Научная статья на тему 'Программа Jean Monnet как элемент устойчивого образования на примере проектов НИУ МГСУ'

Программа Jean Monnet как элемент устойчивого образования на примере проектов НИУ МГСУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МУЛЬТИДИЦИПЛИНАРНОСТЬ / ЭКОАНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / SUSTAINABLE EDUCATION / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / BOLOGNA PROCESS / INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION / INTERCULTURAL COMPETENCE / MULTIDISCIPLINARITY / ECOANTHROPOCENTRIC THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова З.И., Айхнер М., Шведов С.А.

В статье ставятся вопросы о становлении устойчивого образования и использовании образования для устойчивого развития. Достижение этой цели потребует внесения существенных изменений в национальные образовательные системы на основе единых критериев Болонской декларации. Авторы подчеркивают, что европейские программы поддержки образования Erasmus+ и Jean Monnet, активно стимулирующие Болонский процесс, вносят существенный вклад в процесс становления устойчивого образования. В статье рассматривается опыт внедрения двух проектов в НИУ МГСУ: Jean Monnet Module «Межкультурная Европа: градоустройство на принципах социальной интеграции» и Jean Monnet Project «Миграционные процессы и градостроительное проектирование: опыт ЕС». На основе результатов социологического опроса студентов магистратуры (направлений обучения «Градостроительство» и «Архитектура»), изучивших модуль и участвовавших в научных мероприятиях, отмечается позитивное восприятие тематики и содержания проектов. Респонденты подчеркивают практическую полезность модуля для своего профессионального становления и рекомендуют включить данную дисциплину в программы подготовки бакалавров и магистров. Авторы также заметили усилившийся интерес студентов к европейской тематике, повышение межкультурной компетентности и желание более активно участвовать в академической студенческой мобильности. В данном контексте обсуждаются вопросы о необходимости насыщения образовательных программ результатами новейших исследований в проблемных областях: социальных, экологических, климатических и формировании экоантропоцентрического мышления молодого поколения. Разнообразные элементы устойчивого развития лишь частично отражаются в учебных программах и дисциплинах российских университетов. Еще одна проблема, поднятая авторами, комплексное и интегрированное социальное, естественно-научное и техническое образование. Будущие технические специалисты должны быть и «социальными инженерами», знать, как решать социальные, экономические и экологические проблемы в процессе реализации технических проектов. Вывод авторов: именно мультидисциплинарность поддерживаемых программой Jean Monnet проектов, актуальность тематики, направленность на интеграцию науки и образования обеспечивают становление устойчивого образования как движущей силы устойчивого развития мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jean Monnet program as an element of sustainable education on the example of projects in MGSU

The article raises questions of the formation of sustainable education and the role of education in the sustainable development. In order to achieve this goal there is the need of the significant changes to national educational systems based on common criteria of the Bologna Declaration. The authors emphasize that the European education support program Erasmus + Jean Monnet actively stimulates the Bologna process and thus makes a significant contribution to the process of establishing sustainable education. The article discusses the experience of implementation of two projects in MGSU: Erasmus+ Jean Monnet Module “Intercultural Europe: Urban Planning on the Principles of Social Integration” and Erasmus + Jean Monnet Project “Migration Processes and Urban Planning: EU Experience”. Based on the results of a sociological survey of graduate students (areas of study “Urban Planningˮ and “Architectureˮ), who studied the module and participated in scientific events, a positive perception of the subject and content of projects is noted. Respondents emphasize the practical usefulness of the module for their professional development and recommend that this discipline be included in the training programs for BSc and MSc students. The authors also noted the increased interest of students in European subjects, increased intercultural competence and a desire to participate more actively in student academic mobility. In this context, the article contains the discussion on the questions of the need to saturate educational programs with the latest research in problem areas: social, environmental, climate and the formation of eco-anthropocentric thinking of the young generation. The diverse elements of sustainable development are only partially reflected in the curricula and disciplines of Russian universities. Another problem raised by the authors is a comprehensive and integrated social, natural-scientific and technical education. Future technical specialists should be “social engineers”, know how to solve social, economic and environmental problems in the process of implementing technical projects. Authors' conclusion: it is the multidisciplinarity of the projects supported by the Jean Monnet program, the relevance of the topic, and the focus on the integration of science and education that ensure the formation of sustainable education as a driving force for the sustainable development of the world.

Текст научной работы на тему «Программа Jean Monnet как элемент устойчивого образования на примере проектов НИУ МГСУ»

УДК 378.4;316.42

DOI: 10.30914/2227-6874-2019-12-159-174

Программа Jean Monnet как элемент устойчивого образования на примере проектов НИУ МГСУ

