НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №11/2016 ISSN 2411-7161 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Ефремова Надежда Федоровна
д-р пед. наук, профессор ДГТУ Е-mail: [email protected] Сенинец Мария Константиновна директор Центра международного обучения и тюнинга ДГТУ
Е-mail: [email protected] Шведова Светлана Викторовна канд. пед. наук, проректор по международной деятельности ДГТУ
Е-mail: [email protected] г. Ростов-на-Дону, РФ КАФЕДРА ЖАНА МОННЕ (JEAN MONNET CHAIR) В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ
Аннотация
Дана характеристика конкурса Jean Monnet, направленного на поддержку преподавания и европейских исследований. Выделены три основных вида деятельности в рамках программы Jean Monnet, направленных на развитие потенциала университетов и внедрение лучших европейских практик. Отмечено значение проекта в модернизации программ магистратуры и аспирантуры в области оценки качества образования.
Ключевые слова
Европейская интеграция, обеспечения качества образования, оценка результатов обучения,
управление образованием.
Efremova Nadezhda
Dr. Ped. Sciences, Professor DSTU, Seninetz Mary
Director, Center for international education and tuning DSTU
Shvedova Svetlana
Cand. Ped. Sciences, Vice-rector for international activities of DSTU
Rostov-on-don, Russia
JEAN MONNET CHAIR IN A RUSSIAN UNIVERSITY
Abstract
Special attention is paid to the description project of Jean Monnet Action that is aimed at supporting researches on EU. There are defined three general areas of Activities aimed at the universities excellence and best European practices implementation. Stressed the importance of the project in the modernization of master programs and PhD programs in the field of education quality assessment.
Key words
European integration, education quality assurance, learning outcomes evaluation, education management.
Введение. В 2016 г. опорный многопрофильный вуз - Донской государственный технический университет (ДГТУ) - выиграл в конкурсе программ Европейской Комиссии Эразмус+ право на открытие в вузе кафедры Jean Monnet «Лучшие европейские практики в обеспечении качества». Заявка подготовлена совместно кафедрой педагогических измерений и Центром международного обучения и Тюнинга ДГТУ. В рамках проекта кафедры Jean Monnet предусмотрено обеспечение условий интеграции европейской и российской систем образования.
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №11/2016 ISSN 2411-7161
Идея европейской интеграции имеет глубокие исторические корни, в основе которых экономическая взаимосвязь европейских стран, интенсификация научных и культурных контактов, обеспечение академической и профессиональной мобильности. В конце 1990-х годов Европа активизировала реформы в области высшего образования, в основе которых лежат интеграционные процессы, восходящие еще к средневековым университетам. В 1999 г. в Болонской Декларации заявлено о создании европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Следует отметить значимый вклад в процессы интеграции таких европейских политических деятелей как Роберт Шуман, Конрад Аденуэр, Поль-Анри Спаак, Альчиде де Гаспери, Жан Монне и др.
В память о вкладе Жана Монне в дело развития европейской интеграции Европейской Комиссией в 1989 г. была учреждена Программа Jean Monnet Action, предусматривающая повышение уровня знаний о европейской интеграции и проведение европейских исследований, что подразумевает изучение этапов европейской интеграции, институциональных и правовых основ Европейского Союза, а также политических, экономических и социальных преобразований, проводимых в рамках ЕС. Сегодня программа Jean Monnet интегрирована в программу Европейской Комиссии «Erasmus+» и представляет собой сеть стран-участниц по всему миру
Материал, методы и результаты исследования
Единая программа «Erasmus+» направленна на поддержку сотрудничества в области образования, ее приоритетом является развитие академической мобильности. Активными участниками программы являются не только страны ЕС, но и страны-партнеры со всего мира. «Erasmus+» по праву считается эффективным инструментом развития человеческого капитала, устранения социального неравенства и содействия формированию инновационной экономики. В рамках Erasmus+ выделены следующие основные направления: Learning/Credit Mobility of Individuals - новые возможности мобильности для студентов и преподавателей, Cooperation for innovation and good practice - сотрудничество для развития потенциала университетов и обмена лучшими практиками [6, 7].
