КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 11 • Номер 11 • ноябрь 2017 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy
издательство
Креативная экономика
экономика знаний и интеграция российского образования в европейский рынок образовательных услуг
Бурденко Е.В. 1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В исследовании уделено внимание международным программам и исследованиям по оценке достижений в области образования. Проведен анализ интеграции российского высшего образования в европейский рынок образовательных услуг на основе Болонской декларации. Уделено внимание: изменению структуры высшего образования; развитию контроля качества образования; программам, направленным на расширение мобильности студентов, преподавателей. Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды классиков экономической теории, работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам образования, оценки инвестиций в развитие человеческого капитала, по вопросам формирования «экономики знаний» и функционирования рынка образовательных услуг. В исследовании используются статистические данные ЮНЕСКО, ОЭСР, ООН, Всемирного банка, EFQM, Erasmus, российской Федеральной службы государственной статистки.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономика знаний, обученность студентов, болонский процесс, интернализация образования, высшее образование.
Knowledge economy and integration of Russian education in the European market of educational services
Burdenko E.V. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia
введение
В последней трети ХХ в. в результате накопления знаний, разработки новых технологий и их широкого распространения началось формирование экономики знаний. В укладе жизни человечества происходят кардинальные перемены. Развивающееся новое общество кардинально отличается от своих исторических предшественников. Оно основывается на развитии науки и эффективных технологий, новом качестве человеческого капитала, изменении социальной структуры общества, более высоком уровне управления, более рациональном использовании ресурсов, связанными с этими факторами новыми возможностями в производстве, потреблении и снижении удельных затрат
ресурсов на выпуск продукции и услуг. В совокупности эти обстоятельства образуют новый синергетический эффект, обусловливающий формирование нового общества.
Экономические успехи страны обусловлены интеллектом населения, поэтому возрастает роль и значение образования, его доступность. Возникает необходимость исследований по оценке достижений в области образования в разных странах мира. Экономическая интеграция стран требует создания единых понятных стандартов высшего образования, гарантирующих качество полученных профессиональных навыков и умений.
Особое внимание на вопрос образования обращали представители неоклассической теории Г. Беккер, Дж. Минсер и другие [1, 2] (Bekker G., 1993a; Bekker G., 1993b). Оценка эффективности образования и факторов, влияющих на его состояние и развитие, анализируются в работах следующих российских экономистов: Р.И. Капелюшникова [8] (Kapelyushnikov, Lukyanova, 2010), В.И. Марцинкевича [13] (Martsinkevich, 1991), Г.П. Журавлевой [16] (Grishin, Zhuravleva, Smagina, 2016) и др.
Проблема формирования «экономики знаний» рассматривается в работах следующих экономистов: Ф. Махлуп [20] (Machlup, 1962), М. Кастельс [9] (Kastels, 2000), К. Келли [10] (Kelle, Mikhaylov, Shvedovskiy, 2003), Дж. Ходжсон [18] (Khodzhson, 2001), Г.В. Колодко [11] (Kolodko, 2002), А.А. Дынкин [7] (Dynkin, Ivanova, 2005), Е.В. Бурденко [4, 19] (Burdenko, Mudrova, 2017) и др.
ABSTRACT:_
In the article we pay attention to international programs and assessment studies on achievements in education. We analyze integration of Russian higher education in the European market of educational services on the basis of the Bologna Declaration. We also pay attention to changes in the structure of higher education, development of quality control of education, programs aimed at increasing the mobility of students and teachers. Classic works of economic theory and works of domestic and foreign scientists devoted to the issues of education, assessment of investments in the development of human capital, formation of the "knowledge economy" and the functioning of the market of educational services are at the core of methodological and theoretical basis of the research. In the study we use statistical data of UNESCO, OECD, the United Nations, the World Bank, EFQM, Erasmus, the Russian Federal State Statistics Service.
KEYWORDS: knowledge economy, training of students, Bologna process, internalization of education, higher education.
JEL Classification: A00, A22, I21 Received: 27.10.2017 / published: 30.11.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Burdenko E.V. ([email protected])
CITATION:_
Burdenko E.V. (2017) Ekonomika znaniy i integratsiya rossiyskogo obrazovaniya v evropeyskiy rynok obrazovatelnyy uslug [Knowledge economy and integration of Russian education in the European market of educational services]. Kreativnaya ekonomika. 1 1. (1 1). - 1 107-1 122. doi: 10.18334/ce.11.11.38485
Проблемам функционирования и регулирования рынка образовательных услуг посвящены работы экономистов Е.В. Бурденко [3] (Burdenko, 2017), Г. Вильямс [5] (Vilyams, 1992), У.Г. Зиннурова [6] (Zinnurov, 1993), Е.Н. Попова [14] (Popov, 2009), Н.А. Селезневой и А.И. Субетто [15] (Selezneva, Subetto, 1995), О.А. Хаширова [17] (Khashirov, 1993) и др.