З. И. Иванова, М. Айхнер, С. А. Шведов

В статье ставятся вопросы о становлении устойчивого образования и использовании образования для устойчивого развития. Достижение этой цели потребует внесения существенных изменений в национальные образовательные системы на основе единых критериев Болонской декларации. Авторы подчеркивают, что европейские программы поддержки образования Erasmus+ и Jean Monnet, активно стимулирующие Болонский процесс, вносят существенный вклад в процесс становления устойчивого образования. В статье рассматривается опыт внедрения двух проектов в НИУ МГСУ: Jean Monnet Module «Межкультурная Европа: градоустройство на принципах социальной интеграции» и Jean Monnet Project «Миграционные процессы и градостроительное проектирование: опыт ЕС». На основе результатов социологического опроса студентов магистратуры (направлений обучения «Градостроительство» и «Архитектура»), изучивших модуль и участвовавших в научных мероприятиях, отмечается позитивное восприятие тематики и содержания проектов. Респонденты подчеркивают практическую полезность модуля для своего профессионального становления и рекомендуют включить данную дисциплину в программы подготовки бакалавров и магистров. Авторы также заметили усилившийся интерес студентов к европейской тематике, повышение межкультурной компетентности и желание более активно участвовать в академической студенческой мобильности. В данном контексте обсуждаются вопросы о необходимости насыщения образовательных программ результатами новейших исследований в проблемных областях: социальных, экологических, климатических и формировании экоантропо-центрического мышления молодого поколения. Разнообразные элементы устойчивого развития лишь частично отражаются в учебных программах и дисциплинах российских университетов. Еще одна проблема, поднятая авторами, - комплексное и интегрированное социальное, естественно-научное и техническое образование. Будущие технические специалисты должны быть и «социальными инженерами», знать, как решать социальные, экономические и экологические проблемы в процессе реализации технических проектов. Вывод авторов: именно мультидисциплинарность поддерживаемых программой Jean Monnet проектов, актуальность тематики, направленность на интеграцию науки и образования обеспечивают становление устойчивого образования как движущей силы устойчивого развития мира.

© Иванова З. И., Айхнер М., Шведов С. А., 2019

Ключевые слова: устойчивое образование, образование для устойчивого развития, Болонский процесс, интеграция науки и образования, межкультурная компетентность, мультидициплинарность, экоантропоцентрическое мышление.

Для цитирования: Иванова З.И., Айхнер М., Шведов С.А. Программа Jean Monnet как элемент устойчивого образования на примере проектов НИУ МГСУ // Запад - Восток. 2019. № 12. С. 159-174. DOI: 10.30914/2227-68742019-12-159-174

1. Введение

1 января 2016 года вступила в силу Программа «Повестка дня в области устойчивого развития в период до 2013 года». Она была принята в сентябре 2015 года на саммите ООН и сформулировала 17 целей устойчивого развития. Среди них выделена цель «Качественное образование» при одновременном решении других проблем, в том числе в области здравоохранения, социальной защиты и обеспечения возможности трудоустройства, охраны окружающей среды и проблем, обусловленных изменением климата. Качественное образование обозначено как основа достойной жизни людей, удовлетворения потребностей, сокращения неравенства и увеличения интеллектуального потенциала.

Во всем мире идет интенсивный поиск новых стратегий и моделей образования XXI в., которые соответствовали бы происходящим глобальным переменам в мировом развитии. По мнению некоторых исследователей, «образование как социально организованный институт в мировом масштабе в начале третьего тысячелетия находится в явно выраженной бифуркационной стадии - на коренном переломе своего развития» [5]. И, вероятно, это будет не какая-то одна - «конечная» модель образования XXI в., а эволюционный ряд моделей и стратегий образовательных процессов и систем.

В данном контексте особый интерес представляет европейская модель образования, обозначенная как Болонская система или Болонский процесс.

Болонский процесс - это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Однако система может учесть и особенности национальных государств, уровень их развития и характер потребностей. Успешность и актуальность Болонского процесса обеспечивается свободой каждой страны реализовывать совместно принятые решения, гибко адаптируя конкретные форматы и модели реализации к специфике каждой страны [3]. В данном контексте интернационализация и интеграция европейских национальных систем - залог обеспечения устойчивого образования как движущей силы устойчивого развития во всем мире.

2. Обзор литературы

Обсуждаемая проблема, как правило, в научной литературе рассматривается с двух сторон, тесно связанных между собой: устойчивое образование как цель и процесс, и образование для устойчивого развития. Образование для устойчивого развития представляет собой растущий уровень изменений, необходимых в учебных программах, в то время как достижение устойчивого образования потребует еще больших изменений, считает исследователь из Университета Мельбурна Жан Томас (Jan Thomas) [17]. Концепции устойчивого образования и устойчивых высших учебных заведений развивают исследователи из Португалии [6]. Изучению и классификации критических атрибутов устойчивости в высшем образовании посвящена статья исследователей из Бразилии [18]. Ученый из Канады Джанет Мур (Janet Moore) дает ряд рекомендаций, которые помогут университетам достичь показателей устойчивости образования. Рекомендации составлены на основе данных семинара, а также данных 30 интервью участников и включают в себя комплекс мероприятий для обеспечения устойчивости во всех университетских решениях: интеграция исследовательского, сервисного и преподавательского компонентов университета, структур принятия решений и оценочных мер, поощрение и развитие сотрудничества и трансдисциплинарности и другие [13].

