Научная статья на тему 'Социальная значимость негосударственного вуза как гаранта качественного образования'

Социальная значимость негосударственного вуза как гаранта качественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ / A NON-STATE INSTITUTE / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА / THE MODEL OF MASTERING THE QUALITY / МОДЕЛЬ ISO 9001 2000 / MODEL ISO 9001 2000 / МОДЕЛЬ EFQM / MODEL EFQM / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIOLOGICAL RESEARCH / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова В.Б.

В статье рассматриваются основные подходы к оценке качества образовательного процесса негосударственного высшего учебного заведения Прикамского социального института. Развитие системы менеджмента качества позволило выявить социальную значимость деятельности вуза в современных социально-экономических условиях; ориентация на изменения требований, предъявляемых к образованию внутренними и внешними потребителями образовательной услуги, гибкость в учете подходов к системе управления институтом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова В.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social importance of a non-state higher educational establishment as a guarantee of high-quality education

The article dwells upon the questions concerning common approaches to the assessment of education being qualitative in a non-state educational establishment the Prikamsky Social Institute. The development of management of the quality let us point out the importance of the institutes activity in modern social and economic conditions; the direction of attention toward the changes of demands required in education, internal and external consumers of educational service, flexibility in taking into account approaches to the system of the institute management.

Текст научной работы на тему «Социальная значимость негосударственного вуза как гаранта качественного образования»

Проблемы высшего образования

Степанова В. Б.

Социальная значимость негосударственного вуза как гаранта качественного образования

Для России начало XXI века ознаменовано созданием системы менеджмента качества в высшей школе. Возможность обеспечение качественного образования на протяжении всей жизни человека - стратегическая задача социальной политики государства. В современных условиях нарастающей конкуренции на рынке образовательных услуг успех ожидает вузы, ставящие во главу угла создание условий для получения образования высокого качества, именно оно становится гарантией привлекательности вуза и доверия потребителей, является предметом заботы ученых советов, ректоратов, факультетов и кафедр вузов, рассматривающих свою роль в системе высшего образования России. Вопрос предоставления качественных, востребованных обществом образовательных услуг - стратегическая задача развития негосударственного вуза.

Качественное образование на сегодняшний день для Прикамского социального института, крупнейшего института среди негосударственных учебных заведений Пермского края, является приоритетной задачей. Основная цель деятельности института

- профессиональное образование, подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к эффективной работе по специальности, к постоянному профессиональному совершенствованию.

Среди механизмов, обеспечивающих достижение необходимого уровня качества образования, необходимо выделить:

- совершенствование системы управления высшей школы;

- разработку и внедрение системы менеджмента качества в вузах;

- разработку методик оценки систем качества образовательных учреждений;

- внедрение современных информационных и инновационных технологий в образовательный процесс;

- участие вузов в совместных российских и международных образовательных проектах;

- совместную научно-практическую деятельность вузов с предприятиями и организациями промышленного комплекса.

В Прикамском социальном институте формирование системы менеджмента качества совпало с периодом подготовки вуза к процедуре первой аттестации и аккредитации, проходившей в 2005 году. Были разработаны «Политика в области качества в Прикамском социальном институте», содержащая цель, основные задачи института и этапы построения системы качества в вузе.

В мае 2007 года была утверждена обновленная структура управления образовательным учреждением. В неё вошли проректор по управлению качеством образовательной деятельности и центр управления качеством образовательной

деятельности.

На основании приказа ректора была начата разработка руководства системы менеджмента качества в Прикамском социальном институте. Построение системы менеджмента качества (СМК) базируется на требованиях ГОСТ Р ИСО 9001-2001. В ноябре 2007 года проект системы качества был вынесен на обсуждение коллектива, с учетом внесенных дополнений доработан и утвержден ректором Прикамского социального института. Руководство по качеству - это обобщающий документ системы менеджмента качества вуза. Не реже одного раза в год осуществляется проверка его актуальности, при необходимости вносятся конструктивные изменения в содержание текста. Руководство по качеству размещено в корпоративной сети института, доступ к которой открыт всем структурным подразделениям.