Но комплексное исследование как оценки достижений в области образования в разных странах мира, так и интеграции российского образования в европейский рынок образовательных услуг на базе Болонской декларации проводится впервые. Целью данного исследования является анализ интеграции российской системы образования в европейский рынок образовательных услуг в условиях формирования экономики знаний.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• провести анализ международных исследований и программ, направленных на оценку достижений в области образования в разных странах мира;
• провести ретроспективный анализ интеграции российского образования в европейский рынок образовательных услуг на основе Болонской декларации.
международные программы и исследования по оценке достижений в области образования
Наиболее важными факторами, оказывающими сильное влияние на становление экономики знаний, являются образование и человеческие ресурсы. Развитие всех видов производства (материального и нематериального) свидетельствует о росте доли стоимости знаний во всех экономических категориях:
• в цене отдельного товара - наценка за новизну, стиль, торговую марку, профессиональный дизайн, гарантии качества, страховки и т.д.;
• в стоимости компании - оценка ее интеллектуальных активов: вложения в человеческий капитал и НИОКР, патенты, лицензии, ноу-хау;
• управленческого потенциала: квалификация менеджмента, отношения с потребителями и поставщиками и др.
В 1958 г. была основана Международная ассоциация по оценке достижений в области образования (The International Association for the Evaluation of Educational
ОБ АВТОРЕ:_
Бурденко Елена Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры политической экономии и истории экономической науки, почетный работник высшего профессионального образования (Burdenko-EV0yandex.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Бурденко Е.В. Экономика знаний и интеграция российского образования в европейский рынок образовательный услуг // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 11. - С. 1 107-1 122. doi: 10.18334/ce.11.11.38485
Achievement - IAE). Как юридическое лицо она была зарегистрирована 1967 г. Группа ученых педагогов, психологов, социологов встретились в Институте образования ЮНЕСКО в Гамбурге, чтобы обсудить проблемы школы и оценки студентов. С момента своего создания IAE провела более 30 научных исследований в разных странах для сопоставления обученности школьников в области математики, естественных наук, чтения, гражданского образования, компьютерной и информационной грамотности. Данные мониторинга являются основой для анализа ситуации в области образования в данной стране. В настоящий момент проводятся регулярно следующие исследования:
• по оценке успеваемости школьников: международное исследование качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS 1995, TIMSS 1999, TIMSS 2003, TIMSS 2007, TIMSS 2011, TIMSS 2015); международное исследование качества чтения и понимания текста (PIRLS 2001, PIRLS 2006, PIRLS 2011, PIRLS 2016);
• международное исследование качества граждановедческого образования (CIVED, ICCS 2009, ICCS 2016);
• международное исследование компьютерной и информационной грамотности (SITES-M1, SITES-M2, SITES 2006, ICILS 2013);
• международное исследование в системе высшего образования (TEDS-M в 2005 г.);
• международное исследование дошкольного образования (PPP, ECES);
• международное сравнительное исследование учительского корпуса (TALIS);
• программа международной оценки компетенции взрослых (PIAAC).
При проведении исследований уделяют внимание следующим ключевым аспектам: предполагаемый учебный план (какая политика проводится); используемый учебный план (то, чему учат в школе); достигнутый результат (какие знания имеют ученики).
Кроме перечисленных выше исследований ОЭСР (OECD - Organization for Economic Coopération and Development) проводится программа международной оценки школьников PISA (Programme for International Student Assessment). Тест был разработан в 1997 г. и впервые прошел в 2000 г. Основное направление деятельности - мониторинг качества образования в школе. Проверяются знания 15-летних школьников в области математики, чтения, естественных наук. Исследование проводилось в 2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015 гг., что позволяет оценить динамику показателя по каждой стране [21].
Россия участвует в проведение рейтинга PISA с 2000 г. В международном исследовании, проведенном в 2016 г., принимали участие свыше 42 тысяч пятнадцатилетних москвичей из 609 школ. По итогам проверки уровня знаний учеников в естествознании, чтении, математике московские школы вошли в десятку лидеров. Показатели столичных школ оказались на уровне учебных заведений Японии, Шанхая, Гонконга, Финляндии и Сингапура, что выше результатов многих европейских школ. В настоящий момент 300 лидирующих московских школ обучают 69% учащихся города и уровень подготовки сопоставим с ведущими система образования в мире.