Однако в зарубежной и отечественной научной литературе больше исследований, анализирующих, каким образом высшее образование может содействовать устойчивому развитию в целом общества и его отдельных сфер. Коллектив авторов из разных стран (Jennie C. Stephens, Maria E. Hernandez, Mikael Román, Amanda C. Graham, Roland W. Scholz) в статье «Высшее образование как фактор изменения устойчивости в разных культурах и контекстах» [16] подчеркивает, что «высшие учебные заведения во всем мире, в разных культурах и контекстах, могли бы быть агентами изменений для обеспечения устойчивости». По мере того как общество сталкивается с беспрецедентными и все более насущными проблемами, связанными с ускорением изменений в окружающей среде, нехваткой ресурсов, ростом неравенства и несправедливости, а также быстрыми технологическими изменениями, появляются новые возможности для высшего образования и новые задачи.

Какой вклад могут сделать университеты в устойчивое развитие, в будущее человечества? [15]. Прежде всего через учебные программы и преподаваемые дисциплины. Поскольку устойчивое развитие предполагает комплекс взаимосвязанного развития трех сфер: экологической, экономической и социальной, следовательно, преподавание разных дисциплин социально-гуманитарного, естественно-научного и технического цикла в тесной взаимосвязи может содействовать комплексному рассмотрению

и системному решению неожиданных, непредвиденных парадоксов современности [2; 8; 11].

Например, с 2016 года Германский университет в Каире (German University in Cairo - GUC) в сотрудничестве с Немецким обществом устойчивого развития (Deutschen Gesellschaft für Nachhaltigkeit - DGNB) и Немецким федеральным институтом строительства, градостроительства и пространственного развития (German Federal Institute on Building, Urban Affairs and Spacial Development) пытаются преобразовать двухсеместровый магистр-ский курс по архитектуре и технологии строительства и базирующуюся на данном курсе студенческую научную работу на критериях и методах научной устойчивой оценки. Чтобы одновременно обеспечить высокую практическую значимость и достижение целей, проект сопровождается ведущими игроками частного сектора, специалистами Международной консалтинговой компании «Dar Al-Handasah». Благодаря непосредственному взаимодействию с ведущими неуниверситетскими организациями и исследовательскими институтами в области устойчивого развития достигается более быстрое и всестороннее внедрение в практику преподавания устойчивого проектирования.

3. Цель и методы исследования

24-25 июня 2018 года в Париже прошла юбилейная 10-я конференция министров образования стран-участниц Болонского процесса, объединившая представителей 70 стран мира. В итоговом документе отмечено положительное влияние программы Erasmus+, которая способствует расширению сотрудничества и развитию академической мобильности и тем самым усилению устойчивости в функционировании систем образования во всем мире.

В рамках программы Erasmus+ подпрограмма Jean Monnet стремится расширить знания о процессах европейской интеграции посредством обучения, исследований и дебатов по темам, связанным с историей, политикой, экономикой и законодательством Европейского Союза, а также отношениями ЕС с другими регионами мира. Основная цель программы - привнести европейское измерение в системы высшего образования и обеспечить условия для становления устойчивой образовательной системы. Для России это особенно важно в связи с тем, что в последние годы образование буквально «трясет» от постоянной смены образовательных стандартов, присуждения им странных и непонятных номеров типа «3++», смены компетенций и дисциплин. Этот процесс сопровождается усложнением форм рабочих программ и массой других формальных «новшеств», которые отнимают у преподавателя и в конечном итоге у студента время. Это время можно было бы потратить на изучение и внедрение передового опыта

преподавания, современных педагогических технологий, применяемых в Болонской системе, и улучшение качества образования. Как показала практика, участие студентов и преподавателей в проектах Tempus, Eras-mus+, Jean Monnet не только стимулирует освоение современных знаний, приобщение к богатейшим практикам Европы, но дает нечто большее: развитие межкультурных компетенций, собственных адаптационных и интеграционных способностей, понимание интернациональной сущности образования [4].

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) в 2015 году получил поддержку модуля «Межкультурная Европа: градоустройство на принципах социальной интеграции». Модуль внедрялся в учебный процесс на направлениях «Градостроительство», «Архитектура» на уровнях бакалавриата и магистратуры.

В 2016 году был поддержан еще один проект МГСУ «Миграционные процессы и градостроительное проектирование: опыт ЕС», являющийся необходимым дополнением к модулю, позволившим развернуть научные исследования и вовлечь в этот процесс студентов и преподавателей.

Цель статьи: показать на примере реализованных в МГСУ проектов важность программы Jean Monnet, как части программы Erasmus+, для обеспечения устойчивости образования как социального института, и образования для устойчивого развития, решения возникающих острых социальных проблем современности.

Основной метод исследования - социологический опрос студентов на предмет востребованности и практической полезности модуля. В статье представлены некоторые результаты опроса студентов НИУ МГСУ, изучавших модуль «Межкультурная Европа: градоустройство на принципах социальной интеграции». Опрос проведен в декабре 2016 г. и ноябре 2017 года.

Анкета, разработанная для данной цели, содержала два блока вопросов. В первый блок были включены вопросы о необходимости модуля для градостроителей и архитекторов, вопросы второго блока выявляли отношение студентов к форме внедрения модуля в учебный процесс.

