуль EICIPRC по программе Jean Monnet Modules определяется как системная совокупность 3 учебных предметов, а именно: «Европейский опыт формирования инновационной культуры: коммуникативные аспекты», «Европейский и отечественный опыт исследования интеллектуальной собственности в коммуникативной деятельности» и «Инновационные англоязычные СМИ в Евросоюзе: роль и функции», - внедренных в учебный процесс УдГУ в 2016-2019 годах. Учебная нагрузка по каждому из 3 предметов на 2-м и 3-м году обучения составила по 28 часов (по условиям данного гранта один из курсов не читался на первый год модуля и был прочитан в 2017-2018 и 2018-2019 гг.). То есть нагрузка по гранту в первый год модуля составляла 56 ч., а затем - уже 84 ч. в год. Даже на первый год модуля такой нагрузки было достаточно для того, чтобы удовлетворять определению модуля и требованиям к грантам (в год должно быть не менее 40 ч. нагрузки по модулю). Кроме этого, по требованиям гранта слушателями модуля в вузе должно быть не менее 10 человек в год.

Что же касается термина «грант», то в России история грантовой деятельности хоть и насчитывает более четверти века (с появления РФФИ и с прежней деятельности фонда Сороса и некоторых других зарубежных фондов), но пока не превышает трех десятков лет.

А «в странах Европы гранты насчитывают более чем вековую историю своего существования. Однако сама история появления грантов продолжает оставаться до конца не изученной ввиду двух обстоятельств. Первое -размытость понятия грант, даже в современном его понимании; второе -тесная связь грантов с меценатством, из которого они выделились в самостоятельную форму финансовой (материальной) поддержки.

Считается, что родоначальником грантовой системы финансирования является Великобритания, где созданное в 1660 г. Лондонское королевское общество осуществляло поддержку науки путем предоставления денежных

средств на разные исследования». И «...начальным этапом выделения грантов в самостоятельную форму поддержки послужило использование научными обществами и академиями наук европейских стран процедуры рецензирования при оценке научных трудов, содержавших описание экспериментальных исследований. Начало ее применения относится к XVII веку. В середине XIX в. европейские академии наук начали осуществлять переход от награждения за выдающиеся заслуги к денежному поощрению ученых, что было еще одним шагом на пути становления грантов. В Европе первый исследовательский грант был учрежден во Франции в 1907 г. Роландом Бонапартом, предоставившим французской академии наук 100 тысяч франков на научные исследования» [10], хотя американцы формально первыми создали фондовые гранты (в 1902 г.) [3].

Более подробный анализ истории европейских (или каких-либо других зарубежных) грантов будет уводить в сторону от основной цели данной статьи.

В современной же России грант - это «денежные или иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном порядке на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями»1 (цитир. по [3]).

Тем самым, понятие «грант» уже вполне прижилось в российской теории и практике. Исследования же конкретных кейсов важны и для успешного и устойчивого развития российской науки и образовательной системы РФ в целом.

Еще более важно это для интеграции российской образовательной системы в международное образовательное пространство в целом и в единое европейское образовательное пространство, в частности. Тем не менее по многим причинам за последние годы перспективность подобной образовательной интеграции с ЕС стала время от времени ставиться под вопрос. Как российскими, так и западно-европейскими исследователями отмечаются геополитические аспекты сотрудничества ЕС с Восточной Европой [13]. Кроме того, по многим причинам существуют различные мифы о европейских грантах в целом, в т. ч. и в других сферах деятельности, не относящихся к образованию . В данной работе нет места и возможности для анализа всех этих причин, поскольку для этого потребуется другой уровень и масштаб полномочий и ответственности, да и это может увести исследование от заявленной темы.

1 Статья 2 Закона РФ от 23.08.1996 года «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями от 13 июля 2015 г.).

2 Европейские гранты - реальность и мифы. URL: https://cznews.ru/evropejskie-granty/ (дата обращения: 07.10.2019).

Зато в данной работе можно констатировать, что успешно реализованный в УдГУ проект по внедрению образовательного модуля European experience of Innovative Culture and IPR: Communicative aspects (EICIPRC) был бы невозможным без финансовой поддержки программы Евросоюза Erasmus+.

