Проблемы высшего образования
Степанова В. Б.
Социальная значимость негосударственного вуза как гаранта качественного образования
Для России начало XXI века ознаменовано созданием системы менеджмента качества в высшей школе. Возможность обеспечение качественного образования на протяжении всей жизни человека - стратегическая задача социальной политики государства. В современных условиях нарастающей конкуренции на рынке образовательных услуг успех ожидает вузы, ставящие во главу угла создание условий для получения образования высокого качества, именно оно становится гарантией привлекательности вуза и доверия потребителей, является предметом заботы ученых советов, ректоратов, факультетов и кафедр вузов, рассматривающих свою роль в системе высшего образования России. Вопрос предоставления качественных, востребованных обществом образовательных услуг - стратегическая задача развития негосударственного вуза.
Качественное образование на сегодняшний день для Прикамского социального института, крупнейшего института среди негосударственных учебных заведений Пермского края, является приоритетной задачей. Основная цель деятельности института
- профессиональное образование, подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к эффективной работе по специальности, к постоянному профессиональному совершенствованию.
Среди механизмов, обеспечивающих достижение необходимого уровня качества образования, необходимо выделить:
- совершенствование системы управления высшей школы;
- разработку и внедрение системы менеджмента качества в вузах;
- разработку методик оценки систем качества образовательных учреждений;
- внедрение современных информационных и инновационных технологий в образовательный процесс;
- участие вузов в совместных российских и международных образовательных проектах;
- совместную научно-практическую деятельность вузов с предприятиями и организациями промышленного комплекса.
В Прикамском социальном институте формирование системы менеджмента качества совпало с периодом подготовки вуза к процедуре первой аттестации и аккредитации, проходившей в 2005 году. Были разработаны «Политика в области качества в Прикамском социальном институте», содержащая цель, основные задачи института и этапы построения системы качества в вузе.
В мае 2007 года была утверждена обновленная структура управления образовательным учреждением. В неё вошли проректор по управлению качеством образовательной деятельности и центр управления качеством образовательной
деятельности.
На основании приказа ректора была начата разработка руководства системы менеджмента качества в Прикамском социальном институте. Построение системы менеджмента качества (СМК) базируется на требованиях ГОСТ Р ИСО 9001-2001. В ноябре 2007 года проект системы качества был вынесен на обсуждение коллектива, с учетом внесенных дополнений доработан и утвержден ректором Прикамского социального института. Руководство по качеству - это обобщающий документ системы менеджмента качества вуза. Не реже одного раза в год осуществляется проверка его актуальности, при необходимости вносятся конструктивные изменения в содержание текста. Руководство по качеству размещено в корпоративной сети института, доступ к которой открыт всем структурным подразделениям.
Деятельность института с момента его основания направлена на оказание качественных услуг, создание и обеспечение механизмов определения и выполнения требований потребителей и других заинтересованных сторон, повышение уровня их удовлетворенности. В нашем случае потребителями являются абитуриенты, студенты, выпускники вуза и работодатели.
Признание успешной деятельности института - это стабильная численность контингента студентов, отзывы студентов, спрос среди работодателей на молодых специалистов - выпускников вуза и приглашение студентов на предприятия для прохождения практики. Вопреки всем предположениям и нововведениям в правила приема в вузы, негосударственный институт полностью выполнил план по набору студентов на 2009-2010 учебный год.
Благодарственные письма от партнеров, дипломы конкурсов, выставок как регионального, всероссийского, так и международного значения являются свидетельством четкого, качественного выполнения Институтом взятых на себя обязательств.
В сентябре 2008 года ООО «Хенш развитие качества» г. Екатеринбурга в Прикамском социальном институте провело процедуру диагностического аудита системы управления на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000, в результате которой определилась 52,17% готовность предприятия к сертификации на соответствие требованиям МС ISO 9001:2001. Институту было предложено доработать СМК и выйти на международную сертификацию в 2009 году В октябре члены структурных подразделений, ответственных за функционирование и развитие СМК, приняли участие в обучающем семинаре по применению стандарта ISO 9001 - 2000 в деятельности учебного заведения, который был проведен консультантом ООО «Хенш развитие качества» г. Екатеринбурга.