4. Результаты исследования

Модуль «Межкультурная Европа: градоустройство на принципах социальной интеграции» внедрялся как факультативная дисциплина по выбору. Содержание имело мультидисциплинарный характер, включало архитектурно-градостроительные, социологические, психологические, политологические, правоведческие знания. Основные темы модуля: «Евроинтегра-ция: цели и этапы. Основные направления евроинтеграции», «Миграция в современном мире и миграционная политика», «Политика интеграции мигрантов в культурную среду города: европейский опыт», «Устойчивое

развитие города: устойчивое проектирование и строительство в ЕС», «Архитектура как формирование устойчивой мультикультурной среды». Занятия вели преподаватели: архитектор, социолог, психолог и политолог. Несмотря на предоставленную свободу выбора около 80 % студентов магистратуры, обучающихся по направлениям «Градостроительство и «Архитектура», выбрали этот модуль и прошли обучение.

Социологическому опросу была подвергнута часть студентов после завершения изучения модуля и получения зачета. В опросе 2016 года приняли участие 53 студента магистратуры, обучающиеся по направлениям «Градостроительство» и «Архитектура». Из опрошенных студентов 43,4 % дали положительный ответ на вопрос «Позволит ли изучение данного модуля совершенствовать ваши профессиональные навыки?»; 39,6 % ответили «скорее да, чем нет». Таким образом, 83 % респондентов осознают необходимость получение знаний, представленных в этом модуле, для своего профессионального развития (рис. 1).

Рис. 1. Оценка модуля студентами с точки зрения формирования профессиональных навыков в 2016 г. / Fig. 1. Students' modul evaluation in terms of professional skills formation in 2016

Результаты опроса в 2017 году практически не отличаются от опроса 2016 года. В 2017 году опрошено 27 студентов магистратуры 1 курса, обучающихся по направлениям «Градостроительство» и «Архитектура». 88,9 % опрошенных студентов согласились с тем, что модуль поможет улучшить их профессиональные навыки: 48 % респондентов ответили «да», 40,7 % ответили «скорее да, чем нет» (рис. 2).

3 80 %

Позволит ли изучение данного модуля совершенствовать ваши профессиональные навыки? (2016 г.)

■ Нет

□ Скорее нет,чем да

□ Скорее да, чем нет

□ Да

Позволит ли изучение данного модуля совершенствовать ваши профессиональные навыки? (2017 г.)

7,40 %

□ Нет

■ Скорее нет, чем да

□ Скорее да, чем нет

□ Да

40,70 %

Рис. 2. Оценка модуля студентами с точки зрения формирования профессиональных навыков в 2017 г. / Fig. 2. Students' modul évaluation in terms of professional skills formation in 2017

Доля респондентов, которые дали положительный ответ на вопрос «Можете ли вы использовать знания, полученные при изучении этого модуля, в своей повседневной жизни?», оказалась больше в 2017 году: 86,8 % в 2016 году и 88,9 % - в 2017 году (рис. 3).

Можете ли вы использовать знания, полученные при изучении этого модуля, в своей повседневной жизни?

59,3

3,8

Нет

Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет □ 2016 П2017

Да

Рис. 3. Ответы на вопрос о возможности использования полученных знаний в повседневной жизни / Fig. 3. Answers to the question about the possibility of using the acquired knowledge

in everyday life

Студенты, изучавшие модуль, восприняли его введение в учебный процесс не как временное мероприятие, но и как необходимый предмет

0

для подготовки градостроителей и архитекторов. В 2016 году 86,8 % респондентов положительно ответили на вопрос «Хотели бы вы, чтобы этот модуль был включен в ваш учебный план?». В 2017 году их число снизилось - 66,4 % (рис. 4). Однако число желающих изучать модуль дополнительно к основной образовательной программе по сравнению с 2016 годом не изменилось, соотношение осталось таким же: 75,4% - в 2016 г. -66,7 % (рис. 5).

Хотели бы вы, чтобы этот модуль был включен в ваш учебный план?

49

Нет Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет Да

□ 2016 П2017

Рис. 4. Мнение студентов о необходимости включения модуля в учебный план / Fig. 4. Students' opinion on the need to include a module in the curriculum

Готовы ли вы изучать модуль в дополнение к своей основной образовательной программе?

49

48,2

18,9

5,7

7,4

29,6

I

14,8

Нет

Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет □ 2016 D2017

Да

Рис. 5. Готовность студентов изучать модуль в дополнение к основной образовательной программе / Fig. 5. Students' readiness to study the module in addition to the main educational programme

Таким образом, восприятие модуля со стороны студентов было позитивным, обучающиеся отмечали возможность применения полученных знаний в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Более того, студенты осознавали необходимость данного предмета для профессионального становления градостроителей и архитекторов. Модуль показал важность этнокультурных, этнодемографических знаний при проектировании устойчивого городского пространства и интеграции его жителей в единое социокультурное пространство. В рамках модуля были рассмотрены различные модели мультикультурного развития европейских городов.