Если точнее, это стало возможным благодаря гранту Jean Monnet Modules (30-летие которой отмечается в научном и образовательном сообществе ЕС и РФ) в рамках программы Erasmus+, давно переросшей европейские рамки и границы и ставшей фактически глобальной. И в УдГУ также ведется деятельность по данной программе, как велась и по предшествующей Erasmus Mundus в рамках подпрограммы Triple I - Integration, Interaction and Institutions.

Уточнение контекста исследования

Нынешняя программа Erasmus+ Евросоюза направлена на грантовую поддержку сотрудничества в области образования, профессионального обучения и спорта молодежи с 2014 по 2020 год.

Кроме того, летом 2019 года исполнилось 20 лет с подписания Болонской декларации. Цель Болонского процесса - создание единого европейского пространства высшего образования. Российское государство уже почти полтора десятка лет назад присоединилось к Болонскому процессу, поэтому обсуждение европейских образовательных грантовых программ актуально и для УдГУ.

Программа же Jean Monnet была открыта еще в 1989 г. и получила свое название в честь известного французского государственного деятеля, одного из идеологов, «архитекторов» и «отцов-основателей» Европейского Союза Жана Монне (1888-1979). К задачам программы относится, в частности, содействие внедрению инноваций, в том числе в области междисциплинарных исследований, открытых образовательных ресурсов, сетевого взаимодействия.

Междисциплинарность комплексной и многогранной грантовой деятельности по образовательным проектам в общественных науках, подобным исследуемому, и определяет избрание социально-философского подхода (уже упоминавшееся выше по другому поводу). Ранее в УдГУ никогда не реализовывались гранты Jean Monnet, поэтому анализ проектно-зая-вительной деятельности автором изначально предполагался с междисциплинарной точки зрения.

Цель проекта внедрения образовательного модуля EICIPRC по Jean Monnet Modules - распространение (диссеминация) европейского опыта формирования инновационной культуры и исследований интеллектуальной собственности в коммуникативной деятельности в сравнительном анализе с отечественным опытом в данной сфере .

1 Гранты Jean Monnet в действии // Удмуртский университет. Ижевск. № 6 (223). 27 июня. 2017. С. 7.

В более широком контексте это необходимо в связи с тем, что результаты инновационной деятельности россиян должны быть основой интеллектуальной собственности, прежде всего, в России, а не за рубежом, поэтому и предлагалось поучиться основам продвижения и закрепления результатов инновационной деятельности в виде интеллектуальной собственности.

По условиям гранта, для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

• Осуществление диссеминации результатов внедрения образовательного модуля в ходе реализации гранта.

• Выявление и формирование интереса к коммуникативным аспектам европейского опыта инновационной культуры и интеллектуальной собственности.

• Формирование подхода с точки зрения Евросоюза и РФ к тем предметам (дисциплинам) и программам, которые не были ранее связаны с Евросоюзом (в частности, по магистерской программе «Медиакоммуни-кации в рекламе и связях с общественностью», где прежде рассматривались в основном отечественные и американские подходы и аспекты).

• Внедрение в учебный процесс трех впервые разработанных курсов по европейскому и отечественному опыту инновационной культуры, интеллектуальной собственности и инновационным СМИ.

Преподавателям, работавшим по данному гранту, пришлось сверх своей учебной нагрузки вести занятия по 3 вышеназванным предметам.

Первоначально же предполагалось проведение занятий в рамках образовательной программы магистратуры по направлению «Реклама и связи с общественностью» (РиСО). Однако в связи с некоторыми сложностями открытия магистратуры по направлению РиСО, на первый год была разработана программа повышения квалификации в рамках учебных планов Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) УдГУ, поэтому в первый год реализации программы (2016-2017 уч. год) занятия были проведены для 14 слушателей 72-часовой программы ИДПО (12 преподавателей и сотрудников УдГУ и 2 магистранта УдГУ).

Во второй год занятия проводились в совокупности для 10 студентов магистратуры ИСК УдГУ различных направлений и форм обучения. Двое студентов в том учебном году не смогли найти время и возможность полностью отчитаться по данному модулю, зато 2 преподавателей, которые начинали участвовать в программе с первого года, смогли отчитаться по ней во второй год.

