Научная статья на тему 'Система менеджмента качества образования: опыт СтГАУ'

Система менеджмента качества образования: опыт СтГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА / АККРЕДИТАЦИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ / QUALITY ASSURANCE SYSTEM / PROCESS APPROACH / SPECIALISTS TRAINING QUALITY / EXTERNAL AUDITING / ACCREDITATION / CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова Елена Васильевна, Федиско О. Н., Дуб Г. В.

Стратегией российской образовательной политики является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Важнейшей задачей, стоящей перед высшим образованием, является разработка и внедрение механизмов обеспечения качества образовательного процесса. В статье рассматривается опыт Ставропольского государственного аграрного университета в области управления качеством образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хохлова Елена Васильевна, Федиско О. Н., Дуб Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality management system in education: experience of stavropol state agrarian university

The main objective of the Russian educational politics is attainment of the education quality through keeping its fundamentals and conformity to modern and perspective requirements of personality, society and state. The most important task which education faces is the creation and introduction of mechanisms providing educational process quality. In the article the experience of the Stavropol State Agrarian University in the sphere of the quality assurance in education is analyzed.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества образования: опыт СтГАУ»

Таким образом, созданная и функционирующая в университете инновационная инфраструктура является хорошей предпосылкой для создания пояса малых инновационных предприятий, обеспечивающих эффективное

внедрение научных разработок в экономику страны.

Литература

1. http://www.neweurasia.ru/

2. http://tpark.ict.nsc.ru/RTTNews0.htm

DRIDIGER V., MOROZOV V. DEVELOPMENT OF THE INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF THE UNIVERSITY

With the aim ofmaking the scientific-research and innovative activities of the professor-teaching staff, postgraduates' and students' work more effective, to develop the innovative process the University has a functioning scientific-innovative training centre , providing the coordination and organization of the innovative activities of the University, promoting the cooperation of the University with Ministries and departments, agricultural enterprises and business structures of the Northern Caucasus Federal District, «New Eurasia» foundation, the leading experts ofthe program EuropeAID ofthe European Union Commission and others.

Keywords: educational-scientific-production cluster, innovative development of the economy, commercialization ofscientific findings, techno-park, small innovative enterprises.

Е.В. ХОХЛОВА, руководитель Центра управления качеством образования

О.Н. ФЕДИСКО, начальник отдела управления качеством образования

Г.В. ДУБ, менеджер отдела управления качеством образования

Система менеджмента качества образования: опыт СтГАУ

Стратегией российской образовательной политики является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Важнейшей задачей, стоящей перед высшим образованием, является разработка и внедрение механизмов обеспечения качества образовательного процесса. В статье рассматривается опыт Ставропольского государственного аграрного университета в области управления качеством образования.

Ключевые слова: система менеджмента качества, процессный подход, качество подготовки специалистов, внешняя оценка, аккредитация, сертификация.

Рост конкуренции в сфере образовательных услуг, ужесточение требований со стороны потребителей к качеству образования, вхождение России в европейское образовательное пространство привели к тому, что в российском образовании стали активно разрабатываться системы менеджмента качества. Наличие в вузе системы внутривузовского контроля каче-

ства обучения стало необходимым условием для государственной аккредитации вуза, а высокое качество образовательных услуг определяет конкурентоспособность образовательного учреждения.

Начиная с 2002 г. СтГАУ активно ведет работу по внедрению и совершенствованию системы качества. В структуре университета создан Центр

управления качеством образования (ЦУКО) для организации и непосредственного осуществления диагностики качества и управления качеством академического процесса и образовательных услуг. В структуре центра работают два отдела: отдел управления качеством образования и отдел мониторинга качества образования.

Понятие «качество образования» в университете рассматривается в двух аспектах: с одной стороны, как качество результата образовательного процесса (соответствие уровня знаний и компетенций студентов и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов), с другой -как гарантии качества знаний (содержание образования, уровень квалификации преподавательских кадров, информационно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса, образовательные технологии).

СтГАУ определяет свою миссию следующим образом: формирование университета мирового уровня, призванного отработать механизмы модернизации отечественного высшего профессионального образования на основе интеграции образования, науки и бизнеса, создать систему подготовки квалифицированных кадров, способных внедрять современные технологии и оказывать влияние на инновационное развитие России.