Поддержанный в 2015 году проект «Миграционные процессы и градостроительное проектирование: опыт ЕС», направленный на проведение конференций, научных семинаров и круглых столов, удачно дополнил учебный модуль. Студенты получили возможность вести научную работу, а затем представить результаты своих исследований на круглых столах и конференциях. За два года в рамках проекта проведено семь научных мероприятий с привлечением зарубежных и российских специалистов. В них приняли участие практически все студенты, изучавшие модуль, либо в качестве докладчиков-авторов научных статей, либо в качестве слушателей.

Проведенные научные мероприятия собрали участников из разных стран: Германии, Дании, Австрии, Словакии, Македонии, Беларуси, России. Профессиональный состав участников оказался также мультидисципли-нарным: градостроители, архитекторы, экономисты, инженеры-строители, специалисты по информационным технологиям, философы, социологи, психологи и юристы. Все они объединены одной целью - исследовать исторические и современные причины миграции, изучить опыт ЕС по приему мигрантов и беженцев, использование архитектурных и градостроительных технологий для создания устойчивой городской среды и предложить наиболее приемлемые способы адаптации и интеграции мигрантов.

Особо ценным для знакомства с европейской практикой градостроительства в контексте миграционных проблем стало участие германских, датских и австрийских коллег, представителей стран, имеющих огромный опыт принятия и расселения мигрантов и беженцев. Например, участники конференции из Института миграционных и межкультурных исследований Оснабрюкского университета (Verena Schulze Palstring, Antonie Shmitz) представили опыт осуществления научно-исследовательского проекта по проблемам беженцев, вынужденной миграции и интеграции. Профессор Венского технологического университета Геза Виттхёфт (Gesa Witthöft) ознакомила с опытом строительства социального жилья в Австрии. Лена Кнауэрхазе (Lena Knauerhase), архитектор из Берлина, поделилась опытом разработки проектов жилья для беженцев.

В рамках проекта велась также практическая работа по проектированию жилья для беженцев. Один из разработчиков программы модуля и активный участник научных мероприятий Михаель Айхнер разработал проект энергоэффективного трансформируемого жилого дома и квартир,

в которых могли бы жить беженцы. Такие проекты могут решить проблемы жилья для прибывающих мигрантов и беженцев и снизить социальную напряженность в городе.

5. Обсуждение

Соединение учебной и научной работы в рамках близких по теме проектов Jean Monnet показало свою высокую эффективность и результативность. Во-первых, студенты получили возможность вести самостоятельную исследовательскую работу по тем проблемам, с которыми ознакомились во время изучения учебного модуля. Это повышало интерес к изучаемой сфере и стимулировало самостоятельные поиски материала, углубление в практические примеры решения конкретных градостроительных ситуаций, связанных с миграцией и усилением поликультурного состава городов. Во-вторых, студенты получили возможность общения с приглашенными специалистами разных профилей из европейских и российских городов, университетов и научных центров. Они могли составить целостную картину миграционной ситуации в Европе, видеть комплексное и успешное решение проблем интеграции мигрантов, в том числе градостроительными и архитектурными методами. Межкультурная коммуникативная компетентность, формирующаяся в процессе взаимодействия со специалистами из разных стран, может стать стимулом для преобразующего процесса, влекущего за собой усиление устойчивости мира [7], достижения единства, в котором отсутствуют границы и различия, а нации находятся во взаимодействии друг с другом [10]. Как прямой эффект от внедрения проектов Jean Monnet в НИУ МГСУ можно отметить выбор студентами градостроителями и архитекторами европейской тематики для научных работ, усилившийся интерес к овладению иностранными языками, более активное участие в академической мобильности в рамках летних студенческих школ в постпроектный период. Это свидетельствует об изменении мышления обучающихся, более глубокое понимание сути происходящих в мире процессов, повышение их межкультурной компетентности.

В данном контексте возникает вопрос о своевременном включении существующих программ обучения и академических курсов результатов новейших исследований быстро меняющейся реальности, в том числе изменения социальной структуры и социальной ситуации городов. На примере архитектурных факультетов многих развивающихся стран, в том числе и России, видно, что передача обучающимся передовых знаний в области устойчивого планирования и строительства отстает от глобального развития экологических, климатических, социальных проблем и лишь частично отражается в учебных программах. Несмотря на то, что в последние годы в университетах созданы курсы, лаборатории и другие академические

структуры для исследования глобальных проблем и факторов устойчивого развития, неуниверситетские организации и исследовательские институты опережают вузы в проведении подобных исследований, в них все чаще и быстрее появляются новые знания.

Гибкая академическая деятельность, направленная на укрепление связей с производством, частным сектором, исследовательскими организациями является целью Болонского процесса и играет важную роль в устойчивом образовании и развитии. Однако процессы интеграции идут медленно и приводят к отставанию сферы образования от науки, что сказывается на подготовке высококвалифицированных специалистов для практических сфер. Личный опыт авторов статьи, на протяжении многих лет интегрировавших всестороннее устойчивое (экоантропоцентрическое) мышление и научное знание в рамках академических курсов по различным дисциплинам, свидетельствует о наличии следующих проблем: отсутствие устойчивых базовых принципов в управлении образованием, отсутствие актуальных знаний в учебных программах и курсах, недостаточная осведомленность о современных экологических и социальных проблемах среди студентов и общества в целом, а также незнание студентами научных требований и доказательной базы.