В мае 2015 г. была принята в г. Инчхоне (Республика Корея) декларация «Образование 2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни». Декларацию поддержали ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Всемирный банк, ЮНФПА, ПРООН, ООН-женщины и УВКБ ООН. Принятая декларация определила направление развития образования на 15 лет вперед:
• гарантия 12-летнего бесплатного образования, финансируемого государством;
• равноправный доступ к качественному начальному и среднему образованию;
• справедливость и социальная интеграция в образовании;
• признание гендерного равенства в обеспечении прав на образование;
• обеспечивать качественное образование и улучшать результаты обучения;
• содействовать созданию возможностей качественного обучения на протяжении всей жизни; и др. [22]
Среди стра-лидеров по оценке разных рейтингов выделяются европейские страны, которые даже в рамках Европейского союза имеют неравномерное развитие. Интеграция стран ЕС потребовала не только оценки проблем, но и проведения мероприятий по объединению систем образования и выработке единых индикаторов развития.
Рассмотрим подробнее, какие мероприятия проводились в европейских странах и России для удержания и повышения своего ранга по индексу экономики знаний. Как видно из проведенного сравнительного анализа становления и развития экономики знаний, наиболее важным является развитие человеческого капитала, которое невозможно без соответствующей системы образования, профессиональной подготовки. Для гармонизации систем высшего образования в европейских странах была подписана министрами образования Болонская декларация в июне 1999 г.
Цель Болонской декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Болонская декларация содержит шесть ключевых положений:
Введение двухциклового обучения (бакалавр и магистр). Обучение состоит из двух циклов: 1-й - до получения первой академической степени, 2-й - после получения первой академической степени. Продолжение обучения на 1-м цикле должно быть не меньше 3-х и не больше 4-х лет. Обучение в течение второго цикла может вести к получению степени магистра (через 1-2 года обучения после получения 1-й степени) и/или к докторской степени (при общей длительности обучения 7-8 лет).
Введение кредитной системы. Во всех национальных системах образования ввести систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ЕСТS, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
Контроль качества образования. Оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно будут установлены стандарты транснационального образования.
Расширение мобильности. Расширение мобильности студентов, преподавательского и иного персонала для взаимного обогащения европейским опытом.
Обеспечение трудоустройства выпускников. Все академические степени и другие квалификации должны быть востребованы европейским рынком труда, а профессиональное признание квалификаций должно быть облегчено. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместное использование Приложения к диплому, рекомендованное ЮНЕСКО.
Обеспечение привлекательности европейской системы образования. Повышение международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования по сравнению с американской системой.
Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации.
интеграция российского образования в европейский рынок образовательных услуг на основе Болонской декларации
Россия в сентябре 2003 г. на конференции министров образования в Берлине подписала Болонскую декларацию. Это значит, что в единое европейское образовательное пространство вошли российские высшие учебные учреждения. Рассмотрим российский опыт реализации основных положений Болонской декларации.
1. Переход на двухуровневое образование был начат еще в 1992 г., когда были утверждены стандарты высшего профессионального образования 1 поколения. Уже тогда некоторые вузы России начали готовить бакалавров и магистров при сохранении наиболее распространенной формы обучения - специалитет. Но за прошедшие 13 лет (1992-2005 гг.) бакалавр и магистр не получили всеобщего распространения, только 50% вузов имели лицензию на подготовку бакалавра. После подписания Болонский декларации все вузы перешли в 2011 г. на двухуровневое образование. Обучение ведется по следующей схеме:
Бакалавр 4 года - магистр 2 года - аспирантура для большинства специальностей. В этом случае поступление после бакалавриата на специалиста рассматривается как второе высшее образование, которое является платным.
Специалитет - аспирантура для моноспециальностей, которые по объективным причинам нельзя перевести на бакалавриат и магистратуру, т.к. это может привести к ухудшению качества подготовки специалиста для народного хозяйства.
Изменения претерпевают структура стандартов и требования, предъявляемые к высшему учебному учреждению, осуществляющему подготовку бакалавра и магистра. В комиссию по аттестации вузов вводятся представители работодателей. Дается
больше свободы вузам в формировании программ бакалавров, специалистов и магистров. Изменена структура формирования стандартов. Они содержат:
• требования к результатам освоения;
• требования к структуре программы;
• требования к условиям реализации программы.
Каждый цикл делится на две части: базовую и вариативную. Базовая часть одинаковая для всех профилей подготовки данного направления. А уже вариативная часть формируется по усмотрению вуза и с учетом профиля подготовки. Базовая часть занимает 50% от общей трудоемкости и столько же отводится на вариативную часть.
2. Введение кредитной системы. Нет норм количества зачетных единиц и часов на каждую дисциплину, но есть ограничения по трудоемкости. Трудоемкость одной дисциплины не более 10 зачетных единиц. При этом 1 зачетная единица равна 36 академическим часам. В данном случае переход на зачетные единицы - это использование кредитной системы, позволяющей повышать мобильность студентов. Пройденные дисциплины в течение семестра в другом вузе (стране) на основе этой системы перезачитываются основным вузом, если их количество совпадает.