Деятельность института с момента его основания направлена на оказание качественных услуг, создание и обеспечение механизмов определения и выполнения требований потребителей и других заинтересованных сторон, повышение уровня их удовлетворенности. В нашем случае потребителями являются абитуриенты, студенты, выпускники вуза и работодатели.

Признание успешной деятельности института - это стабильная численность контингента студентов, отзывы студентов, спрос среди работодателей на молодых специалистов - выпускников вуза и приглашение студентов на предприятия для прохождения практики. Вопреки всем предположениям и нововведениям в правила приема в вузы, негосударственный институт полностью выполнил план по набору студентов на 2009-2010 учебный год.

Благодарственные письма от партнеров, дипломы конкурсов, выставок как регионального, всероссийского, так и международного значения являются свидетельством четкого, качественного выполнения Институтом взятых на себя обязательств.

В сентябре 2008 года ООО «Хенш развитие качества» г. Екатеринбурга в Прикамском социальном институте провело процедуру диагностического аудита системы управления на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000, в результате которой определилась 52,17% готовность предприятия к сертификации на соответствие требованиям МС ISO 9001:2001. Институту было предложено доработать СМК и выйти на международную сертификацию в 2009 году В октябре члены структурных подразделений, ответственных за функционирование и развитие СМК, приняли участие в обучающем семинаре по применению стандарта ISO 9001 - 2000 в деятельности учебного заведения, который был проведен консультантом ООО «Хенш развитие качества» г. Екатеринбурга.

В ноябре 2008 года ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации - РМЦПК» проводил практический семинар по программе «Современные подходы к управлению качеством менеджмента», в котором принял участие ответственный за СМК в Прикамском социальном институте. На семинаре была представлена еще одна модель совершенствования качества в деятельности образовательного учреждения, которая, на наш взгляд, более приемлема для негосударственного высшего учебного заведения. Модель EFQM применяется в практике многих европейских университетов. Более 300 из них имеют сертификаты, подтверждающие соответствие ее критериям. В странах Европы использование данной модели является важнейшим показателем, принимаемым во внимание при аккредитации [2, с. 9]. EFQM применяется и в ведущих российских вузах: Санкт-Петербургском электротехническом университете, Ярославском

государственном университете, Тверском государственном университете и других. Модель EFQM показалась нам более приемлемой по ряду причин:

- не требуется разработка дополнительных процедурных документов;

- оценке подлежат факторы, от которых зависит качество и результаты деятельности;

- учитываются конкретные подходы, процессы, инструменты управления, системы показателей, организационная культура института;

- оцениваются ключевые критерии, определяющие качество деятельности учебного заведения;

- анализируются результаты для участников образовательного процесса и общества в целом.

По результатам деятельности за 2008 год центром управления качеством в институте была проведена комплексная самооценка с использованием методологии EFQM. Отчет был представлен на XII ежегодный региональный конкурс «Лидер управления Прикамья - 2008». В июне 2009 в институте работала экспертная группа асессоров. По результатам визита составлен отчет, где указаны сильные стороны деятельности института, определены главные области для улучшения, сделаны основные выводы и рекомендации по конкурсу:

- общая оценка отчета Прикамского социального института - 434 балла, соответствует уровню EFQM «Признанное совершенство»;

- наиболее развитыми подходами в институте являются подходы по критериям «Лидерство», «Персонал» и «Процессы», что во многом обусловило устойчивую тенденцию в обеспечении высокого качества образовательных услуг. При расчете общего количества баллов критерий «Результаты для потребителей» получил 90 баллов из 100 возможных.

Рекомендовалось рассматривать институт как претендента на номинации «За достижения в деловом совершенстве», «За динамичное развитие», «За достижения в качестве продукции и услуг», что подтверждено деятельностью по развертыванию спектра подходов, соответствием видения, миссии, стратегии и достигнутым результатам.

16 июля 2009 года состоялась церемония награждения лауреатов XII регионального конкурса «Лидер управления Прикамья-2008». Прикамский социальный институт награжден кубком и дипломом лауреата конкурса в номинации «За достижения в качестве продукции и услуг».

Региональный конкурс «Лидер управления Прикамья» был организован по инициативе руководителей предприятий - членов объединения «Сотрудничество» в 1997 году и проводится ежегодно. С 2006 года конкурс проводится на основе модели делового совершенства Европейского фонда управления качеством (European Foundation for Quality Management - EFQM).