В третий год занятия также проводились в совокупности для 10 студентов магистратуры ИСК УдГУ различных направлений и форм обучения. Кроме

того, 2 преподавателя, которые начинали участвовать в программе ранее, смогли отчитаться по ней в 3-й год.

Тем самым требование гранта о том, что слушателями модуля в вузе должно быть не менее 10 человек в год, было выполнено в полной мере (на первый и на третий год даже перевыполнено).

По условиям развития российской образовательной системы, необходимы постепенное обновление курсов и профилей, коррективы названий, поэтому после завершения гранта в магистратуре «Медиакоммуникации в РиСО» на основе курса «Европейский опыт формирования инновационной культуры: коммуникативные аспекты» разработан курс «Инновации в медиакоммуникациях» (34 ч.), а в магистратуре по туризму читается курс «Методология формирования инновационной культуры».

В магистратуре «Медиакоммуникации в РиСО» курс «Европейский и отечественный опыт исследования интеллектуальной собственности в коммуникативной деятельности» сохраняется даже с расширенным объемом (34 ч.). Кроме того, на основе курса «Инновационные англоязычные СМИ в Евросоюзе: роль и функции» разработан курс «Медиары-нок: состояние и перспективы развития» с расширенным объемом (34 ч.).

Мероприятия по гранту

После первого года реализации проекта было организовано несколько круглых столов, научно-методический семинар и сетевые группы для дис-семинации результатов модуля.

В частности, для информационной поддержки курса была создана сетевая группа «ВКонтакте» - «Инноватика+IPR: опыт ЕС и РФ»1. Кроме того, была создана сетевая страница модуля и в сети Facebook2. На основе материалов, собранных и переработанных по гранту, был создан и сайт обра-

3

зовательного модуля .

2 июня 2017 г. - научно-методический семинар «Европейский опыт инновационной модульной системы» в УдГУ, в котором приняли участие около 40 человек.

19 июня 2017 г. проводился Круглый стол European experience of Innovative Culture and Intellectual Property relations: Communicative aspects («Из опыта реализация проекта акции «Жан Моне» программы Erasmus+ в УдГУ». В нем приняли участие 46 человек.

1 https://vk.com/club 142707215_(дата обращения: 14.10.2019).

2 Адрес сетевой группы модуля в сети РасеЬоок: https://www.facebook.com/pg/ EU.and.Russian.experience.of.innovations.and.IPR/community/?ref=page_internal (дата обращения: 14.10.2019).

3 Сайт гранта: https://www.jm-module-latypov.org (дата обращения: 14.10.2019).

3 ноября 2017 г. в Доме ученых Удмуртии проведен круглый стол «Проблемы модернизации и социокультурных инноваций в России» (для диссе-минации результатов модуля), в котором «очно» принял участие 31 человек, и 10 человек участвовали заочно. Обсудили 9 докладов «вживую», заочные материалы опубликованы в журнале «Наука Удмуртии» (2018 г., № 1).

15 декабря 2017 года в Доме ученых Удмуртии - круглый стол «Научные медиа- и социогуманитарные аспекты научных коммуникаций в УР» (для диссеминации результатов модуля). В нем приняли участие 20 человек. Обсудили 6 докладов (лучшие доклады опубликованы в июне 2019 г. в материалах итоговой конференции по гранту).

На втором году был запланирован только один круглый стол - 15 июня 2018 г. по итогам второго года реализации модуля в УдГУ. В целом на круглом столе приняли участие 62 человека.

Один из основных вопросов круглого стола: что значит для российских субъектов инновационной деятельности вопрос: «Быть или не быть европейцем?» (лучшие доклады опубликованы в июне 2019 г. в материалах итоговой конференции по гранту). На этом круглом столе состоялась презентация методических материалов модульной программы «Европейский опыт инновационной культуры и отношений интеллектуальной собственности: коммуникативные аспекты» .

О европейской грантовой программе «Эразмус+» автор данной статьи также рассказывал 23 сентября на Четвертом Ижевском фестивале фантастики (ПИФФ-1У, для диссеминации результатов модуля).