Уделяется больше внимания практике студентов, т.к. результаты исследования показывают, что если теоретические знания не подкреплять практикой, то через 1 год потеря знаний составит 50%. В европейских странах практика занимает в общей трудоемкости программы бакалавра от 1 семестра до 1 года (48 недель в Англии).
Особое внимание уделяется применению современных образовательных и информационных технологий. В стандарте не прописаны требования к государственной аттестации выпускников, к выпускной квалификационной работе. Их необходимо разработать самостоятельно высшим учебным заведениям.
3. Контроль качества образования. Остановимся на моделях управления качеством образования в высшей школе.
В России создана государственная система аттестации и контроля качества на уровне государства. Контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособорнадзор). И в каждом вузе обязательно должен быть создан отдел качества образования. Однако следует отметить, что данные структуры не ограничиваются только функцией контроля, необходимо постоянно обеспечивать и управлять качеством образования в процессе предоставления образовательных услуг. Эти процессы не дублируют, а взаимно дополняют друг друга. Создание системы управления качеством в вузе дает возможность им ориентировать свою деятельность на удовлетворение требований потребителей образовательных услуг, активизировать деятельность в области обеспечения качества, упорядочить документооборот, создать систему ответственности за качество, а также гарантировать внешнему окружению качество образования в соответствии с принятыми нормами и стандартами.
Остановимся на моделях управления качеством образования в высшей школе, к которым можно отнести следующие:
Модель системы менеджмента качества, соответствующая международному стандарту ИСО 9001:2015. В России международные стандарты ИСО 9000 приняты в качестве национальных стандартов ГОСТ Р в 1988 г.
Модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM)1.
Модели национальных и региональных премий по качеству и их модификаций для высшего образования.
Модель управления качеством в вузах на основе принципов TQM2.
Рассмотрим эти модели более подробно.
1. Модель системы менеджмента качества, соответствующая международному стандарту ISO 9001:2015. Международные стандарты серии ISO были разработаны и утверждены в 1987 г. международной организацией по стандартизации ИСО. В 1994, 2000, 2015 гг. была осуществлена работа по их пересмотру с учетом накопленного опыта применения. В настоящее время более 160 стран признали МС ИСО в качестве национальных или гармонизировали их в соответствии с национальными стандартами. В мире более 500 тыс. компаний добровольно сертифицировали свои системы качества в соответствии с МС ИСО серии 9000. В последние годы в России значительно вырос интерес предприятий к внедрению и сертификации систем менеджмента качества и использованию в этой связи международных стандартов ИСО серии 9000.
2. Модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и её модификации для высшего образования. Европейским фондом менеджмента качества (EFQM), Комиссией ЕС и Европейской организацией по качеству (ЕОК) в 1991 г. учреждена европейская премия по качеству. Целью Европейской премии по качеству является стимулирование и мотивация деятельности европейских компаний в области повышения качества товаров и услуг. Оценка участников конкурса на соискание этой премии проводится по 1000-бальной системе по 9-ти критериям, которые разделены на две группы: «Возможности» (500 баллов) и «Результаты» (500 баллов). По каждому критерию Европейской премии качества установлены рекомендуемые и дополнительные оценочные показатели [27].
Модификацией Европейской премии по качеству является Европейская система улучшения качества (European Quality Improvement System), которая была учреждена Европейским фондом менеджмента образования (EFME). Эта модель основана на оценке десяти отдельных направлений. В основе модели лежит использование самооценки организации, подготовка на ее основе отчета конкурсанта и оценка его внешними экспертами. В рамках конкурса на соискание премии в области качества самооценка представляет собой процесс внутренней оценки качества работы организации,
1 European Foundation for Quality Management (EFQM), Европейский Фонд менеджмента качества -некоммерческая организация, созданная в 1987 г. четырнадцатью ведущими европейскими компаниями (Bosh, BT, Bull, Ciba-Geigy, Dassault, Electrolux, Fiat, KLM, Nestle, Olivetti, Philips, Renault, Sulzer, Volkswagen) при поддержке Комиссии ЕС.
2 TQM - Total Quality Management.
проводимой самим учреждением в соответствии с установленными критериями. Европейская модель премии в области качества лежит в основе многих национальных премий в области качества.
В конце 2001 г. EFQM принял схему признания соответствия организаций Модели Совершенства, установив несколько уровней совершенства.
Верхний уровень - признание в рамках конкурса на Европейскую награду за Совершенство (ЕЕА)3.
На этом уровне выделяются:
Победители конкурса - обладатели ЕЕА (Award Winners);
Призеры (Prize Winners);
Финалисты (EEA Finalists).
Средний уровень - «Признанное Совершенство» ("Recognised for Excellence")
Начальный уровень - «Стремление к совершенству» ("Committed to Excellence").