Основные задачи конкурса - повышение статуса эффективной профессиональной и управленческой команды, презентация передовых достижений в управлении организациями, знакомство с опытом внедрения инновационных подходов к менеджменту.

Журналист Л.Чурина в статье «Эффективность против кризиса» в газете «Деловое Прикамье» № 26 (392) пишет: «НП «Прикамский социальный институт» получил по итогам обследования 434 балла. Это очень высокий балл, так как идеальная оценка лауреата премии Правительства РФ предполагает 550 баллов».

Свидетельством стабильного улучшения деятельности института в области качества является участие вуза в различных конкурсах не только регионального уровня.

В рейтинге вузов 2006 года в группе негосударственных аккредитованных высших учебных заведений Прикамский социальный институт занял место в интервале 56-63 из 729 негосударственных вузов России и был включен в этот рейтинг как единственный из вузов Пермского края.

В 2007 году институт получил широкое общественное признание и стал победителем международной премии «Лидеры экономического развития России», награжден дипломом и кубком в номинации «Лидер экономического роста - 2007».

В 2008 году институт занесен во Всероссийский национальный регистр «Лучшие вузы России» в рубрике «Элита образования» и награжден почетной грамотой и дипломом Международной академии управления с присвоением звания региональный лидер, дипломом «Лучшая компания года» международного фонда развития «ЕврАзия», дипломом Всероссийской ассоциации бизнеса и предпринимательства в номинации «Лидер отрасли - 2008».

В 2009 году Прикамский социальный институт награжден дипломом «Европейского качества», подтверждающим соответствие европейским стандартам высокого уровня Международной корпорации социального партнерства европейской экономической ассамблеи.

20 июня 2009 года в Санкт-Петербурге прошла церемония награждения конкурса «Золотая медаль «Европейское качество». Конкурс проводился при участии Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации, Совета Федерации РФ и Российского Союза ректоров и является очень значимым и престижным. Прикамский социальный институт стал победителем конкурса в номинации «100 лучших вузов России» и награжден дипломом и медалью лауреата конкурса.

Важным элементом в мониторинге качества организации образовательного процесса является мнение студентов. С 2001 года социологическая лаборатория института под руководством профессора, доктора социологических наук Антипьева А.Г. ежегодно проводит исследования, направленные на определение удовлетворенности заинтересованных сторон. Осуществляется мониторинг информации, касающейся восприятия потребителями и другими заинтересованными сторонами соответствия образовательной услуги института их требованиям. Установлены следующие методы получения информации об удовлетворенности:

- для отслеживания удовлетворенности внутренних потребителей ежегодные социологические опросы, для которых разработано два вида анкет: по оценке удовлетворенности работой преподавателя и условиями предоставления образовательной услуги, то есть деятельностью вуза в целом;

-проводятся социологические опросы после прохождения выпускниками вуза итоговой государственной аттестации, а также по мере возможности после окончания вуза (выпускники - частые гости в стенах института);

-сбор официальных отзывов, определение показателей спроса предприятий на выпускников (заказы на специалистов, данные о трудоустройстве выпускников, показатели их профессионального роста) с целью выяснения степени удовлетворенности работодателей выпускниками института;

-сбор информации о рейтинге института и выполнении аккредитационных показателей; ежегодно составляется модуль сбора данных, проверяемый Национальным аккредитационным агентством. Удовлетворенность качеством определяет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Полученная информация используется для анализа качества предоставляемых

услуг со стороны руководства института, определения ресурсов, требуемых для повышения удовлетворенности потребителей, а также для улучшения деятельности вуза. Результаты исследования в 2008-2009 учебном году показали, что 95% студентов удовлетворены условиями обучения в институте; содержанием и качеством получаемого образования в Прикамском социальном институте удовлетворены 78 % студентов. Среди выпускников показатель удовлетворенности выше и составляет 93%. Наиболее эффективными формами обучения были признаны лекции с использованием информационно-коммуникационных технологий. Более 60 % респондентов высказались за использование информационных технологий обучения.