Исходя из такого понимания миссии сформулированы общие целевые установки деятельности университета:

■ формирование политики в сфере менеджмента качества образования и координационное руководство

реализацией этой политики в структурных подразделениях;

■ контроль и анализ результатов качества образовательного процесса;

■ подготовка к проведению комплексной оценки деятельности университета (лицензирование, аттестация, аккредитация) и оценки отдельных профессиональных образовательных программ;

■ координационное взаимодействие со структурными подразделениями университета в области проведения экспертиз учебно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения специальностей и направлений на соответствие ГОС ВПО;

■ системное совершенствование и разработка методов оценки качества образовательных услуг в университете;

■ формирование внутривузовской базы данных образовательного процесса и ее сопровождение;

■ установление и поддержание связей с образовательными учреждениями России и зарубежными организациями по вопросам менеджмента качества посредством участия в конкурсах, грантовых программах, а также оказания консалтинговых и консультационных услуг.

В настоящее время в СтГАУ создан

и функционирует механизм принятия управленческих решений, основанный на сборе, анализе и учете руководством вуза идей, мнений и пожеланий заинтересованных сторон (опросы преподавателей, студентов, работодателей; встречи с трудовыми коллективами; внесение предложений подразделений в ежегодный план развития; совещания с деканами и заведующими кафедрами, расширенные ректораты и ученые советы). Приоритетами при принятии решений являются удовлетворенность потребителя, оптимизация затрат, здоровье и безопасность, компетентность персонала, инновации, обеспечивающие повышение качества деятельности вуза.

Развитие системы обеспечения качества осуществлялось поэтапно, и на сегодняшний день эта система представляет собой сложную и многоуровневую конструкцию, включающую нормативную базу, организационные структуры, научное, методическое, финансовое, материально-техническое обеспечение.

Наряду с системой внешней оценки деятельности университета, которую устанавливают государственные органы, действует разработанная нами система внутренней оценки и самооценки деятельности подразделений (факультетов, кафедр) по подготовке специалистов, которая включает в себя:

• систему проектирования, планирования и обеспечения качества подготовки специалистов;

• систему мониторинга качества подготовки специалистов;

• систему контроля и оценки качества подготовки специалистов, деятельности структурных подразделений (учебных и учебно-вспомогательных).

Система контроля качества подготовки специалистов осуществляется в соответствии с «Положением о внут-

ривузовской многоуровневой системе управления качеством образования в ФГОУ ВПО СтГАУ». Положение определяет систему, механизм и современные методы управления качеством подготовки специалистов, устанавливает основные нормативы и условия качественной подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования на основании требований государственного образовательного стандарта, нормативных документов Министерства образования и науки РФ.

Основными формами и методами работы всех субъектов управления качеством подготовки (ректора, проректоров, деканов, заведующих кафедрами) являются организация и координация деятельности, планирование, распределение обязанностей, различные виды контроля.

Многоуровневая система управления качеством образования позволяет объективно осуществлять мониторинг и контроль качества образования в университете. При этом качество образовательной системы более высокого уровня слагается из качества входящих в нее подсистем более низких уровней (студенты и выпускники вуза - преподаватели - общетеоретические кафедры - выпускающие кафедры -деканат - учебно-методическое управление - ректорат).

Ставропольским государственным аграрным университетом выбран процессный подход к разработке, внедрению и улучшению результативности функционирования системы менеджмента качества, так как он позволяет постоянно повышать удовлетворенность потребителей. Разработанная сеть процессов пересматривается и уточняется по результатам анализа измерений показателей учебного процесса, анализа деятельности университета, по итогам календарного года, результатам работы по набору и выпус-

ку студентов, а также в связи с уточненными стратегиями университета, данными заказа министерства, информацией от вузов-партнеров.

Любая деятельность, осуществляемая в университете, является частью какого-либо процесса, при выполнении которого исходные данные преобразуются в результаты, необходимые для выполнения другого процесса. Все процессы являются взаимозависимыми и в совокупности направлены на удовлетворение желаний потребителей, достижение установленных целей и постоянное улучшение функционирования университета. Определение методов совершенствования процессов основано на Концепции системы управления качеством образования, увязывающей в единое целое все виды деятельности, необходимые для того, чтобы потребители и поставщики были максимально удовлетворены качеством предоставляемых услуг.

В университете разработана и внедрена система измерений СМК, в которую входят: мониторинг состояния и эффективности процессов; рейтинговая оценка факультетов, кафедр, преподавателей; внутренние и внешние аудиты; самооценка по критериям конкурсов по качеству; социологические опросы ППС, сотрудников, студентов, аспирантов, выпускников и работодателей; анализ со стороны руководства.