Входящая в «Erasmus+» программа Jean Monnet направлена на расширение знаний о процессах европейской интеграции посредством исследований, преподавания и последующих дебатов на темы, связанные с историей, политикой, экономикой и законодательством Европейского Союза, а также отношениями ЕС с другими регионами мира; привнесение европейского измерения в национальные системы высшего образования; усиление диалога между академической средой и политиками; обеспечение студентов и молодых специалистов знаниями, необходимыми для их академической и профессиональной карьеры и укрепления гражданской активности; продвижение инновационных подходов преподавания и исследований (кросс-секторальное и/или мульти-дисциплинарное обучение, открытое образование, сетевое взаимодействие); улучшение качества профессионального обучения.
Программа Jean Monnet включает три основных направления. К первому направлению «Преподавание и исследования» относятся, прежде всего, продвижение лучших практик и инновационных педагогических технологий. Акцент делается на руководство деятельностью по научным направлениям и на мониторинг публикационной активности преподавателей-исследователей. Данное направление реализуется в нескольких формах: модули Jean Monnet (Jean Monnet Module), кафедры Jean Monnet (Jean Monnet Chair), центры лучших практик Jean Monnet (Jean Monnet Centres of Excellence).
Второе направление - «Диалог между политиками и академической средой» - реализуется в целях сбора и распространения информации о методологических подходах и педагогических технологиях, включая диссеминацию результатов европейских и совместных исследований и проектов. Предполагается сотрудничество как между образовательными, так и другими организациями в Европе и по всему миру.
Третье направление - «Поддержка деятельности образовательных организаций и ассоциаций» -предусматривает развитие деятельности объединений, занимающихся исследованиями совместно с ЕС; проведение исследований в области европейской интеграции для последующего консультирования
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №11/2016 ISSN 2411-7161
политиков и представителей общественных движений, развития сотрудничества на основе открытого диалога и взаимопонимания.
Проект «Кафедра Jean Monnet (Jean Monnet Chair)» включает в себя различные виды преподавательской деятельности для распространения знаний о Болонском процессе, европейской интеграции и обеспечении качества образования в странах, входящих в ЕПВО. Основная деятельность проекта направлена на создание блока модулей дисциплины «Лучшие европейские практики независимой оценки качества образования», разработка и внедрение которого планируется с учетом опыта участия в проектах Европейской комиссии. Актуальность проекта связана с внедрением технологий объективного оценивания результатов обучения в сфере профессионального образования с учетом современных теории и практики педагогических измерений, а также организационного, инструктивно-методического и информационно-технологического подходов к обеспечению контрольно-оценочной деятельности вузов.
Особое значение в процессе интеграции систем высшего образования имеет обеспечение качества. Вопросы обеспечения качества образования нашли отражение в коммюнике Девятой конференции министров образования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и Четвертого Болонского политического форума в Ереване в 2015 г. В частности, ставится задача к 2020 г. обеспечить взаимное доверие к системам высшего образования стран-участниц Болонского процесса для достижения большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования. На форуме приняты в новой редакции Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в ЕПВО [1].
Для ДГТУ как для учредителя Болонского клуба в России одним из приоритетов является обеспечение качества образовательных услуг на международном уровне. Университет участвовал в реализации нескольких проектов Европейской Комиссии, связанных с вопросами обеспечения качества, среди которых Tuning Russia (2010-2013), IQA (Independent Quality Assurance, 2012-по настоящее время), VALERU (Validation of Non-formal/Informal Learning in Russian Higher Education, 2013-по настоящее время), EQUASP (On-line Quality Assurance of Study Programmes, 2013-по настоящее время). Накопленные сотрудниками университета опыт и знания в области обеспечения качества образования в Европе позволяют сформировать информационно-методическую платформу для подготовки и повышения квалификации экспертов в области оценки качества образования в соответствии с европейскими и международными стандартами.
Потребность общества в объективной оценке знаний и компетенций непрерывно растет, при этом интерес фокусируется на качестве педагогических измерителей и прозрачности оценочных процедур, поскольку качество обучения тесно связано с качеством оценивания его результатов. Поэтому в последнее время значительно вырос спрос рынка труда на объективную аутентичную оценку результатов профессионального обучения [2]. Повышение качества оценочных процедур базируется на Европейских стандартах оценки качества образования [3, 4, 5], следовательно, формирование целостного представления о современной контрольно-оценочной деятельности вузов в условиях ЕПВО невозможно без знания оценочных средств и лучших практик европейских образовательных организаций в сфере контрольно-оценочной деятельности.