Кроме того, на втором году в УдГУ был проведен 30 ноября 2018 г. теоретический семинар «Основы интеллектуальной деятельности в научных коммуникациях» (для диссеминации результатов модуля). Данный семинар был согласован с программой Российского фестиваля науки NAUKA 0+ в Ижевске. В нем приняли участие 95 человек. Обсудили 5 докладов (лучшие доклады также опубликованы в июне 2019 г. в материалах итоговой конференции по гранту).

На третий год был первоначально запланирован только один итоговый круглый стол. Но в связи с расширением грантовой программы итоговый круглый стол был расширен до уровня Всероссийской конференции

1 Быть или не быть УдГУ в едином европейском пространстве высшего образования? // Удмуртский университет. Ижевск. № 6 (234), 27 июня, 2018. С. 8.

2 Латыпов И. А., Меншатова О.В. Методические материалы модульной программы «Европейский опыт инновационной культуры и отношений интеллектуальной собственности: коммуникативные аспекты» для обучающихся в рамках гранта № 575008-EPP-1-2016-1-RU-EPPJMO-MODULE. Ижевск : Издательский центр «Удмуртский университет», 2018. 100 с. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/17412/ 457лб_1000932720_06.07.2018.pdf?sequence=1 (Рус., англ. яз.).

с международным участием «Европейский и отечественный опыт инновационной культуры и отношений интеллектуальной собственности: коммуникативные аспекты», которая проходила 14-15 июня 2019 года в УдГУ при поддержке Союза ученых Удмуртии.

Данная конференция проводилась в распределенном режиме на пяти сетевых ресурсах и «вживую», офлайн. Обсуждение многих проблем инновационной культуры и коммуникативных аспектов интеллектуальной деятельности федерального уровня (и/или в соседних российских регионах) и некоторых проблем Евросоюза более чем полусотней докладчиков в четырех десятках статей и докладов было полемичным и содержательным. В итоге, в целом в конференции приняли участие в той или иной степени (вместе со слушателями) более сотни человек из г. Сиппола (Финляндия), Москвы, Воронежа, Екатеринбурга, Ижевска, Омска, Первоуральска, Пензы, Саранска. Представлены были такие регионы РФ, как: Воронежская область, Московская область, Омская область, Пензенская область, Свердловская область, Мордовия, Татарстан, Удмуртия.

Аналогично для подготовки этой конференции была создана сетевая группа «ВКонтакте» . Итоговая информация, фотоотчет по конференции и материалы конференции выложены на портале УдГУ на сайте научных конференций университета2. Текст сборника конференции [2] выложен в РИНЦ . Материалы конференции размещены и на сайте гранта , а также в электронной научной библиотеке УдГУ.

Результаты и их обсуждение

Одной из особенностей методологической концепции нарративистской интерпретации развития прошлых социально-исторических процессов (по Рикёру) является то, что повествование отсылает не только к прошлому, но и к настоящему моменту современной интерпретации. С другой стороны, изучая свидетельства о прошлых социально-исторических процессах, по философской аналогии с исторической школой «Анналов», нужно знать обстоятельства их появления.

Прошлые социально-исторические процессы постепенного объединения Евросоюза (см. [1], [5], [6] и [7]), а также процессы, лежащие в основе постепенного формирования грантовой системы финансирования науки

1 Адрес официальной сетевой группы конференции «ВКонтакте»: https://vk.com/ iskconference14june2019europe_(дата обращения: 12.10.2019).

2 Материалы конференции на сайте научных конференций УдГУ по адресу: http://innovation2019.conf.udsu.ru/materials_(дата обращения: 12.10.2019).

3 Текст сборника конференции в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=38233420 (дата обращения: 12.10.2019).

4 Сайт гранта: https://www.jm-module-latypov.org (дата обращения: 14.10.2019).

в Европе, и привели к развитию европейской грантовой программы, названной в честь Жана Монне. Это в данном случае привело к реализации образовательного модуля EICIPRC в УдГУ. Опыт внедрения учебных курсов по нашему проекту является уникальным для нашего вуза.

В самом деле, эта программа пока является единственной в Удмуртской Республике как субъекте РФ, тогда как в некоторых регионах РФ реализуется по 5-7 грантовых программ Jean Monnet.