В ноябре 2008 года ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации - РМЦПК» проводил практический семинар по программе «Современные подходы к управлению качеством менеджмента», в котором принял участие ответственный за СМК в Прикамском социальном институте. На семинаре была представлена еще одна модель совершенствования качества в деятельности образовательного учреждения, которая, на наш взгляд, более приемлема для негосударственного высшего учебного заведения. Модель EFQM применяется в практике многих европейских университетов. Более 300 из них имеют сертификаты, подтверждающие соответствие ее критериям. В странах Европы использование данной модели является важнейшим показателем, принимаемым во внимание при аккредитации [2, с. 9]. EFQM применяется и в ведущих российских вузах: Санкт-Петербургском электротехническом университете, Ярославском
государственном университете, Тверском государственном университете и других. Модель EFQM показалась нам более приемлемой по ряду причин:
- не требуется разработка дополнительных процедурных документов;
- оценке подлежат факторы, от которых зависит качество и результаты деятельности;
- учитываются конкретные подходы, процессы, инструменты управления, системы показателей, организационная культура института;
- оцениваются ключевые критерии, определяющие качество деятельности учебного заведения;
- анализируются результаты для участников образовательного процесса и общества в целом.
По результатам деятельности за 2008 год центром управления качеством в институте была проведена комплексная самооценка с использованием методологии EFQM. Отчет был представлен на XII ежегодный региональный конкурс «Лидер управления Прикамья - 2008». В июне 2009 в институте работала экспертная группа асессоров. По результатам визита составлен отчет, где указаны сильные стороны деятельности института, определены главные области для улучшения, сделаны основные выводы и рекомендации по конкурсу:
- общая оценка отчета Прикамского социального института - 434 балла, соответствует уровню EFQM «Признанное совершенство»;
- наиболее развитыми подходами в институте являются подходы по критериям «Лидерство», «Персонал» и «Процессы», что во многом обусловило устойчивую тенденцию в обеспечении высокого качества образовательных услуг. При расчете общего количества баллов критерий «Результаты для потребителей» получил 90 баллов из 100 возможных.
Рекомендовалось рассматривать институт как претендента на номинации «За достижения в деловом совершенстве», «За динамичное развитие», «За достижения в качестве продукции и услуг», что подтверждено деятельностью по развертыванию спектра подходов, соответствием видения, миссии, стратегии и достигнутым результатам.
16 июля 2009 года состоялась церемония награждения лауреатов XII регионального конкурса «Лидер управления Прикамья-2008». Прикамский социальный институт награжден кубком и дипломом лауреата конкурса в номинации «За достижения в качестве продукции и услуг».
Региональный конкурс «Лидер управления Прикамья» был организован по инициативе руководителей предприятий - членов объединения «Сотрудничество» в 1997 году и проводится ежегодно. С 2006 года конкурс проводится на основе модели делового совершенства Европейского фонда управления качеством (European Foundation for Quality Management - EFQM).
Основные задачи конкурса - повышение статуса эффективной профессиональной и управленческой команды, презентация передовых достижений в управлении организациями, знакомство с опытом внедрения инновационных подходов к менеджменту.
Журналист Л.Чурина в статье «Эффективность против кризиса» в газете «Деловое Прикамье» № 26 (392) пишет: «НП «Прикамский социальный институт» получил по итогам обследования 434 балла. Это очень высокий балл, так как идеальная оценка лауреата премии Правительства РФ предполагает 550 баллов».
Свидетельством стабильного улучшения деятельности института в области качества является участие вуза в различных конкурсах не только регионального уровня.