Достижение удовлетворенности различных категорий заинтересованных сторон - важнейшая часть стратегии вуза, жизненно необходимая для его долговременного успеха. Для решения этой задачи в университете ведутся социально-педагогические исследования - мониторинг удовлетворенности потребителей качеством образовательного процесса. Деятельность развернута в двух основных направлениях: исследования внутренней и внешней среды

образовательного учреждения. Система сбора и анализа внутренней информации, на которой базируется политика и стратегия университета, документирована в «Положении о внутривузов-ской многоуровневой системе управления качеством образования» и реализуется на регулярной основе.

В рамках системы качества определены категории потребителей, сформирован механизм выявления их потребностей, проводится систематическая и целенаправленная работа по изучению и удовлетворению их запросов и ожиданий. Эффективное использование практики анкетирования с широкой сегментацией опрашиваемых категорий позволяет вузу динамично развиваться и повышать качество обучения.

Наши внешние потребители - работодатели АПК (производящие средства производства для сельского хозяйства и снабжающие его техникой, оборудованием, комбикормами, средствами защиты растений и животных, удобрениями, проводящие производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства; предприятия растениеводства и животноводства, рыбного и водного хозяйства, занятые заготовками, хранением, переработкой сельскохозяйственного сырья и реализацией готовой продукции). Университет сегментирует данную группу потребителей по форме собственности, по численности, по сферам деятельности, по уровню сотрудничества с университетом, по территориальному признаку и пр.

Особый интерес представляет сегмент агросферы с новым потенциальным спросом - личные подсобные и малые фермерские хозяйства, которые рассматриваются нами в качестве и внутренних (обучение, повышение квалификации, переподготовка кадров) и внешних (потенциальные работодате-

ли) потребителей. Оживление в этом сегменте произошло в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и выделением государственных льготных кредитных ресурсов для этого социально-экономического уклада.

Студенты, преподаватели и сотрудники определены как внутренние потребители образовательных услуг вуза. Основными потребителями на рынке образовательных услуг являются студенты; они классифицируются в соответствии с полом, возрастом, состоянием здоровья, уровнем образования, географией поступления, формой получения образования, профилями подготовки, социальным статусом, достижениями в учебе и науке, текущей успеваемостью и т.д.

Преподаватели и сотрудники как внутренние потребители сегментируются по занимаемой должности, наличию ученых степеней и званий, стажу работы в вузе, возрасту, полу, подразделению, достижениям в различных сферах профессиональной деятельности.

На сегодняшний день в университете проведены следующие исследования: «Оценка образовательного учреждения студентами очной формы обучения»; «Экспертная оценка состояния системы воспитания в СтГАУ»; «Состояние и перспективы развития студенческого самоуправления»; «Адаптация первокурсника СтГАУ»; «Жизненные планы выпускников СтГАУ»; «Экспертная оценка кадровых процессов в аграрном секторе экономики Ставропольского края»; «Вопросы адаптации молодых специалистов АПК Ставропольского края», «Выпускник СтГАУ глазами работодателя» и др. Большинство проведенных опросов демонстрируют понимание респондентами ключевой взаимосвязи между установленными стратегичес-

кими целями и достигнутым уровнем показателей удовлетворенности потребителя: студентов, выпускников и работодателей.

Изучение конъюнктуры рынка труда, текущей и прогнозируемой потребности в специалистах, требований к квалификации и дополнительным компетенциям будущих специалистов, выявление ориентаций и социальных ожиданий родителей и потенциальных абитуриентов позволяют руководству вуза разрабатывать и корректировать политику и стратегию университета в области высшего и послевузовского профессионального образования, включая подготовку кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру.

В 2005 г. СтГАУ приступил к разработке системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с моделью совершенства EFQM. Почему мы сделали выбор в пользу модели EFQM?

Во-первых, модель совершенства EFQM - это практический инструмент, используемый СтГАУ в различных целях: в качестве средства самооценки при определении своего положения на пути к совершенству; в качестве основы общих для всех подразделений организации языка и способа мышления; в качестве рамок для размещения существующих инициатив - во избежание дублирования и пробелов; в качестве структуры системы менеджмента организации.

Во-вторых, модель дает реалистичную оценку текущего состояния организации, определяя области для первоочередных преобразований, способствует распространению лучшей бизнес-практики, позволяет наладить общий язык в организации и сбалансировать интересы всех стейкхолдеров.

В-третьих, оценка по критериям модели EFQM позволяет определить не только наличие системы менеджмента

качества (как это делает аудит по ИСО 9001), но и уровень развития организации в баллах, а также дает возможность выработать план совершенствования подходов с целью улучшения результатов.