Европейский опыт инновационной культуры и отношений интеллектуальной собственности в данном модуле сопоставляется с отечественным опытом, в частности с опытом развития ТРИЗ-педагогики.

«ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения - в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Под методами решения изобретательских задач, прежде всего, подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы, как мозговой штурм, морфологический анализ и т. д.» .

Очень полезным для анализа коммуникативных аспектов (например, брендбука УдГУ) в данном модуле стал анализ инновационной культуры по программе «Эразмус+», в частности, анализ социально-коммуникативных аспектов визуализации европейской символики в грантовых проектах «Эразмус+», в данном модуле обсуждался достаточно часто.

Визуализация европейской символики в грантовых проектах «Эразмус+» (см. рис. 1) оказывается процессом, формирующимся и развивающимся в некоторых современных образовательных проектах в РФ, софинанси-рующихся по данной европейской программе [8]. Очень важны и этические аспекты функционирования российской грантовой системы финансирования науки [4].

Очень полезным для магистрантов по направлению «Медиакоммуни-кации в РиСО» стал анализ коммуникативных аспектов обсуждения проблем авторского права, инноваций в медиакоммуникациях и других.

Многие публикации, готовившиеся на основе материалов, собранных по данному гранту, представят интерес для вузовских преподавателей

1 Сайт по ТРИЗ-педагогике: https://trizway.com/info/triz-pedagogy.html (дата обращения: 24.09.2019).

и научных сотрудников, исследующих сферы философии и социологии образования, социальной философии, педагогики и коммуникологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Таким образом, даже в ограниченных рамках нашего исследования можно констатировать, что цель грантового проекта достигнута (и вместе с этим цель данной статьи). Итоги же внедрения модуля подтверждают успешность реализации вышеупомянутого проекта.

Диссеминация европейского опыта формирования инновационной культуры и исследований интеллектуальной собственности в коммуникативной деятельности проводится в сравнительном анализе с отечественным опытом в данной сфере. Слушатели трех грантовых курсов получили хорошую стартовую площадку (хотя бы в портфолио) для последующего карьерного роста. Таких примеров уже достаточно много.

И, в отличие от «Баллады о Востоке и Западе», сентенцию: «Запад есть Запад, Восток есть Восток», - продолжавшуюся утверждением Киплинга о том, что «с мест они не сойдут» , можно будет продолжить другой фразой. А именно: вместе Восток и Запад могут сойтись в обсуждении перспектив развития единого образовательного пространства.

Список сокращений, использованных в статье

ИСК - Институт социальных коммуникаций

РиСО - Реклама и связи с общественностью

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач

УдГУ - Удмуртский государственный университет.

EICIPRC - module «European experience of Innovative Culture and IPR: Communicative aspects»

Список литературы

1. Европейские исследования в России (1992-2017) / под общ. ред. О.В. Буториной. Томск : Изд-во Томского ун-та, 2017. 464 с. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/ monografii/mon04.09.17.pdf (дата обращения: 07.10.2019).

2. Европейский и отечественный опыт инновационной культуры и отношений интеллектуальной собственности: коммуникативные аспекты: сб. материалов конф. / отв. ред. О.В. Менша-това; науч. ред. И.А. Латыпов. Ижевск, 2019. 246 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38233420 (дата обращения: 24.09.2019).

3. Лазар М.Г. Грантовые системы финансирования науки: возникновение и особенности функционирования в разных странах (статья 1-я) // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. Рубрика: Социально-гуманитарные науки.

1 Киплинг Р.Д. Баллада о Востоке и Западе. URL: http://artsportal.ru/poetry/233 (дата обращения: 14.10.2019).

Статья в выпуске: 38, 2015 года. URL: https://readera.org/grantovye-sistemy-finansirovanija-nauki-vozniknovenie-i-osobennosti-14092640 (дата обращения: 07.10.2019).

4. Лазар М.Г. Этические аспекты функционирования российской грантовой системы финансирования науки // Социология науки и технологий. 2016. № 3. Т. 7. С. 51-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/eticheskie-aspekty-funktsionirovaniya-rossiyskoy-grantovoy-sistemy-finansirovaniya-nauki (дата обращения: 07.10.2019).