В рейтинге вузов 2006 года в группе негосударственных аккредитованных высших учебных заведений Прикамский социальный институт занял место в интервале 56-63 из 729 негосударственных вузов России и был включен в этот рейтинг как единственный из вузов Пермского края.
В 2007 году институт получил широкое общественное признание и стал победителем международной премии «Лидеры экономического развития России», награжден дипломом и кубком в номинации «Лидер экономического роста - 2007».
В 2008 году институт занесен во Всероссийский национальный регистр «Лучшие вузы России» в рубрике «Элита образования» и награжден почетной грамотой и дипломом Международной академии управления с присвоением звания региональный лидер, дипломом «Лучшая компания года» международного фонда развития «ЕврАзия», дипломом Всероссийской ассоциации бизнеса и предпринимательства в номинации «Лидер отрасли - 2008».
В 2009 году Прикамский социальный институт награжден дипломом «Европейского качества», подтверждающим соответствие европейским стандартам высокого уровня Международной корпорации социального партнерства европейской экономической ассамблеи.
20 июня 2009 года в Санкт-Петербурге прошла церемония награждения конкурса «Золотая медаль «Европейское качество». Конкурс проводился при участии Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации, Совета Федерации РФ и Российского Союза ректоров и является очень значимым и престижным. Прикамский социальный институт стал победителем конкурса в номинации «100 лучших вузов России» и награжден дипломом и медалью лауреата конкурса.
Важным элементом в мониторинге качества организации образовательного процесса является мнение студентов. С 2001 года социологическая лаборатория института под руководством профессора, доктора социологических наук Антипьева А.Г. ежегодно проводит исследования, направленные на определение удовлетворенности заинтересованных сторон. Осуществляется мониторинг информации, касающейся восприятия потребителями и другими заинтересованными сторонами соответствия образовательной услуги института их требованиям. Установлены следующие методы получения информации об удовлетворенности:
- для отслеживания удовлетворенности внутренних потребителей ежегодные социологические опросы, для которых разработано два вида анкет: по оценке удовлетворенности работой преподавателя и условиями предоставления образовательной услуги, то есть деятельностью вуза в целом;
-проводятся социологические опросы после прохождения выпускниками вуза итоговой государственной аттестации, а также по мере возможности после окончания вуза (выпускники - частые гости в стенах института);
-сбор официальных отзывов, определение показателей спроса предприятий на выпускников (заказы на специалистов, данные о трудоустройстве выпускников, показатели их профессионального роста) с целью выяснения степени удовлетворенности работодателей выпускниками института;
-сбор информации о рейтинге института и выполнении аккредитационных показателей; ежегодно составляется модуль сбора данных, проверяемый Национальным аккредитационным агентством. Удовлетворенность качеством определяет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Полученная информация используется для анализа качества предоставляемых
услуг со стороны руководства института, определения ресурсов, требуемых для повышения удовлетворенности потребителей, а также для улучшения деятельности вуза. Результаты исследования в 2008-2009 учебном году показали, что 95% студентов удовлетворены условиями обучения в институте; содержанием и качеством получаемого образования в Прикамском социальном институте удовлетворены 78 % студентов. Среди выпускников показатель удовлетворенности выше и составляет 93%. Наиболее эффективными формами обучения были признаны лекции с использованием информационно-коммуникационных технологий. Более 60 % респондентов высказались за использование информационных технологий обучения.
На вопрос: «Хотели бы Вы получить ещё одну специальность?», положительно ответили более 67% студентов очной формы обучения, многие из них уже работают и знают запросы работодателей. Современные условия требуют, чтобы образование специалистов было, с одной стороны, узкопрофильным, с другой - многогранным и многосторонним. Студент, в свою очередь, также хотел бы получить не только глубокие узкопрофильные знания, умения и навыки, но и как можно более широкое образование в рамках или за рамками выбранной специальности. Закономерно возникает потребность в получении второго образования по другой специальности или получения еще одной специализации по основной специальности. Получение второго образования дает в будущем больше гарантий трудоустройства, удовлетворения материальных потребностей и карьерного роста [1, с. 17].