3. Модели национальных и региональных премий по качеству и их модификации для высшего образования. В 1996 г. к числу стран, имеющих национальные премии по качеству, присоединилась Россия. Прототипом для российской премии послужила европейская модель. Модификацией национальной премии по качеству в области образования является конкурс Министерства образования РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», который проводится с 2000 г. в России.
В последние годы модель самооценки получила распространение и среди российских вузов. В России высшие образовательные учреждения могут принимать участие в следующих конкурсах на соискание премий в области качества:
• конкурс на соискание премии Правительства РФ в области качества;
• региональные конкурсы в области качества (например, премия Санкт-Петербурга в области качества, премии качества Новосибирской, Астраханской, Томской, Кемеровской областей и др.).
Для участия в конкурсе вуз проводит самооценку и представляет отчет и заявку. Проводится экспертиза отчетов и посещение вузов экспертами.
Министерство образования РФ сформировало отраслевой конкурс «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Эта модель базируется на основных принципах построения модели премии Правительства РФ в области качества и моделей региональных конкурсов в этой области. Координационную деятельность осуществляет Совет конкурса, утвержденный Минобразованием РФ. Для участия в конкурсе вуз проводит самооценку и представляет отчет и заявку. Проводится экспертиза отчетов и посещение вузов экспертами.
Сертификация системы менеджмента качества высшего учебного заведения - это один из способов обеспечения гарантий того, что держатель сертификата способен
3 www.efqm-rus.ru - официальный сайт Европейского Фонда менеджмента качества.
всегда предоставить образовательные услуги, которые удовлетворяют установленным требованиям.
4. Расширение мобильности. С целью расширения мобильности студентов и преподавателей между университетами Европейского союза, а также Исландии, Лихтейнштейна, Македонии, Норвегии, Турции была принята некоммерческая программа Erasmus [25]. Программа была запущена в 1987 г. Основной целью программы является расширение мобильности и культурных связей студентов европейских и соседних с ЕС стран. В 2017 г. программа отмечает 30-летний юбилей. За период с 1987 по 2014 г. прошли учебу и стажировку за рубежом 1,6 млн студентов и 470 000 преподавателей. Количество стран, участвующих в программе, увеличилось с 11 до 34. Бюджет программы составил 3,4 млрд евро.
Согласно данным Европейской комиссии, около 10% европейских студентов прошли обучение по обмену за границей. Ежегодно количество студентов, участвующих в программе, растет на 2%. Наибольшее количество иностранных студентов приняли Испания, Франция, Германия. Средний ежемесячный грант для студентов составляет 274 евро, а средняя продолжительность обменов равна 6 месяцам. Кроме обучения, по программе Erasmus профинансировано 460 транснациональных научных проектов. Наибольшую долю по обменным программам занимают студенты, обучающиеся по социальным наукам, бизнесу и праву - 41%. Вторая по величине доля принадлежит студентам, обучающимся по программам гуманитарных наук и искусств -22%. Третье место занимают студенты, обучающиеся инженерным и техническим специальностям, строительству - 15%.
С 2007 г. программа Erasmus поддерживает трудоустройство в зарубежных компаниях. В 2013-2014 гг. на европейских предприятиях было трудоустроено 42361 студент. Большинство было трудоустроено на малых предприятиях - 44% рабочих мест, на средних предприятиях - 17% рабочих мест и на крупных предприятиях - 18% рабочих мест. Для поддержки трудоустройства университеты организуют консорциум, в который входят учебное заведение и компании, объединения. В настоящий момент действует 93 консорциума в 14 странах.
Продолжением программы Erasmus стала программа Erasmus+, рассчитанная на период с 2014 по 2020 г. Новая программа направлена на поддержку сотрудничества в области образования, профессионального обучения, молодежи и спорта. Программа Erasmus+ расширила список стран участниц. Она охватывает такие страны как: страны - члены Европейского союза;
Исландия, Лихтейнштейн, Македония, Норвегия, Турция.
А также страны - партнеры в 13 географических регионах:
регион 1 - Западные Балканы;
регион 2 - страны Восточного партнерства;
регион 3 - страны Южного Средиземноморья;
регион 4 - Российская Федерация (территория, признаваемая международным правом);
и другие, в том числе Центральная Азия, Латинская Америка, Африка, страны Карибского бассейна и т.д.
Для расширения сотрудничества в сфере высшего образования программой Erasmus+ предусмотрены 3 направления:
Key Action 1: Learning Mobility of Individuals - новые возможности мобильности для студентов и преподавателей;
Key Action 2: Cooperation for innovation and good practice - сотрудничество для развития потенциала университетов и обмена лучшими практиками;
Jean Monnet Activities - широкие возможности развития европейских исследований в рамках подпрограммы Jean Monnet.