5. Латыпов И. А. Анализ некоторых наднациональных интеграционных процессов в образовательном пространстве ЕС и РФ в контексте социально-философской антропологии // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. 2019. № 34. URL: http://vsoa.esrae.ru/208-1186 (дата обращения: 26.09.2019).

6. Латыпов И. А. О мультифрактальности сетевых медиакоммуникаций в ЕС и РФ: социально-теоретический аспект // Материалы Междунар. научно-практич. конф. «Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность», 29 октября 2018 г., Ижевск / под ред.: Г. В. Мерзляковой, Л. В. Баталовой, С. А. Даньшиной, О. В. Меншатовой, Е. И. Михалёвой. Ижевск : Изд. центр «Удмуртский университет», 2018. С. 13-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36754727 (дата обращения: 08.10.2019).

7. Латыпов И. А. Проблема духовной собственности в наднациональных интеграционных процессах: социально-философский аспект // Материалы Всерос. научно-практич. конф. «Национальные и наднациональные интеграционные процессы». 2 марта 2018 года. Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. 2018. № 27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32573462 (дата обращения: 08.10.2019).

8. Латыпов И. А. Социально-коммуникативные аспекты визуализации результатов образовательного модуля в европейских грантовых программах // Материалы Всерос. научной конф. «Приоритеты стратегии научно-технологического развития России и обеспечение воспроизводства инновационного потенциала высшей школы». Ижевск : Изд. центр «Удмуртский университет», 2019. С. 299-304. URL: http://piioiity2019.conf.udsu.ru/files/1396355341.pdf (дата обращения: 20.02.2019).

9. Нарратив. URL: https://gufo.me/dict/phibsophy/НАРРАТИВ (дата обращения: 08.10.2019).

10. Провалинский Д.И. Гранты - пути развития: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Костромского государственного университета. 2017. № 2. С. 191-194. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29303717 (дата обращения: 07.10.2019).

11. Рикёр П. Время и рассказ. Т. I. URL: http://www.odinblago.ru/vrema_i_rasskazl/ (дата обращения: 08.10.2019).

12. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981. 382 с.

13. Crombois J. Which Geopolitics for the European Union? The EU's Eastern Partnership // International Relations and Diplomacy, 2015. URL: https://www.researchgate.net/publication/280876385_ Which_Geopolitics_for_the_European_Union_The_EU's_Eastern_Partnership/link/55c9b6bb08aeb97 567479c74/download (дата обращения: 14.10.2019).

14. Gutierrez-Jimenez S. Grant management and Dissemination. URL: https:// jeanmonnet2018.teamwork.fr/docs/3_grant-dissemination_gutierrez.pdf (дата обращения: 14.10.2019).

Статья поступила в редакцию 18.10.2019 г.; принята к публикации 25.11.2019 г.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Об авторе

Латыпов Ильдар Абдулхаевич

доктор философских наук, доцент, проф. кафедра истории, теории и практики

социальных коммуникаций УдГУ (ИСК), Удмуртский государственный университет, Институт социальных коммуникаций (ИСК), г. Ижевск, ORCID ID: 0000-0002-6298-7643, latypoveldar@udm.ru

Implementation of the grant programme "Jean Monnet Modules" in the Udmurt State University during 2016-2019 years

I. A. Latypov

The aim of the paper is to research inculcation of the educational module, named after Jean Monnet, implemented within the Erasmus+ programme. The paper includes case study of the grant activity for fulfillment of Jean Monnet Module in the Udmurt State University (UdSU) during 2016-2019 years. Direct grant support from Erasmus+ was aimed at educational activity for implementation of 3 new courses within educational process of the Institute of Social Communications (ISC) of UdSU. Publication of scientific papers was connected with this grant project "European experience of Innovative Culture and IPR: Communicative aspects" (EICIPRC) only partly, (as dissemination of the results of the educational module). The author of the paper appreciates the support of all aforementioned organizations and institutions, which are not responsible for the information contained in the paper. Methodological base for this research includes the "case study" method and some appropriate elements of Paul Ricoeur's methodological concept of narrative interpretation. The conclusions of the paper prove successful implementation of the aforementioned project and characterize further prospects of research and educational activity for scientific-theoretical grounding for all 3 new courses: "European experience of innovative culture: communicative aspects", "European and Russian experience of intellectual property research in communication activity" and "Innovative media in the EU: role and functions". The paper will be of great interest for Jean Monnet Module grant applicants, practitioners, researchers and lecturers in the fields of philosophy and sociology of education, social philosophy, pedagogical sciences and communicology.