Еще одна проблема, которая возникает в связи с обсуждением реализованных в МГСУ проектов Jean Monnet. Хотя технологии и инженерные практики являются важной движущей силой на пути к устойчивому обществу, однако более важные факторы устойчивого развития все же находятся в социально-гуманитарной сфере. Следовательно, инженеры или проектировщики должны не только развивать технологические движущие силы, они также должны приводить в действие экономические и социальные рычаги [12]. Исследователи из Делфтского технологического университета считают, что студент, обучающийся по инженерным направлениям, также должен быть подготовлен как «социальный инженер». Выпускники инженерных специальностей должны знать, как решать социальные, экономические и экологические проблемы. Для этого нужны преподаватели «гибридного типа», обладающие социальными и экономическими навыками и, таким образом, способные обучать студентов решению технических и инженерных проблем во взаимосвязи с экологическими, социальными и экономическими проблемами [14]. По нашему мнению, расширение социальной составляющей высшего инженерного, архитектурно-градостроительного образования, включение системных интегрированных гуманитарных, экологических, социальных, экономических, организационно-управленческих и этнологических знаний помогут формировать как устойчивость самого института образования, так и способствовать устойчивому развитию общества.

6. Заключение

Неотъемлемой частью устойчивого развития не только в области архитектуры и градостроительства, но и практически во всех сферах производства товаров и услуг является углубленное изучение социальных факторов, воздействующих на окружающую среду и самого человека. Однако социальные факторы и механизмы социальной интеграции иногда не только не принимаются во внимание, но и полностью игнорируются. Для России проекты Jean Monnet, в частности, «Межкультурная Европа: градоустройство на принципах социальной интеграции», «Миграционные процессы и градостроительное проектирование: опыт ЕС» особо необходимы, так как формируют новое мышление и новые подходы к созданию социального устойчивого пространства и архитектуры, основанные на культурном опыте и принципах устойчивости европейского социального города. В процессе изучения модуля создаются расширенные возможности для знакомства и критического анализа европейской и международной практики планирования и строительства, обеспечения социального качества городов.

Широкий диапазон тем поддерживаемых проектов и рациональный отбор дают возможность программе Jean Monnet системно охватить всю сложную составляющую элементов концепции устойчивого развития. Теперь «образование в интересах устойчивого развития становится не только предпосылкой достижения устойчивого развития, но и приоритетно-ключевым его средством» [1]. На примере реализация проектов Erasmus + Jean Monnet в НИУ МГСУ мы видим, что они давали студентам, кроме новых знаний и разностороннего опыта, ощущение стабильности и преемственности образования, устойчивости и незыблемости некоторых его основ. Ощущение устойчивости необходимо подлинному человеческому сознанию, оно дает надежды и ориентиры для движения вперед [9]. Программа Jean Monnet - это возможность сотрудничества и интеграции, восприятие европейских практик устойчивого образования. Программа Jean Monnet -это ориентир для движения вперед к устойчивому обществу.

Список литературы

1. Грачев В.А., Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А., Андреев А.И. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы (Экспертно-аналитический доклад). М. : Московская редакция издательства «Учитель»; Изд-во МГУ, 2017. 207 с. URL: http://fgp.msu.ru/wp-content/uploads/2017/10/ead.pdf (дата обращения: 17.08.2019).

2. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Зарубежный опыт включения идей устойчивого развития в содержание учебных предметов // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2015. № 2. С. 43-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 26370431 (дата обращения: 17.08.2019).

3. Муравьева А. А., Аксенова Н. М., Ватолкина Н. Ш. Болонский процесс: пространство развития или неолиберальный проект? // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 23 (3). C. 119-129. DOI 10.15826/umpa.2019.03.024

4. Олейникова О.Н. Вклад программы Темпус в интернационализацию высшего образования. Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2014. № 4. С. 191-198. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=22862819 (дата обращения: 17.08.2019).

5. Урсул А.Д., Урсул ТА. Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы // Социодинамика. 2015. № 1. С. 11-74. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.1.14001

6. Aleixo A.M., Susana Leal, Ulisses S.L., Azeiteiro M. (2018) Conceptualization of sustainable higher education institutions, roles, barriers, and challenges for sustainability: An exploratory study in Portugal // Journal of Cleaner Production. Vol. 172 (20). Pp. 1664-1673. DOI: 10.1016/j.jclepro.2016.11.010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Almarza G.G., Martínez R.D., Llavador F.B. (2015) Profiling the Intercultural Communicative Competence of University Students at the Beginning of their Erasmus Placements. Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 173, pp. 43-47. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.02.028

8. Amy Walsh et al. Sustainability in Higher Education: Beyond the Green Mirror. Universities as Living Labs for Sustainable Development. Pp. 183-191. DOI: 10.1007/978-3-030-15604-6_12

9. Bonnett M. (2002) Education for Sustainability as a Frame of Mind. Environmental Education Research. Vol. 8. Issue 1. P. 9-20. DOI: 10.1080/13504620120109619

10. Ekti M. (2013) An evaluation regarding to the gains of Erasmus program in terms of language and science. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Vol. 70. Pp. 1800-1809. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.01.256

11. Figueiró P. Shmitt, Raufflet E. (2015) Sustainability in higher education: a systematic review with focus on management education // Journal of Cleaner Production. Vol. 106 (1). Pp. 22-33.