Проблема расширения мобильности абитуриентов, студентов и преподавателей как внутри страны, так и за её пределами актуальна и для России. Российские университеты принимают участие в программе Erasmus, и в 2006 г. был открыт российский национальный офис программы. С 2016 г. российские организации не могут выступать как грантозаявители, но они могут участвовать в многострановых проектах с участием нескольких стран-партнеров. Это осложнило участие российских организаций, но пока не привело к снижению количеству поданных заявок. Например, по программе Jean Monnet в 2014 г. подано заявок 22, в 2015 г. - 78, в 2016 г. - 195.
Для повышения мобильности абитуриентов в России был введен с 2009 г. единый государственный экзамен (ЕГЭ) по окончании средней школы по 2 обязательным предметам и 2 предметам по выбору (зависит от выбранного направления обучения в вузе). Абитуриенты принимаются в высшие учебные заведения на основе результатов ЕГЭ, что облегчает поступление для жителей разных регионов. Свидетельство о ЕГЭ действует 4 года. Для обеспечения доступности образования используется образовательный кредит. Выдается кредит на первое и последующее высшее образование, дополнительное, сопутствующее образование, повышение квалификации. При этом срок кредита может составлять до 20 лет.
Начиная с 1992 г. в российских вузах реализуются международные образовательные программы, а по отдельным программам ведется обучение на английском языке. По данным Министерства образования и науки РФ, в 2013-2014 гг. в России обучались иностранцы в 798 российских вузах. Наибольшее количество студентов приехало из Казахстана - 27 500 чел., на втором месте китайцы - 18 200 чел., на третьем месте студенты из Туркмении - 12 100 чел. Всего из стран СНГ обучалось 81 000 чел., из Азии - 41 700 чел., из Африки и Ближнего Востока - 18 000 чел., из Западной и Северной Европы - 6 400 чел., из США - 1 600 чел. Количество иностранных студентов, приезжающих на учебу в Россию, растет ежегодно. В 2015-2016 учебном году количество иностранных студентов составило более 270 000 чел., что составляет 6% от общего числа обучающихся в стране. Учиться иностранные студенты предпочитают в государственных вузах (95%). Наиболее востребованными направлениями подготовки являются экономика, управление, клиническая медицина, образование, педагогические науки [26].
Для абитуриентов из Индии, Омана, Палестины, стран СНГ, Балтии, Абхазии, Южной Осетии существует возможность бесплатного обучения в российских университетах в рамках выделенной квоты. Ежегодно Россия принимает 15 000 иностранных студентов на бесплатное обучение.
В рамках сотрудничества стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) в 2015 г. объявлено о создании Сетевого университета БРИКС (СУ БРИКС). В СУ БРИКС входят университеты стран-участниц. Он является образовательным проектом, направленным на разработку совместных образовательных программ, а также совместных научно-исследовательских проектов по 6 приоритетным направлениям: энергетика; информатика и информационная безопасность; исследования стран БРИКС; экология и изменения климата; водные ресурсы и нейтрализация загрязнений; экономика. Целью создания университета является обеспечение профессиональными кадрами стран-участниц. Планируется, что обучение, начатое в одном вузе, может быть продолжено в другом. По окончании обучения студенты будут получать 2 диплома одновременно. Диплом будет признаваться во всех странах - участницах проекта [28].
5. Обеспечение трудоустройства выпускников. Программы, осуществляемые по повышению мобильности студентов, преподавателей, сотрудников вузов, в том числе направлены и на облегчения трудоустройства выпускников университетов. В процессе обучения студенты проходят практику на предприятиях-партнерах, на которых получают не только практический опыт, но деловые контакты.
6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования. Выполнение всех вышеперечисленных требований в целом приводит к повышению привлекательности российской и европейской систем высшего образования.
заключение
1. Человеческий капитал практически во всех странах превышает половину накопленного национального богатства. Это свидетельствует об уровне развития страны и о различиях в материальном благосостоянии. Рост роли человеческого капитала сопряжен с повышением не только ценности совокупного работника, но и повышением индивидуальных доходов в результате улучшения образовательных, профессиональных и иных личностных качеств отдельных людей. Это связано с индивидуальной ценностью и производительностью труда (например, работника с высшим или средним образованием) и отражается на заработной плате и других доходах. При этом ценность человеческого капитала с накоплением знаний, опыта с годами увеличивается.
2. Во второй половине ХХ века в развитии стран наиболее сильно проявилась тенденция к экономической интеграции. Ни противостояние двух систем, ни локальные конфликты (политические, военные) не смогли остановить процесс объединения рынков: товаров, капиталов, рабочей силы. При создании рынка рабочей силы, качество которой зависит от уровня предоставляемых образовательных услуг, обнаружились
не только положительные результаты, но и определенные трудности, обусловленные разностью подходов к организации и качеству образовательных услуг.