Keywords: philosophy of education, social philosophy, dissemination, educational module, grants, innovative culture, intellectual property, European educational sphere, regional Russian universities.

Acknowledgments. My deep appreciation goes to the colleagues from the project team (docent O. V. Menshatova, docent N. V. Latypova, and docent E. A. Kalach for the help in a process of project implementation of the Grant № 575008-EPP-1-2016-1 -RU-EPPJMO-MODULE which was co-funded by the Erasmus+ programme of the European Union, and to A. A. Verizhnikova for the help in translation of some grant materials); to administration of the Institute of Social Communications of the UdSU for the help in a process of inculcation of the educational module into educational process of the ISC of the UdSU. I acknowledge the attention of the students and participants of all 3 educational courses within the module and those scholars, who discussed materials of Roundtables and Conference, held within grant duration.

I would like to express special gratitude to the Jean Monnet team within the Eras-mus+ programme for the financial support for the study.

I also appreciate previous Erasmus Mundus programme for the financial support

for my research in the University of Turku (Finland, 2011) within "Erasmus

Mundus External Cooperation Window Triple I Action 2".

Citation for an article: Latypov I. A. Implementation of the grant programme "Jean Monnet Modules" in the Udmurt State University during 2016-2019 years. West - East. 2019, no. 12, pp. 131-146. DOI: 10.30914/2227-6874-2019-12131-146 (In Russ.).

References

1. Evropeiskie issledovaniya v Rossii (1992-2017) [European researches in Russia (1992-2017)]. Ed. by O.V. Butorina. Tomsk: Tomsk Un-ty Publ. house, 2017, 464 p. Available at: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/monografii/mon04.09.17.pdf (accessed 07.10.2019). (In Russ.).

2. Evropeiskii i otechestvennyi opyt innovatsionnoi kul'tury i otnoshenii intellektual'noi sobstvennosti: kommunikativnye aspekty [European and Russian experience of innovative culture and intellectual property relations: communicative aspects]. Collected conference materials, ed. by O.V. Menshatova; scient. ed. I.A. Latypov. Izhevsk, 2019, 246 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=38233420 (accessed 24.09.2019). (In Russ. and Eng.).

3. Lazar M.G. Grantovye sistemy finansirovaniya nauki: vozniknovenie i osobennosti funktsion-irovaniya v raznykh stranakh (stat'ya 1-ya) [The grant system of financing science: the appearance and features of functioning in different countries (article 1)]. Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudar-stvennogo gidrometeorologicheskogo universiteta. Rubrika: Sotsial'no-gumanitarnye nauki = Proceedings of the Russian State Hydrometeorological University, 2015, issue 38, pp. 260-270. Available at: https://readera.org/grantovye-sistemy-finansirovanija-nauki-vozniknovenie-i-osobennosti-14092640 (accessed 07.10.2019). (In Russ.).

4. Lazar M.G. Eticheskie aspekty funktsionirovaniya rossiiskoi grantovoi sistemy finansirovaniya nauki [Ethical aspects of functioning of the Russian grant system science funding]. Sotsiologiya nauki i tehnologii = Sociology of Science and Technology, 2016, no. 3, vol. 7, pp. 51-64. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/eticheskie-aspekty-funktsionirovaniya-rossiyskoy-grantovoy-sistemy-finansirovaniya-nauki (accessed 07.10.2019). (In Russ.).

5. Latypov I.A. Analiz nekotorykh nadnatsional'nykh integratsionnykh protsessov v obrazovatel'nom prostranstve ES i RF v kontekste sotsial'no-filosofskoi antropologii [The analysis of some meta-national integration processes in educational sphere of EU and Russia in a context of a social-philosophical anthropology]. Vestnik Vostochno-Sibirskoi Otkrytoi Akademii = Bulletin of the Open East-Siberian Academy, 2019, no. 34. Available at: http://vsoa.esrae.ru/208-1186 (accessed 26.09.2019). (In Russ.).