Рыночные механизмы побуждают к необходимости моделирования специалиста с высшим образованием, который должен обладать как профессиональными, так и социальными качествами, позволяющими быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям современного общества, но при этом оставаться социально активными [3, с. 42].
Учитывая заинтересованность потребителей, в институте с 2009-2010 учебного года внедрены программы параллельного образования, что неизбежно требует дополнительных усилий от студентов и увеличивает нагрузку на учебные отделы, которые составляют индивидуальные программы обучения для каждого студента с учетом пройденной им программы.
Наряду с этим, существует ряд преимуществ для студентов, выбравших этот нелегкий путь, поскольку освоение параллельно двух программ экономит время периода обучения за счет перезачета ряда дисциплин, общих для всех специальностей, уменьшается стоимость обучения. В результате успешного освоения параллельных программ выпускник получает два диплома, обучение студентов по второй специальности осуществляется в соответствии с учебным планом заочного обучения.
На сегодняшний день Прикамский социальный институт предлагает достаточно широкий спектр образовательных услуг и программ, отвечающих запросам людей с разным уровнем образования и для различных возрастных групп.
Институт реализует программы довузовской подготовки, осуществляя работу со школьниками старших классов и учащимися профессиональных лицеев города и Пермского края. Популярностью пользуются подготовительные курсы к ЕГЭ.
Востребованы программы дополнительного профессионального образования в сфере экономики, психологии и юриспруденции, а также краткосрочные курсы повышения квалификации.
Важная задача Прикамского социального института на сегодняшний день - дать выпускнику знания и умения в использовании современных информационных
технологий, Интернета, специальных прикладных программ, применяемых в конкретных профессиональных вопросах различных секторов экономики.Выпускник-специалист должен уметь самостоятельно находить и анализировать необходимую информацию, осваивать и применять инновационные подходы.
Качество образовательного процесса и в целом деятельности института - это успешная профессиональная деятельность выпускников, их карьерный рост, которые направлены не только на личное благо, но и на благо всего общества.
Литература
1. Гитман, М., Гитман, Е., Столбов, В. Дуальная программа: зарубежный опыт и российские перспективы [Текст] / М. Гитман и др. // Высшее образование в России. - 2006. - №10.- С. 16-22.
2. Гусаков, Ю.А., Сафронов, А.А. Использование модели EFQM для совершенствования менеджмента в образовательных учреждениях [Текст] / Ю.А. Гусаков, А.А. Сафронов // 2 -я Всероссийская научно-практическая конференция «Менеджмент качества в образовании» 21-22 мая 2009 г. Тезисы докладов. - СПб., 2009. - С. 9-11.
3. Стегний, В.Н., Курбатова, Л.Н. Социальные проблемы современного высшего образования (программа исследования) [Текст] / В.Н. Стегний, Л.Н. Курбатова // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 42-47.
Проблемы современной школы
Бреусова Т.А.
Духовная культура младшего школьника: опыт диагностического
исследования
Произошедшие за последнее десятилетие социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций. Анализ основополагающих документов в сфере образования - закона об образовании, концепции непрерывного образования - показывает, что ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, ведущее к духовному совершенствованию. Особо остро в настоящее время стоит задача становления духовной культуры личности, начиная с детского возраста.
Анализ научных исследований, а также собственный и профессионально-педагогический опыт позволили нам определить духовную культуру младшего школьника как значимое качество личности, интегрирующее духовные знания, направленность и опыт, которые выступают внутренним ориентиром и регулятором действий и поступков, и характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии.
Согласно уточненному понятию духовной культуры младшего школьника нами были разработаны следующие критерии: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Сформированность духовной культуры младшего школьника по каждому критерию