3. Западный рынок профессиональных образовательных услуг, где конкурируют системы стран Европейского Содружества, США, Японии, Австралии, уже сложился. Для вхождения в него России необходимо было провести реформирование системы высшего образования на основе Болонской декларации. Участие России в международных программах и исследованиях по оценке достижений в области образования с 2000 по 2016 г. позволило определить как сильные, так и слабые стороны отечественного образования. Все это способствовало интеграции российского рынка образовательных услуг в европейский рынок образовательных услуг. И в настоящее время оценивается как успешный проект, дающий положительный результат для всех участников.
ИСТОЧНИКИ:
1. Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие и заработки инвес-
тиций в человеческий капитал // США: Экономика, политика, идеология. - 1993. - № 11. - с. 109-119.
2. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история
экономических и социальных институтов и систем. - 1993. - № 1. - с. 141-159.
3. Бурденко Е.В. Индекс глобальных инноваторов как характеристика использования
преимуществ экономики знаний // Креативная экономика. - 2017. - № 8. - с. 813824. - ао1: 10.18334/се.11.8.38236.
4. Бурденко Е.В. Рынок образовательных услуг в трансформируемой экономике. -
Москва: ООО «МАКС Пресс». - 22 с.
5. Вильямс Г. Оценка новых механизмов финансирования внешнего образования в
Великобритании: некоторые микроэкономические и институциональные проблемы управления // Высшее образование в Европе. - 1992. - № 1. - с. 81-103.
6. Зиннуров У.Г. Маркетинг в деятельности вузов. - Москва-Уфа: УГАТУ, 1993.
7. Дынкин А.А, Иванова Н.И. Инновационные приоритеты государства. - М.: Наука,
2005. - 275 с.
8. Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Трансформация человеческого капитала в рос-
сийском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения»). - Москва: Фонд «Либеральная миссия», 2010. - 196 с.
9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. / Под ред.
О.И. Шкаратина. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 51 с.
10. Келле В.Ж., Михайлов А.П., Шведовский В.А. Инновационная система России: формирование и функционирование. - М.: Едиториал ИРСС, 2003. - 148 с.
11. Колодко Г.В. «Новая экономика» и старые проблемы (перспективы быстрого роста в постсоциалистических странах) // Проблемы теории и практики управления. -2002. - № 4.
12. Батудаева Л.И., Бурденко Е.В., Громыко В.В. Макроэкономика. / учебник, под ред. Л.Г. Чередниченко, А.З. Селезнева. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 394 с.
13. Марцинкевич В.И. США: Человеческий фактор и эффективность экономики. / Монография. - М.: Наука, 1991. - 240 с.
14. Попов Е.Н. Услуги образования и рынок // Экономика образования. - 2009. - № 2.
- с. 95-100.
15. Селезнева Н.А., Субетто А.И. Принципы, законы и структура науки об образовании. Императив неклассического синтеза. / Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. - Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 1995.
16. Гришин В.И., Журавлева Г.П., Смагина В.В. Современный мир и Россия: новая экономическая перспектива (К 110-й годовщине РЭУ им. Г.В. Плеханова). / монография. - Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2016. - 539 с.
17. Хаширов О.А. Предпринимательство в сфере услуг. - СПб: УэиФ, 1993. - 113 с.
18. Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопросы экономики. - 2001. - № 8. - с. 37.
19. Burdenko E.V., Mudrova S.V. Indkators System as a Measure of Development Level of Knowledge Eranomy: Applkation of World Bank Methodology // Global Pra^^es in Knowledge Management for Sorietal and Organizational Development. - 2018. - p. 74105.
20. Ma^lup F. The Produdion and Distribution of Knowledge in the United States. , 1962.
- 416 p.
21. Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития. [Электронный ресурс]. URL: http://oecdru.org/ ( дата обращения: 25.04.2017 ).
22. Официальный сайт Организации объединенных наций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ ( дата обращения: 25.04.2017 ).
23. Официальный сайт ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.unesco.org/ (дата обращения: 25.04.2017 ).
24. Официальный сайт Всемирного банка. [Электронный ресурс]. URL: http://www. vsemirnyjbank.org ( дата обращения: 25.04.2017 ).
25. Официальный сайт программы ERASMUS+. [Электронный ресурс]. URL: http:// eceuropa.eu ( дата обращения: 25.04.2017 ).
26. Официальный сайт российской Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru ( дата обращения: 25.04.2017 ).
27. Официальный сайт Европейского Фонда менеджмента качества. [Электронный ресурс]. URL: http://www.efqm-rus.ru ( дата обращения: 25.04.2017 ).
28. Россия в БРИКС. [Электронный ресурс]. URL: http://brics.mid.ru ( дата обращения: 25.04.2017 ).
references:
Batudaeva L.I., Burdenko E.V., Gromyko V.V. (2016). Makroekonomika [Macroecono mics] M.: INFRA-M. (in Russian).