6. Latypov I.A. O mul'tifraktal'nosti setevykh mediakommunikatsii v ES i RF: sotsial'no-teo-reticheskii aspekt [On multifractality of networking mediacommunications in the European Union and Russia: social-theoretical aspect]. Materialy Mezhdunar. nauchno-praktich. konf. «Aktual'nye tendentsii sotsial'nykh kommunikatsii: istoriya i sovremennost'», 29 oktyabrya 2018 g., Izhevsk = Materials of the International scient.-pract. conference "Current Trends of Social Communications: History and Modernity", October, 29, 2018, Izhevsk. Ed. by: G.V. Merzlyakova, L.V. Batalova, S.A. Dan'shina, O.V. Menshatova, E.I. Mikhalyova. Izhevsk, Publ. centr "Udmurt University", 2018, pp. 13-18. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36754727 (accessed 08.10.2019). (In Russ.).

7. Latypov I. A. Problema dukhovnoi sobstvennosti v nadnatsional'nykh integratsionnykh protsessakh: sotsial'no-filosofskii aspekt [A problem of spiritual property within meta-national integration processes: a social-philosophical aspect]. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Natsional'nye i nadnatsional'nye integratsionnye protsessy». 2 marta 2018 goda = Materials of the All-Russian scientific and practical. conf. "National and meta-national integration processes", March 2, 2018. Bulletin of the Open East-Siberian Academy, 2018, no. 27. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=32573462 (accessed 08.10.2019). (In Russ.).

8. Latypov I. A. Sotsial'no-kommunikativnye aspekty vizualizatsii rezul'tatov obrazovatel'nogo modulya v evropeiskikh grantovykh programmakh [Social-philosophical aspects of the visualization of the educational module results in the European grant programmes]. Materialy Vserossiiskoi nauch-noi konferentsii "Prioritety strategii nauchno-tehnologicheskogo razvitiya Rossii i obespechenie vos-proizvodstva innovatsionnogo potentsiala vysshei shkoly" = Collected papers of the scientific conference "Priorities of the strategy of the Russian scientific-technological development and supplying of reproduction of the innovative potential of higher education", Izhevsk, Publ. center "Udmurt University", 2019, pp. 299-304. Available at: http://priority2019.conf.udsu.ru/files/1396355341.pdf (accessed 20.02.2019). (In Russ.).

9. Narrativ. Available at: https://gufo.me/dict/philosophy/NARRATIV (accessed 08.10.2019). (In Russ.).

10. Provalinsky D.I. Granty - puti razvitiya: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt [Grants - development pathways: Russian and foreign experience]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo univer-siteta = The Bulletin of the Kostroma State University, 2017, no. 2, pp. 191-194. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29303717 (accessed 07.10.2019). (In Russ.).

11. Rikyor P. Vremya i rasskaz [Time and Narrative]. Vol. I. Available at: http://www.odinblago.ru/ vrema_i_rasskazi/ (accessed 08.10.2019). (In Russ.).

12. Holton Dzh. Tematicheskii analiz nauki [Thematic analysis of Science]. Moscow, 1981, 382 p. (In Russ.).

13. Crombois J. Which Geopolitics for the European Union? The EU's Eastern Partnership. International Relations and Diplomacy, 2015. Available at: https://www.researchgate.net/publication/ 280876385_Which_Geopolitics_for_the_European_Union_The_EU's_Eastern_Partnership/link/55c9 b6bb08aeb97567479c74/download (accessed 14.10.2019). (In Eng.).

14. Gutierrez-Jimenez S. Grant management and Dissemination. Available at: https:// jeanmonnet2018.teamwork.fr/docs/3_grant-dissemination_gutierrez.pdf (accessed 14.10.2019). (In Eng.).

Submitted 18.10.2019; revised 25.11.2019.

The author has read and approved the final manuscript.

About the author

Ildar A. Latypov

Dr. Sci. (Philosophy), Professor, Associate Professor of the Department of History,

Theory and Practice of Social Communications, Udmurt State University (UdSU),

Institute of Social Communications (ISC), Izhevsk, ORCID ID: 0000-0002-6298-7643,

latypoveldar@udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.