На вопрос: «Хотели бы Вы получить ещё одну специальность?», положительно ответили более 67% студентов очной формы обучения, многие из них уже работают и знают запросы работодателей. Современные условия требуют, чтобы образование специалистов было, с одной стороны, узкопрофильным, с другой - многогранным и многосторонним. Студент, в свою очередь, также хотел бы получить не только глубокие узкопрофильные знания, умения и навыки, но и как можно более широкое образование в рамках или за рамками выбранной специальности. Закономерно возникает потребность в получении второго образования по другой специальности или получения еще одной специализации по основной специальности. Получение второго образования дает в будущем больше гарантий трудоустройства, удовлетворения материальных потребностей и карьерного роста [1, с. 17].

Рыночные механизмы побуждают к необходимости моделирования специалиста с высшим образованием, который должен обладать как профессиональными, так и социальными качествами, позволяющими быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям современного общества, но при этом оставаться социально активными [3, с. 42].

Учитывая заинтересованность потребителей, в институте с 2009-2010 учебного года внедрены программы параллельного образования, что неизбежно требует дополнительных усилий от студентов и увеличивает нагрузку на учебные отделы, которые составляют индивидуальные программы обучения для каждого студента с учетом пройденной им программы.

Наряду с этим, существует ряд преимуществ для студентов, выбравших этот нелегкий путь, поскольку освоение параллельно двух программ экономит время периода обучения за счет перезачета ряда дисциплин, общих для всех специальностей, уменьшается стоимость обучения. В результате успешного освоения параллельных программ выпускник получает два диплома, обучение студентов по второй специальности осуществляется в соответствии с учебным планом заочного обучения.

На сегодняшний день Прикамский социальный институт предлагает достаточно широкий спектр образовательных услуг и программ, отвечающих запросам людей с разным уровнем образования и для различных возрастных групп.

Институт реализует программы довузовской подготовки, осуществляя работу со школьниками старших классов и учащимися профессиональных лицеев города и Пермского края. Популярностью пользуются подготовительные курсы к ЕГЭ.

Востребованы программы дополнительного профессионального образования в сфере экономики, психологии и юриспруденции, а также краткосрочные курсы повышения квалификации.

Важная задача Прикамского социального института на сегодняшний день - дать выпускнику знания и умения в использовании современных информационных

технологий, Интернета, специальных прикладных программ, применяемых в конкретных профессиональных вопросах различных секторов экономики.Выпускник-специалист должен уметь самостоятельно находить и анализировать необходимую информацию, осваивать и применять инновационные подходы.

Качество образовательного процесса и в целом деятельности института - это успешная профессиональная деятельность выпускников, их карьерный рост, которые направлены не только на личное благо, но и на благо всего общества.

Литература

1. Гитман, М., Гитман, Е., Столбов, В. Дуальная программа: зарубежный опыт и российские перспективы [Текст] / М. Гитман и др. // Высшее образование в России. - 2006. - №10.- С. 16-22.

2. Гусаков, Ю.А., Сафронов, А.А. Использование модели EFQM для совершенствования менеджмента в образовательных учреждениях [Текст] / Ю.А. Гусаков, А.А. Сафронов // 2 -я Всероссийская научно-практическая конференция «Менеджмент качества в образовании» 21-22 мая 2009 г. Тезисы докладов. - СПб., 2009. - С. 9-11.

3. Стегний, В.Н., Курбатова, Л.Н. Социальные проблемы современного высшего образования (программа исследования) [Текст] / В.Н. Стегний, Л.Н. Курбатова // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 42-47.

Проблемы современной школы

Бреусова Т.А.

Духовная культура младшего школьника: опыт диагностического

исследования

Произошедшие за последнее десятилетие социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций. Анализ основополагающих документов в сфере образования - закона об образовании, концепции непрерывного образования - показывает, что ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, ведущее к духовному совершенствованию. Особо остро в настоящее время стоит задача становления духовной культуры личности, начиная с детского возраста.

Анализ научных исследований, а также собственный и профессионально-педагогический опыт позволили нам определить духовную культуру младшего школьника как значимое качество личности, интегрирующее духовные знания, направленность и опыт, которые выступают внутренним ориентиром и регулятором действий и поступков, и характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии.

Согласно уточненному понятию духовной культуры младшего школьника нами были разработаны следующие критерии: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Сформированность духовной культуры младшего школьника по каждому критерию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.