Университет перешел к системному управлению, а это - процесс постоянного совершенствования деятельности организации во всех сферах. Переход к новой системе управления был выстроен в логическую последовательность. Руководством вуза установлены цели и основные направления деятельности университета. При этом создана и поддерживается внутренняя среда, в которой персонал полностью вовлечен в деятельность по достижению и совершенствованию целей университета.

Первым шагом нашего вуза по развитию СМК на основе модели совершенства стало участие и победа в конкурсах на соискание премии Правительства РФ в области качества (2005 г.).

Вторым шагом стало прохождение университетом международного сертификационного аудита и получение международных сертификатов системы менеджмента качества (2006 г.): EVROSERT, OQS, ^е1:. В 2009 г. университет прошел ресертификацию и

получил сертификаты соответствия требованиям ISO 9001:2008 EVROCERT, QUALITY AUSTRIA, IQNet, выданные авторитетным международным органом по сертификации систем менеджмента качества EVROCERT.

Третьим шагом стало участие в Международном турнире по качеству стран Центральной и Восточной Европы. Турнир является эффективным средством международного бенчмар-кинга и позволяет выявлять лучшие компании региона. Ставропольский государственный аграрный университет награжден Кубком и дипломом победителя 3-го Международного турнира по качеству стран Центральной и Восточной Европы по модели совершенства Европейского фонда управления качеством (EFQM). Университет получил сертификат EFQM «Признание совершенства в Европе - 5*». Это уже не первая высокая награда европейского уровня. В 2006 г. в результате участия во 2-м Международном турнире по качеству стран Центральной и Восточной Европы университет стал финалистом и получил сертификат EFQM «Признание совершенства в Европе - 4*». Эта победа позволяет СтГАУ позиционировать себя как вуз, отвечающий европейским стандартам образования. К наиболее значимым событиям 2007-2008 учебного года следует отнести участие и победу в первом конкурсе Содружества Независимых Государств (СНГ) в области качества продукции и услуг.

Создание системы менеджмента качества вуза на основе модели совершенства EFQM позволяет Ставропольскому государственному аграрному университету приобрести ряд преимуществ на внутреннем и внешнем рынках услуг и труда и успешно решать задачи, определенные Болонской декларацией.

KHOKHLOVA E, FEDISKO O, DUB G. QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN EDUCATION: EXPERIENCE OF STAVROPOL STATE AGRARIAN UNIVERSITY

The main objective of the Russian educational politics is attainment of the education quality through keeping its fundamentals and conformity to modern and perspective requirements of personality, society and state. The most important task which education faces is the creation and introduction ofmechanisms providing educational process quality. In the article the experience of the Stavropol State Agrarian University in the sphere of the quality assurance in education is analyzed.

Keywords: quality assurance system, process approach, specialists' training quality, external auditing, accreditation, certification.

С.И. ТАРАСОВА, профессор, проректор по учебной работе Е.В. ГАЛЕЕВ, начальник отдела инспекции и аттестации

Комплексная система оценки персонала

Анализ существующих систем оценки персонала российских университетов показывает, что акцент смещен в сторону рейтинговой оценки профессорско-преподавательского состава. Переход на комплексную систему оценки персонала в университете, учитывающую как результаты работы каждого сотрудника, так и уровень его компетенции, позволит выйти на качественно новый уровень проведения оценки персонала.

Ключевые слова: оценка персонала, профессорско-преподавательский состав, рейтинговая оценка, оценка компетенций.

За последние годы во многих российских вузах были разработаны и внедрены системы рейтинговой оценки результатов работы профессорско-преподавательского состава (ППС). В каждом случае использовался свой перечень критериев оценки и собственная система расчета рейтинга. Несмотря на сложность проблемы оценки работы ППС, внедрение систем рейтинговой оценки позволило сделать огромный шаг в направлении формирования систем управления качеством в вузах.

Методические основы рейтинговой оценки работы ППС Ставропольского государственного аграрного университета разработаны отделом инспекции и аттестации ППС на основе подходов, предложенных Волгоградским государственным техническим университетом, которые, в свою очередь, раз-

виты в Московском автомобильно-дорожном институте, Кузбасском государственном техническом университете и др. [1-3]. Основой данной системы рейтинговой оценки является перечень критериев, с одной стороны, учитывающих аккредитационные показатели вузов, с другой - имеющих наибольшее значение с точки зрения экспертов, и их относительная важность, выраженная в соответствующих коэффициентах (баллах) [4].

В целях анализа диспропорций в результатах и выявления направлений концентрации усилий преподавателей критерии оценки разбиты нами по направлениям:

• учебно-методическая работа;

• учебно-педагогическая работа;

• повышение квалификации;

• привлечение средств;

• научно-исследовательская работа;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.