12. Fitzpatrick John J. (2016) Does engineering education need to engage more with the economic and social aspects of sustainability? // European Journal of Engineering Education. Vol. 23. Pp. 1-11. DOI: 10.1080/03043797.2016.1233167

13. Moore Ja. (2005) Seven recommendations for creating sustainability education at the university level // International Journal of Sustainability in Higher Education. Vol. 6 (4). DOI: 10.1108/14676370510623829

14. Mulder Karel F. (2006) Engineering curricula in sustainable development. An evaluation of changes at Delft University of Technology // European Journal of Engineering Education. Vol. 31. No. 2. Pp. 133-144. DOI: 10.1080/03043790600566912

15. Power C. (2006) Education for the future: An international perspective. Educational Research for Policy and Practice. Vol. 5 (2). Pp. 165-174. DOI 10.1007/s10671-006-9003-9

16. Stephens J.C., Hernandez M.E., Román M., Graham, A. and et al. (2008), Higher education as a change agent for sustainability in different cultures and contexts // International Journal of Sustainability in Higher Education. Vol. 9. No. 3. Pp. 317-338. DOI: 10.1108/14676370810885916

17. Thomas Jan. (2009) Critical Thinking, Transformative Learning, Sustainable Education, and Problem-Based Learning in Universities // Journal of Transformative Education. Vol. 7 (3). Pp. 245-264. DOI: 10.1177/1541344610385753

18. Viegas C.V., Bond A.J. and et al. (2016) Critical attributes of Sustainability in Higher Education: a categorization from literature review // Journal of Cleaner Production. Vol. 126 (10). Pp. 260-276. DOI: 10.1016/j.jclepro.2016.02.106

Статья поступила в редакцию 24.08.2019 г.; принята к публикации 28.09.2019 г.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Об авторах

Иванова Зинаида Ильинична

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социальных, психологических и правовых коммуникаций (СППК), Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ),

zinaida. i. ivanova@gmail. com

Айхнер Михаель

профессор, Факультет архитектурного проектирования и строительных технологий, Германский университет в Каире (вИС), michael.eichner@guc.edu.eg

Шведов Стефан Андреевич

начальник Отдела международных проектов, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, stefan.shvedov@mail.ru

Jean Monnet program as an element of sustainable education on the example of projects in MGSU

Z. I. Ivanova, M. Eichner, S. A. Shvedov

The article raises questions of the formation of sustainable education and the role of education in the sustainable development. In order to achieve this goal there is the need of the significant changes to national educational systems based on common criteria of the Bologna Declaration. The authors emphasize that the European education support program Erasmus + Jean Monnet actively stimulates the Bologna process and thus makes a significant contribution to the process of establishing sustainable education. The article discusses the experience of implementation of two projects in MGSU: Erasmus+ Jean Monnet Module "Intercultural Europe: Urban Planning on the Principles of Social Integration" and Erasmus + Jean Monnet Project "Migration Processes and Urban Planning: EU Experience". Based on the results of a sociological survey of graduate students (areas of study "Urban Planning" and "Architecture"), who studied the module and participated in scientific events, a positive perception of the subject and content of projects is noted. Respondents emphasize the practical usefulness of the module for their professional development and recommend that this discipline be included in the training programs for BSc and MSc students. The authors also noted the increased interest of students in European subjects, increased intercultural competence and a desire to participate more actively in student academic mobility. In this context, the article contains the discussion on the questions of the need to saturate educational programs with the latest research in problem areas: social, environmental, climate and the formation of eco-anthropocentric thinking of the young generation. The diverse elements of sustainable development are only partially reflected in the curricula and disciplines of Russian universities. Another problem raised by the authors is a comprehensive and integrated social, natural-scientific and technical education. Future technical specialists should be "social engineers", know how to solve social, economic and environmental problems in the process of implementing technical projects. Authors' conclusion: it is the multidisciplinarity of the projects supported by the Jean Monnet program, the relevance of the topic, and the focus on the integration of science and education that ensure the formation of sustainable education as a driving force for the sustainable development of the world.

Keywords: sustainable education, education for sustainable development, Bologna process, integration of science and education, intercultural competence, multi-disciplinarity, ecoanthropocentric thinking.

Citation for an article: Ivanova Z. I., Eichner M., Shvedov S. A. Jean Monnet program as an element of sustainable education on the example of projects in MGSU. West - East. 2019, no. 12, pp. 159-174. DOI: 10.30914/2227-68742019-12-159-174 (In Russ.).

References

1. Grachev V.A., Il'in I.V., Ursul A.D., Ursul T.A., Andreev A.I. Obrazovanie dlya ustoichivogo razvitiya v Rossii: problemy i perspektivy (Ekspertno-analiticheskii doklad) [Education for sustainable development in Russia: problems and prospects (Expert-analytical document)]. Moscow, Moscow edition of the Publishing House "Teacher"»; MGU Publishing House, 2017, 207 p. Available at: http://fgp.msu.ru/wp-content/uploads/2017/10/ead.pdf (accessed 17.08.2019). (In Russ.)