Поэтому деятельность кафедры Jean Monnet в ДГТУ будет связана c разработкой и преподаванием дисциплины «Лучшие европейские практики оценки качества образования» для магистрантов, обучающихся по программе «Измерения и оценка качества образования» по направлению «Управление качеством», а также с чтением цикла лекций для курсов переподготовки профессорско-преподавательского состава. Курс ориентирован на внедрение европейских педагогических теорий и методик контроля качества обучения, включая интерпретацию и описание результатов обучения, современные техники анализа и оценки достижений на примере передовых практик европейских университетов. Модернизация курсов и дисциплин в рамках реализации проекта рассматривается как подготовка к созданию совместной образовательной программы по данному направлению.
Цель программы - обеспечить обучающихся знаниями и компетенциями в области европейского подхода к обеспечению качества. Студенты будут подготовлены к работе в качестве экспертов и работников
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №11/2016 ISSN 2411-7161
центров по оценке качества образования в высших учебных заведениях, а также в центрах оценки и признания квалификаций. Изучение и внедрение европейских подходов должно способствовать повышению качества образовательных услуг, а также признанию результатов обучения на общеевропейском уровне, и как следствие, способствовать транспарентности международного академического сотрудничества.
Реализация проекта позволит кафедре Jean Monnet стать информационно-консультативным центром для работников образования юга России, так как проект подразумевает привлечение лучших европейских экспертов не только к проведению круглых столов, методических семинаров и тренингов, но и к активному научному и публикационному сотрудничеству. Перспективным видится и создание программы повышения квалификации педагогов, разработанной на опыте участия ДГТУ в проектах европейской программы Темпус IV. Проект будет способствовать распространению опыта европейских партнеров и лучших практик российских университетов.
Программа «Лучшие европейские практики оценки качества образования» ставит целью обобщить и развить знания о современных теориях, технологиях и методиках тестирования и научить применять полученные знания в профессиональной деятельности. Она нацелена не на частные вопросы тестовых методик, а на общие вопросы эвалюации и проблемы педагогических измерений в контексте совершенствования методов и технологий оценки качества подготовки обучающихся. Квалиметрические подходы к отслеживанию результатов обучения, использование сравнительных методов и статистических норм качества, полученных на массовых выборках позволят формировать нормы. Особое внимание уделяется рассмотрению связей между системой менеджмента качества и принятием управленческих решений на уровнях университета и его структурных подразделений. Поэтому одной из задач программы является разработка кейсов для изучения опыта в области оценивания результатов обучения в зарубежных образовательных системах. Заключение
Данный проект является полноформатным и реализуется на уровнях педагогических, технологических и организационных инноваций высшей школы, что обеспечивает постоянное совершенствование образовательного процесса и создание эффективной среды для подготовки компетентных, профессионально-ответственных и социально-ориентированных специалистов, конкурентоспособных в глобальном мире.
Логическим завершением проекта станет организация международной научно-практической конференции по вопросам обеспечения независимой оценки качества образования.
Список использованной литературы
1. Bologna Process - European Higher Education Area. - URL: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bologna-yerevan2015.ehea.info/files/YerevanCommuniqueFinal.pdf.
2. Ефремова Н.Ф. Критериальные требования к фондам оценочных средств / Педагогические измерения. № 1. 2016. - С. 25-31.
3. Ефремова Н.Ф. Стандартизация как условие обеспечения качества фондов оценочных средств вузов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 2-1. - С. 66-70.
4. Российский стандарт тестирования персонала (версия 2015 г.) / Организационная психология. 2015. Т. 5. № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - www.orgpsyjournal.hse.ru.
5. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. ENQA. - Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. - 58 с.
6. Adam, S. (2006) An introduction to learning outcomes, in EUA Bologna Handbook, Froment E., Kohler J, Purser L, Wilson L (Eds), article B.2.3-1. Berlin, Raabe.
7. Biggs J. (2003b) Aligning teaching and assessing to course objectives. Teaching and Learning in Higher Education: New Trends and Innovations. University of Aveiro, 13 - 17 April 2003.
© Ефремова Н.Ф., Сенинец М.К., Шведова С.В., 2016