Bekker G. (1993a). Chelovecheskiy kapital (glavy iz knigi). Vozdeystvie i zarabotki investitsiy v chelovecheskiy kapital [Human capital (chapters from the book). Impact and investment income in human capital].SShA: Ekonomika, politika, ideologiya. (11). 109-119. (in Russian).
Bekker G. (1993b). Ekonomicheskiy analiz i chelovecheskoe povedenie [Economic analysis and human behavior]. Teoriya i istoriya ekonomicheskikh i sotsialnyh institutov i sistem. 1 (1). 141-159. (in Russian).
Burdenko E.V. (2017). Indeks globalnyh innovatorov kak kharakteristika ispolzovaniya preimuschestv ekonomiki znaniy [Index of global innovators as a characteristic of the use of the advantages of the knowledge economy]. Creative economy. 11 (8). 813-824. (in Russian). doi: 10.18334/ce.11.8.38236.
Burdenko E.V. Rynok obrazovatelnyh uslug v transformiruemoy ekonomike [The market of educational services in the transformed economy] (0). Moscow: OOO «MAKS Press». (in Russian).
Burdenko E.V., Mudrova S.V. (2018). Indicators System as a Measure of Development Level of Knowledge Economy: Application of World Bank Methodology Global Practices in Knowledge Management for Societal and Organizational Development. 74-105.
Dynkin A.A, Ivanova N.I. (2005). Innovatsionnye prioritety gosudarstva [Innovative priorities of the State] M.: Nauka. (in Russian).
Grishin V.I., Zhuravleva G.P., Smagina V.V. (2016). Sovremennyy mir i Rossiya: novaya ekonomicheskaya perspektiva (K 110-y godovschine REU im. G.V. Plekhanova) [Modern world and Russia: a new economic perspective (To the 110th Anniversary of Plekhanov Russian University of Economics)]Tambov: Tambovskiy gosudarstvennyy universitet imeni G.R. Derzhavina. (in Russian).
Kapelyushnikov R.I., Lukyanova A.L. (2010). Transformatsiya chelovecheskogo kapitala v rossiyskom obschestve (na baze «Rossiyskogo monitoringa ekonomicheskogo polozheniya i zdorovya naseleniya»)[Transformation of human capital in Russian society (on the basis of the "Russian Monitoring of Economic Situation and Public Health")] Moscow: Fond «Liberalnaya missiya». (in Russian).
Kastels M. (2000). Informatsionnaya epokha: ekonomika, obschestvo i kultura [The information age: economics, society and culture] M.: GUVShE. (in Russian).
Kelle V.Zh., Mikhaylov A.P., Shvedovskiy V.A. (2003). Innovatsionnaya sistema Rossii: formirovanie i funktsionirovanie [Russian innovation system : creation and functioning] Editorial IRSS. (in Russian).
Khashirov O.A. (1993). Predprinimatelstvo v sfere uslug [Entrepreneurship in service sector] SPb.: UeiF. (in Russian).
Khodzhson Dzh. (2001). Sotsialno-ekonomicheskie posledstviya progressa znaniy i narastaniya slozhnosti[Socio-economic consequences of knowledge progress and of the increase in complexity]. Voprosy Ekonomiki. (8). 37. (in Russian).
Kolodko G.V. (2002). «Novaya ekonomika» i starye problemy (perspektivy bystrogo rosta v postsotsialisticheskikh stranakh) ["New Economy" and old problems (prospects for rapid growth in post-socialist countries)]. Issues of theory and practice of management. (4). (in Russian).
Machlup F. (1962). The Production and Distribution of Knowledge in the United States Princeton University Press.
Martsinkevich V.I. (1991). SShA: Chelovecheskiy faktor i effektivnost ekonomiki [USA: The Human Factor and economic efficiency] M.: Nauka. (in Russian).
Popov E.N. (2009). Uslugi obrazovaniya i rynok [Educational services and market]. Economics of education. (2). 95-100. (in Russian).
Selezneva N.A., Subetto A.I. (1995). Printsipy, zakony i struktura nauki ob obrazovanii. Imperativ neklassicheskogo sinteza [Principles, laws and structure of the science of education. Imperative of nonclassical synthesis] Barnaul: Izd-vo Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. (in Russian).
Vilyams G. (1992). Otsenka novyh mekhanizmov finansirovaniya vneshnego obrazovaniya v Velikobritanii: nekotorye mikroekonomicheskie i institutsionalnye problemy upravleniya [Assessment of new mechanisms for financing external education in the UK: some microeconomic and institutional governance issues]. Vysshee obrazovanie v Evrope. 17 (1). 81-103. (in Russian).
Zinnurov U.G. (1993). Marketing v deyatelnosti vuzov [Marketing in universities] Moskva - Ufa: UGATU. (in Russian).