2. Zakhlebny A. N., Dzyatkovskaya E. N. Zarubezhnyi opyt vklyucheniya idei ustoichivogo razvitiya v soderzhanie uchebnykh predmetov [Foreign experience of incorporating the ideas of sustainable development into the content of educational subjects]. VestnikBuryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo = BSU Bulletin. Education. Personality. Society, 2015, no. 2, pp. 43-53. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26370431 (accessed 17.08.2019). (In Russ.)

3. Muravyova A. A., Aksyonova N. M., Vatolkina N. Sh. Bolonskii protsess: prostranstvo razvitiya ili neoliberal'nyi proekt? [Bologna process: area for development or a neoliberal project?/ Univer-sitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis, 2019, vol. 23, no. 3, pp. 119-129. DOI 10.15826/umpa.2019.03.024 (In Russ.).

4. Oleynikova O.N. Vklad programmy Tempus v internatsionalizatsiyu vysshego obrazovaniya [Impact of Tempus programme on internationalization of higher education]. VestnikMGOU. Seriya: Pedagogika = Bulletin MSRU. Series: Pedagogics, 2014, no. 4, pp. 191-198. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22862819 (accessed 17.08.2019). (In Russ.)

5. Ursul A.D., Ursul T.A. Obrazovanie v interesakh ustoichivogo razvitiya: pervye rezul'taty, problemy i perspektivy [Education for Sustainable Development: First Results, Problems and Prospects]. Sotsiodinamika = Sociodynamics. 2015, no. 1, pp. 11-74. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.1.14001 (In Russ.)

6. Aleixo A.M. Susana Leal Ulisses S.L., Azeiteiro M. (2018) Conceptualization of sustainable higher education institutions, roles, barriers, and challenges for sustainability: An exploratory study in Portugal. Journal of Cleaner Production, vol. 172 (20), pp. 1664-1673. DOI 10.1016/j.jclepro.2016.11.010

7. Almarza G.G., Martínez R.D., Llavador F.B. (2015) Profiling the Intercultural Communicative Competence of University Students at the Beginning of their Erasmus Placements. Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 173, pp. 43-47. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.02.028

8. Amy Walsh et al. Sustainability in Higher Education: Beyond the Green Mirror. Universities as Living Labs for Sustainable Development. Pp. 183-191. DOI: 10.1007/978-3-030-15604-6_12

9. Bonnett M. (2002) Education for Sustainability as a Frame of Mind. Environmental Education Research, vol. 8, issue 1, pp. 9-20, DOI: 10.1080/13504620120109619

10. Ekti M. (2013) An evaluation regarding to the gains of Erasmus program in terms of language and science. Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 70, pp. 1800-1809. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.01.256

11. Figueiró P. Shmitt, Raufflet E. (2015) Sustainability in higher education: a systematic review with focus on management education. Journal of Cleaner Production, vol. 106 (1), pp. 22-33.

12. Fitzpatrick John J. (2016) Does engineering education need to engage more with the economic and social aspects of sustainability? European Journal of Engineering Education, vol. 23, pp. 1-11. DOI: 10.1080/03043797.2016.1233167

13. Moore Ja. (2005) Seven recommendations for creating sustainability education at the university level. International Journal of Sustainability in Higher Education, vol. 6(4). DOI: 10.1108/14676370510623829

14. Mulder Karel F. (2006) Engineering curricula in sustainable development. An evaluation of changes at Delft University of Technology. European Journal of Engineering Education, vol. 31, no. 2, pp. 133-144. DOI: 10.1080/03043790600566912

15. Power C. (2006) Education for the future: An international perspective. Educational Research for Policy and Practice, vol. 5 (2), pp. 165-174. DOI 10.1007/s10671-006-9003-9

16. Stephens J.C., Hernandez M.E., Román M., Graham, A. and et al. (2008), Higher education as a change agent for sustainability in different cultures and contexts. International Journal of Sustainability in Higher Education, vol. 9, no. 3, pp. 317-338. DOI: 10.1108/14676370810885916

17. Thomas Jan. (2009) Critical Thinking, Transformative Learning, Sustainable Education, and Problem-Based Learning in Universities. Journal of Transformative Education, vol. 7 (3), pp. 245-264. DOI: 10.1177/1541344610385753

18. Viegas C.V., Bond A.J. and et al. (2016) Critical attributes of Sustainability in Higher Education: a categorization from literature review. Journal of Cleaner Production, vol. 126 (10), pp. 260-276. DOI: 10.1016/j.jclepro.2016.02.106

Submitted 24.08.2019; revised 28.09.2019.

All authors have read and approved the final manuscript.

About the authors Zinaida I. Ivanova

Ph. D. (History), Associate Professor, Associate Professor of the Department of social, psychological and legal communication, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University), zinaida.i.ivanova@gmail.com

Michael Eichner

Professor, German University in Cairo - GUC, Department of Architectural Design and Building Technology, michaeleichner@guc.edu.eg

Stefan A. Shvedov

Head of International Projects Office, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University), stefan.shvedov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.